Эта таблица далеко не претендует на всеохватывающий характер. Но разницу между монотеизмом и политеизмом она показывает очень хорошо. За основу взята сравнительная таблица характеристик однобогих и многобогих религий, приведённая в книге Владимира Авдеева "Преодоление христианства", гл. 24. Но она обработана и дополнена.
Однобожие
| Многобожие
|
Любая однобогая религия основана на вере. Вера - главное приложение к такого рода религиям-вероучениям. Разум вычеркнут в сливную яму. Утверждается, что "разум мешает вере".
| Мировоззрения, основанные на знаниях. Отсутствие термина "вера" или сведение этого понятия до минимума. Главенство разума и минимум веры (она присутствует, ибо не все можно проверить), но веря эта не слепая и основывается и на разуме, и на сердце. Собственно - это ведизм: ведение, ведать.
|
Сильно выраженные претензии на свою исключительность, правильность и истинность.
| Отсутствие претензий на свою исключительность. Многобожие не пропагандирует какую-то якобы единую для всех истину и единые правила поведения.
|
Запугивание адом, описание страшных мук, которые будут применены к "неверным". Духовный террор.
| Отсутствие понятия ада. Нет ада - нет и духовного террора. Отсутствие идеи страха.
|
Пропаганда безволия, неизбежности судьбы, понижение свободы воли и духа человека до нулевой отметки. Судьба - неумолимая закономерность.
| Неизбежной судьбы не существует. Вариативность судьбы. У кого сильная свобода воли, тот и творит сам свою судьбу.
|
Понятие "ересь". Непрекращающаяся грызня между христианскими конфессиями по принципу "разделяй и владей". Библия написана таким корявым языком, что она просто призвана плодить ереси и разводить людей по сектам. И это умысел.
| Отсутствие понятия "ересь". Почитатели разных богов не устраивают драк между собой и не выясняют, кто из богов самый истинный. Многобожие данный народ объединяет, а не разъединяет. Чем больше Сил - тем лучше.
|
Обязательная исповедь. В настоящее время это практикуется в Польше.
| Отсутствие обязательной исповеди. Хочешь - исповедуйся, не хочешь - не исповедуйся. Никто не в силах принуждать тебя к этому.
|
Презрение к женщине. Однобожие считает женщину нечистой, от дьявола. Зачатие новой жизни объявляется "первородным грехом", стремление христианства выхолостить сексуальность в человеке. Проповедь уродливого образа жизни - монашества. Среди христиан распространена уродливая однополая любовь - педерастия и лесбиянство.
| Женщина и мужчина дополняют друг друга (ПОЛ - это ПОЛовина). Уважение к женщине, восхищение женской красотой. Сексуальное влечение мужчины и женщины друг к другу - нормально и естественно, это проистекает из самой природы человека. Резкое осуждение однополой любви. Педерастия и лесбиянство - признаки дегенерации и вырождения.
|
Человек разорван на душу, тело и разум. Душа воюет с телом и разумом. Пропаганда аскетизма, издевательств над человеческим телом. Думы всех христианских "святых" - о том, как бы посильнее себя изуродовать и другим внушить то же самое.
| Неразрывность тела (материи), души (энергии) и разума (ума). Разумный человек использует все три составляющие в комплексе. Нет никаких противоречий между этими понятиями.
|
Двойная мораль и двойная система ценностей. Одна - для пастухов. Другая - для толпы.
| Отсутствие двойной морали.
|
Проповедь счастья в странном "царствии божьем", обещание загробного блаженства путем уродства своей реальной жизни.
| Проповедь счастья на земле. Язычник стремится прожить свою жизнь наиболее полноценно, вкусить все радости жизни, несмотря на её горести.
|
Бинарная, двуцветная картина Мира. Все процессы на земле - результат деяний Одного бога. Строгий раздел на Добро и Зло.
| Многосиловая и многоцветная картина Мира. Все земные процессы - результат деятельности разных Стихий. Не существует Добра и Зла как неких сущностей. Непрямая и нечёткая логика, но без двойных стандартов.
|
Сильный упор на обрядность.
| Упор на смысл и на суть, а не на обрядность.
|
Отсутствие понятия "личность". Божье стадо баранов, погоняемое пастырем. Человек ценится только по силе веры. Вера - главный залог "спасения". "Верующий не судится..., а неверующий уже осуждён..." (Ин., 3:18).
| Индивидуальная и личностная свобода. Язычество рассматривает человека как личность. Человек ценится по своим волевым качествам и по уму.
|
Звериная нетерпимость к инакомыслию. Осквернение и уничтожение чужих святынь. Убийства язычников.
| Веротерпимость, уважение или нейтралитет к чужим религиям (если они делают то же самое). Нет нетерпимости к инакомыслию. Нетерпимость допустима только к нетерпимости.
|
Продуманное и насильственное обращение в однобогую религию. Христиане, исламисты и коммунисты обращали в свою веру силой.
| Отсутствие обязательного обращения в многобожие. Язычники не использовали силу в обращении и не навязывали свои национальные мировоззренческие представления никому.
|
Абсолютное выполнение любой заповеди. Сказано "не убий" - значит не убий, если даже тебе и твоим родным угрожает смерть от руки бандита.
| Заповеди не абсолютны и неписаны. Исключён всякий абсолют. Всегда может сложиться критическая ситуация, когда на определённое предписание можно (и нужно) махнуть рукой. Действия человека зависят от жизненной ситуации и должны быть разумны им.
|
Единственный бог - суровый, жестокий надзиратель с плеткой. Он всесилен и недосягаем. Раздувание идеи страха и наказания за ослушание.
| Наши боги - это наши друзья, наши Старшие Родичи. Они не всесильны, но, конечно, сильнее, чем люди. Отсутствие страха за себя перед своими богами. Греки своих богов уважали, славяне - любили.
|
Порочность человека - это сердцевина любой однобогой религии. Грех Адама передался всему человечеству.
| Человек непорочен от рождения и ценится по конкретным делам.
|
Мрачные картины Страшного Суда, пришествия Христа, конец света (всё это ждем уже 2000 лет). Презрение к Природе. "Самая высшая добродетель - растоптать природу" (слова епископа Зенона, IV век).
| Жизнерадостность и безфатальность мировоззрения, восславление Природы, красоты, вдохновления.
|
Ярые претензии на исключительность и особую роль в истории. "Нет истории без церкви" - таков был девиз христианства на Руси.
| Нет претензий на особое превосходство и особую исключительность в истории. Но именно при язычестве происходит расцвет Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древней Руси.
|
Жёсткие каноны и положения. Жёсткая атрибутика. В случае выхода из религии - моральный террор или даже смерть.
| Отсутствие жёсткого следования канону и знаковой системе. Возможность свободного отхода от мировоззрения. Нет преследования к вышедшим.
|
Искусственные и нежизненные религии, придуманный и силой навязанный свод правил. Надо верить в какого-нибудь пророка типа Иисуса Христа и во все его разговоры.
| Естественное, природное происхождение. Органическая связь с Природой, с культурой, с данным народом. Все боги - существа, играющие разные роли в нашей жизни. В них не надо верить или не верить.
|
Общечеловечность религий.
| Любое язычество - это вариант ведизма, приспособленный под конкретный народ с его конкретными национальными особенностями.
|
Неясное и запутанное происхождение всех "святых" иудохристианских книг. Моисей Пятикнижие писать не мог (он описывает свою смерть и погребение). Первые евангелия появились во II веке после р. х. Библейские мифы - в основном сплошное надувательство. Сколько экспедиций не отсылали на Арарат - ноев ковчег не нашли и не никогда найдут.
| Священные книги написаны теми, кому они и приписываются. Нет никаких неясностей и тёмностей при их происхождении. В каждом языческом мифе есть доля реальности. Ведь немец Шлиман нашел же Трою по "Иллиаде" Гомера (легенда о Троянской войне и Елене Прекрасной).
|
Понятия "грех", "наказание", "спасение". Упор на наказывающего и поощряющего бога.
| Отсутствие понятия "грех". Во всех язычествах делается упор на внутреннее понимание челоека, а не на страх перед богами.
|