ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система педагогических наук и связь педагогики с другими наукамиПедагогика, как и любая другая наука, представляет собой целостную систему относительно самостоятельных, но взаимосвязанных наук. В систему педагогических наук входят: 1. Общая педагогика - изучает теоретические основания педагогической науки: основные категории педагогики и их взаимосвязь, сущность, закономерности и принципы процессов обучения, воспитания, образования, развития и социализации личности и пр. 2. История педагогики - исследует развитие педагогических идей и практики образования и воспитания в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогика - изучает закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий. 4. Возрастная педагогика - исследует возрастные аспекты обучения и воспитания (преддошкольная, дошкольная, школьная педагогика, андрагогика, педагогика высшей школы и др.). 5. Коррекционная педагогика (дефектология) - изучает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в физическом развитии. Коррекционная педагогика - разделяется на ряд отраслей: сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих); тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи). 6. Частные методики (предметные дидактики) - изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов (физики, математики, химии, истории и др.), разрабатывают технологический инструментарий, обеспечивающий оптимальное усвоение содержания конкретной дисциплины с помощью различных методов и средств. 7. Отраслевая (профессиональная) педагогика - изучает особенности обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать в конкретной профессиональную сферу действительности. В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и другую педагогику. 8. Социальная педагогика – разрабатывает вопросы социализации личности, теории и методики внешкольного образования детей и взрослых, социальной профилактики и пр. 9. Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика изучает особенности и разрабатывает методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов. В современной педагогике появляются и новые области – философия образования, педагогические технологии, артпедагогика и др. Связь педагогики с другими науками обусловлена тем, что различные явления педагогической действительности имеют многоаспектный характер. Поэтому их всестороннее и целостное исследование требует применения данных других наук, т.е. междисциплинарного подхода. Таблица 2.1.3 Связь педагогики с другими науками
Связи педагогики с другими науками реализуются в различных аспектах, предполагающих, что в педагогических исследованиях: - достаточно активно используются данные различных наук (антропологии, истории, экологии, юриспруденции, статистики, этнографии, технических наук, кибернетики и др.); - широко применяются математические методы, компьютерное моделирование, социологические опросы, социометрия и т.д.; - разрабатываются новые понятия (диверсификация образования, педагогическая квалиметрия, экономика образования и т. д.).
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите объект и предмет педагогической науки 2. Каковы функции педагогики? 3. Какие науки входят в состав системы педагогических наук? 4. Обоснуйте связь педагогики с такими науками, как психология, философия, история. Список использованных источников 1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для вузов / В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574с., с.9. 2. Буланова- Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: Учебное пособие / М.В. Буланова- Топоркова. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 544 с. 3. Гребенюк, О.С. Общие основы педагогики [Текст]: учебное пособие для вузов / О.С.Гребенюк, М.И.Рожков. – М.: Владос-пресс, 2003. – 160с. 4. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.В.Краевский. – М.: Академия, 2005. – 256с. 5. Левченкова, Т.В. Обучение и воспитание юных спортсменов [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.В.Левченкова. – Режим доступа - http://studopedia.ru/9_173886_opredelenie-pedagogiki-kak-nauki.html. 6. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Высшее образование, 2008. - 430 с. 7. Педагогика: большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720с. 8. Сластенин В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|