ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные шахматы. «Шахматный Дом Карпова».
Шахматные баталии как бы олицетворяют суть человеческих отношений - вчерашняя пешка становится вдруг важной фигурой, а ферзь, еще сегодня сильный и властный, низводится до положения статиста. Видимо в этой борьбе за лидерство таится разгадка шахматного долгожительства - вот уже 3 тысячи лет человечество играет в эту удивительную игру. Но есть и еще одна причина. По словам шестнадцатикратного чемпиона мира Анатолия Карпова, "шахматы сегодня воспринимаются не только как спорт, не только как интеллектуальное времяпрепровождение, но и как направление в искусстве". Чтобы убедиться в этом, достаточно войти в бывший особняк князей Оболенских на Пречистенке. Здесь в стильной гостиной разместился один из самых маленьких и один из интереснейших музеев Москвы под условным названием "Шахматный Дом Карпова". Его экспозиция состоит исключительно из комплектов шахмат. Но каких! Представьте себе шахматную доску, на которой разместилось тридцать два произведения искусства. Вот, например, шахматы "Страсти по Родену" - на черно-белых клетках целая галерея миниатюрных скульптур, со скрупулезной точностью повторяющих шедевры "великого из великих" Огюста Родена. В коллекции есть комплект "Кольцо нибелунгов", где низменное и высокое переплетается в противостоянии людей и Богов, "Алая и белая розы" - затянувшаяся распря феодальных кланов, претендующих на английский престол. Идея сюжетно-тематических шахмат пришла в голову великому шахматисту современности совсем не случайно: "Я знаю, что среди поклонников шахмат много ценителей прекрасного и просто людей с хорошим вкусом. Думаю, что им, как и мне, по душе идея получить шахматный комплект, где каждая фигурка была бы произведением искусства". (5). Как говорит Анатолий Карпов, для создания новых комплектов привлечены талантливые дизайнеры, известные историки и знаменитые мастера - представители лучших школ резьбы по кости и дереву из России и Юго-Восточной Азии. При разработке дизайна фигур авторы скрупулезно придерживаются исторической достоверности в представлении эпох и стилей, свидетелями которых на протяжении веков были сами шахматы. Стоимость самого скромного комплекта представленного в музее несколько десятков тысяч долларов. Бивни мамонта на дороге не валяются. За ними снаряжаются специальные поисковые экспедиции в труднодоступные районы вечной мерзлоты и в другие места, где еще встречаются кладбища этих доисторических гигантов. Работа над тем или иным комплектом длится годами. В последнее время стали даже приглашать в качестве исполнителей известных резчиков по кости из Китая, где этот вид искусства особенно развит с незапамятных времен. Один из комплектов посвящен Анатолию Карпову. Константин Курченков, автор проекта "Мастерская Карпова", придумал и запатентовал шахматы, которые называются "Непобедимые". "Ни одну фигуру из этого набора нельзя уложить на доску, - говорит Курченков, - И эти шахматы-неваляшки уже пользуются большим спросом среди любителей". (4). Но, несмотря на такую высокую цену, спрос на уникальные шахматы постоянно растет. Их дарят главам государства, коронованным особам, мировым знаменитостям. Их покупают богатые коллекционеры и музеи.
Шахматы - это интеллектуальный поединок противников, воплощенный в бескровном сражении которое разворачивается между двумя армиями на поле битвы из 64 клеток. Однако у этой игры есть другая увлекательная сторона. На протяжении многих веков шахматные фигуры будоражили воображение художников и ремесленников разных стран. Повсюду, где эта игра была известна, вид миниатюрного шахматного войска отображает дух и культуру народов, которые их создавали.
Список используемой литературы Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий./Л.Ф. Акунова, В.А. Крапиви; Управление учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР. Учебник для художественно-промышленных училищ.-М: Высшая школа, 1979.-218с.,ил. Брайтон Сентенс. Керамика. Путеводитель по традиционным техникам мира. АСТ.Астрель.-М:2005.-78с.,ил. Долорс Рос КЕРАМИКА. Техника. Приемы. Изделия./ Долорс Рос Пер. с нем. Ю.О.Бем.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.-148с.:ил.-(Энциклопедия). Левадный В.С. Лепка./ В.С.Левадный, В.А.Левадная ООО «Аделант», 2004, 157с. http://www.sportal.ru/catalog/gams/chess/93624/ http://www.chessportal.ru/story02/05/27/7883668/
Вот такие шахматы
Считается, что история шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Первая известная игра-прародитель, чатуранга, появилась в Индии не позже VI века нашей эры. Попав в соседние с Индией страны, чатуранга претерпела ряд изменений. Потомком её на Арабском Востоке стал шатрандж, а в Юго-Восточной Азии — сянци (Китай), макрук (Таиланд) и сёги (Япония). Шатрандж в IX—X веках от арабов попал в Европу и Африку. Европейские игроки продолжили модификацию игры, в результате к XV веку были сформированы те правила, которые сегодня известны как «классические». (Википедия). Но какие бы ни были правила, шахматная доска не претерпевала изменений. А вот фигуры… Я нашла лишь некоторые варианты, но, думаю, их бесконечное множество! Шахматы из Ватикана
Набор фигур из Китая. Материал — слоновая кость
Холмогорские шахматы
Немецкие шахматы Селенуса
Фигуры в античном стиле
Эти шахматы принадлежали Джорджу Вашингтону
Даже морская качка не заставит прервать партию
Фигуры заполнены вполне съедобным содержимым — окорок, колбаса,
Вечная борьба добра со злом
В животном мире своя иерархия
Источник: Интернет
Некоторые шахматы
В каждом городке Европы XVI- XIX веков проживали мастера "золотые руки", резчики по дереву, по кости. Изготовить комплект шахматных фигур и доску для них было кропотливой и длительной работой. Разумеется исламский тип фигурок, был прост и не имел больших проблем. Но в Европе, мастеровые люди- взяли за маркетинговый ход, продемонстрировать свой потенциал через изготовление сложных и красивых шахмат, отражающих действительность! Стали выходить просто шедевры ручной работы. А стоимость комплектов была такой, что доступны они были лишь "обеспеченным домовладениям". Мастеров частников было великое множество и все они делали кто во что горазд...
При рассмотрении поста Вы сможете и сами оценить, насколько это было и красиво, и неудобно одновременно. По этой причине шахматисты предпочитали возить с собою (на постоянной основе!) свои шахматы, что бы игра была стабильной, и не было необходимости привыкать к незнакомому виду фигур. Ф.А.Филидор, Д.Вашингтон, Б.Франклин- до нашего времени сохранились фигуры. с которыми они не расставались. Вряд ли это было лишь привязанностью или верой в примету. На картине (вверху поста с изображением играющих в шахматы сыновей лорда Виндзора), однозначно видно, что это шахматы из костей, а также прошедшую обработку на токарном станке. Так-же видно, скошенные фигуры (кони). Конские морды делали не всегда. Для целей удешевления комплекта токарем. В этом случаи ему не приходилось прибегать к недешёвым услугам резчика! Введение токарного дела, добавило обороты в производстве. Комплекты стали более доступны, появился спрос от широких масс населения. Это дало толчок к образованию СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ мастерских. Изготовление шахмат было оценено как перспективный, но высококонкурентный бизнес! Мастера стали изучать покупательские предпочтения! И самые удачные комплекты шахмат, не только тиражировались, но и стали маркироваться фирменными знаками мастеров... обычно на доске а также под фигурками чёрного и белого королей. В целом сложилась такая ситуация, что со временем люди по всей Европе, приходя в гости сыграть, могли на глаз определить, мастера какого города изготовили данный комплект. Им уже совершенно не всегда требовалось смотреть на клеймо. Кустари полностью не вымерли, но были явно потеснены "лидерами рынка" того времени. Мастера Лиона, Рима, Нюрнберга, Аугсбурга, Вены - были на слуху, и радели за узнаваемость своего стиля. В целом в каждой из стран (Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания, Англия) - были свои предпочтения в оформлении фигур. Делалось это намеренно..., создавалась мода именно на "покупку местных мастеров". Многообразие фигур того времени сейчас является украшением специализированных шахматных музеев. В 1700-е годы, тип шахмат, запечатлённых на портрете лорда, продолжал существовать, но паралельно стали возникать и альтернативные формы, ладья местами стала уже преобретать форму башни, конь становился конём, а слон (епископ) получил раздвоенную митру священнослужителя: В 1616 году в Лейпциге был опубликован труд о шахматах некоего Густава Селенуса «Шахматы, или королевская цена». Под псевдонимом Селенуса скрывался младший сын герцога Брауншвейг - Люнебургского - Август Младший, большой любитель шахматной игры. В этой книге впервые даётся описание и иллюстрации данных шахматных фигур, которые вплоть до середины XIX века стали самым распространённым шахматным дизайном в Германии, Австрии, Дании и Италии, ведь князь Август подарил экземпляры своего труда о шахматах всей высшей аристократии германских княжеств. Возникнув во времена поздней готики и зарождения барокко, фигуры вобрали в себя свойственную готическому стилю устремленность ввысь, подчеркнутую ажурным орнаментом, и при этом динамичность, совмещение реальности и иллюзии, текучесть сложных криволинейных форм, характерные для Барокко.
Английский тип фигур (вторая половина 18 века) Точёные из слоновой кости красно-белые шахматы были популярны в Англии и во всей Британской империи, среди мелко-поместных дворян. Король в отличие от королевы имеет высокий головной убор, оба имеют абстрактную форму. Красный и белые цвета фигур- это цвета св.Георгия (покровителя Англии).
Немецкий комплект фигур. Примерно первая половина XIX века. Эскиз этих шахмат был изготовлен одним из известнейших мастеров токарного дела Михаэля Эделя, В шахматах от Эделя ладья имеет необычную форму, это не обычная башня, но церковная колокольня особого типа, силуэт которой является неотъемлемой частью пейзажей Южной Германии. В Германии токарное мастерство достигло технологического совершенства. Мастера использовали технику производства следующую: Фигуры из Франции (примерно XIX век).
Французские шахматы конца XVIII века. Так называемый стиль "Регентства". Приблизительно такие шахматы были у Бенджамина Франклина. ______________________________
Ещё одни шахматы от мастерской англичанина Джона Кальверта (одна из первых моделей!) ________________________________ А эти чёрные фигуры из мастерской немца Михаэля Эделя. Выполнены из дорогого и сложнейшего в обработке чёрного дерева. Версия шахмат напоминающая знаменитые шахматы Джеферссона "ячменное зерно", которые он получил от французского правительства. Будучи посланником США в Париже в 1785-1789 годах- все знали его пристрастие к игре и подобрали очень достойный подарок. Название "ячменное зерно" происходит от самих резчиков. Среди профессионалов этой сферы было принято так называть круговой узор, используемый для внешнего украшения фигур.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|