Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ




 

 

Понятие денежных средств. Денежные средства организации представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.

Основными задачами учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.

Организации постоянно ведут взаимные денежные расчеты, которые производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Использование наличных денег при расчетах регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров Центрального Банка России (протокол от 19.12.1997 г. № 47); Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 22.09.1993 г. № 40 и др.

Эти нормативные документы предусматривают: наличие специально оборудованного помещения кассы, оснащенного охранной сигнализацией; ведение кассовой книги и других кассовых документов установленной формы; прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин (Правительством Российской Федерации утвержден перечень отдельных категорий организаций, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин); хранение свободных денежных средств в учреждениях банков; расходование наличных денег, полученных из банков, строго на цели, указанные в чеке; хранение наличных денег в кассе в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком после согласования с руководством организации. (Исключение составляют денежные средства, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий, которые могут храниться в кассе организации в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке).

Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием предназначены следующие активные счета: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути». Сальдо этих счетов дебетовое. Оно означает наличие денежных средств различного вида. Оборот по дебету – это увеличение денежных средств в виде сумм зачисленных или приобретений и переводов; оборот по кредиту – это уменьшение денежных средств, использование их по целевому назначению.

Учет кассовых операций. Выполнение всех кассовых операций возложено на кассира, который при поступлении на работу должен ознакомиться с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, и заключить с администрацией договор о полной материальной ответственности за сохранность принятых им ценностей.

В кассу организации наличные деньги могут поступать с расчетного, валютного счетов в банке, от покупателей, а также в виде возвращенных авансов и неиспользованных сумм и др. Поступление наличных денег в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам.

Выдача наличных денег из кассы производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежные ведомости, счета и др.).

Сдача наличных денег в банк из кассы производится по объявлениям на взнос наличными. Учет движения денег в кассе ведется кассиром в кассовой книге.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом (или надписью) «Получено» или «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе используется активный счет 50 «Касса».

Учет денежных документов. К денежным документам относятся почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные путевки в дома отдыха и другие документы. Денежные документы должны храниться в кассе организации. Они учитываются на счете 50 «Касса», субсчете 3 «Денежные документы» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам. По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации, а по кредиту – выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Инвентаризация кассы. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным приказом Центрального банка РФ от 22.09.1993 г. №40, и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.061995 г. № 49.

В сроки, установленными руководителями организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денег в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Излишки денег, выявленные инвентаризацией, приходуются в кассу и зачисляются в доход организации. При этом в бухгалтерском учете производятся записи: на недостающую сумму - Дт сч.94 и Кт сч.50, Дт сч.73 и Кт сч.94; на излишек денег - Дт сч.50 и Кт сч.91.

Порядок открытия расчетного счета. Расчетный счет – это основной счет организации, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня.

Кроме расчетного организации могут открывать в банках текущие счета, которые открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

Организации вправе открывать расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

Формы безналичных расчетов. Формы безналичных расчетов определены главой 46 «Расчеты» ст. 862 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением Центрального банка Российской Федерации от 12.04.2001 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Основные формы безналичных расчетов – это расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, аккредитивами, чеками, расчеты по инкассо и расчеты в иных формах.

Платежное поручение – это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или ином банке.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Расчеты по инкассо – это банковская операция, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых со своими контрагентами. В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Безналичные расчеты осуществляются в основном через банковские, кредитные и расчетные операции. Их применение позволяет существенно снизить расходы на денежное обращение, сокращает способность в наличных денежных средствах, обеспечивает их более надежную сохранность.

Учет операций по расчетному счету. Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого записываются остаток денежных средств на расчетных счетах, поступления на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражаются все платежи, осуществляемые с расчетного счета.

В сроки, согласованные с банком организация получает от банка выписку из расчетного счета. Выписка представляет собой копию записей по расчетному счету за соответствующий период. К выписке прилагаются копии документов, на основании которых зачислены или списаны средства. Выписки банка из расчетного счета заменяет регистр аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счета бухгалтерского учета.

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой денежные средства и каковы основные задачи их учета?

2. Кто является материально ответственным лицом и ведет учет кассовых операций?

3. Каковы основные формы безналичных расчетов?

4. Назовите первичные документы, по которым оформляется выплата наличных денег из кассы организации.

5. Выбирает ли организация самостоятельно формы безналичных расчетов?

Тесты по теме

 

1. В учреждениях банков свои денежные средства должны хранить все организации, за исключением:

а) торговых организаций;

б) все без исключения;

в) посреднических организаций.

 

2. Прием наличных денег кассами организаций оформляется:

а) приходным кассовым ордером;

б) квитанцией к приходному кассовому ордеру;

в) приходным кассовым ордером и выпиской из кассовой книги.

 

3. Контроль за правильным ведением кассой книги возлагается на:

а) главного бухгалтера;

б) кассира;

в) финансового директора.

4. Наличные деньги, полученные из учреждений банка, организация может расходовать:

а) на любые цели, предусмотренные уставом организации;

б) только на те цели, на которые они получены;

в) на любые собственные цели, не запрещенные законодательством РФ.

 

5. К банковским платежным документам относятся документы:

а) платежные требования, платежные поручения;

б) аккредитивы, чеки;

в) платежные требования, платежные поручения, аккредитивы, чеки.

 

 


16. УЧЕТ ТЕКУЩИХ ОПЕРАЦИЙ И РАСЧЕТОВ

 

 

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций возникают расчетные отношения, отражающие взаимные обязательства, связанные с продажей материальных ценностей, выполнением работ или оказанием услуг друг другу. Кроме того, возникают расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, с органами социального обеспечения и страхования, с другими юридическими и физическими лицами.

Дебиторская задолженность. При продаже организацией продукции, товаров, услуг или работ другим юридическим и физическим лицам и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, представляющие собой дебиторскую задолженность. Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. Для учета дебиторской задолженности системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета: «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Кредиторская задолженность. При покупке организацией товаров, работ и услуг у других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по оплате труда своим работникам (начисленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называют прочими кредиторами.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60). К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг, либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. Форма расчетов устанавливается в договоре (контракте).

Учет расчетов ведется на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Все операции по расчетам за приобретение материальных ценностей производятся по этому счету независимо от времени оплаты предъявленного счета.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками (счет 62). При реализации продукции, работ, услуг, материальных ценностей, основных средств предприятия вступают в расчетные взаимоотношения с покупателями и заказчиками. Для обобщения информации о расчетах с ними предназначен активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который дебетуется в корреспонденции со счетами 90, 91 на суммы, на которые предъявлены расчетные документы. Кредитуется счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Учет расчетов с подотчетными лицами (счет 71). К подотчетным лицам относятся работники предприятия, получившие денежные суммы (авансы) или чековую книжку под отчет для предстоящих расходов, а также работники, которые обязаны отчитаться за полученную выручку наличными деньгами, - продавцы, заведующие столовыми, буфетчики и т.п. На предприятии должен быть утвержденный список подотчетных лиц.

Учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». По дебету этого счета отражается выдача авансов под отчет, по кредиту – расходование этих сумм и удержание неиспользованных остатков сумм. Счет может иметь два остатка. Дебетовое сальдо показывает остатки неиспользованного аванса, а кредитовое – их перерасход. Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу отдельно.

Наиболее распространенные бухгалтерские записи:

· выдача денег под отчет: Дт сч.71 и Кт сч.50;

· расходование подотчетных сумм: Дт сч.10, 25, 26 и Кт сч71;

· возврат денег в кассу: Дт сч.50 и Кт сч.71;

· невозвращение работником подотчетных сумм: Дт сч.94 и Кт сч.71 и потом Дт сч.70, либо Дт сч.73, субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и Кт сч.94.

Учет расчетов с персоналом по прочим операциям (счет 73). К прочим расчетным операциям с персоналом предприятия относятся расчеты за товары, проданные в кредит, по предоставленным займам на индивидуальные нужды, по возмещению материального ущерба, за форменную одежду, по личному страхованию и другие, т.е. те расчеты, которые не связаны с оплатой труда, с подотчетными лицами и депонентами.

Для обобщения информации о расчетах используется синтетический счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», к которому могут быть открыты следующие субсчета: 73-1 «Расчеты по предоставленным займам»; 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

При выдаче организацией своему работнику займа на жилищное строительство, приобретение дачных домов, обзаведение домашним хозяйством и др. сумма выданного займа отражается записью: Дт сч.73-1 и Кт сч.50, 51. Погашение займа работником может производиться либо за счет удержаний из зарплаты Дт сч.70 и Кт сч.73-1, либо взносами в кассу или на расчетный счет Дт сч.50, 51 и Кт сч.73-1.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами (счет 76). Для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами предназначен активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на котором учитываются расчеты по имущественному и личному страхованию; по претензиям; с работниками организации по депонированным суммам заработной платы, премий и других выплат; по удержанным из заработной платы суммам в пользу организаций и лиц по исполнительным документам и др.

Аналитический учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по этому счету определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обособленно.

Учет расчетов по налогам и сборам (счет 68). Под налогом понимают обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимают обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственным органом, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин. На кредите счета отражается начисление причитающихся бюджету платежей, на дебете – погашение задолженности. В случае переплаты предприятием налогов сальдо может быть дебетовым, то есть отражается дебиторская задолженность бюджета перед предприятием.

Учет расчетов с органами социального страхования и обеспечения (счет 69). В соответствии со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Социальное страхование и обеспечение – это система материального обеспечения трудящихся в случае старости, инвалидности, временной потере трудоспособности, потери кормильца, а также система оздоровительных мероприятий (профилактории, санатории, дома отдыха, лечебное питание).

 

Вопросы для самопроверки

1. Кто называется дебиторами?

2. Кто называется кредиторами?

3. На каком счете ведется учет расчетов с покупателями и заказчиками?

4. Какой счет предназначается для расчетов с поставщиками и подрядчиками?

5. Перечислите основные проводки счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

 

Тесты по теме

 

1. Бухгалтерская запись Дт сч.51 Кт сч.62 означает:

а) получение аванса от покупателя;

б) поступление средств от покупателя в окончательный расчет;

в) зачет поставщиком ранее полученного аванса от покупателя.

 

2. Новый аванс подотчетному лицу выдается:

а) при наличии свободных денег в кассе организации;

б) при наличии командировочного удостоверения;

в) при полном расчете по предыдущим авансам.

 

3. Средства фонда обязательного медицинского страхования расходуются на:

а) заработную плату медицинским работникам;

б) оплату лечения в санаториях и профилакториях;

в). оплату лечебных услуг, оказываемых работникам организации медицинскими учреждениями.

 

4. Счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» используется для отражения:

а) расчетов с работниками за купленные в кредит товары, по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и др.;

б) премий работникам;

в) удержаний из заработной платы.

 

5. Нормы возмещения командировочных расходов устанавливает:

а) Президент Российской Федерации;

б) Министерство финансов РФ,

в) сама организация в своей учетной политике.


17. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Понятие финансовых результатов. Финансовый результат - это конечный экономический итог хозяйственной деятельности организации, который выражается в форме прибыли (дохода) или убытка и определяется как разница между доходами и расходами организации. Финансовый результат определяют по активно-пассивному счету 99 «Прибыли и убытки», имеющего одностороннее сальдо. По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету - расходы и убытки.

Порядок формирования финансовых результатов (счет 90). Конечный финансовый результат слагается в течение года на счете 99 «Прибыли и убытки» из: результатов (прибыли или убытков) от обычных видов деятельности в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»; сальдо прочих доходов и расходов за отчетный период в корреспонденции со счетом 91«Прочие доходы и расходы»; потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда и т.п.; начисленных платежей налога на прибыль и платежей по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». По окончании отчетного года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается и сальдо не имеет. Заключительной записью декабря сумму чистой прибыли списывают с дебета счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Учет финансовых результатов от обычных видов деятельности (счет 90). Результат от продажи продукции, работ, услуг и товаров выявляют на активно-пассивном счете 90 «Продажи». При получении прибыли делается запись Дт сч.90 и Кт сч.99. Полученный убыток отражается записью Дт сч.99 и Кт сч.90.

Учет финансовых результатов от прочих доходов и расходов (счет 91). Учет прочих доходов и расходов (операционных и внереализационных) отчетного периода, кроме чрезвычайных доходов и расходов, ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» по субсчетам. В течение года записи по субсчетам счета 91 «Прочие доходы и расходы» ведутся нарастающим итогом. По окончании месяца расчетным путем (без закрытия субсчетов) на счете 91 «Прочие доходы и расходы» определяется финансовый результат путем сопоставления кредитового оборота по субсчету 91-1 «Прочие доходы» с дебетовым оборотом по субсчету 91-2 «Прочие расходы».

Нераспределенная прибыль предприятия (счет 84). В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. накопленная сумма чистой прибыли организации, полученная со времени начала деятельности, за вычетом накопленной суммы выплаченных дивидендов. Для учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) применяется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Вопросы для самопроверки

1. Что является финансовым результатом деятельности предприятия?

2. На каком счете формируется финансовый результат?

3. Из чего складывается финансовый результат?

4. На каком чете ведется учет нераспределенной прибыли предприятия?

5. Перечислите основные проводки по учету нераспределенной прибыли.

 

Тесты по теме

 

1. Финансовый результат деятельности организации отражается на счете:

а) 99 «Прибыли и убытки»;

б) 91«Прочие доходы и расходы»;

в) 98 №Доходы будущих периодов№.

 

2. На дебете счета 99 «Прибыли и убытки» отражается:

а) Доходы и прибыли.

б) Доходы и расходы.

в) Расходы и убытки.

 

3. Прибыль, полученная от продажи продукции (работ, услуг), отражается записью:

а) Дт сч.91 Кт сч.99.

б) Дт сч.99 Кт сч.84.

в) Дт сч.90 Кт сч.99.

 

4. Конечный финансовый результат складывается в течение года на счете 99 «Прибыли и убытки» из:

а) результатов от обычных видов деятельности и сальдо прочих доходов и расходов;

б) потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами и начисленных платежей налога на прибыль;

в) результатов от обычных видов деятельности, сальдо прочих доходов и расходов, потерь, расходов и доходов в связи с чрезвычайными обстоятельствами, начисленных платежей налога на прибыль.

 

5. Чистая прибыль списывается в конце отчетного года проводкой:

а) Дт сч.84 Кт сч.82.

б) Дт сч.84 Кт сч.75.

в) Дт сч.99 Кт сч.84.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных