Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование маржинального анализа в процессе формирования бюджетов продаж, производства, закупок




Планирование продаж — это отправная точка системы планирования компании в целом. На основании планов продаж строятся планы для всех остальных направлений деятельности.

Бюджет продаж – это первый и самый важный шаг в составлении сводного бюджета, поскольку оценка объема продаж влияет на все последующие бюджеты. Бюджет продаж составляется в натуральных и стоимостных показателях с разбивкой по месяцам или кварталам.

После того как сформирован бюджет продаж, следующий шаг – определение размера денежных поступлений от этих продаж.

Производственный бюджет – это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести. Объем выпуска готовой продукции составляется в натуральных единицах измерения и рассчитывается

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли. Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, то выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

Маржинальный анализ — анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. В его основе лежит деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

 

M = S – V

 

где S — выручка от реализации;

V — совокупные переменные затраты.

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

 

M = (S-V) / Q = p – v,

 

где M — удельный маржинальный доход;

Q — объем реализации;

р — цена единицы продукции;

v — переменные затраты на единицу продукции.

Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

На практике производят более глубокую детализацию переменных затрат на группы переменных производственных, общепроизводственных, общехозяйственных и прочих расходов. Отсюда вытекает необходимость исчисления нескольких показателей маржинального дохода, из анализа которых выносится решение о том, воздействие на какие группы расходов может наиболее заметно отразиться на величине конечного финансового результата.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого компания получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений:

поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной — объема выпуска;

переменные затраты и цены остаются неизменными в течение всего планового периода;

структура продукции не изменяется в течение планируемого периода;

поведение постоянных и переменных затрат может быть точно измерено;

на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они несущественны), т.е. объем продаж соответствует объему производства.

Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль организации равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.

Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

 

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0,

 

где I — величина прибыли;

S — выручка;

V — совокупные переменные затраты,

F — совокупные постоянные затраты.

Отсюда находим критический объем:

 

Q' = F / (p-v)

 

где Q' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

 

S = F * p /(p - v) = Q' * p

 

где S — критический объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка организации больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия организации — это объем выпуска, при котором она становится экономически неэффективной, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

 

Q" = F / p

 

где Q" — точка закрытия.

Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q", компания не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

Еще один аналитический показатель, предназначенный для оценки риска, — «кромка безопасности», т.е. разность между фактическим и критическим объемами выпуска и реализации (в натуральном выражении):

 

Кб = Оф - Q '

 

где Kб — кромка безопасности;

Оф — фактический объем выпуска и реализации продукции.

Полезно рассчитать отношение кромки безопасности к фактическому объему. Эта величина покажет, на сколько процентов может снизиться объем выпуска и реализации, чтобы избежать убытка.

 

К% = Кб / Qф * 100%,

 

где К% — отношение кромки безопасности к фактическому объему.

Кромка безопасности характеризует риск компании: чем она меньше, тем больше риск того, что фактический объем производства и реализации продукции не достигнет критического уровня Q' и компания окажется в зоне убытков.

Данные о величине маржинального дохода и других производных показателей получили довольно широкое распространение для прогнозирования затрат, цены реализации продукции, допустимого удорожания ее себестоимости, оценки эффективности и целесообразности увеличения объема производства, в решении задач типа «производить самим или покупать» и в других расчетах по оптимизации управленческих решений.

Во многом это объясняется сравнительной простотой, наглядностью и доступностью расчетов точки безубыточности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что формулы модели безубыточности годятся только для тех решений, которые принимаются в пределах приемлемого диапазона цен, затрат и объемов производства и продаж. Вне этого диапазона цена реализации единицы продукции и переменные издержки на единицу продукции уже не считаются постоянными, и любые результаты, полученные без учета таких ограничений, могут привести к неправильным выводам. Наряду с несомненными достоинствами модель безубыточности обладает определенными недостатками, которые связаны, прежде всего, с допусками, заложенными в ее основу.

При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.

Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.

 

Планирование запасов готовой продукции

Готовая продукция – это часть материально-производственных запасов компании, предназначенных для продажи, с одной стороны, и являющаяся конечным результатом производственного процесса осуществляемого в компании, с другой стороны.

Сущность планирования запасов готовой продукции состоит в обеспечении планомерной отгрузки готовой продукции потребителям, т.к. она, как правило, реализуется партиями, комплектно и в определенном ассортименте. Следовательно, необходимо время для выполнения различных складских операций.

Нормы оборотных средств в готовых изделиях на складе включают:

- подготовительный запас – для обработки и подготовки к отпуску готовой продукции, поступающей от выпускающих цехов;

- текущий запас равный норме отпуска;

- страховой запас – для компенсирования возможных простоев в производстве и для удовлетворения потребностей новых потребителей.

Норматив оборотных средств на готовую продукцию определяется как произведение нормы оборотных средств и однодневного выпуска товарной продукции в предстоящем году по производственной себестоимости:

 

Н = (В/Д) * Т,

 

где Н – норматив оборотных средств на готовую продукцию;

В – выпуск товарной продукции по производственной себестоимости;

Д – число в периоде;

В/Д – среднесуточная отгрузка продукции по производствен­ной себестоимости;

Т – норма оборотных средств на готовую продукцию.

Норма запаса (Т) устанавливается в зависимости от времени, необходимого:

• на подбор отдельных видов изделий и их комплектования в партии;

• на упаковку и транспортировку продукции со склада поставщиков до станции отправителя;

• на погрузку.

 

Планирование производственных запасов

Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и, в конечном счете, на конкурентоспособность железных дорог. Основным видом запасов в структурных подразделениях железнодорожного транспорта является производственный запас.

Производственные запасы – это материально-технические ресурсы, поступившие в структурные подразделения для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, но еще не использованные в процессе производственно-эксплуатационной деятельности.

В состав производственного запаса не входят МТР, которые находятся в пути от поставщика к потребителю, на хранении в государственном (мобилизационном) резерве и на ответственном хранении и принадлежащие другому предприятию.

Величину производственно запаса составляют:

- текущий запас, предназначенный для обеспечения бесперебойности снабжения между двумя смежными поставками;

- страховой запас, создаваемый на случай отклонения поставок материалов от сроков, предусмотренных в договоре, задержкой в приемке материалов вследствие несоответствующего их качества;

- подготовительный запас, который обеспечивает производство на период времени, необходимого для выгрузки поступившего материала, его приемки и подготовки к производственному потреблению.

Также могут формироваться следующие виды производственных запасов:

- сезонные запасы, если поставки или потребление материалов носят сезонный характер (напр., сезонно потребляются материалы верхнего строения пути);

- аварийно-восстановительные запасы предназначены для обеспечения бесперебойной работы железных дорог в особых условиях;

- с учетом специфики деятельности отраслевых подразделений железных дорог – покилометровый, технологический, неснижаемый и др.

В сумме все вышеперечисленные запасы не должны превышать норму производственного запаса.

Величина производственных запасов зависит от ряда основных факторов таких, как размер потребления материалов в единицу времени, норму отгрузки материалов, вид транспортных средств и их грузоподъемность, отдаленность от поставщиков и складов, регулярность и надежность поставок.

Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает «Росжелдорснаб» - функциональный филиал ОАО «РЖД». Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения филиалов (железных дорог, дирекций).

Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц.

Основная номенклатура поставляемых материально-технических ресурсов.

· запасные части для подвижного состава,

· материалы верхнего строения пути,

· лесоматериалы,

· строительные и отделочные материалы,

· прокат черных и цветных металлов,

· кабельная и электротехническая продукция и оборудование,

· транспортные средства,

· подъёмно-транспортное оборудование,

· дорожно-строительная техника,

· котлы и котельно-вспомогательное оборудование,

· энергетические угли, нефтепродукты,

· форменная и специальная одежда и обувь, постельные принадлежности.

От размеров производственных запасов зависит не только ритмичная эксплуатационная деятельность структурных подразделений ОАО «РЖД», но и объем отвлекаемых из оборота финансовых ресурсов, поэтому определение оптимального уровня запасов является одной из важнейших задач деятельности системы материально-технического обеспечения (МТО) в ОАО «РЖД».

Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно-инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т.д.

Потребность в материально-технических ресурсах определяется на каждом уровне иерархии системы МТО железнодорожного транспорта. Определение потребности в материально-технических ресурсах начинается в структурных производственных и региональных подразделениях ОАО «РЖД». Региональный снабженческий орган обобщает потребности по региону в целом и передает эту информацию центральному органу – Росжелдорснабу, который обобщает потребность в материально-технических ресурсах по всем филиалам и структурным подразделениям ОАО «РЖД».

Обобщенная потребность в МТР является основной и исходной информацией для определения бюджета запасов и закупок.

Потребность в материальных ресурсах рассчитывается на год с поквартальной разбивкой на основании планируемых годовых объемов работ и с учетом утвержденных норм расхода МТР, норм страхового и переходящего запаса, а также прогнозируемых остатков на начало планируемого периода.

Задача нормирования производственных запасов состоит в определении оптимального уровня запасов, учитывающего специфику деятельности структурных подразделений ОАО «РЖД» и обеспечивающего их нормальную деятельность.

Расчет норматива производственных запасов в стоимостном выражении производится по следующей формуле:

НПЗ = (ΣРмр*Нпз*Ц)/365,

где ΣРмр- объем годового потребления материального ресурса,

Нпз – норма производственного запаса в днях,

Ц – цена материального ресурса за единицу измерения,

365 – число дней в году.

Нормы и нормативы расхода и запасов по всей номенклатуре МТР хранятся в корпоративной базе данных и постоянно корректируются в зависимости от изменения объемов работ и конструктивных преобразований основных средств ОАО «РЖД».

Прогнозируемые остатки МТР на начало планируемого периода определяются с учетом текущего остатка производственного запаса на дату расчетов, прогнозируемого расхода МТР в период от даты расчетов до даты начала планируемого периода и ожидаемых поставок за тот же период.

При определении потребности в запасных частях учитывают количество деталей и материалов повторного использования, которые могут быть получены с локомотивов и вагонов, исключаемых в планируемом периоде из инвентарного парка.

Для исключения возможности дефицита запасов МТР, а также образования сверхнормативных запасов, неликвидов, затоваривания складов существуют методики расчета и корректировки норм и нормативов расхода и запасов по всей номенклатуре МТР ОАО «РЖД».

Обобщенная потребность по номенклатуре и бюджет запасов и закупок являются базой для планирования процесса пополнения, как материальных, так и производственных запасов МТР.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных