Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Техника группового блокирования. Техника блокирования двумя иди тремя игроками предпола­гает прежде всего согласованность их действий




Техника блокирования двумя иди тремя игроками предпола­гает прежде всего согласованность их действий. Для этой цели и введено понятие основного и вспомогательного блокирующих иг­роков.

Основной блокирующий игрок определяет, какой характер в той или иной ситуации должно носить блокирование: либо это будет

зонный, либо «ловящий» блок. Функции вспомогательного блоки­рующего состоят в том, чтобы в последний момент, когда определи­лись действия основного игрока, вплотную присоединить свои руки к его рукам. В связи с этим техника выполнения движений в безо­порной фазе у вспомогательного игрока несколько изменяется. Это вызвано тем, что вспомогательный блокирующий, для того чтобы не столкнуться с основным игроком, вынужден прыгать на некотором расстоянии от него и затем в безопорной фазе, вытягивая руки, дол­жен присоединять их к рукам партнера (рис. 46). Таким же обра­зом выполняется техника блокирования третьим игроком при трой­ном блоке (рис.47).

Отдельно следует рассмотреть технику движения рук при их переносе через сетку блокирующими игроками. Как показывают

наблюдения, перенос рук через сетку дает, как правило, эффект в тех случаях, когда передача для удара производится близко к сет­ке. Если же удар нанесен с далекого расстояния, то переносить руки на сторону противника не всегда целесообразно, так как, во-первых, мяч может удариться о фаланги пальцев и травмировать их и, во-вторых, может попасть в тыльную часть кистей рук и, дале­ко и высоко отскочив, стать недосягаемым для игроков задней линии.

Поэтому техника движения рук блокирующих при ударах с дальних передач характеризуется тыльным сгибанием кистей в лучезапястных суставах.

При ударах с близких к сетке передач на сторону противника переносятся не только кисти рук, но и часть предплечий.

Во время ударного движения кисти рук не находятся в непо­движном положении, а для увеличения силы отскока делают встреч­ное движение к мячу. При такой постановке блока мяч приобретает большую скорость и под большим углом отражения ударяется о площадку.

Важную роль играет правильное расположение рук при ударах с различных передач и зон площадки. Так, например, для того что­бы сблокировать удар с близкой к сетке передачи, достаточно рас­положить руки напротив мяча. Если же передача несколько отдале­на от сетки, то такой постановкой рук можно нейтрализовать цен­тральное направление удара, а направления между зонами 4 и 5 или / и 2 при этом остаются открытыми. Поэтому для блокирова­ния удара с этих направлений волейболист должен сместить руки вправо или влево в зависимости от того, какое направление он хо­чет нейтрализовать.

Весьма своеобразным является расположение рук при блоки­ровании ударов, выполняемых с передач, направленных на край сетки. В таких случаях, для того чтобы мяч не отскочил от рук блокирующего за пределы площадки, одна из рук (крайняя справа или слева, соответственно при атаках из зоны 2 или 4) супиниру-ется и прикрывает направление отскока мяча в аут. При этом угол отражения мяча направлен в площадку противника.

Техника блокирования, в частности стойка и исходное положе­ние, могут быть в значительной мере. видоизменены в игре высоко­рослых игроков. Например, некоторые игроки высокого роста, ко­торым не нужно высоко прыгать при блокировании, не совершают махового движения рук при отталкивании от опоры. При этом их руки подняты вверх, взгляд сконцентрирован на полете мяча и дей­ствиях передающих игроков противника. Даже перемещения по площадке такие игроки выполняют с поднятыми вверх руками.

Такая структура движений, в которой почти отсутствуют под­готовительные действия и большие физические усилия, необходи­мые для высокого отрыва ОЦТ, является более надежной, так как позволяет блокирующему все внимание сконцентрировать на дейст­виях команды противника и по кратчайшему пути выставить свои Руки над сеткой. При этом такой спортсмен может, не уставая, ста-

вить повторный блок, быстро перемещаясь вдоль сетки в любую зону площадки. Вот почему высокорослому волейболисту всегда отводится место центрального (основного) блокирующего на перед­ней линии.

ПОДАЧИ

Классификация подач дана на схеме 8. Схема 8

Если у новичков подача является лишь средством введения мя­ча в игру, то для спортсменов высокой квалификации она служит способом атаки.

Техника подач состоит из исходного положения и трех последо­вательных фаз движения.

В исходном положении волейболист принимает позу, удобную для последующих действий. Первая фаза начинается с момента подбрасывания мяча и заканчивается оптимальным отведением ру­ки на замах. Вторая рабочая фаза — удар по мячу. Третья, заклю­чительная фаза, являясь последействием, состоит в переносе веса тела на впереди стоящую ногу и сопровождающем движении руки за мячом.

В настоящее время нижние прямые и боковые подачи применя­ются только в игре новичков. В спортивном волейболе используют­ся главным образом верхние прямые и боковые подачи с планиру­ющей траекторией полета мяча, реже — силовые прямые и боковые подачи.

Техника планирующих подач, несмотря на кажущееся сходство с одноименными силовыми подачами, имеет значительное своеобра­зие в динамической и кинематической структурах движения и тра­екториях полета мяча.

По данным современных исследований, «чистый» выигрыш от подач составляет 7—10%, при этом затруднение в приеме мяча с подачи имеет место в 35—60% случаев.

Изучение биомеханических особенностей техники верхних по­дач у ведущих спортсменов с помощью рапидной киносъемки (700 кадров в секунду) показывает, что контакт ударяющей руки с мячом длится в течение 0,012—0,02 с, а перемещение системы «ру­ка — мяч» за время данного контакта в направлении удара состав­ляет 10—20 см. Из-за кратковременности ударного движения кор­рекция в данном случае полностью исключена.

При подаче мяча имеется предварительная программная уста­новка, которая носит двоякий характер, связанный либо с выполне­нием удара в дальнюю часть площадки, либо в ее ближнюю часть. В первом случае наблюдается большая амплитуда сопровождающе­го движения, а во втором — предударное притормаживание руки.

Верхние подачи

Верхние прямые подачи могут выполняться несколькими спо­собами: не сильным, но точным ударом, с незначительной точно­стью, но с предельной силой, а также с планирующей траекторией полета мяча, точность которой зависит от силы удара. Во всех этих случаях при схожести исходного положения техника подгото­вительных и основных рабочих фаз будет отличаться друг от друга в этих разновидностях верхней прямой подачи.

В исходном положении для всех способов техники верхних по­дач волейболист становится лицом к сетке или в полоборота к ней. Поддерживая мяч левой рукой на уровне пояса, игрок рав­номерно распределяет вес тела на обе ноги, правая рука, согнутая в локтевом суставе, подготавливается к замаху, взгляд игрока на­правлен на площадку соперничающей команды.

Подготовительная фаза верхней подачи с несильным, но точным ударом (рис. 48) заключается в укороченной ампли­туде замаха, незначительном сгибании правой, опорной ноги и очень небольшом отклонении туловища назад для его последующего активного

движения в момент удара. При этом мяч подбрасывается вверх на 30—40 см (рис. 48, а, б, в).

Во второй фазе этого способа подачи волейболист, выпрямляя опорную ногу и перенося вес тела на впереди стоящую левую ногу, коротким прицельным ударом производит подачу, направляя мяч в намоченный участок площадки. В момент удара игрок переводит взгляд с поля противника на мяч и концентрирую г внимание на за­ключительной части ударного движения, которое производится главным образом за счет движения правой руки и почти без актив­ного участия туловища и ног (рис. 48, г, д, е).

В заключительной фазе сопровождающее движение руки за мя­чом почти отсутствует, туловище игрока остается в вертикальном положении.

Подготовительная фаза верхней прямой подачи, выполня­емой с большой силой (рис. 49), отличается увеличением амплитудных показателей. Подбросив мяч и готовясь к сильному удару, игрок значительно больше сгибает опорную правую ногу, отклоняет туловище назад, отводя правую руку назад-вверх (рис. 49, а, б). При этом высота подбрасывания мяча несколько увеличи­вается, что обусловливается большей амплитудой замаха.

В основной фазе волейболист, разгибая правую ногу и выпрям­ляя туловище, производит энергичное ударное движение правой ру­кой по мячу, вкладывая в удар массу туловища (рис. 49, б).

В послеударном движении происходит обгон проксимальных звеньев руки дистальными, как при сильном нападающем ударе. Удар осуществляется внутренней частью плотно сжатой ладони, которая накрывает мяч несколько сверху. В результате больших усилий туловище и рука игрока после удара по инерции продолжа­ют смещаться вперед-вниз (рис. 49, г).

В качестве разновидности этой подачи может применяться подкручивание мяча, которое выполняется тремя способами. В первом случае подкручивание производится сверху вниз, и мяч по нисходя­щей ветви траектории опускается в пределах 4—5 метров от сетки.

Во втором вращение мяча производится справа налево и несколько сверху. В результате этого мяч срезается, и его траектория имеет кривую, последовательно отклоняющуюся влево. В третьем случае подкручивание мяча осуществляется слева направо, и после срезки мяч последовательно отклоняется вправо от подающего игрока в направлении зоны 5.

Этот способ подачи целесообразнее производить, стоя ближе к левой отметке места подачи с тем, чтобы мяч не улетел за пределы поля.

Техника выполнения верхней планирующей подачи заключается в следующем. В подготовительной фазе во-

Р и с. 50

лейболист, как бы прицелившись в определенную зону, подбрасы­вает мяч и оптимально отводит руку на замах. При этом амплиту­да сгибания правой опорной ноги незначительна.

В основной фазе планирующей верхней подачи игрок, разгибая правую ногу в голеностопном и коленном суставах, смещает туло­вище вперед, перенося вес тела на левую ногу. В этот же момент правая рука движется вперед-вверх навстречу мячу с нарастающей скоростью. Затем игрок ладонной поверхностью кисти бьет по мячу. Удар сопровождается мгновенным произвольным мышечным уси­лием, фиксирующим дистальные звенья руки в положении удара и тормозящим дальнейшее смещение руки в пространстве. Тулови­ще продолжает двигаться вперед, его вес переносится на впереди стоящую левую ногу, правая нога полностью выпрямляется в колен­ном суставе. Взгляд игрока концентрируется на мяче.

Техника выполнения верхней боковой плани­рующей подачи (рис. 50) состоит в следующем.

В исходном положении волейболист, стоя левым боком к сетке, мысленно воспроизводит предстоящие движения. Мяч поддержива­ется левой рукой на уровне пояса, вес тела больше смещен на пра­вую ногу (рис. 50, а).

В первой фазе правая рука отводится вниз-в сторону на замах, правая нога начинает разгибаться во всех суставах, кистью правой руки игрок плавным движением подбрасывает мяч. Левая нога, на­ходящаяся в безопорном положении, отводится в сторону и ставится стопой на поверхность площадки. Туловище игрока отклонено впра­во, в сторону ударяющей руки (рис. 50, б, в).

Во второй фазе волейболист какое-то мгновение находится в положении двойной опоры, после чего выпрямлением правой ноги переносит вес туловища на левую ногу (рис. 50, г). Затем в резуль­тате поворота на носке стопы левой ноги и отталкивания от опоры туловище игрока начинает поворачиваться влево, а ОЦТ смещается

вверх. Правая рука выпрямляется и движется навстречу мячу с на­растающей скоростью. Кисть руки имеет некоторый незначитель­ный угол тыльного сгибания, пальцы сложены вместе. Далее до мо­мента удара по мячу туловище волейболиста, находясь в безопорном положении, прекращает поворот влево. Правая рука, продолжая смещение навстречу опускающемуся мячу, в результате произволь­ного усилия также значительно теряет скорость (рис. 50, г).

В момент удара по мячу правая рука почти выпрямлена и про­изводит удар основанием ладонной поверхности кисти, которая по-прежнему имеет некоторый угол тыльного сгибания. Туловище игро­ка предельно выпрямлено и находится в безопорном положении. Угол между плечом и туловищем почти не меняется. При этом кисть руки в момент ударного движения и после него не обгоняет предплечье, а предплечье не обгоняет плечо (рис. 50, д, в). Благода­ря этому в момент удара отсутствует захлестывающее движение руки, вследствие чего мяч после удара не получает вращения, а имеет планирующую траекторию.

В заключительной фазе сопровождение мяча рукой почти отсут­ствует, игрок полностью переносит вес тела на левую ногу.

Техника выполнения верхней боковой силь­ной подачи (рис. 51) состоит в следующем.

В исходной позиции игрок занимает положение, аналогичное описанному выше (рис. 51, и).

В первой, подготовительной фазе, игрок делает шаг вперед пра­вой ногой (рис. 51, б), подбрасывает мяч и отводит правую руку вниз-назад и в сторону. Постепенно увеличивая угол сгибания пра­вой опорной ноги, волейболист отклоняет туловище вправо в сторо­ну руки, отведенной для замаха (рис. 51, в). При этом левая рука для увеличения последующих усилий отводится вверх и в сторону. Взгляд игрока переведен с площадки противника на опускающийся после подбрасывания мяч.

Рассчитав, когда мяч опустится на нужную высоту, волейболист начинает энергично разгибать в коленном суставе правую опорную ногу, одновременно выпрямляя туловище и делая правой рукой встречное движение к мячу. Усилия игрока в этой фазе постепенно наращиваются, и к моменту ударного движения скорость смещения правой руки в пространстве достигает своего предела. Это осуще­ствляется посредством комплекса подготовительных и взаимосвя­занных движений: разгибанием правой ноги и отталкиванием ею от опоры, маховыми движениями рук и энергичным сокращением растянутых мышц левой поверхности туловища (рис. 51, г).

В момент удара ладонь правой руки производит сильное за­хлестывающее ударное движение, накрывая мяч несколько сверху (рис. 51, д).

После удара движение руки не притормаживается, а продол­жается почти с той же скоростью. В результате этого кисть обго­няет предплечье, предплечье — плечо, а плечо — плечевой сустав. В момент удара туловище игрока поворачивается на 90° и находит­ся в безопорном положении (рис. 51, е).

После выполнения подачи игрок быстро входит в площадку и готовится к защитным действиям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных