Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ




ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ПРАКТИКУМ

Москва ИНФРА-М 2003

УДК (075.8)330 ББК 65.01я73 Г93

Рецензенты: проф. К.Х. НИНЦИЕВ проф. А.И. ЛЕУССКИЙ

ISBN 5-16-000814-4

ББК 65.01я73

СОДЕРЖАНИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.. 1

ЗАДАНИЕ № 1. 1

ЗАДАНИЕ № 2. 9

ЗАДАНИЕ № 3. 14

ЗАДАНИЕ № 4. 20

ЗАДАНИЕ № 5. 26

ЗАДАНИЕ № 6. 35

ЗАДАНИЕ № 7. 43

ЗАДАНИЕ № 8. 49

ЗАДАНИЕ№ 9. 56

ЗАДАНИЕ № 10. 63

ЗАДАНИЕ № 11. 68

ЗАДАНИЕ № 12. 74

ЗАДАНИЕ № 13. 82

ЗАДАНИЕ № 14. 86

ЗАДАНИЕ № 15. 91

ЗАДАНИЕ № 16. 97

ЗАДАНИЕ № 17. 104

ЗАДАНИЕ №18. 114

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ... 120

ИСТОЧНИКИ.. 122

 

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Международный стандарт экономического образования предусматривает необходимость создания такой учебно-методической литературы, в которой оптимально сочеталась бы как теоретическая, так и практическая информация.

Именно этим принципом пользовались авторы при написании данного сборника, предназначенного для практических занятий студентов.

Чтобы пользоваться сборником, необходимо знать его концепцию. Она такова: из курса экономической теории авторы выделили 60 ключевых вопросов, список которых приведен в конце книги. Они сгруппированы в 18 заданий, в каждое из которых вошло по 3-4 ключевых вопроса.

Каждое из 18 заданий состоит из четырех блоков.

В ПЕРВОМ БЛОКЕ предлагается обширный набор тестов и проблемных ситуаций. Раздумывая над контрольными тестами, студенты смогут сами оценить уровень своей подготовленности и восполнить недостающие знания. Разбор же кейсов (проблемных ситуаций из хозяйственной практики России) направлен на формирование навыков самостоятельного принятия ответственный решений.

ВТОРОЙ БЛОК содержит формулы, графики, логические схемы и другие методические приемы, без знания которых не представляется возможным решать экономические задачи.

В ТРЕТЬЕМ БЛОКЕ предлагается набор типовых задач по каждому из ключевых вопросов, включенных в данное Задание.

В ЧЕТВЕРТОМ БЛОКЕ содержатся ответы на все имеющиеся в Задании вопросы и задачи.

В целом учебное пособие направлено на стимулирование познавательной активности всех студентов, изучающих экономическую теорию.

ISBN 5-16-000814-4

Г.М. Гукасьян, Т.С. Бородина, 1999

ЗАДАНИЕ № 1

(Вопрос 1. Этапы становления и развития экономической теории

Вопрос 2. Предмет и метод экономической теории)

ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ

1. В нижеследующем перечне указаны воззрения экономистов разных школ на предмет экономической теории. Назовите, какая школа какой концепции придерживается:

а) деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну;

б) изучение сферы производства, в которой создается богатство;

в) капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена;

г) поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования..

2. Заполните графу «Представители» в табл. 1:

Таблица 1

Этапы предмета экономической теории Содержание этапа Представители
I Экономия а) учение о справедливости: экономия и хрематистика; б) схоластика: первый опыт систематизации категорий; а)   б)
II Политическая экономия а) меркантилизм; б) классическая политическая экономия; в) марксистская политическая экономия; г) маржинализм. а) б)   в)   г)
III Экономикс а) неоклассическое направление; б) кейнсианство и его эволюция; в) монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожидании; г) новая политическая экономия — теория общественного выбора; д) критика экономикс — институционализм и неоинституционализм. а) б) в)     г)   д)

 

3. В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономию, политическую экономию, экономике. В политической экономии, в свою очередь, определяют два направления: А — политическая экономия богатства и Б — политическая экономия труда. Укажите, кого из названных ниже мыслителей можно отнести к группе А, а кого — к группеБ: А. Смит, У. Петти, Антуан де Монкретьен, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Кенэ, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

4. Представления русского мыслителя XVIII в. И. Посошкова о богатстве ближе всего к:

а) меркантилизму;

б) теории физиократов;

в) взглядам классиков английской политической экономии.

5. Экономическая теория, выражающая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, — это:

а) меркантилизм;

б) теория физиократов;

в) маржинализм;

г) марксизм.

6. Проанализируйте содержание нижеперечисленных экономических реформ в России от Петра I до наших дней и назовите экономические концепции (доктрины), под влиянием которых они осуществлялись:

а) реформы Петра I, направленные на развитие мануфактурного производства и торговли;

б) реформы Александра II, предусматривавшие общую либерализацию и стимулирование промышленности;

в) реформы С.Ю. Витте, направленные на переход к золотомонетному обращению;

г) реформы П.А. Столыпина, предусматривавшие «разобщинивание» крестьян;

д) «военный коммунизм» большевиков 1919-1921 гг.;

е) НЭП, обоснованный В.И. Лениным (20-е годы);

ж) «Великий перелом» И.В. Сталина;

з) реформы Н.С. Хрущева 1953-1956 гг.;

и) реформы А.Н. Косыгина 1965 г.;

к) реформы М.С. Горбачева 1987-1991 гг.

7. Шоковая терапия Е. Гайдара опиралась на теорию:

а) кейнсианства;

б) монетаризма;

в) марксизма.

8. Определите утверждения, относящиеся к микро- и макроэкономике:

а) правительство осуществляет политику либерализации цен;

б) отсутствие дождей в течение продолжительного времени вызвало в центральных районах России падение урожайности зерновых;

в) ликвидация бюджетного дефицита является одним из средств снижения уровня инфляции;

г) снижение налоговых ставок призвано способствовать оживлению деловой активности в стране;

д) размер стипендии студента зависит от среднедушевого дохода его семьи или личного дохода студента.

9. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;

б) экономическое поведение отдельных фирм;

в) отношения между отдельными представителями разных классов.

10. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:

а) роль государства в экономике;

б) глобальные тенденции экономического развития человечества;

в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом.

11. Определите, где нормативные, а где позитивные суждения:

а) низкие цены на бензин приводят к большему потреблению бензина;

б) цены на хлеб должны быть низкими;

в) бедные не должны платить налоги;

г) ограничение ввоза иностранных автомобилей повысит прибыли отечественных автозаводов и поэтому желательно;

д) увеличение пошлин на иностранные автомобили повысит зарплату в отечественной автомобильной промышленности;

е) необходимо устранить дефицит государственного бюджета;

ж) устранение дефицита госбюджета приведет к уменьшению процентных ставок.

12. Верны ли следующие утверждения:

а) анализ относится к формам умозаключения (да, нет);

б) экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки контролируемого эксперимента (да, нет)?

13. Назовите элементы синтеза и анализа в методе экономической теории:

а) расчленение исследуемого явления на составные части;

б) переход мышления от конкретного к абстрактному;

в) соединение родственных между собой элементов, воссоздание из частей целого;

г) переход от абстрактного к конкретному.

14. Выделите характерные признаки экономических законов и законов природы:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от воли людей;

в) имеют значительную продолжительность существования;

г) имеют ограниченное время существования;

д) исчезают по мере изменения естественных и социальных условий существования человеческого общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных