Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ




 

К упражнениям относится группа методов, направленных на формирование у учащихся навыков и привычек нравственного поведения путем многократного повторения поступков, действий и регулирования их поведения.

В начальных классах в связи с низким уровнем развития у учащихся умений самостоятельно организовывать свое поведение упражнение занимает одно из ведущих мест в системе воспитательных методов. Коррекционная ценность его состоит в том, что затруднение строить свои действия и поступки по словесному предписанию компенсируется путем включения учащихся в cпециально организованную практическую деятельность (учебную, игровую, трудовую, общественно-полезную, познавательную), побуждающую их действовать так же, как и по словесному предписанию.

Формами упражнений являются: непосредственное текущее исправление замеченных отклонений от правил поведения; поручения и задания; включение детей в коллективные формы жизни и трудовой процесс.

Можно условно описать типичную структуру упражнений. Она включает обычно такие компоненты: объяснение нравственных норм поведения и мотивированную фиксацию педагогом отклонения от них у учащихся; показ правильного образца; действия ученика по образцу; систематический контроль педагога и самоконтроль воспитуемого за воспроизведением этого образца в повседневном поведении; упрочение выработанной формы поведения путем дачи поручений, заданий, включения воспитанников в соответствующую практическую деятельность и различные формы общения.

Этический кодекс требований к учащимся, несложен и посилен. Главное внимание обращается на то, чтобы дети научились соблюдать основные правила всякого человеческого общежития так, чтобы, как учил В. И. Ленин, необходимость


в этом стала их привычкой, уклонение от которой было бы редчайшим исключением. В частности, вырабатывается привычка всегда говорить правду и поступать справедливо, презирать ложь, не обижаться на справедливые замечания других, не трогать без разрешения чужих вещей, поддерживать товарищеские отношения в коллективе, оказывать помощь нуждающимся в ней, обходиться без грубых слов и выражений, всегда быть организованным, опрятным, аккуратным и многие другие. Для умственно отсталого ребенка часто оказывается непосильной задача постоянно следить за собой, тормозить свои желания и привычки, если они идут вразрез с правилами, выбирать необходимую форму поведения, преодолевать влияние, отрицательного внушения и т. п. Во всех этих случаях требуется постоянная и систематическая помощь учителя. Скажем, некоторые дети с последствиями энцефалита слишком подвижны и расторможены. Им нужна помощь в торможении, умеренная, но заполняющая все время нагрузка, включение в практическую деятельность, требующую равномерного распределения сил.

Дети с эпилептиформным синдромом, отличающиеся выраженной замедленностью и тугоподвижностью нервно-психических процессов, наоборот, требуют всяческого стимулирования к активности. Многократное повторение одних и тех же упражнений способствует закреплению и упрочению у них медлительности. Здесь требуется вариативность упражнений, особенно таких, которые бы способствовали развитию быстроты реакций на внешние раздражители. ; В особом стимулировании нуждаются дети, перенесшие травму мозга. Они быстро утомляются даже при небольших нагрузках, боятся трудностей, уклоняются от трудной работы: прячутся, преувеличивают свои болезни. Здесь помимо лечебно-педагогического охранительного режима (дневной сон, частый отдых, закаливание и т. д.) необходима система специальных упражнений с постепенно повышающейся нагрузкой, систематическое включение в деятельность, развивающую у них волю, выносливость, уверенность в своих силах.

Исключительного внимания требуют дети-шизофреники. В быту они беспомощны, даже при небольшой нагрузке у них наступает охранительное торможение в связи с чем резко понижается интенсивность их деятельности, нарушается регуляция действиями и поступками. При таком состоянии недопустимы строгая категоричность в требованиях, окрики, наказания, многократное втолковывание одних


и тех же действий и операций. В отношении с этими детьми воспитателю важно соблюдать особую терпимость, такт, оказывать им прямую помощь; в частности иногда приходится прибегать к совместному выполнению действий; а вообще здесь необходим постоянный, неназойливый контроль за поступками и действиями, сопровождающийся корригированием отклонений.

Во всех случаях, при наличии любых отклонений в развитии детей, методика упражнений строится по принципу постепенного усложнения задач и увеличения требований к поведению учащихся, ибо без этого нельзя социально закаливать человека. Конечный результат упражнения должен проявляться в воспитании привычки преодолевать длительные трудности. В этом вопросе для вспомогательной школы очень существенное значение приобретает требование А. С. Макаренко о том, «чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек» [45, 284].

Практике применения упражнений в современной вспомогательной школе чужды старые филантропически-опекунские традиции, когда ребенка оберегают от всяких трудностей, кутают» в теплые одежды, предупреждают каждое его желание и движение. Такое тепличное выращивание не имеет ничего общего с подлинной заботой о ребенке, потому что оно не соответствует развитию у него качеств характера, необходимых в жизни.

 

УБЕЖДЕНИЕ

 

С первых же шагов воспитания умственно отсталых де- той одновременно с другими методами широко используется убеждение, которое К. Д. Ушинский назвал главной дорогой воспитания. Посредством убеждения мы воздействуем на сознание воспитуемых, а через него – на их поведение, чувства, волю, характер.

При убеждении используются различные средства воздействия на личность ребенка. Однако главное из них – слово, потому .что оно, по заключению советских физиологов, является всеобъемлющим раздражителем, сигнализирующим человеку о многих других, и выполняет роль регулятора поступков и действий. По сравнению с нормальными детьми, у умственно отсталых школьников намного меньше развиты побудительная и регулирующая функции внутренней речи. Они строят свое поведение на подражании в основном под


воздействием внешней речи и при условии доступности им уровня ее обобщения. В свое время получила известное распространение концепция более позднего включения убеждения в систему воспитательных методов во вспомогательной школе и заполнения образовавшегося пробела упражнениями и практическим накоплением этического опыта. Такая установка неприемлема, несмотря на подкупающее ориентирование на реальные возможности умственно отсталого ребенка.

Учащиеся 1–4 классов вспомогательной школы действительно не развиты до .понимания этических обобщений и осмысления своих обязанностей; они не могут свободно рассуждать о том, что такое нравственный долг, добро и зло, справедливость и т. п. Но обязанность педагога в том и состоит, чтобы всемерно развивать эти способности, не ожидать, когда они сами созреют, и не сводить все дело к тому, чтобы ребенок делал лишь то, Что ему приказано или показано. Как справедливо писал Н. А". Добролюбов, привыкая выполнять все без рассуждений, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличен к добру и злу, без зазрения совести совершает проступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано», Если же воспитатели отдают раздав приказания, то ребенок и вовсе попадает в «темный лабиринт» [28,138].

Упражнения, будучи оторваны от работы по развитию самосознания, не совершенствуют ребенка нравственно.

Профессиональный долг воспитателя – как можно скорее сообщить ребенку наибольшее количество верных и конкретных сведений о духовной жизни человека, об устройстве общества, добиваясь полноты и ясности восприятия их воспитанником.

Разъяснение. Убеждение имеет две стадии: разъяснение и внушение. Во вспомогательной школе разъяснение направлено прежде всего на формирование у учеников знания того, какое поведение от него требуется, как и почему они должны вести себя так, а не иначе. Усвоение морали для них сводится к уяснению того, какие известные им поступки и действия являются добрыми, хорошими, а какие плохими, вредными. Обогащение этических знаний происходит в форме отдельных мотивированных объяснений, кратких интересных рассказов, указаний на последствия неправильного поступка. Главная забота воспитателей состоит в том, чтобы ученики их всегда


хорошо понимали. Опыт показывает, что непонимание умственно отсталыми самых обыкновенных вещей происходит больше от неясности изложения, нежели от трудности излагаемых истин.

Причиной непонимания ребенком разъяснений может, стать и нелогичность, невольно допускаемая взрослыми в своих высказываниях. Скажем, ученик не может понять, почему надо сидеть особенно тихо на уроке в присутствии директора, инспектора или комиссии, если он твердо знает, что в классе надо всегда сидеть тихо. Если же подтекст этого требования дойдет до его сознания, то сразу же вступит в свои права убеждение, что главное не казаться, а быть таковым.

Особенно влияет на ухудшение понимания учащимися нравственных норм разнобой в требованиях со стороны разных учителей и воспитателей, который, по мнению Дульнева, является «самым вредным пороком в постановке воспитательной работы в школе и в интернате» [32, 35].

Внушение. Этот термин происходит от латинского «суггестия», что означает – влияю, обучаю. Посредством внушения происходит преобразование педагогических идей и замыслов в личностный план воспитуемого в том смысле, что предписания воспитателя воплощаются в мотивационную сферу воспитуемых, становясь тем самым обязательными для них; в поступки, действия и переживания учащихся.

Внутренним механизмом внушения является психическое свойство «внушаемость». Это – особая податливость личности влиянию других людей и обстоятельств, восприимчивость к словесному воздействию, легкое подчинение указаниям и советам, склонность к подражанию.

Внушаемость способствует воспитанию, если внушаемое не расходится с нормами морали. Умственно отсталым детям свойственно некритическое восприятие того, что внушается. Отсюда возникает неосмысленное подражание, что особенно плохо, если пример оказывается отрицательным. Предупреждением такой нежелательной направленности внушения является развитие у учащихся критичности мышления. Важно, чтобы уже с первых дней пребывания в школе ученики приучались действовать, уважая добро и правду не из корыстных целей или принципов, «так я хочу», «так нравится», «так другие делают», а по убеждению в том, что только так и нужно поступать.

Внушение обеспечивается путем таких словесных воздействий, как замечание, совет, просьба, этическая беседа


и др. Каждое из них имеет своеобразный модальный оттенок и лексико-грамматическое оформление.

Замечание – это краткая форма, выражения неудовольствия поступком и указание на необходимость его исправления.. Делается оно в спокойном и серьезном тоне, с определенной категоричностью. Совет – содержит тот же смыл, но не имеет такой категоричности, он как бы предоставляет ученику возможность самому избрать форму поведения, рекомендуемую воспитателем. Просьба.– еще более мягкая форма требования. Она предоставляет ребенку известную свободу выбора, в том смысле, что он выполняет просьбу, как ему кажется, по собственному желанию, без принуждения. Если ученик знает то или иное правило и все же его нарушает, целесообразно прибегать к требованию, выраженному в категорической форме. Применение той или иной формы внушения зависит от характера нарушения, причин и обстоятельств, его породивших, а также уровня понимания его результатов тем, кто его совершил.

Этическая беседа позволяет достичь более глубокого понимания учащимися нравственных норм и правил, общежития, так как дает возможность прибегать к анализу трудных для умственно отсталых этических, эстетических, политических и познавательных понятий. Беседа является активной формой вовлечения учащихся в процесс анализа обсуждаемых событий, этических требований, поступков и действий (как своих, так и других людей). Это облегчает им задачу дифференциации положительных и отрицательных поступков и отношений, выработку адекватных оценок. Беседа также используется в целях изучения уровня воспитанности учащихся, их интересов, вкусов, склонностей, образа жизни, что позволяет более эффективно осуществлять индивидуальный подход в воспитании учащихся.

В практике широко применяются индивидуальные и групповые (коллективные) беседы. Поводом к проведению индивидуальных бесед могут быть необходимость реагирования на допущенное нарушение; предупреждение возможных ошибок в поведении отдельных учеников; поддержание и стимулирование стремлений учащихся к улучшению своего поведения; обсуждение способов выполнения порученного дела; разъяснение отдельных вопросов коммунистической морали и др.

В беседе в связи с совершенным проступком особое значение имеет тщательный анализ причин, приведших к нему, его последствий и возможностей предупреждения в дальнейшем подобных нарушений.


Групповая беседа проводится со всем классом, пионерским звеном и отрядом, членами кружка и т. п.

Основным средством убеждения является воспитывающее обучение. В нем находят практическое применение все выше описанные методы и приемы воспитания.

Воспитующая сила убеждения в обучении проистекает, прежде всего, от содержания учебного материала и характера методов обучения. Путем правильной, идейно-выдержанной и эмоционально насыщенной интерпретации фактов, событий, поступков и действий людей учитель систематически, изо дня в день формирует у школьников систему идейно-политических, нравственных и эстетических взглядов и оценок, обеспечивая тем самым рост их сознательности и воспитанности. Например, в процессе изучения произведений художественной литературы он постепенно, все шире и шире раскрывает моральный облик советских людей, возбуждает у учащихся желание следовать лучшим примерам, учит их понимать и любить прекрасное в жизни. Благодаря этому, происходит формирование у детей нравственного мировоззрения, рождаются идеалы. Особенно сильное воспитательное воздействие на учащихся оказывает проведение Ленинских уроков.

Эффективность методов убеждения во многом зависит от умения воспитателя эмоционально пользоваться словом, дополняя свою речь выразительной мимикой лица, жестами, выражающими настроение, желания, волю и т. п. В работе с умственно отсталыми детьми это имеет особое значение, учитывая их легкую внушаемость и подражаемость. Известный психотерапевт К. И. Платонов, указывая на то, что слово является главным орудием психотерапии, призывал молодых врачей учиться «правильному обращению с врачебным словом, помня, что ... слово может не только лечить, но и вредить». Он считал позорным для врача порождение ятрогенных, то есть врачебнотворных невротических состояний [47, 5].

В такой же мере эти факты недопустимы в работе учителя и воспитателя. Они порождают так называемые дидактогенические состояния, при которых ученик теряет доверие к учителю, перестает его уважать и слушаться, приобретает отрицательное отношение к учению и школе.

На умственно отсталого ребенка травмирующе действуют окрики, сердитый, раздраженный и повышенный тон, тем более злобная ирония и насмешки. В то же время на них благоприятно влияет строгий, деловой, спокойный тон, тихая речь, снижающаяся порой до шепота. Вредно действуют


на них постукивание педагога по столу или ногами по полу, резкие жестикуляции. Мягкий, доверительный тон, улыбка, ласковый поощрительный взгляд, брошенная мимоходом, шутка – лучшее средство заставить ребенка быть внимательным и послушным, расположить его к себе.

Мощным средством убеждения является, жизнь детского коллектива, где проявляются инициатива и самодеятельность школьников, хорошо организованы школьные утренники и вечера, встречи с ветеранами войны и труда, мероприятия, связанные с юбилейными датами, внеклассное чтение, трудовая деятельность.

 

ПРИМЕР

 

Ориентировка на пример других – одно из ценнейших и необходимейших свойств человеческой личности. Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь относясь к другому человеку как к себе подобному, человек начинает относиться к себе самому, как к человеку. В. И. Ленин неоднократно подчеркивал силу примера при социализме. Исключительно большое место занимает пример в жизни детей, подростков и юношей.

Не имея достаточного жизненного опыта, устойчивых привычек, движимые стремлением занять свое место в жизни, дети подражают поступкам и действиям взрослых, рассматривая их как образцы для себя. Из этого правила не исключаются и умственно отсталые дети. Подражательная деятельность для них является своеобразной формой компенсации недоступности многих понятий, представленных в словесной форме, и несформированности умений самостоятельно и разумно строить свое поведение. В этом смысле пример в воспитании умственно отсталых детей, отличающихся предельной конкретностью мышления, является незаменимым средством наглядности, ибо ничто так не действует на их сознание и поведение, как поступки и действия людей, особенно тех, кого они знают и признают их приоритет.

Положительное воздействие примеров на детей автоматически не возникает. Подражание их должно быть целесообразно скорригировано. В связи с трудностью образования дифференцировок умственно отсталые дети нередко подражают не только положительным, но, и отрицательным поступкам. При этом мотивом выбора объекта подражания зачастую становится ситуационный или сугубо эмоциональный критерий: он – партнер в игре, вожак среди детей,


сильный, бойкий, ничего не божится, всем дает сдачи, он мне нравится, Коля – лучше всех и т. п. Случается так, что, руководствуясь подобными критериями, ученик может стать жертвой влияния правонарушителей.

Ослабление, а затем и преодоление влияния на детей отрицательных примеров не достигается одними запретами не подражать тем, чье поведение не является достойным примером. В этом случае ученик, стремясь продемонстрировать свою самостоятельность, будет действовать вопреки запретам и наставлениям. Здесь необходима перестройка, перекомбинация его внутренней установки и переориентация с отрицательного в положительный план. В этих целях во вспомогательных школах широко практикуются:

1) сочетание рекомендаций брать пример с тех или иных поступков с глубоким разъяснением их общественной ценности и привлекательности;

2) постоянная фиксация внимания учащихся на поведении других школьников, их сестер и братьев, родителей и близких, известных им людей своего города или села, которые являются примером для подражания;

3) широкое использование примеров героических поступков детей и взрослых, героев литературных произведений и кино, жизнь которых является подлинным образцом для подражания.

Наивысшим примером для учащихся является жизнь и революционная деятельность В. И. Ленина, его соратников и последователей-коммунистов. В школах проводится систематическая работа по изучению биографии В. И. Ленина, ознакомлению учащихся с заветами Ильича и их воплощением в жизнь в нашей стране.

Особое влияние на детей оказывают примеры самих учителей и воспитателей. Его, как писал К. Д. Ушинский, нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой поощрений и наказаний. Это обязывает учителя и воспитателя внимательно следить за своим поведением, помня, что легко поддающийся внушению и доверчивый умственно отсталый ребенок из любви к ним может подражать не только положительным, но и отрицательным вкусам, привычкам, поступкам. Воспитание учеников на положительных примерах значительно облегчается при наличии в детском коллективе такого морального климата, в котором господствуют глубокое и всеобщее уважение к положительным примерам, нетерпимость ко всяким отклонениям от норм коммунистической морали.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных