Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДРУЖНЫЕ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Ау!

А эхо ему отвечает:

Ча-а-у-у...

И братец Щ запищал

Ау!

А эхо ему отвечает:

Ща-а-у-у...


И тут увидели братцы две бревенчатые избушки друг против дружки, а из окошек выглядывают подружки-гласные. Смеют­ся, хохочут. Одна: «А-а-а!», и другая в ответ: «У-у-у!» Вот и по­лучается у них вместе: «Ау!»


Выбежала буква А на крылечко, выбежала и буква У. Встре­чают да привечают они братцев Ч и Щ, обещают дорогу домой показать. Но сначала щавелевыми щами и горячими калачами угощают, чаю наливают, весело разговаривают, про чудесную чащу рассказывают:

Сначала солнце просыпается, Лучи сквозь тучу пробиваются

И освещают чащу,

Даря тепло и счастье.



 


И так подружились мягкие согласные Ч и Щ с гласными А и У, что встали они в пары и решили никогда больше не расставать­ся. ЧУ и ЩУ в ладоши хлопают, а ЧА и ЩА распевают:

Трещат кузнечики,

Мычат в лугах телята,

Над морем чайки

Вьются и кричат.

В густых колосьях Шустрые мышата,

Играя в прятки,

Весело пищат.

И с тех самых пор во всех слогах, во всех словах после мяг­кой согласной буквы Ч всегда стоят А или У, и после мягкой согласной Щ всегда пишутся А или У.



 


Набрали ягод, взялись за руки дружные слоги ЧА и ЩА и по­мчались сквозь чашу вприпрыжку домой. Да вдруг слышат, как им вслед кричат грачата:

Бельчатам, галчатам,

И бойким зайчатам,

И всем остальным малышам

Напомним, что с А

Надо всегда

В слове писать

ЧА и ЩА!



 


ЧУ и ЩУ, как и обещали, набрали грибов и ягод, взялись крепко за руки и помчались вдоль речушки домой. Да вдруг услышали из воды:

Щука говорит лещу:

— Схвачу тебя и утащу!

Я научить тебя хочу,

Чтоб с У писал ты

ЧУ и ЩУ!


Я молЧУ — они Я пиЩУ — они Я таЩУ — они Я ворЧУ — они Они вертят — я Они уЧАт — я Я криЧУ — они Я стуЧУ — они Они свистят — я Они грустят — я Они летят — я Они треЩАт — я


Постараемся правильно написать глаголы в единственном и множественном числе, подчеркнём дружные пары. Вспом­ним сказку о том, как подружились буквы и всегда мягкие со­гласные звуки Ч и Щ с буквами и гласными звуками А и У.


Мишка, мой матерчатый, Спи в пижамке клетчатой! Я тебя качаю, Песню напеваю: «Дождь, не лейся часто, Стало так ненастно, Плачут все осины, Клёны и рябины, Чахнут травы и листва -Осень в чащу к нам пришла».

 



 



 


 

За этим забором

Овч__ рка живёт,

Дом сторожит

У дощ__ тых ворот.

Любит своих,

Не пускает ч__ жих

И не прощ__ ет

У Коли колья Для частокола. Частокол у Коли Будет из кольев.

Грубых и злых.

Хотите научиться чисто и быстро произносить скорого­ворки? Сначала прочитаем первую строчку два раза очень медленно, затем читаем все быстрее и быстрее.

Потом учим вторую строчку. Стараемся чётко и ясно проговаривать каждый слог, каждое слово, особенно окон­чания слов.



 


Чего только нет в старом чулане! Посмотрим внима­тельно на эту весёлую картинку и найдём предметы, в названии которых есть слоги ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Выпишем эти слова в два столбика и подчеркнём наши дружные пары.



ЧА-ЩА

Аккуратно раскрасим слоги.


ЧУ-ЩУ




У коровы — У лисы — У белки — У грача — У волка — У зайца — У свиньи — У лошади — У кролика — У галки —


Допишем, как называют детёнышей этих животных и шпиц. Только не будем торопиться, сначала произнесём, проверим себя.


 



В дремучей чаще по ночам Не спится сразу двум сычам. Один бурчал: — Кричать хочу, Вот полечу и закричу! — Нельзя кричать, — Ворчал другой, — Сиди как можно тише! И ты услышишь, как порой Пищат под ёлкой мыши.

Посчитаем, сколько выделенных слогов надо подчеркнуть.

Мимо сивуча Плывёт чавыча. Нелегко сивучу Поймать чавычу.


Незадача Вот какая неудача — Не решается задача! Борщ поела я сначала, Телевизор я включала, После как-то невзначай Пролила горячий чай! Обещала я братишке Почитать о чуде в книжке За окном уже темно. Покричала я в окно, Но никто не отвечает И никто не выручает! Целый день я так грущу, Час, другой ответ ищу. Вот какая незадача — Не решается задача! Посчитаем, сколько слов с ЧА—ЩА и с ЧУ—ЩУв этом сти­хотворении, и выпишем их. Ведь для внимательных ребят это совсем несложная задача.

ЧА-ЩА

ЧУ-ЩУ

 


Под чудесные частушки При свечах в одной лачужке Симпатичные девчушки Чуни-лапотки плетут. А вот в Дымкове девчушки Лепят яркие игрушки, Ловко лепят и поют. Две слепили двух крольчат, Одна — трёх зайчат, Одна — трёх бельчат, Одна — двух галчат.

Сколько чудесных девчушек сделали сколько чудных игрушек?

 

2+1+1+1=

 

2+3+3+2=

 


 

Ответ: ч___ десных девч__ шек

сделали ч_ дных игрушек,


Поможем решить эту задачу девочке, которая всё время отвлекается и никак не может сделать уроки.


Что за чудный мост такой, И жемчужный, и цветной, Вдруг поднялся над рекой?

(радуга)

Ч__дные ушки у зай__т,

Чудесные зубки у бель__т,

 

Колючая шубка у ежа, Блестящая шкурка у моржа.



Подчеркнём выделенные только безударные слоги, а про­пущенные буквы вставим.


Нас оно встречает Щавелевыми щами, Кормит, угощает Борщами, овощами, Щедро привечает Жаркими лучами. (лето)

Щука быстра, На добычу шустра, А не может поймать Леща с хвоста.

Запомним, как пишется слово ЩАВЕЛЬ. Обратим вни­мание на то, что ударение надо ставить на второй слог. Повторим, запомним, чтобы писать и произносить пра­вильно.


Чего только не нарисовал здесь художник! Посмотрим внимательно на эту весёлую картинку и найдём предме­ты, в названии которых есть ЧА и ЩА, ЧУ и ЩУ. Выпи­шем слова в два столбика и аккуратно подчеркнём друж­ные пары.





Часто-часто Чищу чушку, Щекочу я Чушке брюшко. Пусть не будет Грязной чушкой, Станет розовою хрюшкой! Станет чистой — научу С буквой У Писать ЧУ, ЩУ.

У ткача нет ткани Для девчушки Тани. Отыщу парчу, Отнесу ткачу. Дам ткачу я ткани Для девчушки Тани.


Попробуем прочитать быстро эти чистоговорки.



Я маг, волшебник, Чародей Читать, писать Учу детей.  

(учебник)

Замечательно, чудесно Самому уметь читать! Заме___ тельно, _______десно

 

 

Узнавать

Стучат, стучат И не молчат. Прислушаешься чутко Услышишь, Как они ворчат: — Ты береги минутку! (часы)

И много знать!


Вставим пропущенные буквы, найдём и подчеркнём вы­деленные безударные слоги.


Князь защищает

Свой народ,

Державу защищает.

На льду

Жестокий бой ведёт

И жалости не знает.

Тут кони мчат,

И льды трещат,

Враги друг друга

Не щадят.

Смешались

В тесном круге

Щиты, мечи,

Кольчуги!

Но победил князь Невский

 

 

Тех рыцарей немецких!


Прочитайте книгу «Александр Невский» в нашей заме­чательной серии «История России», и вы узнаете много интересного не только о том, как во время Ледового по­боища на Чудском озере русичами был разгромлен враг.




Щ__ вель в лугах ищу Для борща и щей. Всех в доме угощу: Нет ничего вкусней!

Целый день я хлопо Всё в гнездо своё та_

Разбудить кого хо__ — Очень громко затре__: Глазки, соня, открывай, Утро новое ветре__ й!  

 


 


(сорока)

Вставим пропущенные буквы. Поставим правильно уда­рение в слове щавель. Если забыли, посмотрим на стра­нице 19.

 



У Иван Иваныча Грядки не в порядке,

У Иван Иваны__

Зарастают грядки Диким молочаем, Частым иван-чаем. Надо среди грядок

Навести порядок.

 

 

На голове
Чугунный горшок.
На палке в руке —
Чахлый пучок.
Птиц с огорода гоняет

Гал__ т и гра__ т пугает


Вставим пропущенные слоги, аккуратно подчеркнём выделенные безударные слоги.


(подъемный кран)

То худа, то полна,

И ч__ десна, и ч__ дна.

По ноч__ м не спит она.

Среди частых ярких звёзд Занимает главный пост.

Человеку помогаю — Дом до неба поднимаю: Ч__ дной шеей повер___, Груз тяжёлый подхва____________________.

(луна)



Аккуратно впишем всегда мягкие Ч и Щ синим цветом, гласные А и Украсным цветом.


Так случается порой, Что из тучи грозовой Льдинки круглые летят. Называют это


Крик журавлиный Печально звучал, Клин на чужбину От нас улетал. — Прощайте! Прощайте! Весной возвращайтесь! — Шептали печально Осенние чащи.

О каких признаках осени мы прочитали? Какие ещё из­менения происходят в природе с приходом осени? Как животные и птицы готовятся к зиме?


Посмотрим внимательно и найдём пчёл, которые пря­чутся от щурков и учат их русскому языку. Посчитаем, на сколько больше пчёлок, чем юрких щурков.

На обрыве у реки В норках прячутся щурки. Пища им знакомая: Это — насекомые.

До того щурки красивы, Разноцветные на диво! Перышки их чудные, Ярко-изумрудные.






Целый час кричал Архип, Через час Архип охрип: — Я теперь уж не кричу, Я тихонько вам шепчу:  

Посмотрим внимательно, на что не обратил внимания ненаблюдательный Архип.




 






Громы и молнии мечут, Чащи от засухи лечат. Приходят они и грохочут, Уходят — трусливо бормочут.

 

 

По горизонтали:

1. В старину защищала воинов от стрел врагов.

5. Освещает ….солнца.

6. Актеры учат …

7. Птица.

8. Предмет мебели.

9. Чем больше из нее берешь, тем больше она становится.

10 Характер.

 

По вертикали:

2. Маленькая ветхая избушка.

3. Детский писатель.

4. Птенцы галки.

Ответы:

По горизонтали:

1. кольчуга.

5. луч

6. роль

7. чиж

8. шкаф

9. яма

10 нрав

 

По вертикали:

2. лачужка

3. Чарушин

4. галчата

 


 
 




Bomкакие чудеса! Чудеса нам, да какие, Обещают сны ночные! Если только захочу, Я за тучу полечу, Где щуки мычат, Зайчата рычат, Где чайки мурлычут, А не кричат!

На небесах — смотрите сами! — Летит корабль под парусами, Большая щука от леща Плывёт, от страха трепеща. Волчата мчатся от зайчат — Как-будто те их съесть хотят. Но ветер вдруг подул слегка — И вот умчались _ _ /_ _ /_ _.


Весёлые подсказки. Русский язык

Популярное пособие для педагогов, родителей и детей Для младшего школьного возраста

ДРУЖНЫЕ ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Марина Владимировна СЕРГЕЕВА



Мы, играя, понимаем и легко запоминаем!

Книги-тетради серии «Весёлые подсказки» помогут вам легко и весе­ло научить детей грамотно говорить и писать. Они особенно интересны и полезны детям, которым нелегко дается русский язык, и детям, изу­чающим русский язык дома с опережением или по индивидуальной программе. О каждом правиле-секретике опытный педагог не только рассказывает сказку, но и предлагает для понимания и закрепления те­мы много забавных примеров, развивающих и тренирующих ассоциа­тивное мышление и эмоционально-зрительную память. Игровые зада­ния можно использовать и как повторение на каникулах, и как весёлое контрольное тестирование на уроке.

Автором заложена психологическая установка: ребенок всё поймет, всё запомнит, всё не так уж сложно! Только надо ему немного помочь.

Художник Ольга Петрушина


 


 


Издательство «Белый город»

Директор К. Чеченев

Директор издательства А. Астахов

Коммерческий директор Ю. Сергей

Главный редактор Н. Астахова

Автор и ведущий редактор серии

М. Снегурова

Редактор Р. Алдонина

Корректор Н. Юдина

Сканирование: О. Кругова

Верстка: С. Карпачева

ISBN 5-7793-0737-7 УДК 821.161.1-93 ББК 84(2Рос=Рус)6-44 С42


Лицензия ИД № 04067 от 23 февраля 2001 года

Адрес: 111399, Москва, ул. Металлургов, д. 56/2

Тел.: (095) 916-55-95, 176-91-09, 288-75-36

(812) 265-40-65, факс (095) 176-68-09

E-mail: belygorod@mail.ru

Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО «Тверской полиграфический комбинат»

170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. % Дата подписания в печать: 20.01.2004 Гарнитура SchoolBookC, BaltiswecaC; печать офсет Тираж 10 000 экз. Заказ № 3428.

ISBN 5-7793-0737-7

© «Белый город», 2004 © Сергеева М.В., 2004

9 785779"307376

______________ У

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
АППАРАТ ТИПА ЭЛЕКТРОФАКС ЭМА-1 ДЛЯ КОПИРОВАНИЯ НА ФОТОПРОВОДЯЩУК) БУМАГУ (схема) | Общий адаптационный синдром. Роль гормональных механизмов в патогенезе неэндокринных заболеваний. Стресс. Шок. Коллапс. Кома. Понятие о терминальных состояниях.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных