Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К одноосновным культурам Н. Я. Данилевский относит ______ культуры.




еврейскую

римскую

романо-германскую

индийскую

Решение:

По мнению Н. Я. Данилевского, одноосновные культуры последовали за подготовительными цивилизациями и развили каждая только одну из сторон культурной деятельности. К таким культурам относятся: еврейская, развивавшая религиозную деятельность; греческая, развившая искусство, римская – политику.

6.По мнению Н. Я. Данилевского, …

азиатские цивилизации нельзя рассматривать как застойные

прогресс культурно-исторического типа определяется развитием идеи, данной богом во всех сферах бытия

прогресс свойственен только европейской культуре

исторический процесс охватывает все страны и народы

Решение:

Н. Я. Данилевский не согласен с оценкой европейской цивилизации как прогрессивной, а азиатских цивилизаций как застойных. Опровержением этой точки зрения служит для него история таких высокоразвитых стран Азии, как Индия и Китай или африканского Египта.

Каждый культурно-исторический тип представляет собой специфическую для данного народа совокупность элементов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, исторического развития. В основе специфики культурно-исторического типа лежит идея, данная Богом, которую он должен развивать во всех сферах своего бытия.

7.По мнению Н. Я. Данилевского, на ранней стадии развития насильственной смертью погибли цивилизации …

мексиканская

перуанская

монгольская

кельтская

Решение:

По мнению Н. Я. Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская; ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейская, или древнесемитская; китайская; индийская; иранская; еврейская; греческая; римская; новосемитская, или аравийская; германо-романская, или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.

 

Тема 7: Культурологические концепции конца XIX - начала XX вв.

1.В концепции К. Юнга коллективное бессознательное …

присуще все людям

имеет культурный характер

присуще медиумам, шаманам, колдунам

основано исключительно на инстинктах

Решение:

К. Юнг признавал существование коллективного бессознательного, которое присуще всем людям, передается по наследству и является основой индивидуальной психики.

Но коллективное бессознательное, в отличие от фрейдовского Оно, не является чисто природной силой, так как имеет культурный характер, хотя и передается по наследству биологическим путем.

2.Достижениями концепции культуры З. Фрейда следует считать изучение …

компенсаторной функции культуры

эмоциональной сферы личности

социальных функций религии

циклического развития культур

Решение:

Несомненными достижениями концепции З. Фрейда стал анализ раннего периода детства, снов, эмоциональной сферы личности, а также изучение компенсаторной функции культуры – феноменов, до сих пор остававшихся без внимания ученых.

3.В концепции З. Фрейда культура предстает как …

система норм и запретов, подавляющих естественные влечения

репрессивный механизм

знаково-символическая система

стена, отгораживающая человека от реальности

Решение:

В концепции З. Фрейда бессознательное отделяется от сознания в момент возникновения культуры – в этот момент агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.

С тех пор культура стала не чем иным, как системой норм и запретов, где действует психологический конфликт – бессознательные силы стремятся нарушить все запреты и пойти на агрессивные действия и кровосмесительную любовь, а сознательные (рассудок) и усвоенные с детства нравственные нормы сдерживают их. По мере развития общества и культуры норм и запретов становится все больше и больше. Поэтому чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее чувствует себя человек из-за большого количества норм и запретов, оставляющих неудовлетворенными человеческие влечения. Как правило, человек не осознает причину своего несчастья, так как культура связана с механизмом репрессии (вытеснения) – защитным механизмом психики, состоящим в активном забывании, удалении из сферы сознания в бессознательное неприятных для Я влечений и импульсов.

4.Чертами идеациональной культуры в концепции П. Сорокина являются …

подчинение науки и философии религии

преобладание сверхчувственных ценностей

утилитарная оценка действительности

ориентация на удовлетворение чувственных потребностей

Решение:

По мнению П. Сорокина, идеациональная культура характеризуется наличием носителей культуры, которые основывают свои ценности на господствующих идеях, даже если эти идеи весьма примитивны. В этой культуре преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, который считается подлинной реальностью, а материальный мир – лишь сотворенное Богом бытие. Этот мир – лишь временное пристанище человеческой души, которая лишь после смерти окажется в божественном вечном мире.

В этом мире наука и философия полностью подчинены религии. Вера господствовала над разумом.

5.В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на …

оценке действительности с утилитарной точки зрения

скептицизме

поклонении Абсолюту

подчинении всех сторон жизни религии

Решение:

В концепции П. Сорокина чувственная культура основана на доминировании чувственного восприятия и оценке действительности преимущественно с утилитарной и гедонистической точки зрения. Реальным и значимым здесь признается лишь то, что воспринимается глазами, ушами, языком, осязается пальцами, представляется верным рассудку. Истина чувства ценится выше истины веры. Человек в этой культуре считает веру предрассудком, домыслом или игрой воображения. Поэтому для этой культуры типичны материализм, релятивизм и скептицизм.

 

Тема 8: Культурологические концепции XX - начала XXI вв.

1. Игру как критерий состояния общества рассматривал …

Й. Хейзинга

И. Кант

Л. Уайт

В. Дильтей

Решение:

В концепции Й. Хейзинги игра выступает не только в качестве культурообразующего фактора, но и критерием состояния общества. По его мнению, при анализе любой человеческой деятельности она покажется не более чем игрой. Все культурное творчество есть игра: и поэзия, и музыка, и человеческая мысль, и мораль, и все возможные формы культуры. Поэтому Хейзинга не просто отождествляет культуру и игру на ранних стадиях развития человеческого общества, а выводит культуру из игры, которая старше культуры и творит ее.

3.По мнению К. Ясперса, пробуждение духа, начало общей истории человечества связано с …

прорывом мифологического миросозерцания

великими географическими открытиями

возникновением христианства

открытием личности

Решение:

«Осевое время» кладет конец непосредственному мифопоэтическому отношению человека к миру и к самому себе. Это пробуждение духа и является, по Ясперсу, началом общей истории человечества, которое до того было разделено на локальные, не связанные между собой культуры.
В период между 800–200 гг. до н. э. возникли одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Древней Греции духовные движения, сформировавшие тот тип человека, который существует в настоящее время. «Осевое время» – это время рождения и мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, пришедшей на смену мифологическому сознанию. Тогда почти независимо друг от друга образовалось несколько духовных центров, внутренне друг другу родственных. Основное, что их сближало и являлось главной характеристикой «осевого времени», – это прорыв мифологического миросозерцания, составлявшего духовную основу «доосевых» культур.

4.Герменевтическое понимание культуры, по мнению В. Дильтея, не предполагает …

логического анализа

сопереживания

сочувствия

эмоциональной настроенности

Решение:

Герменевтическое понимание, основанное на психологической интерпретации, по сути дела, представляет собой непосредственный, интуитивный процесс постижения смысла. В этих случаях значительна роль сопереживания, соучастия, эмоциональной настроенности и нет необходимости обращаться к логическому анализу, более того, такой анализ только бы затруднил целостное восприятие.

5.Методы структурной лингвистики для анализа особенностей культурной жизни первобытных племен использовал …

К. Леви-Стросс

Л. Уайт

Э. Кассирер

Й. Хейзинга

Решение:

Второй период развития структурной антропологии (1950-1960-е гг.) связан с распространением методов структурной лингвистики на другие области культуры. Основатель структурной антропологии К. Леви-Стросс при анализе социального устройства культурной и ментальной жизни первобытных племен использует «бинарные оппозиции» (природа – культура, растительное – животное, сырое – жаренное и т.д.), а также некоторые приемы теории информации. Главным для К. Леви-Стросса является то, что правила браков, терминология родства, тотемизм и иные культурные установления представляют собой особого рода языки культуры, что в каждой из этих сфер можно увидеть обмен сообщениями, информацией (бинарные дробления содержаний, их перестановки, взаимозамещения и пр.).

6.Человека как «символическое животное» определил …

Э. Кассирер

Л. Уайт

К. Юнг

Э. Фромм

Решение:

Специфически человеческой формой деятельности, по Э. Кассереру, является символическая деятельность. Она-то и составляет основу и содержание человеческой культуры. И она же составляет сущность человека. Поэтому человека Э. Кассирер определял как animal symbolicum, что в переводе с латыни означает «символическое животное».

7.Культуру как систему вербальных и невербальных текстов исследует …

семиотика

этнография

лингвистика

семантика

Решение:

Под структурализмом понимают направление в науке, которое началось с попыток этнографического изучения культуры как системы, структурированной аналогично языку (К. Леви-Стросс) и формированием семиотики, как научного направления, изучающего человеческое поведение и сознание, культуру и искусство и пр. как систему вербальных и невербальных тестов (Р. Барт, Ю. Кристева, У. Эко, Ю. М. Лотман, ранний М. Фуко).

8.Согласно В. Дильтею, природу мы объясняем, а культуру …

понимаем

анализируем

систематизируем

конструируем

Решение:

Природу, согласно, В. Дильтею, мы объясняем, а культуру понимаем. Если в современную нам культуру можно «вчувствоваться», «вжиться», открыв ее для себя через «сопереживание», то по отношению к культурам прошлого В. Дильтей, предложил воспользоваться особым методом, названным им «герменевтическим».

 

Тема 9: Ценности и нормы культуры

1.Исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании, называется …

обычаем

правилом

культурной ценностью

мифологией

Решение:

Обычай – это исторически сложившийся порядок общественной жизни, выражающий собой социально-стандартизированные образцы поведения в труде, быту, общении, воспитании. Обычай задает как бы алгоритм поведения, исполнения какого-либо действия, предписывает поступать так, а не иначе.

3.Под культурной нормой понимается …

правило, обязательное для исполнения социальных ролей

система запретов, установленная государством

неизменяемое и всеобщее правило

система, препятствующая свободе личности

Решение:

Система норм – правила поведения, обязательные для исполнения в данной группе и ситуации. Нормы организуют человеческую деятельность.

4.Под ценностью понимается(-ются) …

жизненные ориентиры, побуждающие человека к действиям

артефакты, демонстрирующие высшие человеческие достижения

объекты конкурентной борьбы в обществе

все то, что дорого стоит или является современным

Решение:

Под ценностями понимаются жизненные ориентиры, побуждающие человека (группу людей) к тем или иным поступкам; общепринятые убеждения относительно целей, к которым следует стремиться и вещей (идей), которые следует понимать.

5.Знания в культуре складываются из …

набора значений и смыслов повседневной жизни

врожденных идей и мистических озарений

социальных и биологических инстинктов

сообщений средств массовой информации

Решение:

Мы живем в мире культуры, как люди среди людей, связанные с ними взаимным влиянием и работой, понимающие других и понимаемые ими. Мир повседневной жизни является для нас набором значений и смыслов, которые мы должны понять, чтобы найти в нем свое место и поладить с ним. Эти значения возникают и закрепляются в человеческой деятельности.

6.Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется …

культурными ценностями

языком культуры

типами культуры

традициями

Решение:

Совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества, называется культурными ценностями.

7.Одним из родоначальников аксиологии является …

Г. Риккерт

Л. Морган

З. Фрейд

Ч. Пирс

Решение:

Одним из родоначальников аксиологии является Генрих Риккерт, немецкий философ и культурфилософ, который разделил все ценности на шесть классов.

8.Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется …

культурными нормами

мифологической картиной мира

народной культурой

образом жизни

Решение:

Совокупность правил, образцов поведения, предписаний, требований, принятых в культуре того или иного народа, называется культурными нормами.

 

Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры

1.Язык культуры описывает реальность при помощи …

формализации, метафоризации, искажения

системы художественных стилей

верификации, концептуализации, отождествления

конечных значений и смыслов

Решение:

Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках.

2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется …

символом

обычаем

обрядом

ритуалом

Решение:

Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.

3.Задачей семиотики является исследование …

невербальных языков культуры

естественных языков культуры

литературного языка

языков науки

Решение:

Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных