ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взаимодействие логопеда и родителей по развитию мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом.Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. [1] Игры с пальчиками развивают мозг, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Существуют самые разнообразные виды работы по развитию движений пальцев. 1. Потешки на ладошках. На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти «бабушкины сказки» — ни что иное, как массаж в игре. Круговые движения пальцем по руке в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» - стимулируют работу желудочно-кишечного тракта. Начинать надо с центра ладони - проекция тонкого кишечника. После увеличить круг, по спирали к внешнему контуру ладони толстый кишечник. Описывая работу «сороки» - надо мять каждый пальчик за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – хорошая работа нервной системы и половой сферы. Средний палец отвечает за работу печени, а указательный - желудка. Большой палец массируется последним не случайно: он отвечает за голову. Его следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний. Пальчиковые игры — хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Любые стихотворные произведения такого рода родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков — сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. 2. Игры со шнуровками. Разместите на стопе шнурок, верёвочку зигзагом и предложите ребенку, «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка. «Запутайте» два пальца ребёнка в шнурочке. Предложите распутать. Так же поступите с игрушечным котёнком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котёнка, который играл с клубком и запутался. Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности. Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом небольшие дырочки на равных расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом можно украсить салфетку, кукольное одеяло, игрушечный коврик. Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звёздочки и другие фигурки с дырочкой в середине, и нанизывать их на шнурок. Когда ребёнок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определённой последовательности. Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного сукна параллельные надрезы, а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочерёдно сверху, снизу, сверху. В процессе этой работы попросите малыша распустить узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке. В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своём шнурке. 3. Игры с пуговицами. Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в маленькую. Можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку. Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета. Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода. На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета – бабочка будет разноцветной. Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими. 4. Спички и палочки. К 4 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек (с отрезанными головками) или счетных палочек простейшие геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для малыша. Вырезанные из плотной бумаги кружки, овалы, трапеции дополнят изображение. С помощью кружков из плотной бумаги получится много фигурок. 5. Игры с крупой. Предложите ребенку поиграть с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Игра «Волшебный поднос». На яркий поднос тонким слоем насыпать манную крупу. Предложите нарисовать волны, круг, солнышко, лодку, домик, цветок. Игра «Золушка». В миске смешивают белую и цветную фасоль, или фасоль и горох, рис и гречку. В две другие миски ребенок сортирует крупу. «Забавные картинки» На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой предложите ребенку выложить различные картинки: цветы, море (кораблик и волны), аквариум (рыбки). [2] 6. Игры с прищепками. Нравится детям играть с прищепками. При манипулировании с прищепками ребенок пользуется большим и указательным пальцами, которые в последствие отвечают за навыки письма. Поэтому игры с прищепками направлены на развитие этих пальцев и формирование первоначальных навыков, т.к. при нажатии на прищепку ребенок совершает мышечные усилия. Которые очень сходны с усилиями, направленными на удержание ручки. Механическое сдавливание подушечек пальцев направлено на активацию незрелых клеток коры головного мозга. Можно использовать следующие игры: «Забавные веревочки» - прищепками захватывать концы веревок; «Кус-кус» - игра с прищепками (поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: подушечки пальцев). 7. Выполнение фигурок из пальцев. Эти забавные игры научат детей контролировать движения пальцев взрослых, а также повторять и запоминать слова, обыгрывающие действия. Дошколятам они помогут совладать со своими не всегда послушными пальчиками, развить координацию и точность движений рук, а значит, подготовиться к предстоящему обучению письму. Дети складывают фигуры, которые изображают предметы, животных и птиц. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость. Маленькие пальчики стали такими ловкими и умелыми, что теперь все могут, всему научатся, потому что привыкли всегда трудиться и никогда не лениться! Главное условие успешности всех видов деятельности – ребенку должно быть интересно! У него должна быть создана положительная мотивация для занятий пальчиковой моторикой с предметами и без них. Литература: 1. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М.: Просвещение, 2004. – 196 с. 2. Крупенчук О. И. «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург, 2009.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|