Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почему мы меняем хоккеистов?




Диктор объявлял состав команды:

...Номер восьмой - Вениамин Александров, номер девятый...

Диктор запнулся, сделал паузу. Видимо, разбирал незнакомую фамилию хогакеиета.

Итогда, в тот печальный для меня день я по-настоящему понял, как велика наша потеря, понял, что наступил тот неотвратимый час, когда мы должны прощаться с лучшим звеном в истории отечественного хоккея.

Семь лет, целых семь лет в хоккейных дворцах Москвы и Горького, Воскресевска и Киева, на ледовых стадионах Чехословакии, Швеции, Канады, Польши, Австрии, Финляндии, США, Югославии, Швейцарии дикторы знали, что вслед за фамилией Александрова - номер восьмой, следует всегда произносить другую знаменитую фамилию: номер девятый - Александр Алъметов.

Ивот диктор запнулся: Смолин - это имя мало что говорило.

Ушел раньше Константин Локтев, покинул хоккей Александр Альметов. Вместе с именем их прославленного партнера стали звучать другие фамилии. Звено "А" - первая тройка нашего хоккея, альметовская тройка - перестало существовать. К нам в ЦСКА, в мой адрес приходили письма от поклонников хоккея. Некоторые спрашивали, как будет выглядеть первая тройка ЦСКА, кто станет играть вместе с Александровым в сборной страны?

Могут ли рассчитывать на успех В. Петров и Б. Михайлов? Другие возмущались: не слишком ли рано отпускаем мы из хоккея великих мастеров, сможем ли найти им замену?

Итак, вопрос, волновавший многих,-кто заменит Аль-метова? Сможем ли мы быстро воспитать достойную замену выдающемуся хоккеисту?

Думаю, что выскажу совершенно бесспорную и очевидную мысль, если замечу, что в последние годы советские тренеры нашли эффективные средства воспитания и подготовки высокотехничных, тактически зрелых, физически очень сильных хоккеистов. Мастеров международного класса.

Хочу поговорить об одном, но, как мне подсказывает опыт, самом главном в хоккее - о нравственном воспитании спортсменов. Об этическом воспитании молодежи.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, для чего мы играем в хоккей? Только ли для того, чтобы приносить нашим поклонникам, болельщикам радость волнения, радость побед? Только ли для того, чтобы демонстрировать высокое искусство спорта? Видимо, все-таки нет.

Мастера семидесятых годов

Мыкультивируем хоккей и для того, чтобы воспитывать у нашей молодежи - не только на производстве, в армии, на школьной или студенческой скамье - лучшие черты характера: доброту, товарищество, патриотизм и интернационализм, высокий дух сознательной дисциплины, инициативу, творческую сметку, бесстрашие, уважение не только к друзьям, но и к соперникам по спорту.

Яговорю о главном - о воспитании в спорте, в хоккее настоящего советского человека, патриота своей Отчизны.

Этоне изученная пока проблема, мне, во всяком случае, почти не приходилось читать работы, исследования ученых, педагогов по этому поводу. А ведь нам, практикам, крайне важна помощь ученых: успешное практическое решение комплекса этих задач - гарантия нашего превосходства над конкурентами.

Сознание долга, подчинение личных интересов коллективным, огромное желание трудиться для команды, большая любовь к спорту, преданность спортивному знамени коллектива-вот что становится сейчас в спорте главным.

Тема эта кажется особенно злободневной и интересной мне и потому, что во многих командах идет сейчас процесс смены поколений.

Уходят большие мастера, подрастает молодежь. Смена поколений - далеко не механический процесс. Это процесс, хотя и вполне естественный, но сложный, творческий, требующий не одного дня раздумий, усилий, беспокойства.

Здесь нужны и такт, и осторожность, и решительность.

Смена поколений может быть обусловлена разными причинами. В одном случае мастер уходит просто из-за возраста, он утратил былую скорость, вкус и интерес к игре. В другом - спортсмен, отягощенный славой, теряет чувство ответственности, становится недисциплинированным, нарушает спортивный режим. В таком случае коллектив и тренеры без особого труда принимают верное решение, оно очевидно. Мы просто обязаны освободить из команды ветерана, мастера и поставить на его место новичка.

Ноесть и другие причины, обусловливающие смену поколений. Девять лет подряд становимся мы чемпионами мира. И было бы по крайней мере наивно думать, что соперники наши со вторыми ролями смирились, что победы на будущее нам уже гарантированы. Нет, совсем нет!

Насизучают, специально готовятся к дальнейшим схваткам с нашей сборной. Изучают не только манеру действий всей команды, каких-то звеньев, отдельных игроков. Заметен большой интерес и к учебным занятиям, к методам и средствам подготовки классных хоккеистов.

ВВене, Стокгольме и Берне, например, на наши тренировки приходили специалисты и журналисты, тренеры и спортсмены. Они не только записывали содержание урока, но и все подробно фотографировали. А патер Бауэр вместе со своим коллегой тренером Маклеодом, посмотрев тренировку сборной СССР, через несколько часов провел свое занятие, включав в него наши упражнения.

Ачерез несколько лет Бауэр пришел на нашу тренировку, когда мы были в ...Японии. Хоккеисты ЦСКА готовились к матчу, и вдруг кто-то из ребят, окликнув меня, показал на стеклянную ограду. Я увидел нашего старого знакомого.

Насизучают не только для того, чтобы копировать, но и для того, чтобы творчески развить ту систему, ту тактику, те методы, которые мы культивируем, чтобы найти средства борьбы против нашей сборной.

Вотпочему первооткрывателю, пионеру, следопыту всегда двигаться труднее, чем тем, кто идет вслед за ними. Вот почему мы должны быть сильнее самих себя, если хотим оставаться первыми, если хотим сохранить почетное и лестное звание правофланговых.

Предстоит, видимо, найти иные формы учебно-тренировочной работы, подобрать новые упражнения, продумать и обосновать новые требования к игрокам, проверить заново наши тактические ключи, отыскать неизвестные прежде построения.

Ноновая тактика, новая схема действий на площадке требует подчас и... новых исполнителей, совершенно отличных от прежних, от спортсменов-ветеранов.

Всущности, не так сложно уловить момент, когда приходит пора менять заслуженного ветерана. Он и сам чувствует, что годы берут свое. Но труднее менять прославленного мастера, когда еще силы его не исчерпаны, когда нужно иметь мужество сказать ему: "Спасибо тебе за все, до свидания, мы вынуждены прощаться, потому что сегодняшний хоккей перерос тебя". А тянуть, оттягивать это жестокое решение тренер не имеет права. Ветеран не соответствует новому амплуа, не справляется с новыми заданиями и потому тянет вниз всю команду, и игровые идеи тренера лопаются как мыльные пузыри.

Допустите мысль, что наши великолепные мастера, триумфаторы Стокгольма, Инсбрука, Тампере, Любляны, Вены, Гренобля, Стокгольма, Берна и Женевы, будут играть в той же манере, что и на льду "Юханнесхофа", что объем их работы остался бы прежним, а творческое понимание игры не изменилось, степень технической оснащенности сохранилась. Можно с уверенностью сказать, что в таком случае победы на следующих чемпионатах мы не добьемся.

Потому что в спорте не может быть повтора. Потому что здесь недопустима, немыслима даже самая мысль о застое.

По опыту Фирсова

Сейчас в национальной сборной ряд хоккеистов приблизился к тому печальному для любого спортсмена возрасту, когда в счете прожитых лет первой цифрой становится тройка. И хотя я убежден, что по "метрикам" спортсмена списывать нельзя, отчислять из команды можно только из-за нарушения общепринятой дисциплины, этики, снижения уровня мастерства, изменения отношения к хотекею,- все-таки озабоченность наша о смене поколений становится все сильнее.

Акак менять? Кем, кого и когда?

Унас есть несколько классических примеров, когда молодежь, попавшая в основной состав классной команды, не подвела, "выдюжила", вынесла все превратности судьбы и стала играть на равных с самыми маститыми и популярными чемпионами. Общеизвестен пример с тройкой, которую по праву называют фирсовской. Вы помните, в 1965 году Анатолий отказался от спокойной жизни и взял к себе в партнеры, на выучку, двух юных хоккеистов. Этот первый эксперимент, когда опытный, большой мастер взял на себя ответственность за спортивную судьбу двух парнишек, прошел успешно.

Сейчас и другие корифеи нашего хоккея стремятся воспитать около себя молодых товарищей. Такой опыт успешно проходит в "Спартаке", где, играя рядом с выдающимся мастером современного хоккея Вячеславом Старшино'вым, на глазах растут Евгений Зимин и Александр Якушев.

Иэто прекрасно. В этом - одно из самых принципиальных достоинств нашего общества, советского спорта, в частности хоккея.

Недумаю, что только мы, тренеры, воспитываем юных. Сила тренера как педагога заключается в умении привлечь, использовать ведущих мастеров. Их порядочность, доброту, высокий уровень мастерства. Их умение отказаться от личного успеха ради успеха товарищей. Помните? В Любляне Фирсов играл хуже, чем обычно, и только потому, что главным для него в те дни была помощь молодым. А разве Старнпшов и Майоров, игравшие с Зиминым (в Вене в их тройку подключались Александр Якушев и Виктор Ярославцев), разве они мало помогали своим партнерам? Лидеры команд жертвуют частью своего таланта, мастерства, частью славы, чтобы молодые спортсмены смогли принести пользу коллективу, вырасти в асов советского хоккея, прославить свою страну,

Иногда людям, плохо знающим спорт, все кажется простым и понятным, элементарным, почти скучным. Они думают: наступит день, и тренеры поставят в основной состав своей команды вместо ветерана молодого спортсмена. Жизнь есть жизнь, всему приходит свой черед, и нет ничего страшного или особенного, тем паче чрезвычайного, в том, что юнец сменяет "старичка".

Да, внешне кажется, что все просто и что нет никаких проблем: играет тот, кто сильнее - в мастерстве, волевой собранности, дисциплине, умении ценить дружбу товарищей, а возраст здесь ни при чем.

Новсегда ли все так просто на практике, в жизни?

Настраницах наших газет часто бесконечно хвалят какого-то тренера: из года в год целыми группами вводит он в основной состав молодых ребят, делает это даже в ходе календарных матчей, в разгар сезона.

Но... Посмотрите на итоговую таблицу чемпионата страны. Оказывается, эта команда никогда выше средних мест не поднимается.

Думаю, что штука нехитрая: в такой вот средней команде вводить молодежь в основной состав. Ведь там юные ребята заменяют, скажем мягко, не очень сильных хоккеистов. В таком случае нет большого риска, нет угрозы допустить промах, ухудшить заменой игру звена или всей команды.

Нодругое дело вводить молодого парня вместо классного мастера, равного которому трудно подыскать не только внутри страны, но, может быть, и вообще на нашем континенте.

Должен сказать, что уход из хоккея Константина Локтева, Александра Альметова, Вениамина Александрова, Владимира Брежнева - "китов", на которых стоял наш хоккей, повлек за собой целый ряд трудностей.

Какввести молодых на места ветеранов? Как ввести молодого, чтобы не ошибиться? Ведь речь идет о команде, которой не прощают второго места, которая всегда нацелена на медали высшей пробы!..

Тригода назад создали новое звено по опыту Фирсова с Вениамином Александровым.

Этот большой мастер был достаточно терпелив, хотя и не всегда, частенько он сам играл не так ярко, как мог бы: все силы его уходили на помощь молодым. Вениамину приходилось вдвойне трудно.

Неодна, а две пары молодых спортсменов учились хоккею у шестикратного чемпиона мира. Но труд Александрова благодарен - прошло время, и партнеры по звену обрели уверенность и смогли многое перенять у своего учителя.

Какже воспитывать, как же готовить из ребят мастеров международного класса?

Первое, как бы это ни было обидно, следует запастись терпением, терпением и еще раз терпением. Второе - обязать дебютантов - и по человеческому своему долгу и по спортивным принципам - ускоренными темпами приближаться к лидеру звена, опережать тех, кого они меняют.

Шаг вперед

Ав чем опережать? Видимо, вряд ли возможно за год-два, в восемнадцать-двадцать лет, достигнуть того высочайшего уровня совершенства спортивного искусства, которым владели ветераны ЦСКА.

Одно дело - желание, другое - реальные возможности. Ведь мастерство пришло к талантливым спортсменам в результате многих лет исступленного, фанатичного труда, участия во многих чемпионатах мира. Они учились -не только на победах, но и на поражениях. Это были спортсмены достаточно высокой культуры, эрудированные, умные.

Нодолжны же в чем-то молодые опережать ветеранов уже сегодня?

Непременно! В старательности. В добросовестности, в фанатизме. В желании играть.

Меня довольно часто спрашивают, конфликтую ли я с игроками,- наслышались о моем характере.

Да, непременно. Определенное недовольство, суровость в учении, бесконечная требовательность - это мое кредо. Ведь важна не только подготовка классного хоккеиста, но и нравственное воспитание молодого человека. Особенно требователен я в том случае, когда юноша только начинает постигать премудрости хоккейной школы. И уж если молодые люди дерзнули заменить корифеев нашего хоккея, то я считаю вправе потребовать от них, чтобы они уже в этом году, выступая на месте Аль-метова, играли хотя, может быть, и слабее, но с не меньшим чувством ответственности.

Онипойдут дальше. Они обязаны пойти дальше. Иначе нарушится в нашем хоккее связь времен, иначе мы остановимся. А остановка равносильна движению назад, отступлению.

Наши дебютанты должны быть людьми еще более преданными хоккею, еще более культурными, еще более творческими, еще более смышлеными, чем те, кто прокладывал им путь к вершинам хоккея.

Вотпочему в первые годы мы должны заняться как раз этим - нравственным воспитанием молодых. Наверстывать упущенное всегда трудно. А подготовленные морально, наши новобранцы и играть отлично научатся быстрее.

Матч сезона: "Спартак" - ЦСКА

Преемственность игры - это не копирование творческого, игрового почерка тех, кто принес славу отечественному хоккею. Копия, даже самая удачная, всегда хуже оригинала. Именно поэтому мы, тренеры, стремимся опираться на сугубо индивидуальные достоинства, двигательные навыки, черты характера того или иного спортсмена, применять в своей практической деятельности принцип: к каждому нужен свой подход.

Преемственность - это сохранение и приумножение всех лучших традиций. Прежде всего наследование идейных и нравственных принципов, традиций трудолюбия, коллективизма, преданности спортсменов любимому виду спорта, дисциплины в команде, уважения старших товарищей. Это память о тех, кто учил молодых, передавал им свой опыт, верность и преданность спортивному знамени клуба, серьезное отношение к каждому матчу, к каждому сопернику, это, наконец, традиции организации тренировочного процесса.

Мыобязаны наследовать все лучшее. Не только тактику или технику игры.

Вселучшее.

Только лучшее...

И так бывает...

Небуду рисовать картину в розовых красках. И у нас, в хоккее, тоже далеко не все получается так, как хотелось бы.

Разве мало было способных юношей, молодых людей, которые так и не выросли в больших мастеров, и имена их почти неизвестны в нашем хоккее?

Главная наша забота - воспитание человека в хоккее. Воспитание порядочности, строгой дисциплины и чувства ответственности, высокой культуры, творческого понимания хоккея - наикратчайший путь к подготовке мастеров международного класса. И юный хоккеист никогда не заменит Константина Локтева или Бориса Майорова, если не будет обладать таким же бойцовским, мужским характером, какой отличал ветеранов.

Ноне думаю, что около каждого большого мастера можно воспитать молодых способных ребят. Не каждому по плечу та ответственная роль, которую играют или играли Фирсов и Старшинов, Майоров и Александров.

Здесь психологически все довольно сложно. Ведь тот, кому ты передаешь свой опыт, завтра займет твое место, и о нем, а не о тебе будут говорить зрители, и о нем, а не о тебе будут писать газеты. Помогая молодому хоккеисту быстрее подняться к вершинам мастерства, ты сознательно идешь на укорачивание своей спортивной биографии. Нужно очень сильно любить хоккей, а не себя в хоккее, чтобы искренне, всей душой стремиться поставить на ноги новичка, дебютанта команды.

Неполучился "дядька-воспитатель" из Александра Альметова, хотя рядом с ним играл довольно интересный молодой хоккеист. Не получается наставник и из динамовца Владимира Юрзинова, спортсмена с громким именем.

Слишком уж сильно Юрзинов мечтал сам попасть в сборную, и потому молодые интересовали его прежде всего с одной лишь стороны: как он будет выглядеть вместе с ними, помогут ли они ему попасть в сборную? И Альме-тов и Юрзинов далеко не всегда терпеливо относились к своим товарищам, не умели, да и не хотели брать их ошибки на себя. Эти мастера не умели понимать и ценить молодость, им не хватало такта и выдержки. Да и не могли они уже заражать своим трудолюбием, игровым пафосом юных партнеров, играя "через не могу".

Аведь при прочих равных условиях - при равенстве в степени технической, физической и тактической подготовки - преимущество сегодня чаще всего бывает на стороне той команды, того спортивного коллектива, где собрались спортсмены более волевые, мужественные, дружные.

Меня возмутил случай, происшедший однажды на матче московских команд "Динамо" и "Локомотив". Динамовцы выиграли в тот вечер с довольно крупным счетом - 6:0.

Несчет меня удивил. Удивило и огорчило другое.

Когда до конца встречи оставалось около трех минут, пятерка ведущих хоккеистов "Локомотива" во главе с капитаном команды Виктором Цыплаковым ушла в раздевалку. Гуськом, один за другим, вслед за капитаном уходили Валентин Козин, Виктор Якушев и два защитника, играющих с этой тройкой,- поле покидали все ведущие мастера "Локомотива". Матч еще не окончился, команда по-прежнему вела трудное сражение с разыгравшимися динамовцами, а лидеры, не обращая внимания на своих товарищей, равнодушно уходили с поля.

Какможет игрок - я уже и не говорю о капитане,- даже если он получил травму, уйти с поля сражения, не разделив со своими товарищами хотя бы морально всю тяжесть испытания! А ведь это безразличие, это равнодушие могут у ведущих - незаметно для самих себя- перенять и молодые.

Незнаю, говорил ли об этом в те минуты или позже, после матча, своим ветеранам тренер "Локомотива", не знаю, может быть, лидеры покинули площадку даже с разрешения наставника команды, но уверен, что делать это им ни в коем случае не следовало.

Неверю я в капитана, что первым покидает корабль в минуту опасности.

Критерий - один

Иные времена - иные нравы.

Летпять назад мне пришлось писать относительно сомнительных утверждений, таких, как: "Он пьет, но играет", "Он курит, а все равно лучший в команде", "Он недисциплинированный, а защитников, равных ему, пока нет". Полагаю, что эти высказывания принадлежат недалеким людям. Рад, что у нас все реже возникают поводы говорить об элементарных нормах спортивного режима и спортивной дисциплины. На нашем знамени написано: большая политическая зрелость, порядочность, прочная нравственная основа, преданность хо-ккею, высокая куль-

тура, умение подчинять свои интересы интересам товарищей, коллективу.

То, что мы уделяем столь серьезное внимание нравственному воспитанию молодежи, и определяет наше преимущество перед западными соперниками.

Особенно требовательным тренер команды обязан быть на учебно-тренировочных занятиях. Бессмысленно, в сущности, требовать от спортсмена в ходе матча выполнения того, чему его не научили до матча.

Ночто такое тренировка? Почему я говорю о ней так много?

Прежде всего потому, что в отношении к тренировкам, к работе на тренировке, в трудолюбии проявляются заметнее всего результаты нашей воспитательной работы, потому, что объемный, самоотверженный труд - одна из лучших традиций советских хоккеистов, та черта отечественной школы хоккея, о преемственности, сохранении которой мы беспокоимся в первую очередь.

Вотболее чем впечатляющий пример, свидетельствующий о том, сколь велика в наши дни роль тренировки.

Видимо, со мной согласятся, если я скажу, что Фир-сов-1967 - это непревзойденная звезда. Поскольку большинство читателей имеет до!вольно смутное представление о канадских профессионалах, то сравнивать игру Анатолия с ведущими мастерами четырнадцати клубов Канадо-аме-риканской национальной хоккейной лиги я не буду. Но думаю, бесспорно, что на нашем старом континенте равных Фирсову сыскать трудно. Во всяком случае, на турнире в Вене журналисты всех стран проявили редкое единодушие - 121 из 122 корреспондентов, ответивших на анкету, назвали Анатолия лучшим хоккеистом мирового чемпионата.

Нов начале следующего сезона...

Этот сезон начался для Фирсова трагично. На пляже в Варне, где он отдыхал, Толя порезал ногу о стекло. Только нога начала заживать, как новая беда: возясь с машиной, Анатолий забыл поставить ее на тормоза. Машина съехала с места, и Толя не успел убрать руку. Больше месяца рука была в гипсе. Тридцать пять дней Фирсов не мог тренироваться с клюшкой.

Правда, все эти дни он катался на коньках с пудовыми веригами на поясе: ухитрялся как-то поднимать на плечи тяжеленную штангу. Анатолий занимался акробатикой, силовыми упражнениями, играл одной рукой в баскетбол. Он бегал, прыгал, но прыгал чаще на одной ноге: вторая все еще давала о себе знать.

Фирсов не ленился, работал, как мог. И все-таки Фирсов - великий, несравненный Фирсов - в первых матчах чемпионата выглядел рядовым, откровенно заурядным игроком.

Разумеется, я нисколько не сомневался, что Фирсов с его трудолюбием полностью восстановит свою форму.

Анатолий не мог как следует тренироваться всего месяц с небольшим - и вот великого хоккеиста сразу не стало.

Нужно ли говорить еще что-нибудь о роли тренировки?

Этодолжны понять молодые, те, кто входит в большой хоккей, кто мечтает заменить Александра Альметова. Уж если Фирсов столько потерял, то что же останется от молодого таланта, если он хотя бы на неделю позволит себе расслабиться, сбавить темп, ослабить интенсивность тренировок?

Мызаметили, что наш дебютант Александр Смолин, играя вместе с В. Александровым и читая в газетах не совсем умеренные похвалы себе, утратил тот боевой задор, который так необходим молодежи, когда она стремится к вершинам мастерства.

Мызаменили его Петровым, дав Смолину понять, что право играть с великолепным мастером надо еще заслу-жить - в первую очередь своей старательностью и честным отношением к товарищам.

Ксожалению, это бывает,- сыграв прилично два-три матча, молодой спортсмен бежит в газетный киоск и скупает все газеты, где есть о нем какие-то лестные фразы, заучивает их буквально назубок. Потом, смотришь, такой новичок, переоценивая собственные силы и возможности, начинает вести себя в чем-то не совсем верно. Твердо убежден - нет большего зла, чем самоуспокоение после одного или даже серии удачных матчей! Умный молодой человек должен всегда быть недоволен собой. Учиться никогда не мешает.

Мынесколько лет настойчиво "возились" со Смолиным. Нам очень хотелось, чтобы он стал классным мастером. Но ему так и не хватило характера, не хватило трудолюбия. И нам пришлось от него отказаться.

Ксожалению, подобные истории не редкость. Что греха таить, в высшей лиге самые высокие требования, и есть немало мастеров, которые предпочитают жизнь более спокойную и легкую.

Смолину не хватило силы воли, чтобы стать по-настоящему классным мастером.

Прошу за кулисы

 

Легко в бою

Вряд ли уместно сравнивать хоккей, который мы знали и любили даже лет десять назад, с хоккеем современным. Разница слишком велика, слишком разительна.

Выход нашего спорта на международную арену и успехи, достигнутые советскими хоккеистами, сделали хоккей чрезвычайно популярным в стране. А размах и популярность, которые приобрела эта замечательная игра, строительство летних катков создали предпосылки для превращения хоккея в спорт круглогодичный.

Недумаю, что остались в спортивном (или "около-спортивном") мире скептики, которые считали бы случайными победы советских хоккеистов над сильнейшими командами мира, в том числе над командами Канады, где хоккей имеет многолетние традиции и является национальным видом спорта.

Наша отечественная школа хоккея опирается на достижения, на опыт великолепных мастеров хоккея с мячом, новые методы тренировки, постоянную творческую атмосферу, отличающую труд, поиски советских тренеров, самоотверженную работу спортсменов, внимание и помощь.

Порой можно услышать безапелляционное суждение, что такой-то хоккеист-классный игрок, а такой-то-нет.

Нестоит, право, торопиться с оценкой хоккеиста.

Стрибун об игроке судят порой слишком поспешно. Болельщику в глаза бросается своеобразная манера любимого игрока, его сильные или просто привычные стороны мастерства, но ускользают недостатки. Любители спорта помнят изящный финт хоккеиста, остроумный пас, неожиданный и точный бросок, однажды увиденные в том или ином матче.

Какоцениваем игрока мы, тренеры? Кого мы считаем классным хоккеистом?

Нашответ определяется суммой слагаемых - объемом действий спортсмена, его страстностью, технической прочностью, тактической искушенностью, игровой дисциплиной, умением творить, импровизировать, помогать партнерам.

Этотолько в канадском профессиональном хоккее принято считать фаворитом того, кто забросил шайбу. У нас - другие критерии, и не случайно в сезоне 1969/70 года мы в звене Петрова ставили Бориса Михайлова и Валерия Харламова по мастерству выше центрфорварда, хотя Володя был самым результативным игроком в стране.

Но... Видимо, следует более подробно раскрыть секреты нашей "кухни". Рассказать о том, как, каким образом, в каких условиях воспитываем мы современных хоккеистов высокого класса.

одом из детства". Эта фраза точно вскрывает истоки, первоосновы мастерства лидеров нашего хоккея.

Популярнейшие соревнования юных спортсменов на призы "Золотая шайба", кроме задач воспитательных, имеют и другую функцию - первичную техническую, физическую и тактическую подготовку ребят.

Всамом деле, техническое мастерство, основными компонентами которого считаются хорошая координация движений, ловкость и быстрота в действиях, может прививаться весьма успешно уже в детском возрасте. Позже, после нескольких лет серьезных и, главное, регулярных занятий, к этим достоинствам юного спортсмена добавляется то качество, которое мы определяем сейчас термином "скоростная выносливость". В это же время у молодого хоккеиста идет интенсивный процесс накопления силы, но не той простой физической силы, которая позволяет человеку поднимать, например, большие тяжести, а силы, если можно так выразиться, "специфической". Тех качеств атлетизма, без которых немыслим современный хоккеист.

Современный хоккей - игра прежде всего атлетическая. Вот почему выработке, формированию качеств атлетизма с раннего возраста должно быть уделено основное внимание. Тех особенных, присущих лишь хоккею качеств, которые определяются природой, характером нашей игры.

Вряд ли кто не знает, что хоккеисту необходима большая сила ног, дающая ему возможность передвигаться по площадке в течение всей игры на высоких скоростях. Хоккеисту нужна особенная сила рук, мышц туловища - для ведения силовой борьбы и резких опасных бросков по воротам.

Координация движений, ловкость, я бы даже сказал, увертливость-эти качества тоже присущи ледовому бойцу. Ко всему этому хоккеист должен обладать прекрасным здоровьем, высокой волевой закалкой, отличаться способностью быстро восстанавливать силы после самых утомительных сражений, играть коллективно, в пас, не снижая своего мастерства в любых условиях.

Кроме того, хоккеисту нужна превосходная ориентировка, разумная осмотрительность - умение видеть все поле, мгновенно оценивать меняющуюся обстановку, неожиданную ситуацию.

Аесли это так, то разве может добиться успеха в современном хоккее спортсмен, у которого отсутствуют такие важные качества специфической "хоккейной" силы, какими мы вправе считать острую, мгновенную реакцию, быстроту, если хотите, скорость действий с клюшкойг умение мгновенно распорядиться шайбой и "выстрелить" по воротам.

Таковы вкратце требования, предъявляемые сегодня к хоккеистам.

Длявыработки у хоккеистов необходимых им качеств создана определенная система тренировки.

Всовременном хоккее игровой сезон весьма продолжителен. Помните, первый календарный матч в сезоне 1970/71 года - в рамках турнира на приз газеты "Советский спорт"- состоялся 17 августа 1970 года, а последний - 29 апреля 1971 года. На подготовительный период остается немного времени. И вот за этот короткий срок хоккеистам необходимо приобрести такую атлетическую подготовку, которая будет своеобразным фундаментом для их успешной игры на протяжении всего сезона.

Вотпочему в ЦСКА (сходная ситуация и в других командах) мы уделяем особое внимание выработке атлетизма на занятиях с юными хоккеистами. Крайне важным моментом является выбор средств. Ведь нам совсем не нужен тот атлетизм, который олицетворяют собой наши могучие тяжелоатлеты с их прекрасно развитой мускулатурой. Как показала практика, такие спортсмены, легко справляющиеся с тяжелой штангой, придя в хоккей, остаются скованными, недостаточно резкими и гибкими атлетами. Обычно они не могут хорошо освоить технику игры.

Штанга для нас - средство выработки не силы вообще, а силы, необходимой хоккеисту, и это, очевидно, всем понятно.

Хоккеисту нужны сильные ноги - он выполняет приседания со штангой, подпрыгивает с тяжелым снарядом в руках, положив штангу на плечи, имитирует бег на льду.

Дляразвития силы у хоккеистов мы используем кроме штанги и специальные отягощающие пояса, эспандеры, набивные мячи, гантели.

Кстати, несколько слов о наших специальных отягощающих поясах. Это - своеобразные "вериги", которые весят двенадцать-пятнадцать килограммов. С улыбкой вспоминаю тренировки в стокгольмском "Юханнесхофе" в марте 1970 года. Сплошной стеной стояли фоторепортеры разных стран вдоль борта хоккейного поля. Они, не переставая, щелкали своими камерами, снимая удивительную тренировку русской сборной. И самое пристальное внимание привлекал пояс, который надевали наши спортсмены.

Большой выбор средств для выработки атлетизма у хоккеистов предоставляет нам и легкая атлетика: бег, прыжки, "метание" ядра.

Мыбегаем много. Но в хоккее бег на коньках носит переменный, взрывной характер, нас не устраивает кросс: всякая монотонность вредна. Нам нужна "умная" скорость, хоккеист должен уметь управлять ею: исход матча часто определяется именно "суммой скоростей" команды.

Хоккеистам, я считаю, полезны старты из разных положений, бег боком и спиной вперед, бег с изменением направления, эдакий слалом между предметами и товарищами, партнерами, скоростной бег, различные эстафеты с переноской груза.

Всеуроки, все тренировки хороши, кроме скучных.

Хорошо помогает развитию атлетизма у хоккеистов специальная акробатика. И потому на наших трениров-как вы увидите сальто и кульбиты через какие-то препятствия или просто через партнера.

Практикуем мы в клубе, да и в сборной тоже, и специальную борьбу, когда один спортсмен должен за 20 секунд "дожать" другого на лопатки. Или другой вид борьбы - один оказывает сопротивление двум-трем наседающим на него противникам.

Длявыработки атлетизма используем и видоизмененный баскетбол: хоккеисты, сидя друг у друга на плечах (пары чередуются), ведут игру набивным мячом. Ставим при этом и дополнительные условия: например, попадание засчитывается только тогда, когда все игроки находятся на стороне соперника. Используются в таком матче и скоростные рывки. Вся игра имеет специальный скоростно-силовой характер, соответствующий хоккею.

Ценен баскетбол для хоккея и тем, что позволяет в ходе матча отрабатывать различные тактические варианты игры.

Используем мы на своих учебно-тренировочных занятиях и так называемый "футбол-хоккей".

Пробуем играть на льду и в ручной мяч - набивным мячом. Иногда получается! Трудность прибавляет азартности.

Игровой метод проведения занятий хорош, между прочим, тем, что спортсмены незаметно получают довольно большую нагрузку.

Необязательные, порой просто нудные, осточертевшие упражнения, а живая непринужденная игра и спортивные развлечения, вызывающие положительные эмоции,- вот что, на мой взгляд, приносит наибольший эффект. Особенно полезны такие уроки для юношей.

Чембольше разнообразных средств и даже... развлечений используется в тренировках хоккеистов, тем лучше. Тем выше результаты. Вред монотонности и однообразия очевиден. Поэтому творческая работа тренера, поиски им новых методов тренировки непременно должны дополняться активной изобретательностью самих спортсменов.

Необходимо как можно чаще менять места проведения занятий. Занятия на воздухе обычно вызывают положительные эмоции и снимают утомление. Вот почему тренировки лучше всего проводить на лоне природы, и если у команды есть возможность потренироваться в лесу, на поляне, у реки, непременно используйте эту возможность.

Кроме всего прочего, такие занятия способствуют еще и укреплению здоровья и закаливанию организма.

Современный хоккей характеризуется огромными физическими и психологическими нагрузками. Так, наши ведущие хоккеисты Б. Михайлов, В. Петров, В. Викулов, А. Рагулин в сезоне 1970/71 года сыграли почти по сто матчей на самом высоком уровне. А ведь Михайлов и Рагулин, Викулов и Петров потому и стали ведущими мастерами, что все матчи, и особенно принципиальные (а таких с каждым сезоном все больше), проводят с большой долей ответственности, отдаваясь игре до конца.

Стоматчей, и в каждом надо быть сильнее соперника, сильнее лучших хоккеистов страны, сильнее игроков национальных сборных.

Чтобы быть на голову выше противников, надо много и добросовестно тренироваться. Тренироваться честно. Не для тренера. Для себя.

Вхоккее действует армейский закон: "Больше пота в учении, меньше крови в бою".

Важно научить спортсменов работать на учебных занятиях с охотой, научить их преодолевать все трудности и при этом не жаловаться.

Именно в этом первооснова психологической подготовки хоккеистов.

Советским людям присущи определенные черты характера, достоинства, которые мы и стремимся развивать, совершенствовать в процессе подготовки хоккеистов. Сила, удаль, ярко выраженное чувство товарищества, коллективизм, стойкость, мужество, честность, смекалка - разве уступим мы кому-нибудь в этих качествах!

Национальная школа хоккея, как, впрочем, и любого другого вида спорта, должна непременно учитывать характер нации, ее психологические особенности, и я вижу одну из причин самобытности нашего хоккея как раз в том, что мы опираемся на изучение характеров своих игроков.

Всвое время мы познакомились с методикой подготовки хоккеистов в Канаде. Однако слепо копировать эти методы не стали. Чтобы идти вперед, чтобы быть первым, следует всегда искать новый путь.

Думаю, что наши тренеры, специалисты, спортсмены могут с гордостью сказать, что они нашли этот свой собственный путь.

Сейчас уже канадские и другие тренеры пытаются раскрыть наши "секреты". Стараются перенять некоторые особенности игры советских хоккеистов. В последние годы канадские тренеры, да и шведские и чехословацкие тоже, приступили к детальному изучению нашей школы. Я уже говорил, что наставники сборной Страны кленового листа Бауэр и Маклеод проводили занятия своих ребят по точному конспекту нашей тренировки.

Такова жизнь - вчерашние ученики нередко учат своих бывших учителей.

Однако вернемся к психологической подготовке спортсменов, точнее, к тому, что лежит в основе этой подготовки.- к атлетизму, волевой заряженности игроков, умению переносить большие нагрузки.

Мысчитаем, что определяющим фактором в современном хоккее все чаще бывает не техническое или тактическое мастерство, а физическая и морально-волевая подготовка спортсменов. На базе атлетизма, хорошей физической подготовки игроков можно успешно совершенствовать и тактико-техническое мастерство, но при отсутствии у хоккеистов атлетизма на успех рассчитывать сейчас нельзя: самая совершенная техника, прекрасная тактическая сообразительность не выручат хоккеиста, утратившего спортивную форму.

Альметов - печальный тому пример.

Мудрый стратег, техничнейший форвард, обладающий отличным финтом, владеющий искусством тонкого, ювелирного паса и резкого сильного броска, один из наиболее творческих, думающих мастеров нашего хоккея, и вот... Сдал физически - и сразу же не стало былого Альметова. Великого Альметова.

Здоровый дух и волю коллектива, роль коммунистов и комсомольцев в организации полноценных тренировок и в укреплении моральной собранности спортсменов в подготовительный период и в период ответственных игр трудно переоценить. И никогда тренер не добьется успеха в своей работе, если перестанет опираться на партийные и комсомольские организации, на коллектив, на самих спортсменов.

Мыиногда наказываем ребят тем, что даем им задание тренироваться самостоятельно, вне коллектива. Это- тяжелая и суровая мера воспитания. Но еще более строгим наказанием является отстранение спортсмена от участия в игре тренером и коллективом.

Подчеркиваю - коллективом. На тренера можно обидеться. Можно решить, что тренер просто "придирается". Но на товарищей, на всю команду обидеться нельзя. Тут уж нужно подумать о своем отношении к делу.

Вотпочему каждый старается тренироваться на совесть: коллектив строго спрашивает с нарушителей спортивного режима, спортивной этики.

Плюс сила

Яуже говорил, что в подготовительном периоде занятия хоккеистов ЦСКА направлены в основном на выработку у спортсменов атлетизма.

Вэто время на специальную атлетическую подготовку юношей мы отводим до 70 процентов учебного времени. У мастеров до 50 процентов.

Восновном периоде, во время календарных матчей, занятия по атлетизму не прекращаются. Из пяти тренировок в неделю одна-две посвящены этому предмету. При двух тренировках в день атлетизму обязательно отводится одна из них. Большие нагрузки на учебном занятии не только способствуют длительному сохранению спортивной формы, но и дают хоккеистам необходимую психологическую разрядку от напряженных игр.

Развитию атлетизма у хоккеистов помогает, разуметь

ется, и ежедневная утренняя зарядка. Ее продолжительность может быть разной - от 30 минут до 1 часа. Все здесь зависит от обстановки, от наших планов на сегодня. Проводится зарядка коллективно или индивидуально.

Какможно оценить атлетическую подготовку хоккеиста?

Всесоюзным тренерским советом разработаны контрольные нормативы для проверки физической подготовленности спортсменов. Хоккеисты соревнуются в семи видах программы-в беге на тридцать и сто метров, в "метании" ядра, приседании со штангой на плечах (на штан-ге - собственный вес спортсмена), выжимании штанги (70% собственного веса), в "пятерном", если можно так выразиться, прыжке с места и в беге на 400 метров.

Всенормативы в этих семи видах испытания довольно высоки, и выполнить их - значит быть действительно готовым к сражениям на льду.

Систематические занятия атлетизмом с юношеского возраста стали в хоккейных командах ЦСКА непреложным законом. Это и предопределяет основное преимущество армейских хоккеистов над их соперниками.

Кстати, в нормативах разработана определенная система подсчета очков. Например, за результат 12 секунд в беге на сто метров хоккеист получает очков меньше, чем его товарищ, пробежавший дистанцию, предположим, за 11,8 секунды. Такая же градация результатов существует и в остальных видах испытаний.

Соревнования по системе хоккейного атлетического многоборья проводятся ежегодно. Наблюдается любопытная закономерность. Первые места по сумме очков занимают наши молодые хоккеисты, ставшие теперь признанными лидерами команды.

Кандидаты в сборную страны имеют самые высокие результаты по атлетической подготовке.

Иэто, уверен, не случайно. Воспитание специального игрового атлетизма с раннего возраста - верный путь дальнейших успехов нашего хоккея.

Плюс скорость

Ввысшей степени интересной и актуальной проблемой современного хоккея я считаю правильную разработку того направления тренировочной работы, которое посвящено совершенствованию у спортсменов скоростных качеств. Какое место должен занимать этот участок в общем объеме наших учебно-тренировочных занятий- об этом мы, тренеры, продолжаем думать и спорить.

Сравнительно недавно, в 1948-1954 годах, наши хоккеисты своей высокой скоростью компенсировали недостатки в технике игры. Однако сейчас скорость, на мой взгляд, уже не является таким абсолютно решающим фактором. Теперь большинство игроков команд высшей лиги обладают достаточно высокой скоростью, и в этом отношении особенного прогресса ждать не приходится. Тем более что на хоккейной площадке очень-то не разгонишься - всего 61 метр от края до края.

Нужна не столько сама по себе, так сказать чистая, скорость, сколько умение управлять ею. В любой момент спортсмен должен уметь "взорваться"-осуществить смелый маневр, прорыв, успеть отойти в защиту. Поддержать атаку партнеров.

Вместе с тем скоростные перемещения по площадке должны успешно сочетаться с выполнением различных технических приемов игры - с пасом, финтом, броском по воротам, силовым единоборством.

Наконец, хоккеист должен поддерживать свою высокую скорость не только на протяжении одной встречи, но и сохранить ее на весь период ответственных матчей.

Утро чемпионов мира

Спортсмену нужно уметь оценивать, изменять, сбрасывать, наращивать свою скорость - в зависимости от обстановки, складывающейся в тот или иной момент игры. А это совсем не так просто, как может показаться. "Рваный" ритм, чередование спокойного бега и рывков, скоростных "взрывов" утомляет значительно больше, чем простой ритмичный, или, как еще говорят, гладкий бег. Рывки изматывают не только опекуна, но и... тебя самого.

Скоростная выносливость хоккеиста отличается и еще одной особенностью-она постоянно сопряжена с элементами атлетизма, с умением пользоваться силой, с силовыми жесткими столкновениями и с силовой борьбой за шайбу.

Вполне естественно, что тренировки хоккеистов должны в принципе отличаться от учебных занятий конькобежцев.

Насвоих уроках мы беспокоимся прежде всего о приобретении нашими питомцами специфической скорости. Ведь скоростная выносливость хоккеиста определяется, например, его способностью без снижения скорости выполнить от 80 до 100 ускорений (рывков) за одну тренировку.

И так бывает

Дляхоккеистов очень важна быстрота реакции. Не просто ответные действия на какой-то раздражитель, но ответ на быстро меняющуюся игровую снтуацию, при этом мышление, замысел, план действий опер&жают сами эти действия. Стало быть, реакция хоккеиста, ее "оперативность" зависят как от состояния центральной нервной системы, так и от интеллекта спортсмена, от особенностей его мышления. Вот почему мы в ЦСКА стараемся на тренировках непременно находить место самым разнообразным комбинациям таких средств и приемов, игровых задач, при решении которых одновременно с техническим и тактическим мастерством спортсменов совершенствовалось бы и их мышление.

Технические приемы, которыми пользуется хоккеист, скорость их выполнения, ситуации, в которых оказывается игрок в ходе одного даже матча, меняются десятки раз, изменяются постоянно. Поэтому необходимым условием высокого класса спортсмена является его умение прекрасно ориентироваться, двигаясь даже на самой высокой скорости.

Вовремя одной тренировки, одного учебного занятия сегодня приходится постоянно менять задачи, "условия игры", воссоздавать различные игровые ситуации и положения. Ведь в конечном счете в сущности своей современный хоккей - это прежде всего состязание умов, соревнование в умении мыслить.

Всамом деле, можно заранее составить отличный план игры, но... Мало ли что случается в спорте. Вполне вероятно, что соперник, заранее готовясь к встрече с нами, предложит свой контрплан, который мы на тренировке не учитывали. Значит, выход может быть лишь один - тренер и игроки должны уже в ходе матча оценить ситуацию и найти верный ключ к игре.

Неможет сегодня команда считаться классной, если хоккеисты не умеют менять в ходе игры свой творческий почерк. На этом оселке проверяется мастерство тренера и игроков. Проверяется степень, качество игрового мышления.

Натренировках классных команд обучение каким-то отдельным техническим приемам обычно не практикуется, так как все игроки в совершенстве владеют ими. Приемы эти выполняются на высоких скоростях, они, как правило, лишь подсобное средство для решения каких-то конкретных тактических задач. А задачи на тренировке ставятся весьма реальные и точные - учитываются особенности того соперника, с которым нам предстоит очередная встреча.

Большое внимание сейчас мы уделяем отраоотке быстрой атаки звеньями по три-четыре человека. Отрабатываются различные варианты: медленное начало и быстрое завершение атаки или, наоборот, "взрывная" контратака и затем спокойное, неторопливое ее завершение. Наигрываем мы и своеобразный "таран" обороны соперника.

Принято считать, что условия тренировки должны быть максимально приближены к условиям состязаний, а я верю в тренировку, которая по объему, трудности, по содержанию напряженнее самого сложного матча. Только такая тренировка приведет к высотам мастерства. Она потребует от всех спортсменов полной отдачи сил, работы на высоких скоростях, творческого порыва, импровизации, поиска и размышлений.

Каждое учебно-тренировочное занятие носит сейчас комплексный характер. Используются разнообразные формы построения урока. В ЦСКА и в сборной страны мы часто обращаемся к поточному методу. Он создает условия, при которых хоккеисты получают большую нагрузку, приобретают отличные возможности для совершенствования мастерства.

Разумеется, постоянное внимание уделяется отработке и сохранению скорости во всех ее проявлениях.

Входе матча тренеры вынуждены прибегать к частым заменам, чтобы постоянно поддерживать высокую скорость и темп игры. Зная возможности своих хоккеистов, тренер фактически руководит атакой. Но... то, что не создано, не накоплено заранее на тренировках, не найдешь, как ни старайся, в ходе матча. Игроки могут дать только то, чему их научили, то, что они приобрели на занятиях, перед матчем. Может быть, чуточку больше. Значит, "запас скорости", "запас прочности" должен быть создан уже на тренировках.

Вполне понятно, что молодые игроки, представители каждого нового поколения, имеют некоторое преимущество перед старшими товарищами. Так, звено Альметова было в состоянии выдерживать в каждом отрезке матча максимальный темп игры первые 15-20 секунд, а звено Фирсова - вдвое больше.

Скорость - это удел молодости, но и у ветеранов есть свои козыри. Огромный опыт. Отточенное мастерство. И если ветераны умело, по-товарищески, искренне учат молодых, передают молодежи традиции команды, цементируют ее состав, а молодые, отрабатывая порой за старших, учатся у них пониманию игры, то это умелое сочетание задора молодости и опыта, игровой мудрости ветеранов дает превосходные результаты.

Впоследнее время у нас в обиходе появился новый термин - "ударная тренировка". Так называется занятие, где спортсмены работают на скоростях, превышающих обычные.

Чтобы повысить скорость, стойкость, выносливость хоккеистов, мы предлагаем спортсменам играть втроем против пяти соперников. Практикуются, конечно, и другие варианты соотношения сил. В иных преобладает защита, в других - атака. Такая тренировка, такая игра малыми силами способствует не только выработке скорости, но и воспитывает у хоккеистов волю, стойкость, умение играть в трудной ситуации без расчета на помощь, умение находить выход из сложного положения, надеясь при этом только на свои силы.

Каждая наша тренировка проходит на своеобразном скоростном фоне. Чем создается такой фон?

Во-первых, соответствующим подбором разнообразных скоростных упражнений,

Во-вторых, постоянным высоким темпом игры и выполнения упражнений, который вследствие этого становится привычным для спортсменов.

И, в-третьих, преодолением различных трудностей, игровых "неудобств", связанных с поддержанием высокой скорости.

Всвоей практической работе при формировании команды я всегда исхожу из принципа, что в команде непременно должно быть скоростное звено, на которое могли бы равняться другие звенья. Последние годы своеобразную систему в ЦСКА составляют, вместе с ветеранами И. Ромишевским, Е. Мишаковым, Ю. Моисеевым, молодые Ю. Блинов и Г. Цыганков.

Всвою очередь, в каждом звене тоже должен быть свой лидер - игрок скоростного плана. Этот хоккеист призван задавать тон, заставлять других игроков тянуться за собой. В "системе", например, самый быстрый и неутомимый спортсмен - Евгений Мишаков. Равных ему в скоростной выносливости я в нашем хоккее пока не вижу.

Комплектование звеньев - чрезвычайно важный для команды вопрос. Тренеру приходится быть хорошим психологом, чтобы успешно решить задачу соединения в один игровой организм трех-пяти спортсменов с различной игровой индивидуальностью, с различными характерами, склонностями и привычками.

Мыв ЦСКА создаем игровые звенья но принципу взаимного дополнения, подстраховки. Стремимся, чтобы у хоккеистов каждой тройки непременно сочетались такие качества, как опытность, хладнокровие, мудрость, с одной стороны, и азарт, быстрота игроков "таранного" типа, с другой.

Звенья могут иметь - и хорошо, если имеют - разный дочерк. Хорошо, если они не похожи друг на друга по игровой манере, но в то же время все игроки в звене должны быть спортсменами высокотехничными, располагающими всем арсеналом средств современного хоккея.

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных