Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Свобода и ответственность




Проблема деятельности человека тесно связана с пониманием свободы. Этому уделялось много внимания в философии. Существуют две крайние точки зрения на свободу: свобода как возможность делать, что хочешь, и свобода как осознанная необходимость. Политическое определение свободы, зафиксированное, в частности, в «Декларации прав человека и гражданина» (1789) — одном из основных документов Великой французской революции, — гласит, что человек вправе делать все, что хочет, за исключением того, что может помешать свободе другого человека.

Свобода это одно из главных условий становления личности, полного использования индивидуальных талантов и способностей человека. Это одна из величайших человеческих ценностей, за которую люди боролись и гибли. Немецкий писатель И. В. Гете писал в «Фаусте»: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!»

Обобщая сказанное, отметим что под свободой понимается возможность поступать так, как хочется при условии, что желание определяется как внутренней, так и внешней, природной и социальной, необходимостью. Понятия свободы и необходимости соотносятся между собой, хотя характер их связи может определяться различно.

Понятие свободы соотносится и с понятием ответственности. Система факторов, являющаяся мотивацией и обусловливающая выбор в зависимости от осознания субъектом меры свободы и меры необходимости, в моральном аспекте принимает форму ответственности, долга.

Если необходимость — это по преимуществу внешнее ограничение, то ответственность, безусловно, внутренняя характеристика. Если ее нет, вступает в дело внешняя необходимость. Как права человека взаимосвязаны с его обязанностями, так и свобода I человека соотносится с его ответственностью. Герой повести 206

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» говорит: «Мы ответственны за тех, кого мы приручили».

Когда говорят об ответственности, то имеют в виду ответственность как перед обществом, так и внутреннюю ответственность человека перед самим собой, перед «проектом» своей жизни, который человек считает нужным реализовать. Перед молодым человеком открывается много путей, и возникает непростая проблема выбора одного варианта из множества альтернатив. Как бы ни был человек подвластен влиянию обстоятельств, друзей, родных, средств массовой информации, в конечном счете он сам определяет свой путь в жизни и несет полную ответственность за свой выбор. И чем больше свобода, которой обладает человек, тем больше его ответственность за тот конкретный выбор, который он делает.

Понимание взаимосвязи свободы и ответственности у современного человека отличается от понимания ее человеком античным. Это отметил французский мыслитель Б.Констан: «Древние (античные) демократии трактуют свободу как не передоверяемое право каждого гражданина на участие в общественных делах. Это право вместе с тем является его обязанностью, ибо уклонение от активного участия в коллективных решениях открывало бы дорогу узурпаторам, склонным все решать за спиной граждан. Поэтому демократия здесь решительно исключает индивидуализм — право укрываться в частной жизни и отгораживаться от общества. Констан замечает, что у современного ему человека буржуазной эпохи возникла смена приоритетов — свобода частной жизни и неучастие поставлено выше обязанностей «демократии участия». Буржуазный индивид не желает быть граждански мобилизованным и жертвовать своим частным временем для производства коллективного социального блага»1. В нашей обыденной жизни это предстает в форме вопросов: Зачем мне это надо? Что мне это даст?

Порой обособленное понимание свободы без ее сочетания с ответственностью подается как либеральная ценность, до понимания которой надо дорасти. «В настоящее время действует мощный проект, связанный с подменой свободы личности (разума) «свободой инстинкта». Массированная пропаганда «учителей раскованности», связанная с культом тела, защитой прав девиантных меньшинств, с легализацией мата, порнографии, наркотиков, неслучайно вписана в либеральный «антитоталитарный» проект»2.

1 Цит. по: ПанаринА. С. Политология. — М.( 2001. — С. 81.

2 Там же. — С. 84.

Однако чем большее место в жизни индивида занимает инстинкт, тем меньше остается времени и места для разумной деятельности. Человек становится игрушкой собственных инстинктов, забывая о своем высоком предназначении Человека Разумного. Нежелание отвечать за последствия своей деятельности, выполнять свой долг перед предыдущими и последующими поколениями иногда облекается в такую модную формулу: «Я никому ничего не должен». Этим человек как бы снимает с себя ответственность за все происходящее, но тем самым и выключает себя из социального целого. В свою очередь, чем больше личность раскрывает свой творческий потенциал, тем вернее ее цель не будет ориентированной на себя, эгоцентричной и тем большее чувство ответственности за мир будет испытывать человек. Здесь мы обнаруживаем связь на глубинном уровне между свободой и ответственностью.

Проблема соотношения свободы и ответственности переплетается с проблемой соотношения прав и обязанностей. В последние годы в нашей стране пользуется популярностью концепция прав человека, созданная в XVIII в. в период борьбы буржуазии с сословными преимуществами феодального дворянства. Американский философ Т. Пейн писал: «Человек вступил в общество не затем, чтобы стать хуже, чем он был до этого, или иметь меньше прав, чем прежде, а затем, чтобы лучше обеспечить эти права. В основе всех его [человека] гражданских прав лежат права естественные. Естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования. Сюда относятся все интеллектуальные права, или права духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других. Гражданские права суть те, что принадлежат человеку как члену общества»1.

Из данных посылок Пейн делает три вывода: 1) гражданские права обмениваются на естественные права; 2) гражданская власть образуется соединением естественных прав, которые личность не в силах претворить в жизнь самостоятельно и которые тем самым бесполезны для нее, но, будучи собраны воедино, становятся полезны всем. Это напоминает строчки Маяковского: «Плохо человеку, когда он один, Плохо одному, один не воин... Но если в партию сгрудились малые...» (по Пейну, в государство); 3) власть, полученную от соединения естественных прав, не могущих быть осуществленными отдельной личностью, нельзя использовать для посягательства на естественные права, сохраняемые личностью.

1 Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М, 1997. — Т. 1. — С. 488.

Однако, справедливо подчеркивая важность прав человека, следует соблюдать чувство меры. О значении меры очень хорошо говорит история с индийским раджой, который захотел получить от волшебной антилопы как можно больше золота, и оно в конце концов засыпало его с головой. Итак, мы должны помнить о мере прав и обязанностей.

Понимание опасности смещения в современной жизни акцента на права в ущерб обязанностям привело к тому, что в начале XXI в. в дополнение ко Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., родилась инициатива проекта Всеобщей Декларации обязанностей человека. С этой инициативой выступил Совет международного сотрудничества, в который входят бывшие президенты и премьер-министры стран пяти континентов. Почетный председатель Совета бывший канцлер ФРГ Г.Шмидт, объясняя необходимость данного документа, отметил, что «без осознания своей ответственности каждым человеком свобода может выродиться в господство сильных и облеченных властью... мы слышим... обоснованный и заслуживающий серьезного к себе отношения упрек в том, что эта концепция недооценивает или вовсе не признает необходимости положительных нравственных качеств человека, его обязанностей и ответственности по отношению к семье, общине, обществу или государству».

У чувства ответственности, как и свободы, так же есть своя мера. Иногда человек «беспричинно ощущает свою вину и ответственность за слишком большое количество дел, испытывает тревогу за многие, не имеющие к нему отношения ситуации»1. Мера — это философская категория и определить ее помогает образование и культура в целом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что изучает этика?

2. В чем отличие киников от киренаиков?

3. В чем секрет известности Диогена Синопского?

4. Что такое этика в понимании Аристотеля?

5. Какие добродетели выделял Аристотель?

6. Каково соотношение в античной философии между знанием, удовольствием и добродетелью?

' Теории личности в западно-европейской и американской психологии ра, 1996. —С. 426.

— Сама-

7. Какие этические проблемы возникают в связи с развитием современных технологий?

8. Как соотносятся понятия необходимости и ответственности?

9. Как соотносятся понятия свободы и ответственности? 10. Как соотносятся права и ответственность человека?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология кинизма / под ред. А. А. Тахо-Тоди. — М, 1984.

Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М, 1996. — Т. 1.

Аристотель. Большая этика; Этика Никомахова // Этика. — М., 2012.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М., 1975. — Т. 1.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.г 2011.

МаслоуА. На подступах к психологии бытия. — Киев, 2003.

Панарин А. С. Политология. — М, 2001.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1992.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии / сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 1996.

Гл а в a 16




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных