Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации к проектированию воспитательной программы профильной смены в оздоровительном лагере




Эффективная социально-педагогическая работа в лагере во многом начинается с проектной деятельности. Термин «проектирование» до сих пор используется большинством практиков неохотно и осторожно. Вместо него педагоги предпочитают говорить о «создании», «планировании», «разработке» и т.п. В то же время широкое распространение в лагерном сообществе программно-целевого подхода свидетельствует о проникновении в сознание специалистов идей и принципов проектирования.

В современной науке проектирование связывают, прежде всего, с постановкой цели, формированием программ, разработкой планов, конструированием и селекцией (отбором) средств получения ожидаемых результатов. Все это позволяет определить логику проектировочной деятельности и конечный результат каждого из ее этапов.

1 этап – Концептуализация

а) На этом самом первом этапе осуществляется формулирование общей идеи, общего замысла будущей деятельности. Определяются на основе анализа главные «болевые точки» той проблемы, которую предстоит решать, намечается контур «потребного будущего». Это своего рода «миссия». В нашем аспекте миссия – это определенные базовые ценности и руководящие принципы деятельности лагеря.

б) На следующем шаге концептуализации определяются основные направления действий, которые надо совершать для того, чтобы «преобразовать существующее положение дел в ожидаемом и желаемом направлении» (В.И Слободчиков). К примеру, специалисты, обсуждая проблему, приходят к выводу о проведении профильной смены в том или ином лагере, количестве участников, кадровом составе взрослых, сроках проекта и т.д. На этом этапе намечают общие способы и необходимые условия (имеющиеся и требуемые) достижения основных целей проекта. Это могут быть:

- экономические основы проекта;

- идеи возможных форм и направлений сотрудничества;

- эскизные модели инновационных (или традиционных) вариантов решения, стоящей перед организаторами проблемы и т.д.

в) Самый ответственный шаг в концептуальной разработке, предполагающий обоснованное прогнозирование социокультурных, психолого-педагогических и т.п. последствий реализуемого проекта. Чем серьезнее организаторы профильной смены подойдут к прогнозированию, определят возможные позитивные и негативные последствия проекта, тем эффективнее будет предстоящая социально- педагогическая деятельность в лагере.

Деятельная разработка всех шагов позволит получить первый документ – концепцию. Естественно, термин «документ» не обязательно отражает то, что могут получить специалисты. В одном случае концепция- это миссия плюс несколько строчек о предполагаемом результате и необходимых ресурсах. В другом - это серьезный, хорошо продуманный документ, позволяющий говорить о профессиональном отношении к делу. В- третьих, концепция- это лишь мысли и идеи авторов, не воплощенные в конкретную текстовую форму.

На основании данных подготовительного этапа появляется возможность определить цель, задачи, результат. На подготовительном этапе формируются главные положения философии смены.

2 этапПрограммирование.

Социально-педагогическая работа в современных лагерях - это, прежде всего работа по специально разработанным программам. Профильная смена- это реализация профильной программы. Поэтому для успешной подготовки и проведения специализированной социально-педагогической смены надо разработать хорошую профильную программу, в основе которой должна быть концепция.

Программа- это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка «заставляет» администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию. Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей. Можно сделать вывод о том, что программа помогает всем участникам педагогического процесса осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут, и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).

Что же такое программа? Во-первых, программа- это документ, в котором должны быть представлены содержание и система работы детского и взрослого коллективов лагеря на определенный период. Во-вторых, программа- результат процесса программирования (под программированием нужно понимать четкое определение стратегических и тактических целей деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов их достижения и описание основных направлений реализации замысла). В-третьих, программа – это модель будущей деятельности, которая должна давать ответы на вопросы:

1. Каково положение дел сегодня (педагогический и социальный аспект)?

2. Какой бы хотелось видеть деятельность в лагере?

3. Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?

Профильная программа - проект с одним ведущим направлением деятельности, ориентированный чаще всего на определенную категорию и контингент детей.

По продолжительности реализации программы делятся на долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным профильным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. Разработка такой программы требует серьезнейшей подготовки, так как она ориентирована на не менее чем две летние профильные смены и эффективную постлагерную работу между ними. Частью долгосрочной программы должна стать целевая программа (или план) проведения каждой конкретной смены

Краткосрочные программы - программы, реализуемые в течение менее длительного срока: лагерный период. Именно этот вид профильной программы наиболее популярен среди практиков социально-педагогической работы в ДОЛ.

По мнению Ю.Н. Тарана, следует также не забывать и о таких типах программ, как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В то же время, набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря.

К профильной программе наука и практика предъявляют специальные требования:

Актуальность- свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях проблем (учет требований родителей, детей, времени, региона и т.д.).

Целостность- это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы - это, прежде всего, ее логичность.

Прогностичность - это свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, что есть сегодня (популярно, востребовано), но предполагаемые, прогнозируемые изменения, новые требования к социально- педагогической деятельности лагеря. Без учета этого требования спланировать эффективный постлагерный период невозможно.

Реальность - требование к программе быть выполняемой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ, конкретного детского и взрослого коллективов.

Оригинальность - качество программы, направленное на то, чтобы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это, лишь «минимальный набор», позволяющий программе быть программой.

Рассмотрим основные разделы структуры:

1. Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.) В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей) Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется оригинальное название программы (при его наличии)

2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятие «цель» и «задача». Цель- образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному моменту времени. Задача - частная цель, мини цель, «это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели». Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым, побудительным. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы:

- было ясно, чего конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря;

- для ее решения имелись реальные возможности;

- ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана;

- побуждать (мотивировать) реализующих (детей и взрослых) действовать в направлении ее достижения.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну- две цели и несколько конкретизирующих задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.

И еще один принципиально важный момент: определяя, формулируя цель предстоящей смены в лагере, педагог должен помнить, что истинно субъективная позиция участников социально-педагогического процесса невозможна без их самоопределения по целям. Педагогические цели и задачи не вносятся извне, а вырабатываются совместно с детьми даже в том случае, если смена задается программой. Тогда самоопределение происходит в ее рамках.

3. Содержание. Этот раздел программы содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.д.), представляющие относительно самостоятельные разделы. В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует излишней детализации.

4. Механизмы реализации. Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы. В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний - это когда для реализации программы необходимо участие «внешних сил». Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела - продумать, как-то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых.

5. Результаты. В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами любой профильной смены является развитие ребенка, его социальное закаливание. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) и должны стать результатами социально- педагогической работы лагеря.

В программу могут быть включены разнообразные приложения: программы работы кружков и студий, план работы психологической службы, описание лагерной атрибутики и т.д.

3 этап - Планирование.

В самом общем виде планирование - это пошаговая фиксация действий по выполнению проекта. Под планированием профильной смены следует также понимать процесс совместной деятельности детей и педагогов по определению целей, содержания и способов организации социально- педагогического процесса и жизнедеятельности в лагерном сообществе, организаторов и участников, предполагаемых на смене акций, сроков их проведения.

План смены - это не что иное, как модель будущего состояния социально- педагогического процесса, осуществляемого на смене. При этом следует помнить, что этот процесс должен отражать необходимое, возможное и желаемое состояние жизнедеятельности лагерного сообщества.

Необходимое - это состояние, которое моделируется на основе учета объективных тенденций и факторов жизнедеятельности участников смены.

Возможное - состояние, которое проектируется в соответствии с реальными условиями функционирования и зоной ближайшего развития членов лагерного сообщества.

Желаемое - это состояние, которое создается в представлениях, формирующихся на базе субъективных предпочтений, желаний и интересов педагогов и их воспитанников.

План работы является обязательным дополнением программы смены.

План реализации (механизм) продумывается в основных деталях на весь период действия программы, т.е. должен предусматривать определенную работу в долагерный и постлагерный периоды. План работы на смену, в свою очередь, ориентирован только на срок проведения смены в лагере. Он является более конкретным, более детальным.

Программа создается взрослыми. Дети в ней принимают участие опосредованно. Их мнение, позицию выражает в основном диагностико - аналитический материал (анкеты, тесты, дневники настроений и т.д.). План же работы создается при непосредственном участии детей, приехавших на смену. Проводя совместное с детьми планирование, взрослые организаторы смены должны учитывать «философию смены», «образ жизни» лагеря.

Форма плана может быть различной: от «плана-сетки» до таблицы с графами «Срок», «Содержание», «Форма работы» и т.д.

4 этапФормотворчество.

На этом этапе проектирования авторы разрабатывают, отбирают материал, который и составит содержание деятельности – это разнообразные формы работы с детьми в условиях лагеря и вне его. Смысл деятельности по формотворчеству - отбор из великого множества разнообразных форм, тех, которые могут быть использованы на смене с максимальной эффективностью. Важно формы не только отобрать, но и модифицировать, изменить в соответствии с требованиями конкретной ситуации, т.е. применить творческий подход.

Следует помнить, что в программах часто встречаются следующие типичные ошибки:

1. Непонимание сущности программы. За программу выдается либо план работы на определенный период, либо концептуальные основы предполагаемой деятельности в лагере (т.е. общий замысел) без конкретизации того, что и как будет делаться.

2. Неполная структура программы. Часто программы не содержат всех необходимых разделов. Основные элементы программы - введение, цели и задачи, содержание, механизм реализации и предполагаемые результаты. Они могут дополняться, переформулироваться, но они должны быть отражены в программе.

3. Слабое, недостаточно продуманное введение. Обычно в этом разделе программы встречаются две крайности:

- «Введение» «перегружается» статистическими данными (цифрами, процентами) и конкретными фактами и примерами.

- «Введение» излишне схематично, безлико. Представляет из себя набор предложений о значении социально- педагогической работы лагеря в жизни ребенка, о важности какого-либо вида деятельности детей без должной и убедительной аргументации. В обоих случаях «Введение» не отвечает своему предназначению - ясно, обоснованно, лаконично объяснить, зачем данная программа нужна, в чем ее актуальность и значимость, из чего исходили авторы (предпосылки, основания), разрабатывая ее.

4. Неточные цели и задачи. Источник этой ошибки – формализм в целеполагании. Поэтому нередко в программах:

- встречаются нечеткие, неконкретные, «размытые» цели и задачи;

- происходит путаница в понятиях «цель» и «задача»;

- отсутствует взаимосвязь между целями и задачами;

- имеют место недостатки в стилистическом оформлении формулировок целей и задач и т.д.

5. Не конструктивность содержания:

- содержание программы недостаточно структурировано (т.е. разделено на взаимосвязанные разделы и блоки);

- раздел «Содержание» заменяется «Планом работы»;

- при описании предполагаемой деятельности не принимаются во внимание различные педагогические и организационно- практические возможности основных форм воспитательной и социально-педагогической работы;

- содержание программы не соответствует выдвинутым целям и задачам;

- происходит путаница между методами, формами и условиями работы.

6. Проблемы с реализацией:

- раздел «Механизм реализации» либо вообще отсутствует, либо заменяется планом текущих мероприятий на определенный период;

- описание механизма реализации не носит практической направленности;

- не продумывается, как будет происходить управление программой (органы управления, распределение обязанностей и тактика руководства и т.п.)

7. Формальный характер результатов:

- сформулированные результаты не соответствуют целям и задачам, не вытекают из них;

- отсутствуют четкие критерии результативности программы.

8. Процесс программирования носит нетворческий характер.

Этот недостаток относится, прежде всего, к адаптированному типу программы, когда за основу берется чей-то интересный проект и переписывается без уточнений, дополнений, изменений с учетом конкретных местных условий, в которых программа профильной смены готовится, и будет реализовываться.

1. Разработка программы «раз и навсегда». Процесс программирования и оформления программы осуществляется как бы «раз и навсегда», без дальнейших уточнений и корректировок по ходу ее реализации. Это в корне неверно! Хорошая, профессионально грамотная программа непрерывно развивается, совершенствуется ее авторами.

2. Слабый учет специфики смены. Социально-педагогическая работа в лагере, осуществляемая через профильную смену, требует учета особенностей содержания и организации в программе (структура, конструкция, формы и методы работы), что бывает не часто.

Используемая литература:

1. Балл А., Балл Б. Основы лагерного менеджмента: Учеб. пособие для руков. детских оздоровительных учреждений / Пер. с англ. - СПб., 1994.

2. Бедерханова В.П. Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. - Краснодар, Изд. КЭЦРО, 1993.

3. Буданова Г.П. Организация летнего отдыха детей. М., 1995.

4. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере. (Из опыта работы Всероссийского пионерского лагеря "Орленок"). - М.: Педагогика, 1982.

5. Горизонты лета: Программы тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков./ П/ред А.В. Волохова М., 1997.

6. Григоренко Ю.Н. Здравствуй, наш лагерь! Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

7. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система // Народное образование, 2006, №3.

8. Каникулы: игра, воспитание. О педагогическом руководстве игровой деятельностью школьников”. /Под ред. О. С. Газмана. - М.: Просвещение, 1998.

9. Крылова Н. Пространство свободы // Народное образование, 1999, №5.

10. Крылова Н. Три золотых правила педагогики каникул // Народное образование, 2001, №3.

11. Кто в лагере живет? Педагогика школьных каникул. Метод. пособие. Сост. С.В.Терский. М., 2003

12. Лето в городе. Рекомендации в помощь организаторам лагерей с дневным пребыванием. М., 1997.

13. Логика организации педагогического процесса в лагерной смене. Курс занятий для отрядных педагогов / Автор- разработчик Можейко О.В. – ВДЦ «Орленок», 2001.

14. Ребенок в Зазеркалье лета: инновационные формы, содержание и концептуальные проекты летнего отдыха детей. М., 1992.

15. Рыбинский Е.М. Воспитание и оздоровление детей летом: противоречия, взаимодействие, единство. М., 1993.

16. Сысоева М.С. Организация летнего отдыха детей. - М., 1999.

17. Титкова Т.В. Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

18. Философия и педагогика каникул: серия «Новые ценности образования». Сборник № 8. / Под ред. Т.В. Анохиной, Н.Б. Крыловой. — М., Инноватор, 1998.

19. Юзефавичус Т.А. Советы бывалого вожатого. Кипарис – 9. Учебно- практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

20. Я и мы: Программа в помощь организаторам и лидерам детских организаций и объединений, педагогам и родителям /НПЦ СПО – ФДО. М., 1996.


Приложение А






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных