Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура процесса впечатления.




Опыт

Поэтики театра

( la clavicula )

 

Издание 2-е

(дополненное и переработанное)

 

 

Орел - Днепропетровск 1997г.

 

(стр.2)

Книга адресуется тем, кто наделен Даром творческого поиска, кто устремлен к цели, стать Художником, стремится найти свой стиль, направление, путь на Театре.

Для специалистов в области театрального искусства, творческой педагогики, студентов творческих ВУЗов, всем любителям театра.

 

© В.Орелев,1997г.

(стр.3)

 

“De omni re scibili et quibusdam aliis.”

По глубокой убежденности автора Искусство – есть высшее и единственное изначально присущее земному человечеству. Только Искусству доступно прикосновение и постижение Причин, только Искусство дает возможность творить и создавать новую реальность, только Искусство способно напоминать человеку, что он Человек.

Целью создания этой книги было желание напомнить всем, кто любит и живет Театром о величии, силе и безграничности возможностей Театра, о его огромной истории, не познанной до конца тайне, неоценимой роли в человеческом Бытии.

«Весь мир Театр, а люди в нем актеры» - сакральное значение этой фразы человечеству еще предстоит познать в будущем, в ней заложены все тайны Бытия нашего.

 

.Автор.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 


«Искусство основано на эмоциональном, интуитивном понимании, на чувстве неведомого, чего-то такого, что лежит по ту сторону видимого и ощутимого, на переживании творческой силы, т.е. способности перестраивать в видимых или слышимых формах присущие художнику ощущения, чувства, впечатления, образы и картины, воображения, настроения; в особенности оно основано на некоем мимолетном интуитивном ощущении, которое, в сущности, есть переживание гармонической взаимосвязи и единства всего, на ощущении души предметов и явлений.

Подобно науке и философии, а чаще на порядок выше, искусство – это определенный путь познания.

Но то искусство, которое не ведет в сферы Неведомого и не приносит нового знания, - лишь пародия на искусство; а еще чаще оно не доходит и до уровня пародии, выступая в роли коммерции или ремесленного производства».

Г. Сковорода

 

 

«Только искусство способно проникать сквозь мнимую действительность нашего мира. Ведь существует иная, настоящая действительность… И эта действительность все время посылает нам сигналы, которые мы без помощи искусства не способны воспринять».

Сол Беллоу

 

 

«Возможное почти беспредельно, тогда как действительное строго ограничено, потому что лишь одной из возможностей дано воплотиться в действительность. Действительное – это просто особый случай возможного».

«Книга мудрости»

 

 

«Уровень духовности и миропонимания художника должен быть всегда выше уровня его творческих возможностей».

«Книга мудрости»

 

 


Искусство ориентировано на духовное наслаждение, на стремление вызывать удовольствие, как в области эмоций, так и в области интеллекта, удивлять, впечатлять, увлекать к постижению прекрасного через Гармонию.

Произведение искусства – это субъективный взгляд художника («явление Жизни его глазами») на ощущаемую и воспринимаемую действительность, запечатленный в художественном образе или системе художественного языка.

Творчество – это процесс от зафиксированного впечатления через ощущения, представления и отношения к абстрагированному целому, т.е. от объективно воспринятых и познанных явлений к субъективным образам и моделям.

Художественная правда и достоверность в искусстве вытекает из внутренней вероятности, организованной мотивами и причинами.

Процесс восприятия произведения искусства от первого впечатления через последующую цепочку впечатлений, отношений, ассоциаций и аналогий к окончательному впечатлению на сей раз.

Театр – это кодирование человеческого опыта и постигнутой истины, отражение принципов и законов Бытия; это искусство моделирования познаваемого и постигнутого. Театр – это творчество не подлежащее фиксации.

Спектакль– это частная, временная модель иной реальности.

Художник – творческая личность, воспринимающая и создающая прекрасное, т.е. произведение искусства, и предполагающая в себе: Творческую одаренность (талант); профессиональное образование и выучку (мастерство); совокупность определенных философских, этико-эстетических, духовных, научно- теоретических взглядов (мировоззрение); стремление к новому, оригинальному, неповторимому как в содержании, так и форме создаваемого художественного образа; способность самостоятельно, самобытно, духовно мыслить (индивидуальность).

Режиссер– это творец иной реальности.

В основе театра лежит:

1. Чувственно-интеллектуальное восприятие содержания;

2. Сценическое, физически конкретное место, заполняемое всем, что может быть проявлено, означаемо, вещественно или энергетически выявлено; всем, что обращено к чувствам, ощущениям, интуиции, воображению и сознанию;

3. Это искусство созидания внутренних мысле-форм, мысле-образов и внешних их оформлений;

4. Живое, целенаправленное, продуктивное и намеренное движение и действие;

5. Актерский творческий сценический акт;

6. Представление возможной, воображаемой действительности;

7. Это искусство создания инобытия, т.е. иной реальности.

Искусство актера – есть облечение результат творческого синтеза текста (текст дает идею, тенденцию, направление, творческую задачу, смысл, мотив, тип, «дух» будущего образа), творческой направленности театра, замысла режиссера через творческий акт в свою плоть «духа» персонажа в «душу» актера, лица в субъект.

Актер - имитатор (ремесленник)

- Натуралист, бытовик, портретист, подражает искусству, нет преображения, нет зараженности душевным состоянием героя-персонажа; Актер антиэстетической категории.

Актер – мертвого штампа (марионеточный).

- Механическое воспроизведение процесса бытия персонажа в сценической истории; Актер вне эстетической категории.

Актер – изобразитель (самосозерцатель).

- Преображает действительность, творчески созерцает, интуитивно созидает, развиты фантазия, воображение; Актер эстетической категории. Качалов.

Актер – воплотитель (самозабвенный)

- Владеет тайной полного перевоплощения, интерпретатор, преображает себя в героя в процессе самозабвения; обладает миметикой трансформации и метаморфоз; актер мистической категории. Дузе, Сальвини, Ермолова, Ленский.

Актер – импровизатор (еще нет)

- Дар пророчества, проповеди в образе, пифической импровизации; актер мистериальной категории. Очень близка Комиссаржевская.

Воплощение – это истолкование, интерпретация персонажа.

Образ – это результат взаимодействия и взаимопроникновения актера с персонажем и ролью.

Актер – типаж – сочиняет персонаж.

Актер – личность – занимает место персонажа, преображаясь, в персонаж.

Актер – исполнитель – исполняет роль в сюжете и образ в спектакле.

Актер – творец – создает объемный художественный образ через сумму отношений Я-актера к Я-персонажу.

Олицетворение, преображение персонажа происходит от приобретения облика, характера, темперамента, повадок, пластики, речевых возможностей актера.

Актер – лицедей – олицетворяет персонаж.

Актер – аранжировщик – играет роль персонажа.

Реализация представляемого лица, актером, есть не оживоторение литературного героя, а чувственное воплощение («очувствление») персонажа сценической истории.

Актер – образ – это идейный знак. Это идейная модель. Это целостное художественное произведение, создаваемое в едином процессе перевоплощения, олицетворения и преображения.

Актер – персонаж – это сюжетный знак. Это модель окружения героя.

Актер – амплуа – это аналоговый, иконический знак. Это индивидуализированная модель.

Актер – роль – это функциональный знак. Это общественная модель.

Актер – типаж – это типовой знак. Это прототипная модель.

Актер – маска – это социальный знак. Это социальная модель.

Актер – функция – это обозначающий знак. Это структурная модель.

Актер – актант – это поведенческий знак. Это поведенческая модель.

Экспрессивность актера на сцене применяется не для выражения его собственной индивидуальности, а для художественно цельного представления заданной идеи в специфической театральной форме – персонажа.

Актер всегда интенционально экспрессивен (хочет):

- представить;

- казаться;

- миметировать;

- вызывать чувственное впечатление.

Сценическая игра – есть свободная, без принуждения деятельность, с обязательным элементом напряженности и становления, со склонностью быть эстетически ценностной; выступает антонимом обыденности и повседневности как таковой.

Игра возникает только при потребности в ней и игровом (игривом) настроении, при наличии исключительности и обособленности.

Игра существует в условиях «как будто» «если бы» с отношением «понарошку», но очень серьезно, а также при наличии игрового пространства, заранее обозначенного, в котором имеют силу особенные собственные правила, собственный и безусловный порядок.

Игра проявляется в своих главных аспектах: представление, воплощение, олицетворение, преображение, отражение, мимесис, моделирование чего-нибудь или кого-нибудь.

Импровизация – театральная – есть техника сценической игры с непредвиденной, не подготовленной, придуманной и направляемой творческой интуицией логику поведения персонажа по ходу развития действия в рамках развития сюжета и творческом акте искусства актера.

Множественности степеней импровизации:

1. Придумывание игровых фигур на основе известной и очень четкой канвы (классическая, комедия дель’арте).

2. Игра на заданную тему (коллективная драматическая импровизация без разделения на актера и зрителя; Кантор, Евреинов).

3. Пластическая и разговорная импровизация при отсутствии людей – потоковая (Отан).

4. Импровизация противопоставления условности и правилу (театр экзерсисов Гратовского, Ливинг театр).

5. Вербальная деконструкция (отсутствие текста или отступление от текста) т.е. смысловые модуляции. (Вахтангов)

6. Поиск нового «физического (невербального) языка» (Арто).

7. Экспрессионизм тела (выраженная сила проявления чувств, отношений, мотивов. Стреллер).

 

Глава 1

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ИСКУССТВЕ
Искусство
, как объективный феномен человеческого бытия, - это неповторимое и бесконечное открытие, постижение и творческое отражение Мира.

Ум и чувства творческой личности проникаются вечными идеями, архетипами и абстракциями, общечеловеческими «вечными» вопросами, проблемами и устремлениями.

Жизненные впечатления, как зерна, прорастают во внутреннем мире художника и рождаются идеи, замыслы, сюжеты, образы, символы, знаки, постепенно вырисовываются типы, характеры, обстоятельства и проявляются в воображении творящего как сложившиеся образные системы, претендующие на право объективной самостоятельной жизни.

Именно в совершенных способностях к созданию такой воображаемой «иной реальности», действующих в единстве с хорошо развитыми творческими («искусство муз») способностями и виртуозной техникой мастерства, заключается феномен творческого процесса. Данный творческий процесс можно выразить двумя последовательностями:

1. От объективной реальности через творящий субъект к художественной реальности;

2. От импрессии через экспрессию к интериоризации.

В основе любого творческого акта, как атрибута творческой личности, лежит творческий способ мышления, основывающийся с одной стороны на 4-х парах направлений в познании, а с другой – на концепции личности, своего творящего Я.

§ 1. Структура творческого способа мышления.

А

1. Творческие способности.

2. Сценические способности.

3. Импрессивные способности.

4. Экспрессивные способности.

5. Интериоризационные способности.

6. Умственные способности.

7. Гностические способности.

8. Эмпирические способности.

9. Эвристические способности.

10. Сенситивные способности.

Б

1. Ассоциативное мышление.

2. Ментальное мышление.

3. Формальное мышление.

4. Образно-символическое мышление.

5. Трансцендентное мышление.

6. Конструктивное мышление.

7. Аналитическое мышление.

8. Абстрактное мышление.

9. Аналоговое мышление.

10. Логическое мышление.

В

Интенциональность к:

1. Моделированию.

2. Созданию иного.

3. Трансляции.

4. Коммуникации.

5. Постижению.

6. Гармонии.

7. Становлению.

8. Преображению.

9. Воплощению.

10. Быть понятым.

Четыре ведущие пары направлений в теории и практике познания.

1. Рационализм и сциентизм. (Признание разума и научного опыта как основы познания).

2. Эмпиризм и сенсуализм. (Признание чувственного опыта и чувственности сознания – как достоверного источника познания).

3. Экзистенциализм и гносизм. (Признание поисковой функции сознания в решении «вечных вопросов», единственным смыслом познания).

4. Интуитивизм и иррационализм. (Признание интуиции и надсознательного как единственно достоверного средства познания).

Принципы построения, моделирования и формирования «Я – концепции».

«Я – концепция» - двухчастная динамическая система представлений и отношений человека к самому себе, в основе которой, заключается феномен взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообусловленности личности и окружающей действительности.

 

Часть 1.

 

САМООЩУЩЕНИЕ.

(Как личности, «я есть»)

 

1.2. САМОВОСПРИЯТИЕ.

Эмоциональный комплекс впечатлений о себе (желаемое и действительность), состоящий из 4-х направлений:

1. Идентификация – понимание и интерпретация себя при отождествлении с другими – «так или не так?»;

2. Рефлексия – размышление над собственными переживаниями, страхами, ощущениями, мыслями – «то или не то?»;

3. Эмпатия – осмысление, оценка своих переживаний и самосострадание – «так же или не так же?»;

4. Стереотипизация – восприятие и оценка себя через соотнесение с другими – «такой или не такой?».

 

1.3. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ.

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

 

1.4. САМООЦЕНКА.

Относительная и безотносительная сумма представлений и сумма отношений к самому себе.

 

Часть 2.

 

2.1. САМОПОЗНАНИЕ.

Многоуровневый познавательный процесс, состоящий из ряда равнозначных направлений:

a. Самоосознание истоков и происхождения;

b. Самоосознание личностной свободы и обусловленности;

c. Самоосознание смысла одиночества и сообщности;

d. Самоосознание истоков сомнений, страхов, зависимости;

e. Самоосознание смысла жизни и цели в жизни;

f. Самоосознание личностных идеалов и ценностей;

g. Самоосознание личностной эсхалогии (сумме представлений о конечном);

h. Самоосознание личностных способностей и возможностей.

 

2.2. САМООБРЕТЕНИЕ.

Как результат самопознания и самоосознания, выраженный в личностной «философии жизни»

a. Убежденность в своей индивидуальной самоценности;

b. Объективное понимание своих достоинств и недостатков;

c. Постоянно активная пытливость, любознательность;

d. Выработанная привычка опираться, прежде всего, на собственные силы и возможности;

e. Развитое умение брать ответственность и осознавать свои поступки и действия.

 

3.3. САМОРСКРЫТИЕ.

Как обретенная «формула жизни» и устремленность к самосовершенствованию.

a. Доверие к себе;

b. Смелость и бесстрашие поиска своего пути в жизни;

c. Расширение сознания (круг познаваемого);

d. Постижение и развитие своих возможностей и способностей;

e. Постижение смысла Свободы Воли и Свободы Выбора.

 

2.4. САМОСОЗИДАНИЕ.

Как творческий акт, направленный на самого себя.

a. Сила и устремленность к достижению целей и идеалов;

b. Постижение силы со-трудничества и со-бытия.

 

 

§ 2. Основополагающие творческого процесса.

 

1. ИМПРЕССИЯ.

Импрессия – впечатление, как импульс, источник творческого вдохновения и творческого процесса.

Структура процесса впечатления.

Восприятие – форма отражения мира.

Ассоциативное восприятие – это отражение в сознании связей феноменов, когда представление об одном вызывает ассоциативные ряды о другом/других. Ассоциативное восприятие всегда находится в динамической расширяющейся прогрессии:

a. По сходству;

b. По смежности;

c. По контрасту.

Аналоговое восприятие – это познавание феноменов (различных, не похожих, разнородных) по сходству, подобию, соответствию. Аналоговое восприятие вызывает эмоционально-чувственное или интеллектуальное отношение. Создает основу образного мышления.

Восприятие создает условие рождения целостного образа, а так же ощущения и понимания этой целостности.

Ощущение – форма отражения мира.

Простейшие ощущения основываются на органах чувств или 9 анализаторах.

Сложные ощущения основываются на казуальном рефлексе (интуиции), бессознательных и надсознательных процессах отражения и постижения.

Эмоциональная окраска от восприятия и ощущения:

a. Чувства;

b. Эмоции;

c. Настроения;

d. Аффекты;

e. Стрессы;

f. Экстаз;

g. Страсть;

h. Катарсис.

Переживание – это процесс присвоения, совершающийся при встрече с миром, проходящий с эффектом целостного участия в психическом микромире человека как телесно-душевно-духовная целостность.

1. Переживание «дежа вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то переживании.

2. Переживание «жами вю» - как «ошибка» памяти, т.е. о якобы действительном когда-то впечатлении.

3.Переживание сопротивления – как изначальное предощущение столкновения субъекта с непознаваемостью внешнего мира.

4. Переживания духовные.

5. Переживания интеллектуальные.

6. Переживания эстетические.

7. Переживания утилитарные.

8. Переживания рефлексивные.

9. Переживания моральные.

10.Переживания утрат/потерь – находок /приобретений.

11.Переживания победа/поражение.

12.Переживания взлеты/падения.

Запечатление – это процесс сохранения, запоминания.

 

2. Качество впечатлений.

Качество впечатлений и избирательность источников впечатлений зависит от:

1.Отношений к прошлому, настоящему и будущему через приоритеты:

a. Ценно – не ценно;

b. Безразлично – увлеченно;

c. Пассивно – активно;

d. Положительно – отрицательно;

e. Важно – не важно.

2. Миропостижения.

3. Миропонимания.

4. Миросозерцания.

5. Мировосприятия.

6. Мироощущения.

7. Потребностей (ценностные ориентиры):

a. Моральные ценности;

b. Эстетические ценности;

c. Социальные ценности;

d. Личностные ценности;

e. Утилитарные ценности.

8. Интереса – это участие в том, что возбуждает человеческое внимание, делает его заинтересованным и занимает его мысли и чувства:

a. Материальный интерес;

b. Потребительский интерес;

c. Познавательный интерес;

d. Духовный интерес;

e. Рефлекторный интерес;

f. Художественный интерес;

g. Всеобщий интерес;

h. Частный интерес;

9. Установка на «смысл жизни» т.е. личностная философия жизни:

a. Поиск смысла.

b. Отказ от поиска.

c. Знание смысла.

d. Принятие «на веру» знание смысла других.

e. Отсутствие знания смысла.

f. Отсутствие знания о существовании смысла.

10. Интеллект (сумма представлений).

11. Эстетический (художественный) вкус.

 

 

II. ВООБРАЖЕНИЕ.

 

Воображение (в психологии) – форма представления или предположения как обобщенное познание через процесс творчества. Относится к области преднаходимого. Создается на основе уже имевшихся восприятий, впечатлений, понятий и идеалов.

Восприятие – образ настоящего.

Память – образ прошлого.

Воображение – образ будущего.

Воображение бывает:

1. Репродуктивное (воссоздающее воображение) – создающее образы, соответствующие описанию их.

2. Творческое (моделирующее воображение) – создающее новые образы и понятия.

3. Произвольное (преднамеренное воображение) – создающее образы волевым началом.

4. Непроизвольное (спонтанное воображение) – создающее образы вопреки или без участия воли.

Воображение (в искусстве) – способность сознания синтезировать и творчески преобразовывать образы, модусы, топосы, атрибуты и модели бытия в соответствии с принципами художественно-духовного освоения Мира. Отличается способностью соединять многообразное, удерживать в представлении целое.

Цель творческого воображения – создание новой художественной реальности, инобытия.

Творческое воображение характеризуется:

a. Организованной направленностью;

b. Спонтанной непредсказуемостью;

c. Включенностью в реальную жизнь художника;

d. Осознанием вероятности и необходимости.

Творческое воображение выполняет:

a. Поисковую, эвристическую функцию;

b. Расширяет прогностические горизонты;

c. Активизирует опережающее предвосхищение;

d. Реализует отражение прошлого и будущего;

e. Претворяет возможное и желаемое в осуществленное;

f. Позволяет «видеть» Мир во всем его многообразии;

g. Выполняет роль проводника архетипов и прототипов в открытое творческое сознание через интуицию.

Творческое воображение осуществляется в различных формах:

a. Агглютинации (создает инобытийные Миры и существа);

b. Гиперболизации;

c. Типизации;

d. Символизации;

e. Индексации.

Творческое воображение существует только на уровне открытого сознания.

III. ФАНТАЗИЯ.

 

Фантазия (в психологии) – это творческая сила воображения, изменяющая облик действительности, отраженной в сознании с характерной перестановкой элементов реальности. Активность фантазии спонтанна, она связана с одаренностью и опытом личности.

Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью; ранней активной формой последней является игра. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия.

Фантазия (по Юнгу) – это самоизображение бессознательного, образованного забытыми или вытесненными личными переживаниями коллективного бессознательного.

Фантазия (в искусстве) – это творческая сила воображения, являющаяся элементом художественного творчества, выражающего в некотором отрыве от реальности в процессе ее отражения и создания чувственного воспринимаемого образа того, что в данном виде не встречается в действительности.

Особенностью творческой фантазии является мечта – как игра рассудка или сознания с желаниями и зависимостями личности.

Творческая фантазия играет важную роль в совершенствовании художественной формы и языка искусства.

Творческая фантазия составляет фундаментальную основу творческой интуиции.

Фантазм – это постоянный фон сознания и надсознательного как единство воображения, впечатлений и неосознанного желания осуществления.

Театр фатазма (Ибсен, Метерлинк, Стриндберг, Пиранделло, О’Кейси, Уильямс, Олби, Адамов и др.) – это театр, где представление, становясь непосредственной транскрипцией воображаемого в пространстве, отрицает себя как представление.

 

IV.ИНТУИЦИЯ.

 

Интуиция (в психологии) – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без доказательств, т.е. это непосредственное отражение связей между предметами и явлениями реального мира.

Имеется две формы интуиции:

a. Каузальный рефлекс – непосредственное (без участия понятий) отражений связей.

b. Неосознанное мышление на основе высокоавтоматизированных умственных навыков, обобщений и опыта.

Интуиция (в искусстве)

Лосский.

a. Чувственная интуиция (иллюзии, галлюцинации, ясновидение, предчувствие);

b. Интеллектуальная интуиция (осознание смысла, идеи, нового);

c. Творческая интуиция (видение топосами тропами);

d.Мистическая интуиция.

Бергсон.

a. Интуиция противоположна – рацио, рассудку и чувственному восприятию;

b. Единственный стимул творчества.

Кроче.

a. Способность постигать уникальное, неповторимое, конкретное;

b. Интуитивизм – наука о выражении.

Платон.

a. Утверждение неразумного состояния художника в момент творчества.

Шопенгауэр.

a. Интуитивное искусство более глубоко проникает в суть бытия, чем рассудочное, рациональное искусство.

Гуссерль.

a. Творческая интуиция – высшая форма познания, безграничное созерцание, полное слияние субъекта с объектом, слияние с Миром и его отражение;

b. Творческая интуиция всегда формообразующая.

Творческая интуиция – непосредственное усмотрение, осознание и постижение скрытого ценностного смысла в явлениях и феноменах действительности и необоримое стремление отразить постигнутое.

 

 

V. ИМПРОВИЗАЦИЯ.

 

Импровизация – творческий акт создания художником произведения искусства, в момент исполнения без предварительной подготовки; это экспромт, фантазия на заданную тему.

Импровизационность изначально присуща природе истинного актерского искусства.

Существует множество степеней театральной импровизации:

a. Придумывание текста на основе четкой сюжетной канвы;

b. Драматическая игра на заданную тему;

c. Пластическая импровизация при отсутствии модели;

d. Импровизация вопреки условности и правилу;

e. Вербальная деконструкция (отступление от текста);

f. Поиск нового «физического языка»;

g. Поиск нового «вербального выражения»;

h. Экспрессионизм тела;

i. Спонтанные репризы и т.д.

Импровизация обусловлена высоким исполнительским мастерством, подлинно творческим опытом, развитым творческим воображением, творческой интуицией, чувством целого и композиции художественного произведения.

 


 

 

Глава 2.

ТЕАТРОГЕНЕЗ
Эволюция Театра
как искусства постижения и отражения Мира и человеческого Бытия.

1. Натуралистический театр.

Театр прямых жизненных аналогий. Искусство трактовок.

2. Метафорический театр.

Театр поэтического, образного отражения феноменального мира. Искусство трактовок и преображений.

3. Романтическийтеатр.

Театр отражений человеческого личностного Идеала. Искусство преображений и интерпретаций.

4. Абсурдный театр.

Театр постижения и отражения парадоксов феноменального мира. Театр вопросов без ответов. Искусство тенденции.

5. Игровойтеатр.

Театр постижения и отражения личностной Свободы. Театр творческой импровизации. Искусство интерпретаций.

6. Мистический театр.

Театр постижения и отражения Тайны Бытия. Искусство концепций.

7. Мифологический театр.

Театр постижения и отражения реального, целостного мира Человека. Театрон.

8. Мистериальныйтеатр.

Театр духовного со-знания. Метатеатр.

 

 

Глава 3.

РЕЖИССЕРСКИЕ СИСТЕМЫ 20 ВЕКА.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ТЕАТР
(Метерлинк, Гауптман)

Попытка создания на сцене закрытого или открытого универсума. Попытка прорыва сквозь покров повседневности к идеальной сущности Мира, его трансцендентальной Красоте.

 

2. МЕХАНИЧЕСКИЙ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (В. Гарсия, П. Стейн, немецкий театр отказа от актера)

Обнажение технократической функциональности. Принцип не подражания, продолжения бытия, которое через творящего человека создает «железный мир».

 

3. ЭКСПРЕССИОНИСТСКИЙ ТЕАТР (нем. «драма крика» Йесенера)

Субъективная интерпретация действительности, через заостренное выражение важной для режиссера идеи, через преувеличение и условности.

 

4. ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ, ПАНИЧЕСКИЙ ТЕАТР, ЛИВИНГ-ТЕАТР (Арто)

Принцип – подвергнуть зрителя эмоционально-шоковому воздействию с целью освободить его от власти дискурсивного и логического мышления и вернуть ему непосредственность восприятия (Дзен-прием).

 

5. СЮРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Барба)

Принцип – изгнание рассудка из художественного мышления, утвердить приоритет бессознательного, интуитивного. Пробиться к подсознанию зрителя.

 

6. БЕДНЫЙ ТЕАТР (Е. Гратовский)

Крайняя экономия сценических средств при огромной интенсивности актерской игры и углубленности отношений между актером и зрителем. Принцип строгой автаркии.

 

7. ТЕАТР ФАНТАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА (Е. Вахтангов)

Театрализованный, маскарадный реализм.

 

8. ГЕРСИКА – РОМАНТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Охлопков, Марджанишвили, Крушельницкий)

 

9. ТЕАТР СОЦИАЛЬНОЙ МАСКИ (Мейерхольд)

 

10. МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Л.Курбас)

 

11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Пискатор, Буриан, Козинцев, Юткевич, Марджвнов)

Стремление добиться торжества политических теорий, социальных убеждений, философских замыслов. Это театр: агитпропа, народный театр, эпический театр, театр политтерапии Боэля, театр герильи.

 

12. ХЕППЕНИНГ (Кейдж, Беи, Пейн, Журньяк, Нитш)

Театральная форма – где нестыкующиеся элементы организованы в структуру и разделены на части с использованием случайности, непредвиденности.

 

13. НАТУРНЫЙ ТЕАТР (ПРИРОДНЫЙ) (Виллар, финский театр)

 

14. ТЕАТР ПАРАДОКСА (АБСУРДА) (Ионеско, Беккет, Мрожек)

 

15. НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Э. Де Филиппо)

Театр «лирического документа» - повествование с элементами мемуаров, личных документов, автобиографий, обыгрывания реальных событий.

 

16. ТЕАТР РАССЕРЖЕНЫХ (Осборн)

Нонконформизм, бунт, экстравагантность.

 

17. ТЕАТР МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ (О´Сейн, С. Мнушкина)

 

18. ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Брехт, Пискатор)

Приемы и стиль игры, выходящий за пределы классической «аристотелевской» драматургии. Принцип рассказывания о происходящем/ происходившем. Принцип повествователя, т.е. с определенной точкой зрения.

 

19. ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР (П. Брук)

Театр впечатлений через все доступные театру средства воздействия.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных