Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 24 страница




Очевидно, что родительский эгоизм как психологическая основа воспитания в семье неприемлем, но семейный коллектив не может быть сплочен и на основе чистого альтруизма роди­телей. Ребенок, которому отец или мать «отдают себя без остат­ка», легко приучается потреблять плоды родительской жертвен­ности. В том случае, если он почему-либо оказывается даже частично,их лишен, он выражает недовольство по поводу «эго­изма» родителей. Именно родители, которые ведут себя как убежденные альтруисты, зачастую рассматриваются их детьми как черствые эгоисты, утаивающие что-то из жизненных благ, которые дети привыкли безвозмездно употреблять лично для себя. Ребенок начинает неосознанно придерживаться иждивенческого принципа: «Эгоист — это человек, который заботится о себе больше, чем обо мне».

Для дружной семьи кажущаяся единственно возможной альтернатива «или эгоизм, или альтруизм» оказывается мнимой. Подлинную альтернативу как эгоизму, так и альтруизму в семье, как в любой другой группе высокого уровня развития, составляет внутригрупповая идентификация.

В семье складывается значительно более жесткая ролевая структура по сравнению с большинством малых групп. В психо­логии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данную пози­цию. Другими словами, хочет или не хочет член семьи (отец, мать, бабушка, дедушка, сын, дочь, брат, сестра, внук), но от него ожидают поведения, соответствующего определенному образцу («исполнения роли», к примеру, матери или сына). Если они замечают отклонения от образца ее исполнения, это может вызвать осуждение. От родителей окружающие ожидают доброты и снисходительности к детям, и соответствие этим ожиданиям социально одобряется. Однако «перебор» родительской ласки и всепрощения подмечается окружающими и подвергается реши­тельному осуждению. Таким образом определяется «верхняя гра­ница» ролевых ожиданий по отношению к материнской доброте. От родителей ожидают строгости и требовательности к их детям. Однако окружающие, как правило, не одобряют излишней муштры, «дерганья» ребенка по каждому поводу, тем более осуждают любые проявления жестокости. Так устанавливается «нижняя граница» ожиданий по отношению к требовательности родителей.

Таким образом, существует определенный диапазон, в котором «исполнение» роли родителей рассматривается как социально приемлемое. Перечень ролевых ожиданий, предъявляемых ребен­ку, связанных с послушанием, уважением к старшим, отличной учебой, опрятностью, прилежанием и т.д., чрезвычайно велик. Окружающие — не только в семье, но и вне ее постоянно дают понять ребенку или подростку, что он отвечает (или не отвечает) ролевым ожиданиям. Забота всех взрослых о строгом исполнении ребенком его социальной роли обусловлена исторически — на семью более и ранее, чем на какой-либо другой общественный институт, возлагалась функция социализации подрастающего по­коления.

Однако нельзя ставить знак равенства между индивидом как «исполнителем роли» и индивидом как личностью. Соответствие социальным ожиданиям — это необходимая, но отнюдь не доста­точная характеристика личности в любой группе семьи. «Роль» — это характеристика поведения человека, его соответствия соци­ально одобряемому образцу. Личность же предполагает наличие

внутренней позиции индивида по отношению не только к тем, кому приписываются определенные ожидания, но и к той роли, которую он выполняет, соответствуя этим ожиданиям. Лич­ность — понятие бесконечно более богатое, чем функциональная роль, основывающаяся на принципах сотрудничества.

Семья предполагает относительную гармонизацию роли и лич­ности родителей, во всяком случае отсутствие ярко выраженных противоречий между ними. Хотя ролевые предписания в большей или меньшей степени стандартизируют отношения людей, лич­ность не вмещается в «прокрустово ложе» стандарта. Если отец, столкнувшись с огорчающим его фактом, к примеру, получения сыном трех неудовлетворительных отметок подряд, не использует отвечающие ролевым ожиданиям традиционные репрессивные меры, это вовсе не обязательно свидетельствует о дисгармонии роли и личности. Существует множество других способов реакции на возникшее у детей неблагополучие, более отвечающих особен­ностям его личности.

Специфика семьи не сводится, разумеется, ни к более жест­кой, чем во многих других группах, ролевой структуре (каким ожиданиям должен отвечать, к примеру, профессиональный дип­ломат, знают немногие, какому образцу должно соответствовать поведение матери или дочери, знают все), ни к необходимому единству роли и личности ее исполнителя, ни к разумному и социально одобряемому разрешению «ролевых конфликтов» при столкновении ролевых позиций.

Существует и ряд других психологических особенностей семьи. Так, к числу наиболее для нее характерных относится специфически выраженная эмоциональность внутрисемейных отношений, т.е. связи, которые объединяют семью в единое целое, являются по преимуществу эмоциональными. Само собой понятно, что эти связи между членами семьи опосредуются их деятельностью, задачами, ценностями. Однако именно высочай­шая степень эмоциональной близости — «пристрастное» отноше­ние друг к другу — это особое качество настоящей семьи.

Глава 13 СОЗНАНИЕ

1. Развитие Возникновение и развитие психики человека явля-психики в ется одной из самых сложных проблем, встававших филогенезе1 когда-либо перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалисти­ческого направления объясняют возникновение психики длитель­ным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи, так как движение есть способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внут­ренне ей присущее. Материи неподвижной, неизменно пребы­вающей в абсолютном покое, вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находится все во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей — человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира — качеством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

Психика и среда. Если бы среда обитания живых существ бы­ла повсюду совершенно одинаковой, то Земля, по всей веро­ятности, была бы населена одним видом животных организмов. Поскольку в действительности среда чрезвычайно разнообразна как в отношении климата, так и в отношении условий обита­ния, то это вызвало дифференциацию организмов. Землю насе­ляет больше миллиона различных видов животных. При всем многообразии явлений на Земле они подчиняются определенным циклическим сменам - годовые циклы, смена дня и ночи, смена

1 Здесь и далее разделы, написанные B.C. Мухиной. 362

температур и т.д. Все живое приспосабливается к существующим условиям.

Саморегулирование, начинаясь с элементарной раздра­жимости, находит свое высшее развитие в творческом разуме человека.

Чем выше способы отражения, тем более освобождается данный вид животных от непосредственного влияния среды. Одноклеточный организм, реагирующий на изменения среды тропизмами (от греч. поворот, направление), целиком и пол­ностью непосредственно зависит от условий среды.

Так, например, при изменении температуры среды меняется скорость химических реакций в организме: при повышении тем­пературы скорость реакции увеличивается, при понижении -уменьшается, а при большом повышении или понижении тем­пературы одноклеточный организм погибает. Безусловно, то же самое произойдет и с любым живым организмом, если его поместить в условия с очень низкими температурами. Однако есть существенная разница в поведении высших животных в подобных условиях.

Давно известно, что резкое изменение условий обитания побуждает животное к передвижениям. Эти движения животных могут быть более адекватными и менее адекватными. Степные черепахи и мелкие грызуны к периоду жары и зимних холодов закапываются глубоко в землю, где температура более соответ­ствует условиям их нормального существования. Здесь действуют инстинкты. Слон будет обливаться водой, прятаться в густой тени, обезьяна также будет выбирать и подготавливать место, позволяющее ей лучше перенести жару. Помимо инстинктов, здесь действуют условные связи — приобретенный в индивиду­альной жизни опыт животных.

Таким образом, животные организмы постепенно освобожда­ются от непосредственной зависимости среды. Однако на любом уровне развития живые существа до конца никогда не осво­бодятся от этой зависимости. Среда — условие существования живого организма, главный фактор, определяющий жизнь живых существ, иначе: существование живых организмов детермини­ровано условиями среды.

Психика и эволюция нервной системы. Адекватность отражения зависит прежде всего от строения органов чувств и нервной системы. Так, чем более тонко реагирует рецептор на опреде­ленного рода раздражители, тем более адекватной будет реакция. В известных пределах тут прямая связь. Например, зрительный рецептор развивался в связи с приспособлением к отражению рассеянного света Солнца.

У одноклеточных, так же как и у простейших многоклеточных кишечнополостных, можно наблюдать лишь общую реакцию на свет - фототропизм. У земляного червя имеются светочувстви­тельные клетки, лежащие в его эпидермисе. Эти клетки способны отмечать наличие или отсутствие света. У моллюска «блюдце» уже встречаются группы светочувствительных клеток, как бы высти­лающих мешочек, погруженный в его тело. Такое устройство органа зрения позволяет животному улавливать не только присутствие или отсутствие света, но и то, с какой стороны падает свет. У насекомых фасеточное устройство глаз позволяет видеть форму мелких предметов. У большинства позвоночных животных глаз снабжен специальной светопреломляющей линзой (хрусталиком), благодаря чему оказывается возможным четко видеть очертания предмета.

Развитие рецепторов в известных пределах сочетается с разви­тием определенного типа нервной системы. Уровень развития орга­нов чувств и нервной системы неизменно определяет уровень и формы психического отражения. На низшей ступени развития (например, у кишечнополостных) нервная система представляет собой нервную сеть, состоящую из разбросанных по всему организму нервных клеток с переплетающимися между собой отростками. Это сетевидная нервная система. Животные с сетевидной нервной системой в основном реагируют, как было уже сказано, тро-пизмами. Временные связи у них образуются с трудом и плохо сохраняются.

Па следующей ступени развития нервная система претерпевает ряд качественных изменений. Нервные клетки организуются не только в сети, но и в узлы (ганглии). Узловая, или ганглиозная, нервная система позволяет получать и перерабатывать наибольшее количество раздражений, так как чувствующие нервные клетки находятся в непосредственной близости от раздражителей, что меняет качество анализа полученных раздражений. У животных с ганглиозной нервной системой ведущий ганглий устроен значи­тельно сложнее, чем все остальные узлы нервной системы. Наибо­лее примитивная ганглиозная нервная система у червей, у них сегментные ганглии по своим отражательным возможностям од­нородны и, таким образом, не позволяют осуществить более тон­кое отражение. Лишь головной ганглий, представляющий собой соединение неоднородных по функциям и связям нервных кле­ток, получает и перерабатывает более разнообразные раздражения.

Усложнение узловой■нервной системы наблюдается у высших беспозвоночных животных — насекомых. В каждой части тела ганг­лии сливаются, образуя нервные центры, которые взаимосвязаны между собой нервными путями. Особенно усложнен головной

центр. Нервная система насекомых связывается со средой с по­мощью уже достаточно тонко организованных рецепторов, которые несут сигнальную функцию. Животные с ганглиозной нервной системой отражают воздействия внешней среды, используя как врожденные, так и приобретенные в индивиду­альном опыте рефлексы. Однако врожденные реакции явно преобладают.

Высший тип нервной системы — трубчатая нервная система. Она представляет собой соединение организованных в трубку нервных клеток (у хордовых). В процессе эволюции у позво­ночных возникают и развиваются спинной и головной мозг — центральная нервная система. Одновременно с развитием нервной системы и рецепторов развиваются и совершенствуются органы чувств животных, усложняются и формы психического отражения. У животных возникают новые и совершенствуются появившиеся на более низкой ступени эволюции психические функции (ощущение, восприятие, память и, наконец, мышление). Чем сложнее нервная система, тем совершеннее психика.

Особое значение в эволюции позвоночных приобретает раз­витие головного мозга. В головном мозгу образуются локализо­ванные центры, представляющие разные функции. Эти центры взаимосвязываются через специальные нервные образования -ассоциационные зоны. Чем выше организовано животное, тем совершеннее эти зоны. Животные, обладающие центральной нервной системой, наиболее адекватно отражают воздействие среды. При этом основной фонд нервной деятельности высоко­организованных животных составляет совокупность узловых рефлексов.

Таким образом, эволюция психики выражается в совершенство­вании органов чувств, выполняющих рецепторные функции, и раз­витии нервной системы, а также в усложнении форм психического отражения, т.е. сигнальной деятельности.

Прогрессивное развитие строения тела, нервной системы и органов чувств животных благодаря количественному и качест­венному изменению форм отражения вызывает появление все более сложных и многосторонних связей живых организмов со средой. Так, устройство зрительного рецептора способствует наилучшей зрительной ориентировке животного в среде обитания. Глаза глубоководных рыб улавливают минимальные световые раздражения. В их сетчатке имеются высокочувствительные спе­циальные аппараты — палочки. Зрачок и хрусталик глаза относительно велики. Глаза высших наземных животных устроены так, что роговица и хрусталик не пропускают ультрафиолетовых лучей до сетчатки. Глаза животных, ведущих дневной и ночной

образ жизни, также имеют специфическое устройство, связанное с условиями существования. Различное устройство глаз и опре­деляет более адекватное отражение раздражителей в условиях определенной среды.

Нельзя, однако, думать, что в условиях одной и той же среды у животных развиваются и становятся ведущими рецепторы одного и того же типа. Филогенетическое развитие чувствитель­ности у животных существенно зависит от того, какие раздра­жители являются для них биологически значимыми. В одной и той же среде паук ориентируется на вибрацию; лягушка - на едва слышимый человеком шорох; летучая мышь - на ультразвуки; собака больше всего ориентируется на запахи (и не на всякие, а на запахи органических кислот, при пониженном обонянии к запахам ароматических веществ — цветов, травы) и т.д.

Эволюция психики идет не прямолинейно. В одной и той же среде обитают животные самых различных уровней отражения, и наоборот, в различных условиях обитания можно найти разные виды животных с близкими уровнями отражения. Считается, на­пример, что дельфины, слоны и медведи стоят в этом отношении одинаково высоко.

Среда не есть нечто постоянное. Как всякая материя, среда эволюционирует. К этой эволюционирующей среде и приспо­сабливается животный вид, который в ней обитает. Причем, изменение среды может существенным образом воздействовать на развитие психических функций одних видов животных и в то же время не оказывать значительного влияния на развитие психиче­ских функций других видов животных. Так, коренное изменение условий обитания явилось причиной качественного переустрой­ства поведения древних человекообразных обезьян, которое в ко­нечном счете привело к появлению на Земле человека.

2. Возникновение Сущность различий психики животных и челове-сознания ка. Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Так, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

В истории человечества благодаря языку произошла пере­стройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благо­даря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в «языке» животных и языке человека определяет различие и в мышлении, поскольку каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление, Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать «орудие». Абстрактные способы мышления еще не наблю­дал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший пси­хику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный прин­цип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстраги­роваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвос­хищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Люди отнюдь не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление живот­ных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устра­няет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Че­ловек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его спо­собности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в дан­ной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой

как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные не живут в ми­ре постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значе­ние лишь в конкретной ситуации, в процессе деятельности1. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человека создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей, пользуется орудием сообща с другими людьми, заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызывать у животных и у человека положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена разви­тая способность сопереживать горе и сорадоваться с другим чело­веком, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития. Если развитие пси­хики животного мира шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики человеческого со­знания подчиняется законам исторического развития.

И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определен­ного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт, который в наибольшей мере развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подоб­ными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется челове-

Понятие «деятельность» применимо по отношению к животному лишь условно, в смысле «жизнедеятельность».

ческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Так, все дети-«маугли» проявляли примитивные животные ре­акции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда стано­вится человеком, если его развитие проходит среди людей.

Роль трудовой деятельности в возникновении сознания. Челове­ческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек — продукт общественных отношений.

Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо, которое позволяло всем особям наилучшим образом защи­щаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в об­щество, была трудовая деятельность, т.е. такая деятельность, кото­рая совершается людьми при совместном изготовлении и употреб­лении орудий.

Резкие изменения условий жизни вызвали большие затрудне­ния в удовлетворении потребностей животного мира - уменьши­лись возможности легкого добывания пищи, ухудшился климат. Предки человека должны были или вымереть, или качественно изменить свое поведение, что они и сделали, обратившись к осу­ществлению совместных предтрудовых действий, помогающих им выжить.

Инстинктивное общение предков человека внутри стада по­степенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщест­ва — совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности — способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отноше­ния влияли на совершенствование трудовой деятельности.

В труде развивалось и сознание человека — наивысшая в эво­люционном ряду форма отражения, для которой характерно выде­ление объективных устойчивых свойств предметной деятельности

и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия приводят к большей независимости от непосред­ственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер — начи­ная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудия­ми. За такими орудиями закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить. Именно в связи с этим возникает качест­венное отличие среды человека от среды животного. Как уже было сказано, животное живет в мире случайных вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, дейст­вий, деятельности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятель­ность. Поскольку деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, она направляется на удовлетворе­ние не только личных, но и общественных потребностей. Поэтому появляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится созна­тельной деятельностью.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровйем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отраже­ния. При высоком уровне производства орудий цельная деятель­ность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделе-юге операций еще дальше отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обла­дающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной органи­зации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука

приобретала наибольшую ловкость движений, в связи, с постепен­но совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности, она постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание — специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть «тонкий орган осязания, — писал И.М. Сеченов, — и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укора­чиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направле­ниях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение»1. Рука является органом осязания не только пото­му, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойст­вах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным ко­нечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда.

Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего орга­низма. Специализация руки как органа труда способствовала раз­витию прямохождения.

Действия работающих рук постоянно контролировались зрени­ем. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя -он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализирован­ного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Возникновение и развитие труда привело к несравненно более успешному удовлетворению потребностей человечества в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей качествен-

1 Сеченов И.М. Участие органов чувств в работе рук у зрячего и слепого // Избр. философ, и психолог, произведения. — М.: Госполитиздат, 1947. — С. 396-397.

но изменили биологические потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Так, с развитием предме­тов труда родилась и потребность в них.

Таким образом, труд послужил причиной развития человече­ского общества, формирования человеческих потребностей, разви­тия человеческого сознания, не только отражающего, но и пре­образующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения -человеческого языка.

3. Структура Высший уровень психики, свойственный чело-

сознання и веку, образует сознание. Сознание есть высшая,

бессознательное интегрирующая форма психики, результат обще-

в психике ственно-исторических условий формирования чело-

человека века в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных