Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАДАНИЯ ПО ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКЕ

 

Подготовиться к коллоквиуму по темам: «Формирование мышления детей с умственной отсталостью», «Сенсорное развитие».

Подготовиться к проведению занятий по составленным уже конспектам.

1. Выполнить конспекты по темам «Развитие речи и формирование коммуникативных навыков», «Социальное развитие». (Смотрите данные разделы в методических рекомендациях Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой). Конспекты выполняются по книге «Методические рекомендации Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой

http://www.prosv.ru/ebooks/Ekjanova_Korr-razviv_obuchenie/index.html

 

2. Написать конспекты занятий по выше указанным разделам для детей млад. и старш. возраста.

 

3. Составить картотеки игр (к зачету в июне).

 

Картотека выполняется по книге

Катаевой А. А., Стребелевой Е.Л. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991, 1993.

 

Рекомендации по составлению картотеки (на каждый показатель по 2 игры)

1. По теме «Формирование способов усвоения общественного опыта» составить картотеку игр и упражнений (по книге А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»):

- развитие подражания,

- усвоение действий по образцу.

2. По теме «Сенсорное воспитание» составить картотеку игр и упражнений (по книге А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»):

- Развитие зрительного и слухового восприятия.

3. По теме «Формирование мышления» составить картотеку игр по книге Стребелевой Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

1.Формирование наглядно-действенного мышления.

1.1. Игры-упражнения на формирование представлений об использовании предметов,

имеющих фиксированное назначение – 2 игры

1.2. Игры-упражнения на формирование представлений об использовании вспомогательных

средств в проблемной практической ситуации – 2 игры И ТАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ПО КАЖДОМУ ПУНКТУ

1.3. Игры-упражнения на формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач

1.4. Игры - упражнения на определение причинно-следственных зависимостей

2. Формирование наглядно-образного мышления

2.1.Формирование целостного восприятия ситуаций, изображенных на картинках

2.2. Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение

действиями замещения и моделирования

2.3. Формирование соотношения между словом и образом.

3. Формирование элементов логического мышления

3.1. Задания на формирование умений выполнять классификацию

3.2. Задания на формирование умений выполнять систематизацию

3.3. Задания на формирование количественных представлений

3.4. Задания на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости

3.5. Задания на формирование понимания скрытого смысла, понимания юмора, развития адекватных реакций на юмор

3. По теме «Развитие речи» составить картотеку игр по книге А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии»:

- развитие делового эмоционального общения

- игры-драматизации

- развитие познавательной функции речи (расширение, уточнение и обобщение значения слова).

 

Основная

1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994.

2. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста/Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1982.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — М., 1985.

5. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М: Классик Стиль, 2005 – 248.

6. Дошкольное воспитание аномальных детей/Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1993.

7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М.: ПР., 2005.

8. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для ст-тов деф. фак – тов педвузов. – Киев: Вища школа, 1995.

9. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. — М., 1995.

10. Катаева А.А. Влияние обучения на формирование личности аномального ребенка. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 1978. - С. 13-20.

11. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. / Сб.

12. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта // Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1984. — С. 74-89.

13. Катаева А. А., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и уп-ражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.,

1991, 1993.

14.Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М.: Владос – 2003.

15. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специаль-ных дошкольных учреждениях. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 1978. - С. 3-

16. Соколова Н.Д. Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учрежде-ниях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. - М., 1978. - С. 28-34.

17.Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха и интеллекта/ Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1990.

18. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников/Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1989.

19. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Уч. Пособ. Для ст-тов вузов/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003.

20. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Олигофренопедагогика. Уч. Пособие для ст-тов вузов/ Б.П. Пузанов, Н.П. Коняев, Б.Б. Горский и др. – М.: Академия, 2003.

21. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. Пособие/Под ред. Л.В. Баряевой, А.П. Заринь, Н.Д. Соколовой. — СПб., 1996.

22. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/М. Пишчек/Пер. с польск.- СПб.: Речь, 2006.

23. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос,2005.

24. Шинкаренко Г.И. Развитие самостоятельности умственно отсталых дошкольников: Сб. статей/Под ред. Н.Г. Морозовой. – М., 1978.

25. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта».- СПб.: Речь,2005.-

 

Дополнительная литература

 

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

2. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. — М., 1991.

3. Гаврилушкина О.П. Развитие умственно отсталых дошколь-ников в процессе овладения изобразительной деятельностью. / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1982. — С. 66—77.

4. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. — М., 1974.

5. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

6. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: [Для деф. ф-тов]. – М.: Просвещение, 1988.

7. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательных школ. – Киев: Вища школа, 1978.

8. Кузнецова ТВ. Развитие фонематического слуха у умственно отсталых дошкольников в специальном детском саду / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. - М., 1982. - С. 69-81.

9. Лебедева Е.Н. Ознакомление со звуками окружающей действительности умственно отсталых детей: Метод. Рекомендации. – Тула, 2001.

10. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. / Сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1984. – С. 65-73.

11.Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/Под ред. Л.П. Носковой. — М.,1984. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. — М., 1977.

12. Питерси М., Трилор Р., Утер Д. и др. Маленькие ступеньки: Программа, ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. — М., 1998.-Кн. 1-8.

13. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. — М.,1969.

14. Соколова Н.Д. Развитие речевого общения умственно от-сталых детей в игре / Сб. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1982. — С. 56—65.

15.Стребелева Е.А. О путях развития мышления умственно отсталых дошкольников / Сб. Психолого-логопедические осо-бенности коррекционной работы во вспомогательной школе и дошкольных учреждениях. — Л., 1986. — С. 87—95.

16. Цикото ТВ. Понимание устного рассказа умственно отста-лыми детьми дошкольного возраста и коррекционная работа над ним / Сб.

17. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе // Под ред. Т.Н.Головиной, Ж.И.Шиф. — М., 1977. – С. 55-65.

18. Чумакова Г.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта6 Кн. Для педагога-дефектолога. М.: ВЛАДОС,2001.

 

Статьи

 

1. Айзенберг Б.И., Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Аугене Д.Й. Речевое общение умственно отсталых детей до-школьного возраста и пути его активизации. // Дефектология. — 1987. - № 4. - С. 76-80

3. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефек-тивности. Собр. соч. — М., 1983. Т. 5.,

4.Амосович Н.М. Из опыта работы по организации и планированию уроков истории во вспомогательной школе// Дефектология. – 1993. №6. –С.33-37.

5.Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта// Дефектология. – 1995. №5. –С.30-39.

6.Бгажнокова И.М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта//Дефектология. – 1995. №1. –С.37 – 41.

7.Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта// Дефектология. – 1997. №1. –С.36-40.

8.Будникова Л.Г. Из опыта обучения детей с синдромом Дауна// Дефектология. – 1997. №6. –С.19-21.

9. Вишневская С.Е. Некоторые современные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

10.Воронина М.В. Представление о мерах времени у учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1996. №3. –С.31-36.

11.Воронкова В.В. О структуре и учебном плане школы-интерната (школы) VIII вида для детей с умственной отсталостью//Дефектология. – 1996. №3. – С. 19-24.

12.Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых школьников// Дефектология. – 1997. №5. –С.53-63.

13. Горина Н.В., Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

14. Давыдова С.И. Выполнение умственно отсталыми детьми дошкольного возраста заданий по подражанию, образцу и словесной инструкции. // Дефектология. — 1973. — № 2.

15. Ералиева СТ. Некоторые аспекты регуляции деятельности в связи с ориентировкой во времени старших дошкольников с нарушениями умственного развития. // Дефектология. — 1983. — № 6. - С. 56-62.

16. Ералиева СТ. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени. // Дефектология. — 1982. — № 2. — С. 57—67.

17.Ильина С.Ю. Речевое развитие старшеклассников на основе коммуникативно – ориентированной модели обучения русскому языку//Дефектология. – 2003. №5. – С.58-64.

18.Капустин А.И. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения в истории олигофренопедагогики//Дефектология. – 1996. №5. –С.88-95.

19.Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых

дошкольников в игровой форме с использованием образца и словес

ной инструкции. // Дефектология. — 1976. — № 1. — С. 69—74.

20.Капустин А.И. Проблема дифференцированного и интегрированного обучения в истории олигофренопедагогики//Дефектология. – 1996. №5. –С.88-95.

21.Кожалиева Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков// Дефектология. – 1997. №4. –С.36-43.

22.Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образа Я у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста//Дефектология. – 1995. №1. –С.42-46.

23.Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе// Дефектология. – 1993. №5. –С.24.

24.Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников//Дефектология. – 2003. №3. –С.29-33.

25. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения. // Дефектология. — 1991. — № 6. — С. 72—-77.

26.Летуневская СВ. Развитие наглядного мышления дошкольников с нарушением интеллекта в ходе овладения модельными представлениями//Дефектология. — 1995. — №5.

27.Маллер А. Р. Проблемы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом // Дефектология. — 1990. — № 4.

28.Маллер А. Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — № 3.

29.Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей// Дефектология. – 1997. №1. –С.15-22.

30.Матвеева Н.В. Состояние представлений о живом мире у умственно отсталых школьников младшего возраста// Дефектология. – 1996. №4. –С.28--33.

31.Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1997. №3. –С.20-24.

33.Мозговой В.М. Характеристика двигательных нарушений у умственно отсталых учащихся//Дефектология. – 1993. №3. С. 34-38.

34.Никитина Л.В., Бгажнокова И.М. К проблеме обучения истории детей с нарушениями интеллекта// Дефектология. – 1997. №5. –С.33-36.

35.Патракеев В.Г. Трудовая подготовка в школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта//Дефектология. – 1996. №3. –С.24-28.

36.Патракеев В.Г., Аладинская Н.А. Критерии дифференцированной психолого -педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушениями интеллекта на занятиях трудовой подготовки// Дефектология. – 1997. №1. –С.40-42.

37.Петрова В.Г. Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников// Дефектология. – 1997. №3. –С.52-57.

38.Петрова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной школе) VIII вида: Учебн. для ст-ов деф. фак – тов педвузов. –4-е изд., перераб. - – М.: Владос, 1999.

39.Петрова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е, перераб., - М.: Просвещение, 1992.

40.Плахова Н.А. Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками// Дефектология. – 1995. №. –С.39-44.

41.Попов Ю.И. Из опыта работы по социальной и трудовой реабилитации подростков с интеллектуальной недостаточностью//Дефектология. – 1995. №1. –С.46-48.

42.Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка // Дефектология. — 1998. — № 1.

43. Самодурова А.А. Организация логопедической службы во вспомогательной школе: Из опыта работы//Дефектология. – 1995.№4. – С.25-28.

44.Самыличев А.С. К вопросу о теоретических основах методики физического воспитания учащихся вспомогательной школы// Дефектология. – 1997. №3. –С.11-15.

45.Смирнова Т.Н. Изучение рассказов со скрытым смыслом в 3 классе вспомогательной школы// Дефектология. – 1996. №2. –С.23-27.

46.Стребелева Е.А. Ранняя диагностика умственной отсталости // Де-фектология. — 1994. — № 1.

47.Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая работа с

аномальными детьми раннего возраста. // Дефектология. —

1995. - № 4.

48.Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии: Методические рекомендации // Дефектология. — 1996. — № 4.

49. Сумарокова. В. А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

50.Тарасенко Н.В. Исторические аспекты обучения родному языку умственно отсталых детей// Дефектология. – 1997. №1. –С.68-75.

51.Уфимцева Л.П. Нетрадиционные приемы передачи зрительной информации и их влияние на познавательные процессы учащихся с нарушениями интеллекта// Дефектология. – 1997. №4. –С.33-36.

52.Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью// Дефектология. – 1996. №4. –С.3-7.

53.Цикото Г. В. О семейном воспитании умственно отсталого ребенка раннего возраста //Дефектология. — 1970. — № 1.

54.Цикото Г. В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 1976.

55.Цикото Г. В. Понимание устного рассказа умственно отсталыми детьми дошкольного возраста и коррекционная работа над ним // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н.Головиной, Ж.И.Шиф. — М., 1977.

56..Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы-интерната//Дефектология. – 1996. №5. –С.59 – 64.

57. Шамко Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. — 1994. — № 4.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www.pedlib.ru

2. http://www.childpsy.ru

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вы закончили выполнение задания. | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных