Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды нормативно-правовых актов.




Закон - нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической си­лой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса, отношений.

Правом принятия законов в Российской Федерации обладают:

1) Федеральное Собрание РФ (законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации);

.2) законодательные органы субъектов Российской Федерации;

3) граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32 и ст. 60 Конституции РФ).

Виды законов:

1. Основные - Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы - законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, ко­торые определяют форму государства и всю его политическую систему. К ним относятся: законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения; законы о порядке принятия в состав РФ нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Феде­рации; законы о порядке деятельности Правительства РФ; законы о су­дебной системе РФ; и др. Федеральный конституционный закон считает­ся принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституцион­ный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть откло­нен Президентом. Конституция РФ обязывает Президента в течение че­тырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был при­нят Федеральным Собранием (ст. 108 Конституции РФ).

3. Федеральные законы призваны регулировать основные сферы дея­тельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюд­жете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную по­литику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества; и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и феде­ральному конституционному закону. Федеральный закон считается при­нятым, если за него проголосовало более половины от общего числа де­путатов Государственной Думы (226 человек). После этого он должен быть одобрен простым большинством членов Совета Федерации. Затем Федеральный закон поступает на подпись Президенту РФ, который име­ет право в случае несогласия отклонить его. В случае отклонения феде­рального закона Президентом Государственная Дума вновь рассматрива­ет этот закон и либо вносит в него поправки согласно замечаниям пре­зидента, либо оставляет закон в старой редакции. Во втором случае вето президента может быть преодолено, если за закон проголосовало не ме­нее 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. После этого Президент обязан подписать Федеральный закон в течение семи дней (ст. 107 Конституции РФ).

4. Законы субъектов Российской Федерации регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принима­ются представительными законодательными органами субъектов Федера­ции и действуют только на их территории. Поэтому в отличие от феде­ральных законов законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и зако­нов субъектов Федерации определено в п. 5 ст. 76 Конституции РФ.

Законы принимаются в порядке законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы - это право выдвигать предложе­ние о необходимости принятия закона и вносить в законодательный ор­ган проект закона.

В Российской Федерации правом законодательной инициативы обладают:

1) депутаты Государственной Думы;

2) Совет Федерации и члены Совета Федерации;

3) Президент;

4) Правительство;

5) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

6) высшие судебные органы (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд) по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы порождает обязанность законода­тельного органа обсудить вопрос о принятии к рассмотрению выдвинутых предложений или законопроектов.

Законы - первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными норма­тивно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт - один из видов нормативно-правового акта, кото­рый создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различ­ных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в зако­нах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то при­меняется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются на:

1) нормативные указы Президента, которые не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ, лишь в услови­ях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон;

2) постановления Правительства. Они принимаются в контексте с Указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы госу­дарственного управления, социального строительства, образования, здра­воохранения, культуры и т. д.;

3) ведомственные нормативные акты - нормативно-правовые акты общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений;

4) подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относят­ся нормативные акты региональных и муниципальных органов представи­тельной законодательной власти (постановления, распоряжения и т. д.);

5) внутриорганизационные акты - такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотвор­чества органов государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее опти­мальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2. Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, ко­торые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование озна­чает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно по­ниматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исклю­чить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкций, разъяснения и т. д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нор­мативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы обще­ственного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ "О федеральном бюджете Российской Федерации" должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой при­нятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

3. Все нормативно-правовые акты являются актами направленного действия, т. е. реализуются в рамках определенных временных парамет­ров и на определенной территории (пространстве).

Действие нормативно-правовых актов во времени связано с моментом вступления нормативного акта в законную силу и с моментом утраты им юридической силы.

Время вступления нормативно-правового акта в законную силу:

1. С момента официального опубликования закона. Публикация при­нятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации зако­на должна осуществляться не позднее, чем через семь дней после подпи­сания этого закона Президентом РФ.

2. С момента подписания закона (что специально оговаривается в за­коне). Население в таком случае немедленно информируется через сред­ства массовой информации. Такой закон должен быть опубликован не позднее чем через два дня после подписания. Хотя такой закон вступает в силу с момента подписания, но ссылаться на него можно только после его опубликования.

3. Срок вступления закона в силу может быть указан в самом законе или в специальном акте о введении закона в действие.

4. Нормативный акт может вступить в силу с момента получения его в организациях и учреждениях. Это относится к адресным нормативным актам, которые нигде не публикуются, а лишь направляются в соответст­вующие учреждения.

5. Нормативные акты Президента и Правительства РФ вступают в си­лу через семь дней после их опубликования.

6. Все ведомственные подзаконные акты (инструкции, рекомендации) вступают в силу через четырнадцать дней после их опубликования.

Нормативный акт утрачивает свою силу:

1. По истечении срока его действия (например, Закон "О федераль­ном бюджете Российской Федерации" каждый раз прекращает свое дейст­вие по окончании текущего года).

2. В результате его прямой отмены. Для этого принимается федераль­ный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утратив­шим силу.

3. В результате его фактической отмены. Это означает, что специаль­ного закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которого входят в противоречие со ста­рыми нормами. Главное, чтобы новые нормы не противоречили положе­ниям Конституции.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве определяется территорией государства, на которую распространяются их предписания. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверх­ность, 2) недра, 3) внутреннее водное пространство, 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль), 5) воздушное пространство в пределах государственных границ.

Кроме понятия территориального пространства, существует понятие экстерриториального пространства, которое включает в себя пространство, находящееся за пределами границ государства, но имеющее статус госу­дарственной территории. К экстерриториальному пространству относятся: 1) посольства и представительства, 2) военные корабли (в открытом море и портах), 3) все другие корабли (только в открытом море), 4) салоны и ка­бины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

Содержание правовых отношений в обществе.

(Понятие правоотношения, его предпосылки и структура. Система права Российской Федерации. Система законодательства и формы ее систематизации. Правонарушения, их признаки, виды и принципы квалификации. Юридическая ответственность и ее виды).

Применение норм права - это властная деятельность компетентных ор­ганов государства по реализации правовых норм относительно конкрет­ных жизненных обстоятельств или индивидуально-определенных лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, ад­министрация города, правоохранительные органы и т. п.

Общественные отношения, на которые направлено воздействие пра­вовых норм и в которые эти нормы реально воплощаются путем реали­зации и применения норм права, являются правовыми отношениями. Гра­ницы этой области общественных отношений совпадают с границами сферы законодательного регулирования.

Правоотношение - регулируемая нормами права юридическая связь меж­ду лицами, которые обладают взаимными правами и обязанностями.

Таким образом, правоотношение является средством "перевода" объек­тивного права (т. е. совокупности правовых норм) в субъективные права и обязанности участников, общественных отношений (т. е. в плоскость их личностных установок).

Как известно, одной из функций права является регуляция мировоз­зренческих ориентации личности. Речь идет об особой форме восприятия действительности, которое формирует правосознание человека.

Правосознание - особая форма общественного и индивидуального со­знания, представляющая собой совокупность идей, взглядов, чувств, тра­диций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. По отношению к общественному созна­нию правосознание предстает в виде правовой идеологии, а по отноше­нию к индивидуальному сознанию - в виде правовой психологии. С субъ­ективной стороны категория правосознания характеризует психофизичес­кое состояние личности, при котором реализация норм права становится внутренней потребностью человека. Норма права при этом сливается с его жизненными принципами, становится частью мировоззрения. Поэтому ее выполнение не стимулируется никакими внешними факторами (например, угрозой наказания, осуждения и другими санкциями).

Предпосылки правоотношений определяются потенциальными свойст­вами личности, которые могут актуализироваться при конкретных об­стоятельствах. Такими свойствами являются правоспособность и дееспо­собность.

Правоспособность - способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных в нормах права. Под субъективным правом понимается, с одной стороны, принадлежность определенного объема прав конкретному лицу, с другой - возможность пользоваться предоставленным набором прав. Под юридической обязан­ностью понимается необходимость выполнения общепринятых норм и правил поведения. Правоспособность граждан в большинстве случаев возникает с момента рождения и прекращается только со смертью. Чтобы стать полноправным участником правоотношений, необходимо не только иметь права, но и быть способным их осуществлять. Поэтому другим потенциальным свойством, которым должна обладать личность, является дееспособность.

Дееспособность - способность лица самостоятельно, осознанно и це­ленаправленно осуществлять свои права и обязанности, а также способ­ность предвидеть и оценивать последствия своих действий. По россий­скому законодательству дееспособность граждан возникает по достиже­нии ими определенного возраста. В отличие от правоспособности, кото­рую никто не может отнять, дееспособность может прекращаться при признании судом гражданина недееспособным, если он вследствие пси­хического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Более узким понятием по отношению к дееспособности является деликтоспособность.

Деликтоспособность - способность лица отвечать за совершенные им действия, а также нести ответственность за противоправные деяния в ус­тановленном законом порядке. Общим понятием для правоспособности и дееспособности является понятие правосубъектности.

Правоспособность и дееспособность являются важными, но не един­ственными предпосылками возникновения правоотношений. Наряду с ними предпосылками правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты - это факты реальной действительности, конк­ретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законода­тельство связывает возникновение, изменение или прекращение правоот­ношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События - юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в на­селенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произош­ли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не за­висящие от воли людей), и относительные (события, толчком для кото­рых явились неосторожные действия людей, после чего события прини­мали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные ава­рии на АЭС).

Действия - юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправо­мерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юриди­ческие акты.

Юридические поступки - правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (на­пример, опубликование автором своего произведения влечет возникнове­ние права авторства).

Юридические акты - правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т. е. возникнове­ния, изменения или прекращения правоотношений).

Среди юридических актов выделяют административные акты и граж­данско-правовые акты.

Административные акты - действия органов государственного управ­ления и органов местного самоуправления.

Гражданско-правовые акты - правомерные действия граждан и орга­низаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглаше­ний в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных от­ношений.

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступ­ление, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т. п.

Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лип, а также юридиче­ских фактов могут возникать и функционировать правоотношения.

Структура правоотношений состоит из трех элементов: субъекты пра­воотношений; объекты правоотношений; права и обязанности участни­ков правоотношений.

Субъекты правоотношений - отдельные индивиды, обладающие право­субъектностью (т. е. правоспособностью и дееспособностью), и органи­зации, обладающие правоспособностью. Правоспособность организаций возникает с момента их регистрации в порядке, предусмотренном законом. Субъектом правоотношений может выступать и государство в лице его полномочных представителей.

Объекты правоотношений - определенная совокупность материальных и нематериальных благ, на которые направлено действие субъектов пра­воотношений.

Права и обязанности составляют содержание правоотношений. Одним из главных принципов права является единство прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат субъектам правоотношений, которых называют управомоченными и правообязанными субъектами. Объем и пределы прав и обязанностей субъектов правоотношений устанавливают­ся действующим законодательством.

2. Правовые нормы не могут создаваться только по субъективному ус­мотрению законодателей. Содержание правовых актов и необходимость их принятия обусловлены реально существующей системой обществен­ных отношений. Являясь частью этой системы, правовое сознание отра­жает и воспроизводит на юридическом уровне ее структуру и специфику. Поэтому право также представляет собой определенную систему.

Система права - структурно упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права - относительно самостоятельная совокупность право­вых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отно­шений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регули­рования.

Предмет правового регулирования - качественно однородный вид об­щественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. На­пример, нормы права, предметом регулирования которых являются отношения между работником и работодателем, составляют одну отрасль права; правовые нормы, предметом регулирования которых являются общест­венные отношения в сфере имущественных отношений, составляют дру­гую отрасль права; и т. д.

Система права Российской Федерации четко структурирована и имеет свою иерархию. Ведущей отраслью права является конституционное право. Эта отрасль права устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, права человека, порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Ведущий характер конституционного права состоит в том, что основным его источником является Конституция го­сударства, содержащая базовые нормы для всех остальных отраслей права, где эти нормы находят свое конкретное воплощение и развитие. Именно поэтому конституционное право представляет собой ядро системы права.

Далее система права подразделяется на три основных отрасли, кото­рые составляют первый уровень системы права:

1. Административное право, которое регулирует отношения в сфере го­сударственного управления как между государственными органами, так и между государством и гражданами.

2. Гражданское право, которое регулирует имущественные и связан­ные с ними личные неимущественные отношения.

3. Уголовное право, которое регулирует отношения охраны обществен­ной безопасности и общественного порядка, защиты жизни и здоровья граждан и нормы которого определяют характер преступлений и устанав­ливают размеры наказаний.

Каждая из этих отраслей права имеет еще уровни, на которых располагаются вполне самостоятельные, но все же про­изводные от основных отрасли права. Например, гражданское право - самое большое по охвату регулирования общест­венных отношений - содержит определяющие начала для следующих от­раслей права:

1. Трудовое право. Регулирует отношения, возникающие в процессе тру­довой деятельности людей. Трудовое право могло бы считаться частью гражданского права, если бы нормы трудового права не устанавливали жесткие требования соблюдения трудовой дисциплины и строгую адми­нистративную зависимость работника от работодателя.

2. Хозяйственное право. Регулирует общественные отношения в сфере хозяйственного и имущественного оборота. Хозяйственное право сущест­венно дополняет и конкретизирует гражданское право.

3. Жилищное право. Регулирует общественные отношения, возникаю­щие в жилищной сфере. Жилые строения относятся к категории недви­жимого имущества, приобретение или отчуждение которого также регу­лируется нормами гражданского права.

4. Земельное право. Регулирует отношения, связанные с использовани­ем и охраной земли.

5. Семейное право. Регулирует имущественные и некоторые неимуще­ственные отношения между супругами, родителями и детьми, а также другими членами семьи.

6. Таможенное право. Регулирует отношения, складывающиеся в ходе перемещения товаров, граждан, транспортных средств через таможенную границу государства.

Существует традиция разделять отрасли системы права на частное право и публичное право. К частному праву относят отрасли права, кото­рые призваны обеспечивать интересы отдельных граждан или организа­ций: гражданское право, трудовое право, жилищное право, семейное и другие отрасли права. К публичному праву обычно относят конституци­онное право. Подобное разделение отраслей права носит условный ха­рактер.

Отдельно от всех отраслей права стоит международное право, которое также подразделяется на частное и публичное. Нормы международного права регулируют взаимоотношения между государствами, а также между гражданами разных государств.

Представленный вариант системы права не единственный. В других вариантах дается иное представление о связях между отраслями права. Но это не отражается на содержании отраслей права, которые выделяют­ся по трем основным признакам:

а) по предмету - что регулируется;

б) по методу - как регулируется;

в) по наличию специальных нормативных актов - чем регулируется. По самым скромным подсчетам в системе российского права более двадцати отраслей права.

Источники отраслей права - официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы, призванные регулировать общественные отношения в отдельной отрасли права. В целях упорядочи­вания и совершенствования правовых норм государство проводит их систе­матизацию, что и позволяет говорить о системе законодательства.

Формы систематизации законодательства:

- кодификация - деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законода­тельства в конкретной области общественных отношений с целью созда­ния нового единого и логически непротиворечивого сводного норматив­ного акта. Обычно выделяют три вида кодифицированных актов: 1) осно­вы законодательства; 2) кодексы; 3) уставы (положения). Наиболее расп­ространенный вид - кодексы (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс и т. п.). Кодифицированные акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Их принятие пред­ставляет собой шаг вперед в развитии законодательства;

- инкорпорация в отличие от кодификации представляет собой объеди­нение действующих нормативных актов в сборники путем их репродуци­рования, т. е. без их переработки. Инкорпорация бывает:

а) хронологической, когда нормативные акты в сборниках расположены в зависимости от времени их принятия (например, "Собрание актов Пре­зидента и Правительства");

б) систематической, когда принятые, например, за истекший месяц нор­мативные акты группируются в сборниках по предметному признаку, т. е, по отраслям права.

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Неофициаль­ная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства в целях созда­ния справочников, сборников для отдельных категорий специалистов, рабо­тающих на предприятии, в учреждении, организации. На эти сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

Иногда выделяют еще одну форму систематизации законодательства - консолидацию. Это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. По форме консолидация близка к систематической инкорпорации, так как ничего нового в регулирование общественных отношений не вносит, но по сути консолидация близка к кодификации, так как консолидиро­ванный акт является сводным нормативным актом. Обычно консолида­ция законодательства используется там, где нет необходимости или воз­можности кодификации.

3. Как было отмечено, непосредственным итогом правового регулиро­вания и конечным результатом действия права является правопорядок. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т. е. на их правомерном поведении. Антиподом правомерно­го поведения является правонарушение.

Правонарушение представляет собой противоправное деяние (действие или бездействие), которое представляет определенную опасность для об­щества.

Признаки правонарушения. Первым признаком правонарушения явля­ется общественная опасность. Она выражается не только в причинении вреда другому или другим лицам, но и в самой возможности причинения вреда.

Вторым признаком правонарушения является противоправность. Про­тивоправным считается действие, запрещенное законом, или бездействие, если лицо должно было совершить определенные действия, предусмотрен­ные законом, но не совершило.

Третьим признаком правонарушения является виновность. Это зна­чит, что правонарушением признается деяние, совершенное по вине конкретного лица, которое осознает, что совершает неправомерное действие, и руководит своими поступками. (Понятие и формы вины под­робно рассматриваются в лекции по уголовному праву.) Данный признак указывает на то, что понятие правонарушения применимо только к дее­способным лицам.

Четвертым признаком правонарушения является наказуемость. Это значит, что правонарушение влечет за собой применение мер государст­венного воздействия к лицам, совершившим неправомерное деяние.

Таким образом, правонарушение - общественно опасное виновное дей­ствие или бездействие, которое противоречит нормам права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Виды правонарушений. По степени общественной опасности правона­рушения подразделяются на два вида: проступки и преступления.

Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опаснос­ти. К ним относятся административные и дисциплинарные проступки.

Административные проступки - правонарушения, посягающие на ус­тановленный законом порядок в сфере исполнительно-распорядительной деятельности, а также посягающие на общественный порядок и спокой­ствие граждан.

Дисциплинарные проступки - правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений. Как правило, это деяния, посягающие на уста­новленный распорядок деятельности определенных групп людей: рабо­чих, учащихся, военнослужащих и т. д.

Гражданские правонарушения - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, вы­ражающиеся в причинении вреда, невыполнении обязательств по дого­вору, нарушении авторских прав и т. д.

Преступления - правонарушения, отличающиеся большой степенью общественной опасности, влекущие за собой применение мер уголовного наказания. Поэтому понятие преступления относится к компетенции уго­ловного права.

Особую группу правонарушений составляют процессуальные правона­рушения. Они связаны с нарушением гражданами или государственными органами интересов правосудия или процессуальных прав одной из сто­рон, с которой правонарушитель состоит в правоотношении.

Можно выделить также международные правонарушения. Это проти­воречащие нормам международного права деяния субъектов междуна­родного права, приносящие ущерб или нарушающие права другого ана­логичного субъекта. Международные правонарушения подразделяются на международные деликты (например, нарушение международных торговых обязательств) и международные преступления (международный терроризм, геноцид, военная агрессия и т. д.).

Юридическая ответственность. Совершение тем или иным лицом про­тивоправного виновного деяния, содержащего признаки правонаруше­ния, является основанием привлечения к юридической ответственности. Юридическая ответственность является средством, которое блокирует или предотвращает противоправное поведение и стимулирует общест­венно полезные действия людей в сфере правового регулирования. В ши­роком смысле юридическая ответственность понимается как отношение лица к обществу, государству и другим лицам с позиции осознанного вы­полнения своих обязанностей перед ними. В более узком, специальном смысле, юридическая ответственность понимается как реакция государ­ства на совершенное правонарушение. Реализация юридической ответст­венности на практике означает применение к правонарушителю мер го­сударственного воздействия, содержащихся в санкциях правовых норм.

Признаки юридической ответственности:

1. Содержание юридической ответственности составляет государствен­ное принуждение, в котором государство в лице его компетентных орга­нов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель - как обязанная.

2. Юридическая ответственность характеризуется определенными ли­шениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушите­ля определенных благ является объективным свойством ответственности. Другими словами, юридическая ответственность представляет для право­нарушителя юридическую обязанность, которой для него до правонару­шения не существовало (например, обязанность уплатить штраф, неус­тойку, возместить причиненный ущерб и т. д.).

3. Юридическая ответственность наступает только за совершившееся правонарушение. Это значит, что не подлежит юридической ответственнос­ти лицо, заявившее о намерении совершить правонарушение, но не со­вершившее его. Аналогичным образом юридическая ответственность не применяется за неоконченное правонарушение, если оно не повлекло за собой причинение вреда. В юридической науке идут споры, какое правонарушение считать совершившимся. В необходимых случаях этот факт может устанавливаться в судебном порядке.

4. Применение мер юридической ответственности возможно лишь при соблюдении норм процессуального права (гражданско-процессуального пра­ва, уголовно-процессуального права, процессуальных норм, содержащих­ся в законодательстве об административных правонарушениях).

Юридическая ответственность является лишь одним из видов госу­дарственного принуждения. Наряду с юридической ответственностью к мерам государственного принуждения относятся:

- принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество);

- меры защиты (принудительное взыскание алиментов, признание граж­данско-правовой сделки недействительной, обязанность выполнения решений суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника и др.).

Виды юридической ответственности соответствуют названиям отраслей права, за нарушение норм которых предусмотрены соответствующие санк­ции. Обычно выделяют следующие виды юридической ответственности:

1. Административная ответственность выражается в применении к пра­вонарушителям мер административного воздействия (от предупреждения до административного ареста).

2. Дисциплинарная ответственность наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской, учебной и т. п.). Основными дисцип­линарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы, исключение студента из вуза за систематическую неуспеваемость или за утрату связи с вузом, назначение вне очереди наряда по службе и др.).

3. Материальная ответственность заключается в возмещении имущест­венного вреда, причиненного в результате неправомерных действий лица во время исполнения им I своих служебных обязанностей. Как материальная, так и дисциплинарная ответственность применяется в основном в трудо­вом праве.

4. Гражданско-правовая ответственность наступает при нарушении имущественных и некоторых личных неимущественных прав граждан и организаций. Данный вид ответственности реализуется в установленных законом или договором мерах воздействия, влекущих для правонаруши­теля невыгодные последствия имущественного характера (например, возмещение убытков, уплата неустойки, возмещение вреда и др.). Цель гражданско-правовой ответственности - восстановление нарушенных имущественных прав.

5. Уголовная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление.

Дисциплинарная и материальная ответственность в основном приме­няется во внесудебном порядке. Административная ответственность мо­жет применяться и по решению суда. Гражданско-правовая и уголовная ответственность применяется только в судебном порядке.

Более подробно виды юридической ответственности рассмотрены в соответствующих лекциях по конкретным отраслям права.

 

 

Литература

 

Алексеев С.С. Теория права. М.: Юридическая литература, 1996.

Комаров С.А. Общая теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 1998.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосо­ванием 12 декабря 1993 года М.: Юридическая литература, 1994.

Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Изд-во СПАРК, 1998.

Лившиц Р.З. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994.

Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учеб. пособ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997.

Общая теория права. Учеб. пособ. / Под ред. А.С. Приголкина. М., 1996.

Основы государства и права. Учеб, пособ. / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрист, 1997.

Основы права. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юрист, 1996.

Основы права. Учебник / Под ред. Д.П. Котова. М., 1998.

Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

Теория государства и права: В 2 ч. / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Юрист, 1995.

Теория государства и права. Учебник / Под ред. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1995.

Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского. М., 1997.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных