Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основ проблемы совр философии и напрвления изучающие их.




Тем не менее, на разных этапах своего развития философия науки сосредотачивала интерес на различных проблемах. В начале своего формирования она была занята

· построением целостной научной картины мира;

· исследованием соотношения причинности и детерминизма;

· изучением статистических и динамических закономерностей;

· соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта.

На втором этапе (в XX веке) преобладают проблемы

· эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании;

· раскрывается соотношение эмпирического и теоретического уровней науки;

· обостряется конкуренция различных моделей развития науки;

· предпринимаются попытки реконструкции логики научного поиска;

На третьем этапе (конец XX века)

· обсуждается новое понятие научной рациональности, новое содержание приобретают критерии научности;

· обновлённое звучание получает вопрос о социальной и культурной детерминации научного знания;

· становятся актуальными проблемы гуманизации научного знания.

· продолжают обсуждаться проблемы роста научного знания, смены парадигм, научных революций, изменения научных теорий;

· уточняется структура научного знания;

· исследуется взаимосвязь рационального и интуитивного в науке, пытаются понять алгоритм открытия;

· разрабатываются и научные методы, предпринимается попытка их классификации и выявления соотношения;

· изучаются проблемы языка науки;

· рассматривается деятельность учёного, соотношение объективированного и субъектно-личностного знания;

· исследуются социокультурные функции и статус науки в обществе.

 

Проблемы онтологии (от греч. ontos — сущее) связаны с устройством окружающего мира. Главная из них: что первично — материальное или духовное. Исхо­дя из ответа на этот вопрос, сложились два основных на­правления: материализм и идеализм.

Сторонники материализма считают, что первична материя. При этом выделяются механистический и диалектический материализм. Последователи механис­тического (вульгарного) материализма (Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций) воспринимают весь мир как особый механизм, функционирующий согласно зако­нам физики Ньютона, которые распространяются и на человека. При этом не делается различий между при­родными и социальными явлениями.

Диалектический материализм (К. Маркс и его по­следователи) рассматривает мир как сложную много­уровневую систему, все элементы которой находятся в постоянном взаимодействии между собой. На каждом уровне существования материи действуют свои собст­венные законы, при этом различаются природные и со­циальные явления.

Сторонники идеализма объявляют первичным ду­ховное начало. Идеализм подразделяется на объективный и субъективный. Для последователей объектив­ного идеализма первоначало находится вне сознания людей и существует независимо от него, т. е. объектив­но (например, мир идей у Платона; божественная идея у Фомы Аквинского; абсолютная идея у Г. Гегеля).

Первоначалом в субъективном идеализме является само сознание человека, т. е. субъекта. Именно созна­ние создает наши образы и представления об окружаю­щем мире, при этом проверить их истинность не пред­ставляется возможным (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

Проблемы гносеологии (от греч. gnosis — позна­ние) связаны с познанием окружающего мира. Ответ на главный вопрос — возможно ли познание окружаю­щего мира в принципе? — предполагает два основных направления.

Положительный ответ дает гносеологический опти­мизм. Но здесь существуют различные подходы к по­знанию.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт) признает чувст­венный опыт единственным источником достоверного знания. Представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббе, Дж. Локк.

Согласно рационализму (от лат. ratio — мышление) научное знание достижимо только посредством разума. Представители: Р. Декарт, Г. Гегель.

Гносеологический пессимизм {агностицизм) отри­цает возможность познания окружающего мира, его сущности и закономерностей. Представители: все рели­гиозные философы и субъективные идеалисты.

Проблемы, связанные с движением. Главная из них — находится окружающий мир в движении или в покое?

Метафизика рассматривает мир как раз и навсегда заданную систему в состоянии покоя. Отсюда основное внимание уделяется изучению структуры мира, прин­ципы функционирования не изучаются. Направление считается устаревшим. Представители: Аристотель, все религиозные философы.

Диалектика рассматривает мир как сложную сис­тему, находящуюся в постоянном и все более услож­няющемся развитии. Абсолютного же покоя не существует, состояние покоя всегда относительно. Представи­тели: Г. Гегель, К. Маркс.

Этические проблемы имеют отношение к морали и нравственности. Одна из наиболее важных — пробле­ма о соотношении свободы и необходимости, т. е. пове­дение человека предопределено какими-то внешними причинами, или же человек обладает внутренней свобо­дой в выборе своих поступков. Наибольший вклад в ре­шение этой проблемы внесли Б. Спиноза, И. Кант и мно­гие религиозные философы. Другая важная проблема — в чем заключается смысл человеческой жизни. Пред­ставители: религиозные философы, И. Кант, экзистен­циалисты.

Вывод: философия связана с изучением наиболее общих мировоззренческих вопросов о картине мира и месте в нем человека







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных