Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические проблемы оптимизации общения. Активное слушание




В общении важную роль играет создание определенного образа человека, своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере:

1. В каком он настроении?

2. Какие у него проблемы?

3. Как в данной ситуации сказать ему то, что повысило бы его самооценку и чувство собственного достоинства?

4. Как облегчить ему выполнение того, что вы хотели бы, чтобы он сделал?

В сфере деятельности деловых людей важную роль выполняют переговоры. Увереннее себя чувствует тот, кто продумал вопросы, необходимые для выяснения интересов и мотивов партнера.

Для того, чтобы без особого напряжения создавать доброжелательную атмосферу в общении, позволяющую содержательно углубить контакт, необходимо пройти через четыре этапа:

1. Переключение от общения с самим собой на общение с партнером.

2. Установление контакта (осуществляется с помощью невербальных средств).

3. Поддержание контакта во время передачи основного сообщения.

4. Разрыв контакта.

В процессе коммуникации могут возникать различные преграды, связанные с непониманием:

- характер восприятия партнеров по общению (личностные установки);

- смысловые барьеры (различение смыслов, вкладываемых разными людьми в одни и те же слова);

- вербальные и невербальные атрибуты общения (жесты, мимика);

- недостаток базовых коммуникативных умений (навыки активного слушания).

В качестве вспомогательных средств центрированной на партнере коммуникации выступают пересказ и вербализация.

Пересказ – это повторение рационального содержания, высказывание своими словами (одна из простых форм обратной связи).

Вербализация – это повторение слушающим эмоционального содержания высказывания говорящего своими словами.

Коммуникация протекает наиболее успешно, если партнеры находятся в сходных психических состояниях, в своеобразном психологическом резонансе.

80% успеха в общении обеспечивает хорошо развитая психологическая наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, состояниях, свойствах личности и намерениях собеседника. Источником информации о них служат внешность партнера по общению, его речь, поступки и, особенно, невербальное поведение.

Глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве наиболее близких нам лиц (в среднем – семь-восемь человек). При кратковременных контактах обычно опираются на сложившиеся эталоны восприятия, однако восприятие людей с опорой на эталоны связано с целым рядом типичных ошибок, так называемых эффектов.

Эффект проекции когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, т. е. наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас самих.

Эффект средней ошибки тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

Эффект ореола когда человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или, наоборот, считать ущербным во всех отношениях после неудачи.

Эффект порядка когда при противоречивой после встречи информации о человеке больший вес придается данным, полученным вначале (при общении со старыми знакомыми, наоборот, больше доверяем последним сведениям).

В основе распространенных проблем общения могут лежать неадекватные социальные установки. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях в целом, и особенно с представителями противоположного пола. Среди них можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представления о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим, отсутствие критических требований к самому себе.

Часто встречаются ситуации, при которых в основе трудностей общения лежат ригидные, стереотипные представления о лицах противоположного пола. Типичными вопросами являются следующие: Ну как можно доверять мужчинам? О чем можно говорить с женщиной? Стереотипные суждения о мужественности и женственности мешают добиться взаимопонимания между партнерами. Женский паттерн – демонстрация холодности и неприступности в отношениях с мужчиной, стремление ничем не проявить свою заинтересованность в партнере с тем, чтобы не уронить своего достоинства, своей «женской гордости», сочетающейся с жесткими требованиями к мужчинам (например: партнер должен быть активным, иметь определенные профессиональные достижения и относиться к женщине как рыцарь). Мужской вариант также примитивен, прямолинеен: женщина должна быть красивой, нежной, отзывчивой, но одновременно независимой, нетребовательной, чтобы мужчина мог не уделять ей слишком много внимания и иметь возможность быть независимым и свободным от неё, но уверенным в её любви, верности и привязанности.

Задача консультанта – разрушить эти представления и помочь найти новые пути общения.

Трудности общения могут быть связаны не только с завышенным уровнем притязаний, но и с неумением прощать или не замечать досадные мелочи и огрехи. Характерны суждения типа: Какая же она женщина, если не умеет готовить? или: О чем с ним говорить, если он не читал?

Осложнять процесс общения могут различные эмоциональные состояния, которые связаны с личностными особенностями. Переживания, возникающие у людей, весьма разнообразны: «Я чувствую себя очень напряженно», «Мне кажется, что я в компании лишний», «Я стесняюсь».

Область переживаний и чувств можно свести к следующему набору: ощущение себя хуже других, переживание своей ущербности по сравнению с окружающими, страх оценки или неуспеха, чрезмерные требования к себе, чрезмерные требования к окружающим, завышенный уровень притязаний.

Трудности в сфере общения могут быть связаны с поведением в определенных ситуациях:

1. Чрезмерная направленность на других – гиперактивность в приобретении контактов (воспринимается окружающими как нескромность, навязчивость, чрезмерная демонстративность).

2. Чрезмерная направленность против других – подозрительность, критичность, агрессивность.

3. Чрезмерная пассивность – форма аутизации.

При работе с людьми испытывающими трудности в процессе общения особенно эффективным является сочетание индивидуальной беседы и групповой работы.

Таким образом, общение – это процесс установления и развития психологического контакта, взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Его внутренней основой является тот или иной уровень психологической коммуникации индивидов, проявляющийся как в характере и степени адекватности их взаимного отношения друг к другу, так и в глубине их взаимопонимания.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятия общения.

2. Как соотносятся между собой понятия «общение» и «личность»?

3. Тождественны ли понятия общения и деятельности?

4. Каково соотношение общности и общения?

5. Что значит общение как единство отношения и обращения?

6. Каковы значения и функции общения?

7. Какова роль общения в социальном развитии человека?

8. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.

9. В чем суть интерактивной стороны общения?

10. Охарактеризуйте перцептивную сторону общения.

11. Что предполагает достижение взаимопонимания людьми друг друга?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных