Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фокин Михаил Михайлович. Фокин Михаил Михайлович

Фокин Михаил Михайлович

Фо́кин Михаил Михайлович

(1880—1942), артист балета, балетмейстер. С 1898 в Мариинском театре, в 1909—1912, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции и других странах. Занимался педагогической деятельностью. Реформатор балетного театра начала XX в. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета, стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Постановки: «Египетские ночи» А. С. Аренского, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1908), «Шехеразада», «Жар-птица» (обе 1910), «Петрушка» (1911, все — И. Ф. Стравинского), «Видение розы» на музыку К. М. Вебера (1911) и др.

* * *

ФОКИН Михаил Михайлович

ФО́КИН Михаил Михайлович [23 апреля (5 мая) 1880, Петербург — 22 августа 1942, Нью-Йорк], русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Реформатор балета начала 20 века.
С 1898 в Мариинском театре, в 1909—1912, 1914 руководитель балетной труппы Русских сезонов (Париж). С 1918 работал в Швеции, США, Франции. Занимался педагогической деятельностью. В постановках опирался на новейшие открытия театра и живописи, использовал симфоническую музыку, не предназначенную для балета (Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский), стремился выразить в танце мироощущение современного ему человека. Поставил: «Шопениана» на музыку Шопена (1908), «Петрушка» И.Ф. Стравинского (1911), «Синяя Борода» П.П. Шенка (1941).

Начало творческого пути
Из купеческой семьи. В 1889—1898 обучался в петербургском Театральном училище (вопреки желанию отца, не хотевшего, чтобы сын стал «попрыгунчиком»), окончил по классу Н. Г. Легата. В Мариинском театре (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР)молодому танцовщику, усвоившему благородную манеру академической школы, скоро стали поручать ведущие партии в балетах М. И. Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович). Как балетмейстер Фокин складывался в условиях происходившей на рубеже веков ломки старых норм и возникновения новых течений («свободный» танец, продемонстрированный А. Дункан (см. ДУНКАН Айседора)на гастролях 1904). Балетмейстерский дебют — «Ацис и Галатея» (1905, музыка А. В. Кадлеца); первые значительные работы показаны в 1907—1908 годов: балеты «Павильон Армиды» (музыка Н. Н. Черепнина (см. ЧЕРЕПНИНЫ)), «Египетские ночи» (музыка А. С. Аренского (см. АРЕНСКИЙ Антон Степанович)), «Шопениана» и номер «Умирающий лебедь» (на музыку К. Сен-Санса (см. СЕН-САНС Камиль)) для А. П. Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна). Поворотом в творческой судьбе Фокина стало решение С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович)включить его постановки в программу Русских сезонов (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) (1909).

Русские сезоны
Петербургские спектакли Фокина, показанные в Париже (иногда в обновленном виде), поразили публику красочностью оформления (художники А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич), Л. С. Бакст (см. БАКСТ Лев Самойлович)), накалом страстей («Клеопатра», созданная на основе «Египетских ночей»), вакхическим буйством танца в массовых сценах («Половецкие пляски» из оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич)«Князь Игорь»). Постановки 1909 и последующие работы Фокина в труппе Дягилева (в 1909—1912 и 1914 художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик Русских сезонов и Русского балета Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА); поставил еще 14 балетов), были восприняты как новое слово в развитии балетного искусства.
Фокин ввел балет в круг образов и идей, характерных для современных ему искусства и литературы. Его постановки развивают темы быстротечности счастья, хрупкости мечтаний («Умирающий лебедь», «Шопениана»; «Призрак розы» на музыку К. М. Вебера (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), 1911), губительной красоты, любви, сопрягаемой со смертью («Клеопатра», «Шехеразада»), темы маски-личины, маскарада, понятого как «карнавал жизни» («Карнавал» на музыку Р. Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)), 1910), куклы с сердцем человека и бессердечной толпы («Петрушка», музыка И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), 1911). Фокин охотно обращался к античности («Нарцисс», музыка Н. Н. Черепнина, 1911; «Дафнис и Хлоя», музыка М. Равеля (см. РАВЕЛЬ Морис), 1912). В его балетах сильно стихийное начало: сцену заполняли то безумные вакханки, то полчища половцев, то сонмы чудищ («Жар-птица», музыка Стравинского, 1910).

Реформа балетного спектакля
Фокин создал новый тип спектакля: одноактный балет, драматически насыщенный, подчиненный сквозному действию. Реформа коснулась всех его компонентов. Свободу от традиционной балетной музыки хореограф искал в обращении к произведениям, не предназначенным для танца, к партитурам композиторов 20 в. (прежде всего Стравинского). Вместе с художниками-оформителями (Бенуа, Бакст, Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), оформлявшая балет «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), 1914) он создавал единый зрительный образ, где живопись и пластика сливались с образом музыкальным. Пересмотру подвергся весь комплекс пластических выразительных средств: отвергая канонические структурные формы классического танца (па-де-де (см. ПА-ДЕ-ДЕ), гран-па (см. ГРАН ПА)), Фокин использовал его как одну из составляющих хореографического языка, наряду с иными видами танца: этнографическим, свободным. Поиски в сфере пластики преследовали цель передать стиль эпохи или страны, где происходило действие балета. Стилистическое единство, свойственное «новому» балету Фокина, принципиально отличает его от эклектического «старого» балета Петипа.

За пределами дягилевской антрепризы
В 19121918 Фокин работал в Мариинском театре (лучшая постановка — «Арагонская хота» на музыку М. И. Глинки, 1916). В 1918 эмигрировал, с 1921 обосновался в США, открыв там студию. В 1930-х гг. ставил балеты в труппе И. Л. Рубинштейн (см. РУБИНШТЕЙН Ида Львовна)(«Болеро» и «Вальс» Равеля, 1934), в «Балле Рюсс де Монте-Карло» и «Орижиналь Балле Рюсс» («Паганини» на музыку С. В. Рахманинова, 1939) и в американской труппе «Балле Тиэтр» («Синяя борода» на музыку Ж. Оффенбаха (см. ОФФЕНБАХ Жак)и «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), оба 1942).
Работы Фокина оказали решающее влияние на хореографию 20 века. Балетный театр, почти угасавший к концу 19 века, возродился и, начиная с 1920-х годов, стал быстро развиваться. Фокинские принципы, определившие пути его развития, преобразовывались в творчестве хореографов следующего поколения.
Из поставленного Фокиным в современном репертуаре сохраняются: номер «Умирающий лебедь», балеты «Шопениана» («Сильфиды») и «Петрушка», иногда возобновляются «Жар-птица», «Видение розы» («Призрак розы»), «Шехеразада». После его смерти восстановлением фокинских балетов занимался его сын Виталий, в последние годы — внучка великого балетмейстера Изабель Фокина (при посещении Петербурга была приглашена в качестве репетитора в Мариинский театр).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Понятие дискретного источника сообщений.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных