Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Период 16 – первой половины 17 вв. ВКЛ.




В данный период земли Беларуси являлись центральным ядром Великого княжества Литовского. В 1569 г. ВКЛ соединяется с Польским Королевством в федеративное государство – Речь Посполитую.

Философская мысль данного периода развивается под влиянием прежде всего идей западноевропейской философии.

Определяющее влияние на особенности философской мысли данного периода имели идеи Возрождения и Реформации (религиозного движения 16 в., направленного на радикальную трансформацию традиционной церкви, в результате чего возник ряд протестантских и иных постреформационных конфессий).

 

Особенности философской мысли данного периода:

 

Неотделимость философии от других форм интеллектуальной культуры;

Использование философских идей в религиозной полемике между различными конфессиями;

Тесная связь ренессансных и реформационных идей;

Преобладание в рамках философской мысли проблем антропологии и социальной философии (вопросы преемственности моральных ценностей, счастья, соотношения индивидуального и всеобщего блага, идеального государства);

Утверждение идей гражданской и политической свободы в рамках шляхетского государства;

Обоснование принципа религиозной толерантности.

 

Основные представители:

Ф. Скорина, Михалон Литвин, М. Гусовский, А. Волан, православная С. Будный, П. Скарга.

Необходимость социальных перемен диктовалась интенсивным культурно-экономическим развитием, активизацией усилий господствующего класса к “исправлению государства”. Социально-философские учения ставили перед собой две задачи: обосновать необходимость социальных перемен и доказать возможность свободы как универсальной способности человека творить себя и свое окружение. Скорина, Будный, Михалон Литвин проводят мысль о том, что общественные законы – это не кара господня, а результат деятельности людей, которые деформируют жизнь своей несдержанностью и жадностью. Поэтому человек не только может, но и обязан активно относиться к социальной действительности, принимать участие в процессе совершенствования общественных отношений. Реформы – обязательное условие жизнеспособности общества.

Скорина одним из первых поставил вопрос о возможности и необходимости социальных реформ. Основой государственной жизни должен стать “прирожденный закон”, записанный Богом в сердца всех людей. Закон должен служить общему благу, соответствовать обычаям народа, основываться на морали и способствовать справедливости. Поэтому власть должна опираться не на волю суверена, а на закон, и способствовать просвещению общества. Человеческое сообщество строится на мире и согласии, от которых все добро приходит, “несогласие же и наибольшие царства разрушает”.

Николай Гусовский считал, что в государстве должен быть справедливый суд, миролюбивая политика и идеальный правитель, образцом которого для Гусовского был великий князь Витовт.

Значительное место в истории культуры Беларуси эпохи Возрождения принадлежит Андрею Волану. Его взгляды на государство и общество опирались на идеи Аристотеля. Для Волана государство – это объединение людей с целью достижения общего блага и безопасности жизни и имущества. Как и большинство философов Возрождения, Волан признавал и отстаивал “право натуры”, то есть естественное право и верховенство закона в государстве. Закон должен быть направлен на защиту свободы и справедливости, а для этого он должен быть основан на разуме и здравом смысле.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных