Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация индийских письменностей




Индийские письменности можно классифицировать по нескольким принципам.

1) Этнический принцип.

Современный ареал распространения индийского письма можно разделить на «индоарийский костяк» (гурмукхи, гуджарати, деванагари, бенгали, ория, сингали) и «инородную периферию» (тибетское, бирманское, кхмерское, тайское и др. письмена). Отличные от индоариев письменные народы образуют языковые семьи: идийскую, малайскую, тибето-бирманскую, монкхмерскую. Однако, редко когда можно применить этнический принцип для характеристики группы письменностей. Наиболее далеки от общеиндийской модели периферийные письменности тамели, тибетская и кхмерская. Современная грамматологическая ситуация в Южной Азии такова, что ядром индийской системы является письмо деванагари — наиважнейший представитель индоарийских письмен. Многообразие разновидностей неиндоарийских письменностей наблюдается только на Востоке Индии (на Западе — жесткое соприкосновение с ареалом арабского письма).

Малайские письменности, почти полностью вымершие, заменяются латиницей.

Индоарийские письменности образуют пятичленную схему: слабые придатки письма деванагари, которое ввиду экономического, демографического и некоторых других факторов занимает центральное место в южноазиатском регионе и оказывает заметное давление на смежные письменности. Обособление многих индоарийских письменностей не в последнюю очередь вызвано религиозным фактором. Так, письмо гурмукхи используют в основном сикхи, деванагари — индуисты, сингали — буддисты Тхеравады. Формированию оригинальных письменностей буджарати и бенгали в немалой степени способствовали джайны и тантристы соответственно.


 

2) Географический принцип.

Индийские письменности можно подразделить на северные (большей частью индоарийские), южные (дравидийские и малайские) и восточные, или индокитайские (большей частью аустроазиатские).

 

Зависимость формы букв от сторон света

 

Северные силлабарии за редким исключением (например, письмо ория) характеризуются угловатостью очертаний и наличием матрики. К северной ветви относятся: гупта, тибетское, деванагари, кашмири, невари, бенгальское, ория, буджарати, гурмукхи письмена.

Южные силлабарии отличаются округлыми и размашистыми формами, а также атрофированной метрикой. К ним относятся: грантха, каннада, телугу, малаяли, тамили. Письменности, обслуживающие малайские языки (чамское, кави, чаракан, бугийское, батакское, реджанг, лампонг, а также филиппинские письмена) образуют особую подгруппу. Они характеризуются простотой буквенных форм, граничащей с примитивностью. Подавляющее большинство восточных силлабариев является многорегистровым. В частности, в кхмерском и тайских языках некоторые звуки с течением времени исчезли в произношении, что привело к избыточности букв силлабария. Это породило создание системы двух (в лао и тайской — трех) регистров, которая была использована для передачи более богатого, чем в санскрите вокализма. Здесь прямое соотношение между фонемой и графемой нарушено (дублетность одних графем и многозначность других). Кроме того, письменная система восточных силлабариев усложнена разросшейся системой диакритических знаков.

Формы букв характеризуются ломаными очертаниями и отсутствием матрики. Некоторые кхмерские графемы с 8 в. утяжеляются специфическим верхним элементом: «», «». Нельзя не обратить внимание на то, что формы знаков индийских письменностей определенным образом зависят от ориентации относительно сторон света. Силлабарии, распространенные к северу от индийского субконтинента характеризуются квадратной формой букв (типичные представители — пагба и тибетское письмо). Напротив, в южных письменах преобладают округлые формы (телугу, сингали). В силлабариях, происходящих из Западной Индии формы букв примитивны и безыскусны (гуджарати, кхароштхи). С другой стороны, силлабарии с Востока (бенгали, кхмерское письмо) — разительный пример вычурности. Индийские письменности можно также условно разделить на островные (малайские, мальдивские и сингальские письмена) и континентальные (все остальные). Все островные письменности (кроме сингальской) были вытеснены арабским или же латинским алфавитами.

3) Хронологический принцип.

Индийские письменности часто, делят на древние (грантха, брахми, кхароштхи, кадамба, маурья, кушанская, нагари, пали и др.) и новые (современные). Наиболее поздними являются письменности: бенгали — 15 в., гурмукхи — 16 в., ронг-ленча — 17 в. и мальдивская тана — 18 в.

В свою очередь, на основе письма ронг король Лимбувана Теонгси (17 в., Восточный Непал) создает силлабарий лимбу(сириджонг). В 1925 это письмо было возрождено Иман Сингх Чемджонгом.

В 2000-е годы Всеиндийским обществом Кхамбу Раи (All-India Khambu Rai Society, AKRS) разработана письменность для языка бантава (Непал, Сикким).

В Бангладеш на базе бенгальского письма были созданы силлабарии силоти-нагр (используется в г. Силхет; рукописи датируют 1549–1774) и чакма. Силхети-нагри (Сilōţi-nagri) по легенде создан в 14 в. суфием Шахджалялем. В 1860 Моулви Абдул Карим изготавливает печатный шрифт для силоти-нагри, которым в 1970 печаталась исламская газета в Силхете. Позже до нач. 1970 этим же шрифтом печаталась пресса в Шиллонге, Сунамгондже и Калькутте.

В окрестностях г. Читтагонг проживают эзотерические буддисты чакма, у которых собственный алфавит (Ajhā pāṭh или Ojhopath), близкий бирманскому.

В XX веке в среде мунда в Индии расцвел целый букет оригинальных письменностей. Малиа и Мангей Гоманго изобрели в 1936 году оригинальный алфавит соранг-сомпенг для языка сантали. Подвижник из народа хо Лако Бодра изобрел письмо варанг кшити (правда, по легенде он всего лишь модифицировал «древнюю письменность», созданную якобы в XIII веке жрецом Дхауан Тури). Все эти письменности, как эфиопский силлабарий и разработанный Фрезером алфавит лису, являются дефектными (не различаются слоги с «-а» и нулевым гласным — «Va=Vø»). Письменность, которая получила наибольшее распространение среди мунда — Ol-Cemet (Ol-Ciki). Это — чистый алфавит, разработал его Рагхунат Мурму пандит в 1920 для языка сантали в индийском штате Орисса. Еще известна письменность нагпури, распространенная на плоскогорье Чхота-Нагпур, где существовало в колониальный период одноименное княжество.

4) Генетический принцип.

Генетически все индийские письменности восходят к брахми, которое в свою очередь предположительно считается потомком одного из арамейских алфавитов персидских канцелярий. Есть, однако, силлабарии, структурно близкие индийским, но формы букв которых трудно возвести как к брахми, так и к какому-либо алфавиту мира вообще. Это письменности ваттелуту (Южная Индия), манипури (индийский штат Манипур) и кхароштхи.

 

Генеалогия индийских письменностей

 

Мальдивская тана представляет собой гибридное письмо – следствие сложного процесса взаимодействия и взаимопроникновения письменных культур арабских, малайских и индоарийских этносов. Графемы монгольского письма — галики особенно корейского алфавита генетически близки индийским (в частности тибетским акшарам).

5) Структурный принцип.

Индийские письменности различаются по своей структуре. (Наиболее далеки от общеиндийской классической структуры кхмерское, тибетское и тамили письмена). По меньшей мере есть три отличия, по которым их можно классифицировать следующим образом:

a) По передаче слога: наличие слогораздела (тибетское письмо), трансформация букв, или чрезмерное спряжение огласовок с буквами (кхароштхи, брахми, эфиопское письмо), наличие огласовок в виде диакритики (тана, буги, филиппинские письменности), классическая общеиндийская модель (деванагари, пали и др.).

b) По передаче гласных начала слога: гласные начала слога как самостоятельные графемы (индоарийские и дравидийские письменности), гласные начала слога как несамостоятельные графемы, буква «а» плюс соответствующая огласовка (тибетские, корейские, малайские и аустроазиатские письмена). Близость структур при разных графических основах обнаруживают эфиопское письмо брахми.

c) По передаче скоплений согласных в слоге: преобладание лигатур, причем элементы лигатур могут быть не связанными между собой и, как правило вертикальными (тибетское письмо) и связанными (деванагари, бенгали, гуджаратии др.), преобладание вирам (тамили, сингали, бирманское письмо), преобладание финалеграмм — специальных знаков в виде диакритик для передачи второго согласного в консонантной группе (телугу, каннада, ронг-лепча, кхмерская и яванская письменности).

Индийское письмо оказалось очень гибкой системой, сумевшей приспособиться к различным языкам Азии. Индийское письмо довольно точно передает звуки этих языков. Оно экономично (компактно) ввиду буквенно-слогового характера и, что не менее важно, эстетично. Из всех индийских письменностей по неповторимости графических форм и своеобразию стиля выделяют — сингали, тамили, бангали, кхмерская и тибетская письменности.


 

Брахми

Брахми одна из древнейших разновидностей индийского слогового письма; пишется слева направо. Самые ранние прочитанные памятники: медная пластинка из Сохгауры, округ Горахпур (4 в. до н.э.), эдикты императора Ашоки (3 в. до н.э.). На основе брахми сложились три ветви индийского письма: северная, южная и юго-восточная.

Северная ветвь: гуптское, тибетское, нагари, его позднейшая форма — деванагари (наиболее употребительная в Северной Индии для хинди, маратхи и др. языков), шарада, невари (вытесняемое деванагари), бенгальское, орья, гуджаратское, гурмукхи и др. Южная ветвь: грантха, представленное четырьмя алфавитами современных литературных языков Южной Индии (канада, телугу, малаяльским и тамильским). Юго-восточная ветвь (письменности, развившиеся за пределами Индии, главным образом на основе древнего палийского письма): сингальское, бирманское, кхмерское, лаосское, тайское и старые письменности Индокитая и Индонезии.

Существуют многочисленные гипотезы о происхождении письма брахми. Многие учёные, в том числе индийские, считают, что письмо брахм индийского происхождения. Некоторые учёные при этом ссылаются на открытые памятники протоиндийской письменности (3–2 тыс. до н. э.), обнаруженные при раскопках в долине Инда городов Хараппы (1921–34) и Мохенджо-Даро (1922–31). Но письменность долины Инда была, по-видимому, идеографической или смешанной — идеографическо-слоговой, а брахми — алфавитно-слоговое письмо и разрыв между ними более 1 тыс. лет. Есть историки письма, которые ищут и внешние источники происхождения письма брахми. Одни считают, что оно произошло от греческого, другие считают его производным от семитского (вероятнее всего — от арамейского).

Время возникновения брахми точно неизвестно. Наиболее вероятная дата — 8 или 7 в. до н.э.


 

 

Содержание

Введение. 3

История. 4

Основные характеристики. 5

Классификация индийских письменностей.............................. 13

Брахми. 19

 


Литературно-художественное издание

Плюснин Валерий

Индийская письменность

 

Редактор Плюснин Валерий

Верстка Плюснин Валерий

 

 

Подписано в печать от 15.12.2012.

Формат издания 60×84/16. Печать офсетная.

Гарнитура «Times New Roman». Тираж 30 экз.

Учет. изд. л. 0,32. Усл. печ. л. 1,68. Изд. № 1.

 

Издательство «Кафедра полиграфии».

620072, Екатеринбург, а/я 192. www.tpp101.ru


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных