Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ




 

В школьных программах конкретизируется содержание учебных предметов учебного плана в виде перечня основных вопросов, объединенных в определенные системы темами и разделами программы.

Школьные программы содержат точно определенные объем и характер учебного материала, соответствующие познавательным возможностям умственно отсталых детей. Остановимся на характеристике учебных предметов.

Украинский и русский языки. В соответствии с требованиями программы, ученики должны научиться: грамотно и сознательно читать, писать и правильно излагать свои мысли устно и письменно, приобрести навыки систематического самостоятельного чтения с целью обогащения своих знаний, преодолеть, дефект речи.

Во вспомогательной школе усвоения курса украинского языка носит наглядно-практический характер.

В начале первого года обучения значительное время отводится на подготовительный (добукварный) период. В это время проводится работа по уточнению и развитию у учащихся слухового и зрительного восприятия, фонематического слуха, по обогащению и коррекции их представлений


и понятий, обогащению словаря. Одновременно осуществляется специальная подготовка учащихся к овладению навыками письма. В 1–4 классах учащиеся усваивают, грамматический материал практически, путем разнообразных грамматических упражнений.

В процессе объяснительного чтения, на уроках развития устной речи и экскурсиях у учащихся также формируют начальные представления и понятия по истории, географии, природоведению.

В 5–8 классах проводятся уроки чтения и систематическое изучение грамматики. При этом с 7 класса осуществляется переход к литературному чтению.

Постоянное внимание обращается на формирование у учащихся связной письменной речи, обучение деловой речи.

Знание украинского языка является базой для практического усвоения русского языка, начиная с 3 класса.

В процессе обучения чтению и формирования грамматических знаний и- навыков -проводится большая работа по развитию у учащихся связной речи. Этой задаче посвящаются и отдельные уроки.

Математика. В программу вспомогательной школы включены все основные разделы начального курса математики. Однако, учитывая снижение познавательных возможностей учащихся, они поданы с определенными упрощениями.

Программой предусматривается, что в результате обучения учащиеся должны усвоить арифметические действия с целыми числами любой величины в пределах 1 000 000, действия с простыми и десятичными дробями, уметь решать арифметические задачи с целыми и дробными числами, знать метрическую систему мер на основе овладения практическими навыками пользования ними, приобрести элементарные знания и навыки в области наглядной практической геометрии в связи с черчением и измерениями, а также простейшие навыки вычисления процентов. Таким образом, учащиеся приобретают необходимые для жизни знания и навыки счета и измерения.

Программа построена так, что разделы – нумерация, устный счет, арифметические действия, меры и именованные числа, геометрический материал и решение арифметических задач, повторяются в каждом последующем классе на более высоком уровне обобщения.

В систему обучения включаются: в 4–5 классах – обыкновенные дроби, в 6–7 классах – десятичные дроби, а в 8 классе – проценты. Этим обеспечивается единство


математики как науки недоступность в усвоении учащимися, математических знаний и навыков.

В процессе обучения математике используются большие возможности этого предмета для развития логического и абстрактного мышления учащихся.

С учащимися с локальным поражением по типу акалькулии организуется индивидуальное обучение.

География. Во вспомогательной школе изучается элементарный курс географии. Объем знаний, который приобретают учащиеся, здесь весьма ограничен. В 5 и 6 классах круг географических понятий и представлений не превышает объема сведений, данных в деловых статьях для чтения в 3 и 4 классах и в разделе «Природоведение» для 4 класса массовой школы, только в программы 7 и 8 классов включены отдельные географические темы.

Курс географии состоит из таких разделов: 5 класс – начальный курс физической географии, 6 класс – природа нашей Родины, 7 класс – география материков, 8 класс – география СССР. При прохождении раздела «География материков» (7 кл.) учащиеся приобретают разнообразные знания о нашей планете, ее природе, флоре и фауне; о жизни людей в разных частях света, государственном строе и социально-экономическом устройстве, культуре отдельных стран.

Изучение природы нашей Родины (6 кл.) и географии СССР (8 кл.), сравнение социалистического способа жизни с капиталистическим дает неоценимый материал для воспитания учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Включение в программу сведений о своей области, районе, городе позволяет обеспечивать тесную связь обучения с жизнью на конкретном, близком для детей материале, приобщить их к практическому участию в борьбе за образцовый город, село, район.

Природоведение. Во вспомогательной школе учащиеся изучают элементарный курс природоведения. Задачами его являются:

а) обеспечение системы знаний о живой и неживой природе: воде, воздухе, почве и полезных ископаемых, строении и жизни растений, животных, человека;

б) формирование диалектико-материалистического понимания природных явлений (дождь, снег, ветер, туман и др.) на основе раскрытия простейших связей; закономерностей в развитии природы и разоблачения антинаучности религиозных толкований природных явлений;


в) осознание преобразующей роли человека в овладении стихийными силами природы;

г) воспитание бережного отношения к природе, готовности ее охранять;

д) формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за животными;

е) привитие навыков, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Изучение естествоведческого материала осуществляется в такой последовательности: 5 класс – неживая природа (вода, воздух, полезные ископаемые, почва); 6 класс – растения (цветковые, овощные, комнатные растения, растения поля, леса, сада); 7 класс– животные (беспозвоночные, позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, дикие и домашние млекопитающие); 8 класс – человек (скелет, мышцы, кровообращение, дыхание, питание и пищеварение, почки, кожа, нервная, система, органы чувств, охрана здоровья людей в СССР).

Преподавание природоведения тесно связано с практическими, работами учащихся в живом уголке, на пришкольном учебно-опытном участке, животноводческих фермах.

История. Изучение истории во вспомогательной школе предоставляет большие возможности для подготовки учащихся к сознательному и активному участию в общественной жизни после завершения школьного обучения.

Ознакомление учащихся с прошлым и настоящим общества на ярких примерах защиты родного края от иностранных завоевателей, борьбы трудящихся под руководством Коммунистической партии за свержение эксплуататорского строя и установление Советской власти, примерах героической защиты Советской Родины от иностранных завоевателей, пафоса мирного строительства социализма открывает перед учащимися широкие возможности для применения своих сил и способностей на пользу государства. Все это способствует преодолению свойственной умственно отсталым детям общественной индифферентности и пассивности, включению их в круг идей и интересов, которыми живет вся наша страна. Тем самым преподавание истории во вспомогательной школе становится могучим методом социализации ее учащихся.

Преподавание истории осуществляется здесь в форме эпизодических рассказов, данных в определенной системе с соблюдением исторической хронологии, последовательности изложения фактов.


Группировка этих рассказов осуществляется по таким темам: Наша Родина в далеком прошлом. Наша Родина во время крепостничества (6 кл.). Борьба трудящихся нашей Родины против царя, помещиков и капиталистов. Великая Октябрьская социалистическая революция. Иностранная военная интервенция и гражданская война. Строительство социализма в СССР (7 кл.)..Великая -Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Строительство коммунизма в нашей стране. Советское государство. Права и обязанности советских граждан (8 кл.).

Изобразительное искусство, пение и музыка. Изучение этих учебных предметов во вспомогательной школе помимо эстетического воспитания способствует коррекции у детей чувственных восприятий, недостатков познавательной деятельности, двигательно-моторной и эмоциональной сфер.

Обращается внимание на развитие у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, их расположения в пространстве, умения находить в предметах существенные свойства. Все это способствует развитию у них процессов анализа, сравнения и обобщения. Правильно построенные занятия по изобразительному искусству создают наилучшие условия для воспитания у учащихся интереса, внимания, творческого соображения, формирования навыков работать сосредоточенно.

Кроме того, такие занятия имеют немалое психотерапевтическое значение. На них у учащихся возникают позитивные эмоции, чувство удовлетворения результатами своего труда. В результате происходит торможение психического напряжения и плохого настроения и др.

Программой предусматриваются такие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, тематическое рисование, беседы об изобразительном искусстве.

Занятия пением и музыкой во вспомогательной школе способствуют исправлению ряда нарушений психической сферы, обусловленных отрицательным действием дефекта, в частности отклонений в эмоционально-волевой сфере.

На уроках пения у учащихся, объединенных общей целью (исполнение песни), совместной деятельностью, формируются не только навыки хорового пения, но и чувства коллективизма, ответственности за общее дело, дисциплинированность и организованность.

Занятия пением помогают избавиться от характерных для части учащихся замкнутости, чрезмерной стыдливости, а главное, они создают у учащихся хорошее настроение,


тот душевный покой, который характеризует нормальное психическое состояние.

Вместе с тем приобщение учащихся к пению и музыке помогает им в преодолении своих недостатков речи, поскольку работа по разучиванию песни требует четкого и правильного произношения.

Программа по пению и музыке включает: пение, слушание музыки, усвоение элементов музыкальной грамоты (5–6 кл.).

Основой музыкального воспитания учащихся является хоровое пение. Мелодии песен подбираются несложные, напевные, протяжные, требующие легкого, свободно льющегося звука, и песни маршеобразные, бодрые, требующие подвижности артикуляционного аппарата. С 5 класса переходят к двухголосному пению. Пение проводится как в сопровождении музыкального инструмента, так и без него. Часть времени каждого урока отводится на прослушивание музыкальных произведений, что способствует расширению музыкального кругозора учащихся, воспитывает у них эстетический вкус, поэтому имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с учащимися.

Физическая культура. В задачи физического воспитания во вспомогательной школе входят: всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, коррекция недостатков физического развития и моторики. Все эти задачи решаются в процессе разнообразной коррекционно-воспитательной работы. Создаются специальные условия и применяются корригирующие упражнения по исправлению дефектов моторики, нарушений в строении тела и др.

Программа предусматривает разнообразные формы физического воспитания: уроки физической культуры, которые проводятся дважды в неделю во всех классах; утренняя гимнастика; физкультминутки на уроке; подвижные игры на свежем воздухе, прогулки; физкультурно-массовая работа, занятия в кружках, походы; соревнования, физкультурные праздники; занятия лечебной гимнастикой.

Большое внимание уделяется также организации нормального сна, правильному питанию, личной гигиене, оздоровлению учащихся во время летних каникул и др.

Программа по физической культуре для каждого класса включает общеразвивающие, корригирующие и прикладные упражнения, спортивные и коррекционные игры.


 

Ручной труд и профессионально-трудовое обучение. Во вспомогательной школе трудовое воспитание в широком смысле этого слова составляет основу всей педагогической деятельности, направленной на подготовку детей к жизни и общественно полезному труду.

Оно осуществляется на широкой политехнической основе, имеет ярко выраженную общетехническую и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивая в то же время профессиональную подготовку учащихся.

Составными компонентами трудового воспитания учащихся во вспомогательной школе являются: самообслуживание, занятия по ручному труду в 1–3 классах, профессионально-трудовое обучение в 4–8 классах, общественно полезный труд во всех классах.

С первого года обучения с учащимися проводятся уроки ручного труда, которые являются пропедевтикой к профессионально-трудовой подготовке. В программу его входят: лепка из глины и пластилина, обработка картона и бумаги, изготовление простых изделий из этого материала, работа с текстилем, вязание, шитье, работа с природным материалом, простейшие способы обработки дерева и металла.. Занятие ручным трудом имеет большое коррекционно-воспитательное значение, поскольку оно способствует коррекций движений руки и кисти, развитию восприятий, элементарных операций мышления, формированию трудолюбия, общих трудовых навыков.

Профессионально-трудовое обучение осуществляется в школьных мастерских с проведением практики на производстве. В 4–6 классах учащиеся проходят общетехническую подготовку, а в 7–9 классах – специальное профессиональное обучение.

 

ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

 

Учебник – основная книга для учащихся, в которой излагается система знаний, определенная учебной программой по данному предмету. Содержание учебников должно соответствовать требованиям программы и быть идейно выдержанным, воспитывающим в коммунистическом духе. Важно, чтобы в нем обеспечивалась тесная связь теории с практикой. Материал каждого раздела должен быть изложен ясно, доступно, в строгой логической последовательности, доказательно, обоснованно и убедительно с тем, чтобы человек, как учил В. И. Ленин, «усвоив себе начальное руководство, имел в руках надежную путеводную нить для


дальнейшего изучения этого предмета, чтобы он приобрел интерес к такому изучении» [10, 396].

Эти общие требования соответствующим образом конкретизируются, когда речь идет об учебниках для вспомогательных школ.

Прежде всего, крайняя ограниченность жизненного опыта, низкий уровень понимания и недоразвитие обобщающей и абстрагирующей функций речи и мышления умственно отсталых детей требуют структурной простоты знаний.

Объем статей и рассказов, например, в книге для чтения, определенных на урок, в учебнике значительно меньше, чем в соответствующих учебниках для массовой школы, количество новых понятий и терминов, выводов и правил строго соответствует возможностям учащихся. Их также – минимальное число.

Учитывая предельно наглядный характер мышления дебилов, объем словесного материала учебника отличается максимальной Простотой и эмоциональной окрашенностью в такой степени, чтобы у учащихся легко возникали образы, складывались представления.

Этому способствует художественная форма изложения, иллюстрации, наличие большого количества конкретных примеров, взятых из жизни и близких собственному опыту учащихся. Каждый учебник должен быть иллюстрирован как черно-белыми, так и цветными рисунками. Выделяются отдельные страницы для цветных изображений. Однако страницы учебника не должны быть перенасыщены иллюстрациями.

В учебнике для вспомогательных школ не допускаются абстрактные, мультипликационные изображения, потому что в этом случае возможно неоднозначное и нередко искаженное понимание учащимися их содержания.

Как уже отмечалось, для учащихся-дебилов является характерным малая продуктивность восприятия и усвоения, а также нестойкость памяти. В связи с этим в учебники включается большое количество материала для повторения и закрепления выученного. Кроме основных упражнений и заданий, включается разнообразный дополнительный материал для индивидуального использования: серии рисунков для устных бесед и письменных работ по языку, раздаточные таблицы на сложение, вычитание, деление и умножение; набор цифр, монет, иллюстрированные карты животного мира, мира растений, этнографические, физические, экономические и политические карты, хронологические таблицы по истории и др.


В хорошо составленном учебнике каждый текст четко спланирован: изложение расчленяется на отдельные части, основные мысли и выводы выделены, вопросы и задания поданы другим шрифтом.

Текст в учебниках для 1–3 классов подается крупным шрифтом, для 4–5 классов – менее крупным, для 7–8 – обыкновенным. Учебник должен иметь красивое внешнее оформление, крепкую обложку.

 

Список литературы

 

Вавина Л. С. Содержание обучения. – В кн.: Основы специальной дидактики. К.: Рад. школа, 1975, с. 93–101.

Программы для вспомогательных школ. М.: Просвещение, 1961. 267 с.

 

Вопросы и задания

 

1. Покажите сходство и различие в содержании образования между массовой и вспомогательной школами.

2. Как предусмотрено всестороннее развитие учащихся в содержании образования?

3. Ознакомьтесь с программой одного из учебных предметов. Как, по-вашему, в ней реализуется принцип научности, систематичности и доступности в обучении?

4. Проанализируйте один из параграфов ныне действующего учебника (любого предмета) и установите, в какой мере он отвечает требованиям доступности в обучении. Как бы можно было улучшить этот параграф?

 

Глава 8: МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных