Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовой режим земель водного фонда и земель запаса




16.1. Понятие и структура земель водного фонда

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (ст. 102 ЗК РФ).

Как следует из ст. 1 ВК РФ, водный фонд  — совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации. Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты (ст. 5 ВК РФ).

Для нас особый интерес представляет рассмотрение именно поверхностных водных объектов, которые согласно п. 3 ст. 5 ВК РФ состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

В силу ч. 6 ст. 23 ГрК РФ границы земель водного фонда отображаются органами местного самоуправления поселений и городских округов на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах. Водные объекты могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц (ст. 8 ВК РФ). Большая часть водных объектов находится в федеральной собственности (ст.8 ВК РФ). В собственности субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и юридических лиц могут находиться лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего им на праве собственности. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруды и обводненные карьеры могут отчуждаться в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

Земли водного фонда — это вторая категория земель, в отношении которой законодателем делается отступление от принципа подчиненности правовому режиму земельного участка всего того, что находится над и под ним. Это сделано в интересах обеспечения функционирования водного объекта как природного объекта и составной части окружающей среды.

Водные объекты могут располагаться на землях различных категорий, а не только в границах категории земель водного фонда. В таких случаях на них распространяются нормы ВК РФ (например, в части охраны вод от загрязнения), а также нормы ЗК РФ и иного законодательства, определяющего правовой режим соответствующей категории земель. Так, в состав рекреационных зон в границах населенных пунктов могут включаться озера, пруды и иные водные объекты (ч. 11 ст. 36 ГрК РФ); водные объекты могут располагаться на землях сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 77 ЗК РФ) или землях особо охраняемых территорий и объек­тов (ст. 96—97 ЗК РФ) и т.д.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км (для таковых она составляет 5 м). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

16.2. Право пользования землями водного фонда

Водные объекты могут предоставляться в пользование на основании договора о водопользовании или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для некоторых видов водопользования заключение договора или принятие решения о водопользовании не требуется (например, для научных, учебных целей).

На основании договоров водопользования водные объек­ты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления — обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования. Данный договор признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Законодателем предусматривается ряд существенных условий договора водопользования, в том числе: сведения о водном объекте, включая описание его границ; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; срок действия договора; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки ее внесения; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора за нарушение его условий.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем 20 лет (ст. 14 ВК РФ).

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством РФ, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование они предоставляются, в частности, для обеспечения обороны и безопасности страны; сброса сточных вод; разведки и добычи полезных ископаемых; подъема затонувших судов; изъятия водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать сведения о водопользователе; указание цели, вида и условий использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которой планируется осуществлять водопользование; срок водопользования. К решению прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических сооружений, а также зон с особыми условиями использования водных объектов) и пояснительная записка к ним.

Для принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование заинтересованное физическое или юридическое лицо подает заявление в орган публичной власти, осуществляющий полномочия собственника водного объекта, которое должно быть рассмотрено в 30-дневный срок. Отказ в предоставлении водного объекта должен быть мотивирован.

Право пользования поверхностными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, установленном гражданским законодательством, а право пользования подземными водными объектами — в порядке, предусмотренном законодательством о недрах.

Необходимо подчеркнуть, что принудительное прекращение права водопользования может осуществляться как в качестве санкции за нарушение водного законодательства (например, нецелевое использование водного объекта), так и в случае возникновения необходимости использования водного объекта для государственных или муниципальных нужд.

16.3. Особенности охраны земель водного фонда

Охрана водных объектов  — это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов. Как и в случаях охраны других природных объектов, задача охраны вод решается посредством возложения обязанностей на субъектов водных отношений (граждан и юридических лиц, а также органы публичной власти), включая установление требований при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также посредством придания отдельным водным объектам особого эколого-правового статуса.

При этом законодатель указывает на особенности охраны поверхностных и подземных вод; регулирует как общий порядок охраны вод, так и конкретизацию этих требований в зависимости от вида деятельности или места расположения источника загрязнения.

Согласно ст. 55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляется их исполнительными органами в пределах их полномочий. При использовании водных объектов физические и юридические лица обязаны проводить водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране вод­ных объектов соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами.

Наряду с общими требованиями по охране водных объек­тов (от загрязнения и засорения, при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации водохозяйственных систем и т.д.) законодатель предусматривает по отдельным категориям водных объектов дополнительные требования (по охране болот от загрязнения, охране ледников и снежников, подземных вод и т.п.).

Не менее важным средством охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон (округов) санитарной охраны источников водоснабжения. Основной целью создания и обеспечения режима в таких зонах является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения.

Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды[73].

Другим принципиальным направлением охраны водных объектов является придание водному объекту и (или) прилегающей к нему территории особого эколого-правового статуса по причине его уникальности и ценности (водо­охранные зоны, особо охраняемые водные объекты) либо статуса зоны экологического бедствия.

Особое место занимает охрана озера Байкал — природного объекта Всемирного наследия. Кроме того, отдельные водные объекты могут попадать под действие международных договоров, участником которых является Россия. Например, в 1971 г. была подписана Рамсарская конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообиталищ водоплавающих птиц. В ее поле зрения попадают районы болот, фенов, торфяных угодий и водоемов (с разными характеристиками режима воды и степени ее солености).

16.4. Правовой режим земель запаса

Земли запаса  — это земли, которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам для какого-либо вида хозяйственного или иного использования на предусмотренных ЗК РФ правах, находящиеся в одной из форм публичной собственности на землю. В ходе процедуры разграничения государственной собственности на землю к числу федеральных земель могут быть отнесены земли запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ. Аналогичный принцип действует и по отношению к иным формам публичной собственности.

Учитывая резервный статус данных территорий (неиспользуемых в хозяйственных или иных целях), градостроительный регламент для них не устанавливается (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ). В силу ст. 103 ЗК РФ в состав категории земель запаса не входят земли фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Категория земель запаса имеет самостоятельное значение в структуре земельного фонда России. Большая часть земель запаса — это свободные неосвоенные земли, расположенные в необжитых районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. В хозяйственно-развитых районах страны их площадь незначительна. В случае возникновения потребности в них они могут быть переведены в любую катего­рию земель посредством их продажи или предоставления в аренду для целей и в порядке, указанном в действующем законо­дательстве (например, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйс­тва).

В ряде случаев законодатель прямо предписывает источники пополнения земель данной категории. Так, в силу п. 1 ст. 14 ЗК РФ подвергшиеся радиоактивному и химическому загрязнению земли могут быть исключены из категории земель сельскохозяйственного назначения и переведены в земли запаса для их консервации. Согласно ст. 7 Закона о переводе земель из одной категории в другую перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных в том числе с включением в состав земель запаса непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель.

В свою очередь, ст. 13 названного Закона предусматривает, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Исключением из этого правила являются случаи, когда земли запаса включены в границы охотничьих угодий.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение земель водного фонда. В чем отличие данной категории земель от всех остальных?

2. Какие права на водные объекты могут приобретать граждане и юридические лица?

3. Назовите основные направления охраны водных объектов.

4. Каковы особенности правового режима земель запаса?

Литература

1. Дмитриев, В. В. Новый Водный кодекс Российской Федерации и проблемы предоставления земельных участков и лесов в водоохранных зонах / В. В. Дмитриев // Адвокат. — 2007. — № 5.

2. Дмитриев, В. Проблемы судебной практики о предоставлении земельных участков и лесов в водоохранных зонах / В. Дмитриев // Хозяйство и право. — 2007. — № 12.

3. Зиберов, А. В. Некоторые вопросы форм собственности на земли водного фонда по российскому законодательству / А. В. Зиберов // Законодательство и экономика. — 2006. — № 7.

4. Калинин, И. Правовой режим водных объектов / И. Калинин // Российская юстиция. — 2004. — № 2.

5. Романова, О. А. Правовое регулирование водоохранных зон / О. А. Романова // Аграрное и земельное право. — 2008. — № 6.

6. Сиваков, Д. О. Правовая охрана городских и пригородных водных объектов / Д. О. Сиваков // Законодательство и экономика. — 2004. — № 10.

7. Сиваков, Д. О. Водный кодекс и договоры водопользования / Д. О. Сиваков // Журнал российского права. — 2006. — № 2.

8. Сиваков, Д. О. Новый Водный кодекс — итог обновления водного права / Д. О. Сиваков // Законодательство и экономика. — 2006. — № 7.

9. Сиваков, Д. О. Частная собственность и частное пользование по новому Водному кодексу Российской Федерации / Д. О. Сиваков // Право и экономика. — 2006. — № 8.

10. Сиваков Д.О. Актуальные вопросы правового режима земель водного фонда // Аграрное и земельное право. – 2009. - № 10.

10. Тимофеев, Л. А. Правовые проблемы водоснабжения населения в Российской Федерации / Л. А. Тимофеев. — Саратов, 2003.

11. Эйриян, Г. Об особенностях правового режима земельных участков в пределах водоохранных зон / Г. Эйриян // Хозяйство и право. — 2007. — № 4.

.

 

Покупайте наши книги:

Оптом в офисе книготорга «Юрайт»: 140004, Московская обл., г. Люберцы,
1-й Панковский проезд, д. 1, тел. (495) 744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru

 

В розницу:в интернет-магазине: www.urait-book.ru, e-mail: order@urait-book.ru,
тел.: (495) 742-72-12; в филиале: г. Москва, Олимпийский проспект, д. 16, подъезд № 1,

с/к «Олимпийский», торговое место 48, тел.: (495) 726-27-04, 688-30-11

 

Для закупок у Единого поставщика в соответствии с Федеральным законом
от 21.07.2005 № 94-ФЗ обращайтесь по тел. (495) 744-00-12,
e-mail: sales@urait.ru, kea@urait.ru

 

Учебное издание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных