Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Романтизм в английском искусстве: Блейк, Тернер.

Многие исследователи полагают, что истоки романтизма находятся именно в английском искусстве с его классицистической эстетикой и традициями пейзажной живописи. Если творчеству немецких романтиков был присущ мистицизм, взятый из таинственных легенд и народных сказаний, то романтическое изобразительное искусство Англии имело совершенно иные черты. В пейзажном творчестве английских мастеров романтический пафос соединился с элементами реалистической живописи. Крупнейшими представителями романтического пейзажа в Англии были Дж. Констебл и Дж. М. У. Тёрнер.

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, знаменитый живописец-романтик, мастер рисунка и гравюры, родился в 1775 г. в Лондоне в семье цирюльника. Первые уроки живописи юный художник брал у Томаса Молтона, славившегося небольшими рисунками с изображениями архитектурных городских построек.

В период с 1789 по 1793 г. Тёрнер учился в школе Королевской академии. Уже в 1790 г., когда юноше исполнилось 15 лет, при художественной школе была организована первая выставка молодого мастера. Здесь он представил свои лучшие акварельные работы. Выставка прошла успешно. Академики заметили талантливого живописца и по достоинству оценили его произведения.

Спустя еще несколько лет, в 1809 г., Тернеру было присвоено звание академика, даже несмотря на то, что молодой человек абсолютно не интересовался науками и уж тем более теорией живописи. В течение 60 лет начиная с 1790 г. Тёрнер постоянно участвовал в выставках, проводимых Королевской академией. На формирование художественного стиля Тернера большое влияние оказали работы К. Лоррена, Р. Уилсона, Т. Гертина и произведения художников-маринистов. В отличие от Дж. Констебла он много путешествовал по различным странам мира: в разные годы был во Франции, Швейцарии, Голландии, Германии, Бельгии и, конечно же, Италии — центре мирового искусства.

Одной из самых ранних работ, заслуживающих пристального внимания, является полотно «Мол в Кале», созданное в период с 1802 по 1803 г. Несмотря на то что полное название картины («Мол в Кале. Французские рыбаки готовятся выйти в море. Подходит английский пакетбот») подразумевает условное разделение художественного повествования на несколько частей, на самом деле этого не происходит. Композиция отражающает разные стороны жизни людей и природы. На картине изображены рыбаки, занимающиеся привычным будничным трудом; небо с тяжелыми тучами; паруса, наполненные ветром.

Подобный сюжет характерен для изобразительного искусства голландцев. Однако стиль Тернера отличается от манеры голландских художников-маринистов. Если у последних пейзаж всегда выдержан в одной тональности, то английский живописец строит свое произведение на сложных цветовых переходах: от светло-голубых, красных и белых до тонких оттенков серовато-синего и бежево-коричневого. Именно с помощью необыкновенно разнообразной по тональности гаммы художник изображает мощь и силу природной стихии.

Еще более выразительна композиция «Кораблекрушение», созданная в 1805 г. Как бы сопротивляясь урагану, морские волны стремятся назад от берега. Напряженность стихии передается и людям, находящимся на тонущем корабле и в лодках. Необычайный динамизм и экспрессия создаются с помощью ярких красок, контрастно сочетающихся друг с другом: белых и черных, теплых (красных, желтых) и холодных (серых, синих, голубых).

В 1807 г. Тёрнер совершил путешествие по рекам Англии. Именно в это время были созданы этюды с натуры «Виндзор от Лауер-Хоуп» и «Виндзор, верхушки деревьев и небо». Эти произведения выполнены в манере Дж. Констебла. Однако этюды с натуры не являются частым жанром в творчестве Тёрнера. Обычно во время своих странствий он делал небольшие зарисовки и наброски. И уже из заготовленных ранее рисунков составлял большую композицию. Именно из таких набросков появились полотна, посвященные природе Швейцарии.

Излюбленным мотивом произведений Тёрнера является торжествующая стихия. Даже тогда, когда художник изображает природу в состоянии полного покоя, композиции создают впечатление полной победы света или мрака. Ярким примером является полотно «Морозное утро», написанное в 1813 г. Сюжет композиции предельно прост. В картине показано состояние природы в определенное время года (зима) и суток (утро). Несмотря на кажущуюся простоту, картина необычайно выразительна. Высокое прозрачно-голубое небо, земля, покрытая изморозью и тонкой пеленой тумана, — все призвано передать величие и красоту природы. Высшей похвалой мастерства Тёрнера стало признание картины лучшей среди композиций, представленных на выставке Королевской академии, которая проходила в 1813 г.

Пейзажи занимают главное место в творчестве Тёрнера. Они же становятся своеобразным фоном для картин, основанных на мифологических и библейских легендах. Картины природы становятся действующими персонажами. Они помогают зрителю понять смысл общей композиции, раскрывают творческий замысел художника. Наибольший интерес среди подобных картин представляют «Ганнибал, пересекающий Альпы в метель» (1819) и «Улисс и Полифем» (1828-1829). В первом произведении автор проводит параллель между бушующей стихией и столь же бурно развивающейся историей человечества. В «Улиссе и Полифеме» художник, показывая восход солнца, выражает мысль о победе света над сумраком, добра над злом.

Интересна история создания Тернером полотна «Последний рейс корабля «Отважный», работа над которым была завершена в 1838 г. Как-то раз, находясь на берегу Темзы, художник увидел, как буксир тянет за собой старый и разбитый пароход «Отважный», который когда-то был участником Трафальгарской битвы. Эта картина произвела на живописца настолько сильное впечатление, что он решил запечатлеть ее на полотне. Вскоре была создана необычайно выразительная композиция, изображающая последний путь старого парохода. Ведомый буксиром, он движется по реке медленно и важно, будто старый ветеран проходит вдоль строя солдат-новобранцев. Композиция написана яркими и сочными красками, что придает ей еще большую экспрессию.

В поздних работах художник часто использует сложную цветовую гамму. Разнообразием оттенков отличаются его «Вечерняя звезда» (1840) и полотно «Похороны Уилки на корабле» (1842), повествующее о последнем прощании с умершим английским живописцем Дэвидом Уилки. В 40-е гг. XIX в. в творчестве художника наступает кризис. Наиболее ярко этот период в искусстве Тернера представляет картина «Невольничий корабль», созданная в 1840 г. На полотне изображено темное, полное акул, бушующее море, поглощающее тела больных негров-рабов, выброшенных за борт. Ужас перед реально происходившим событием рождает необычные, мистические образы.

Стремительный динамизм и высокая патетика композиций Тернера, написанных до 1840-х гг., сменяется теперь картинами хаоса, застывшего и необратимого. Таким является полотно «Метель. Остов корабля и рыбачья лодка», написанное в 1842 г. Картины, исполненные мастером в последние годы жизни, рождают у зрителя мрачные и угнетающие настроения, создавая впечатление приближения чего-то громадного, мощного и страшного. Однако, с другой стороны, в произведениях Тернера все чаще звучат нотки смирения и растерянности. Кажется, что человек в его картинах постепенно отступает перед силами природы. Художник очень редко использует теперь резкие линии и яркие краски. Образы на полотнах подобны сказочным миражам, то исчезающим, то появляющимся вновь. Наиболее показательным для данного периода творчества мастера является полотно «Дождь, пар и скорость», написанное в 1844 г. Автор изображает в нем стремительно движущийся вперед среди дождя и клубов пара поезд, как будто пытающийся победить природу, поставившую на его пути невидимую преграду. Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер скончался в 1851 г.

Творчество знаменитого английского мастера во многом противоречиво. Среди написанных им работ большинство представляет истинную ценность, отражает мастерство художника, стремившегося реалистично и в то же время романтически возвышенно отобразить окружающий его мир. Искусство Тернера до сих пор является предметом спора многих исследователей, часть которых считает художника основоположником некоторых современных направлений в европейской живописи.

 

С романтизмом тесно связано творчество английских прерафаэлитов. В 1848 г. по инициативе художника Д. Г. Россетти было основано “Братство прерафаэлитов”, литературно-художественное объединение, в которое вошли Д. Эю Миллес, У. Х. Хант, У. М. Россетти, Ф. Дж. Стефенс, У. Моррис и др. Близок прерафаэлитам и романтик Ф. М. Браун. Термин «прерафаэлиты» происходит от латинского prae (перед) и итальянского Rafael (Рафаэль). В своем творчестве представители «Братства» обращались к эстетическим идеалам искусства поздней готики и Раннего Возрождения (т. е. до Рафаэля).

Творчество прерафаэлитов многообразно. Они писали картины, иллюстрировали книги, создавали эскизы для тканей. Большинство их романтических образов выполнено с натуры. Обычно художники сами позировали друг другу, надевая костюмы времен Средневековья. Нередко роль модели выполняла жена У. Морриса, отличавшаяся своеобразной, утонченной красотой.

Картины многих прерафаэлитов отличались дилетантизмом, слабым рисунком, неправильностью пропорций человеческих фигур, неумелостью композиционного построения. В то же время их живопись привлекала зрителей своими романтическими образами, немного наивной искренностью и той смелостью, с которой они противостояли официальному академическому искусству. Значительной фигурой в «Братстве» был Д. Г. Россетти, поэт, живописец, график.

Уильям Блейк (1757 — 1827)

Художник, поэт и мыслитель Уильям Блейк — один из наиболее ярких и оригинальных талантов в европейской живописи конца XVIII — начала XIX века. Уже в детстве будущий художник отличался неординарностью. Яркие видения, часто носившие характер божественных откровений, сопровождали мастера на протяжении всей жизни и во многом определили стиль и образный строй его произведений.

Блейк никогда не работал с натуры. В десять лет он стал учеником рисовальной школы Генри Парса, где занимались исключительно копированием античных слепков. Большее значение для Блейка имело обучение с 1772 года в мастерской Джеймса Безайра, гравера, изготовлявшего таблицы для изданий древностей. Блейк много работал для него в Вестминстерском аббатстве; делая рисунки с английской скульптуры, он проникся образами средневекового искусства, ставшего для него одним из главных источников вдохновения. В готике Блейка привлекала способность одухотворенной материи отрешиться от тяжести земного притяжения, устремляясь вверх, к небесному. Он проявлял также большой интерес к творчеству Микеланджело, а среди современников — к работам Флаксмена, Фюсли и Барри. В 1779 году Блейк поступил в школу Королевской академии художеств.

В ранних работах, выполненных главным образом пером и акварелью, Блейк близок принципам неоклассицизма. Но уже с 1790-х годов его творчество отмечено разрывом с классицистическими традициями и открытым обращением к наследию Средневековья. При этом он не копировал и не стилизовал свои произведения под творения готических мастеров, но обращался к основам их искусства. Как и средневековые миниатюристы, Блейк мыслил книгу неким целостным организмом, часто выступая одновременно как автор текстов, иллюстраций и оформления, а также печатник своих изданий. Гравируя вместе иллюстрации и текст, он умел видеть каждую страницу в единстве текста, шрифтов и рисунков, помещенных на полях, а иногда между строк.

Первую книгу — "Песни Невинности" (частное собрание) — Блейк выпустил в 1789 году. Один из листов — иллюстрация к стихотворению «Дитя-Радость» (1789, Англия, частное собрание) — украшен огромным алым цветком на гибком стебле, своими извивами заполняющим всю страницу. В чашечке цветка расположились молодая мать с прелестным младенцем на коленях и предстоящий пред ней то ли эльф, то ли ангел. Как все образы Блейка, это изображение многозначно. Наряду с образами народной поэзии здесь прочитывается намек на христианские сюжеты Благовещения и Рождества.

Но уже скоро пасторальное настроение «Песен Невинности» сменяется пессимизмом и ощущением тревоги «Песен Опыта» (1794). Вместо Дитя-Радости появляется символический образ Больной Розы. Блейк, живший в эпоху социальных потрясений, воспринимал происходящее как начало катаклизмов космического уровня.. Стремясь воплотить космогоническое видение драмы человечества, Блейк творил свою мифологию, полную библейских ассоциаций, основанную на апокалипсических предчувствиях, населенную персонажами-символами, среди которых Счастье, Знание, Воображение и поэтическое творчество (Лос), Страсть (Лувах), Слабость и Сомнение (Теотермон) и, наконец, Уризен, олицетворяющий одновременно всемогущего Бога-Творца и порабощенного Человека.

Близка Пророческим книгам отдельно выпущенная гравюра «Элохим, создающий Адама» (1795, Лондон, Галерея Тейт), воплотившая сложное философское содержание, напряженный спиритуализм, своеобразное осмысление библейских персонажей. Блейковский Элохим (одно из имен бога в Ветхом Завете) с лицом, напоминающим трагическую маску античного театра, влекомый стремительной энергией, словно завис на какое-то мгновение над безжизненным телом Адама, пытаясь влить в него эту энергию. Одна нога Прародителя обвита Змеем, намекающим на будущее грехопадение. Здесь отражен взгляд Блейка на акт сотворения человека как на первую ступень падения. Сложная диалектика добра и зла пронизывает все последующее творчество мастера.

Главное средство выразительности у Блейка — линия; контур фигур он чаще всего делал цветным. Художник применял цветную печать, а затем прорабатывал изображение пером и раскрашивал от руки акварелью. Таким образом каждый экземпляр его книг уникален.

Кроме книг наследие мастера содержит темперные композиции и около ста акварелей на библейские темы. В них на смену полным страсти и мощи персонажам приходит мир героев, понятых как некие почти бесплотные мистические видения, озаренные внутренним, божественным светом. В них появляется замедленность движения, отстраненность. Акварель становится более прозрачной, палитра — жемчужно-сероватой с голубыми и розовыми рефлексами. В композиции «Уличенная в прелюбодеянии» (ок. 1805, Бостон, Музей изящных искусств), являющейся вольной трактовкой сюжета Христос и Мария Магдалина, изысканно удлиненная фигура Христа склоняется до земли перед грешницей, полной достоинства и самоуглубленности. И лишь стремительно удаляющиеся спины фарисеев на заднем плане нарушают композиционное равновесие.

Кроме своих собственных сочинений Блейк иллюстрировал произведения великих поэтов прошлого. Самыми известными являются акварели к Божественной комедии Данте (1824—1827). В них удивительным образом мироощущение художника соединилось с миром поэзии великого итальянца. В творчестве Данте английский мастер получил мощный импульс для своих фантазий. Иллюстрации к Божественной комедии далеки от буквального следования тексту. Блейк стремится, скорее, к внутреннему образному созвучию поэмы и своих композиций. Особой прелести полны листы, посвященные женским образам. Голубовато-жемчужная акварель становится особенно прозрачной в сценах с Беатриче или Франческой да Римини, линии приобретают текучую неопределенность, фигуры на заднем плане становятся похожими на миражи. Таинственно смутные очертания персонажей, возникающих как бы из тумана, исполнены глубокой меланхолии. Работу над циклом иллюстраций к Данте прервала смерть мастера.

Дальнейшая судьба его наследия оказалась не простой. На некоторое время оно было забыто. В конце 1840-х годов искусство Блейка было возвращено из забвения прерафаэлитами, на формирование которых оно оказало большое влияние, но в полной мере было оценено и изучено в ХХ столетии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственная политика в отношении молочной промышленности. | ПОИСКОВАЯ МИНЕРАЛОГИЯ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных