Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АВТОНОМИЯ И ЭТИКА ВЗРОСЛОГО




Человек в конечном счете сам решает за себя! И, в конце концов, любое

образование должно быть направлено на воспитание способности принимать

решения

Виктор Франкл

Достижение автономии является конечной целью трансакционного анализа.

Автономия означает владение собой, определение своей собственной судьбы,

принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от типов

поведения, не относящихся к делу или неуместных "здесь и теперь".

Каждый обладает способностью достичь определенной автономии. Но,

несмотря на то что автономия является исконным правом человека с рождения,

мало кто в действительности достигает ее. Берн пишет:

Человек рождается свободным, но одна из первых вещей, которой он

научается, -- делать то, что ему говорят, и он проводит остальную часть

своей жизни, делая это. Так что его первое порабощение -- порабощение

родителями. Он прикован к их инструкциям на веки вечные, оставляя за собой

лишь право выбирать иногда собственные методы и утешать себя иллюзией

автономии (1) (.См.: Э.Берн. Секс в человеческой любви. М., МКЦ, 1990, с.75.

-- Прим. ред.)

Люди испытывают иллюзию автономии, когда полагают, что изменили свой

сценарий, а в действительности они лишь изменили декорации, роли, костюмы и

т.д., но не сущность драмы. Например, человек, имеющий родительские

предписания быть проповедником, может стать наркоманом, а затем с

религиозным рвением обращать других в своих последователей. Смена обстановки

может создавать у человека иллюзии свободы, хотя в действительности это --

порабощение родительскими предписаниями, только замаскированное.

Подобным же образом женщина со сценарием "Красавица и Чудовище" может

верить, что освобождается от жизненных невзгод, разводясь с Чудовищем и

заново выходя замуж, хотя на самом деле она может при этом менять одно

Чудовище на другое.

Подлинная автономная личность, согласно Берну, -- это такая личность,

которая осуществляет "проявление или восстановление трех способностей:

осознания, спонтанности и искренности" (2).

Осознание

Осознание -- это способность понимать то, что происходит в настоящем.

Автономная личность является осознающей. Такая личность очищает от

"засорения" Взрослого и начинает слышать, видеть, обонять, осязать, изучать

и оценивать независимо. Отбрасывая старые мнения, которые искажают

восприятие действительности, осознающая личность воспринимает мир скорее

через личную встречу с ним, чем через то, как она была "приучена" видеть

его.

Зная, что жизнь преходяща, осознающая личность ценит природу

настоящего. Она чувствует, что хотя какие-то секреты природы известны ей, но

многие тайны еще предстоит открыть. Осознающая личность может, стоя на

берегу озера, смотреть на цветы, чувствовать дуновение ветерка и испытывать

благоговение. Осознающая личность может, взглянув на закат, воскликнуть:

"О!"

Человек, осознающий самого себя, прислушивается к сообщениям своего

тела, понимая, когда он напряжен или расслаблен, когда открыт или замкнут.

Осознающая личность знает свой внутренний мир чувств и фантазий, не боится и

не стыдится его.

Осознающая личность умеет слушать других людей и давать активную

обратную связь во время разговора. Осознающая личность не расходует свою

психическую энергию на то, чтобы создавать проблемы, использовать различные

уловки или планировать психические контратаки. Вместо этого она пытается

улучшать контакты с другими людьми, устанавливая с ними искренние отношения,

совершенствуясь в умении как говорить, так и слушать.

Человек, осознающий самого себя, полностью находится в настоящем. Его

мысль и тело реагируют в унисон ситуации "здесь и теперь"; тело не делает

ничего отличного от того, на чем сосредоточена мысль. Такой человек

-не говорит сердитых слов, когда улыбается,

-не хмурится, когда ситуация вызывает смех,

-не срывается посреди пикника, чтобы вернуться к "важным делам",

-не составляет в уме важное деловое письмо, когда занят любовью,

-не возвращается заново к событиям прошлой ночи, пока составляет важное

служебное письмо на работе,

-не носит розовые очки, чтобы не замечать происходящих вокруг событий,

-не пирует во время чумы.

Осознающие люди понимают, где они находятся, что делают и что по этому

поводу чувствуют. Как заметил Авраам Линкольн: "Если мы сначала узнаем, где

мы находимся и куда стремимся, мы сможем лучше судить о том, что делать и

как это делать".

Первым шагом к интеграции является осознание с помощью Взрослого как

контролера. Человек, начинающий осознавать, что ведет себя как тиран или

бука, может решить, как отнестись к такому поведению, признать его своим и

остаться таким, каков он есть, или сознательно отказаться от него. Перлз

утверждает: "Все основывается на осознании" (3).

Спонтанность

Спонтанность -- это свобода выбора из полного спектра поведения и

чувств Родителя, поведения и чувств Взрослого, поведения и чувств Ребенка

(4). Автономная личность является спонтанной и в то же время гибкой, а не

бездумно импульсивной. Такая личность видит, что существует много доступных

выборов, и использует то поведение, которое ей кажется подходящим к ситуации

и ее цели.

Спонтанная личность свободна и принимает ответственность за свои личные

выборы. Такая личность отвергает побуждение жить предопределенным образом и

учится сталкиваться с новыми ситуациями, открывать новые способы мышления,

переживания и реагирования. Она постоянно расширяет и переоценивает

репертуар возможного поведения.

Спонтанная личность проявляет или восстанавливает способность принимать

независимые решения. Такая личность признает Родителя и Ребенка как личную

историю, но скорее принимает новые решения, чем остается во власти "судьбы".

Когда личность не принимает самостоятельные решения, пусть и не всегда

правильные, ее способности остаются ненаправленными, а поведение неясным и

неустойчивым. Нерешительность, согласно Мартину Буберу, -- это порок, и этот

порок представляет бесцельный круговорот способностей, без которых ничего

нельзя достигнуть, но из-за которых, если их не направить и оставить

нереализованными, все идет наперекосяк (5). В этом отношении автономная

личность -- это личность, которая принимает решения, придающие

целесообразность ее способностям. Эта личность сознательно и в разумных

пределах принимает ответственность за выбранную ею судьбу.

Принять сознательное решение в отношении себя в состоянии Я Взрослого

означает быть свободным -- свободным, несмотря на инстинкты и побуждения,

свободным, несмотря на наследственность и окружающее влияние. Виктор Франкл

пишет:

Конечно, у человека есть инстинкты, но он не находится полностью во

власти этих инстинктов. Мы ничего не имеем против инстинктов и против людей,

принимающих их. Но мы считаем, что такое принятие должно также предполагать

возможность отказа, иными словами, оно должно быть свободным решением...

...что касается наследственности, то исследования наследственности

показали, как высока степень свободы человека перед лицом

предрасположенности. Например, близнецы, имея одинаковую

предрасположенность, могут по-разному построить свою жизнь. Из двух

одинаковых близнецов один становится ловким преступником, в то время как

другой -- опытным криминалистом...

...что касается окружения, мы знаем, что не оно создает человека, но

многое зависит от того, как человек воспринимает окружение, от его установки

к нему (6).

Однако от личности требуется большее, чем просто принимать решения.

Если личность не поступает в соответствии с принятым решением, то такое

принятие решения бессмысленно. Только когда этика и поведение личности

соответствуют друг другу, личность является конгруэнтной (Конгруэнтность --

умение быть самим собой в контактах с окружающими. -- Прим. ред.) и

целостной. Спонтанная личность свободна "делать свои собственные дела", но

не за счет эксплуатации и/или равнодушия к другим.

Искренность

Искренность -- это проявление Естественным Ребенком сердечности,

теплоты и близости к другим. Многие люди страдают от неспособности быть

искренними. Маслоу считает, что это особенно справедливо для американцев:

...американцы нуждаются в значительно большем количестве терапевтов,

потому что они не знают, как быть искренними -- у них нет искренней дружбы

по сравнению с европейцами и поэтому у них действительно нет близких друзей,

с которыми можно отвести душу (7).

Автономная личность имеет смелость дружить и быть искренней тогда,

когда это уместно. Это особенно нелегко дается людям, которые сдерживают

свои искренние чувства и у которых нет привычки проявлять их. Они могут

чувствовать себя неловкими, даже фальшивыми, когда впервые пытаются

отказаться от старых программ поведения. Тем не менее они делают такие

попытки.

В процессе развития способностей к искренности личность становится

более открытой -- учится раскрепощаться, открывать другим свой внутренний

мир, приспуская некоторые маски, -- но проявляет это качество всегда с

осознанием Взрослого. Личность воздерживается от трансакций, которые мешают

близости, избегает пренебрежений, пересекающихся трансакций или исполнения

игр. Такая личность играет в игры только тогда, когда это является

сознательным решением, возможно не желая тратить время или энергию на

определенного человека или ситуацию. Она не заставляет других играть роли

Преследователя, Спасителя, Жертвы или оставаться постоянным Ребенком,

постоянным Родителем, постоянным Взрослым. Вместо этого она стремится быть

открытой и аутентичной, существуя вместе с другими "здесь и теперь", видеть

других через их неповторимость, а не через свои искажения отпереживаний

прошлого. Такая личность никогда не прибегает к обвинениям:

"Ты в точности такая же неряха, как и твоя мать!"

"Мой отец мог починить все, что угодно. Почему ты не можешь исправить

хотя бы кран, чтобы из него не капала вода?"

"Ты точно, как мой брат, всегда хнычешь, если что-нибудь хочешь!"

"Ты точно, как моя сестра, всегда все должно быть по-твоему!"

Люди, которые отвергают осознание, спонтанность и искренность, тем

самым отвергают ответственность за свой образ жизни. Они считают себя

удачливыми или неудачливыми, полагая без сомнений, что

так предназначено быть и этого не изменить,

так предназначено быть и этого не нужно изменять,

так предназначено быть и только-- -- -- -- -- может изменить это.

В противоположность этому автономные личности сосредоточены на

"существующем, настоящем". Они позволяют развиваться своим способностям и

поддерживают других в том, чтобы поступать так же. Они проецируют свои

способности в будущее как реальные намерения, которые придают направленность

и цель жизни. Если они и жертвуют чем-либо, то только меньшей ценностью ради

большей, в соответствии с собственной системой ценностей. Они заняты не тем,

как получить больше, а тем, как быть чем-то большим.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных