Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ объема продукции




Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета их базисных и цепных темпов роста и прироста

- Базисные темпы роста, %:

 

- Цепные темпы роста, %:

 

 

где , – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

- объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

Таблица 3

Год Объем производства продукции в ценах базисного года, тыс.руб. Темпы роста, % Объем реализации, тыс. руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
ххх1 18 610     18 500    
xхх2 18 234 98,0 98,0 18 144 98,0 98,0
xхх3 17 420 93,6 95,5 17 390 94,0 95,8
xхх4 17 610 94,5 101,1 17 715 95,7 101,8
xхх5 18 140 97,5 103,0 18 145 98,1 102,4
xхх6 19 230 103,3 106,0 19 018 102,8 104,8

 

Из табл.3 видно, что в первые три года происходил спад производства продукции, а за последние три наметился некоторый его рост. В итоге за пять лет объем производства вырос всего на 3,3%, а объем реализации – на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации приблизительно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно опередили темпы реализации продукции. Это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и не оплаченной покупателями.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Тср) и прироста (Тприр) товарной продукции:

 

 

 


Тпр=100,65-100=0,65%.

, Тпр=100,55-100=0,55%.

 

Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по следующей методике (табл. 4):

Таблица 4

Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

предприятием ____________ за 20___ год

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, тыс. руб. Реализация продукции в плановых ценах, тыс. руб.
план факт +/- % к плану план факт +/- % к плану
Пальто женское из ч/ш ткани 50 000 66 500 +16 500 +33 52 275 62 730 +10 455 +20,0
Пальто женское из п/ш ткани 30 000 17 100 -12 900 -43 30 135 17 712 -12 423 -41,2
Итого 80 000 83 600 +3 600 +4,5 82 410 80 442 -1 968 -2,39

Из табл. 4 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,5%, а по реализации недовыполнен на 2,39%, что также свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 5).

Таблица 5

Оперативный анализ выполнения плана по выпуску

и отгрузке продукции, тыс. руб.

Вид продукции План План с начала месяца 02.01.20__г. 03.01 и т.д.
На сутки На месяц Фактический объем Отклонение от плана
За сутки С начала месяца
Изделие А
Выпуск   2 500       -20  
Отгрузка   2 520       +5  
Изделие Б
Выпуск   1 600       +5  
Отгрузка   1 640       +3  
Итого
Выпуск   4 100       -15  
Отгрузка   4 160       +8  

Задача 2. Провести анализ динамики выпуска и реализации продукции, рассчитать базисные и цепные темпы роста и прироста объема производства и реализации продукции, а также среднегодовые темпы роста и прироста объема производства и реализации продукции.

Табл. 1.2.

Данные для расчета динамики производства и реализации продукции

Показатель Варианты
                               
Объем производства в 2002 г. 90 000 89 480 88 960 88 440 87 920 87 400 86 880 86 360 85 840 85 320 84 800 84 280 83 760 83 240 82 720 82 200
Объем производства в 2003 г. 92 400 91 880 91 360 90 840 90 320 89 800 89 280 88 760 88 240 87 720 87 200 86 680 86 160 85 640 85 120 84 600
Объем производства в 2004 г. 95 800 95 280 94 760 94 240 93 720 93 200 92 680 92 160 91 640 91 120 90 600 90 080 89 560 89 040 88 520 88 000
Объем производства в 2005 г. 94 100 93 580 93 060 92 540 92 020 91 500 90 980 90 460 89 940 89 420 88 900 88 380 87 860 87 340 86 820 86 300
Объем производства в 2006 г.     99 760 99 240 98 720 98 200 97 680 97 160 96 640 96 120 95 600 95 080 94 560 94 040 93 520 93 000
Объем реализации в 2002 г. 89 500 88 900 88 300 87 700 87 100 86 500 85 900 85 300 84 700 84 100 83 500 82 900 82 300 81 700 81 100 80 500
Объем реализации в 2003 г. 92 600 92 000 91 400 90 800 90 200 89 600 89 000 88 400 87 800 87 200 86 600 86 000 85 400 84 800 84 200 83 600
Объем реализации в 2004 г. 94 300 93 700 93 100 92 500 91 900 91 300 90 700 90 100 89 500 88 900 88 300 87 700 87 100 86 500 85 900 85 300
Объем реализации в 2005 г. 93 500 92 900 92 300 91 700 91 100 90 500 89 900 89 300 88 700 88 100 87 500 86 900 86 300 85 700 85 100 84 500
Объем реализации в 2006 г. 96 600 96 000 95 400 94 800 94 200 93 600 93 000 92 400 91 800 91 200 90 600 90 000 89 400 88 800 88 200 87 600

Решение: Решение сводится в следующую таблицу:

Табл.1.3.

Расчет динамики производства и реализации продукции

Год Объем производства продукции, тыс. руб. Темпы роста, % Объем реализации, тыс. руб.   Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
  90 000     89 500    
  92 400 102,7 102,7 92 600 103,4 103,4
  95 800 106,4 103,6 94 300 105,4 101,8
  94 100 104,5 98,2 93 500 104,4 99,2
  100 800   107,1 96 600 107,9  

1.) Базисные темпы роста определяются следующим образом – значение показателя в первом году берется за 100% и все показатели за последующие года сравниваются с ним:


где - базисные темпы роста объема производства (реализации) продукции в i -том году,

- объем выпуска (реализации) продукции в i -м году

- объем выпуска (реализации) продукции в базисном году (за базу, как правило, берется первый год)

Базисный темп роста объема производства в 2002 году – 100%

- в 2003 году: (92400 / 90000) ∙ 100 % = 102,7 %

- в 2004 году: (95800 / 90000) ∙ 100 % = 106,4 %

- в 2005 году: (94100 / 90000) ∙ 100 % = 104,5 %

- в 2006 году: (100800 / 90000) ∙ 100 % = 112 %

2.) Цепные темпы роста определяются следующим образом – показатель за каждый последующий год сравнивается с предыдущим, в то время как показатели предыдущего года берутся за 100%:

где - цепные темпы роста объема производства (реализации) продукции в i -том году,

- объем выпуска (реализации) продукции в i -м году,

- объем выпуска (реализации) продукции в предыдущем периоде.

Цепной темп роста объема производства в 2002 году – 100%

- в 2003 году: (92400 / 90000) ∙ 100 % = 102,7 %

- в 2004 году: (95800 / 92400) ∙ 100 % = 103,6 %

- в 2005 году: (94100 / 95800) ∙ 100 % = 98,2 %

- в 2006 году: (100800 / 94100) ∙ 100 % = 107,1 %

3.) Аналогично считаются цепные и базисные темпы роста объема реализации продукции.

4.) Среднегодовой темп роста выпуска (реализации) продукции считается по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной:

где Твп - среднегодовой темп роста выпуска (реализации) продукции,

n – количество периодов,

- цепные темпы роста за каждый период (в долях или процентах)

Среднегодовой темп прироста выпуска (реализации) продукции считается по формуле:

Тпрв(прр) = Твп(рп) – 100%

Тпрв = 103% - 100% = 3%

Аналогично считаются среднегодовые темп роста и прироста реализации продукции:

Тпрр = 103 % - 100 % = 3 %

Вывод: в целом за пять лет объем производства увеличился на 12%, а объем реализации на 7,9%. Среднегодовой темп прироста по производству (3%) равен среднегодовому темпу прироста реализации продукции(3%), что свидетельствует о том, что предприятие продает ровно столько, сколько производит, что является положительной тенденцией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных