Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика учетно-операционной работы в банке




Учетно-операционная работа — это совокупность процессов, связанных с выполнением операционной работы и ведения бухучета.

Основой бухучета является операционная работа, к которой относятся:

♦ прием денежных документов от предприятий и проверка правильности их оформления;

♦ подготовка документов для их отражения в бухучете — подписание ответоиеполнителем, штамп;

♦ ведение картотек расчетных документов;

♦ осуществление контроля над своевременностью и очередностью платежей;

♦ операции по корсчетам и счетам межфилиальных расчетов;

♦ выдача клиентам выписок из их лицевых счетов, в которых отражены все выполненные за день операции.

Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий всех банковских операций. В этом проявляется связь, точнее зеркальное отражение балансов банка и его клиента. Например, расчетный счет у клиента — в активе, у банка — в пассиве; кредит, выданный банком клиенту, наоборот: у предприятия — в пассиве, у банка — в активе. Если у клиента расчетный счет и ссуда только в одном банке, то и суммы будут равны.

 

Организация бухгалтерской работы и документооборота

Общие положения

Бухгалтерские операции выполняют работники, выделенные для этого, независимо от того, в каком структурном подразделении кредитной организации эти работники состоят. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, отражением банковских операций на счетах бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

Все бухгалтерские работники в вопросах ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации.

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.

Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или по его поручению начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах.

Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня, в течение которого производится обслуживание клиентов по вопросам бухгалтерского учета, приема документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего дня). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры.

Под рабочими днями понимаются календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации.

Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

При руководстве нормативными актами Банка России по вопросам бухгалтерского учета следует исходить из того, что нормативные акты Банка России, изданные до момента ввода в действие Правил если эти документы не отменены, могут применяться в части, не противоречащей вновь изданным нормативным актам Банка России.

При разработке правил документооборота должно обеспечиваться следующее.

Все документы, поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками оформляются также операции по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

Документы, поступившие во внеоперационное время, отражаются по счетам на следующий рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется кредит ной организацией и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

Оплата денежно-расчетных документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы «овердрафта», определенной договором.

Утром следующего рабочего дня документы передаются работнику, на которого возложено составление сводных платежных поручений, для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти платежные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов вышеуказанные операции могут проводиться текущим днем. Эти документы в реестры принятых документов не включаются.

Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получать из РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются, и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.

Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.

Средства, зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или на счете учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счетах получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

Кредитная организация принимает оперативные меры к зачислению средств по назначению.

Если в течение пяти рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

Во взаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируется договорами, заключаемыми с ними.

Чтобы обеспечить выполнение вышеизложенных требований, кредитная организация должна предусмотреть в договорах банковского счета об установлении корреспондентских отношений обязанности и ответственность каждой стороны.

Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляются подпись и штамп, содержащий текст «Принято «__»__________200_ г.». Последний экземпляр документа возвращается клиенту.

При подписании документов фамилия подписавшего работника банка должна быть также обозначена разборчиво (штампами) с указанием фамилии и инициалов. Даты и подписи могут оформляться комбинированными штампами.

Документы и письма, подлежащие направлению в другие банки, организации, должны быть отправлены в тот же день (оформления приема, подписания).

В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределения нагрузки в кредитной организации по согласованию с клиентами может разрабатываться график их обслуживания.

Физические лица — вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности и позже.

Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится с соблюдением установленной законодательством очередности.

Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде платежных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета в соответствии с Временным положением Банка России от 10 февраля 1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями» определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.

Документы по операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России, оформляются в соответствии с установленным порядком Банка России и требованиями РКЦ, принимающего документы к исполнению.

Расчетные операции через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найти отражение следующие вопросы:

♦ какими документами оформляются расчеты между банками

— корреспондентами;

♦ порядок направления документов и используемые технические средства;

♦ способы удостоверения права распоряжения денежными средствами;

♦ контроль и выверка расчетов.

Все операции осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г: № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в"ред. от 21 марта 2002 г.) и перечнем операций, установленных лицензией Банка России, отражаются в бухгалтерском учете на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России.

Документы, являющиеся основанием для совершения операций по начислению и перечислению налогов, должны при этом оформляться с учетом также требований Минфина России и Министерства по налогам и сборам РФ.

Операции проводятся, как правило, на основании принятых к исполнению документов клиентов.

Операции, совершаемые без документов клиентов банка, оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиям нормативных документов Банка России, на бланках действующих форм. Сюда относятся, в частности, приходные и расходные кассовые и мемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др. Указанные документы составляются на бланках действующих форм или программным способом и оформляются в установленном порядке работниками бухгалтерии.

В мемориальных ордерах на частичную оплату инкассовых или платежных поручений, в кассовых ордерах и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей и документов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.

Для сокращения записей в лицевых счетах по ряду операций составляются сводные ордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные документы, на основании которых составлен этот ордер, в нем делается ссылка на количество приложенных документов.

Каждый из документов, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должен иметь:

♦ котировку, т.е. обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись в необходимых случаях, и другие реквизиты;

♦ дату проводки;

♦ подпись бухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, — подписи бухгалтерского и контролирующего работников, по операциям кредитной организации, связанным с перечислением средств клиентам, другим организациям, — подписи руководителя кредитной организации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основанием для совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанное руководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случае выписанный платежный документ подписывается бухгалтерским и контролирующим работниками если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Имеются счета, операции по которым должны проводиться с контрольной подписью контролирующего работника. Это расходные кассовые операции, операции с фондами, расходами и доходами и др.

Совершение операций в кредитной организации может происходить на основании электронного Платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором, — его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты платежных документов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами Банка России.

Бумажные копии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качестве оправдательных документов по совершенным операциям, а также подлежащие приложению к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организации и подписями ее работников.

Проверка наличия на расчетно-денежных документах соответствующих подписей работников банка, уполномоченных осуществлять те или иные операции, возлагается на работников, занятых передачей документов (информации) на обработку. В кредитных организациях, учет которых механизирован на вычислительных машинах, эта проверка возлагается на старшего по должности работника приказом руководителя кредитной организации. Для выполнения указанной проверки составляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороны должностных лиц банка. Перечни, а также образцы подписей работников банка, выполняющих контрольные функции, должны находиться у работников, осуществляющих указанный контроль.

Право подписания расчетно-денежных документов, предоставляемое банковским работникам, оформляется распоряжением руководителя банка.

Право контрольной (первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетно-денежных документах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должности руководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или по их поручению доверенные лица.

Предоставление права контрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключает возможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функций ответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае им контролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками.

Работники банка, которые подписали какой-либо расчетно-денежный документ, не имея на то права, отвечают за этот проступок в Дисциплинарном порядке, а при наличии в их действиях состава преступления привлекаются к уголовной ответственности. В таком же порядке несут ответственность работники банка, имеющие право подписи, в случае превышения ими своих полномочий.

Главный бухгалтер кредитной организации банка обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей бы Кредитная организация отказывает в приеме платежного (расчетного) документа, если удостоверение прав распоряжения счетом будет признано сомнительным либо при нарушении требований по оформлению документа.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается.

При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствуют ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным кредитной организацией образцам.

Платежные (расчетные) документы, принятые кредитной организацией к исполнению, должны оформляться подписью бухгалтерского работника, осуществившего их прием и проверку, с указанием даты приема.

Убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на кредитную организацию или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.

Жалобы на действия работников банка и другие претензионные письма по бухгалтерскому учету принимает от клиентов экспедиция (специально выделенные лица) банка или лично главный бухгалтер. Об этом порядке клиенты должны быть извещены путем вывешивания объявлений. Бухгалтерским работникам принимать такую корреспонденцию запрещается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных