Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему мы меняем хоккеистов?




Д иктор объявлял состав команды:

...Номер восьмой - Вениамин Александров, номер девятый...

Д иктор запнулся, сделал паузу. Видимо, разбирал незнакомую фамилию хогакеиета.

И тогда, в тот печальный для меня день я по-настоящему понял, как велика наша потеря, понял, что наступил тот неотвратимый час, когда мы должны прощаться с лучшим звеном в истории отечественного хоккея.

С емь лет, целых семь лет в хоккейных дворцах Москвы и Горького, Воскресевска и Киева, на ледовых стадионах Чехословакии, Швеции, Канады, Польши, Австрии, Финляндии, США, Югославии, Швейцарии дикторы знали, что вслед за фамилией Александрова - номер восьмой, следует всегда произносить другую знаменитую фамилию: номер девятый - Александр Алъметов.

И вот диктор запнулся: Смолин - это имя мало что говорило.

У шел раньше Константин Локтев, покинул хоккей Александр Альметов. Вместе с именем их прославленного партнера стали звучать другие фамилии. Звено "А" - первая тройка нашего хоккея, альметовская тройка - перестало существовать. К нам в ЦСКА, в мой адрес приходили письма от поклонников хоккея. Некоторые спрашивали, как будет выглядеть первая тройка ЦСКА, кто станет играть вместе с Александровым в сборной страны?

М огут ли рассчитывать на успех В. Петров и Б. Михайлов? Другие возмущались: не слишком ли рано отпускаем мы из хоккея великих мастеров, сможем ли найти им замену?

И так, вопрос, волновавший многих,-кто заменит Аль-метова? Сможем ли мы быстро воспитать достойную замену выдающемуся хоккеисту?

Д умаю, что выскажу совершенно бесспорную и очевидную мысль, если замечу, что в последние годы советские тренеры нашли эффективные средства воспитания и подготовки высокотехничных, тактически зрелых, физически очень сильных хоккеистов. Мастеров международного класса.

Х очу поговорить об одном, но, как мне подсказывает опыт, самом главном в хоккее - о нравственном воспитании спортсменов. Об этическом воспитании молодежи.

З адумывались ли вы когда-нибудь над тем, для чего мы играем в хоккей? Только ли для того, чтобы приносить нашим поклонникам, болельщикам радость волнения, радость побед? Только ли для того, чтобы демонстрировать высокое искусство спорта? Видимо, все-таки нет.

Мастера семидесятых годов

Мы культивируем хоккей и для того, чтобы воспитывать у нашей молодежи - не только на производстве, в армии, на школьной или студенческой скамье - лучшие черты характера: доброту, товарищество, патриотизм и интернационализм, высокий дух сознательной дисциплины, инициативу, творческую сметку, бесстрашие, уважение не только к друзьям, но и к соперникам по спорту.

Я говорю о главном - о воспитании в спорте, в хоккее настоящего советского человека, патриота своей Отчизны.

Это не изученная пока проблема, мне, во всяком случае, почти не приходилось читать работы, исследования ученых, педагогов по этому поводу. А ведь нам, практикам, крайне важна помощь ученых: успешное практическое решение комплекса этих задач - гарантия нашего превосходства над конкурентами.

С ознание долга, подчинение личных интересов коллективным, огромное желание трудиться для команды, большая любовь к спорту, преданность спортивному знамени коллектива-вот что становится сейчас в спорте главным.

Т ема эта кажется особенно злободневной и интересной мне и потому, что во многих командах идет сейчас процесс смены поколений.

У ходят большие мастера, подрастает молодежь. Смена поколений - далеко не механический процесс. Это процесс, хотя и вполне естественный, но сложный, творческий, требующий не одного дня раздумий, усилий, беспокойства.

З десь нужны и такт, и осторожность, и решительность.

С мена поколений может быть обусловлена разными причинами. В одном случае мастер уходит просто из-за возраста, он утратил былую скорость, вкус и интерес к игре. В другом - спортсмен, отягощенный славой, теряет чувство ответственности, становится недисциплинированным, нарушает спортивный режим. В таком случае коллектив и тренеры без особого труда принимают верное решение, оно очевидно. Мы просто обязаны освободить из команды ветерана, мастера и поставить на его место новичка.

Но есть и другие причины, обусловливающие смену поколений. Девять лет подряд становимся мы чемпионами мира. И было бы по крайней мере наивно думать, что соперники наши со вторыми ролями смирились, что победы на будущее нам уже гарантированы. Нет, совсем нет!

Нас изучают, специально готовятся к дальнейшим схваткам с нашей сборной. Изучают не только манеру действий всей команды, каких-то звеньев, отдельных игроков. Заметен большой интерес и к учебным занятиям, к методам и средствам подготовки классных хоккеистов.

В Вене, Стокгольме и Берне, например, на наши тренировки приходили специалисты и журналисты, тренеры и спортсмены. Они не только записывали содержание урока, но и все подробно фотографировали. А патер Бауэр вместе со своим коллегой тренером Маклеодом, посмотрев тренировку сборной СССР, через несколько часов провел свое занятие, включав в него наши упражнения.

А через несколько лет Бауэр пришел на нашу тренировку, когда мы были в...Японии. Хоккеисты ЦСКА готовились к матчу, и вдруг кто-то из ребят, окликнув меня, показал на стеклянную ограду. Я увидел нашего старого знакомого.

Нас изучают не только для того, чтобы копировать, но и для того, чтобы творчески развить ту систему, ту тактику, те методы, которые мы культивируем, чтобы найти средства борьбы против нашей сборной.

Вот почему первооткрывателю, пионеру, следопыту всегда двигаться труднее, чем тем, кто идет вслед за ними. Вот почему мы должны быть сильнее самих себя, если хотим оставаться первыми, если хотим сохранить почетное и лестное звание правофланговых.

П редстоит, видимо, найти иные формы учебно-тренировочной работы, подобрать новые упражнения, продумать и обосновать новые требования к игрокам, проверить заново наши тактические ключи, отыскать неизвестные прежде построения.

Но новая тактика, новая схема действий на площадке требует подчас и... новых исполнителей, совершенно отличных от прежних, от спортсменов-ветеранов.

В сущности, не так сложно уловить момент, когда приходит пора менять заслуженного ветерана. Он и сам чувствует, что годы берут свое. Но труднее менять прославленного мастера, когда еще силы его не исчерпаны, когда нужно иметь мужество сказать ему: "Спасибо тебе за все, до свидания, мы вынуждены прощаться, потому что сегодняшний хоккей перерос тебя". А тянуть, оттягивать это жестокое решение тренер не имеет права. Ветеран не соответствует новому амплуа, не справляется с новыми заданиями и потому тянет вниз всю команду, и игровые идеи тренера лопаются как мыльные пузыри.

Д опустите мысль, что наши великолепные мастера, триумфаторы Стокгольма, Инсбрука, Тампере, Любляны, Вены, Гренобля, Стокгольма, Берна и Женевы, будут играть в той же манере, что и на льду "Юханнесхофа", что объем их работы остался бы прежним, а творческое понимание игры не изменилось, степень технической оснащенности сохранилась. Можно с уверенностью сказать, что в таком случае победы на следующих чемпионатах мы не добьемся.

П отому что в спорте не может быть повтора. Потому что здесь недопустима, немыслима даже самая мысль о застое.

По опыту Фирсова

С ейчас в национальной сборной ряд хоккеистов приблизился к тому печальному для любого спортсмена возрасту, когда в счете прожитых лет первой цифрой становится тройка. И хотя я убежден, что по "метрикам" спортсмена списывать нельзя, отчислять из команды можно только из-за нарушения общепринятой дисциплины, этики, снижения уровня мастерства, изменения отношения к хотекею,- все-таки озабоченность наша о смене поколений становится все сильнее.

А как менять? Кем, кого и когда?

У нас есть несколько классических примеров, когда молодежь, попавшая в основной состав классной команды, не подвела, "выдюжила", вынесла все превратности судьбы и стала играть на равных с самыми маститыми и популярными чемпионами. Общеизвестен пример с тройкой, которую по праву называют фирсовской. Вы помните, в 1965 году Анатолий отказался от спокойной жизни и взял к себе в партнеры, на выучку, двух юных хоккеистов. Этот первый эксперимент, когда опытный, большой мастер взял на себя ответственность за спортивную судьбу двух парнишек, прошел успешно.

С ейчас и другие корифеи нашего хоккея стремятся воспитать около себя молодых товарищей. Такой опыт успешно проходит в "Спартаке", где, играя рядом с выдающимся мастером современного хоккея Вячеславом Старшино'вым, на глазах растут Евгений Зимин и Александр Якушев.

И это прекрасно. В этом - одно из самых принципиальных достоинств нашего общества, советского спорта, в частности хоккея.

Не думаю, что только мы, тренеры, воспитываем юных. Сила тренера как педагога заключается в умении привлечь, использовать ведущих мастеров. Их порядочность, доброту, высокий уровень мастерства. Их умение отказаться от личного успеха ради успеха товарищей. Помните? В Любляне Фирсов играл хуже, чем обычно, и только потому, что главным для него в те дни была помощь молодым. А разве Старнпшов и Майоров, игравшие с Зиминым (в Вене в их тройку подключались Александр Якушев и Виктор Ярославцев), разве они мало помогали своим партнерам? Лидеры команд жертвуют частью своего таланта, мастерства, частью славы, чтобы молодые спортсмены смогли принести пользу коллективу, вырасти в асов советского хоккея, прославить свою страну,

И ногда людям, плохо знающим спорт, все кажется простым и понятным, элементарным, почти скучным. Они думают: наступит день, и тренеры поставят в основной состав своей команды вместо ветерана молодого спортсмена. Жизнь есть жизнь, всему приходит свой черед, и нет ничего страшного или особенного, тем паче чрезвычайного, в том, что юнец сменяет "старичка".

Д а, внешне кажется, что все просто и что нет никаких проблем: играет тот, кто сильнее - в мастерстве, волевой собранности, дисциплине, умении ценить дружбу товарищей, а возраст здесь ни при чем.

Но всегда ли все так просто на практике, в жизни?

На страницах наших газет часто бесконечно хвалят какого-то тренера: из года в год целыми группами вводит он в основной состав молодых ребят, делает это даже в ходе календарных матчей, в разгар сезона.

Н о... Посмотрите на итоговую таблицу чемпионата страны. Оказывается, эта команда никогда выше средних мест не поднимается.

Д умаю, что штука нехитрая: в такой вот средней команде вводить молодежь в основной состав. Ведь там юные ребята заменяют, скажем мягко, не очень сильных хоккеистов. В таком случае нет большого риска, нет угрозы допустить промах, ухудшить заменой игру звена или всей команды.

Но другое дело вводить молодого парня вместо классного мастера, равного которому трудно подыскать не только внутри страны, но, может быть, и вообще на нашем континенте.

Д олжен сказать, что уход из хоккея Константина Локтева, Александра Альметова, Вениамина Александрова, Владимира Брежнева - "китов", на которых стоял наш хоккей, повлек за собой целый ряд трудностей.

Как ввести молодых на места ветеранов? Как ввести молодого, чтобы не ошибиться? Ведь речь идет о команде, которой не прощают второго места, которая всегда нацелена на медали высшей пробы!..

Три года назад создали новое звено по опыту Фирсова с Вениамином Александровым.

Э тот большой мастер был достаточно терпелив, хотя и не всегда, частенько он сам играл не так ярко, как мог бы: все силы его уходили на помощь молодым. Вениамину приходилось вдвойне трудно.

Не одна, а две пары молодых спортсменов учились хоккею у шестикратного чемпиона мира. Но труд Александрова благодарен - прошло время, и партнеры по звену обрели уверенность и смогли многое перенять у своего учителя.

Как же воспитывать, как же готовить из ребят мастеров международного класса?

П ервое, как бы это ни было обидно, следует запастись терпением, терпением и еще раз терпением. Второе - обязать дебютантов - и по человеческому своему долгу и по спортивным принципам - ускоренными темпами приближаться к лидеру звена, опережать тех, кого они меняют.

Шаг вперед

А в чем опережать? Видимо, вряд ли возможно за год-два, в восемнадцать-двадцать лет, достигнуть того высочайшего уровня совершенства спортивного искусства, которым владели ветераны ЦСКА.

О дно дело - желание, другое - реальные возможности. Ведь мастерство пришло к талантливым спортсменам в результате многих лет исступленного, фанатичного труда, участия во многих чемпионатах мира. Они учились -не только на победах, но и на поражениях. Это были спортсмены достаточно высокой культуры, эрудированные, умные.

Но должны же в чем-то молодые опережать ветеранов уже сегодня?

Н епременно! В старательности. В добросовестности, в фанатизме. В желании играть.

М еня довольно часто спрашивают, конфликтую ли я с игроками,- наслышались о моем характере.

Д а, непременно. Определенное недовольство, суровость в учении, бесконечная требовательность - это мое кредо. Ведь важна не только подготовка классного хоккеиста, но и нравственное воспитание молодого человека. Особенно требователен я в том случае, когда юноша только начинает постигать премудрости хоккейной школы. И уж если молодые люди дерзнули заменить корифеев нашего хоккея, то я считаю вправе потребовать от них, чтобы они уже в этом году, выступая на месте Аль-метова, играли хотя, может быть, и слабее, но с не меньшим чувством ответственности.

Они пойдут дальше. Они обязаны пойти дальше. Иначе нарушится в нашем хоккее связь времен, иначе мы остановимся. А остановка равносильна движению назад, отступлению.

Н аши дебютанты должны быть людьми еще более преданными хоккею, еще более культурными, еще более творческими, еще более смышлеными, чем те, кто прокладывал им путь к вершинам хоккея.

Вот почему в первые годы мы должны заняться как раз этим - нравственным воспитанием молодых. Наверстывать упущенное всегда трудно. А подготовленные морально, наши новобранцы и играть отлично научатся быстрее.

Матч сезона: "Спартак" - ЦСКА

П реемственность игры - это не копирование творческого, игрового почерка тех, кто принес славу отечественному хоккею. Копия, даже самая удачная, всегда хуже оригинала. Именно поэтому мы, тренеры, стремимся опираться на сугубо индивидуальные достоинства, двигательные навыки, черты характера того или иного спортсмена, применять в своей практической деятельности принцип: к каждому нужен свой подход.

П реемственность - это сохранение и приумножение всех лучших традиций. Прежде всего наследование идейных и нравственных принципов, традиций трудолюбия, коллективизма, преданности спортсменов любимому виду спорта, дисциплины в команде, уважения старших товарищей. Это память о тех, кто учил молодых, передавал им свой опыт, верность и преданность спортивному знамени клуба, серьезное отношение к каждому матчу, к каждому сопернику, это, наконец, традиции организации тренировочного процесса.

Мы обязаны наследовать все лучшее. Не только тактику или технику игры.

Все лучшее.

Т олько лучшее...

И так бывает...

Не буду рисовать картину в розовых красках. И у нас, в хоккее, тоже далеко не все получается так, как хотелось бы.

Р азве мало было способных юношей, молодых людей, которые так и не выросли в больших мастеров, и имена их почти неизвестны в нашем хоккее?

Г лавная наша забота - воспитание человека в хоккее. Воспитание порядочности, строгой дисциплины и чувства ответственности, высокой культуры, творческого понимания хоккея - наикратчайший путь к подготовке мастеров международного класса. И юный хоккеист никогда не заменит Константина Локтева или Бориса Майорова, если не будет обладать таким же бойцовским, мужским характером, какой отличал ветеранов.

Но не думаю, что около каждого большого мастера можно воспитать молодых способных ребят. Не каждому по плечу та ответственная роль, которую играют или играли Фирсов и Старшинов, Майоров и Александров.

З десь психологически все довольно сложно. Ведь тот, кому ты передаешь свой опыт, завтра займет твое место, и о нем, а не о тебе будут говорить зрители, и о нем, а не о тебе будут писать газеты. Помогая молодому хоккеисту быстрее подняться к вершинам мастерства, ты сознательно идешь на укорачивание своей спортивной биографии. Нужно очень сильно любить хоккей, а не себя в хоккее, чтобы искренне, всей душой стремиться поставить на ноги новичка, дебютанта команды.

Не получился "дядька-воспитатель" из Александра Альметова, хотя рядом с ним играл довольно интересный молодой хоккеист. Не получается наставник и из динамовца Владимира Юрзинова, спортсмена с громким именем.

С лишком уж сильно Юрзинов мечтал сам попасть в сборную, и потому молодые интересовали его прежде всего с одной лишь стороны: как он будет выглядеть вместе с ними, помогут ли они ему попасть в сборную? И Альме-тов и Юрзинов далеко не всегда терпеливо относились к своим товарищам, не умели, да и не хотели брать их ошибки на себя. Эти мастера не умели понимать и ценить молодость, им не хватало такта и выдержки. Да и не могли они уже заражать своим трудолюбием, игровым пафосом юных партнеров, играя "через не могу".

А ведь при прочих равных условиях - при равенстве в степени технической, физической и тактической подготовки - преимущество сегодня чаще всего бывает на стороне той команды, того спортивного коллектива, где собрались спортсмены более волевые, мужественные, дружные.

М еня возмутил случай, происшедший однажды на матче московских команд "Динамо" и "Локомотив". Динамовцы выиграли в тот вечер с довольно крупным счетом - 6:0.

Не счет меня удивил. Удивило и огорчило другое.

К огда до конца встречи оставалось около трех минут, пятерка ведущих хоккеистов "Локомотива" во главе с капитаном команды Виктором Цыплаковым ушла в раздевалку. Гуськом, один за другим, вслед за капитаном уходили Валентин Козин, Виктор Якушев и два защитника, играющих с этой тройкой,- поле покидали все ведущие мастера "Локомотива". Матч еще не окончился, команда по-прежнему вела трудное сражение с разыгравшимися динамовцами, а лидеры, не обращая внимания на своих товарищей, равнодушно уходили с поля.

Как может игрок - я уже и не говорю о капитане,- даже если он получил травму, уйти с поля сражения, не разделив со своими товарищами хотя бы морально всю тяжесть испытания! А ведь это безразличие, это равнодушие могут у ведущих - незаметно для самих себя- перенять и молодые.

Не знаю, говорил ли об этом в те минуты или позже, после матча, своим ветеранам тренер "Локомотива", не знаю, может быть, лидеры покинули площадку даже с разрешения наставника команды, но уверен, что делать это им ни в коем случае не следовало.

Не верю я в капитана, что первым покидает корабль в минуту опасности.

Критерий - один

И ные времена - иные нравы.

Лет пять назад мне пришлось писать относительно сомнительных утверждений, таких, как: "Он пьет, но играет", "Он курит, а все равно лучший в команде", "Он недисциплинированный, а защитников, равных ему, пока нет". Полагаю, что эти высказывания принадлежат недалеким людям. Рад, что у нас все реже возникают поводы говорить об элементарных нормах спортивного режима и спортивной дисциплины. На нашем знамени написано: большая политическая зрелость, порядочность, прочная нравственная основа, преданность хо-ккею, высокая куль-

т ура, умение подчинять свои интересы интересам товарищей, коллективу.

Т о, что мы уделяем столь серьезное внимание нравственному воспитанию молодежи, и определяет наше преимущество перед западными соперниками.

О собенно требовательным тренер команды обязан быть на учебно-тренировочных занятиях. Бессмысленно, в сущности, требовать от спортсмена в ходе матча выполнения того, чему его не научили до матча.

Но что такое тренировка? Почему я говорю о ней так много?

П режде всего потому, что в отношении к тренировкам, к работе на тренировке, в трудолюбии проявляются заметнее всего результаты нашей воспитательной работы, потому, что объемный, самоотверженный труд - одна из лучших традиций советских хоккеистов, та черта отечественной школы хоккея, о преемственности, сохранении которой мы беспокоимся в первую очередь.

Вот более чем впечатляющий пример, свидетельствующий о том, сколь велика в наши дни роль тренировки.

В идимо, со мной согласятся, если я скажу, что Фир-сов-1967 - это непревзойденная звезда. Поскольку большинство читателей имеет до!вольно смутное представление о канадских профессионалах, то сравнивать игру Анатолия с ведущими мастерами четырнадцати клубов Канадо-аме-риканской национальной хоккейной лиги я не буду. Но думаю, бесспорно, что на нашем старом континенте равных Фирсову сыскать трудно. Во всяком случае, на турнире в Вене журналисты всех стран проявили редкое единодушие - 121 из 122 корреспондентов, ответивших на анкету, назвали Анатолия лучшим хоккеистом мирового чемпионата.

Но в начале следующего сезона...

Э тот сезон начался для Фирсова трагично. На пляже в Варне, где он отдыхал, Толя порезал ногу о стекло. Только нога начала заживать, как новая беда: возясь с машиной, Анатолий забыл поставить ее на тормоза. Машина съехала с места, и Толя не успел убрать руку. Больше месяца рука была в гипсе. Тридцать пять дней Фирсов не мог тренироваться с клюшкой.

П равда, все эти дни он катался на коньках с пудовыми веригами на поясе: ухитрялся как-то поднимать на плечи тяжеленную штангу. Анатолий занимался акробатикой, силовыми упражнениями, играл одной рукой в баскетбол. Он бегал, прыгал, но прыгал чаще на одной ноге: вторая все еще давала о себе знать.

Ф ирсов не ленился, работал, как мог. И все-таки Фирсов - великий, несравненный Фирсов - в первых матчах чемпионата выглядел рядовым, откровенно заурядным игроком.

Р азумеется, я нисколько не сомневался, что Фирсов с его трудолюбием полностью восстановит свою форму.

А натолий не мог как следует тренироваться всего месяц с небольшим - и вот великого хоккеиста сразу не стало.

Н ужно ли говорить еще что-нибудь о роли тренировки?

Это должны понять молодые, те, кто входит в большой хоккей, кто мечтает заменить Александра Альметова. Уж если Фирсов столько потерял, то что же останется от молодого таланта, если он хотя бы на неделю позволит себе расслабиться, сбавить темп, ослабить интенсивность тренировок?

Мы заметили, что наш дебютант Александр Смолин, играя вместе с В. Александровым и читая в газетах не совсем умеренные похвалы себе, утратил тот боевой задор, который так необходим молодежи, когда она стремится к вершинам мастерства.

Мы заменили его Петровым, дав Смолину понять, что право играть с великолепным мастером надо еще заслу-жить - в первую очередь своей старательностью и честным отношением к товарищам.

К сожалению, это бывает,- сыграв прилично два-три матча, молодой спортсмен бежит в газетный киоск и скупает все газеты, где есть о нем какие-то лестные фразы, заучивает их буквально назубок. Потом, смотришь, такой новичок, переоценивая собственные силы и возможности, начинает вести себя в чем-то не совсем верно. Твердо убежден - нет большего зла, чем самоуспокоение после одного или даже серии удачных матчей! Умный молодой человек должен всегда быть недоволен собой. Учиться никогда не мешает.

Мы несколько лет настойчиво "возились" со Смолиным. Нам очень хотелось, чтобы он стал классным мастером. Но ему так и не хватило характера, не хватило трудолюбия. И нам пришлось от него отказаться.

К сожалению, подобные истории не редкость. Что греха таить, в высшей лиге самые высокие требования, и есть немало мастеров, которые предпочитают жизнь более спокойную и легкую.

С молину не хватило силы воли, чтобы стать по-настоящему классным мастером.

Прошу за кулисы

 

Легко в бою

В ряд ли уместно сравнивать хоккей, который мы знали и любили даже лет десять назад, с хоккеем современным. Разница слишком велика, слишком разительна.

В ыход нашего спорта на международную арену и успехи, достигнутые советскими хоккеистами, сделали хоккей чрезвычайно популярным в стране. А размах и популярность, которые приобрела эта замечательная игра, строительство летних катков создали предпосылки для превращения хоккея в спорт круглогодичный.

Не думаю, что остались в спортивном (или "около-спортивном") мире скептики, которые считали бы случайными победы советских хоккеистов над сильнейшими командами мира, в том числе над командами Канады, где хоккей имеет многолетние традиции и является национальным видом спорта.

Н аша отечественная школа хоккея опирается на достижения, на опыт великолепных мастеров хоккея с мячом, новые методы тренировки, постоянную творческую атмосферу, отличающую труд, поиски советских тренеров, самоотверженную работу спортсменов, внимание и помощь.

П орой можно услышать безапелляционное суждение, что такой-то хоккеист-классный игрок, а такой-то-нет.

Не стоит, право, торопиться с оценкой хоккеиста.

С трибун об игроке судят порой слишком поспешно. Болельщику в глаза бросается своеобразная манера любимого игрока, его сильные или просто привычные стороны мастерства, но ускользают недостатки. Любители спорта помнят изящный финт хоккеиста, остроумный пас, неожиданный и точный бросок, однажды увиденные в том или ином матче.

Как оцениваем игрока мы, тренеры? Кого мы считаем классным хоккеистом?

Наш ответ определяется суммой слагаемых - объемом действий спортсмена, его страстностью, технической прочностью, тактической искушенностью, игровой дисциплиной, умением творить, импровизировать, помогать партнерам.

Это только в канадском профессиональном хоккее принято считать фаворитом того, кто забросил шайбу. У нас - другие критерии, и не случайно в сезоне 1969/70 года мы в звене Петрова ставили Бориса Михайлова и Валерия Харламова по мастерству выше центрфорварда, хотя Володя был самым результативным игроком в стране.

Н о... Видимо, следует более подробно раскрыть секреты нашей "кухни". Рассказать о том, как, каким образом, в каких условиях воспитываем мы современных хоккеистов высокого класса.

одом из детства". Эта фраза точно вскрывает истоки, первоосновы мастерства лидеров нашего хоккея.

П опулярнейшие соревнования юных спортсменов на призы "Золотая шайба", кроме задач воспитательных, имеют и другую функцию - первичную техническую, физическую и тактическую подготовку ребят.

В самом деле, техническое мастерство, основными компонентами которого считаются хорошая координация движений, ловкость и быстрота в действиях, может прививаться весьма успешно уже в детском возрасте. Позже, после нескольких лет серьезных и, главное, регулярных занятий, к этим достоинствам юного спортсмена добавляется то качество, которое мы определяем сейчас термином "скоростная выносливость". В это же время у молодого хоккеиста идет интенсивный процесс накопления силы, но не той простой физической силы, которая позволяет человеку поднимать, например, большие тяжести, а силы, если можно так выразиться, "специфической". Тех качеств атлетизма, без которых немыслим современный хоккеист.

С овременный хоккей - игра прежде всего атлетическая. Вот почему выработке, формированию качеств атлетизма с раннего возраста должно быть уделено основное внимание. Тех особенных, присущих лишь хоккею качеств, которые определяются природой, характером нашей игры.

В ряд ли кто не знает, что хоккеисту необходима большая сила ног, дающая ему возможность передвигаться по площадке в течение всей игры на высоких скоростях. Хоккеисту нужна особенная сила рук, мышц туловища - для ведения силовой борьбы и резких опасных бросков по воротам.

К оординация движений, ловкость, я бы даже сказал, увертливость-эти качества тоже присущи ледовому бойцу. Ко всему этому хоккеист должен обладать прекрасным здоровьем, высокой волевой закалкой, отличаться способностью быстро восстанавливать силы после самых утомительных сражений, играть коллективно, в пас, не снижая своего мастерства в любых условиях.

К роме того, хоккеисту нужна превосходная ориентировка, разумная осмотрительность - умение видеть все поле, мгновенно оценивать меняющуюся обстановку, неожиданную ситуацию.

А если это так, то разве может добиться успеха в современном хоккее спортсмен, у которого отсутствуют такие важные качества специфической "хоккейной" силы, какими мы вправе считать острую, мгновенную реакцию, быстроту, если хотите, скорость действий с клюшкойг умение мгновенно распорядиться шайбой и "выстрелить" по воротам.

Т аковы вкратце требования, предъявляемые сегодня к хоккеистам.

Для выработки у хоккеистов необходимых им качеств создана определенная система тренировки.

В современном хоккее игровой сезон весьма продолжителен. Помните, первый календарный матч в сезоне 1970/71 года - в рамках турнира на приз газеты "Советский спорт"- состоялся 17 августа 1970 года, а последний - 29 апреля 1971 года. На подготовительный период остается немного времени. И вот за этот короткий срок хоккеистам необходимо приобрести такую атлетическую подготовку, которая будет своеобразным фундаментом для их успешной игры на протяжении всего сезона.

Вот почему в ЦСКА (сходная ситуация и в других командах) мы уделяем особое внимание выработке атлетизма на занятиях с юными хоккеистами. Крайне важным моментом является выбор средств. Ведь нам совсем не нужен тот атлетизм, который олицетворяют собой наши могучие тяжелоатлеты с их прекрасно развитой мускулатурой. Как показала практика, такие спортсмены, легко справляющиеся с тяжелой штангой, придя в хоккей, остаются скованными, недостаточно резкими и гибкими атлетами. Обычно они не могут хорошо освоить технику игры.

Ш танга для нас - средство выработки не силы вообще, а силы, необходимой хоккеисту, и это, очевидно, всем понятно.

Х оккеисту нужны сильные ноги - он выполняет приседания со штангой, подпрыгивает с тяжелым снарядом в руках, положив штангу на плечи, имитирует бег на льду.

Для развития силы у хоккеистов мы используем кроме штанги и специальные отягощающие пояса, эспандеры, набивные мячи, гантели.

К стати, несколько слов о наших специальных отягощающих поясах. Это - своеобразные "вериги", которые весят двенадцать-пятнадцать килограммов. С улыбкой вспоминаю тренировки в стокгольмском "Юханнесхофе" в марте 1970 года. Сплошной стеной стояли фоторепортеры разных стран вдоль борта хоккейного поля. Они, не переставая, щелкали своими камерами, снимая удивительную тренировку русской сборной. И самое пристальное внимание привлекал пояс, который надевали наши спортсмены.

Б ольшой выбор средств для выработки атлетизма у хоккеистов предоставляет нам и легкая атлетика: бег, прыжки, "метание" ядра.

Мы бегаем много. Но в хоккее бег на коньках носит переменный, взрывной характер, нас не устраивает кросс: всякая монотонность вредна. Нам нужна "умная" скорость, хоккеист должен уметь управлять ею: исход матча часто определяется именно "суммой скоростей" команды.

Х оккеистам, я считаю, полезны старты из разных положений, бег боком и спиной вперед, бег с изменением направления, эдакий слалом между предметами и товарищами, партнерами, скоростной бег, различные эстафеты с переноской груза.

Все уроки, все тренировки хороши, кроме скучных.

Х орошо помогает развитию атлетизма у хоккеистов специальная акробатика. И потому на наших трениров-как вы увидите сальто и кульбиты через какие-то препятствия или просто через партнера.

П рактикуем мы в клубе, да и в сборной тоже, и специальную борьбу, когда один спортсмен должен за 20 секунд "дожать" другого на лопатки. Или другой вид борьбы - один оказывает сопротивление двум-трем наседающим на него противникам.

Для выработки атлетизма используем и видоизмененный баскетбол: хоккеисты, сидя друг у друга на плечах (пары чередуются), ведут игру набивным мячом. Ставим при этом и дополнительные условия: например, попадание засчитывается только тогда, когда все игроки находятся на стороне соперника. Используются в таком матче и скоростные рывки. Вся игра имеет специальный скоростно-силовой характер, соответствующий хоккею.

Ц енен баскетбол для хоккея и тем, что позволяет в ходе матча отрабатывать различные тактические варианты игры.

И спользуем мы на своих учебно-тренировочных занятиях и так называемый "футбол-хоккей".

П робуем играть на льду и в ручной мяч - набивным мячом. Иногда получается! Трудность прибавляет азартности.

И гровой метод проведения занятий хорош, между прочим, тем, что спортсмены незаметно получают довольно большую нагрузку.

Не обязательные, порой просто нудные, осточертевшие упражнения, а живая непринужденная игра и спортивные развлечения, вызывающие положительные эмоции,- вот что, на мой взгляд, приносит наибольший эффект. Особенно полезны такие уроки для юношей.

Чем больше разнообразных средств и даже... развлечений используется в тренировках хоккеистов, тем лучше. Тем выше результаты. Вред монотонности и однообразия очевиден. Поэтому творческая работа тренера, поиски им новых методов тренировки непременно должны дополняться активной изобретательностью самих спортсменов.

Н еобходимо как можно чаще менять места проведения занятий. Занятия на воздухе обычно вызывают положительные эмоции и снимают утомление. Вот почему тренировки лучше всего проводить на лоне природы, и если у команды есть возможность потренироваться в лесу, на поляне, у реки, непременно используйте эту возможность.

К роме всего прочего, такие занятия способствуют еще и укреплению здоровья и закаливанию организма.

С овременный хоккей характеризуется огромными физическими и психологическими нагрузками. Так, наши ведущие хоккеисты Б. Михайлов, В. Петров, В. Викулов, А. Рагулин в сезоне 1970/71 года сыграли почти по сто матчей на самом высоком уровне. А ведь Михайлов и Рагулин, Викулов и Петров потому и стали ведущими мастерами, что все матчи, и особенно принципиальные (а таких с каждым сезоном все больше), проводят с большой долей ответственности, отдаваясь игре до конца.

Сто матчей, и в каждом надо быть сильнее соперника, сильнее лучших хоккеистов страны, сильнее игроков национальных сборных.

Ч тобы быть на голову выше противников, надо много и добросовестно тренироваться. Тренироваться честно. Не для тренера. Для себя.

В хоккее действует армейский закон: "Больше пота в учении, меньше крови в бою".

В ажно научить спортсменов работать на учебных занятиях с охотой, научить их преодолевать все трудности и при этом не жаловаться.

И менно в этом первооснова психологической подготовки хоккеистов.

С оветским людям присущи определенные черты характера, достоинства, которые мы и стремимся развивать, совершенствовать в процессе подготовки хоккеистов. Сила, удаль, ярко выраженное чувство товарищества, коллективизм, стойкость, мужество, честность, смекалка - разве уступим мы кому-нибудь в этих качествах!

Н ациональная школа хоккея, как, впрочем, и любого другого вида спорта, должна непременно учитывать характер нации, ее психологические особенности, и я вижу одну из причин самобытности нашего хоккея как раз в том, что мы опираемся на изучение характеров своих игроков.

В свое время мы познакомились с методикой подготовки хоккеистов в Канаде. Однако слепо копировать эти методы не стали. Чтобы идти вперед, чтобы быть первым, следует всегда искать новый путь.

Д умаю, что наши тренеры, специалисты, спортсмены могут с гордостью сказать, что они нашли этот свой собственный путь.

С ейчас уже канадские и другие тренеры пытаются раскрыть наши "секреты". Стараются перенять некоторые особенности игры советских хоккеистов. В последние годы канадские тренеры, да и шведские и чехословацкие тоже, приступили к детальному изучению нашей школы. Я уже говорил, что наставники сборной Страны кленового листа Бауэр и Маклеод проводили занятия своих ребят по точному конспекту нашей тренировки.

Т акова жизнь - вчерашние ученики нередко учат своих бывших учителей.

О днако вернемся к психологической подготовке спортсменов, точнее, к тому, что лежит в основе этой подготовки.- к атлетизму, волевой заряженности игроков, умению переносить большие нагрузки.

Мы считаем, что определяющим фактором в современном хоккее все чаще бывает не техническое или тактическое мастерство, а физическая и морально-волевая подготовка спортсменов. На базе атлетизма, хорошей физической подготовки игроков можно успешно совершенствовать и тактико-техническое мастерство, но при отсутствии у хоккеистов атлетизма на успех рассчитывать сейчас нельзя: самая совершенная техника, прекрасная тактическая сообразительность не выручат хоккеиста, утратившего спортивную форму.

А льметов - печальный тому пример.

М удрый стратег, техничнейший форвард, обладающий отличным финтом, владеющий искусством тонкого, ювелирного паса и резкого сильного броска, один из наиболее творческих, думающих мастеров нашего хоккея, и вот... Сдал физически - и сразу же не стало былого Альметова. Великого Альметова.

З доровый дух и волю коллектива, роль коммунистов и комсомольцев в организации полноценных тренировок и в укреплении моральной собранности спортсменов в подготовительный период и в период ответственных игр трудно переоценить. И никогда тренер не добьется успеха в своей работе, если перестанет опираться на партийные и комсомольские организации, на коллектив, на самих спортсменов.

Мы иногда наказываем ребят тем, что даем им задание тренироваться самостоятельно, вне коллектива. Это- тяжелая и суровая мера воспитания. Но еще более строгим наказанием является отстранение спортсмена от участия в игре тренером и коллективом.

П одчеркиваю - коллективом. На тренера можно обидеться. Можно решить, что тренер просто "придирается". Но на товарищей, на всю команду обидеться нельзя. Тут уж нужно подумать о своем отношении к делу.

Вот почему каждый старается тренироваться на совесть: коллектив строго спрашивает с нарушителей спортивного режима, спортивной этики.

Плюс сила

Я уже говорил, что в подготовительном периоде занятия хоккеистов ЦСКА направлены в основном на выработку у спортсменов атлетизма.

В это время на специальную атлетическую подготовку юношей мы отводим до 70 процентов учебного времени. У мастеров до 50 процентов.

В основном периоде, во время календарных матчей, занятия по атлетизму не прекращаются. Из пяти тренировок в неделю одна-две посвящены этому предмету. При двух тренировках в день атлетизму обязательно отводится одна из них. Большие нагрузки на учебном занятии не только способствуют длительному сохранению спортивной формы, но и дают хоккеистам необходимую психологическую разрядку от напряженных игр.

Р азвитию атлетизма у хоккеистов помогает, разуметь

е тся, и ежедневная утренняя зарядка. Ее продолжительность может быть разной - от 30 минут до 1 часа. Все здесь зависит от обстановки, от наших планов на сегодня. Проводится зарядка коллективно или индивидуально.

Как можно оценить атлетическую подготовку хоккеиста?

В сесоюзным тренерским советом разработаны контрольные нормативы для проверки физической подготовленности спортсменов. Хоккеисты соревнуются в семи видах программы-в беге на тридцать и сто метров, в "метании" ядра, приседании со штангой на плечах (на штан-ге - собственный вес спортсмена), выжимании штанги (70% собственного веса), в "пятерном", если можно так выразиться, прыжке с места и в беге на 400 метров.

Все нормативы в этих семи видах испытания довольно высоки, и выполнить их - значит быть действительно готовым к сражениям на льду.

С истематические занятия атлетизмом с юношеского возраста стали в хоккейных командах ЦСКА непреложным законом. Это и предопределяет основное преимущество армейских хоккеистов над их соперниками.

К стати, в нормативах разработана определенная система подсчета очков. Например, за результат 12 секунд в беге на сто метров хоккеист получает очков меньше, чем его товарищ, пробежавший дистанцию, предположим, за 11,8 секунды. Такая же градация результатов существует и в остальных видах испытаний.

С оревнования по системе хоккейного атлетического многоборья проводятся ежегодно. Наблюдается любопытная закономерность. Первые места по сумме очков занимают наши молодые хоккеисты, ставшие теперь признанными лидерами команды.

К андидаты в сборную страны имеют самые высокие результаты по атлетической подготовке.

И это, уверен, не случайно. Воспитание специального игрового атлетизма с раннего возраста - верный путь дальнейших успехов нашего хоккея.

Плюс скорость

В высшей степени интересной и актуальной проблемой современного хоккея я считаю правильную разработку того направления тренировочной работы, которое посвящено совершенствованию у спортсменов скоростных качеств. Какое место должен занимать этот участок в общем объеме наших учебно-тренировочных занятий- об этом мы, тренеры, продолжаем думать и спорить.

С равнительно недавно, в 1948-1954 годах, наши хоккеисты своей высокой скоростью компенсировали недостатки в технике игры. Однако сейчас скорость, на мой взгляд, уже не является таким абсолютно решающим фактором. Теперь большинство игроков команд высшей лиги обладают достаточно высокой скоростью, и в этом отношении особенного прогресса ждать не приходится. Тем более что на хоккейной площадке очень-то не разгонишься - всего 61 метр от края до края.

Н ужна не столько сама по себе, так сказать чистая, скорость, сколько умение управлять ею. В любой момент спортсмен должен уметь "взорваться"-осуществить смелый маневр, прорыв, успеть отойти в защиту. Поддержать атаку партнеров.

В месте с тем скоростные перемещения по площадке должны успешно сочетаться с выполнением различных технических приемов игры - с пасом, финтом, броском по воротам, силовым единоборством.

Н аконец, хоккеист должен поддерживать свою высокую скорость не только на протяжении одной встречи, но и сохранить ее на весь период ответственных матчей.

Утро чемпионов мира

С портсмену нужно уметь оценивать, изменять, сбрасывать, наращивать свою скорость - в зависимости от обстановки, складывающейся в тот или иной момент игры. А это совсем не так просто, как может показаться. "Рваный" ритм, чередование спокойного бега и рывков, скоростных "взрывов" утомляет значительно больше, чем простой ритмичный, или, как еще говорят, гладкий бег. Рывки изматывают не только опекуна, но и... тебя самого.

С коростная выносливость хоккеиста отличается и еще одной особенностью-она постоянно сопряжена с элементами атлетизма, с умением пользоваться силой, с силовыми жесткими столкновениями и с силовой борьбой за шайбу.

В полне естественно, что тренировки хоккеистов должны в принципе отличаться от учебных занятий конькобежцев.

На своих уроках мы беспокоимся прежде всего о приобретении нашими питомцами специфической скорости. Ведь скоростная выносливость хоккеиста определяется, например, его способностью без снижения скорости выполнить от 80 до 100 ускорений (рывков) за одну тренировку.

И так бывает

Для хоккеистов очень важна быстрота реакции. Не просто ответные действия на какой-то раздражитель, но ответ на быстро меняющуюся игровую снтуацию, при этом мышление, замысел, план действий опер&жают сами эти действия. Стало быть, реакция хоккеиста, ее "оперативность" зависят как от состояния центральной нервной системы, так и от интеллекта спортсмена, от особенностей его мышления. Вот почему мы в ЦСКА стараемся на тренировках непременно находить место самым разнообразным комбинациям таких средств и приемов, игровых задач, при решении которых одновременно с техническим и тактическим мастерством спортсменов совершенствовалось бы и их мышление.

Т ехнические приемы, которыми пользуется хоккеист, скорость их выполнения, ситуации, в которых оказывается игрок в ходе одного даже матча, меняются десятки раз, изменяются постоянно. Поэтому необходимым условием высокого класса спортсмена является его умение прекрасно ориентироваться, двигаясь даже на самой высокой скорости.

Во время одной тренировки, одного учебного занятия сегодня приходится постоянно менять задачи, "условия игры", воссоздавать различные игровые ситуации и положения. Ведь в конечном счете в сущности своей современный хоккей - это прежде всего состязание умов, соревнование в умении мыслить.

В самом деле, можно заранее составить отличный план игры, но... Мало ли что случается в спорте. Вполне вероятно, что соперник, заранее готовясь к встрече с нами, предложит свой контрплан, который мы на тренировке не учитывали. Значит, выход может быть лишь один - тренер и игроки должны уже в ходе матча оценить ситуацию и найти верный ключ к игре.

Не может сегодня команда считаться классной, если хоккеисты не умеют менять в ходе игры свой творческий почерк. На этом оселке проверяется мастерство тренера и игроков. Проверяется степень, качество игрового мышления.

На тренировках классных команд обучение каким-то отдельным техническим приемам обычно не практикуется, так как все игроки в совершенстве владеют ими. Приемы эти выполняются на высоких скоростях, они, как правило, лишь подсобное средство для решения каких-то конкретных тактических задач. А задачи на тренировке ставятся весьма реальные и точные - учитываются особенности того соперника, с которым нам предстоит очередная встреча.

Б ольшое внимание сейчас мы уделяем отраоотке быстрой атаки звеньями по три-четыре человека. Отрабатываются различные варианты: медленное начало и быстрое завершение атаки или, наоборот, "взрывная" контратака и затем спокойное, неторопливое ее завершение. Наигрываем мы и своеобразный "таран" обороны соперника.

П ринято считать, что условия тренировки должны быть максимально приближены к условиям состязаний, а я верю в тренировку, которая по объему, трудности, по содержанию напряженнее самого сложного матча. Только такая тренировка приведет к высотам мастерства. Она потребует от всех спортсменов полной отдачи сил, работы на высоких скоростях, творческого порыва, импровизации, поиска и размышлений.

К аждое учебно-тренировочное занятие носит сейчас комплексный характер. Используются разнообразные формы построения урока. В ЦСКА и в сборной страны мы часто обращаемся к поточному методу. Он создает условия, при которых хоккеисты получают большую нагрузку, приобретают отличные возможности для совершенствования мастерства.

Р азумеется, постоянное внимание уделяется отработке и сохранению скорости во всех ее проявлениях.

В ходе матча тренеры вынуждены прибегать к частым заменам, чтобы постоянно поддерживать высокую скорость и темп игры. Зная возможности своих хоккеистов, тренер фактически руководит атакой. Но... то, что не создано, не накоплено заранее на тренировках, не найдешь, как ни старайся, в ходе матча. Игроки могут дать только то, чему их научили, то, что они приобрели на занятиях, перед матчем. Может быть, чуточку больше. Значит, "запас скорости", "запас прочности" должен быть создан уже на тренировках.

В полне понятно, что молодые игроки, представители каждого нового поколения, имеют некоторое преимущество перед старшими товарищами. Так, звено Альметова было в состоянии выдерживать в каждом отрезке матча максимальный темп игры первые 15-20 секунд, а звено Фирсова - вдвое больше.

С корость - это удел молодости, но и у ветеранов есть свои козыри. Огромный опыт. Отточенное мастерство. И если ветераны умело, по-товарищески, искренне учат молодых, передают молодежи традиции команды, цементируют ее состав, а молодые, отрабатывая порой за старших, учатся у них пониманию игры, то это умелое сочетание задора молодости и опыта, игровой мудрости ветеранов дает превосходные результаты.

В последнее время у нас в обиходе появился новый термин - "ударная тренировка". Так называется занятие, где спортсмены работают на скоростях, превышающих обычные.

Ч тобы повысить скорость, стойкость, выносливость хоккеистов, мы предлагаем спортсменам играть втроем против пяти соперников. Практикуются, конечно, и другие варианты соотношения сил. В иных преобладает защита, в других - атака. Такая тренировка, такая игра малыми силами способствует не только выработке скорости, но и воспитывает у хоккеистов волю, стойкость, умение играть в трудной ситуации без расчета на помощь, умение находить выход из сложного положения, надеясь при этом только на свои силы.

К аждая наша тренировка проходит на своеобразном скоростном фоне. Чем создается такой фон?

В о-первых, соответствующим подбором разнообразных скоростных упражнений,

В о-вторых, постоянным высоким темпом игры и выполнения упражнений, который вследствие этого становится привычным для спортсменов.

И, в-третьих, преодолением различных трудностей, игровых "неудобств", связанных с поддержанием высокой скорости.

В своей практической работе при формировании команды я всегда исхожу из принципа, что в команде непременно должно быть скоростное звено, на которое могли бы равняться другие звенья. Последние годы своеобразную систему в ЦСКА составляют, вместе с ветеранами И. Ромишевским, Е. Мишаковым, Ю. Моисеевым, молодые Ю. Блинов и Г. Цыганков.

В свою очередь, в каждом звене тоже должен быть свой лидер - игрок скоростного плана. Этот хоккеист призван задавать тон, заставлять других игроков тянуться за собой. В "системе", например, самый быстрый и неутомимый спортсмен - Евгений Мишаков. Равных ему в скоростной выносливости я в нашем хоккее пока не вижу.

К омплектование звеньев - чрезвычайно важный для команды вопрос. Тренеру приходится быть хорошим психологом, чтобы успешно решить задачу соединения в один игровой организм трех-пяти спортсменов с различной игровой индивидуальностью, с различными характерами, склонностями и привычками.

Мы в ЦСКА создаем игровые звенья но принципу взаимного дополнения, подстраховки. Стремимся, чтобы у хоккеистов каждой тройки непременно сочетались такие качества, как опытность, хладнокровие, мудрость, с одной стороны, и азарт, быстрота игроков "таранного" типа, с другой.

З венья могут иметь - и хорошо, если имеют - разный дочерк. Хорошо, если они не похожи друг на друга по игровой манере, но в то же время все игроки в звене должны быть спортсменами высокотехничными, располагающими всем арсеналом средств современного хоккея.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных