Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Л.Ф. Калашников. Азбука церковного знаменного пения. Изд-во «Знаменное пение». Киев, 1910.





Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

 


[1] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском пении. М., 1864, с. 12.

[2]Собрание В.М. Ундольского – крупнейшая частная библиотека прошлого века, стало основой Отдела рукописей и славянских старопечатных книг в первые годы существования Московского Публичного и Румянцевского музеев. - См. Немировский Е.Л. Вукол Михайлович Ундольский (1816-1864). М., 1996.

[3] Примечательно, что в 1915 г. В.М. Металлов подчеркивал, что «Замечания» Ундольского «ценятся теперь не менее, чем еще в то время, когда они впервые появились». – Металлов В.М. Очерк истории православного церковного пения в России. Репр. Изд. Сергиев Посад, 1995, с. 132.

[4] Сахаров И.П. О русском церковном песнопении. //ЖМНП. Спб., 1849, ч. 61, с. 148.

[5] Металлов В.М. Русская симиография. М., 1912, с. 1-3.

[6] Пятковский А.П. Князь В.Ф.Одоевский. Литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями. С.-Птб., 1880, с. 19.

[7] Янчук Н.А. Князь В.Ф.Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. М., 1906, с. 13.

[8] Бернандт Гр. В.Ф.Одоевский //Статьи и очерки. М., 1978, с. 55-56.

[9] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 10-11.

[10] Биографии композиторов с IV – XX век с портретами. М., 1904, с. 461.

[11] Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956, с. 371.

[12] Погодин М. Воспоминания //В память о князе В.Ф.Одоевском. Заседание О-ва любителей российской словесности 13 апреля 1869 г. М., 1869, с. 64.

[13] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 11-12.

[14] Одоевский В.Ф. Краткие замечания о характере русского церковного православного пения //Труды I Археологического съезда в Москве. 1869 г. Т.П.М., 1871, с. 477.

[15] Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 тт. т. 1. М., 1962, с. 207.

[16] Записки секретаря Общества Ф.И.Буслаева о цели и значении О-ва древнерусского искусства с дополнениями чл.-основателя князя В.Ф.Одоевского //Вестник О-ва древнерусского искусства. 1874, № 4-5. М., 1874, с. 39.

[17] Записки секретаря Общества Ф.И.Буслаева о цели и значении О-ва древнерусского искусства с дополнениями чл.-основателя князя В.Ф.Одоевского //Вестник О-ва древнерусского искусства. 1874, № 4-5. М., 1874, с. 39.

 

[18] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 26-27.

[19] См. Львов Ф.П. О пении в России. Спб., 1834. Вопрос об осмогласии — единственный крупный промах автора — директора Придворной певческой капеллы, чей труд был одним из самых первых в этой области.

[20] Мнение кн. В.Ф.Одоевского по вопросам, возбужденным Министром Народного просвещения по делу о церковном пении. / Б.М. /, 1866, с. 9.

[21] Псевдоним “Тихоныч” был взят, по признанию Одоевского, в честь Тихона Макарьевского. См. Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф.Одоевского. 1859-1869 гг //Литературное наследство. Т. 22-24. — М., 1935, с.242.

[22] Одоевский В.Ф. Заметка о пении в приходских церквах. М., 1864, с. 3-4.

[23] там же, с. 11.

[24] Одоевский В.Ф. К делу о церковном пении // Домашняя беседа. 1866. Вып. 27. Спб. 2 июля, с. 644.

[25] Мнение кн. В.Ф.Одоевского по вопросам, возбужденным Министром Народного просвещения... с. 11.

[26] там же, с. 17.

[27] Имя Одоевского в Москве настолько прочно было связано с церковным пением, что в статье, посвященной этому вопросу, ему как восстановителю церковных распевов было приписано даже “составление нотного пения для обедни по старинным образцам нашей православной церкви”, отчего Одоевский вынужден был печатно отказаться. — См. Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 3.

[28] См. Львов А.Ф. О свободном или несимметричном ритме. Спб., 1858.

[29] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 15

[30] Краткие заметки о характеристике русского церковного православного пения. Ст. Кн. В.Ф.Одо-евского // Труды I Археологического съезда в Москве 1869. Т. 2. .М., 1871, с. 476.

[31] там же.

[32] I Sol, La, Si, Ut; II Ut, Re, Mi, Fa; III Fa, Sol, La, Si.

[33] Одоевский В.Ф. Краткие заметки о характере русского церковного православного пения, с. 477.

[34] Одоевский В.Ф. там же.

[35] См. Безсонов П. Судьба нотных певчих книг. // «Православное обозрение». Т.14. М., 1864., с. 27-57, 92-130.

[36] Статью Ряжского «О происхождении русского церковного пения», вышедшую в 1866 г. в «Православном обозрении» (сент., октябрь, ноябрь) трудно отнести к таким исследованиям, поскольку все рассуждения автора базируются на популярном в то время предположении о родстве древнерусского пения с греческим.

[37] Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVIII вв. Л., 1949, с. 93-94.

[38] Одоевский В.Ф. Различие между ладами (...) и гласами (...) // Труды I Археологическогот съезда, с. 483.

[39] там же, с. 481.

[40] См. подробнее Герцман Е.В. В поисках песнопений Греческой церкви. Преосвященный Порфирий Успенский и его коллекция древних музыкальных рукописей. С.-Птб., 1996, с. 56-61.

[41] По словам Металлова, Арнольд увлекся своими «эллинофильскими перспективами» настолько, что впал в чисто субъективное и даже фантастическое понимание греческой музыки и ее византийских ладов. – Металлов В.М. Очередные задачи в изучении древне-русской музыки. //История русской музыки в исследованиях и материалах. Т. I. М., 1927, с.97.

[42] Арнольд Ю.К. Воспоминания. Вып. I-III. М., 1892, с. 30-31.

[43] Одоевский В.Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов. М., 1868, с. 7.

[44] там же, с. 7.

[45] Ларош Г.А. Русская музыкальная литература // Русский Вестник. Т. 83. М., 1869, с. 776.

[46] ГЦММК им. М.И. Глинки, Ф. 73, ед. хр. №№ 217-229, 293, 344-362, 650.

[47] Энгармоническое фортепиано не просто принадлежало Одоевскому, оно было изготовлено по его чертежам.

[48] См. Письма Д.В.Разумовского к В.В.Стасову // РМГ. 1909, № 1, с. 3.

[49] Текущая хроника... с. 182.

[50] Грановский Б.Б. Д.В.Разумовский. Краткий очерк жизни и деятельности // Рукописные собрания Д.В.Разумовского и В.Ф.Одоевского и архив Д.В.Разумовского. М., 1960, с. 26.

[51] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 16.

[52] Текущая хроника... с. 253.

[53] Кошелев А.И. Вступительное слово на заседании О-ва любителей российской словесности // В память о кн. В.Ф.Одоевском, с. 10.

[54] Разумовский Д.В. Музыкальная деятельность князя В.Ф.Одоевского // В память... с. 41-42.

[55] Разумовский Д.В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. //Чтения О-ва Любителей духовного просвещения. М., 1863. Об основных началах богослужебного пения Православной Греко-Российской Церкви. //Сб. за 1866 г., изд. О-вом Древнерусского Искусства. Отд. I. М., 1867.

[56] Бражников М.В. Певческие собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского. //Рукописные собрания Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского и архив Д.В. Разумовского. М., 1960, с. 6.

[57] В петербургской консерватории очень недолго /1886 г./ преподавал вместе с историей музыки в России историю церковного пения З.З. Дуров, ученик Разумовского, имеющий по этому предмету две работы: «Очерк истории музыки в России» (осталась в рукописи) и «Общий очерк истории музыки в России», напеч. в прилож. к «Истории музыки» Доммера /1884 г./

[58] Русский биографический словарь. Т. 15. С.-Птб., 1910, с. 449.

[59] См.: Московская консерватория. 1866-1966. М., 1966, с. 155 и др.

[60] Серов А.Н. Учено-литературная деятельность Московской консерватории.// «Музыка и Театр. Газета специально-критическая». 1867/1868, №15, с. 228.

[61] Из послужного списка Д.В. Разумовского: «Императорское Русское Археологическое О-во в общем собрании своем присудило ему ‹о. Димитрию› большую серебряную медаль за сочинение «Церковное пение в России» 29 марта 1873 г.» // РМГ. Спб., 1876, №12, с. 1576.

[62] Смоленский Ст.В. //Памяти прот. Д.В. Разумовского. Оттиск из «Душеполезного чтения», с.127-134. Б.м., 1890, с. 129.

[63] Ларош Г.А. Русская музыкальная литература. //Русский Вестник. Т. 83. М.,1869, с. 778.

[64] Металлов В.М. Русская симиография, с.2.

[65] Разумовский был чл.-корреспондентом Императорского Русского Археологического О-ва, действит. членом Музыкального о-ва в Константинополе, а также О-ва Древнерусского Искусства, Московского О-ва любителей духовного просвещения, чл.-сотрудником Православного Палестинского О-ва. /Новые материалы для биографии протоиерея Д.В. Разумовского. //РМГ. Спб., 1896, №2, с.1571-1578.

[66] Русский биографический словарь. Т.15. С.-Птб., с. 450.

[67] Металлов В.М. Русская симиография, с. 5

[68] Мнение кн. В.Ф. Одоевского по вопросам... 12, 17.

[69] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 23

[70] В материалах архива содержатся письма Одоевского обер-прокурору Св. Синода А.П.Ахматову, директору Придворной певческой капеллы Ю.Д.Бахметьеву, их ответы, письма Потулова к Одоевскому и др // ГЦММК, Ф. 73, ед. хр. 347, 359, 360.

[71] См. мнение Ст.В.Смоленского о неспособности Потулова талантливо воплотить идеи гармонизации древних напевов // Соловьев Н. Князь В.Ф.Одоевский и его заслуги в области церковного пения. с. 7.

[72] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 22-23.

[73] Какое значение имеет гармония Потулова для пения нашей православной церкви? Сообщение прот. Д.В. Разумовского. //Труды III Археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. В 2 т. Т.». Киев, 1878, с. 164.

[74] Существует упоминание о 5-ти выпусках переложений Потулова, вмещающих почти полный круг церковного пения («Сборник церковных песнопений, в который вошли: литургия Иоанна Златоуста, Василия Великого, Преждеосвященных Даров, Пение на св. Четыредесятницу и Страстную неделю), но выходные данные не указаны. – См. Биографии композиторов с IV по XX

Век. М., 1904, с. 465.

[75] В этой церкви 6 июля 1877 г. венчался П.И.Чайковский с девицей А.Н.Милюковой.

[76] Погодин М. Воспоминания // В память... с. 64.

[77] Г.Я.Ломакин, происходивший из крепостных гр. Шереметьева, долгое время был регентом его церковного хора, который был доведен им до совершенства и сделал его имя известным. Вместе с Балакиревым основал Бесплатную Школу хорового пения, концерты которой были событием сезона, уступая по уровню исполнения только Императорской Певческой Капелле. Учеником Ломакина по вокалу был П.И.Чайковский во время его пребывания в Училище Правоведения. / Чайковский. М. Жизнь П.И.Чайковского. В 3 тт. Т. I. — М.-Лейпциг, 1903, с. 119-120.

 

[78] Г.Я. Ломакин. Автобиографические записки. Св.-Троицкий Монастырь, Джорданвиллъ, HI, 2006, с. 33.

[79] Г.Я. Ломакин. Указ. Соч., там же.

[80] Одоевский В.Ф. К вопросу... с. 16.

[81] См. Зверева С.Г. Предисловие к Г.Я. Ломакин. Автобиографические записки, с. 7.

[82] Одоевский В.Ф. К вопросу о древнерусском песнопении, с. 18.

[83] Одоевский В.Ф. Осмогласие // Музыкально-литературное наследие, с. 452.

[84] Одоевский В.Ф. там же.

[85] Одоевский В.Ф. Опыт музыкальной ереси. /Посвящается М.И.Глинке/ // Муз.-лит. наследие, с. 448.

[86] Серов А.Н. Статьи о музыке. В 7 т. Т.6. М., 1990, с. 162, 163, 228.

[87] Там же, с. 201.

[88] Стасов В.В. Письма к деятелям русской культуры. В 2 т. Т.2. М., 1967, с. 226.

[89] Там же, с. 87.

[90] Там же, т. 1. М., 1962, с. 221.

[91] Стасов В.В. Собр. Соч. в 4 т. Т. 3. Спб., 1894, стб. 1524.

[92] Текущая хроника и особые происшествия. Дневник В.Ф. Одоевского. 1859-1969, с.192.

[93] См. подробнее Белоненко А.С. Стасов о древнерусской музыке. // «Советская музыка», 1974, №7, с. 64-72.

[94] Письма Д.В. Разумовского В.В. Стасову. //РМГ. Спб., 1895, №11, с. 647.

[95] Там же.

[96] Стасов В.В. Письма к деятелям…, т. 2, с. 226.

[97] Стасов В.В. Собр. Соч. (1847-1886). В 4 т., т. 3, стб. 93.

[98] Металлов В.М. Очередные задачи в изучении древне-русской музыки, с. 95

[99] Смоленский С.В. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Казань, 1888.

[100] Металлов В.М. Очередные задачи в изучении…, с. 97.

[101] См. прот. Вознесенский И. О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения. М.-Лейпциг, 1899, с.7.

[102] См. его статьи в «Саратовских Епархиальных Ведомостях» о Турчанинове (1890 г. №№4,6), Львове (1890 г., №17), Потулове (1890 г., №8), Соловьеве (1890 г., №10), Георгиевском (1890 г., №14). Виноградове (1891 г., №24).

[103] Прот. В. Металлов. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в. Серг. Посад, 1912, с. 8.

[104] Премии мит. Макария Св. Синодом были удостоены «Очерк истории православного церковного пения в России» (Саратов, 1893; М., 1915); «Азбука крюкового пения. Опыт систематического руководства к чтению крюковой семиографии знаменного распева, периода киноварных помет».М., 1899; «Осмогласие знаменного распева» (М., 1900); Премии гр. Уварова Академией Наук и премии мит. Макария Св. Синодом было удостоено фундаментальное сочинение «Богослужебное пение русской церкви в период домонгольский. (М.,1912), исчезнувшее из Российской государственной библиотеки в 1994 г.

[105] Преображенский А.В. От униатского канта до православной херувимской. // «Музыкальный современник», 1916, №6, с.11.

[106] Бражников работал в такие времена и в таких условиях, при которых другой, менее сильный человек, не задумываясь, бросил бы свое занятие. Вот выдержка из его письма (Москва, 1943 г.): «Я скитался по случайным ночлегам, вплоть до ночевки в классах консерватории. Работать мне негде: у меня нет даже письменного стола, два раза я был вынужден работать в Почтамте, а отдохнуть днем могу только на бульварной скамейке. Моя семья в Кирове осталась без средств к существованию. Я продолжаю здесь влачить жалкое существование бездомного бродяги, с каждым днем все более теряя силы и трудоспособность…». //Бражниковские чтения. СПб., 2002, с. 10.

[107]Цит. по Серегина Н. Предисловие к Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 5.

[108] Бражниковские чтения, с. 8.

[109] Там же.

[110] Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII - XVIII вв. Л., 1949, с. 59.

[111] См. указ. Соч., с. 70-86.

[112] См. указ. Соч., с. 91.

[113] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 11.

[114] Дунаев А.Г., Дудочкин Б.Н. Примечания. //Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999, с.210.

[115] О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли. Из Диалектики Иоанна Дамаскина. — Памятники древней письменности и искусства. т. XXIII-А. Спб., 1881, с. 21.

[116] Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой. Рук. не опубл. М., 1921. - ГЦММК им. М.И. Глинки. Фонд 374, инв.№2 п. №8480, с.4.

[117] Творения Кирилла, Архиепископа Иерусалимского. Репр. М., 1900, с. 120.

[118]Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 6.

[119] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репр. изд. Спб., 1899. - М., 1991, с. 660.

[120] Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., 1978, с.343.

[121] там же.

[122] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.П. Репр. изд., 1922, с. 1188.

[123] там же.

[124]См. Момина М.А. Песнопения древних славяно-русских рукописей. — Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2, ч. II. М., 1976, с. 462.

[125] Иерей Николай Чернышев, А. Жолондзь. Вопросы современного иконопочитания и иконописания.// Альфа и Омега. 1997 , №2 (13), с.267.

[126] Г.Риман. Музыкальный словарь. Пер. с V нем. изд. Ред. и доп. Ю.Энгеля. М., Лейпциг, 1901, с. 590.

[127] Момина М.А. Песнопения древних славяно-русских рукописей, с. 463.

[128] прот. К.Никольский. Краткое обозрение богослужебных книг православной церкви, по отношению их к церковному уставу. Спб., 1885, с. 12.

[129] Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Старинная музыка. Словарь - справочник. Л.,1974, с. 52.

[130] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М, 1912, с. 7.

[131] Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л., 1988, с. 18

[132] Там же, с. 67.

[133] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — Христианское чтение. Ч. 43. Спб., 1831, с. 137-138.

[134] Music in the Bible by C.H.Kraeling and L.Mowry. — The New Oxford History of Music. Ed. by Egon Wellesz. Vol. I. Ancient and Oriental music. L., 1957, p. 307-308.

[135] Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением составил проф. Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович. Репр.: Киев, 1910, с.16.

[136] См. подробнее Потулов Н.М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви. М., 1872, с. 66, а также гл. IV настоящей работы.

[137] Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 19, 16.

[138] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 44.

[139] Свящ. Дим. Аллеманов. Курс истории русского церковного пения. М.- Лейпциг, /1911/, с. 12.

[140] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение в связи с священным песнопением и церковной музыкой, с. 63.

[141] Свящ. Дим. Аллеманов. Курс истории русского церковного пения. М.- Лейпциг, /1911/, с. 12.

[142] Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 369.

[143] Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. М., 1966, с. 156.

[144] AESTHETICA PATRUM. Эстетика отцов церкви. М., 1995, с. 182.

[145] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 12.

[146] Полное собрание творений Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. В 12 т., т.1, кн 2. Репр. С.- Птб., 1898, с. 856-857.

[147] Там же, с. 532.

[148] Малая Лествица преп. Отца нашего Иоанна, с. 67.

[149] там же.

[150] Митрополит Евгений. Исторические рассуждения. М., 1817, с. 66.

[151] См. Металлов В.М. Христианское богослужение...с.14 - 16.

[152] Творения Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I. М., 1845. Репр. изд. М., 1991, с. 179.

[153] Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. I. кн. 2. Репр. изд. М., 1991, с. 532.

[154] О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. — О мысли. Из диалектики Иоанна Дамаскина, с. 21.

[155] Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения. Ч. I, с. 16.

[156] Успенский Н.Д. Кондаки св. Романа Сладкопевца. // Богословские труды. 1968. № 4, с. 194.

[157] Деятельности Иоанна Дамаскина в области христианского пения посвящен последний раздел данной главы.

[158] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 54.

[159] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 8.

[160] Скабалланович М. Толковый Типикон, с. 58.

[161] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 52, 53.

[162] Импровизации как способу исполнения, соединяющему незыблемость канона с индивидуальным творчеством, посвящена III глава настоящей работы.

[163] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв. М., 1992, с.135.

[164] Исторические сведения о пении греко0российской церкви, с. 140.

[165]Такое исследование, посвященное древнерусской крюковой нотации, осуществлено В.М.Металловым в работе “Русская симиография”. М.,1912. Знаменная семиография рассматривается также в IV гл. настоящей работы в разделе “Начертание — название — значение”.

[166] Цит. по: Engel C. The music of the most Ancient Nations, particularly of Assirians, Egintians and Hebrens. First publ. 1909/ Reprinted 1970. p. 271-272.

[167] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с.30.

[168] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с.61.

[169] Ипофония упорядоченная, т. е. лишенная характера импровизации в тексте и напеве, употреблялась в армяно-григорианской церкви. —Аллеманов Д. Курс истории... с. 35.

[170] См., например, Разумовский Д.В. Церковное пение... с.32, Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23, Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 179 (Т. I).

[171] Music in the Bible by C.H.Kraeling and L.Mowry. — The New Oxford History of Music, p. 311.

[172] Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 49-50.

[173] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23.

[174] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 32.

[175] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 23.

[176] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан, 1991, с. 229.

[177] там же, с. 230.

[178] См. Металлов В.М. Христианское богослужение...с. 80.

[179] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 261. См. подробнее: Момина М.А. Песнопения древних... с. 467-468.

[180] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.105.

[181] Краткая литературная энциклопедия, т. 9, с. 377.

[182] Канон великий. Творение святаго Андрея Критскаго. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1995, с.62.

[183] М. Скабалланович. Толковый Типикон, с. 369.

[184] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.111.

[185] Неф К. История западноевропейской музыки. М., 1938, с. 18.

[186] Аверинцев С.С. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тыс. н. э. — От берегов Босфора до берегов Евфрата. Антология ближневосточной литературы I тыс. н. э. М., 1994, с.137.

[187] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 237.

[188] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с.73.

[189] Скабалланович М. Толковый Типикон, с.198.

[190] См. Метеллов В.М. Христианское богослужение...с.134.

[191] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 20.

[192] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 521.

[193] Библейская энциклопедия. Т. II. Репр. изд. М., 1991, с. 88.

[194] См так же Ефес.У, 18-19. - Жизнь и труды святого апостола Павла. Репр. С.-Птб., 1912.

[195] Хотя “Пастырь” Ерма (I-я половина II в.) называют “апокрифическим апокалипсисом”, Ерм причислен к “мужам апостольским”, и его произведение входило в разряд так наз. “частного” христианского чтения.

[196] Ранние отцы церкви. Антология, с. 236.

[197] Под “грубыми и некрасивыми” камнями здесь понимаются люди грешные, потерявшие “образ и подобие Божие”.

[198] Ранние отцы церкви. Антология, с. 236.

[199] Святой Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. Репр. изд. М., 1994, с. 10.

[200] там же, с. 403.

[201] Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. I. 1963, с. 447.

[202] Добротолюбие. Т. I., с. 328.

[203] Творения Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. I, с. 179.

[204] Добротолюбие. Т. I., с. 422.

[205] Малая Лествица препод. Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Варшава, 1934, с. 44.

[206] Добролюбие. Т. I, с. 422.

[207] Малая лествица преп. Отца нашего Иоанна, с. 136.

[208] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 135.

[209] Макарий Египетский /ум. ок. 391/ о своем ежедневном молитвенном обычае высказывался так: «Вместо музыки и пения я прочитываю 12 псалмов». - Металлов В.М. Христианское богослужение...с.33.

[210] Исторические сведения о пении греко-российской церкви, с. 140, 142.

[211] М. Скабалланович. Толковый Типикон, с.58.

[212] Аллеманов Д.В. Курс истории русского церковного пения, с. 63

[213] Августин Аврелий. Исповедь. Кн. X, 33. М, 1992, с. 151.

[214] Цит. по: Металлов В.М. Христианское богослужение...с.76.

[215] Аллеманов Д. Курс истории... с. 63.

[216] Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения, с. 117

[217] там же, с. 156.

[218] Аллеманов Д. Курс истории... с. 65.

[219] Разумовский Д.В.Церковное пение в России, с. 32.

[220] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 232.

[221] Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. Сергиев Посад, 2006, с.141.

[222] Пареди А. Указ. Соч., с. 231.

[223] Адамов И.И. Указ. Соч., с. 142.

[224] См. подробнее Адамов И.И. Указ. Соч., с. 102-105.

[225] Пареди А. указ. Соч., с. 236.

[226] Адамов И.И. указ. Соч., с. 104.

[227] Адамов И.И. Указ. Соч., с. 144.

[228] Августин Аврелий. Исповедь, с. 119.

[229]Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 236.

[230] Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время, с. 231.

[231] Аллеманов Д. Курс истории... с. 74.

[232] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 42

[233] Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времен и до наших дней. Спб., 1888, с. 50.

[234] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 42.

[235] Металлов В.М. Христианское богослужение...с.114.

[236] Разумовский Д.В. Церковное пение... с. 12.

[237] См. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991, с. 162.

[238] Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т. VI. Изд. 3-е. Казань, 1908, с. 297.

[239] там же, с. 292.

[240] Карташев А.В. Вселенские соборы. М.. 1994, с. 536.

[241] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 135.

[242] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви //Зап.евр. экзархат Моск. патр., 1989, с. 63, 64.

[243] Деяния Вселенских Соборов... с. 294.

[244] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, с.65.

[245] Салтыков А.А. О пространственных отношениях в Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 398-399.

[246] там же, с. 399-400.

[247] Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977, с. 194-195.

[248] Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII вв., с. 239.

[249] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с.7.

[250] там же, с. 202.

[251] Рерих Ник. Письмо художника. — Русская икона. Сб. 1-2, Спб., 1914, с.14.

[252] Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств. — Маковец: журнал искусств. М., 1922, № 1, с. 30.

[253] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви... с. 10.

[254] Первые собрания кратких житий и изречений св. подвижников, получивших впоследствии наименования Патериков или Отечников, появились в IV-V вв. во время расцвета монашества в пустынях Египта, Синая, Сирии и Палестины. На Руси первый оригинальный Патерик Киево-Печерский был создан в XIII в. Затем последовали Патерик Волоколамский (XVI в.), Псково-Печерский и Соловецкий (XVIIв.). — Соловецкий Патерик. Репр. изд. М., 1991, с. 1.

[255] В России сначала действовал устав (типикон) студийский, затем с XIV в. получил распространение устав иерусалимский, возникший ранее студийского, еще в VI в. Кроме того, упоминается устав афонский, особые уставы монастырские принадлежат Нилу Сорскому, Иосифу Волоколамскому, Новгородскому архиепископу Макарию. — См. Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 763 и Полный православный богословский энциклопедический словарь, с. 2159.

[256] Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М., 1991, с. 28.

[257] Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Репр. Киев, 2006, с. II.

[258] Зарин С.М. Указ. Соч., с. VII.

[259] Зарин С.М. Указ. Соч., с. XI.

[260] В католицизме аскетизм является выполнением так наз. «евангельских советов», но не требуется христианскими заповедями и представляет собой выполнение не должного, а сверхдолжного. Лютеранство, не признающее ни «евангельских советов», ни правильности монашества, считает и его, и аскетизм явлением, противным самому духу евангелия. – см. Зарин С.М. Указ. Соч., с.XV.

[261] Соловецкий Патерик, с. 3.

[262] Соловецкий Патрик, с. 3.

[263] Ключевский В.О. Исторические портреты.М, 1991, с. 72.

[264] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Варшава, 1934, с. 8.

[265] Добролюбие. Т.I, с. 97.

[266] там же, с. 439

[267] Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Сергиев Посад, 1915, с. 182.

[268] Соловецкий Патерик, с. 4-5.

[269] Схима (schma — образ) — высшая степень монашества. Имеет две степени: малая схима (монашеская, “постриг в мантию”) и великая схима (ангельская), в которую были посвящены Сергием Радонежским Александр Пересвет и Андрей Ослябя перед Куликовской битвой. Деление на степени установилось в восточном монашестве к IX в. На Руси было введено Феодосием Печерским.

[270] Соловецкий Патерик, с. 6-7.

[271] Вероятно, в православной литературе не сложилось определенного отношения к традиции исихазма на Руси после победы партии Волоцкого над «нестяжателями», так как определений понятий «исихазм», «нестяжательство» в православных энциклопедических словарях не встречается. В то же время христианские авторы ХХ века пользуются этими понятиями для раскрытия особенностей древнерусской духовной жизни (В. Зеньковский, Л. Успенский, И Экономцев).

[272] Луг Духовный, с. XIX.

[273] Луг Духовный, с. XIX-XXI.

[274] Святитель Григорий Палама. Беседы. В 3-х тт. М., 1994. Его же. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М., 1995.

[275] Игумен Иоанн Экономцев. Православие. Византия. Россия. М., 1992, с. 168.

[276] там же.

[277] В философско-эстетическом контексте категории безмолвия, тишины, связанные в христианстве с распространенным явлением обета молчания, рассматриваются в статье Е.Г.Яковлева “Эстетика молчания, тишины и света” в кн. Эстетическое как совершенное. Избранные работы. М., 1995, с. 348-363.

[278] Ранние отцы церкви. Антология, с. 108.

[279] См., напр.,Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994, с. 395-396.

[280] Зарин С.М. Указ. Соч., с. 452.

[281] Три слова преподобного отца нашего Симеона Новаго Богослова, игумена и пресвитера бывшаго от ограды святаго Маманта. М., 1852, с. 12.

[282] Примечательно, что это положение не противоречит рассуждениям современных духовных композиторов. Так, по словам А. Пярта, тишина и молчание присутствуют в музыке изначально и органично в виде «ауры пауз», воплощающих духовное начало, дыхание Духа. В то время как звучащая часть музыки – это ее материальная, составляющая, по отношению к которой тишина первична.

 

[283] Луг Духовный, с. 182.

[284] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы, с. 130.

[285] Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. 3. М., 1994, с. 71.

[286] Цит. по Зарин С.М. Указ. Соч., с. 448.

[287] См. Мартынов В.И. История богослужебного пения. М., 1994, с. 104-105.

[288] Евагрий говорит о пещерах и жилищах подвижников: “Их хижины имеют такую ширину и высоту, что в них нельзя ни прямо стоять, ни свободно склоняться. Это, по слову апостола, жизнь в вертепах и пропастях земных”. (Евр. XI, 38). — Луг Духовный, с. 68.

[289] Кожинов В. Творчество Илариона и историческая реальность его эпохи. — Иларион. Слово о Законе и Благодати. М., 1994, с. 63.

[290] Этому памятнику посвящен целый выпуск Альманаха библиофила «Тысячелетие русской письменной культуры». Вып. 26. - М., 1989.

[291] Иларион. Слово о Законе и Благодати, с. 63.

[292] там же, с. 71.

[293] там же, с. 77.

[294] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 1.- Спб., 1894, с. 52.

[295] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. I. Спб., 1894, с. 75.

[296] Творения Василия Великого. Ч. I., с. 179.

[297] Иоанн Лествичник О радостном плаче. //Духовный жемчуг. Вып. 1. Новозыбков, 1992, с. 98.

[298] Луг Духовный, с. 40.

[299] там же, с. 208.

[300] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 15.

[301] Добротолюбие, т. I, с. 328.

[302] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 32.

[303] там же, с. 38.

[304] Лествица, возводящая на небо, преподобного отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы. Репр. Сергиев Посад, 1908, с. 11-12.

[305] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 34.

[306] См. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с.680.

[307] Аллеманов Д. Курс истории русского церковного пения, с. 90.

[308] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы. Вып. 1. Спб., 1894, с. 29.

[309] Цит. по Еремин И.П. Литературное наследие Феодосия Печерского. //ТОДРЛ. Л., 1947, с. 184.

[310] Памятники древнерусской церковно-учительской литературы, с. 28-29.

[311] там же, с. 28.

[312] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М., 1912, с. XI.

[313] Финдейзен Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. Т. I. Вып. 1-3. М.-Л., 1928, с.81.

[314] Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1971, с. 16.

[315] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 41.

[316] там же.

[317] там же, с. 40.

[318] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 115

[319] Памятники…с.138.

[320] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 143-144.

[321] Красноречие Древней Руси. М., 1987, с.89.

[322] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 139.

[323] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 136-137.

[324] Столп Кирилла не был столпом в собственном смысле, как у греческих подвижников-стилитов (sthlh); это был — purgos, род маленькой столпообразной башни с жильем внутри. “У нас Антоний и Феодосий Печерские, митрополит Иларион, Никита Переяславский, Алипий и другие спасались и подвизались тем же подвигом”. — Памятники... с. 96-97.

[325] Иногда затвором называется “небольшой вертеп или пещера, где некоторые богоугодные мужи проводят неисходно всю жизнь свою в богомыслии”. — Г.Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 196.

[326] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. — ТОДРЛ, т. XII. М.-Л., 1956, с. 350.

[327] там же.

[328] там же, с. 340.

[329] там же.

[330] Успенский Н.Д. Кондаки са. Романа Сладкопевца, с. 192.

[331] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского, с. 342.

[332] там же, с. 354.

[333] там же, с. 342.

[334] там же, с. 348.

[335] Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского, с. 349.

[336] там же.

[337] там же, с. 350.

[338] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 123.

[339] там же, с.151.

[340] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы, с. 151

[341] Предание о жительстве скитском преподобнаго Нила Сорскаго. Репр. М., 1997, с. 50.

[342] Федотов Г.П. Святые Древней Руси (X-XVII вв.). М., 1990, с. 17.

[343] См. Муравьев А.Н. Преподобный Нил Сорский // Нил Сорский. М., 1995, с. 14.

[344] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни, изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии архимандритом Иустином. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1991, с. 62-63.

[345] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, с. 76.

[346] Преподобный Нил Сорский и его Устав о скитской жизни, с.25.

[347] Нила Сорского Предание и Устав. — Памятники древней письменности и искусства. СLXXIX, Спб., 1912, с. XVII.

[348] Целиков В.А. Эстетика Нила Сорского. — Философско-эстетические проблемы Древнерусской культуры. Сб. ст. Ч. I. М., 1987, с. 53.

[349] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26.

[350] там же.

[351] Нила Сорского Предание и Устав, с.26.

[352] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 61.

[353] Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. II. М., 1994, с. 60.

[354] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 60.

[355] Нила Сорского Предание и Устав, с. 25.

[356] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26

[357] Муравьев А.Н. Преподобный Нил Сорский, с. 24.

[358] Преподобный Нил Сорский и Устав его о скитской жизни..., с. 26.

[359] там же, с. 27.

[360] там же.

[361] Лествица, возводящая на Небо. Преподобного Иоанна Лествичника, игумена монахов Синайской горы. Репр. Сергиев Посад, 1908, с. 414.

[362] Успенский Л.А. Богословие иконы... с. 213.

[363] В известном “Послании иконописцу” Иосифа Волоцкого аргументация в пользу иконопочитания строится на положениях исихазма. — Философия русского религиозного искусства. М., 1993, с. 34-44.

[364] Распространенное в литературе название последователей Нила Сорского.

[365] Федотов Г.П. Стихи духовные. М., 1991, с. 161.

[366] Успенский ЛА. Богословие иконы... с. 239.

[367] Успенский ЛА. Богословие иконы... с. 267.

[368] Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. М., 1902, с. 1.

[369] Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч. 1. Репр. Изд. Париж, 1948, с. 63.

[370] Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, с. 12-13.

[371] Там же, с. 13.

[372] Там же, с. 17.

[373] Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, с. 22.

[374] Преподобный Паисий Величковский. Автобиография. Житие. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, с. 101-102.

[375] Там же, с. 23.

[376] Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2, с. 1738.

[377] Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1, ч.1, с. 63.

[378] Овсянников О.А., Чукова Т.А. Северные деревянные кресты (типология). — Язычество восточных славян. Л., 1990, с. 71.

[379] Соловецкий Патерик, с. 89.

[380] Устав — род каллиграфического письма без сокращений, с соблюдением определенного размера букв. Требует художественной подготовки. См. подробнее И.А.Шляпкин. Русская Палеография. Спб., 1913.

[381] Соловецкий Патерик, с. 134.

[382] О судьбе этого скита и Соловецкого монастыря в советское время см. А.Ильинская. Соловки. Документальная повесть о Новомучениках. — Литературная учеба. Кн. 2. М., 1991, с. 61-93.

[383] Соловецкий Патерик, с. 135

[384] Луг Духовный. Творение Иоанна Мосха, с. 184.

[385] Описание знаменных и нотных рукописей Соловецкой библиотеки было сделано С.В. Смоленским. (Казань, 1885). См. его же Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и «Азбуки певчей А. Мезенца». Казань, 1887.

[386] Соловецкий Патерик, с. 8.

[387] там же, с. 10.

[388] Соловецкий Патерик, с. 13.

[389] Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972, с. 120.

[390] Кутузов Б.П. Местные центры русского знаменного пения. // Хоругвь. Вып. 4. М., 1998, с. 178.

[391] С точки зрения литургических циклов русское певческое искусство рассматривается в книге Вл. Протопопова «Музыка русской литургии». (Проблема цикличности). М.,1999.

[392] Озорнов М. Азбука церковного знаменного пения с приложением азбуки демества. Сост... (s. a. l.) (Б.м., б.г.), c. psi.

[393] Серегина Н.С. Предисловие к кн.: М.Бражников. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 5-6.

[394] Знаменное пение называется также столповым и крюковым. Название “столповое” подчеркивает священный смысл осмогласия как неизменного фундамента богослужебного пения. Наименование “крюковое” отражает особенности графического изображения знамен, главные из которых (параклит, стопица, стрела, скамейца и др.) происходят от начертания основного знака — крюка. “Столповое” также можно понимать и только как синоним знаменного, поскольку столп в переводе со старославянского — это знак.

[395] Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 381-382.

[396] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 206.

[397] там же.

[398] См. подробнее Еремина Т.С. Предания о Русских Иконах. М., 1994, с. 72-75.

[399] Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. т. I. Спб., 1914, с. 64.

[400] там же, с. 69.

[401] Вербицкий С. Иконография Богоматери: Оранта. — Наука и религия. 1992 — № 3, с. 54.

[402] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви, с. 225.

[403] Вербицкий С. Иконография Богоматери: Влахернетисса. — Наука и религия. 1992 — № 4-5, с. 36.

[404] Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 127.

[405] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь, с. 1128.

[406] Цит. по Металлов В.М. Русская симиография.М., 1912, с. 20.

[407] Вейсман А.Д. Греческо-русский Словарь Репр. Изд . С.-Птб., 1899,с. 1143.

[408] Словарь русского языка XI -XVII веков. Вып. 6. М., 1979, с. 46-48.

[409] Флоренский П. Из богословского наследия. — Богословские труды. 1977 — № 17, с. 100.

[410] Именно этому слою древнерусской музыкальной культуры посвящен изданный П.А. Бессоновым сборник «Калеки перехожие» / В 2 тт. М., 1861-1863/, представляющий собой самое полное собрание духовных стихов не только дореволюционного, но и нашего времени. В настоящее время вышли небольшие сборники «Стихи духовные» /М., 1991/ и «Голубиная книга» /М., 1991/.

[411] См. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. Воспроизведение изд. 1880 г. М., 1992.

[412] Смоленский Ст. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1668 г.). Казань, 1888, с. 39.

[413] Металлов В.М. Русская симиография, с. 114.

[414] Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. По рукописным материалам XV-XVIII вв. М., 1972, с. 60.

[415] Орлов Г. Структурная функция времени в музыке ( исполнение и импровизация). — Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. М., 1974, с. 35.

[416] См. подробнее Н. Финдейзен. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. т. I. М.-Л., 1928, с. 81-86. и Т.Ф. Владышевская. К вопросу о роли византийских и национальных русских элементов в процессе возникновения древнерусского церковного пения. — IX Международный съезд славистов. Киев, 1983. Доклады. М., 1983, с. 6-38.

[417] От греч. ceir — рука, nomos — закон; в музыке: тон, лад, мелодия.

[418] Неф К. История западноевропейской музыки. 2-е изд. М., 1938, с. 21.

[419] Металлов В.М. Богослужебное пение Русской церкви в период домонгольский. М., 1912, с. 71.

[420] Герцман Е.В. Византийское музыкознание. Л., 1988, с.246.

[421] Аллеманов Дм. Курс истории русского церковного пения. Ч. I. М. — Лейпциг, 1811, с. 65.

[422] См., например, Алексеева Г.В. Проблемы адаптации византийского пения на Руси. Владивосток, 1996, с. 340.

[423] Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1688-го года). Издал с объяснениями и примечаниями Ст.Смоленский.Казань, 1888, с. 33.

[424] Металлов В.М. Русская симиография, с. 110.

[425] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной церкви, с. 211.

[426] Сарабьянов В. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария. — Вопросы искусствознания. 1993 — № 4, с. 245.

[427]Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси. — Г.К.Вагнер. Т.Ф. Владышевская. Искусство Древней Руси. М., 1993, с. 233-246.

[428] “Уставом не пишут, его вырисовывают”, — отмечал И.А.Шляпкин. — Русская Палеография. С.-Птб., 1913, с. 96.

[429] Послбие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 17.

[430] Металлов В.М. Русская симиография, с. 10.

[431] там же, с. 19.

[432] Иванов-Борецкий М.В. Музыкально-историческая хрестоматия. Т. I. М., 1933, с. 17.

[433] Вопрос о происхождении демественного пения обсуждается специалистами до сих пор. В свое время о нем высказывались В.Металлов, Д.Разумовский, И.Вознесенский, Ст.Смоленский. Специально посвящена деместву интересная работа В.Стасова “Заметки о демественном и троестрочном пении” — В.В. Стасов. Избранные соч. В 3 тт. Т.1. М., 1952, с. 123-140.

Из последних работ наиболее обоснованной представляется статья Б.Шиндина, опирающаяся на выводы Металлова. “Демественное (оно же кондакарное) пение обязано своим происхождением влиянию “своеобразного византийского пения... изысканного, свободного, полусветского, полутеатрального, страстного, нецерковного, домашнего”, которое передавалось изустно из поколения в поколение певцов и использовалось “преимущественно в импровизации, без записи”. — Б.Шиндин. Проблема происхождения демественного роспева в отечественном музыкознании. — Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 114-115.

[434] Пособие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 11.

[435] Там же.

[436] Владышевская Т.Ф. Музыка Древней Руси, с. 189-190.

[437] Успенский Н. Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству в древнерусском певческом искусстве. — Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. I. М., 1972, с. 154.

[438] Из описательной азбуки-толкования Кирилло-Белозерского собр. 40-50-е гг. XVI в. — Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово 1991, с. 51

[439] там же, с. 59.

[440] Из азбуки середины XVII в. — там же, с. 64.

[441] Cм. Вознесенский И.И. О церковном пении православной Греко-Российской церкви. Большой Знаменный напев. Киев, 1887, с. 23.

[442] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева. М., 1900, с. 8.

[443] Там же, с. 39-40.

[444] там же, с. 11.

[445] Все нотные образцы попевок на квадратных церковных нотах даны Металловым в его Осмогласии знаменного распева, с. 46-92.

[446] Это была мелодия, сочиненная мейстерзингером, поэтом Гансом Саксом (1494-1576), которая легла в основу знаменитого, приписываемого М.Лютеру, хорала “Бог наш оплот”.

[447] Неф К. История западно-европейской музыки, с. 34.

[448] См. Вознесенский И.И. О церковном пении... с. 142.

[449] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 25.

[450] Даны по списку, приведенному В.Ундольским в его работе “Замечания для Истории Церковного пения в России”. М., 1846, с. 44-45.

[451] Салтыков А.А. О пространственных отношениях Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 400.

[452] Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего Средневековья. (Общие замечания). — Античность и Византия. М., 1975, с. 273.

[453] См. Белоненко А.С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве. Автореф... канд. иск. Л., 1982, с. 8.

[454] Пособие по изучению церковного знаменного пения. Сост. Е. Григорьев. Рига, 1992, с. 5.

[455] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — Христианское чтение. ч. 43. Спб., 1831, с. 153.

[456] там же, с. 158.

[457] Исторические сведения о пении греко-российской церкви. — с. 164.

[458] См. Никишов Г. Инок Кирилло-Белозерского монастыря Христофор и его “Ключ знаменной” 1604 г. — Памятники русского музыкального искусства. Вып. 9. М., 1983, с. 207.

[459] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 27.

[460] См. Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв. Сост. А.И.Рогов. М., 1974, с. 157.

[461] Ундольский В. Замечания для Истории Церковного пения России, с. 10.

[462] Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв., с. 157-158.

[463] Ундольский В. Замечания для Истории Церковного пения России, с. 9.

[464] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 248-249.

[465] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 248-249.

[466] там же.

[467] Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии свящ. П.Флоренского. — Журнал Московской Патриархии. 1983 — № 5, с. 77.

[468] Цит. по Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 52.

[469] Раши Шломо бен Ицхак (Франция. 1040-1105) — автор основополагающего комментария к Талмуду.

[470] Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев. — De musica. Вып. 3. Л., 1927, с. 144.

[471] См. Ездра, книги Ездры — Библейская энциклопедия. Кн. I. М., 1991, с. 214-215.

[472] Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев. — De musica. Вып. 3. Л., 1927, с. 141-142

[473] Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л., 1964, с. 21.

[474] Вознесенский И.И. О церковном пении православной... с. 157.

[475] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 38.

[476] Антифоны степенны или утрени (“степенны”). Название происходит от псалмов 119-133, с которыми они связаны и которые называются “песни степеней” (15 ступеней лестницы в Иерусалиме, где они пелись паломниками). Степенны имеют общеназидательное и аскетическое содержание. Никифор Каллист и Никодим Святогорец считали их автором Феодора Студита. — М.А.Момина. Песнопения древних славяно-русских рукописей. — Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып.II, ч. 2, М., 1976, с. 456-457.

[477] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 37.

[478] Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви. М., 1886, с. 27.

[479] Вознесенский И.И. О церковном пении... с. 160.

[480] Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен, с. 65.

[481] Владышевская Т.Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусствав. Автореф... канд. иск. М., 1976, с. 15.

[482] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М., 1979, с. 117.

[483] Цит. по Маутхазерова С. Древнерусские теории искусства слова. Прага, 1976, с. 85.

[484] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, с. 116.

[485] Кутузов Б.П. Принцип меры и красоты в знаменном распеве. — Журнал Московской Патриархии, 1993 — № 1, с. 107.

[486] Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс. — Проблемы канона в средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 19.

[487] См. Коновалова О.Ф. “Плетение словес” и плетеный орнамент конца XIV в. (К вопросу о соотношении). — Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в древней Руси. ТОДРЛ, XXII, М.-Л., 1966.

[488] Маутхазерова С. Древнерусские теории слова, с. 86.

[489] См. Буквицы древнерусского письма. 24 открытки. Автор текста К.А. Кедров. М., 1984. Открытка №3.

[490] Лихачев Д.С. Поэтика... с.117.

[491] Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. I. Спб., 1894, с. 56.

[492] Серегина Н.Н. О принципах формообразования в песнопениях знаменного распева. — Проблемы истории и теории древнерусской музыки. Л., 1979, с. 174.

[493] См. Рамазанова Н.В. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаилу Черниговскому и боярину его Федору). Автореф... канд. иск. Л., 1987, с. 12.

[494] Стогний И. Инвариантность в музыке как семиотическая проблема. //Музыкальный язык в контексте культуры. Вып. 106. М.,1989, с. 23.

[495] Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь, с. 225.

[496] Цит.: по Маутхаузерова С. Древнерусские теории искусства слова, с. 90, 88.

[497] Былинин В.К. Древнерусская духовная лирика //Прометей. Т. 16. М., 1990, с. 88.

[498] Потулов Н.М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной Российской церкви. М., 1872, с. 64.

[499] там же, с. 65.

[500] Металлов В.М. Осмогласие знаменного роспева, с. 37.

[501] Богатенко Я.А. К вопросу о пении нененаек. Отд. оттиск из журн. Старообрядческая мысль 1910 г. М., 1911, с 10.

[502] там же, с. 13.

[503] Одно из прочтений центрального понятия восточного христианства — Софии — связано с именем Новгорода. По Новгородской летописи с. 84: “Где св. София, там и Новгород”. — Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь, с. 644-645.

[504] См. Филимонов Г. Св.София Древне-Новгородская XVI в. — Вестник Общества древнерусского искусства при Московском публичном музее. Вып. I-3. М., 1874, с. 6.

[505] Филимонов Г. Св.София Древне-Новгородская XVI в., с. 13.

[506] Малая Лествица Преподобного Отца нашего Иоанна, Игумена Синайской Горы.Варшава, 1934, с. 116.

[507] там же, с. 7.

[508] там же, с.116.

[509] Львов А. О свободном и несимметричном ритме. Спб., 1858, с. 9.

[510] Смоленский Ст. Азбука знаменного пения (извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца (1688-го года). Казань, 1888, с. 29.

[511] Разумовский Д.В. Богослужебное пение православной греко-российской церкви, с. 37.

[512] Подробнее о проблеме так называемой “хомонии” и деятельности 2-х комиссий по исправлению певческих книг “на речь” см.: В.М.Металлов. О национализме и церковности в русской духовной музыке. М., 1912, с. 608, А.Игнатьев, свящ. Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й половине XVII в. Казань, 1910. А.В.Преображенский. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв. — РМГ, 1909, № 9, А.Сорокин. О русском безлинейном и в частности хомовом пении. — Труды Киевской духовной академии. Киев, 1876, № 1.

[513] Разумовский Д.В, Богослужебное пение..., с. 39.

[514] Разумовский Д.В. Церковное пение в России. М., 1867-69, с. 36.

[515] Разумовский Д.В. Церковное пение в России, с. 36.

[516] Потулов Н.М. Руководство к практическиму изучению... с. 69.

[517] там же, с. 111.

[518] Преображенский А. О сходстве русского музыкального письма с греческим в певчих рукописях XI-XII вв. — Русская музыкальная газета. 1909, № 8, с. 197.

[519] Пособие по изучению церковного знаменного пения, с. 19.

[520] Волкова Е..В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М.,1976, с. 243.

[521] Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986, с. 187- 189.

[522] Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика. М., 1983, с. 22.

[523] там же, с. 49.

[524] там же, с. 23.

[525] Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли). Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974, с. 68.

[526] К явлениям нерегулярного ритма, по словам В.Н.Холоповой, следует отнести прием “акцентного варьирования”, означающий двукратное или многократное обыгрывание голосом одних и тех же ступеней с их акцентным переосмыслением. Этот прием, составляющий один из характерных признаков русских хороводных песен, получил разработку у Мусоргского, Римского-Корсакова и особенно у Стравинского. — В.Н.Холопова. Русская музыкальная ритмика, с. 41-43.

[527] Холопова В.Н. Русская музыкальная ритмика, с. 40.

[528] там же, с. 46.

[529] Матхаузерова С. Древнерусские теории искусства, с. 90.

[530] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 1999, с. 163-166.

[531] Салтыков А.А. Иконография “Троицы” Андрея Рублева. — Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984, с. 83.

[532] там же, с. 85.

[533] Салтыков А.А. О пространственных отношениях в Византийской и Древнерусской живописи. — Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 413.

[534] Кильчевская Э.В. О специфике канона в пластическом искусстве Древнего Востока. — Проблема канона в средневековом искусстве Азии и Африки. М., 1973, с. 198.

[535] Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000, с.160.

[536] В.В. Стасов видел в орнаменте яркое проявление национальной культурной самобытности и посвятил его изучению почти 30 лет своей жизни, результатом чего стал его фундаментальный труд «Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени». СПб., 1887.

[537] Флоренский П.А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии, с.161.

[538] См. подробнее Шевченко Ю. Загадки Черниговского детинца. — Наука и религия. 1992 — № 12, с. 21-22.

[539] См. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[540] См. Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[541] Цит. по Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии Свящ. П.Флоренского. — ЖМП, 1983, № 5, с. 76.

[542] Engel C. The music of the most AnciantNations, particularly of Assyrians, Egipians, and Hebrews. First publ. 1909. Reprinted 1970, p. 108.

[543] там же.

[544] Успенский Н.Д. Основы методики обучения исполнительскому мастерству... с. 155.

[545] См., например, Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIIIвв. М., 1992, с. 135.

[546] Аверинцев С.С. Между “изъяснением” и “прикровением”: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. М., 1983, с. 229.

[547] Риман Г. Музыкальный словарь. М.-Лейпциг, 1901, с. 548.

[548] См.Ямпольский И.М. Импровизация. — Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М., 1974, с. 508.

[549] См. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца (1668 г.). Издал с объяснениями и примеч. Ст. Смоленский. Казань, 1888, с. 39.

[550] Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. М., 1990, с. 86-87.

[551] там же, с.87.

[552] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984, с. 8.

[553] Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева, с. 60

[554] Орлов Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация). — Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. Л., 1974, с. 40.

[555] Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967, с. 112.

[556] там же, с. 118.

[557] Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре. — Вопросы философии. 1994 — № 6, с. 84.

[558] Литература Древнего Востока. Тексты. М., 1984, с. 195-196.

[559] Этой теме посвящена новелла В.Ф. Одоевского «Импровизатор». Как мыслитель, связанный с отечественной православной традицией, Одоевский указывает на важность того, из чьих рук получено знание и особый дар импровизации. Дар, полученный от темных сил, лишает поэта ощущения истинного творчества, превращаясь лишь в средство зарабатывать деньги. Импровизации Киприано, трогая слушателей, оставляют холодным самого поэта. «С насмешкую смотрел он на слезы, на смех, им производимые; один из присутствующих не плакал, не смеялся; один не верил словам своим и с вдохновением обращался как холодный жрец, давно уже привыкший к таинствам храма». //Одоевский В.Ф. Соч. В 2 тт. Т.1. М., 1981, с. 127.

[560] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980, с. 197.

[561] там же, с. 187.

[562] См. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л., 1975, с. 16.

[563] Трубачев С. Музыка богослужения в восприятии свящ. П.Флоренского, с. 77.

[564] Орлов Г. Структурная функция времени... с. 45.

[565] См. Серегина Н.С. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли), с. 58.

[566] Idelson Die Magamen der arabischen Musik. —Sammelbände der Internationalen Musikgesellshaft XV — 1913/14, с. 1-63. Wellesz E. Easten Element in Western Chant. Studies in Early History of Ecclesiastical Music. — Oxford, Boston, 1947. Idem. Melody Construction in Byzantine Chant. — Actes du XX-e Congre´s international d´études byzantines. Ochride 10-16 Septembre 1961. Bekgrad, 1964/ Vol. I. p. 135-151.

[567] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 26.

[568] Герцман Е.В. Византийское музыкознание, с. 28.

[569] Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс, с. 16.

[570] Иконописный подлинник Новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. М., 1873, с. 30.

[571] там же, с. 67.

[572] там же, с. 68.

[573] там же, с. 57.

[574] Успенский Л. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве. — Философия русского религиозного искусства. М., 1993, с. 325.

[575] там же, с. 326.

[576] Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г.Филимонова. М., 1874, с. 410.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных