Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные формы культуры человека. 2 страница




Нравственность является одним из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом, сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы «неписаных», стихийно сложившихся (в отличие от права) норм и идеалов поведения. Принципы морали носят характер долженствования и преподносятся как всеобщее требование даже в том случае, если в реальности присущи только определенной социально группе.

Мораль как форма регуляции поведения является конституирующим элементом человеческой культуры. В момент своего появления она была тесно связана с мифологическими и религиозными верованиями. Первые запреты и нормы общения с предками и соплеменниками сделали возможным существование общества как системы именно культурно задаваемых взаимоотношений. Иными словами, мораль создает духовное пространство, в рамках которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Регулирующая функция морали воплощается в создании целой системы норм, принципов, идеалов и ценностей.

Моральные нормы – должное поведение, нарушение которого, по мнению социума, несет ему зло.

Моральные принципы (эгоизм, альтруизм, гуманизм, коллективизм, индивидуализм, подвижничество, самоотверженность, требовательность) задают направление нравственной деятельности.

Моральные идеалы создают образ нравственно совершенной личности и выражают конечную цель поступков. Так, христианский моральный идеал воплощен в образе Христа – учителя справедливости и великомученика. Этот идеал связан с самоограничением, покорностью, терпением, состраданием и любовью к ближнему. Нужно иметь в виду, что моральный идеал есть только бесконечно отодвигающийся горизонт, линия поведения, процесс достижения, а потому воплощен в действительность он быть не может.

Высшие моральные ценности выступают личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека. Речь идет о таких ценностях как счастье, смысл жизни, свобода. Именно высшие моральные ценности являются верховным регулятором морального поведения, чувств и мыслей.

Нравственность реализует себя в сфере сознания, чувствах и поступках. Моральное сознание функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения. Мораль предполагает также наличие нравственных чувств (стыд, вина, совесть). Моральная практика выступает как сфера нравственных отношений, реализующихся в поступках. Человек, не действующий практически, не может считаться моральным.

Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. Так, в традиционных обществах моральные нормы и ценности рассматриваются как неизменные, причем приятие их происходит фактически без личного выбора (нет альтернативы). Индивидуальные поступки жестко подчиняются более существенным надиндивидным процессам. Здесь центр бытия человека, критерии его воли и суждений, высшие ценности находятся вне человека – в некотором Целом, которому он принадлежит вместе с другими. В новоевропейской культуре поведение человека покоится на сознании заключенной в нем силы, порожденной его волей, постоянной рефлексии и саморефлексии. Поэтому моральные ценности выглядят в его глазах как сотворенные им самим без сопричастности к этому других, т.е. имеют характер индивидуального выбора.

Формирование нравственной культуры общества включает в себя фиксацию стихийно сложившихся норм поведения и идеалов, которая принимает форму мифов, религиозных заповедей, а на более позднем этапе выступает как теоретическое обоснование нравственных идеалов, соответствующих духу времени. Необходимой составляющей процесса формирования нравственной культуры является распространение и внедрение имеющихся моральных знаний и требований в сознание людей через обучение, воспитание, традиции, обычаи, организацию массовых форм общения. В процессе формирования нравственной культуры каждое общество создает определенные механизмы воспроизводства моральных ценностей через общественное мнение, различные формы контроля, примеры.

Право – это духовно-практическое освоение мира человеком, через призму справедливого и несправедливого, свободы и ответственности, равенства и неравенства, дозволенного и запрещенного.

Право является важной составляющей современной культуры. Правовые отношения охватывают в настоящее время практически все сферы жизни общества, распространяются на межличностные отношения. Правовая культура фиксирует уровень правовых знаний людей, критерии оценки поступков с точки зрения их противоправности, включает в себя систему правовых ценностей, убеждений, норм, традиций, а также правотворческую и правоприменительную деятельность. Продуктом правовой культуры являются, прежде всего, правовые документы, фиксирующие сложившиеся нормы права, а также организации, вырабатывающие и контролирующие исполнение правовых норм, а также учреждения, осуществляющие карательную функцию.

Основные элементы правовой культуры:

Право – система общеобязательных норм и отношений, закрепляемых и охраняемых государством. Правотворческая деятельность – монополия государства. Поэтому существует тесная связь между политической и правовой культурой. Право выступает как орудие государственного управления, является важным показателем положения личности в государстве. Соблюдение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства.

Правосознание – совокупность взглядов, идей, учений, выражающих отношение людей к правосудию и отражающее их понимание правомерного и неправомерного. Можно выделить обыденный, профессиональный и теоретический уровни правосознания.

Правовая деятельность - соблюдение законности и правопорядка, правоприменительная деятельность, повседневное участие в поддержании и сохранении порядка.

Функции правовой культуры.

Интеграционная. Система права призвана обеспечивать согласие в обществе, способствовать предупреждению конфликтных ситуаций.

Регулятивная функция права связана с созданием целой системы норм поведения, которые упорядочивают, регулируют отношения людей как в сфере их профессиональной деятельности, так и в способах распределения и потребления, в межличностных отношениях.

Охранительная функция связана с защитой интересов граждан и их собственности от преступных посягательств со стороны других людей.

Просветительская. Правовая культура предполагает создание системы информирования граждан об основных правовых нормах и наказаниях, полагающихся за их нарушение.

Правовая культура имеет свои национальные и исторические особенности. Так, для средневековой культуры было характерно наличие сословного права, допускавшего разные наказания за одно и то же преступление в зависимости от сословной принадлежности. Традиционное право включало в сферу правовой оценки не только поступки, но и мысли. Современная правовая культура, возникшая в Европе в Новое время, включает в себя такие ценности как равенство всех людей перед законом (равное наказание за равное преступление); свободу и автономность личности (право распространяется только на свободных граждан); исключение самоуправства; возможность выражать свою волю; справедливость как эквивалентность прав и обязанностей. Правовая справедливость может отличаться от моральной. К примеру, преступник, признанный умалишенным, не наказывается, какое бы тяжкое преступление он не совершил.

Правовая культура функционирует на уровне общества в целом, социальных групп и организаций, личности. Правовая культура личности базируется на следующих ценностях, установках и мотивах поведения: уверенности, что следование закону является обязательной нормой поведения; вере в то, что соблюдение принятых обязательств есть норма жизни; чувстве личной ответственности за свои поступки и убеждении в важности исполнения обязанностей; уверенности, что свобода всех есть гарантия свободы каждого; уважении достоинства других людей и т.д. Правовая культура личности связана также с навыками сознательно-волевого контроля за своим поведением.

Формирование правовой культуры личности связано с правовым воспитанием. Последнее предполагает перевод правовых ценностей, идеалов общества в сферу внутриличностных чувств, убеждений, привычек. Часто правовое воспитание базируется на страхе перед наказанием, нежелании потерять авторитет в своей социальной группе, подражании действию других. Но превратиться в убеждения правовые принципы могут только в том случае, когда они будут осознаны как внутренне необходимые нормы поведения, пропущены через сознание и личный опыт, подкреплены воспитанием развитого чувства долга и ответственности. Важной составляющей правового воспитания является правовая информированность человека. Сведения о нормах и принципах права передаются через средства массовой информации, образование, беседы с товарищами и членами семьи, личные наблюдения. Освоение индивидом теории и истории государства и права, практическое участие в управлении обществом формирует способность и потребность индивида быть Гражданином, участвовать в управлении государством, принятии и отклонении законов, формирует чувство ответственности и меру свободы.

Искусство – духовно-практическая, образно-символическая форма освоения мира человеком через призму прекрасного и безобразного, вечного – преходящего. В основе художественной деятельности лежит представление о прекрасном, как о центральной универсальной эстетической категории. Кроме этого, в ней представлены, возвышенное, комическое, трагическое и другие эстетические категории.

Искусство - одно из важнейших элементов в системе функционирования «второй природы» человека. Это один из наиболее устойчивых гуманитарных компонентов культуры вообще, в котором в особой знаково-символической форме выражаются представления каждого конкретного типа культуры о духовных ценностях данной культурной эпохи.

Искусство – это особый род творческой деятельности и результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Искусство – это, прежде всего, творчество, инновационная деятельность, поиск новой художественной формы. Важнейшим понятием в искусстве является категория прекрасного, которая задает систему координат, относительно которой выстраиваются и другие эстетические категории, они субординированы и координированы по отношению к прекрасному. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного.

В любом историческом типе культуры существуют особые социальные институты, которые отвечают за обеспечение условий функционирования художественной культуры, за создание, распространение и восприятие эстетических ценностей. Это, прежде всего, система образовательных учреждений, обучение в которых позволяет приобщиться к художественным традициям, что обеспечивает определенную преемственность в отношении к эстетическим ценностям; издательские учреждения, организации, осуществляющие концертно-выставочную деятельность. Это и научно-исследовательские организации самого широкого профиля – начиная с искусствоведческих групп и заканчивая социологическими лабораториями, которые изучают закономерности функционирования художественной культуры, особенности художественного восприятия, зрительскую аудиторию. В современной нам культурной ситуации особое значение в распространении, трансляции художественных ценностей приобретают средства массовой коммуникации.

Искусство – это застывший огонь человеческой субъективности, вновь и вновь загорающийся в душах индивидов, когда последние разжигают его в себе. Субъективность включает в себя: эмоции, чувства, бесконечные оттенки чувств, духовный и душевный мир индивида, всю палитру невысказанного, но подуманного. Искусство создает «партитуру чувств» (В.П. Зинченко). Искусство – одно из важнейших средств воспитания души, поскольку в нем эстетическими средствами выражается духовный и этический опыт человечества. Искусство – это до-теоретическая этика – этика в действии, а не в назидании. Искусство практически вводит человека в мир человеческих ценностей, чего нельзя сказать о науке. Не просто восприятие, а активное восприятие и созерцание произведений искусства есть начало духовной практики (Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании// Вопросы философии. 2001.№2.с. 125). Искусство формирует со-присутствие, сочувственное содействие, со-чувствие, со-переживание. В итоге со-присутствие превращается в симпатическое со-участие или со-причастие, из которых может вырасти со-мыслие. Осваивая мир искусства, индивид развивает эмоционально-чувственную сферу, бесконечную «палитру чувств», способность и потребность к творчеству, к самореализации своей индивидуальности, к самовоспитанию души и самосовершенствованию

Еще в античной Греции древние мыслители обращали внимание на то, что искусство обладает особой способностью гармонизировать внутренний мир человека, формировать определенные нравственные качества личности. Аристотелем было разработано учение о катарсисе, которое включало в себя представление о способности искусства к очищению человеческой души посредством «подобных аффектов». Особое внимание Аристотель уделял роли трагедии, ее способности вызывать катарсис. Именно благодаря трагедии, показывающей тяжелые испытания, выпавшие на долю героев по воле рока, в душе зрителя рождалось чувство сопереживания по отношению к герою, «влекомому силой судьбы». Благодаря этому сопереживанию происходило как бы очищение его души, гармонизация нравственных качеств.

Именно эта способность искусства оценивается как одна из наиболее важных социальных функций искусства – воспитательная функция. Специфика воздействия искусства на реципиента такова, что любые идеи (идейное содержание произведение искусства), представленные в том или ином произведении искусства, никогда не имеют характера прямого поучения, скучной фразы или банальной истины. Любое талантливое произведение, вызывая в душе человека эстетические чувства и эстетические переживания, опосредованным образом, обращаясь к некоторому идеалу (положительному или отрицательному), формирует и нравственные качества личности, причем делает это гораздо более убедительно и настойчиво, чем это происходит при прямом нравоучении.

Эстетические чувства и переживания становятся таковыми лишь в том случае, если они являются частью высшего духовного переживания и значения, т.е. наполняются определенным социально-культурным смыслом. Более того, искусство расширяет сферу моего личного опыта за счет включения в него опыта других (героев и антигероев художественных произведений) как моего собственного и позволяет личности облегчить процесс социализации в данном типе культуры. Однако необходимо говорить и о другой стороне этого процесса – готовности отдельной личности и общества в целом к восприятию нравственного потенциала искусства.

Наука – духовно-практическое освоение мира человеком через призму истинного и ложного, случайного и необходимого, закономерного. Наука это рациональная реконструкция мира посредством познания его устойчивых и повторяющихся связей и создания на их основе моделей объективного и субъективного мира.

Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Овладевая наукой индивид формирует определенный тип рациональности, определенные способы и методы познания мира, развивает формально-логическое, непротиворечивое мышление.

Высшая ценность для науки – истина, а высшая ценность культуры – это человек. Наука, будучи мощным средством рационализации жизнедеятельности человека, может превратить его в робота. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития. Стремясь рационализировать образование и воспитание наука косвенно контролирует систему человеческих целей и ценностей что приводит к формированию «серой посредственности», одномерного человека. Идеалы объективности и рациональности в современной культуре приобретают все более важное значение. Но это ведет к тому, что вытесняются ценности человеческой субъективности, главные компоненты культуры, без которых развитие человека невозможно. В истории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура – как одухотворяющая сила. Рациональность не всегда укладывается в требования нравственности, и противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится до тех пор, пока человек будет средством, а не целью исторического движения.

Власть поощряет приобщение индивидов к науке, точнее, к естественным наукам – как основе развития производительных сил общества, средству развития формально-логического, рационального типа мышления. Гуманитарным наукам – основе развития творческого, эвристического мышления – не уделялось и не уделяется до сих пор должного внимания.

Физическая культура и спорт.

Преобразование и развитие человеком своей собственной природы, физическое совершенство, здоровье духа и тела, здоровый образ жизни рассматривается властью не как средство достижения физического и духовного совершенства человека, а как средство для подготовки человека к производственной и воинской деятельности, как показатель превосходства социалистического образа жизни. Физическая культура и спорт выполняют преимущественно внешние, а не внутренние функции, человек и здесь выступает не целью, а средством.

Физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Физическая культура выступает составной частью общей и профессиональной культуры человека, важнейшей качественной динамичной характеристикой его личностного развития, фундаментальной ценностью.

Физическая культура реализуется в таких формах (компонентах), как физическое воспитание (связанное с освоением физических и духовных сил человека), спорт (их совершенствованием), физическая рекреация (поддержанием), двигательная реабилитация (восстановлением). Внутренним наполнением каждой из них является сочетание интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов, а также определенной системы потребностей, способностей, деятельности отношений и институтов. Это определяет специфику каждого компонента физической культуры, где преобладающим моментом будет служить одухотворенность физического.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, "программ поведения". В ней интегрируются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурное поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

ХХ1 век — век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья молодого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные занятия физическими упражнениями, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.

Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение — способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Физическая культура представляет собой сложное общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания, этики. Она не имеет социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ.

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.

Развитие человеческой субъективности необходимо предполагает овладение духовными и нравственными ценностями и технологиями, выработанными и закрепленными в основных культурно-знаковых системах. В каждой по-своему выражена суть человеческого бытия, каждая из них обладает своей «специализированной» смысловой и символической системой. Поэтому все культурно-знаковые системы должны быть включены в процесс его социализации, в процесс его саморазвития как свободной индивидуальности. Вся трудность заключается в том, как умудриться индивиду за столь короткую жизнь освоить все культурно-знаковые системы, с помощью которых человек строит себя как развитую индивидуальность, с умом, волей и душой.

 

Философия науки

16.1. "Аристотелевская" и "галилеевская" науки. Стандартная концепция научного знания.

16.2. Структура научного объяснения. Критерии демаркации науки и не-науки.

16.3. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ

 

Наука – это учение о сущем. Наука сама по себе есть система объективных истин, она необходима как средство достижения цели (дух, материального порядка). Венцом научного познания выступает теория. Наука есть вид дух деятельности, направленный на выработку, проверку и систематизацию знаний. На их основе создаются средства, расширяющие духовные и практические возможности человека. Создаваемый человеком искусственный мир – это продолжение и усиление его естественных способностей. Научное познание представляет собой единство логической формы мысли и опыта, чувственно - конкретного содержания. От того что из них преобладает в реальном познавательном процессе, выделяются два уровня – эмпирическое и теоретическое.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность – характерные признаки эмпирического познания.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций». Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» - таких как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и т.д. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и т.п.), синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему и др.

Тип научной рациональности — это состо­яние научной деятельности, представленной как отношение «субъект — средства исследования — объект» и направлен­ной на получение объективной истины. На разных этапах ис­торического развития науки, наступающих после научных революций, доминировал свой тип научной рационально­сти. Научным революциям соответству­ют, как считает В. С. Степин, классический, неклассичес­кий, постнеклассический типы научной рациональности.

Классический тип рациональности в научной деятельно­сти, понятой как отношение «субъект— средства — объект», выделяет объект в качестве главного компонен­та указанного отношения. При этом усилия ученого тра­тятся на то, чтобы как можно полнее исключить из тео­ретического объяснения и описания объекта все, что относится к субъекту, средствам и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте.

Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического, характеризуется осознанием влияния по­знавательных средств на объект. Это влияние учитывает­ся и вводится в теоретические объяснения и описания. То есть в отношении «субъект — средства — объект» вни­мание исследователя акцентируется на объекте и одновре­менно на средствах. А так как средства познания исполь­зует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность.

Постнеклассический тип рациональности — это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей­ствия со средствами (а значит, соотносятся и с субъектом, использующим эти средства), но и с ценностно-целевы­ми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских средств и процедур, но и в силу своих ценностно-целе­вых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике соци­альная жизнь, ее ценности и цели признаны компонента­ми (явными или неявными) научного знания об объекте, что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки и гносеологии. Смена типов рациональности есть процесс углубления рефлексивной работы мышления, сопровождающей познавательную деятельность.

Философия науки изучает строение научного знания, закономерности его развития, методы научного исследования. Как особая область философских исследований, философия науки сформировалась в XIX в. в работах английского философа и историка науки У. Уэвелла, его соотечественника Дж. С. Милля, родоначальника позитивизма О. Конта и ряда других философов и ученых. Конечно, и до этого философы немало рассуждали о науке, но делалось это в рамках общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого объявлялось научное познание. В XIX в. наука из полулюбительской деятельности одиночек и членов небольших научных академий стала превращаться в сферу профессиональных занятий многих людей; при университетах, а затем и на промышленных предприятиях начали возникать научные лаборатории и исследовательские центры. В этом социальном контексте появились работы, специально посвященные логике науки, ее истории, роли научного знания в обществе. В начале XX в. в связи с революционными открытиями в физике (теория относительности, квантовая механика), биологии (генетические теории) и других науках интерес к философским проблемам науки еще более возрос. Нужно отметить, что в этот период философию науки плодотворно развивали и в России - В.И. Вернадский, Л.С. Берг, В.И. Ивановский, Т.И. Райнов и другие.

В 1920 - 1930-е годы австрийские и немецкие философы и ученые, члены "Венского кружка" объявили логику и философию науки главной областью философии и в своем почитании научного мышления квалифицировали всю остальную философию как спекулятивную метафизику. Эту позицию - позитивистский сциентизм (от лат. scientia - наука) - философы науки, начиная с 1950-х гг. стали активно критиковать. Тогда же началась разработка концепций современной "постпозитивистской" философии науки, для которых характерно внимание к историческому развитию научного знания, его многообразным связям с философской, религиозной и социально-гуманитарной мыслью.

 

"Аристотелевская" и "галилеевская" науки






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных