Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимодействие логопеда и родителей по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. [1]

Игры с пальчиками развивают мозг, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Существуют самые разнообразные виды работы по развитию движений пальцев.

1. Потешки на ладошках.

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — ни что иное, как массаж в игре. Круговые движения пальцем по руке в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» - стимулируют работу желудочно-кишечного тракта. Начинать надо с центра ладони - проекция тонкого кишечника. После увеличить круг, по спира­ли к внешнему контуру ладони толстый кишечник.

Описывая работу «сороки» - надо мять каждый пальчик за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за ра­боту сердца. Потом безымянный – хорошая работа нервной си­стемы и половой сферы. Средний палец отвечает за работу печени, а указательный - желудка. Большой палец массируется последним не случайно: он отвечает за голову. Его следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Любые стихотвор­ные произведения такого рода родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать со­провождающие речь движения для пальчиков — сначала простые, несложные, а затем эти дви­жения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

2. Игры со шнуровками.

Разместите на стопе шнурок, верёвочку зигзагом и предложите ребенку, «перепрыгнуть» каждым пальчиком че­рез изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка. «Запутайте» два пальца ребёнка в шнурочке. Пред­ложите распутать. Так же поступите с игрушечным котёнком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котёнка, который играл с клубком и запутался. Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем об­водится снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности. Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек. На неболь­шом расстоянии от края проделайте дыроколом небольшие дырочки на равных расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку краси­вым узором. Таким способом можно украсить салфетку, кукольное одеяло, игрушечный ков­рик. Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звёздочки и другие фигурки с дырочкой в середине, и нанизывать их на шнурок. Когда ребёнок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определённой последовательности.

Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного сукна параллельные надрезы, а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнур­ки, переплетая ими полоски сукна поочерёдно сверху, снизу, сверху. В процессе этой ра­боты попросите малыша распустить узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке. В следую­щий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своём шнурке.

3. Игры с пуговицами.

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую. Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета. Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода. На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета – бабочка будет разноцветной. Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

4. Спички и палочки.

К 4 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша. Вырезанные из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции дополнят изображение. С помощью кружков из плотной бумаги получится много фигурок.

5. Игры с крупой.

Предложите ребенку поиграть с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Игра «Волшебный поднос». На яркий поднос тонким слоем насыпать манную крупу. Предложите нарисовать волны, круг, солнышко, лодку, домик, цветок.

Игра «Золушка». В миске смешивают белую и цветную фасоль, или фасоль и горох, рис и гречку. В две другие миски ребенок сортирует крупу.

«Забавные картинки» На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой предложите ребенку выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки). [2]

6. Игры с прищепками.

Нравится детям играть с прищепками. При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые в последствие отвечают за навыки письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных навыков, т.к. при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечные усилия. Которые очень сходны с усилиями, направленными на удержание ручки. Механическое сдавливание подушечек пальцев направлено на активацию незрелых клеток коры головного мозга. Можно использовать следующие игры: «Забавные веревочки» - прищепками захватывать концы веревок; «Кус-кус» - игра с прищепками (поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: подушечки пальцев).

7. Выполнение фигурок из пальцев.

Эти забавные игры научат детей контролировать движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие действия. Дошколятам они помогут совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Дети складывают фигуры, которые изображают предметы, животных и птиц. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

Маленькие пальчики стали такими ловкими и умелыми, что теперь все могут, всему научатся, потому что привыкли всегда трудиться и никогда не лениться! Главное условие успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них.

Литература:

1. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М.: Просвещение, 2004. – 196 с.

2. Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург, 2009.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бенефис Екатерины Рябовой 20.04.2013 | Уважаемые заявители, ВСЕ документы на русском языке предоставляются с переводом на английский / немецкий язык.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных