Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические формы диалектики. Диалектика, как и метафизика, имеет свою историю




Диалектика, как и метафизика, имеет свою историю. Термин «диалектика» первоначально получил распространение в древнегреческой философии как искусство вести беседу, рассуж­дать. Основателем диалектики как строгого учения является Г. Гегель. Марксизм переосмыслил диалектику в материалистическом плане.

Таким образом, можно выделить три исторические формы диалектики: стихийную, идеалистическую, материалистическую [34].

Стихийная диалектика в наиболее четкой форме была выражена в Древней Греции в рассуждениях Гераклита. Согласно основным положениям его натурфилософии, диалектика характеризует не только об­ще­ст­венную жизнь древнегреческого полиса и познавательную деятельность человека, но и мир в целом. Космос, который он представлял в образе «вечноживого огня, мера­ми вспыхивающего и мерами затухающего», текуч, изменчив, подвижен. Все, что в нем существует, каждый миг изменяется, переходит в свою противоположность. Гераклит считал, что все развивается, а источником развития является единство противоположностей.

Несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской концепции изменчивости, неустойчивости, неопределенности существующего (смена времен года, рождение и смерть живого и т. п.), в противовес ей в элейской школе (Парменид, Зенон и др.) была выдвинута концепция неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Элеаты акцентировали внима­ние на прямо противоположном: в смене времен года их последовательность из года в год одна и та же, направленность человеческой жизни неизменна из поколения в поко­ление – от рождения к смерти. Таким образом, сущность бытия коренится в неизменности, устойчивости, статичности.

Развитие философии и науки Античности расширило сферу применения диалектики. Благодаря философским поискам древнегреческих мыслите­лей диалектика как инструмент решения политико-правовых и этических вопросов превратилась в метод поиска истины. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в споре. У Сократа метод раскрытия противоречий назывался майевтикой. Платон понимал под диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего – идей, движение мысли от низших понятий к высшим, т. е. метод анализа и синтеза понятий.

Мыслители более поздних эпох открывали и разрабатывали различные грани диалектики. Так, Аврелий Августин (IV в.) учил о необратимости времени, а значит, и о необра­тимости изменений. В XVIIХIХ вв. возникают идеи о естественной истории, т. е. об автономных, не зависящих от Бога, направленных и необратимых изменениях в при­роде и обществе (Ж. Бюффон, И. Кант, Ж. Ламарк, И. Лайель, Ч. Дарвин и др.).

Предельные основания идеи развития, проявившейся в разных науках (космоло­гия, геология, биология, человеческая история) в виде эволюционных концепций, бы­ли философски осмыслены в трудах представителей немецкой классической филосо­фии и прежде всего в сочинениях Г. Гегеля. Гегелевская диалектика идеалистична. Диалектику Г. Гегель противопоставил метафизике – методу мышления, который берет вещи как неизменные, неразвивающиеся, не связанные друг с другом, а понятия этих вещей – как рассудочные определения. Под диалектикой Г. Гегель понимает метод познания, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего. В работе «Наука логика» Г. Гегель рассматривает взаимосвязи и переходы понятий друг в друга, которые выражают развитие мирового духа, диалектику абсолютной идеи. По Г. Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, которая в процессе саморазвития стремится к самопознанию. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики.

Критикуя концепцию Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс доказывают, что диалектический метод Г. Гегеля, вступая в противоречие с идеалистической системой его философии, во многом теряет свой революционно-критический дух. Сторонники марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс) стараются преодолеть идеалистическую ограниченность предшествующей диалектики и переосмысливают ее в материалистическом плане, тем самым разрабатывают материалистическую диалектику. Под диалектикой К. Маркс и
Ф. Энгельс понимают действие, направленное на преобразование общества. Развитие, по мнению марксистов, – это виток, повторяющий пройденные уже ступени, но на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие по спирали, а не по прямой, развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное и т. д. Смысл марксисткой диалектики не в том, чтобы объяснить мир, интерпретировать его, а в том, чтобы изменить его, стать теорией изменения, развития и отрицания старого общества и утверждения нового, коммунистического общества. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают развитие как атрибут материи, главным источником развития являются противоречия в материальной сфере жизни общества.

Таким образом, марксистская диалектика утверждается как учение о законах развития действительности, а не только одного лишь мышления.

Следует различать диалектику объективную и субъективную. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном обществе как едином целом. Субъективная диалектика есть само диалектическое мышление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

В современном понимании диалектика – это теория развития; метод познания вещей и явлений (действительности) в их развитии. Как метод диалектика ориентирует человека в его познавательной деятельности, в которой используются диалектические принципы. Как теория, диалектика обосновывает динамическую картину мира, представляя его как прогресс, где все явления находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии. Этот процесс находит отражение в основных принципах диалектики (как учении о развитии) – принципе всеобщей связи и взаимозависимости явлений и в принципе развития.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных