Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Происхождение права 2 страница




*(4) "Психология, как это уже общепризнано, не представляет собой в настоящее время философской науки в собственном смысле, а лишь такую же самостоятельную область, как физика, или химия, или история" (Wundt, Einleitung die Philosopie, 1906, стр. 14).

*(5) Риль, Теория науки и метафизики с точки зрения философского критицизма, 1887; более осторожно в статье, помещенной в "Философии в систематическом изложении", 1909, стр. 89; см. еще "Введение в современную философию", 1903, стр. 23.

*(6) Напр. Паульсен, Введение в философию, стр. 17, говорит: "Наукой о познании должна будто бы быть философия. Но ведь такая наука издавна носит другое имя - логика или теория познания".

*(7) Таково в сущности определение Лопатина, Положительные задачи философии, если сопоставить указания на стр. 80 и 289-290. Несмотря на то, что метафизика одно время почти совершенно потеряла доверие, в посдеднее время она снова подняла голову. Многие и сейчас понимают философию только как метафизику. По мнению Лопатина, Положительные задачи философии, ч. I, 1886, метафизическое знание и философия однозначащи (стр. 18), а "метафизическое знание есть нечто прямо противоположное знанию положительному" (стр. 32), религия и философия "начинают именно там, где положительное знание останавливается "(стр. 7). Того же взгляда кн. С.Трубецкой, Метафизика древней Греции, 1910, который говорит: "отнимите метафизику, философия распадется", "метафизика есть то, что делает философию философией" (стр. 30). Точно так же и для Челпанова, О положительных философских направлениях, 1902, "термин метафизика тождественен с термином философия" (стр. 5).

*(8) Ланге, История материализма, изд. 1883, т. II, стр. 56.

*(9) Из метафизического влечения человека Вундт выводит положение, что "если метафизика необходима, то она должна быть и возможной" (Systematische Philosophie, 1907, стр. 132), - положение, напоминающее кантовское: "ты можешь, потому что ты должен". Сам Вундт дает определение метафизики, под которым едва ли подпишется настоящй метафизик: "метафизика - это попытка (Versuch), предпринятая на почве всего научного сознания какой-нибудь эпохи или особенно выдающегося его содержания, построить мировоззрение, объединяющее составные части специального знания" (стр. 110).

*(10) "Поскребите метафизику, - заметил Шопенгауэр, - из под нее выступит теология". В защиту метафизики нередко выдвигают ее облогораживающее влияние, ее способность поднимать идеалистическое настроение. Только метафизике свойственна бескорыстная любовь к вечной истине. "Если отрицать не только познаваемость истины, но и самое существование ее, во что обратится наука?" (Лопатин, Положителные задачи философии, стр. 79). Философия, стремящаяся обойтись без метафизики, - "бездушна", по мнению кн. С.Трубецкого, Метафизика древней Греции, стр. 29, "плоска", по мнению Виндельбанда, Прелюдии, 1904, стр. 29. Против такого довода в пользу метафизики правильно возражает Лaac, Идеализм и позитивизм, стр. 12: "гениальный полет мысли и благородство настроения еще не достаточно надежные признаки истины; напротив, они чаще ослепляли, нежели освещали, чаще "опьяняли, нежели укрепляли".

*(11) Существование особого философского метода, вслед за Гегелем, отстаивали у нас Чичерин и Дебольский. Первый стоял на почве диалектического метода, раскрывающего действительность из понятий, с некоторыми уступками в пользу лишь опыта (Наука и религия 1872, Основания логики и метафизики, 1894, стр. 163-216). Дебольский считает предрассудком признание философии опытной наукой (Философия будущего).

*(12) Признавая, что "главные вопросы философии имеют дело с теми фактами, которые выходят за пределы опыта", проф. Челпанов в тоже время утверждает, что "возможен только один способ познания, именно, при помощи опыта, наблюдения, руководимого рассуждением" (О современных философских направлениях, стр. 7 и 11).

*(13) Так Паульсен, Введение в философию 1894, стр. 18 говорит: "философию нельзя отделить от других наук, она есть ничто иное, как совокупность всего научного познания" (ср. еще стр. 32). Риль, Теория науки и метафизики, 1887, стр. 10, присоединяется к мнению тех, которые полагают, что философия и наука одно и то же. Сюда же следует отнести, повидимому и Лесевича, Что такое научная философия, 1891, стр. 241-250.

*(14) Виндельбанд, Прелюдии, 1904, стр. 2, 9, оспаривает положение, будто высшим понятием по отношению к философии сдужит понятие науки. По его мнению "приходится отказаться от надежды найти для философии ближайшее понятие".

*(15) Филocoфия, как высшее объединение достигнутого знания, есть дело совместного труда многих, время великих философов уходит в прошлое. Философия, как наука, демократизируется. В наше время странно читать такие слова: "будущее философии, как духовной руководительницы, есть великий философ, - и его пришествия мы должны дожидаться". (Риль, Введение в современную философию, 1903, стр. 182).

*(16) Таков взгляд на задачи философии, выражаемый мыслителями, которые принадлежат к разным школам. Так О. Конт, Курс положительной философии, рус. пер. т. I. 1900, стр. 2, понимает под философией "только изучение общих идей различных наук, признавая науки подчиненными одному методу и составляющими различные части одного общего плана исследования". Спенсер, представитель агностицизма, формулирует задачу философии так,: "знание низшего класса - необъединенное знание; наука - отчасти объединенное знание; философия - вполне объединенное знание". (Основные начала, рус. пер. 1897, стр. 110). Вундт, характеризующий свою философию, как индуктивную метафизику, определяет философию следующим образом: "философия есть такая общая наука, которая имеет целью объединение знаний, добытых частными науками, в одну, свободную от противоречий, систему, и сведение всех использованных наукой общих методов и предпосылок познания к их общим принципам" (Введение в философию, рус. пер. 1902, стр. 18, Система философии, рус. пер. 1902, стр. 14). Над таким пониманием задач философии иронизирует Виндедьбанд (Прелюдии, рус. пер. 1904, стр. 16): "Сшивать в одно целое лоскутья последних выводов специальных наук далеко не значит познавать вселенную; это есть трудолюбивое накопление знаний или художественное их комбинирование, но не наука. Философия подобна королю Лиру, который роздал все свое имущество и которого, вслед затем, как нищего, выбросили на улицу". Однако; не сам ли Лир виноват в происшедшем? Зачем он выпустил из своих рук общее руководительство в управлении частями царства, зачем он прекрасное единое царство разбил на части, совершенно отдедьные? Зачем было так слепо верить старшим дочерям, теологии и метафизики, и так жестко относиться к младшей, к науке, которая одна дает поддержку.

*(17) Представителями этого течения фидософской мысли в новейшее время являются особенно Внндельбанд и Риккерт. Виндельбанд утверждает: "то, чего в настоящее время ожидаем от философии - это исследование о вечных ценностях, которые царят над меняющимися интересами в высшей духовной действительности" (Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, 1910, стр. 148). Признав, что "метафизика в старом смысле знания о последних основах действительности есть нелепость" (Прелюдии, стр. 32), Виндельбанд приходит к выводу, что "единственный, остающийся философии объект - это оценки" (стр. 28), а потому философия является "критической наукой об общеобязательных ценностях" (стр. 23). В противоположность суждению, на котором строится наука, в оценке "лишь выражается чувство одобрения или неодобрения". "Все предикаты суть выражения симпатии или антипатии представляющего сознания: вещь приятна или неприятна, понятие истинно или ложно" (стр. 24). Поскольку наше мышление направлено на познание, т.е. на истину, все наши суждения с самого же начала подчинены оценке, которая объявляет о правомерности или неправомерности совершенного в суждении соединения представлений" (стр. 25). Что это за правомерность? He опасно ли давать оценку истинного и ложного с точки зрения симпатии или антипатии? Виндельбанд смело толкает мысль на тот путь, от которого ее издавна предостерегала наука. С точки зрения Виндельбанда опасности нет, потому что абсолютный принцип оценки строится на нормальном сознании, до которого мы все должны возвыситься. Оно есть, - в это твердо верит Виндельбанд вопреки всем историческим и этнографическим данным. "Мы (?) верим в закон более высокий, нежели закон естественно-необходимого возникновения наших представлений - мы верим в право, определяющее их ценность" (стр. 35). И опять ссылка на какое то "право"! Виндельбанд, подобно многим другим, думает, что он знает, что должен делать человек вообще, без отношения ко времени и пространству, не замечая, что его собственное знание есть продукт условий времени и места. Впрочем Виндельбанд сознается, что "убеждение в реальности абсолютного нормального сознания есть уже дело личной веры, а не научного познания" (стр. 44). С этим вместе философия выпроваживается из научной области и приглашается в область веры. На той же точке зрения стоит Риккерт, Понятие философии (Логос., 1910, N 1). "С течением времени специальные науки постепенно отобрали у философии все проблемы, касающиеся действительного бытия, а потому и предмет философии должен был измениться" (стр. 34). "В мире действительных объектов уже совсем нет места для специфически-философской постановки и обработки проблем. Поэтому в отношении к действительности у философии остается еще только одна задача: в противоположность к частным наукам, ограничивающимся всегда частями действительности, она должна быть наукой о целом ее" (стр. 35). Но "целое действительности" недоступно нашему опыту. "А отсюда следует, что понятие целого действительности уже не представляет из себя чистого понятия действительности, но что в нем сочетается действительность с ценностью" (стр. 36). "Философия начинается там, где начинается проблема ценности" (стр. 37), "философские проблемы суть проблемы ценности" (стр. 38). Сам Риккерт сознает опасность субъективизма в такой философии, но слабо отстраняет ее. Конечная цель философии ценностей - это построение системы ценностей, но, к удивлению, мы слышим от самого Риккерта сомнение в выполнимости вообще такой задачи (стр. 41).

*(18) Таково воззрение Паульсена, Вундта, Ланге, Спенсера. Странно только, что Паульсен, определив философию, как совокупность всего научного знания, в то же время утверждает, что всякая философия содержит в себе также и элемент веры, которого наука, как таковая, не содержит (Введение в философию, 1894, стр. 32 и 322). Впрочем, некоторые и сейчас не прочь отвести знанию служебное место; так напр., Челпанов полагает, что "задача знания состоит в том, - чтобы раскрывать, разъяснять то, что является предметом веры" (Введение в философию стр. 511-612).

*(19) Hegel, Grundlinien der Philosophie des Rechts, § 215, Zusalz.

*(20) Kant, Methaphysische Anfangsgrunde der Rechtslehre, в изд. Гартенштейна, т. VII, стр. 26.

*(21) Такое положение вещей заставило юриста Веrgbohm'a в отчаянии воскликнуть: Что же нам остается, как не философствовать собственными силами - auf eigene Hand - пo вопросу o том, что такое право" (Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 7 и 33). Заметим, что философия права большей частью читается не на юридических факультетах, а на филологических, словесных или философских (см. отвосительно Франции Boistel, Cours de philosophie du droit, т. I, стр. V-VI).

*(22) Так наприм., понимают задачи философии права Вальденберг, О задачах философии права (Вопр. Фил. и Псих. 1897, N 40, стр. 924-928); Wallaschek, Studien zur Rechtsphilosophie, 1889, стр. 106-107.

*(23) Именно Harms, Begriff, Formen, und Grundlegung der Rechtsphilosophie, 1889, разделяя все человеческое знание на опытное и умопостигаемое, отводит правоведению место по сю сторону опыта, философии же права - по ту сторону (стр. 1-24).

*(24) Stammler, в Die Kultur der Gegenwart, стр. 505 и 506, Kohler, в Archiv fur Recht und Wirthschaftsphilosophie, 1908, T. I.

*(25) Ratto, Sociologia e filosofia del diritto, 1894, стр. 6, не допускает возможности строить философию права отдельно от общей философии, так как философия предполагает синтез всего знания. Но почему невозможен частичный синтез в известной отрасли знания? CM. Lasson, System der Rechtsphilosophie., 1882 cтp. 11.

*(26) Lasson, System der Rechtsphilosophie, стр. 10-12, который делает этот вывод из того, что сама философия имеет своей задачей проникновение в сущее, а не в должное; Fragapane, Obbietto е limiti della filosofia del diritto, II, стр. 122-132 называет практическую философию права эклектизмом, пытающимся примирить позитивизм с идеализмом; Vассаrо, Sul rinnovamento della, filosofia del dirtto (Riv. ital. di sociol 1802, сент.-дек., стр. 521-526); такова же точка зрения Wundt, Einletung in die Philosophie, изд. 4, 1906, стр. 29, который полагает, что философия религии так же мало призвана создавать новые религии, как философия права новые правовые порядки.

*(27) В пользу практической задачи философии права см. Vanni, La funzione pratica della filosofia del diritto considerata in se ed in rapporto al socialismo contemporaneo, 1894, и Carle, La filosofia del diritto nel stato moderno, стр. 420-430 Совершенно неправильно утверждает Гамбаров, Задачи современного правоведения (Ж. М. Ю. 1907, N 1, стр. 18), будто в настоящее время "огромное большинство" юристов утверждают, что социально-законодательные вопросы "не должны существовать для юристов". Наоборот, на этой точке зрения стоит незначительное меньшинство.

*(28) Такой постановкой устраняется спорный вопрос, следует ли философию права признать юридической наукой или философской. Напр., Berolzheimer, System der Rechts-und Wirthschaftsphilosophie, т. II, стр. 2, полагает, что философия права должна быть причислена к правоведению, но в то же время является философской наукой. Wundt, Einleitung in die Philosopie, стр. 14, думает, что настала пора отойти философии права к правоведению.

*(29) Вeudant, Le droit individuel et l'etat, стр. 59.

*(30) Mit wechselndem Inhalt (Stammler), a contenu variable (Saleilles).

*(31) Коркунов, Лекции пo общей теории права, стр. 97-98.

*(32) Виндедьбанд, История новой философии, т. I, изд. 1902, стр. 32.

*(33) Так и сейчас определяет естественное право Воistel, Cours de philosophie du droit, т. I, стр. 1: "совокупность правил, которые, с точки зрения разума, должны быть снабжены принудительной санкцией"; также Oudot, Premiers essais de philosophie de droit, стр. 67.

*(34) Штаммлер, Хозяйство и право, рус. пер., т. I, стр. 185 и сдед.; Saleilles, Ecole historigue et droit nalurel (R. trim, de dr. civil, 1902, т. I, стр. 80-112); Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 253; кн. С. Трубецкой, Лекции пo энцклопедии права, изд. 1909, стр. 61; Ehrhardt, La crise actuelle de la philosophie de droit, 1903, стр. 165-174.

*(35) Покровcкий, Естественно-правовые течения в истории гражданского права, стр. 40.

*(36) Так кн. Е. Трубецкой, Лекции пo общей теории права, изд. 1906, стр. 48: "право позитивное не есть единственная форма права, над ним есть иное, высшее право, которое служит первоначальным источником всякого авторитета, всякой власти и, следовательно, является первоначальной основой всякого правового порядка". "Существование естественного права неопровержимо доказывается тем, что без него никакое вообще право не было бы возможно".

*(37) Совершенно прав Bergbom, Jurispudenz und Rechtsphilosophie, I, стр. 109, когда он утверждает, что допускаемый естественным правом дуализм, есть "смертный грех против науки".

*(38) Напр., Cathrein, Recht, Naturrecht und juristisches Recht, 2 изд. 1909, стр. 61. "Так как закон есть обязательное правило, то явно неразумный закон не может быть действительным законом. Повиновение граждан должно быть разумным; оно не будет таким, если требует подчинения закону, который очевидно противоречит разуму". Точно также кн. Е. Трубецкой, Энциклопедия права, изд. 1906, стр. 48: "по отношению к власти, которая господствует одной только голой силой, подданные не связаны ни правовыми, ни вообще какими бы то ни было обязательствами".

*(39) Кн. Е. Трубецкой, Лекции пo энциклопедии права, изд. 1909, стр. 61. 12) Новгородцев, Нравственный идеализм в философии права (Проблемы идеализма), стр. 254-265.

*(40) Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 295: "естественное право, если оно должно возродиться, как живая идея, а не как антикварный продукт времен давно минувших, должно не только опираться на углубленный философский анализ, но еще и войти в союз с наукой".

*(41) Новгородцев, Проблемы идеализма, стр. 256.

*(42) Виндельбанд, Прелюдии стр. 30: "Все мы верим, что на стороне необходимого в высшем смысле лежит право, которому должны подчиняться все. Мы верим в закон более высокий, нежели закон естественно-необходимого возникновения наших представлений - мы верим в право, определяющее их ценность" (стр. 35). Какую злую шутку играет здесь слово "право" над теми, кто в философии Виндедьбанда ищет опоры ддя учения о праве! To, что нравственное сознание данного автора же пользуется признанием, нисколько не подрывает доверия его к абсолютности. "Мы не можем сомневаться в том, что лучше: свобода или братство, правда или неправда, равенство или неравенство, право или произвол". На все это у нравственного сознания есть один ясный и твердый ответ" (Новгородцев, О задачах современной философии права, "Право", 1902, N 40, стр. 1750). Сомнительно, чтобы при соврсменной сдожности отношений нравственное сознание способно было всегда дать легкий ответ на вопросы, что есть правда? Относительно равенства еще приходится спросить, какое равенство: не то ли, которое отстаивало манчестерство? Что касается права и произвола, то, как увидим, со стороны естественного права главная опасность та, что произвол способен вытеснить право.

*(43) De jure belli et pacis, кн. II, гл. V, § 27.

*(44) Тем, кто склонен опираться в философии права на Виндельбанда и Риккерта, следует иметь ввиду, что именно понимает последний под природой. "Природным, в противоположность искусству и культуре, мы называем то, что возникает само собою и не создано другими" (Границы, естественно-научного образования понятий, 1904, стр. 187).

*(45) Fouillee, L'idee moderne du droit, 6 изд. 1909, стр. 57-70.

*(46) Blackstone, Commentaries, введение, стр. 43.

*(47) Spencer, Principles, of Ethics, ч. IV., Justice.

*(48) По словам Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 2 изд. 1907, стр. 2, естественное право было еще известно дедам (our forefathers) "в последние годы в Англии как имя, так и содержание его совершенно вышли из обихода".

*(49) Бентам, Избранные сочинения, рус. пер. 1867, стр. 301.

*(50) Austin, The Province of Jurisprudence determined, 1832. Сочинения Остина изданы его женой. Austin, Lectures on Jurisprudence, or the Philosophy of positive Law, 5 изд. 1885, в двух томах.

*(51) О неослабевающем влиянии Остина можно судить по книге Brown, The Austinian Theory of Law, 1906, в которой автор воспроизводит в точности учение Остина и отражает нападки на него. К представителям аналитической школы, которые пользуются успехом в Англии, относятся: Holland, The Elements of Jurisprudence 10 изд. 1908, Markby, Elements of Law, 6 изд. 1905; Hearn, The Theory of legal duties and rights, 1883, Lightwood, The nature of positive Law, 1883. Имеются многочисленные студенческие издания философии права Остина в сжатом изложении, напр. Campbell, An analysis of Austin'a Lectures on Jurisprudence of the Philosophy of positive Law, 6 изд. 1905. О влиянии Остина в Америке до сих пор дает представдение Carter, Law, its Origin, Groth and Function, 1907. Ha континенте Европы не имеют почти никакого понятия об аналитической школе, несмотря на сделанное указание - Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 14, прим.

*(52) Austin, Lectures on Jurisprudence, т. I, стр. 83.

*(53) Wenig, Ueber den Geist des Studiums der Jurisprudenz, 1814; Falck, Juristische Encyclopadie, 5 изд. 1851.

*(54) Меrkеl, Ueber das Verhaltniss der Rechtsphilosophie zur positiven Rechtstwissenschaft und zum allgemeinen Theil derselben (Z. f. Pr. u. Off. Recht, т. I, 1874). Впрочем, от выраженного в этой статье взгляда Меркель несколько отступил в своей Encyclopadie.

*(55) В разработке общей теории права особая заслуга принадлежит: Binding, Die Normen und ihre Uebertretung, т. I, 1872, т. II, 1877, Bierling, Juristische Principienlehre, т. I, 1894, т. II, 1898, т. III, 1905; Jellineck, System der subjektiven Rechte, 1892; Jellineck, Die socialethische Bedeutung von Recht, Unrecht und Strafe, 1878,

*(56) Bergbohm, Jurisprudenz und Rechtsphilosophie, т. I, 1892, стр. 90-102, 538562. Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 12. Сюда же принадлежит Wundt, Logih, т. II, ч. 2, изд. 1895, стр. 642.

*(57) Roguin, La regle de droit, 1889, стр. 3-38.

*(58) Рiсаrd, Le droit pur, 2 изд. 1908, стр. 8-9; мысли автора сильно затемняются обильной фразеологией.

*(59) Salmond, Jurisprudence or the Theory of the Law, 1907, стр. 6.

*(60) Berolzheimer, System der Rechts-und Wirthschaftsphilosophie, T. II стр. 20.

*(61) Sternberg, Allgemeine Rechtslehre, 1904, ч. I,стр. 171-172. Berolzheimer, System der Rechts-und Wirtschaftsphilosophie, т. II, стр. 20.

*(62) Bierling, Juristische Principienlehre, т, I, cтp. 2 и 13,

*(63) Ad. Merkеl, Ueber das Verhaltniss der Rechtsphilosophie zur positiven Rechtswissenschaft (Z. f. Pr. u. Off. Recht, 1874, т. I, стр. 418).

*(64) Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 10-14; Fragapane Obbietto e limiti della filosofia del diritto, в. 2, 1899, стр. 122-129.

*(65) Недоброжелательное отношение германских профессоров к социологии зло высмеивают Гумплович, по поводу "Политики" австрийца Ратценгофера. "Ведь вместе с политикой профессорам надлежало бы признать и ту социологию, на которой она построена, ту же самую социологию, на которую они глядят так косо и все еще считают ее ненаучной. Да к тому же и упомянутая политика и социология - обе не германского происхождения" Гумплович, Общее учение о государстве, рус. пер. 1910, пред., стр. XXIII.

*(66) Alex, Du droit et positivisme, 1876, стр. 13.

*(67) Alex, там же, стр. 14. Правоведение может получить научный облик только a titre de branche de la sociologie (R. Worms, Revue intern, de sociologie, 1895, стр. 43).

*(68) Гамбаров, Задачи современного правоведения, 1907, стр. 31.

*(69) Гамбаров, там же, стр. 30.

*(70) Ивановский, Учебник государственного права, 1908, стр. 67.

*(71) Э.Ферри, Уголовная социология, рус. пер. 1908, стр. 35.

*(72) Э.Ферри, там же, стр. 24. в том же направлении и даже еще решительнее высказывается Дорадо.

*(73) Муромцев, Определение и основное разделение права, 1879, стр. 14-15. Менее решительно Sinzheimer, Die sociologische Methods in der Privatrechtswissenschaft, 1909.

*(74) Это возражение Grasserie, Les principes sociologiques du troit civil, 1906, т. I, стр. 5, пытается отразить тем, что делит социологию на общую (la sociologie globale) и частные (les sociologies partiaires). Ho откуда следует такое деление - неизвестно. Грассери предлагает даже назвать гражданско-правовую социологию цивилилогией (civililologie) в соответствие с криминологией.

*(75) R. Ardigo, Opere filosofiche, т. IV цитировано по Carle.

*(76) Гамбаров, Задачи современного правоведения, 1907, стр. 33.

*(77) Только криминалисты, в роде Ферри или Дорадо, смешивают социологию с политикой.

*(78) Такому пониманию социологии противоречит взгляд Rene Worms, (Revuе inter, de sociologie), 1895, стр. 41, что социология, есть только синтез всех общественных наук.

*(79) Своим происхождением слово "энцикдопедия" - обязано грекам. Выражение (***) означало круг сведений из области наук и искусств, необходимый для образования свободного гражданина. Римляне называли это orbis doctrinarum. В средние века обозрения необходимых сведений носили названия specula, summae.

*(80) I. Рutter, Entwurf einer juristischen Encyclopadie, 1754, и Neuer Versuch einer juristischen Encyclopadie und Methodologie, 1767.

*(81) К. Th. Putter, Juristische, Encyclopadie und Methodologie, 1846; Friedlander, Juristisehe Encyclopadie, 1847; Walter, Juristische Encyclopadie, 1856; Warnkonig, Juristische Encyclopadie, 1853; Ahrens, Juristishe Encyclopadie, 1855-1857; Falck, Juristische Encyclopadie, 1821.

*(82) Kohler, Einfuhrung in die Rechtswissenschaft, 1905, (имеется русский перевод) и Grueber, Enfuhrung in die Rechtswissenschaft, eine Juristische Encyclopadie und Methodologie, 1908.

*(83) Заслуживают внимания: Filоmusi-Guеlfi, Enciclopedia giuridica, и Del Gudice, Encyclopedia giuridica.

*(84) Исключение представлял Рождественский, Энциклопедия законоведения 1863. Труды Коркунова, Петражицкого, Хвостова окончательно утвердили название общей теории права.

*(85) Friedlander, Juristische Encyclopadie, стр. 3; Walter,Juristishche Encyclopadie, 1856 cтр.5

*(86) Anszug пo Меркелю, Uebersicht пo Арнсу, Resume пo Русселю, Rundgemalde пo Варнкенигу, vaste depot du savoir humain пo Эшбаху и т. д.

*(87) В одной из новейших попыток построения энцнклопедии права задача ее обрисовывается следуюшим образом: "Юридическая энциклопедия составляет учение о классификации правоведения. Она имеет своим предметом: а) кдассификацию отдельных юридическнх наук; b) определение места правоведения, как целого, в системе всего современного знания, место на globus intellectualis; c) отношение отдельных юридических наук к отдельным неюридическим наукам" - (Sternberg, Allgemeine Rechtslehre 1904, т. I, стр. 197). Наивность взгляда не требует опровержения его.

*(88) 3верев, Энциклопедия права в ряду юридических наук (Юрд. В. 1880, N 1, стр. 40). Суворов, Лекции пo энциклопедии права, 1907, стр. 4: "просто будем смотреть на нее (энцикдопедию права), как на учебный предмет, совершенно основательно внесенный в круг университетского преподавания".

*(89) Соmte, Cours de philosophie positive, изд. 1864, т. VI, стр. 590.

*(90) Виндельбанд.

*(91) Natorp, Socialpadagogik, 1904, § 10.

*(92) Гумплович, Основы социологии. 1899, стр. 270.

*(93) Heffding, Ethik, 1888, стр. 30.

*(94) Штамлер, Хозяйство и право, т. I, стр. 91.

*(95) Lioy, Die Philosophic des Rechts, 1906, стр. 274.

*(96) Гумплович, Основы социолоигии, стр. 329.

*(97) Lasson, System der Rechtsphilosophie, 1882, стр. 888.

*(98) De-Roberty, Frederic Nietsche 1902, стр. 146.

*(99) Heffding, Ethik, 1888 стр. 118.

*(100) Kistiakowski, Gesellschaft und Einzelwesen, стр. 148.

*(101) Спиноза, Этика, ч. I прил. (в пер. Модестова, 1886, стр. 55).

*(102) Определение Германа, принятое, A. Wagner, Grundegung der politischen Oekonоmiе, т. I, стр. 73.

*(103) Джемс. Психология, 1905, стр. 147.

*(104) Бэн, Психологя, т. II, 1906, стр. 147.

*(105) Цит. у Джемса, Психология, стр. 155.

*(106) Гр. Л.Толстой, Чем люди живы.

*(107) Letourneau, Evolution de la famille, стр. 147, Спeнcep, Основания социологии т. I, стр. 76,

*(108) Джемс, Психология,5 изд. 1905, стр. 379.

*(109) Гефдинг, Очерки психологии, 5 изд., 1908, стр. 81.

*(110) Определение понятия о поведении дает Спенсер, Научные основания нравственности, русск. изд. 1896, ч. I, гл. I.

*(111) Гвфдинг, Очерки психологии, 5 изд, 1908, стр. 268; Бэн, Психология, т, I, 1902, стp. 223-224.

*(112) Джемс, Психология, 1905, стр. 144.

*(113) Бэн, Психолгоия, т. II, стр. 324.

*(114) Между тем Спенсер, Основания социологии, т. II, стр. 510, не прочь включить в состав общественного организма также животных и растения, населяющие занимаемую обществом поверхность. В том же паправлении Schaffle, Ваu und Leben des socialen Korpers, т. I, изд. 2, стр. 13.

*(115) Wundt, Logik;, т. II, ч. 2, стр. 594; Штаммлер, Хозяйство и право, ч. 1, стр. 89; Posada, Тhеоriеs modernes sur les origines de la famille, 1896, стр. 18.

*(116) С этим не согласуется ничем не мотивированное утверждение Еллинека, Общее учение о государстве, русск. пер. 1908, стр. 69,будто "никакая общественная группа не может быть мыслима вне государства".

*(117) Гиддинс, Основания социологии, 1898.

*(118) Rene Worms, Оrganisme et societe, 1896, стр. 31, присваивает имя общества только национальным соединениям людей, - точка зрения, подсказанная французским происхождением автора.,

*(119) Tarde, Les lois de l'imitation, 5 изд. 1906, стр. 73 и 95 (в русск. пер. стр. 68 и 89).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных