Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности философии как метафизики. Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось




Метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Этимологическое значение метафизики в ходе истории значительно менялось. В связи с этим, можно различать:

Античную (древнюю) метафизику

Классическую (эпоха Нового времени) метафизику

Современную метафизику

Метафизические вопросы

Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?

Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?

Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

Исторически впервые «метафизикой» была названа совокупность 14 трактатов Аристотеля, помещенная в собрании сочинений философа Андроником Родосским после «Физики». Поэтому в смысле этой части аристотелевских трудов «метафизика» подразумевает то, «что следует после физики». Но сам Аристотель называл соответствующую совокупность трудов своего философского учения (рассуждения о первых, начальных основах и родах сущего)«первой философией», которая должна исследовать высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего. В этом смысле термин «метафизика» стал пониматься как нечто связанное с нефизическим, трансцендентным.

В средние века было понимание метафизики как особой части философии, в которой исследуются нефизические, высшие, недоступные органам чувств, выходящие за пределы опыта начала и феномены. Метафизика была соотнесена с теологией, служила ее философским обоснованием. Позднее теологию стали выделять в особую область.
В XVI в. наряду с термином «метафизика» и даже вместо него стал применяться термин «онтология» (учение о бытии).

Особенности метафизического понимания мира, характерные XVII–XVIII вв., следующие: 1) вещи рассматриваются без взаимосвязи и взаимных переходов и отношений, 2) вещи считаются неизменными в своей сущности, они подвержены только внешним изменениям, и 3) вещи не имеют свои внутренние противоречия. Можно говорить и о том, что понимание мира в XVII–XVIII вв. не учитывало противоположностей, поэтому и метафизика определялась как осмысление мира, не осознающее и не учитывающие противоположности и противоречия. На такое представление откладывало отпечаток еще и то, что многие цитируемые античные мыслители (Парменид, Зенон Элейский и др.) утверждали, что в вещах противоречия существовать не могут (они бывают якобы только в мышлении)*. В частности, источник изменения мира и вещей являлся для метафизики непонятными.
Необходимо отметить, что мир, согласно классической механике И. Ньютона, почему-то многими, особенно материалистами, несправедливо считался, да и сейчас многими считается метафизическим, метафизически устроенным, чуть ли неизменным.

По Канту, метафизику можно свести к пониманию человеческого «я», мира и Бога, но соответствующими исследованиями занимаются психология, космология и теология. Поэтому можно сказать, что метафизика после умозаключений Канта утратила свое значение.

В XIX в. термин «метафизика» стал синонимом схоластических рассуждений, метафизический стиль мышления стал постепенно вытесняться из философии, естествознания и гуманитарных наук и заменяться объективно-научным и диалектическим.

В XX в. к термину «метафизика» вернулось одно из его значений, и становится все более существенным понятие ее как философского направления, изучающего нефизические, «за физические», сверхчувственные явления, хотя их более точно отражает термин «трансцендентный».
Радикальной критике метафизика подверглась в 20-х гг. XX в. с позиций исследованийлогического позитивизма**.
Попытку разделить метафизику и онтологию неудачно предпринял М. Хайдеггер.
В настоящее время встречается понимание метафизики как дисциплины, которая говорит о том, что существует в действительности, в отличие от того, что просто существует (об этом говорит онтология), или как раздела обыденной философии, изучающего а) первопричины и начала мира и бытия или б) природу и структуру окружающего мира.

В Новейшей философии метафизика определяется ограничением рассудка рассудочными понятиями, невозможностью возвышения к понятию и идее.
а ) Метафизика понимается как недиалектическое познание (наука, теория), не включающее ценностные аспекты***, и/или не признающее внутренних противоречий, и/или не имеющее знаний о логическом, трансцендентном и сверхчувственном****, причем в любой из стадий реализации такового познания (античное… современное) и в любой ее форме (напр.,формальная логика, диалектический материализм).
б) «Метафизика» - совокупность известных трактатов Аристотеля.
в) При самом общем подходе метафизика (метафизическое) может пониматься и как докантовские европейские научные исследования, и как исследования феноменов, недоступных органам чувств, выходящих за пределы эксперимента, и как рационалистическое (объективно-)научное познание, и как упрощенное учение о движении и развитии, в частности, отрицающие логическую основу и внутреннюю противоречивость предметов и явлений, и как учение, исключающее единство противоречий и внутренние противоположности, и как формальное, рациональное, недиалектическое познание, и как совокупность или реализация недиалектических способов мышления и методов познания, и как «недиалектическое» (но не как «антидиалектическое», «надэмпирическое» и «трансцендентное»).

1. Вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов. Так, согласно взглядам великих биологов К. Линнея (1707-1778) и Ж. Кювье (1769-1832), биологические виды абсолютно статичны: одни виды не могут возникать из других или каким-либо образом изменяться.

2. Вещи неизменны в своей сущности, они подвержены только несущественным внешним изменениям, но не могут развиваться. Идею неподвижности и неизменности бытия впервые обосновал, как известно, Парменид. Согласно Копернику, Солнечная система вечно остается одной и той же — вопрос о ее возникновении и возможных изменениях в будущем вообще не обсуждается. Картина мира в классической механике И. Ньютона тоже метафизична: отдельные предметы, из которых состоит Вселенная, движутся по законам механики, могут сталкиваться и передавать друг другу энергию, но весь мир в целом никак не изменяется. Метафизический стиль мышления распространяется из классической механики на область экономики. Основоположник английской классической политической экономии Адам Смит (1723-1790) описывал современное ему буржуазное общество как систему, находящуюся в постоянном движении: товары производятся, продаются и потребляются, разделение труда повышает его производительность, рынок регулируется конкуренцией и т. п. Но это движение оказывается не развитием всей системы от одних состояний к другим, а неким топтанием на месте, движением «в никуда». Ничего качественно нового не возникает, и создается впечатление, что капитализм эпохи свободной конкуренции может существовать не изменяясь бесконечно долго. Реальная история показала, что это совсем не так.

3. Наконец, метафизическая картина мира представляет вещи лишенными внутренних противоречий, не видит в каждом явлении борьбы противоположностей, которую заметил еще Гераклит. Поэтому движущие силы, источник изменения вещей остаются для метафизически мыслящих ученых непонятными. Так, Ж. Б. Ламарк (17441829) считал, что развитием биологических видов управляет некая жизненная сила, о которой он ничего не мог сказать по существу. Развертывание противоречий живого стал изучать только Ч. Дарвин.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных