Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 31 страница




Такие свойства темперамента, как уровень активности и лег­кость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зави­сит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность нередко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется самый способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темпера­мента возможен свой путь достижения высоких учебных успехов.

Профессиональные требования. Вместе с тем в некоторых видах деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере и результат. По отношению к этим видам деятельности можно говорить о более благоприятных и менее благоприятных динамических чертах пси­хики. В тех областях труда, где предъявляются жесткие требова­ния к темпу или интенсивности действий, индивидуальные особенности динамических проявлений психики могут стать фак­тором, влияющим на пригодность к деятельности. В некоторых профессиях требования к динамическим свойствам настолько высоки, что возникает надобность в предварительном отборе людей по таким свойствам. Например, тем, кто хочет стать летчиком-испытателем, или диспетчером на некоторых производ­ствах, или овладеть некоторыми видами циркового искусства, нужно обладать подвижным и сильным типом нервной системы. Эмоциональная возбудимость как сторона темперамента необхо­дима в деятельности актера и музыканта.

Но в большинстве профессий свойства темперамента, сказы­ваясь на своеобразии процесса деятельности, не влияют на ее конечную продуктивность. Недостатки темперамента могут ком­пенсироваться за счет увлеченности, специальной подготовки, волевых усилий.

Интересно, что в условиях совместной деятельности людей (если вместе работают, например, двое) черты их темперамента оказывают более существенное влияние на конечный результат, чем в тех случаях, когда каждый работает индивидуально. При этом обнаруживаются более благоприятные и менее благоприят­ные сочетания разных типов темперамента. Так, например, в не­которых видах занятий участие холерика оказывается более эффективным, когда он работает совместно с флегматиком или меланхоликом, чем когда его партнером является сангвиник или, особенно, холерик (исследование В.М. Русалоеа). Такого рода факты показывают, что нельзя оценивать значение тех или иных свойств темперамента, не учитывая совместный характер многих видов деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности. Как уже отмечалось, осо­бенности темперамента выступают прежде всего в своеобразии способов работы, а не в эффективности деятельности,

Психологи, разносторонне изучавшие индивидуальный стиль деятельности (B.C. Мерлин, Е.А. Климов), показали, что он не воз­никает у человека сразу и только стихийно. Индивидуальный стиль вырабатывается и совершенствуется, если человек активно ищет приемы и способы, помогающие ему применительно к свое­му темпераменту достигать лучших результатов. Индивидуальный стиль деятельности более отчетливо проявляется у наиболее ус­пешных работников, у спортсменов-мастеров, у лучших учеников.

Как известно, среди выдающихся людей в каждой области творчества — в науке, технике, искусстве, в самых различных видах труда — можно встретить представителей разных типов темперамента. Так вот, для творческой личности характерна индивидуализация приемов работы, когда сознательно, а отчасти и непроизвольно применяются именно такой режим и такие индивидуальные способы выполнения деятельности, которые соответствуют индивидуальному темпераменту.

Овладение свойствами своего темперамента и их компенсация, формирование индивидуального стиля деятельности начинаются в годы детства, происходят под влиянием обучения и воспитания.

3. Темперамент1 Различия по темпераменту и задачи воспитания.

и проблемы Педагогам и воспитателям постоянно приходится

воспитания сталкиваться с различиями между детьми по их

общей активности и по выраженности их чувств.

Но для подлинного понимания таких различий нужны достаточно

длительные и разносторонние наблюдения. При кратковременном

знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более

или менее яркие впечатления о динамической стороне психики, которые недостаточны, однако, для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о его поведении и деятельности в разных обстоятельствах, можно отличить случайные манеры, привычки от более коренных черт темперамента.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента, как явствует из всего изложенного выше, следует убедиться в той или иной выраженности у него прежде всего таких черт:

1. Активность. О ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздейство­вать на окружающее и изменить его, преодолевать препятствия.

2. Эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоцио­нальной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция стано­вится побудительной силой поступков, а также скорость, с кото­рой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

3. Особенности моторики. Они выступают в быстроте, резко­сти, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного дви­жения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче поддается наблюдению и оценке.

При этом важно иметь в виду, что не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов. Задача воспитателя должна заключаться не в том, чтобы пытаться переделывать один тип темперамента в другой (это и невозможно), а в том, чтобы путем систематической работы содействовать развитии) положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Индивидуальный подход и тип темперамента. Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмо­циональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склон­ности к постоянным взрывам. Живость и отзывчивость сангви­ника - положительные качества, но при недостатках воспитания они могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика — это досто­инства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они мо­гут сделать человека вялым, равнодушным ко "многим впечат-

лениям жизни. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты, но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представите­лей этого типа может развиваться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застен­чивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются — в достоинства или в недостатки. Не следует приписывать к чертам темперамента то, что является результатом невоспитанности. Например, отсут­ствие выдержки и самообладания в поведении не обязательно говорит о холерическом темпераменте - оно может быть след­ствием просчетов в воспитании при любом темпераменте. Чрез­мерная легкость смены интересов и увлечений, несдержанность, безразличие к окружающему, пугливость и другие отрицательные свойства ребенка (как и взрослого) могут быть не чертами темперамента, а результатом влияния окружающих людей: заласкивания и поощрения капризов в одних случаях, излишней строгости и подавления самостоятельности — в других. Ученик в школе может казаться робким, производить впечатление край­него представителя меланхолического типа, но не быть им в действительности. Его поведение может быть вызвано, напри­мер, тем, что он отстал по учебным предметам или у него очень тяжелые семейные обстоятельства.

Сказанное не должно приводить к недооценке действительных различий по темпераменту. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их пове­дения, дает возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с оди­наковой заинтересованностью учением, но при разном темпера­менте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у уче­ника с сильной нервной системой обнаруживается стимулирую­щее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью нервной системы после такой оценки были заметны подав­ленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педаго­гической тактики. (,

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изме­нениями в распорядке школьного дня, другие же - медленно, и их работа разлаживается. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое

даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.п.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятель­ности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети-холерики и дети с меланхолическим темпераментом. Первых надо систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдер­жанности, самообладанию, прививать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность, требовать поступков, связанных с преодолением трудностей. Дети со слабой нервной системой нуждаются в более четком режиме и опреде­ленном ритме работы.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться созна­тельно регулировать свое поведение и деятельность. У представи­телей разных типов темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать выдержку и хладнокровие. Другими слова­ми, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предо­пределяет их: первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окру­жающему миру.

Известно, что в соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях «теп­личного» воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не вся -кий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определенную саморегуляцию, самовоспи­тание.

Черты темперамента, т.е. особенности динамической стороны психики, являются только одной из предпосылок развития тех важнейших свойств психики, которые составляют характер человека.

Глава 16

ХАРАКТЕР

1. Понятие Определение характера. В переводе с греческого «ха-о характере рактер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобре­тает человек, живя в обществе. Подобно тому как индивиду­альность личности проявляется в особенностях протекания пси­хических процессов (хорошая память, богатое воображение, сооб­разительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.

Характер —это совокупность устойчивых индивидуальных особен­ностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Личность человека характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, к а к он это делает. Действуя на основе общих интересов и разделяемых всеми убеждений, стремясь в жизни к общим целям, люди могут обнаруживать в своем общественном поведении, в своих поступках и деяниях не одинаковые, порой противоположные индивидуальные особенности. Можно наряду с другими людьми испытывать те же трудности, выполнять с рав­ным успехом свои обязанности, любить или не любить одно и то же, но быть при этом мягким, уступчивым или жестким, не­терпимым человеком, веселым или грустным, уверенным или робким^ уживчивым или неуживчивым. Одинаковые по смыслу критические замечания, обращенные к школьникам, одними педагогами делаются всегда в мягкой, вежливой, доброжелатель­ной форме, а другими - грубо и бесцеремонно. У людей же с противоположными взглядами на жизнь, с различиями в ин­тересах, в культурном уровне, с неодинаковыми моральными принципами эти укоренившиеся индивидуальные особенности, как правило, бывают еще более резко выраженными.

Индивидуальные особенности, образующие характер человека, относятся в первую очередь к воле (например, решительность или

неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнера­достность или угнетенность), но в известной мере и к уму (напри­мер, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления харак­тера являются комплексными образованиями и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам воле­вых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (к примеру, подозрительность, великодушие, щедрость, злопамятность и др.).

Характер, общественные отношения и социальные группы. Ха­рактер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.

Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (в семье, дружеской компании, трудовом или учебном коллективе, асоциальной ассоциации и т.д.). В зависимости от того, как осу­ществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и каков уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном слу­чае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом случае - скрытность, лживость, трусость, кон­формность, слабохарактерность. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности разви­тия и закрепления лучших черт характера. Этот процесс способ­ствует оптимальной интеграции личности в группе.

Зная характер человека, можно пр едвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, и направлять поведение человека. Так лицо, которое распределяет ту или иную работу (руководитель, педагог и т.п.) учитывает не только их знания и умения, но и характер. Один, например, упорен и трудолюбив, но несколько медлителен и чрезмерно осторожен. Другой горяч, близко к сердцу принимает интересы дела, но нетерпим к мнениям, хотя бы немногим отличающимся от его собственного, и поэтому может быть излишне резок и даже груб. Опираясь на ценные свойства характера воспитуемого, педа­гог стремится развить и упрочить их, а отрицательные — ослабить или хотя бы компенсировать, возместив другими, социально зна­чимыми качествами:

Знание характера, как и темперамента учащегося, является ус­ловием эффективности индивидуального подхода педагога в учеб­но-воспитательной работе.

2. Структура Связи черт характера. Характер человеческой лич-характера ности всегда многогранен. В нем могут быть выде­лены отдельные черты или стороны, которые, одна­ко, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а яв-

ляются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруэюивается в закономерной зависи­мости между отдельными его чертами. Если человек труслив, есть основания предполагать, что он не будет обладать качествами инициативности (опасаясь неблагоприятного оборота иницииро­ванного им предложения или поступка), решительности и само­стоятельности (принятие решения предполагает личную ответ­ственность), самоотверженности и щедрости (помощь другому может в чем-то ущемить его собственные интересы, что для него опасно). Вместе с тем от человека трусливого по характеру можно ожидать приниженности и угодливости (по отношению к силь­ному), конформности (не оказаться «белой вороной»), жадности (застраховать себя в материальном отношении на будущее), готовности к предательству (во всяком случае при крайних обстоятельствах, угрожающих его безопасности), недоверчивости и осторожности («беликовское» — по А.П. Чехову — «как бы чего не вышло») и т.д. Разумеется, не всякий человек, у которого в ха­рактере доминирует трусость, продемонстрирует структуру характера, подобную охарактеризованной выше, включая все перечисленные черты. В разных жизненных обстоятельствах она может быть существенно преобразована и даже может включить качества, казалось бы, противоположного доминирующему (к примеру, трус может быть наглым). Однако общая тенденция к проявлению именно такого комплекса качеств характера для трусливого человека будет преобладать.

Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего ком­плекса его проявлений. Наряду с ними существуют второ­степенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые Существование цельных характеров обусловливает возможность среди громадного разнообразия характера выделять определенные их типы, наделенные общими чертами.

Цельность характера не исключает полностью его противоре­чивости: доброта иногда вступает в конфликт с принципиаль­ностью, чувство юмора - с ответственностью.

Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами на жизнь и другими особенностями направленности личности. Один добродушный и веселый человек может быть вы­соконравственным и порядочным, а другой - тоже добродушный и веселый - но при этом не брезгующий никакими, в том числе и нечистоплотными, поступками для достижения своих целей.

Черты характера и отношения личности. Проявляясь в действи­ях и поступках, в том, в какой мере активно субъект включается в совместную деятельность, характер оказывается зависим как от содержания деятельности, так и от успешного или неуспешного преодоления трудностей, от далеких и ближайших перспектив в достижении основных жизненных целей.

При этом характер зависит от того, как относится человек (на основе уже ранее сложившихся его особенностей) к своим неуда­чам и удачам, к общественному мнению и ряду других обстоя­тельств. Так, люди, обучающиеся в том же классе школы или работающие на равном положении в той же бригаде приобретают разные черты характера в зависимости от того, справляются ли они с делом. Одних успех окрыляет и побуждает работать или учиться еще лучше, другие склонны «почивать на лаврах»; одних неудача угнетает, в других пробуждает «боевой дух».

Таким образом, важнейший момент в формировании харак­тера - то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе - как к другому. Эти отношения являются вместе с тем основанием для классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется, во-первых, в том, как он отно­сится к другим людям: родным и близким, товарищам по работе и учебе, знакомым и малознакомым и т.п. Устойчивая и неустойчи­вая привязанность, принципиальность и беспринципность, общи­тельность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость обнаруживают отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или при­ниженность, или неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других - самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его ре­зультатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к ве­щам: не только отношение вообще к собственности, но и аккурат­ное или небрежное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и т.д.

Характер как «программа поведения человека». Деятельность человека, его поведение прежде всего определяются теми целями, которые он ставит перед собой, и основной детерминантой его поведения и деятельности всегда остается направленность

его личности - совокупность его интересов, идеалов и убеждений. Однако два человека, у которых в направленности личности обнаруживается много общего и цели которых совпадают, могут существенно различаться по используемым ими способам дости­жения этих целей. За этими различиями стоят особенности харак­тера личности. В характере человека как бы заложена программа типичного его поведения в типичных обстоятельствах. «Зная характер Т., - говорит педагог о своем ученике, - я уверен, что он не сдержится, наговорит много лишнего, возможно, будет груб, несправедлив, а потом будет жалеть о случившемся, дня три ходить в покаянном настроении и в конце концов сделает все возможное, чтобы загладить свою вину». Черты характера, таким образом, обладают определенной побуждающей, мотивирующей силой, которая в наибольшей степени обнаруживает себя в стрес­совых ситуациях при необходимости осуществлять выбор дейст­вий, преодолевать значительные трудности.

Решительный по своему характеру человек переходит от по­буждений к действиям зачастую без сколько-нибудь длительной борьбы мотивов. Тактичность как черта характера индивида спо­собствует проявлению осторожности в высказываниях, которая предполагает учет целого ряда обстоятельств и проблем, сущест­венных для людей, с которыми он общается.

Так, в качестве черты характера может рассматриваться сте­пень выраженности у индивида мотивации достиже­ния - его потребности в обязательном достижении успеха в любой деятельности, какой бы он ни был занят, особенно в условиях соревнования с другими людьми. Мотивация дости­жения как черта индивидуальности формируется прижизненно вследствие систематических и личностно значимых поощрений человека за успехи и наказаний за неудачи.

Один из первых исследователей этой характерологической черты Д. Макклеланд относил завершенность формирования моти­вации достижения к дошкольному возрасту, но это утверждение не является убедительным, поскольку становление мотивации достижения, как и других качеств индивидуальности, не ограни­чивается ранним детством. В зависимости от истории развития данной конкретной личности у нее может преобладать либо стремление достичь успеха (человек будет идти на риск, проявлять при любом подходящем случае инициативу, соревнова­тельную активность и т.д.), либо стремление избежать неудачи (он будет уклоняться от риска и ответственности, избегать проявлений собственной инициативы, занимать позицию невмешательства в ситуациях с неопределенным исходом и т.д.). Выявленный с помощью специальных методик характер мотива-

ции достижения позволяет предсказать возможную программу пове­дения человека в типичных обстоятельствах.

Акцентуация черт характера. Число черт характера, которые зафиксированы человеческим опытом и нашли обозначение в языке, чрезвычайно велико и во всяком случае превышает тысячу наименований. Поэтому перечисление и описание варьи­руемых черт характера нецелесообразно, к тому же четкая клас­сификационная схема (кроме самого общего отнесения их к од­ному из указанных выше отношений личности) в психологии отсутствует. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии и своеобразии, но и количест­венной выраженности. Есть люди более или менее подозритель­ные, более или менее щедрые, более или менее честные и от­кровенные. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера — это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена. Все другие трудности, не затрагивающие уязвимых точек характера данного индивида, могут переноситься им без напряжения и срывов, не доставляя никаких неприятностей ни окружающим, ни ему самому. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятель­ствах может привести к патологическим нарушениям и изменени­ям поведения личности, к психопатологии (патологии характера, препятствующей адекватной социальной адаптации личности и практически необратимой, хотя в условиях правильного лечения поддающейся некоторой коррекции), но сведение ее к патологии неправомерно.

Классификация типов акцентуации характера представляет значительную сложность и не совпадает по номенклатуре наиме­нований у разных авторов (К. Леонгард, А. Личко). Однако описа­ние акцентуированных черт в значительной степени оказывается идентичным. Это дает возможность дать перечень акцентуаций, заимствуя наиболее удачные термины из обеих классификаци­онных схем и при этом намеренно избегая прямых аналогий с психиатрической терминологией («шизоидные» черты, «эпилеп-тоидные» черты и т.п.), ввиду того что рассмотрение акцентуации характера предполагает привлечение внимания педагога, а не

психиатра, хотя история постановки проблемы акцентуирования восходит к психиатрии и психоневрологии.

Выделяются следующие важнейшие типы акцентуации харак­тера: интровертный тип характера, для которого свойственна замкнутость, затрудненность в общении и налаживании контактов с окружающими, уход в себя; экстравертный тип — эмоциональ­ная взвинченность, жажда общения и деятельности, зачастую безотносительно к ее необходимости и ценности, говорливость, непостоянство увлечений, иногда хвастливость, поверхностность, конформность; неуправляемый тип — импульсивность, конфликт­ность, нетерпимость к возражениям, иногда и подозрительность.

Основные особенности неврастенической акцентуации характе­ра подростка — преобладающее дурное самочувствие, раздражи­тельность, повышенная утомляемость, мнительность. Раздражение против окружающих и жалость к себе самому может привести к кратковременным вспышкам гнева, однако быстрая истощае-мость нервной системы скоро гасит гнев и способствует умиро­творению, раскаянию, слезам.

Для сензитивного типа свойственны пугливость, замкнутость, застенчивость. Сензитивные подростки избегают включаться в большие и тем более новые компании, не участвуют в шалостях и рискованных предприятиях сверстников, предпочитают играть с маленькими детьми. Они боятся контрольных работ, зачастую стесняются отвечать перед классом, опасаясь вызвать ошибкой смех или слишком хорошим ответом зависть одноклассников. «Чувство собственной неполноценности у сензитивных подрост­ков делает особенно выраженной реакцшо гиперкомпенсации (т.е. сверхкомпенсация - усиленное стремление преодолеть свои недостатки). Они ищут самоутверждения не в стороне от слабого места своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их спо­собности, а именно там, где особенно чувствуют свою неполно­ценность.

Робкие и стеснительные мальчики натягивают на себя личину развязности и_даже нарочитой заносчивости, пытаются показать свою энергию и волю. Но как только ситуация требует от них смелой решительности, они тотчас же пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они чувствуют симпатию и поддержку собеседника, то за сброшенной маской «все нипочем» оказывается жизнь, полная укоров и самобичева­ния, тонкая чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на бурно хлынувшие слезы» {А. Личко).

Демонстрационному типу акцентуации характера присущ эго­центризм, потребность в постоянном внимании к своей особе,

восхищении и сочувствии. Лживость, склонность к позерству и рисовке, демонстративность поведения (вплоть до инсценировок самоубийства) — все это определяется стремлением любыми сред­ствами выделиться среди сверстников. Так, например, старше­классница 3. начала получать анонимные письма, содержащие угрозы и грязное поношение. Со слезами она показывала эти письма учителям и подругам, просила помощи и защиты. Рассле­дование вскоре показало, что 3. сама себе писала эти письма и за этот счет привлекала усиленное внимание фактически всей шко­лы к своей персоне, проявляя типично демонстративные черты характера.

При правильно поставленной воспитательной работе возмож­но блокирование проявлений акцентуации характера. Педагоги и родители, зная «точки наименьшего сопротивления» в характере ребенка или подростка, стремятся не допускать, чтобы стрессо-генные ситуации болезненно задевали уязвимые места его харак­тера. Так, для сензитивных подростков труднопереносимы подо­зрения в дурных поступках, обвинения, вступающие в проти­воречие с их самооценкой, которая, как правило, не является завышенной и в общем объективна. Вместе с тем целесообразны воспитательные воздействия, которые привели бы к компенси­рованию робости сензитивных подростков: вовлечение их в об­щественную работу, выдвижение в актив класса, где в совместной деятельности им легче преодолевать обидчивость и застенчивость.

3. Природа Характер и темперамент. Характер, как и темпера-и проявления мент, обнаруживает зависимость от физиологи-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных