Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение ценностно-ориентационных принципов




 


 

 

       
   
 

 

 


 

 

       
   
 
 


 

 

 


Дадаи́зм, или дада:

· модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино,

· зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.,

· Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современных граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов,

· в 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Сюрреализм (франц. surréalisme, буквально — сверхреализм):

· авангардистское направление в художественной культуре 20 в.; первоначально возникло во Франции.

· сложилось к середине 20-х гг.: "Манифест сюрреализма" А. Бретона (1924),,

· основатели:

Ø писатели Л. Арагон, Ф. Супо, П. Элюар, Р. Деснос, А. Арто, Р. Витрак, Т. Тцара,

Ø художники М. Эрнст, Мэн Рей, Х. Арп, П. Руа, А. Массой, Х. Миро, М. Дюшан, Ф. Пикабия, И. Танги, С. Дали, Р. Магрит,

Ø кинематографисты Л. Бюнюэль и Ж. Дюлак.

· продолжение традиций романтико-анархического бунтарства против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации,

· свобода от власти интеллекта и устремление в подсознании человека,

· интуитивизм и фрейдизм служили философской опорой для попыток изгнать разум из художественного мышления, утвердить в творчестве хаотичный произвол подсознательных "озарений",

· крайнее воплощение иррационалистического кризиса в западной культуре,

· имитация художественных приёмов первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных,

· натуралистически-осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром,

· трагическое неприятие окружающего миропорядка, обещание исследовать и разрешить некие вечные трудности жизни человека в обществе, решительность расковать вдохновение.

 

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение):

· возникло в 1910—13 в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма

· беспредметное, нонфигуративное искусство, модернистское течение,

· принципиально отказывается от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике,

· цель абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации,

· структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации,

· беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания,

· две основные линии:

Ø – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий:

o супрематизм К.Малевича,

o неопластицизм П.Мондриана,

o орфизм Р.Делоне,

o творчество мастеров постживописной абстракции и оп-арта,

Ø – лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов:

o творчество В.Кандинского,

o работы мастеров абстрактного экспрессионизма,

o ташизм,

o информальное искусство.

 

 

Поп-арт (анг. Pop art, от popular art – популярное искусство):

· направление в искусстве 1950-1960-х гг.,

· начало движению положила «Независимая группа», основанная в Лондоне в 1952 г.,

· характерны использование и переработка символических и знаковых объектов рекламной продукции и массовой культуры,

· возник как реакция на засилье абстрактного искусства, провозгласил своей целью возвращение к реальности и «раскрытие эстетической ценности» образцов популярной культуры,

· грубому миру материальных вещей приписывается художественно-эстетический статус

· задача художника – придание обыденному предмету художественных качеств, эстетизация вещного мира,

· использование поэтического языка этикетки и рекламы,

       
   
 
 


à

 

 

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение»):

· авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце XIX — начале XX века,

· характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов – обычно человека или группы людей или эмоционального состояния самого художника,

· представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку,

· тенденции:

1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность;

2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм;

3) безудержная эмоциональность;

4) абстракционизм.

ГЛОССАРИЙ

Аборигены - (лат.) - коренные обитатели.

Абстракционизм - направление в искусстве 20 в,. отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре, графике. Использует для создания своих произведений бесформенные красочные пятна, линии, системы объемов и геометрических фигур. Разновидности абстракционизма - ташизм, супрематизм, неопластицизм и др.

Абсурда искусство - течение в западно-европейском театре и кино, представляющее мир как хаос. Главные темы: пессимизм, отсутствие взаимопонимания, предчувствие гибели. Поступки, речи персонажей алогичны (С.Беккет, Э.Ионеско, А.Адамов (Франция)).

Агиографическая литература - описание жизни святых, в соответствии с установившимся строго определенным типом, а также описание жизни императоров, описание их военных успехов, доблестей, формирование образов идеальных императоров.

Академия Платона - афинская философская школа, основанная в 387 г. до н.э. известным философом Платоном. Она находилась в роще местного героя Академа. Академия не имела религиозного характера, в ней велись диспуты, читались доклады, широко использовались типы бесед, которые сложились еще у Сократа. Наряду с этикой, поэтикой, философией, теологией, натурфилософией особое внимание уделялось математике. В 529 г. эдиктом Юстиниана была закрыта как и все другие философские школы в Греции.

Акрополь (гр.) - верхний город - обнесенная крепостной стеной часть города, где находились главные святыни. Наиболее известен Акрополь в Афинах.

Анимизм - (лат.) - часть религиозных верований перво бытных людей, согласно которой каждая вещь, предмет, растение имеют душу, одушевлены, а потому могут "вести себя" подобно людям.

Антропоморфная форма божеств - уподобление божеств людям, появляется на более поздних стадиях развития ралигиозного сознания, демонстрирует некоторую меру осознания человеком своего места в мире.

Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апокрифы - (греч.). - произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книги Святого Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Святого Писания, не признанные церковью каноническими. Некоторые апокрифы широко использовались в средневековой литературе и изобразительном искусстве (к апокрифическим источникам восходят изображения Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Сошествия во ад, Успения Богородицы и др.).

Аполлон (греч., римск. Аполлон, Феб) - бог солнечного света, предводитель муз, покровитель искусства, бог красоты; сын Зевса и Лето. Бог Гермес изготовил для него лиру. Место обитания - гора Парнас. Изображение - юноша с лирой, колчаном, стрелами и луком.

Апологетика - (греч.) - область теологии, рассматривающая сущность данной религии, раскрывающая особенности ее догматической системы, нравственных принципов. Большое внимание уделяет доказательству бытия бога.

Аркбутаны (фр.) - наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного здания внешним опорным столбам (контрфорсам).

Аскет - (греч.) - человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни, соблюдающий духовную и нравственную дисциплину, физическое воздержание (умерщвление плоти), предписанные евангельскими заповедями. Аскетизм приравнивается к подвигу. Смысл аскетизма - отрицание страстей, утверждение в добре, подражание божественному естеству.

Асклепий (греч., рим. Эскулап) - бог врачевания, сын Апполона, ученик мудрого кентавра Хирона. Был поражен молнией Зевса в бедро за то, что лечил людей. Храмы Асклепию - асклепионы, принимали больных на ночь. Изображался бородатым мужчиной с посохом, перевитым змеей.

Афина (греч., риск. Минерва) - многоликая богиня плодородия, мирного труда, хранительница Эллады; войны и победы (Афина Промахос), мудрости, знаний, искусства и ремесла (Афина Полиея). Покровительница города Афины (Афина Парфенос). Дочь Зевса. Родилась из головы Зевса в полном вооружении: со шлемом, в панцире, копьем и щитом. Изображается в воинских доспехах со змеей и совой у ног, с золотым руном на груди, украшенным головой Медузы Горгоны.

Барокко (ит.) - стилевое направление в искусстве Европы конца 16-сер.18 вв. Барокко свойственны динамичность образов, стремление к пышности, совмещение реальности и иллюзии, усложненность композиции. Зародился в Италии в период кризиса идей и художественных принципов Возрождения, отразил глубокие противоречия и разлад в духовной жизни итальянского общества. Во Франции и России использовался в целях возвеличивания абсолютизма, связанных с ним новых социальных идей и настроений.

Бенедиктинцы - члены первого, самого богатого и влиятельного католического монашеского ордена, основанного в 6 в. в Италии. Устав банедиктинцев включает несколько обетов - постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание, труд как физический, так и, в первую очередь, - умственный (перевод, толкование и изготовление книг, собирание библиотек). В 11-13 вв. активно участвовал в миссионерской деятельности католической цекркви в славнянские страны. Внутри ордена существовало несколько мощных ветвей (клюнийцы, цистерианцы и др.). В 12-14 вв. насчитывал более 15 тыс. бенедиктинских монастырей. С 17 в. одна из конгрегаций ордена издает материалы по церковной истории. Благодаря бенедиктинцам до наших дней сохранились шедевры древнегреческой, древнеримской и средневековой литературы.

Библия - (греч.) - строго определенное по своему составу собрание древних текстов, канонизированное христианской и иудаистской церквями. Книги Ветхого Завета (38 книг) и Нового Завета (27 книг), которые признаются христианской церковью написанными по внушению Св. Духа, т.е. боговдохновенными. Библия складывалась на протяжении длительного времени - с 10-8 вв. до н.э.- по 2 в. н.э. Библия лежит в основе богослужения и догматики иудаизма (Ветхий Завет) и христианства (Ветхий и Новый Заветы).

Богословие - набор богословских дисциплин (апологетика, догматическое богословие, нравственное или практическое богословие, обличительное или сравнительное богословие; экзегетика; пастырское богословие; литургия).

Веды - памятник древнеиндийской культуры (конец II - начало I тысячелетия до н.э.), источник сведений по социально-экономической и культурной истории Древней Индии.

Географический детерминизм - теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере природными причинами, усматривающая главную роль географической среды в формировании и функционировании культуры.

География культуры - научная дисциплина, расположенная на стыке географии, культурологии, социологии и этнологии. Предмет культуры географии - изучение закономерностей появления, развития и пространственного распространения культурных систем и отдельных элементов.

Геракл (греч., римск. Геркулес) - мифологический герой, сын Зевса и Алкмены, смертный; совершил 12 подвигов: задушил Немейского льва; уничтожил девятиголовую Лернейскую гидру, похищавшую скот; поймал Керинейскую златорогую лань Артемиды, которая опустошала поля; укротил свирепого Эриманфского кабана; очистил конюшни царя Авгия; перебил Стимфалийских птиц-людоедов; укротил бешеного Критского быка; укротил четырех кобылиц царя Диомеда, питавшихся человеческим мясом;в бою с амазонками добыл пояс царицы Ипполиты - знак власти; добыл коров трехглавого великана Гериона; держал небесный свод в то время, как атлант добывал для него золотые яблоки из сада Гесперид; укротил пса Кербера-стража подземного царства Аида.

Гермес (греч., римск. Меркурий) - бог торговли и воров, магии, вестник богов, проводник душ в подземном царстве, покровитель гимнастических упражнений молодежи. Мастер красноречия и покровитель стад. Сын Зевса и нимфы Майи. Изображался в виде юноши в плаще, крылатых сандалиях со шлемом. Дионис (греч., римск. Бахус, синоним Вакх) - бог виноделия, опьянения, покровитель артистов, поэтов. Сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Воспитывался нимфами и Силеном-получеловеком, добродушным, с лошадиными ушами, хвостом и копытами. В честь Д. устраивались праздники дважды в год (большие и малые Дионисии, Вакханалии), в ходе которых пелись песни - дифирамбы, происходило состязание авторов комедий и трагедий (в городе) и состязания хоров ряженых (в сельсктих местностях), последние послужили основой древнегреческой комедии. Изображался прекрасным юношей с ветвью винограда в руке.

Гимнасий (гр.) - в Древней Греции государственное учебно-воспитательное заведение в Афинах, а также и на эллинистическом Востоке, получившая распространение в 5-4 вв. до н.э. В Г. поступали после палестры юноши 16 лет и до 18 лет занимались спортивным развитием, получали литературное, философское и политическое образование.

Глобальные проблемы (от лат. globus - земной шар) - проблемы, от решения которых зависит судьба цивилизации.

Гомилетика - богословская, теологическая система, обосновывающая и защищающая религиозное учение о боге, его качествах, признаках и свойствах; система правил и норм жизни верующих и духовенства.

Готический стиль - (ит.) - художественный стиль между 12-16 вв., завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Сменив романский стиль, готическое искусство было преимущественно культовым и развивался в рамках религиозной идеологии. Готические приемы позволили создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Готические приемы нашли отражение в городской архитектуре, декоративно-прикладном искусстве (мебель, утварь, одежда). Готику сменяют стили: Возрождение, барокко.

«Греческое чудо» - феномен древнегреческой цивилизации, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах.

Дадаизм (фр.) - модернистское литературно-художественное направление в 1916-22, сложившееся в Швейцарии в среде анархиствующей интеллигенции. Средствами выражения служили бессмысленные сочетания слов и звуков (Т.Тцара, Р. Гюльзенбах, М. Янко), каракули, псевдочертежи, набор случайных предметов (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, Ж.Арп)

Даки - в древности северо-фракийские племена, расселявшиеся к северу от Дуная до отрогов Карпат.

Деспотия - (греч.) - форма неограниченной власти одного лица.

Десятина - отчисление в пользу служителей культа, церкви десятой части всех денежных и натуральных доходов верующих.

Джайнизм - (инд.) - от имени собственного Джина; одна из религий Индии, возникшая в 6 в. до н.э. По преданию это учение было передано из глубин веков 24 пророками-учителями, последний из которых, прозванный Джина (победитель), устранил препятствия на пути религиозного спасения. Джайны поклоняются своим полумифическим пророкам как божествам. Центральное место занимает учение о вечной душе, которая может вселяться последовательно в различные материальные тела.

Дизайн - Художественно-конструктивное проектирование предметов промышленного производства, выпускаемых большими тиражами, с целью повысить их эстетические свойства.

Догматическое богословие - область теологии, доказывающая истинность основных догматов, принятых первыми Вселенскими соборами.

Дольмены -(брит.) - древнее 3-2 тыс. лет до н.э. погребальное сооружение в виде большого ящика, накрытого плоской плитой.

Доминиканцы - члены нищенствующего ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Доменико де Гусманом. Доминиканцы дают обет бедности, воздержания, послушания; им запрещается есть мясо. Во главе ордена стоит генерал, избираемый на 12-летний срок и подчиненный папе. Имеют монастыри, которыми руководят приоры. Их эмблема - собака с зажженым факелом в зубах, они сами называют себя "псами господними". С 1232 г. орден руководил инквизицией. Принимал участие в колонизации Америки. Из его рядов вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап.

Зевс (греч., рим. Юпитер) - верховный бог греческого пантеона, бог неба, громовержец и тучегонитель, бог дождя. Жена - богиня Гера.Имел многочисленное потомство. От Геры - Арес (бог войны), Геба, Гефест, Илифия; от Дионы - Афродита; от Мнемозины - музы; от Алкмены - Геракл и так далее. Место культа З. - Олимпия, место постоянное пребывания -небо над Олимпом. Символы Зевса: скипетр, крылатая богиня Ника, стоящая на шаре, и орел у трона.

Зооморфная форма божеств - уподобление божеств животным, напр., шакалу, быку, и др., птицам - сова или насекомым - жук скарабей и др. Подобная форма поклонения характерна для ранних стадий развития религиозного сознания и отражает непосредственную зависимость человека от природы.

Иезуиты - члены католического монашеского ордена, созданного в 16 в. испанским аристократом Игнатием Лойолой. Орден организован по принципу строгой централизации, жесткой дисциплины и бесприкословного подчинения. Во главе ордена стоит генерал, избираемый пожизненно. Орден стал главным орудием Контрреформации, участвовал в деятельности инквизиции, вел борьбу с народными антифеодальными движениями. Орден добился привилегированного положения в итальянских государствах, Франции, Испании, Португалии; проникал во многие страны, способствуя их колонизации. Активно вмешивался в политическую жизнь ряда европейских государств, что вызвало недовольство правящих кругов и привело к последующим изгнаниям иезуитов из некоторых стран. Иезуиты активно участвовали в культурной жизни разных стран,организуя школы, субсидируя театральные постановки с целью распространения религии.

Иероглифы - (греч.) - древние неалфавитные, рисуночные знаки письма (египетские, японские, китайские).

Иллирийцы - древние индоевропейские племена на Северо-Западе Балканского полуострова (далматы, паннонцы и др.) и на Юго-Востоке Апеннинского полуострова (япиги, мессапы и др.). С конца З по конец 1 в. до н.э. иллирийцы были покорены римлянами и романизированы.

Импрессионизм (фр.) - художественное направление в искусстве конца 19-нач.20 вв., стремившееся запечатлеть мимолетные состояния природы, настроения человека, впечатления от увиденного.

Инквизиция (от лат. «розыск») - в католической церкви в XIII-XIX вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти, созданные для борьбы с инакомыслием (ересями).

Иррационализм - ограничивает или отрицает возможность разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто иррациональное - находящееся за пределами разума, противостоящее рациональному мышлению. Выдвигает на первый план волю, чувства, интуицию, воображение, инстинкт, и т.п.

Ирригация - (лат.) - искусственное орошение полей с помощью прорытых каналов, строительства водосборников, систем распределения воды.

Ислам - основная религия арабо-мусульманских стран.

Кабатажное плавание - плавание в виду линии берега.

Калафонический (прекраснозвучный) стиль в музыке 13-14 вв. -ведущий стиль пришел на смену единичным распевам одного слога двумя-тремя звуками. Его особенность в использовании развернутых вокализов с длительными мелодическими линиями, главенство музыки над текстом. Яркое и эмоционально насыщенное развитие музыкального материала вне зависимости от текста. Систематическое рассечение слов посредством введения в них серии бессмысленных слогов, разрушающих последовательность текста. При таком исполнении восприятие текста отодвигалось на второй план. Все внимание слушателей сосредотачивалось на процессе движения и развития музыкального материала.

Карма - в индуизме и буддизме - общая сумма совершаемых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения и последующего существования.

Кармелиты - нищенствующий католический орден. Основан группой крестоносцев в 1155 г. в Палестине. Навание происходит от горы Кармел, на которой первоначально поселились основатели ордена, построив там часовню. В 13 в. переселились в Западную Европу, где основали несколько монастырей. В 16 в. орден раскололся на несколько ветвей, в частности появились женский и мужской ордена босоногих карметиток и кармелитов.

Каста -(порт.) - общественная группа, оберегающая свою замкнутость. В Индии и в некоторых других странах Востока замкнутые общественные группы, объединенные определенным видом профессиональных занятий, представлениями об общем происхождении, заключающие браки только между членами своей касты, имеющие свои обычаи и законы.

Квадривиум - (лат. четырехпутье) - цикл предметов, изучаемых в школах -арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Керамика (гр.) - глиняные бытовые и ритуальные изделия; получившие название по кварталу гончаров, располагавшемуся вне городских стен. Среди керамических изделий различают сосуды сделанные от руки или на гончарном круге, простые или украшенные (вдавленный, процарапанный узор, налепы, рельеф, лощение, роспись, полива и др.). формы, размеры и название керамических изделий определялись их назначением (приз победителю; подарок к свадьбе; для масла во время занятий в палестре; для хранения зерна, вина, масла; смешивания воды и вина и др.).

Классицизм (лат). - стилевое направление в искусстве конца 17-нач.19 вв, пришедшее на смену барокко в связи с упрочением абсолютизма, отразившее его художественно-эстетические и идейные потребности. Характерной чертой его является нормативность, установление строгих правил для всех видов искусства и их оценки, ориентация на образцы античного искусства (темы, сюжеты древнегреческой и древнеримской мифологии и истории).

Кодификация - (лат.) - объединение и запись законов, регулирующих жизнь общества, пришедшая на смену устной форме хранения и передачи правил, установок, имеющих силу закона.

Конгломерат - (лат). - бессистемное соединение частей.

Контрабанда - беспошлинный и незаконный способ торговли, широко практиковался как внутри государств, разделенных внутренними таможенными постами, ввиду наличия частных земель и дорог, так и особенно в международной торговле. Во Франции в 17 в. товар, перевозимый с юга страны в Париж, облагался от 36 до 40 различными налогами. Широко практиковался контрабандный перевоз товаров в испанские колонии, что разоряло казну, купцов и ремесленников этой страны. Испанские суда иногда возвращались назад, даже не разгружаясь в колониальных портах, по причине избытка контабандных товаров в колониях.

Контрфорсы (фр.) - стенка, укрепляющая основную несущую конструкцию.

Копты - название египтян, исповедывавших христианство.

Коран - священная книга мусульман.

Крестовые походы - военные походы западноевропейских феодалов в восточные страны с захватнической целью, проходившие под прикрытием религиозных лозунгов (освобождения "гроба господня", "святой земли", защиты католицизма от "неверных" - турок-сельджуков). Походы имели место в 11-13 вв. В исторической литературе описано восемь походов на Восток. В 12-13 вв. были осуществлены крестовые походы немецких феодалов против славянских и других народов Прибалтики. В 13-15 вв. папство организовало под видом крестовых походов ряд карательных экспедиций против еретических течений в католицизме. Монотеизм (греч.) - религиозное представление и учение о едином боге, в противоположность политеизму - многобожию.

Кромлехи - (брет.)- древнее культовое сооружение в виде круглых оград из огромных камней.

Кубизм (фр.) - формалистическое течениев искусстве, возникшее в начале 20 в., которое схематизировало натуру и сводило все пластическое многообразие к геометрическим фигурам (кубу, цилиндру, шару, конусу и др.). Художники - Ж. Брак, П. Пикассо, Н. Габо, Г. Ульман.

Культура духовная - совокупность явлений культуры, возникающих, функционирующих в сознании людей, индивидуальная и коллективная, мощно влияющих на него; она едина и возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности.

Культура и природа - понятия, которые, как правило, рассматриваются во взаимной оппозиции. Под культурой в самом общем смысле понимается все, что было преобразовано и освоено человеком; природа - то, что существует помимо и вне человека, по независимым от него законам.

Культура и расстояние - расстояние всегда разделяло культурные центры и ореолы, задерживая распространение цивилизаций, затрудняя обмен деятелями культуры, культурными ценностями и технологиями.

Культура обыденная - совокупность идей, принципов, процессов, явлений культуры, связанных с повседневной жизнью людей.

Культура России - культура русского народа, сложившаяся в начале на восточно-славянской основе в виде культуры древнерусской народности (примерно в VIII-XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами.

Культура России в ее становлении и развитии - аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

Культура России в современной культуре - актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.

Культура России и православие - основной аспект, выражающий специфику и важнейшие особенности развития русской культуры.

Культура христианская - самобытная наднациональная культура, возникающая в ореоле Римской империи как результат синтеза греко-римской и ближневосточных традиций на основе христианской религии.

Культура этническая - культура определенного этноса, творческая форма его жизнедеятельности по воспроизведению и обновлению бытия.

Культурная картина мира - конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира.

Культурное запаздывание - явление, когда духовная культура не успевает приспособиться к изменениям в сфере материальной (например, в результате опережающего развития научно-технического прогресса).

Культурные нормы - понятия, очерчивающие стандарты деятельности людей.

Культурные универсалии - понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых и больших, отличающихся по этническим характеристикам.

Культурный ландшафт - 1) преобразованные человеческой деятельностью элементы окружающей природной среды; 2) вся среда (область) обитания человека в сочетании своих естественных и искусственных элементов.

Лазер - аббревеатура слов английской фразы: "Light Amplification by Stimulated Emissionof Radiation", что означает "усиление света в результате вынужденного излучения". Источник оптического излучения, характеризующегося большой плотностью энергии. Существуют газовые, жидкостные и твердотельные лазеры.

Лидийцы - (гр.) - жители древнего государства Лидии, расположенном на западе Малой Азии.

Ликей Аристотеля - название учебного заведения по месту его нахождения. Лией - это предместье Афин, где был расположен храм Апполона Ликейского. Там же был гимнасий, в котором Аристотель проводил занятия философией в 334-323 гг. до н.э. Занятия проводились в крытой галерее (перипате). От этого слова и произошло название учеников школы -перипатетики. После Аристотеля в Ликее вели занятия известные в свое время ученые. Ликей был закрыт эдиктом Юстиниана в 529 г.

Литургия - (греч.) - Основное христианское богослужение -обедня (у правослваных) и месса (у католиков); определенная последовательность молитв и священных действий, главными из которых являются подготовка, освящение и причащение Святых Даров.

Мегаполис (гр.) - единое городское пространство, объединяющее множество разросшихся мелких городов.

Менгиры - (брет.) - вертикально врытый в землю длинный (высотой 4-5 м и более) древний культовый памятник.

Мировая культура - общее название всех культурно-исторических типов и традиций человечества.

Мифология - (гр.) - совокупность сказаний, передающих верования древних народов о происхождении мира, явлений природы, о богах и героях.

Модерн - художественный стиль конца 19-нач.20 вв. В разных странах называли по-разному: сецессион, арт-нуво, югенстиль и др. Важнейшими чертами стиля явился отказ от классической ордерной системы в архитектуре, расширение круга используемых материалов (бетон, стекло, металл и др.), разработка новых конструктивных и декоративных приемов (ассиметрии, введения элементов растительного и животного мира в декоративном убранстве зданий). Применялся в архитектуре, оформлении интерьеров, в промграфике, декоративно-прикладном искусстве, моде. Стиль модерн активно использовали испанец А.Гауди, бельгиец А. ван де Вельде, француз Т.Гарнье, австриец А. Лоос, немец П. Беренс, голландец Г.П.Берлаге. и др. "Потока сознания" литература - творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач.20в. Термин заимствован из кн. "Научные основы психологии" У. Джемса. Как изобразительный прием - прямое воспроизведение душевной жизни, для чего использует форму внутренного монолога. Принцип модернистской литературы, используется в кинематографе и театре. Претендует на исчерпывающую полноту в изображении действительности (Дж.Джойс, В.Вульф, М. Пруст).

Мозаика - (фр.) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток, широко использовался в оформлении византийских храмов.

Монофизитство - богословско-догматическое направление в христианстве, возникшее в Византии в 5 в.. Основателем его считают константинопольского архимандрита Евтихия, который учил, что Христу присуща одна природа - божественная, а не две - божественная и человеческая, как утверждали представители официальной церкви. На Халкидонском соборе (451) монофизитство было осуждено и приравнено к ереси. Борьба с М. приводила к восстаниям христиан-монофизитов (Александрия - 457, Иерусалим - 458, Антиохия - 468 гг.). Длительная вооруженная борьба привела к отелению от византийской церкви т.н. нехалкидонских церквей.

Монофилитство - официальная господствующая доктрина (7 в.) - учение о единой воле и единой энергии богочеловека Христа, явившаяся попыткой религиозно-дипломатичекого компромисса между монофизитством и диофиситством или православием.

Монументальный - (лат.) - огромный, поражающий своими размерами, основательный, прочный.

Неоклассицизм (фр.) - общее название художественно-стилевого направления 2-ой половины 19 - нач. ХХ в., основанного на обращении к традициям античности, возрождения и классицизма. Проявился в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, частично в музыке, как формальное заимствование элементов классических произведений, сюжетов, мелодий. В отличие от классицизма не имел прочного теоретического обоснования, поэтому остался поверхностным и подражательным стилем в искусстве.

Олигархия - (гр.) - власть небольшой группы богатых людей.

Паламизм - учение Григория Паламы (14 в.) о "божественном свете", воспринимаемом чувствами. Согласно библейской легенде на горе Фавор ученики Христа увидели божественный свет. Природа этого света и возможность его восприятия явились предметом теологических споров. Дар видеть божественный свет обретают праведники. Противники паламитов отрицали возможность бытия чего-либо отличного от божественной сущности.

Палеологовское Возрождение - период в византийской культуре второй половины 13-сер.15 вв. - времени правления династии Палеологов, характерной чертой которого был расцвет византийского искусства на фоне средневековой религиозности, экономического и политического упадка. В этот период усилился интерес к античности. Искусство отличала повышенная эмоциональность, мистический индивидуализм, усиление светского и личностного начала. Многообразие школ способствовало интенсивности и разноплановой художественной жизни в эти годы. Распространение получают изображения сцен трапез в сюжетах "Брак в Кане", "Тайная вечеря", "Троица" и др.; появляются элементы натюрморта; больше внимания уделяется бытовым сценам и предметам. Возрастает интерес к истории и фольклору.

Палестра -(гр.) - в Древней Греции частная школа для обучения мальчиков 12-16 лет борьбе, бегу, метанию диска и копья, гимнастическим упражнениям и т.п.

Панегирик - похвальное слово.

Пантеон - (гр.-лат.) - собрание всех богов; храм, посвященный всем богам; усыпальница великих людей.

Парча - декоративная ткань с золотой или серебряной нитью.

Патристика - учение отцов церкви.Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социальных доктрин христианских писателей 2-8 вв. На ранних этапах для нее характерны были интонации живой беседы, характерной для античной философии. Высшей точки патристика достигает в деятельности кружка "каппадокийцев"(Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский) на Востоке и Августина на Западе. Их сочинения были признаны важнейшей составной частью "св. предания".

Перекачка мозгов (drine brane) - термин, родившийся во второй половине 20 в., обозначающий процесс переманивания одаренных специалистов из развивающихся стран частными фирмами и исследовательскими центрами на Западе, прелагающими лучшие условия жизни. Процесс имеет цель: получить уже готовые, более дешевые, но не менее талантливые кадры, чем те, которые существуют в собственных странах, сократить собственные расходы на образование подобных кадров, ослабить потенциальных конкурентов.

Пираты (каперы, флибустьеры, буконьеры, приватиры) - грабители чужих кораблей на море. Пиратство известно с древнего времени. В новое время пираты нуждались в убежищах и покровителях. Покупали право на пиратство, плавали под флагом той страны, у правительства которой купили разрешение грабить суда военных противников этой страны или торговых конкурентов. Известно имя английского приватира-адмирала Дрейка, грабившего испанские суда и делившего добычу с английской королевой Елизаветой. Под покровительством Франции действовали буконьеры в начале 17 в. с ордонансом Людовика 14. Мальтийская оружейная палата в 17-18 вв. ведала пиратскими делами рыцарей мальтийского ордена, подчинявшегося папе римскому. Пираты Атлантического океана исчезли к 1725 г., за исключением некоторых бандитских групп, грабивших суда до 20-х годов 19 в.

Полис - самоуправляемая община, "город-государство", объединяющая как жителей города, так и сельских местностей, прилегавших к городу. Полноправным гражданином полиса мог быть тот, у кого родители были полноправными гражданами, обладал земельным участком, был способен обеспечить себя вооружением для участия в ополчении. Форма гос. правления в полисе могла быть разной.

Полузооморфная форма божеств - соединение черт животного и человека, появляется как переходный этап между зооморфной и антропоморфной формами в политеистических религиях. Наиболее яркие образцы таких божеств обнаруживаются в Древнем Египте (напр., бог Анубис - мужчина с головой шакала и др.).

Портик - (лат.) - часть здания перед фасадом, с треугольной крышей, опирающейся на колонны, или открытая галерея, состоящая из колонн.

Постмодерн - совокупность идей, характерных для современной культуры; течение, охватывающее искусство, философию, литературу, гуманитарные науки.

Православие - одно из направлений в христианстве, сложилось в результате разделения христианской церкви на восточную и западную, источниками православного вероучения являются Священное писание и Священное предание.

Пререфаэлиты (англ.) - группа английских художников и писателей 19 в., выбравшая манерой своего творчества подражание искусству раннего Возрождения до рафаэлевской поры (художники Россетти Д.Г., Хант Х.. Миллес Дж.Э., писатель и теоретик У.Моррис).

Принцип 4-х уровней толкования Святого писания - предложен Св. Августином: буквальный (сюжет, что изображено в соответствии с текстом Библии, жития, молитвы и т.д.); аллегорический (раскрытие смысла образа, символа; как изображено: цвет, свет, жест, пространство, время, детали и пр.); моральный (зачем, что говорит это лично тебе, уровень обратной связи); анагогический (толкование текста в высшем, символическом значении, открытие глубинного смысла). Например, Иерусалим -буквальный смысл - город в святой земле; аллегорический - торжествующая церковь; моральный - благоверная душа; анагогический - небесное отечество.

Проблема демографическая состоит в том, что продолжается процесс неудержимого прироста населения Земли.

Проблема экологическая состоит в нарастающей нестабильности экологической ниши, в которой живет человечество.

Проблема энергосырьевая - вопрос о надежном обеспечении населения мира топливом и сырьем.

Проводники - электрические вещества, хорошо проводящие электрический ток. Проводники делятся на электронные (металлы, полупроводники), ионные (электролиты) и смешанные, где имеет место движение как электронов, так и ионов (напр., плазма).

Просвещение - течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.

Протестантизм - одно из направлений христианства, возникшее в результате реформации в XVI-XVII вв., проходившей под лозунгом исправления католицизма в духе первоначальных евангельских идеалов, отрицания посреднической роли церкви между человеком и Богом.

Пэры - равные королю. Наследственные дворяне, небольшая группа, пользовавшаяся личным влияним при дворе, установленными законом привилегиями. В Англии они не освобожались от налогов, в отличие от других стран. Во Франции они считались соправителями короля в провинциях, некоторые из них были претендентами на престол. В Испании в 18 в. было 119 грандов. Почет, оказываемый им королем, заключался в том, что он называл их своими кузенами, а попа римский позволял сидеть в своем присутствии. Ордерная система античная - система несущих и несомых частей здания, их художественное оформление, получившая распространение в Древней Греции и названная именами племен и областей: дорическая, ионическая, коринфская. Широко использовалась в Новое время во всех странах при строительстве светских и религиозных зданий, внутреннем убранстве помещений.

Рационализм - метод мышления эпохи Просвещения, уповающий на неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим.

Регулярные парки (фр.) - парк с геометрически правильной планировкой, специально-разработанными правилами стрижки кустарников и деревьев, размещением в парках скульптур, беседок, китайских домиков, мостиков и др. В числе известных архитекторов парковой архитектуры 18 в. - француз Ле Нотр, англичанин Чеймберс. Появлению регулярных (или пейзажных) парков содействовали идеи просветителей и требования классицизма, согласно которым не только сам человек, но и окружающая его природа должны быть облагорожены в соответствии с определенным идеалом.

Религия (от лат. religare - связывать) - стремление человека к жизни в единстве с Богом, Абсолютом, воплощающим в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Христианство возникает на основе распространенной в восточных провинциях Римской империи идеи Мессии Спасителя, в центре христианской системы находится убеждение, что в лице Иисуса Христа сын Божий воплотился в человеке.

Рельеф - (фр.) - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды рельефа - барельеф и горельеф.

Риторика - (греч.) - наука о правилах красноречия в том числе и церковного.

Робот (чешск.) - термин, употребленный впервые в пьесе К.Чапека в 1920 г., которым часто обозначают машину с антропоморфными (человекоподобными) действиями. Машины предназначены для замены человека при выполнении опасных для жизни работ или при относительной малодоступности объекта (под водой, в космосе и др.).

Романский стиль - стиль средневекового западно-европейского искусства 10-12вв. Романский стиль создает суровые, крепостного характера здания, монастырские комплексы, церкви, замки.

Рыцарство - привилегированный социальный слой в феодальном обществе; все светские феодалы-воины; мелкие светские феодалы, служившие своим сеньорам и связанные отношениями вассалитета. Расцвет рыцарства приходится на 12-14 вв. С 15-16 вв. в связи с появлением огнестрельного оружия и появлением постоянных армий в государствах рыцарство утрачивает свое значение, но в некоторых странах (например, в Англии) остается почетным званием, присуждаемым за особые заслуги перед отечеством.

Сакральный - (лат.) - обожествляемый, считающийся священным.

Салоны (фр.) - комнаты для приема гостей в домах аристократов. Популярны с 16 в. Одновременно званые собрания, на которые приглашались люди определенного круга. В салонах формировалось общественное мнение, политические идеи, философские учения, ставились любительские спектакли, давались концерты знаменитыми пианистами и артистами. В некоторых салонах, близких к правящей верхушке решались судьбы кандидатов на те или иные должности и звания. С 1759 г. в салоне Лувра проводились регулярные художественные выставки. Работы, получавшие высшие оценки критики и публики, награждались медалями.

Сансара - в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, цепь перерождений, круговорот рождения и смерти.

Синтоизм - (японск.) - древнейшая религия японцев, обожествление Солнца.

Спарта - (гр.) - центр Древнегреческого государства в Лаконии (юго-восточная часть Пелопонеса), образованного в Х в. до н.э. и состоявшего из 5 деревень. Прославилось своим воинственным духом, такой организацией общественной жизни, при которой воинская деятельность признавалась ведущей. Названия Лакония, Лакедемон и Спарта употребляются в литературе как синонимы.

Схоластика (от лат. «школа») - школьная наука в период западно-христианского средневековья; средневековая религиозная философия XI-XIV вв. Схоластика выдвигает на первое место авторитет Святого Писания, постановление Вселенских соборов, творений отцов церкви.

Сюрреализм (фр.) - сверхреализм модернистское формалистическое направление в искусстве, провозгласивгшее источником искусства сферу подсощнания (инстинкты, сноведения, галлюцинации), а его методом -разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Сюрреализм развивал ряд черт дадаизма. Художники: С. Дали, Х.Блум, И.Танги, в литературе А. Бретон, Ф. Супо.

Табу - (полинезийск.) - запрет у первобытных народов, налагаемый на пользование каким-либо предметом, растением, животным, словом, жестом или действием, нарушение которого строго наказывалось.

Типология культур - классификация, упорядочение всех явлений, выявленных в истории культур по какому-либо критерию (основанию, признаку), присущему всем культурам.

Тирания - форма единоличного правления в Древней Греции, установленная в большинстве случаев насильственным путем. Различают раннюю тиранию 7-6 вв. до н.э., которая возникла в ходе борьбы между родовой знатью и демосом в греческих полисах (в Коринфе, Мегаре, Афинах, на о-ве Самос). Тираны обычно способствовали росту производства и подъему культуры. Поздняя тирания (4 в. до н.э.) возникла в условиях крушения полисного строя. Устанавливала жестокий произвол и насилие. Это второе значение слова тирания, впоследствии закрепилось.

Тотем - (америк.) - животное, растение или предмет, которому поклонялись члены одной социальной группы (рода, племени). Герб племени с изображением объекта поклонения.

Треба - молитва и священнодействие, совершаемые священнослужителями по просьбе верующих (молебны за здравие, упокой, отпевание усопших, молитвы по случаю засухи и др.).

Тривиум - (лат.трехпутье) - цикл учебных предметов: латинская грамматика (чтение и письмо); риторика - правила построения речи, умение говорить связно и красиво; диалектика - умение рассуждать и спорить в соответствии с правилами.

Триумфальная арка - (рим.) - архитектурное сооружение, устроенное по типу городских ворот с одним или несколькими пролетами, надписями, украшенное статуями, рельефами. Фонационное письмо - (от греч. фонэ -звук) письмо, в котором каждый звук имеет свое графическое изображение.

Фетишизм - (лат.) - неодушевленный предмет, почитаемый как носитель чудодейственной силы, окружаемый религиозным поклонением.

Фракийцы - группа древних индоевропеских племен (даки, одрисы, геты и др.), населявших Северо-Восточную часть Балканского полуострова и Северо-Запад Малой Азии.

Францисканцы - католический нищенствующий монашеский орден. Создан Франциском Ассизским в Италии в 1207 - 1209 гг. Францисканцы жили в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, призывали к аскетизму и бедности. Они занимались благотворительностью. Францисканцы вели борьбу против ересей, участвовали в инквизиции. С 1256 г. папа предоставил францисканцам право преподавания в университетах. В 16-18 вв. в ходе реформационных преобразований в некоторых странах были изгнаны из них. Орден возглавляет генерал, избираемый на 6 лет. Существует женский монашеский орден (клариски), созданный также Франциском Ассизским.

Фреска - (итал.) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде.

Функционализм - художественное направление в архитектуре и дизайне, требующее строгого соответствия архитектурного и дизайнерского проекта производственным и бытовым задачам. Широко использует достижения строительной техники, стандартные секции, строчную застройку кварталов и улиц.

Халифат - арабское теократическое государство.

Цивилизованное столкновение - концепция, выдвинутая в начале 90-х гг. XX в. американским политологом и культурологом С. Хантингтоном, содержание которой заключается в том, что после окончания «холодной войны» культурная самобытность определяет принципы как единства, так и дезинтеграции, конфликтов цивилизаций.

Экзегетика - (греч.) - раздел богословия, занимающийся трактовкой и толкованием смысла и содержания Библии.

Экспрессионизм (лат.) - направление в искусстве, выразившее индивидуальный протест против уродств окружающего мира, ужасов войны, чувства обречености. Характерные приемы связаны с гротескной, изломанной и деформированной формой, подчеркнутым эмоциональным состоянием изображаемых объектов (художники: О. Дикс, Ж. Грос, в музыке - А. Шенберг и др.).

Элита - высшая, относительно привилегированная группа, в большей или меньшей степени обладающая выдающимися психическими, социальными качествами, непосредственно связанными с использованием государственной власти или воздействием на нее.

Эллинизм - синтез восточной и античной культур, связанный с завоеваниями Александра Македонского и охвативший период с III по I в. до н.э.

Эсхатология (от греч. «последний») - в христианской догматике учение о конце света, воскрешении мертвых, Страшном суде, царстве Божием на земле.

 

Словарь персоналий

 

Абеляр Пьер (1079-1142) - французский теолог и философ-схоласт.Высоко ценил античную философию и культуру. Был талантливым преподавателем. Отстаивал тезис "Понять, чтобы верить", в отличие от тех, кто провозглашал: "Верую для того, чтобы понять". А. хотел примирить веру и разум, считал необходимым обосновывать догматы веры с помощью разума. Его любовь к ученице Элоизе - образованной и талантливой женщине была не совместима с его духовным саном и они вынуждены были постричься в монахи.

Августин Блаженный (Августин Аврелий) (354-430) - христианский теолог и философ, признанный в православии блаженным, а в католичестве святым и "учителем" церкви. Разработал католическую догматику, в частности, учение о божественном предопределении, благодати и загробном воздаянии. Главные труды: "О граде божьем", "Исповедь". Св. Августин для лучшего усовоения святого писания предлагал использовать "принцип 4-х уровней толкования текста".

Адлер Альфред (1870-1937) - австр. врач-психиатор и психолог. Ученик Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Главным источником мотивации считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности.

Андерсен Ханс Кристиан (1805-1875) - датский писатель. Родился в семье сапожника. Работал в жанре сказки, который был формой выражения жизненной философии, способом защиты человеческого достоинства ("Соловей", "Новое платье короля", "Снежная королева" и др.).

Андрей Критский - поэт 8 в., автор "Великого канона", состоящего из 250 строф, оказал влияние на развитие церковной поэзии и литургической гимнографии.

Аристарх Самосский (ок. 320-250 гг. до н.э.) - др.-греч. астроном и математик. Делал расчеты объема Солнца и Земли, пришел к выводу о гелиоцентрической концепции мировоззрения, до открытия ее И. Кеплером (17 в.); рассчитал размеры Луны и расстояний солнца и Луны, впервые использовал тригонометрические функции в расчетах и др. Архимед (287-211 г. до н.э.) - др.-греч. математик, астроном, изобретатель, основатель теоретической механики. Вычислил отношение длины окружности к диаметру круга (число п), площадь эллипса, параболического сегмента, поверхности конуса и шара; вычислил объем шара, исследовал свойство спирали; ввел понятие центра тяжести и установил научные принципы статики и гидростатики и др. Им был изобретен и построен планетарий, изобретены водоподъемный механизм, ряд механизмов для военных целей.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - выдающийся древне-греческий философ и ученый, основатель школы перипатетиков, организатор Ликея; преподавал в Академии Платона; был воспитателем Александра Македонского. Ученый, внесший вклад в огромное число наук. Писал трактаты о космосе, логике, о физических явлениях, метеорологии, истории ждивотных и растений, исследовал вопросы этики, риторики, языкознания, поэтики. Анализировал политические проблемы своего времени и многое др.

Бальзак Оноре де (1799-1850) - франц. писатель, родился в семье чиновника. Получил юридич. Образование. В историю мировой литературы вошел как создатель всеобъемлющей художественной энциклопедии жизни франции 19 в. Произв.: "Сцены частной жизни", "Отец Горио", "Евгения Гранде", "Сцены парижской жизни" и др.

Баха творчество - вершина искусства полифонии. В его творчестве обобщены достижения всех предшествующих эпох и заложены основы нового музыкального мышления. Произв.: "Страсти по Матфею", месса си минор, "Хорошо темперированный клавир" и мн. др.

Беккет Самюэль (1906) - ирландск.драматург, один из основоположников драмы абсурда. Произв.: "В ожидании Годо", "Конец игры". В романах "Марлон умирает", "Неназываемый" развивает приемы литуратуры "потока сознания".

Бергман Ингмар (1918) - шведск. Кинорежиссер. Картины: "Вечер шутов", "Земляничная поляна", "Молчание" и др.

Берлиоз Гектор (1803-1869) - франц композитор. Творил в разных жанрах: контаты, мессы, увертюры, симфонии и др. Произведения: "Детство Христа", "Троянцы", "Гарольд в Италиии", "Ромео и Джульетта" и др. Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) - немецкий композитор и органист из музыкального семейства Бахов из Тюрингии. Создал около тысячи произведений разных жанров, многие из которых связаны с культовой тематикой.

Бетховен Людвиг ван (1770-1827) - немецкий композитор. Учился у разных педагогов. С 1792 г. живет в Вене. Как пианист выступал в аристократических салонах, давал уроки музыки. Создавал произведения в разных жанрах. Главная отличительная черта творчества - пафос революционной героики. В последние годы был поражен тяжелым недугом --глухотой. Тем не менее, продолжал работать, создавая шедевры музыкального искусства.

Бокаччо Джовани (1313-1375) - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, повесть, пасторали, сонеты. Главные произведения: "Декамерон", поэма "Ворон", книга "Жизнь Данте Алигьери".

Бор Нильс Хенрик Давид (1885-1962) - датск. физик, один из создателей современой физики. Основатель и руководитель Ин-та теоретической физики в Копенгагене, создал теорию атома, котора легла в основу квантовой механики. Важные работы по теории металлов, атомного ядра и ядерных реакций. Труды по философии естествознания. Лаур. Нобелевск. премии. Иностр. член АН СССР (1929).

Бруно Джордано (1548-1600) - итальянский философ-пантеист и поэт. Развивал идеи гелиоцентрической космологии Коперника, выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров. Главные произведения: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме".

Верди Джузеппе (1813-1901) - итальянский композитор. С 7 лет берет уроки музыки, с 12 лет замещает на церковных богослужениях учителя; в 15 лет дирижировал филармоническим оркестром в Буссето. В консерваторию не был принят по причине якобы недостаточности музыкальных данных и профессиональной непригодности. Композитором написано огромное число опер, которые и по сей день не сходят со сцен театров мира. Среди них: "Риголетто", "Трубадур", "Аида", "Отелло", "Травиата" и др.

Висконти Лукино (1906-1976) - итал. режиссер. Один из основоположников неореализма. Фильмы: "Рокко и его братья", "Людвиг", "Семейный портрет в интерьере" и др.

Вольтер (Франсуа Мария Аруэ) (1694-1778) - просветитель, философ и писатель. Первонач. образование получил в иезуитском колледже. За сатирические произведения, высмеивавшие свет и правителей, подвергался неоднократным ссылкам, заключению в Бастилию, был выслан в Англию. Переписывался с Екатериной II, которая после его смерти приобрела библиотеку философа и перевезла ее в Петербург.

Гауди (Гауди-и-Корнет) Антонио (1852-1926) - исп. архитектор, работавший в Барселоне, создавал свои произведения в стиле "модерн". В постройках причудливой формы добился впечатления фантастических, вылепленных от руки архитектурных форм (церковь "Саграда Фамилия".

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецк. философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа). Труды Гегеля оказали большое влияние на европейскую научную мысль во всех видах деятельности. Труды: "Феноменология духа", "Наука логики", "Энциклопедия философских наук" и др.

Гесиод (конец 8 - 1 пол.7 в. до н.э.)- др.-греч. поэт, овладевший искусством рапсода, распевной декламацией эпических произведений, в том числе и поэм Гомера. Главные произведения Г. "Труды и дни" и "Теогония".

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - Немецкий просветитель, ученый-энциклопедист, драматург и театральный деятель и поэт. По приглашению герцога Карла Авг уста в течение нескольких лет был главой правительства карликового герцогства. Литературные произведения: "Фауст", "Страдания молодого Вертера" и др.

Гиппократ (ок 460-370 г. до н.э.) - др.-греч. врач, родоначальник медицинской науки. Род его восходит к богу-врачевателю Асклепию. Различал 4 основных типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики; заложил основы античной хирургии, разработал способы лечения ран, переломов, вывихов и др., ввел понятие медицинской этики. Написал множество медицинских сочинений.

Глика Иоанн - Константинопольский патриарх, видный музыкант, композитор рубежа 13-14 вв., создатель новой школы мелургов (исполнителей и композиторов). Был образованнейшим человеком: знатоком риторики и грамматики, активно участвовал в общественно-политической и культурной жизни государства. В течение многих лет служил в соборе св. Софии в Константинополе. Постоянно занимался педагогической деятельностью. Знаменитыми стали его 11 утренних тропарей, гимны и др.

Голль Шарль де (1890-1970) - президент Франции 1958-69. Премьер-министр в 1944-янв.1946 и 1958. Имя де Г. тесно связано с победой над фашизмом во 2-й мировой войне. Основал патриотическое движение "Свободная Франция" (с 1942 г. "Сражающаяся Франция"). Добился установления режима президентского типа, сузившего права парламента.

Гомер - др.-греч. эпический поэт. Биографич. данные недостаточны. В античное время Г. считали автором "Илиады" и "Одиссея", гимнов и др. сочинений.

Гофман Эрнст (1776-1822) - немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска, сочетал с критическим восприятием реальности.

Гоцци Карло (1720-1806) - итальянский драматург, создавал сказки-фьябы для театра с мотивами фольклора с использованием некоторых черт комедии дель арте. "Любовь к трем апельсинам", "Клороль-олень", "Турандот".

Гроппиус Вальтер (1883-1969) - нем. архитектор, дизайнер, теоретик архитектуры.Основоположник функционализма, создал новые архитектурные формы, был основателем "Баухауза", с 1937 работал в США.

Гюйгенс Христиан (1629-1695) - крупнейший голландский физик и математик. Доктор юриспруденции Антверпенского ун-та, член Лондонского королевского общества, Французской Академии наук. Сделал ряд научных открытий в области физики, астрономии, математики. Усовершенствовал телескоп, открыл кольцо Сатурна и его 6 спутников, изобрел часы с маятником и др. Работы: "Трактат о свете", "Рассуждения о причинах тяжести" и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных