Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ----------------------------------------------------

1. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ----------------------

1.1. Френсис Бэкон (1561 — 1626)------------------------------------------------

1.2. Джон Локк (1632 — 1704)-----------------------------------------------------

1.3. Давид Юм (1711 — 1776)----------------------------------------------------

2. Рационалистическая философия-------------------------

2.1. Рене Декарт (1596 — 1650)-------------------------------------------------

2.2. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 — 1716)--------------------------

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ------------------------------

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ----------------------

ЛИТЕРАТУРА----------------------------------------------- 47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эпохой Нового времени в исторической науке принято называть период XVII — XVIII вв. Произошедшие в этот период в Европе культурные изменения задали основные черты современности и легли в фундамент западной цивилизации. В чем же заключается новизна «Нового времени»?

В средние века всякое знание обосновывается верой в авторитет Библии и Церкви. «Падший» человек не может знать о себе ни истины, ни собственного блага. «Сейчас мы видим как сквозь мутное стекло», — говорит апостол Павел. Истина о мире и о себе самом, истинное благо и истинные цели раскрываются в Божественном откровении, доносимом Священным Писанием и деятельностью апостольской Церкви. Ренессанс выводит человека, его существование, за пределы абсолютного влияния религиозного догмата. Устремившись к идеалу классической античности, Возрождение создает новое культурное пространство, в котором человек осознает себя как высшую ценность и существо самостоятельное. Это совершенно новое осознание еще не задумывается над собственными основаниями, великие деятели Возрождения стремятся знать как можно больше, но знание для них есть лишь средство для артистического самовыражения.

Возрождение дает человеку веру в себя, пространство для реализации этой веры освобождает Реформация. Католическая церковь в позднее средневековье исходит в вопросе о спасении из следующих установок. Между Богом и человеком стоит вина грехопадения, которую можно искупить через выполнение церковных установлений, через исповедь и покаяние, через религиозное повиновение, основанное на вере в то, чему учит церковь, и исполняющее то, чего она требует. Проявляться это повиновение должно во внешних делах. Благочестивые, угодные церкви поступки многообразны. Церковь решает вопрос об их достоинствах, судит о них в соответствии со своими интересами, и в ее власти заменять одно другим, возмещать одно внешнее деяние деянием иного рода, допускать вместо покаяния его эквивалент, сокращающий продолжительность покаяния или вообще его заменяющий. Такого рода заменяющим внешним деянием может быть и дар, обогащающий церковь. Так как в церкви есть много членов, которые каялись больше, чем грешили, то могут быть и такие, которые за счет святых могут грешить больше, чем каяться, а дефицит покрывать деньгами. Свидетельства об обмене денежного дара на прощение грехов назывались индульгенциями.

31 октября 1517 г. в немецком городе Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи индульгенций. Через три года Лютер публично сжигает послание Папы, отлучающее его от церкви. Лютер стал духовным лидером мощного антицерковного движения, охватившего весь север Западной Европы и выражавшего интересы быстро набирающего силы нового сословия зажиточных горожан - буржуа. Это движение получило название Реформация, а возникшая христианская конфессия стала называться протестантизм.

Претензия католической церкви на небесное представительство была главным объектом критики Лютера. Между человеком и Богом не должно быть посредников; Бог дает спасение по своей свободной воле, а не понуждаемый домогательствами грешника. Судьба человека определяется не церковью, а всецело милостью Божьей; верующий своими силами и деяниями спасения добиться не может. Он обретает его лишь через сознание собственной безнадежной греховности и веру во Христа. Вера не есть результат деяний, а акт Божественной благодати, нисходящей на человека и не зависящей от догм церкви, которые, согласно Лютеру, являются человеческим делом.

Если в католицизме и в православии человек может только надеяться на спасение, то в протестантизме верующий должен считать, что он спасен. Таким образом, вся человеческая деятельность становится службой Богу, важны не род занятий и место в обществе, а мотивы, внутреннее состояние. Поскольку исполнение церковных установлений не способствует спасению, то их неисполнение ему не препятствует; если аскетизм не создает религиозного совершенства, то мирская жизнь ему не препятствует. Более того, экономическая и культурная, политическая и гражданская, все виды деятельности, в протестантизме есть деяния во славу Божию. Так из религиозной реформы вытекает новое отношение человека к себе и миру: вся человеческая деятельность имеет смысл, оправдана и важна перед Богом; перед Богом человек несет ответственность за состояние дел в окружающем его мире. Спасенный человек должен заботиться уже не столько о собственной душе, сколько о близких и об улучшении и переустройстве общественного порядка.

Важнейшими идеями, порожденными Новым временем, были идеи общественного прогресса и просвещения. Свободная и ответственная деятельность человека может и должна привести к постепенному улучшению социальных условий и освобождению человеческого общества от зависимости от природы. Основным средством для преобразования человеческой жизни должно было стать просвещение. Последнее могло достичь цели, только опираясь на твердые знания, т.е. на науку. В философии Нового времени центральной задачей становится проблема познания. Новая философия потребовала обновления познания из его собственных источников, из природы человеческого разума. Апелляция к природе разума делает новую философию натуралистической[1]. Истинная познавательная способность должна быть только одна, как и истинное познание мира. Человеческий разум имеет две способности, посредством которых мы познаем: силу чувственного восприятия и силу мышления. Новая философия с самого возникновения ведет спор двух противоположных направлений. С одной стороны, единственно истинным признается познание посредством чувственного опыта, возникающего из воздействия вещей на наши органы чувств. Это направление носит название эмпиризм. С другой стороны, единственно возможным путем постижения истины признается мышление, рассудок, рациональное познание. Здесь мы говорим о рационализме.

 

 

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных