Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Одноголосие строгого стиля




 
 


Ритмика строгого стиля. Основная метрическая доляполовинка. Основные размеры3/2 и 4/2. Используются длительности от бревиса до четверти. Очень характерны синкопы (позволяющие в многоголосии проявить свою ритмическую «индивидуальность» каждому голосу). Возможны синкопы «от равного к равному» и «от большего к меньшему» – синкопа «от меньшего к большему» запрещена. Запрещена и любая синкопа от четверти. Запрещено дробление сильной доли четвертями (придающее мелодии танцевальность), если оно не «подхвачено» последующим движением четвертями или не «приготовлено» хотя бы одной четвертью в затакте. Избегаютсяповторы ритмических фигур (также характерные для танцевальной музыки). Мелодииначинаются с крупных длительностей и ими же заканчиваются, четверти появляются только в фазе развития. Переход от крупных длительностей к мелким и наоборот должен быть очень постепенным. Паузы возможны только после крупных длительностей. Количество пауз ограничено.

 

Мелодика строгого стиля. Поскольку строгий стиль – это вокальныйстиль по преимуществу, то из мелодического движения исключается все, что представляет трудности для исполнения хором a cappella. Ладовой основой мелодий строгого стиля является диатоникастабильные монодические лады: ионийский, дорийский, фригийский, миксолидийский и эолийский (лидийский и локрийский не употребляются, т.к. содержат очень резкую интонацию, запрещенную в данном стиле – тритон от I ступени). Ладовая альтерация и фигурационная альтерация (вспомогательные и проходящие хроматизмы) невозможны. Встречается только модуляционная альтерация (при переходе в ближайшие строи, причем новый вариант ступени должен быть достаточно удален от прежнего) иальтерация, связанная с появлением вводного тона к тонике в завершении построений (по аналогии с гармонией эти мелодические обороты называют кадансовыми). Для кадансовых оборотов характерна мелодическая формула (кадансоваяформула), содержащая задержание к вводному тону, а иногда и вспомогательную к нему же.

Преобладает поступенное движение. Ходы на интервал больше секунды считаются скачками. Возможны восходящие скачки до малой сексты включительно и на октаву и нисходящие до чистой квинты включительно и на октаву. Запрещен скачок на тритон, а также поступенное движение, обрисовывающее тритон. Скачки готовятся изаполняются поступенным движением в противоположном направлении. Исключение составляют скачки на терцию и на кварту, которые можно или не готовить, или не сразу заполнять. После скачка возможно возвращение тем же скачком в обратном направлении на исходный звук, после чего уже осуществляется поступенное заполнение. Возможно два кварто-квинтовых скачка в одном направлении, заполняющих октаву. Скачки возможны только после крупных длительностей (не короче половинки). Скачки от четверти не допускаются (за исключением четверти, появившейся после синкопы). Запрещается повторение звука несколько раз подряд, частое к нему возвращение и трелеобразные обороты.

Диапазон мелодии определяется возможностями певческого голоса – в пределах дуодецимы. Мелодическое развитие волнообразно и содержит одну кульминациию, как правило, в третьей четверти формы. Избегается точный и секвенционный повтор.

 

Содержание

 

Полифония как музыкальный склад . . . . . . . . . 1

Одноголосие строгого стиля . . . . . . . . . . . 1

Простой контрапункт в двухголосии . . . . . . . . 3

Сложный контрапункт . . . . . . . . . . . . 5

Вертикально-подвижной контрапункт . . . . . . . . 5

Горизонтально-подвижной и вдвойне-подвижной контрапункты . 10

Контрапункт, допускающий удвоения . . . . . . . . 11

Обратимый контрапункт . . . . . . . . . . . . 13

Имитация . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Канон . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Бесконечный канон и каноническая секвенция . . . . . . 18

Простой контрапункт в многоголосии . . . . . . . . 20

Контрапунктическая техника в многоголосии . . . . . . 20

Имитационная техника в многоголосии . . . . . . . 22

Мотет . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Фуга . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Композиционные элементы фуги . . . . . . . . . 27

Разделы фуги . . . . . . . . . . . . . . . 30

Классификация фуг по типу развития в свободной части . . . 31

Сложные фуги . . . . . . . . . . . . . . 33

Литература . . . . . . . . . . . . . . . 34

 

I темы пишется строго (по обычным нормам), а последующие часто содержатотклонения от строгих норм: ненормативный тональный план с включением не только T и D, наличие контрапунктирующего голоса (противосложения) уже в первом проведении и т.д. II и последующие темы сложной фуг с раздельными экспозициями похожи на удержанные противосложения, но отличаются от них способомпоявления: удержанное противосложение появляется как контрапункт к одному из повторных проведений темы, а II тема появляется отдельно от I и имеет свою экспозицию (таким образом, обе темы имеют равные права). Примеры фуг с раздельными экспозициями: И.С.Бах. Фуги gis-moll (двойная) и fis-moll (тройная) из II тома «ХТК», контрапункт №15 из «Искусства фуги» (тройная), Д.Д.Шостакович. Фуги e-moll и d-moll (обе двойные) из «24 прелюдий и фуг».

 

Тройные фуги и фуги с еще большим числом тем могут объединять разные способы экспонирования тем (одна из тем может экспонироваться отдельно, а другие вместе).

 

Литература:

1. Танеев С. Подвижной контрапункт строгого письма – М., 1959.

2. Танеев С. Учение о каноне – М., 1929.

3. История полифонии в семи томах / ред. Т.Ливанова, В.Протопопов – М., 1983.

4. Должанский А. 24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича – Л., 1963.

5. Мюллер Т. Полифония: Учебник – М., 1988.

6. Мюллер Т. Полифонический анализ. Хрестоматия М., 1964.

7. Степанов А., Чугаев А. Полифония – М., 1972.

8. Фраёнов В. Учебник полифонии – М., 2000.

 

 

 

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных