Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






VlIl. Условия реализации программы

ТИПОВАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ

В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

ПО ПРОФЕССИИ «ВАХТЕННЫЙ МАТРОС»

I. Общие положения

1. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии «Вахтенный матрос» (далее — программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»1, приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»2 (далее — приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. No 62). Правилом II/4 Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты3 (далее — Конвенция ПДНВ), и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональный уровень лиц рядового состава морских судов.

2. Целью программы является подготовка вахтенных матросов морских судов в соответствии с международными требованиями.

3. Программа содержит общепрофессиональный цикл, профессиональные модули, производственную (профессиональную практику), вариативную часть и тренажерную подготовку.

4. Содержание вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах объема часов, предусмотренного учебным планом настоящей программы.

5. Тренажерная подготовка осуществляется на тренажерах, соответствующих требованиям Раздела А-1/12 Конвенции ПДНВ.

6. Слушателями программы могут быть лица:

- имеющие среднее общее образование и выше;

- достигшие 18-летнего возраста;

- годные по состоянию здоровья, на основании медицинского заключения, для работы на морских судах в качестве вахтенного матроса.

7. Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный матрос.

8. В результате изучения программы слушатель должен знать:

- нормативные правовые документы по организации службы на судне;

- организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного матроса при движении

- судна, на стоянке, во время выполнения грузовых операций, посадки и высадки людей;

- правила приема, несения и сдачи вахты, информацию, требуемую для несения вахты;

- устройство морского судна (основные части судового набора, способы соединения между собой деталей судового корпуса, конструкцию отдельных перекрытий и узлов, настила дна, наружной обшивки, горловин, водонепроницаемых дверей, надстроек и рубок; конструкцию и назначение судовых систем и устройств, расположение и назначение судовых помещений; термины и определения, употребляемые на судне);

- главные размерения судна, водоизмещение, грузоподъемность, грузовместимость, дедвейт, мореходные качества судна, назначение грузовой марки;

- расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб, мерительных труб грузовых помещений;

- различные виды маркировки, используемые на судне;

- определения рангоута и такелажа судна, виды материалов и предметов такелажного снаряжения;

- организацию ухода за корпусом и помещениями судна;

- технику эксплуатации судовых устройств и уход за ними;

- основные виды красок, грунтовок, лаков растворителей и особенности применения их на судне;

- виды грузовых и швартовных устройств судна и правипа их эксплуатации;

- правила пожарной безопасности, производственной санитарии и гигиены труда на судне;

- расположение мест хранения аварийно-спасательных средств и средств пожаротушения, условия включения противопожарных, водоотливных систем, правила постановки аварийного пластыря, цементного ящика, приемы тушения пожаров;

- приемы оказания первой помощи, индивидуальные приемы выживания, а также вопросы, касающиеся опасности для здоровья и личной безопасности;

- основы судовой электротехники, связанные с применением электрической энергии в судовых механизмах и устройствах;

- основы судовождения; назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования, а также мореходных инструментов, морских карт, пособий для плавания и плавучих предостерегающих знаков; сущность и значение для мореплавания гидрометеорологических факторов (ветров, циклонов, ураганов, туманов, волнений, морских течений, приливов и льдов;

- основные сведения из навигации, лоции, а также сведения о приборах и инструментах, используемых для судовождения;

- маркировки лотлиня и смычек якорного каната; вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения, сигналы о движении морских судов на рейдах и в гаванях, в акваториях портов и на подходах к ним — для судов смешанного (река-море) и внутреннего плавания; штормовые сигналы;

- основные огни и знаки для судов, предписанные Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновений судов в море4 (далее — МППСС-72);

- особенности управления при плавании в шторм, в районах со стесненными условиями (в том числе в акваториях портов и на подходах к ним, на мелководье и каналах);

- основные команды, относящиеся к управлению рулем, на английском языке;

- огни и знаки судов, звуковые и световые сигналы судов и сигналы бедствия в соответствии с МППСС-72, доклады при обнаружении;

- расположение мест включения: якорных огней, палубного освещения, сигналов тревоги и судовых гудков;

- расположение бросательных концов, швартовных вьюшек, буксирных и запасных канатов, кранцев, матов и предметов для приборки;

- назначение маневров судна, необходимых при якорных операциях и швартовке в различных условиях, при морской буксировке, снятии судна с мели; правила выполнения маневра судна и шлюпки по тревоге «Человек за бортом» и сигнализацию, применяемую по тревоге «Человек за бортом»;

- пиротехнические сигналы бедствия; сигналы, применяемые на спутниковых аварийный радиобуях и транспондерах, используемых при поиске и спасении людей; основы погрузочно-разгрузочных работ в портах;

- меры предосторожности, принимаемые для предотвращения загрязнения окружающей среды;

- способы поддержания бдительности в области охраны и транспортной безопасности.

- В результате изучения программы слушатель должен уметь:

- нести ходовые и стояночные вахты в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

- выполнять малярные, такелажные, плотнические и другие судовые работы;

- выполнять швартовные операции (пользоваться бросательным концом, крепить швартовы на судне и на берегу за кнехты, пушки, рымы и огоны, пользоваться цепным и растительным стопорами при переносе швартовов с барабана швартовного механизма на кнехты,завозить швартовы на берег с помощью шлюпки);

- управлять палубными устройствами;

- обеспечивать подготовку трюмов и грузовых устройств к погрузочно-разгрузочным операциям, выполнять крепление грузов;

- определять осадку судна по маркировке на штевнях, замерять уровень воды в льялах и танках (цистернах), замерять уровень груза и пользоваться клинкетами на нефтеналивных судах;

- принимать воду с берега;

- замерять глубину ручным лотом;

- действовать при проведении различных видов тревог, в аварийных и чрезвычайных ситуациях;

- применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

- использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

- спускать и поднимать шлюпки и управлять спасательными шлюпками на веслах, с мотором и под парусами;

- использовать аптечку первой помощи;

- вести визуальное и слуховое наблюдение, осуществлять связь в соответствии с международным сводом сигналов (далее — МСС);

- набирать по заданному сочетанию флаги МСС, использовать средства соответствующей внутренней связи и аварийно-предупредительной сигнализации, а также пиротехнические средства;

- подавать сигналы бедствия различными средствами.

9. Объем программы составляет 908 академических часов.

10. Лицам, успешно прошедшим Итоговую аттестацию выдается документ о прохождении обучения по программе.

II. Учебный план

п/п Наименование цикла/модуля/дисциплины/ раздела Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия
  Введение - -
I. Общепрофессиональный цикл -
1. Основы производственной деятельности на морских судах - Экзамен
2. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда Зачет
3. Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности Зачет
4. Теория и устройство судна Зачет
5. Основы судовождения Экзамен
6. Основы электротехники и электрооборудования судов - Зачет
           
II. Профессиональные модули -
1. Выполнение судовых работ Экзамен
2. Обеспечение безопасности плавания Зачет
III. Производственная (профессиональная) практика - -
           
IV. Вариативная часть - - -
           
V. Тренажерная подготовка - -
  Начальная подготовка по безопасности (Правило V1/1 Конвенции ПДНВ) - -
  Подготовка по охране (для лиц. не имеющих назначенных обязанностей по охране) - -
           
  Консультации - -
  Квалификационный экзамен - -  
           
  ИТОГО (включая вариативную часть и квалификационный экзамен) -

 

 

III. Учебно-тематический план обще профессионального цикла

п/п Наименование дисциплины/раздела Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия
1. Основы производственной деятельности на морских судах - Экзамен
1.1. Основные понятия на морском транспорте - -
1.2. Основы трудового законодательства. Требования национальных руководящих документов и международных конвенций, предъявляемых к экипажам и членам экипажа, несущим ходовые и стояночные вахты -  
1.3. Организация службы на морских судах - -
           
2. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда Зачет
2.1. Производственный травматизм - -
2.2. Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды - -
2.3. Охрана труда и техника безопасности на морских судах - -
2.4. Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота - -
2.5. Противопожарная безопасность на судах и объектах на морском транспорте - -
2.6. Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве  
           
3. Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности Зачет
3.1. Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности -  
3.2. Программное обеспечение информационных технологий -  
3.3. Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте  
3.4. Программное сопровождение профессиональной деятельности  
3.5 Основы информационной и компьютерной безопасности  
           
4. Теория и устройство судна Зачет
4.1. Основы теории судна -
4.2. Классификация судов, их эксплуатационные и мореходные и качества -
4.3. Общее устройство судов -
4.4. Системы набора корпуса судна -
4.5. Грузовая марка и надводный борт -
4.6. Судовые устройства -
4.7. Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение -  
4.8. Судовые системы - -
           
5. Основы судовождения Экзамен
5.1. Форма и размеры Земли. Географические координаты - -
5.2. Единицы длины и скорости, принятые в судовождении - -
5.3. Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней - -
5.4. Системы деления горизонта - -
5.5. Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги -
5.6. Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод  
5.7. Технические средства судовождения - -
5.8. Основы лоции. Навигационные опасности. Береговые и плавучие средства навигационного оборудования -  
5.9. Гидрометеорология. Гидрометеорологические приборы и инструменты -
           
6. Основы электротехники и электрооборудования судов - Зачет
6.1. Судовые электрические машины переменного и постоянного тока - -
6.2. Судовые электрические и электроэнер- гети ческие установки - -
  Итого -

 

IV. Содержание дисциплин и разделов общепрофессионального цикла

12. В ходе изучения дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» слушателей знакомят с основными понятиями, применяемыми на морском транспорте. нормативными правовыми актами, регулирующими несение ходовых и стояночных вахт, устройством судна, основами судовождения, основным положениями в области плавания по морским путям, а также основными нормами трудового законодательства и организацией вахтенной службы на морских судах.

Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» включает в себя следующие разделы:

а) «Основные понятия на морском транспорте». В данном разделе слушателей знакомят с ролью морского транспорта в экономике страны, современными направлениями развития морского транспорта и объектов транспортной инфраструктуры, современными (инновационными) технологиями (е-Навигация) для обеспечения безопасности на морском транспорте;

б) «Основы трудового законодательства. Требования национальных руководящих документов и международных конвенций, предъявляемых к экипажам и членам экипажа, несущим ходовые и стояночные вахты». В данном разделе слушателей знакомят с понятиями трудового права, трудового договора и порядком его заключения, основаниями его прекращения; вопросами, касающимися оплаты труда. Также в разделе дается понятие дисциплинарной ответственности работника, требования трудовой дисциплины к каждому члену судового экипажа, виды и способы защиты гражданских прав и раскрывается процедура разрешения споров в судебном порядке;

в) «Организация службы на морских судах». В данном разделе слушателей знакомят с положениями законодательства Российской Федерации, регламентирующего несение службы на судах морского флота, а также ролью международных нормативных актов в организации службы рядового состава на морских судах.

Итоговой формой контроля является экзамен.

13. В ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» слушателей знакомят с основными положениями законодательства в области охраны труда, направленными на улучшение трудовых условий плавсостава и способами устранения причин производственного травматизма на морских судах.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда» включает в себя следующие разделы:

а) «Производственный травматизм». В данном разделе слушателей знакомят с терминами и определениями в области охраны труда, организацией работы по охране труда на судах и предприятиях морского транспорта. В ходе изучения раздела дается характеристика органов контроля за охраной труда на судах и базах технического обслуживания флота; изучаются виды ответственности за нарушения норм и правил охраны труда. Также дается классификация и причины производственного травматизма, проводится разбор характерных случаев на флоте;

б) «Опасные и вредные производственные факторы. Микроклимат судовой среды». В данном разделе слушателей знакомят с физическими, химическими и биологическими факторами трудового процесса, основными средствами индивидуальной и коллективной защиты, способами профилактики профессиональных заболеваний;

в) «Охрана труда и техника безопасности». В данном разделе слушателей знакомят с видами и средствами индивидуальной защиты, техникой безопасности на судах; раскрывается понятие вредных производственных факторов; изучаются правила обеспечения безопасности при палубных работах, в том числе на специализированных судах. Изучается подготовка к работе в шторм, во льдах, в открытом море при перегрузочных операциях;

г) «Электробезопасность на судах и базах технического флота». В данном разделе слушателей знакомят с понятием электробезопасности на судах, воздействием электрического тока на организм человека, основными причинами электротравматизма, мерами и средствами защиты от поражения электрическим током.

В разделе приводится классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током, изучаются требования к персоналу, обслуживающему электроустановки, дается характеристика групп по электробезопасности персонала, обслуживающего электроустановки. Также в разделе изучаются меры безопасности при работе с ручным электроинструментом, с переносными электрическими светильниками, техника безопасности при ремонте и обслуживании электрооборудования на судах;

д) «Противопожарная безопасность на судах и объектах морского транспорта». В данном разделе слушателей знакомят с организацией пожарной охраны в Российской Федерации и на морском транспорте, факторами пожара, причинами пожаров на морских судах. Также в разделе изучаются средства и системы тушения пожаров, классификация материалов и веществ по пожарной опасности, организация борьбы с пожаром на судах;

е) «Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве». В данном разделе изучается анатомия человека и функции организма, содержимое аптечки первой медицинской помощи на судне; способы оказания доврачебной помощи при ранениях, несчастных случаях, поражении электрическим током, утоплениях, ожогах, обморожениях; дается классификация ожогов. Также слушателей обучают технике проведения сердечно-легочной реанимации, непрямого массажа сердца; изучаются виды кровотечений, доврачебная помощь при венозном и артериальном кровотечении, носовых кровотечениях; открытых и закрытых ранениях; способы оказания доврачебной помощи при пищевых отравлениях, отравлениях химическими веществами, продуктами горения.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по сердечно-легочной реанимации; наложению повязок при ранениях; остановке кровотечения.

Итоговой формой контроля является зачет.

14. В ходе изучения дисциплины ««Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» слушателей знакомят с возможностями применения компьютерной техники и программного обеспечения в производственном процессе, применительно к морскому транспорту.

Дисциплина ««Компьютерное сопровождение профессиональной деятельности» включает в себя следующие разделы:

а) «Информационные системы и применение компьютерной техники в профессиональной деятельности». В данном разделе изучается классификация информационных систем по назначению, по структуре аппаратных средств, по режиму работы, по характеру взаимодействия с пользователем; элементарные операции информационного процесса, характеристики качества, принимаемые во внимание при анализе качества информационных систем, классификация персональных компьютеров:

б) «Программное обеспечение информационных технологий». В данном разделе изучается понятие программного обеспечения, его состав; назначение, типы и виды операционных систем; сервисное программное обеспечение; программы технического обслуживания; инструментальное программное обеспечение; понятие назначение прикладного программного обеспечения, его состав; пакеты прикладных программ (общего назначения, методо-ориентированные, проблемно-ориентированные, для глобальных сетей, администрирования вычислительного процесса);

в) «Системы связи и дистанционной передачи информации на водном транспорте». В данном разделе изучаются принципы работы локальных сетей, принципы организации работы в домене: сетевые папки и принтеры; интернет (структура, основные возможности, браузеры), поиск и сохранение информации, создание и обмен электронными сообщениями. Также в разделе изучается история развития сотовой связи, принципы функционирования и стандарты сотовой связи, технологии, предоставляемые операторами сотовой связи и производителями оборудования; тенденции развития и применения сотовой связи морском транспорте.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по поиску информации в сети интернет, сохранение информации; обмен электронными сообщениями посредством электронной почты;

г) «Программное сопровождение профессиональной деятельности». В данном разделе изучаются основные программные продукты, формирование запросов и поиск необходимой информации в справочно-правовых системах; назначение и состав системы мониторинга и охраны мобильных и стационарных объектов, классификация и назначение тренажерных систем и комплексов, современное тренажерное оборудование, его применение для подготовки членов экипажей судов; пакет прикладных программ офисного назначения, работа с текстовой и табличной информацией; основы работы с компьютерной графикой.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по поиску правовой информации в справочно-правовых системах;

д) «Основы информационной и компьютерной безопасности». В данном разделе изучаются понятия информационной безопасности и защиты информации; компьютерные вирусы, цикл функционирования вирусов, классификация вирусов.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по установке пароля на заставку, на документ; созданию аварийного загрузочного диска; установке и настройка антивирусной программы.

Итоговой формой контроля является зачет.

15. В ходе изучения дисциплины «Теория и устройство судна» слушателей знакомят с основными видами конструкции судов и их оборудованием.

Дисциплина «Теория и устройство судна» включает в себя следующие разделы:

а) «Основы теории судна». В данном разделе изучаются силы, действующие на плавающее судно; закон плавучести; силы веса и силы поддержания на спокойной воде и на волнении; закон Архимеда; центр величины, центр тяжести; условия равновесия судна; объемное и весовое водоизмещение; основные понятия об остойчивости судна; непотопляемость как качество судна: водонепроницаемые переборки и их роль в обеспечении непотопляемости судов; запас плавучести и надводный борт, их роль в обеспечении непотопляемости; качка, ее виды и элементы; успокоители качки (скуловые кили, бортовые рули, успокоительные цистерны); термины и определения, употребляемые на судне;

б) «Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества». В данном разделе изучается классификация судов по назначению, району плавания, материалу корпуса. способу движения, способу поддержания на воде, типу главного двигателя, типу двигателей. по архитектурно-конструктивному типу и количеству гребных валов. Основные мореходные и эксплуатационные качества судов;

в) ««Общее устройство судов». В данном разделе изучается общее устройство и формы обводов корпуса судна; устройство внутренних помещений и надстроек судна; расположение и оборудование пассажирских помещений; главные размерения корпуса судна; теоретический чертеж судна и его назначении; соотношение главных размерений в обеспечении мореходных и эксплуатационных качеств судна; коэффициенты полноты, их величины для различных судов;

г) «Системы набора корпуса судна». В данном разделе изучается понятие общей и местной прочности корпуса судна; системы набора корпуса, их применение, преимущества и недостатки; элементы конструкции продольного и поперечного набора; особенности набора оконечностей корпуса судна, машинного отделения; наружная обшивка и палубный настил, их отличительные пояса, расположение и назначение; назначение и конструкция водонепроницаемых дверей;

д) «Грузовая марка и надводный борт». В данном разделе изучается понятие грузовой марки и марки углублений, минимального надводного борта;

е) «Судовые устройства». В данном разделе изучаются рулевые, якорные, швартовые, буксирные, шлюпочные, грузовые устройства. Особенности грузовых устройств судов ро-ро и лихтеровозов;

ж) «Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение». В данном разделе изучаются классификация и разновидности спасательных средств, нормы снабжения судов спасательными средствами, новшества мирового флота по спасательным устройствам, разновидности и назначение аварийно-спасательного и противопожарного имущества, конструктивная противопожарная защита судов, виды перекрытий, нормы аварийного снабжения и снабжения сигнальными средствами, их размещение и хранение на судне;

з) «Судовые системы». В данном разделе слушателей знакомят с назначением, общей характеристикой и классификацией судовых систем; изучаются специальные системы танкеров, системы контроля и пожарной сигнализации. Стационарные системы пожаротушения.

Итоговой формой контроля является зачет.

16. В ходе изучения дисциплины «Основы судовождения» слушателей знакомят с задачами науки судовождения в современных условиях возрастающей интенсификации судоходства.

Дисциплина «Основы судовождения» включает в себя следующие разделы:

а) «Форма и размеры Земли. Географические координаты». В данном разделе изучаются задачи и сущность науки судовождения, понятие о геоиде, земном эллипсоиде и земном шаре; полюса, меридианы, экватор, параллели; снятие приближенных координат с географической карты и глобуса; нахождение точки на карте и глобусе по приближенным координатам; понятие о морской навигационной карте; задачи, решаемые на морских навигационных картах;

б) «Единицы длины и скорости, принятые в судовождении». В данном разделе изучаются единицы измерения — морская миля, кабельтов; единица скорости — узел; единицы измерения глубины моря и высоты предметов — метры, футы, морские сажени, размерность единиц, таблицы соотношения между единицами;

в) «Дальность видимого горизонта и дальность видимости предметов и огней». В данном разделе изучается понятие о видимом горизонте наблюдателя в море и дальности видимого горизонта; дальность видимости предметов и огней и ее зависимость от метеорологических условий;

г) «Системы деления горизонта». В данном разделе изучается румбовая, четвертная и круговая системы, их применение, переход от одной системы к другой;

д) «Понятие о магнитном поле Земли. Магнитные курсы и пеленги». В данном разделе изучается магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитный меридиан, магнитное склонение; обозначение магнитного склонения на морских навигационных картах, изменение магнитного склонения, приведение склонения к году плавания; магнитные аномалии и бури; магнитные курсы и пеленги, зависимость между магнитными и истинными направлениями.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по приведению магнитного склонения к году плавания;

е) «Девиация магнитного компаса. Компасные курсы и пеленги, исправление и перевод». В данном разделе изучается понятие о магнетизме судового железа; магнитное поле судна, компасный меридиан, девиация магнитного компаса, понятие об уничтожении девиации; определение остаточной девиации, таблицы девиации, компасные курсы и пеленги; зависимость между компасными и магнитными направлениями, курсовые углы на предметы и их применение: необходимость перехода от истинных направлений к компасным, и от компасных к истинным; зависимость между истинным и компасным направлениями; общая поправка магнитного компаса; порядок перехода от компасных направлений к истинным (исправление) и от истинных направлений к компасным (перевод).

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по определению поправки магнитного компаса, перевода компасных направлений к истинным направлениям и от истинных направпений к компасным;

ж) «Технические средства судовождения». В данном разделе изучаются системы кур- соуказания и ориентации, назначение магнитных компасов, устройство 127-мм магнитного компаса; устройство магнитного компаса с оптической передачей показаний «КМО-Т», гирокомпас, его назначение, основные узлы, принцип работы, преимущества и недостатки гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом; авторулевой, назначение и принцип работы, перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно; назначение лагов, общие данные и принцип действия; определение скорости пройденного судном расстояния с помощью лага (снятие отсчетов); назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиния. меры безопасности при работе с ручным лотом, измерение глубины ручным лотом, уход за лотом; эхолот (назначение, принцип действия, снятие отсчетов);

з) «Основы лоции. Навигационные опасности. Береговые и плавучие средства навигационного оборудования». В данном разделе изучается терминология прибрежных районов плавания и навигационных опасностей; постоянные и временные навигационные опасности. условные обозначения навигационных опасностей на морской карте; световые маяки, огни, знаки, радиомаяки, аэромаяки, радиопеленгаторные и радиолокационные станции, акустические средства туманной сигнализации; их назначение и принцип действия; плавучие маяки, буи. баканы, вехи, их назначение и принцип действия: системы ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками в водах Российской Федерации; международная система плавучих средств навигационного ограждения; руководства и пособия для плавания; лоции; огни и знаки, радиотехнические средства навигационного оборудования, извещения мореплавателям;

и) «Гидрометеорология Гидрометеорологические приборы и инструменты» изучаются основы навигационной гидрометеорологии; шкала Боффорта.

В ходе изучения раздела проводится практическое занятие по определению направления и силы истинного ветра.

Итоговой формой контроля является экзамен.

17. В ходе изучения дисциплины «Основы электротехники и электрооборудования судов» слушателей знакомят с основами электротехники и электрооборудованием судовых механизмов и систем.

Дисциплина «Основы электротехники и электрооборудования судов» включает в себя следующие разделы:

а) «Судовые электрические машины переменного и постоянного тока». В данном разделе изучаются судовые электрические машины переменного и постоянного тока, Электрическая аппаратура управления и защиты;

б) «Судовые электрические и электроэнергетические установки» в данном разделе изучаются судовые электрические и электроэнергетические установки, дизель и турбогенераторы, главный распределительный щит, системы управления; палубные электрофи- цированные механизмы (электроприводы брашпиля и шпиля, электроприводы грузовых механизмов); электропривод рулевой машины, рулевой указатель, электробезопасность при эксплуатации электрооборудования судов;

Итоговой формой контроля является экзамен.


 

V. Учебно-тематический план профессиональных модулей

п/л Наименование модуля/раздела/темы Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практические занятия
1. Выполнение судовых работ (профессиональный модуль) Экзамен
1.1. Морская практика -
1.1.1. Рангоут и такелаж морского судна - -
1.1.2. Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации - -
1.1.3. Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) -
1.1.4. Рулевые устройства: команды на руль на английском языке и их выполнение -
1.1.5. Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях - -
1.1.6. Плавание судна во льдах - -
1.1.7. Снятие судна с мели - -
1.1.8. Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие - -
           
1.2. Организация судовых работ -
1.2.1. Судовые работы - -
1.2.2. Малярные работы - -
1.2.3. Такелажные работы -
1.2.4. Требования правил безопасности при выполнении судовых работ - -
1.2.5. Подготовка к плаванию в осенне-зимний период - -
           
1.3. Работа с судовыми устройствами   -
1.3.1. Якорное устройство   -
1.3.2. Швартовое устройство - -
1.3.3. Буксирное устройство - -
1.3.4. Шлюпочное устройство - -
           
1.4. Погрузочно-разгрузочные работы - -
1.4.1. Основные понятия о грузах - -
1.4.2. Грузовые устройство и принцип действия - -
1.4.3. Основные понятия о грузовых операциях - -
           
2. Обеспечение безопасности плавания (профессиональный модуль) Зачет
2.1. Борьба за живучесть судна -
2.1.1. Организация борьбы за живучесть судна, экипажа и судовой техники -
2.1.2. Борьба экипажа за непотопляемость судна -
2.1.3. Борьба экипажа с пожарами на судах -
2.1.4. Способы личного выживания -
           
2.2. Безопасность судоходства и охрана окружающей среды - -
2.2.1. Правовые основы безопасности судоходства. понятие охраны судна и транспортной безопасности - -
2.2.2. Государственный надзор и государственный портовый контроль в области морского транспорта, его функции - -
2.2.3. Охрана окружающей среды - -
  ИТОГО -
           

 

 

VI. Содержание профессиональных модулей

18. Целью изучения профессионального модуля «Выполнение судовых работ» является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению судовых и погрузочно-разгрузочных работ, испопьзованию судовых устройств и инструмента, а также средств связи (радиосвязи, звуковых и зрительных, огней судов в соответствии с международными правилами предупреждения столкновений судов в море. Изучение теоретического материала необходимо тесно увязывать с правилами безопасности проведения конкретного вида работ.

Профессионапьный модуль «Выполнение судовых работ» включает в себя изучение следующих тем:

а) «Рангоут и такелаж морского судна» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучаются общие сведения о рангоуте; рангоут судна с механическим двигателем; мачты, плумачты, стеньги, реи. гафели, стрелы, флагштоки; назначение и терминология основных частей рангоута; типы судовых мачт, их расположение и крепление; понятие такелажа; основные снасти стоячего такелажа (ванты, штаги, контрштаги, штаг-карнак. их назначение и расположение на судне); основные снасти бегучего такелажа (фалы, топенанты, оттяжки, грузовые шкентеля, их назначение; уход за рангоутом и такелажем);

б) «Судовые средства радиосвязи, световая и флажная сигнализации» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучается классификация и состав судового радиооборудования. радиотелефонных станций, средств внутрисудовой трансляции; правила пользования средствами связи на судне; особенности применения радиосвязи для передачи сигналов бедствия, срочности и безопасности; зрительными средствами связи (светосигнальные средства, флаги MCC, сигнальные фигуры, пиротехнические средства сигнализации. их хранение и использование на судне); звуковые средства связи. Также в теме раскрывается понятие, способы и виды сигнализации в портах, правила несения визуальной сигнально-наблюдательной вахты, особенности ведения наблюдения по секторам, форма докладов о результатах наблюдений.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отрабатыванию навыков по передаче сигналов бедствия;

в) «Международные правила предупреждения столкновений судов в море» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучаются краткая история, общие положения, значения терминов, употребляемых в МППСС-72; огни и знаки, огни судна с механическим двигателем на ходу; огни и знаки судов, занятых буксировкой и толканием; огни и знаки парусных судов и судов на веслах; огни и знаки судов (рыболовных, лишенных возможности управляться, ограниченных в возможности маневрировать, занятых устранением минной опасности, лоцманских, стесненных своей осадкой и занятых дноуглубительными работами); огни и знаки судов, стоящих на якоре и сидящих на мели. Также изучаются звуковые и световые сигналы судов, находящихся на виду друг у друга и при ограниченной видимости, сигналы бедствия.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по опознаванию огней и знаков различных судов;

г) «Рулевые устройства, команды на руль на английском языке и их выполнение» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучаются использование судового рулевого устройства и уход за ним; правила эксплуатации рулевого устройства; схемы перехода на ручное управление рулем; команды на руль и их исполнение, в том числе на английском языке.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке выполнения команды на руль, в том числе на английском языке;

д) «Особые случаи морской практики. Плавание судна в штормовых условиях» (раздел «Мооская поактика»). В данной теме изучаются особенности плавания судна в штоомовых

условиях; влияние штормовых условий на судно; подготовка судна к плаванию в штормовых условиях; мероприятия по обеспечению живучести судна; особенности работы экипажа во время шторма; строгое соблюдение правил техники безопасности и хорошей морской практики;

е) «Плавание судна во льдах» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучаются особенности плавания судна во льдах; подготовка судна к плаванию во льдах; плавание судна во льдах самостоятельно и под проводкой ледокола; возможные повреждения при плавании судна во льдах; обледенение судов и меры борьбы с ним;

ж) «Снятие судна с мели» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучается техника снятия судна с мели, в том числе своими средствами и с помощью других судов; завозка якорей для снятия судна с мели;

з) «Оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие» (раздел «Морская практика»). В данной теме изучаются способы оказания помощи судам, терпящим бедствие; попожения международных нормативных правовых актов, касающиеся помощи судам, терпящим бедствие; линеметательные устройства; процедура снятия людей с гибнущего судна и пересадка их на спасательное судно в море или высадка их на берег; спутниковые системы, используемые при поиске и спасании;

и) «Судовые работы» (раздел «Организация судовых работ»). В данной теме изучаются правила ухода за корпусом, надстройками, рубками, судовыми и грузовыми помещениями. палубами, цистернами и танками; судовые уборки; мойка наружных палуб, уборка палуб и судовых помещений; уход за рангоутом и такелажем, крепления предметов и материалов в помещениях судна, уборка помещений, уход за резиной, расхаживание и смазка резьб; уборка и дезинфекция кладовых грязного белья; правила хранения горючих материалов в фонарных, малярных кладовых; техника замеров воды в танках; проведение плотницких работы;

й) «Малярные работы» (раздел «Организация судовых работ»). В данной теме изучается назначение малярных работ, наименование и характеристики лакокрасочных материалы; шпаклевка, приготовление и использование; палубные мастики, антикоррозийные грунты; двухкомпонентные краски и грунты; приготовление красок, составление колеров, хранение красок на судне; применяемые инструменты для подготовки поверхности к окраске: кирки, скребки, проволочные щетки, цикли, шпатели, пневматические молотки, пневматические и электрические щетки, пневматические и электрические шарошки; инструменты для окрасочных работ: кисти и распыпители; их виды, подготовка к работе и уход за ними. Также в теме изучается процедура осмотра корпуса судна, выявление повреждений; подготовка к окраске металлических поверхностей (удаление ржавчины, масляных и жировых пятен, плохо держащихся слоев старой краски; зачистка и грунтовка поверхности под покраску; требования по подготовке к покраске деревянных поверхностей, просушка, покрытие олифой, шпаклевка, шлифовка, грунтовка); технология проведения окрасочных работ, температурные параметры при окраске, последовательность нанесения краски на окрашиваемые поверхности, порядок растушевки; применение беседок для окраски, особенности использования окрасочных инструментов при окраске с беседки; правила безопасности при производстве малярных работ;

к) «Такелажные работы» (раздел «Организация судовых работ»). В данной теме изучаются назначение предметов такелажа; инструмент для такелажных работ (драек. свайки, секач, мушкель, лопатка, тиски, такелажные ножи) и материалы; общие сведения о тросах; синтетические, стальные тросы, такелажные цепи их основные характеристики, правила использования, уход и обращения с ними, допустимый износ; дельные вещи (назначение, виды, устройство, уход за ними, допустимый износ); основные характеристики, особенности и конструкция металлических, растительных и синтетических тросов: приём на судно тросов и уход за ними; сравнительная прочность тросов; разрывная и рабочая крепость растительных, синтетических и стальных тросов; определение крепости тросов по приближенным формулам; подбор тросов в зависимости от предполагаемой нагрузки и назначения; применение такелажных цепей; техника изготовпение из растительных тросов судового снаряжения: такелажные работы с тросами (сращивание, клетневание, сплеснева- ние, наложение марок и бензелей, изготовление огонов и заделка коушей; плетение матов, кранцев и легостей; применение и вязание узлов, прямой, рифовый, простой штык, штык со шлагом, выбленочный, беседочный, двойной беседочный, шкотовый, брамшкото- вый. сваечный и удавка); плетение матов и оплетка кранцев; правила безопасности при производстве такелажных работ.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по проведению такелажных работ с тросами; наложению марок и бензелей; вязанию узлов и их применению; сращиванию тросов, заделке коушей и изготовлению огонов;

л) «Требования правил безопасности при выполнении судовых работ» (раздел «Организация судовых работ»). В данной теме изучаются правила допуска к судовым работам, инструктаж; работы на верхней палубе в штормовых условиях; забортные работы, спуск человека за борт; требования к ограждению проемов, проходов, вырезов в палубах, переходных мостиков; использование гаков, скоб, вертлюгов, блоков, тросов при выполнении работ на верхней палубе. Также изучаются взрывобезопасные фонари и их применение; работа в беседке, страховочный конец, требования к его креплению и длине;

м) «Подготовка к зимнему отстою и зимний отстой судов» (раздел «Организация судовых работ»). В данной теме изучается приведение судна в зимовочное состояние: зачистка корпуса, уборка инвентаря и имущества, консервация приборов, мероприятия по обеспечению безопасного отстоя судов в зимний период;

н) «Якорное устройство» (раздел «Работа с судовыми устройствами»»). В данной теме изучается работа с якорным устройством; управление шпилями и брашпилями; порядок подготовки якорного устройства к постановке судна на один и два якоря, на кормовой якорь, отдача якорей; работы по съемке судна с якоря, подъем якорей: команды, подаваемые при отдаче и поднятии якорей; организация наблюдения при стоянке судна на якоре; маркировка якорной цепи; уход за якорным устройством; техническая эксплуатация якорного устройства и уход за ним; требования правил безопасности при работе с якорным устройством;

о) «Швартовое устройство» (раздел «Работа с судовыми устройствами»). В данной теме изучается работа со швартовыми устройствами, подача и крепление швартовых тросов, установка кранцевой защиты судна, отдача швартовых концов, подача трапов и их крепление, техническая эксплуатация швартового устройства и уход за ним, требования правил безопасности при швартовых операциях;

п) «Буксирное устройство»» (раздел «Работа с судовыми устройствами»»). В данной теме изучается работа с буксирными устройствами; крепление буксирного троса на гаке и его отдача; крепление вожжевых и их уборка; порядок укорачивания или вытравливания буксирного троса, вожжевых; сцепные устройства; техническая эксплуатация буксирного и сцепного устройства и уход за ними; требования правил безопасности при работе с буксирным устройством;

р) «Шлюпочное устройство» (раздел «Работа с судовыми устройствами») изучаются работы со шлюпочными устройствами; работы по спуску и подъему шлюпок; спуск шлюпок на воду; порядок посадки (высадки) людей в шлюпку (из шлюпки); подъем шлюпки и ее крепление на кильблоках; техника безопасности при работе со шлюпочными устройствами;

с) «Основные понятия о грузах» (раздеп «Погрузочно-разгрузочные работы»). В данной теме изучаются краткие сведения о физико-химических свойствах грузов; понятие о транспортной характеристике грузов; массовые грузы, навалочные и наливные грузы; генеральные грузы, пакетированные грузы: тяжеловесные и длинномерные грузы; опасные грузы; понятие совместимости грузов; виды тары и упаковки; маркировка грузов; понятие сохранности грузов: правила хранения грузов;

т) «Устройство и принцип действия судовых грузовых устройств» (раздела «Погрузочно-разгрузочные работы»). В данной теме изучается состав и конструкция грузовых устройств судов различных типов (грузовые стрелы, краны, аппарели паромов, насосы и трубопроводы наливных судов); грузоподъемность грузовых стрел; устройство грузовой стрелы, подъем и опускание с ее помощью груза из грузового трюма; электрические и электрогидравлические грузовые краны: их грузоподъемность; люковые закрытия грузовых трюмов (тип, принцип действия и уход за ними; маркировка грузовых устройств);

у) «Основные понятия о грузовых операциях» (раздел «Погрузочно-разгрузочные работы»). В данной теме изучается подготовка грузовых помещений; грузовой ппан судна; правила приема, счета и выдачи груза; сигналы и команды при погрузочно-разгрузочных работах; особенности процедур безопасной погрузки и выгрузки на танкере, меры предосторожности; обеспечение безопасного доступа в закрытые помещения; процедуры для предотвращения загрязнения воздуха и воды; меры, предпринимаемые в случае разлива груза; использование защитной одежды и снаряжения, средств приведения в сознание, снаряжения для эвакуации и спасания; требования правил безопасности при погрузочно- разгрузочных работах и при работе с грузовыми стрелами, кранами, лебедками.

Итоговой формой контроля является экзамен.

19. Целью изучения профессионального модуля «Обеспечение безопасности плавания» является ознакомление слушателей с основными требованиями в области обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей среды.

Профессиональный модуль «Выполнение судовых работ» включает в себя изучение следующих тем:

а) «Организация борьбы за живучесть судна» (раздел «Борьба за живучесть судна»). В данной теме изучаются организация борьбы за живучесть судна; судовые тревоги, порядок их объявления; расписания по тревогам, каютная карточка, действия членов экипажа по тревогам; учебные тревоги; общие положения по оставлению судна, действия экипажа по шлюпочной тревоге, подготовка экипажа и пассажиров к оставлению судна, организация эвакуации пассажиров и экипажа судна; меры, способствующие сохранению жизни людей, покинувших гибнущее судно; эвакуация пассажиров в различных условиях на воду или берег.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по отработке подачи сигналов бедствия;

б) «Борьба экипажа за непотопляемость судна» (раздел «Борьба за живучесть судна»). В данной теме изучаются основные виды судовых систем, аварийного имущества и инструмента по борьбе с водой; основные приемы и способы заделки пробоин, подкрепление водонепроницаемых переборок, применение аварийного инвентаря и материала; постановка различных видов пластырей; устройство и установка «цементных ящиков»; заделка повреждений трубопроводов; порядок маркировки шпангоутов, водонепроницаемых и противопожарных закрытий, запорных устройств вентиляции.

По итогам изучения темы проводится практическое занятие по установке «цементного ящика»; подкрепление переборок;

в) «Борьба экипажа с пожарами на судах» (раздел «Борьба за живучесть судна»), В данной теме изучаются типы применяемых на суднах огнетушителей, их выбор для различных случаев возгорания и эффективное использование; дыхательные изолирующие аппараты, снаряжение и костюм пожарного (защитный костюм); аварийные дыхатепьные устройства; тактика тушения пожара; действия командного и рядового состава при пожарной тревоге, действия лиц. первыми обнаружившими очаг пожара; разведка очага пожара, условные сигналы; порядок докпадов; использование пожарных стволов, рукавов, пеногенераторов и стационарных систем пожаротушения; эвакуация людей; техника тушения пожаров в трюмах, грузовых танках в машинном отделении в жилых и служебных помещениях, на открытых палубах; особенности тушения пожаров электрооборудования и горящего жидкого топлива за бортом.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по применению переносных средств пожаротушения для тушения открытого огня;

г) «Способы личного выживания» (раздел «Борьба за живучесть судна»). В данной теме изучаются индивидуальные спасательные средства (устройство, их основные характеристики и тактика использования); коллективные спасательные средства (устройство, снабжение, их основные характеристики, процедуры спуска и использования); маркировка спасательных средств; процедуры по спуску различных видов шлюпок на воду (открытые и закрытые спасательные шлюпки, спасательные шлюпки свободного падения), спуск спасательных плотов; процедура посадки в спасательные средства; организация жизни на спасательном средстве.

По итогам прохождения обучения проводится практическое занятие по применению индивидуальных спасательных средств, тактика надевания;

д) «Правовые основы безопасности судоходства, понятие охраны судна и транспортной безопасности» (раздел «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»). В данной теме изучаются типичные аварийные случаи на море; основные положения нормативных правовых актов действующих на морском транспорте в части организации и обеспечения безопасности судоходства; понятие о системе управления безопасностью судов;

е) «Государственный надзор и государственный портовый контроль в области морского транспорта» (раздеп «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»). В данной теме изучаются функции Госморречнадзора, территориальные органы; структура и деятельность Российского морского регистра судоходства его функции, структура и деятельность; функции морских администраций портов; государственный портовый контроль, функции капитана порта;

ж) «Охрана окружающей среды (раздел «Безопасность судоходства и охрана окружающей среды»). В данной теме изучаются общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом и их маркировка; степень опасности вредных веществ для водной среды и для здоровья человека; причины и источники загрязнения водной среды с судов; оснащение судов системами и оборудованием для предотвращения загрязнения окружающей среды; надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности.

Итоговой формой контроля является зачет.

VII. Содержание производственной (профессиональной) практики

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы приватизации | Правила вступили в действие 01 января 2011 года

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных