Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие материи в истор формах материализма (от античности до н.в.)




Условно можно выделить две основные философские позиции в решении вопроса о единстве мира. С точки зрения первой из них универсальная общность всех мировых явлений видится в их материальности (линия Демокрита), с точки зрения второй такое единство усматривается в общей идеальной основе мира (линия Платона). Обе они носят название монизма, так как и та и другая усматривают основу мира в какой-либо одной субстанции. Первая называется материалистическим монизмом, вторая – идеалистическим монизмом. Кроме этих двух разновидностей монизма существуют также дуализм и плюрализм, то есть признание нескольких равноправных и не сводимых друг к другу первоначал мира (в античности, например, воплощенный в концепции четырех первоэлементов – воды, земли, воздуха и огня). В центре внимания оказываются два главных вопроса: о первичности либо материи, либо духа, сознания и о возможности или невозможности свести все качественное разнообразие материального мира к понятию единой универсальной субстанции. Основной тезис диалектического монизма: «Действительное единство мира состоит в его материальности» – имеет тот смысл, что между материальным миром, данным нам в ощущениях, и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание - естественное свойство высокоорганизованной материи. Окружающая нас действительность и мы сами суть единый материальный мир. Единство здесь мыслится не как качественное подобие, а как единая субстанциальная основа, которая может принимать самые разнообразные формы, среди которых наиболее противопоставлены формы природно-материальные и идеальные. Из ответа, данного диалектическим монизмом на вопрос о первичности материи, следует и соответствующее решение второго о наличии единой субстанции в основе качественного разнообразия мира природы и мира человека. Здесь возникает трудность, разрешить которую можно только диалектически. Она связана с понятием субстанции (от лат. substaritia нечто, лежащее в основе). Исторически категория субстанции мыслилась как почти полный синоним материи в ее нынешнем понимании. Но в результате развития диалектического материализма и уточнения самой категории материи, стало ясно, что необходима особая категория, которая обозначала бы единую природную основу мира с бытийной позиции. Если в гносеологическом плане материя и сознание противоположны, то в онтологическом плане, исходя из принципа материалистического монизма, они должны как бы отождествляться. Так вот для обозначения общей основы всего единого материального бытия, объединяющей и дух, и материю, и дискретность и континуальность, как раз и было введено понятие субстанции, было введено понятие субстанции, в котором относительное противопоставление материи и духа теряет свое значение. Субстанция – это та же материя, только рассмотренная вне ее соотношения с сознанием, материя, в которой сознание рассматривается как ее атрибут.

Ед. мира заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Е.м. находит свое выражение в субстанциональности материи как субстрата различных свойств и форм движения, ее несотворимости и неуничтожимости, всеобщности, вечности во времени и бесконечности в пространстве. Кроме того, единство мира проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи так называемых атрибутов: движение, пространство, время, способность к саморазвитию; в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материи и движения в другие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных