Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Компьютерная безопасность и измененное состояние сознания.




 

Вопрос информационной безопасности на предприятиях в настоящее время встает все острее. Ущерб, нанесенный мировой экономике IT-угрозами (это вредоносные программы, атаки хакеров, сетевое мошенничество и спам), огромен. По данным Computer Economics, ущерб только от одних вредоносных программ составил в 2005 году более 14 миллиардов долларов. По данным Управления США по вопросам криминальной активности в интернете, доход от киберпреступлений в 2005 году превысил 105 миллиардов долларов. Обороты теневого кибербизнеса уже обогнали обороты наркобизнеса, и масштабы киберпреступности со временем будут еще больше увеличиваться.

Чем больше специалисты знают об угрозах и методах противодействия им, чем быстрее до них доводится свежая информация, тем эффективнее они могут построить систему информационной безопасности (СИБ) на предприятии.

Каналы утечки конфиденциальной информации:

• копирование информации на внешние носители;

• хищение носителей, содержащих конфиденциальную информацию – жёстких дисков, магнитных лент;

• вывод на печать конфиденциальной информации и вынос распечатанных документов за пределы КЗ;

• передача конфиденциальной информации по сети на внешние серверы

Основными угрозами безопасности информации на компьютерах являются:

• Хранение носителей вне офиса

• Размещение серверов в стороннем дата-центре

• Ремонт серверов или жестких дисков

• Перевозка компьютеров или носителей

• Утилизация носителей

• Кража или потеря компьютеров и носителей

Рассмотрение психопатологической парадигмы в связи с вопросом о нормативности ИСС и указания на используемые в ней ограничения освобождают от анализа психиатрических детерминаций изменений самосознания в целом. Если бы за используемыми методами и особенностями течения некоторых заболеваний обнаруживалось общее пространство связанных с ИСС проблем, то решение многих частных вопросов психиатрической теории и практики имело бы, возможно, более продуктивное развитие.

В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли “карты внутреннего пространства” и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, “образов мира”) часто скрывается один и тот же путь и одна и та же цель. Интерпретация этих состояний зависит от установок, ожиданий, владения языковым материалом, но как показывают, например, исследования Д.Голмена (1977) под такими словами как “дхиана”, “самадхи”, “фана”, “даат”, “турийа” и др., взятыми из буддизма Тхеравады, раджа-йоги, суфизма, Каббалы, кундалини-йоги, понимается одинаковое состояние. В Тибете различают два уровня религии: “учение как уловка для достижения цели” и “окончательное учение”, на уровне которого доктринальные различия исчезают. К.Нараньо и Р.Орнстейн (1971) показывают, что многообразные методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как “спасение”, “избавление от страданий”, “просветление”, “истинное видение”.

Можно выдвинуть гипотезу о соответствии первого аспекта сознания энергии внимания-сознания, а второго аспекта — категориальным структурам сознания. По крайней мере при поверхностном анализе, здесь просматриваются удивительные совпадения и практически не видно различий. А такие концепции буддийской психологии, как “сознание-хранилище”, где два аспекта одновременно не едины и не различны, даже могут пролить свет на понимание взаимодействия базового осознания и категориальных структур в западной науке.

При продолжительном непрерывном фокусировании на объекте медитации наступает момент, который знаменует собой первый разрыв с обыденным сознанием. Это — полное поглощение, растворение —“дхиана”. Ум внезапно как бы погружается в объект и остается в нем неподвижно, а мешающие мысли полностью исчезают (“прекращается внутренний диалог”— К.Кастанеда). Нет ни восприятий через органы чувств, ни обычного осознавания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладают восторг, блаженство и однонаправленность. В качестве объектов концентрации помимо прочего могут использоваться особые рисунки — мандалы (интересно, что их структура имеет много общего у индейцев Южной, Северной Америки и на востоке), монотонно повторяющиеся слоги — мантры. Во многих религиях объектом концентрации служит “личность Бога”, главной характеристикой которой является бесконечная любовь (здесь психологу даже строить догадки трудно). Экстаз, получаемый в результате считается наиболее ценным состоянием сознания. Однако буддизм сводит это состояние к начальным уровням дхианы.

Второй, не менее распостраненный вид медитации — випассана. Это трансцедентальный анализ своего внутреннего мира с помощью интроспективного созерцания и интуитивного постижения.

Особого внимания заслуживает компенсаторная функция «измененных состояний сознания» в современной культуре. С середины ХХ в. в современной индустриальной культуре существенно ослабло влияние религии (христианства) - едва ли не основной регулятивной силы, осуществляющей психотерапевтическую, компенсаторную функцию в культуре. Классические религии были заметно потеснены в этой области квазирелигиозными культами, как политическими (культ вождя), так и мистически-экзотическими. Значительную роль в выполнении компенсаторной функции восполнения действительности (утешения) играет современная массовая культура в виде рок- и поп-музыки, кино, спорта, тиражирования произведений искусства и телевидения. Индустриальное развитие, все возрастающий темп жизни, технократическая идеология не дают человеку возможности адекватно удовлетворить свои потребности в общении, уединении.

В процессе труда на современном производстве человек реализует те свои способности, которые необходимы тому или иному виду производства – материального или духовного. Нередко это могут быть лишь двигательные навыки или контролирующая функция в постоянно стрессовой ситуации (авиадиспетчер, диспетчер на АЭС, обслуживание различных автоматизированных систем). Здесь совершенно излишни какие-либо душевные порывы человека и его чувства. Эмоции подавляются самыми различными способами. Это привело к тому, что в странах Запада подавление эмоций (или их имитация – знаменитая «американская улыбка») стало неотъемлемой чертой повседневной жизни. По мнению немецкого этолога И. Эйбл-Эйбесфельдта, «проблема приняла такие масштабы, что люди уже озабочены своей неспособностью общаться даже с близкими родственниками».

Раскрепощение эмоций, освобождение на время от сдерживающих этнокультурных механизмов, расслабление и одновременно неистовство в проявлении чувств – все это уже было в различные периоды истории европейских и других стран: вакханалии в древней Греции, карнавалы, движение ведьм как специфическая форма экстатических ритуалов.

В современных же индустриальных странах появилось «психоделическое движение», или «психоделическая культура». Был основан журнал «Психоделическое обозрение» и даже образована «Международная федерация внутренней свободы». Один из «отцов-основателей» этой культуры Т. Лири экспериментирует с наркотиками (ЛСД) с целью изучить особые состояния сознания, путешествия в глубины подсознания. Известны и попытки организовать своеобразные религиозные наркотические культы. Нынешним эталоном «психоделической» музыки принято считать творчество музыкальной группы «Пинк Флойд».

Наиболее разнообразные и разносторонние работы в области ИСС связаны с именем Э. Бургиньон. В книге «Психологическая антропология» (1979) она выделяет следующие особенности измененных состояний сознания: изменения в ощущениях, восприятии, мышлении; потерю ощущения времени, контроля; изменения в выражении эмоций, восприятии собственного тела; сужение или расширение границ «Я» (например, акцентированное чувство единства с людьми, природой), растворение собственного «Я», сверхвнушаемость и др.

Перечисленным признакам соответствуют религиозный и сексуальный экстаз, ритуальный транс, состояние гипноза; сон в активной фазе, когда мы видим сны; состояния просветления, озарения в восточных культах (сатори); ощущения, испытываемые человеком в кризисных состояниях (перед смертью); состояния, переживаемые в трансперсональной медитации; а также комплекс явлений, названный американским психологом А. Маслоу «высшими переживаниями». К ним относятся высшие моменты творческого озарения, вдохновения, мгновения экстаза от постижения красоты природы или высот духа.

Впрочем, вхождение в ИСС может достигаться как отсутствием эмоциональных впечатлений, так и избытком эмоциональной активности. В традиционных обществах экстатические ритуалы являются своеобразной вакцинацией против психозов и неврозов, повышают психологическую стабильность общности путем намеренного вызова одержимых, патоморфных (по форме сходных с патологией) состояний. Другая сторона ИСС состоит в преодолении дискомфорта, разлада с самим собой и другими, повышенной раздражительности.

Антропологи выделяют три типа техники экстаза – способа вхождения в транс: сенсомоторную депривацию (физический и психологический стресс, сенсорный, моторный и физический голод), употребление наркотических веществ, воздействие ритмических движений и звуков (пение и музыка). Э. Бургиньон выделяет два основных типа ИСС в традиционных обществах: галлюцинаторный транс (или просто транс) и истерический, или транс одержимости (неистовости). Примечательно, что трансу, состоящему в основном из видений, чаще всего подвержены мужчины, а трансу одержимости – женщины.

Если в галлюцинаторном трансе человек взаимодействует с себе подобным («другим» воображаемым), то в трансе одержимости «другим» становится сам участник. В трансе, как правило, человек помнит все свои переживания. Одержимость в трансе сопровождается потерей памяти.

В то время как физически пассивный участник транса (обычно мужчина) активен в своем воображении, фантазиях, физически активный участник транса одержимости (как правило, женщина) психологически пассивен, тело его используется как посредник между духами и другими людьми, участвующими в ритуале.

Для вхождения в транс одержимости женщины редко принимают наркотические вещества – в основном используется ритмическая музыка, танцы, пение. Транс же у мужчин вызывается гипогликемией, которая моделируется сенсорной депривацией, постом или наркотиками. Поэтому возможны возникновения психозов и иных болезней. Таким образом, грань между патологией и нормой в традиционных культурах довольно подвижна и функциональна.

Это означает, что одно и то же состояние человека должно оцениваться различно, в зависимости от конкретной ситуации и деятельной направленности, цели (индивидуальной или коллективной), этнокультурного содержания действия и роли в жизнедеятельности всей общности. Иными словами, «…нормальное поведение человека есть не предопределенное, раз и навсегда неизменное качество, но функция от определенной конкретики…» – исторической, этнической, экологической.

Основная цель экстатических состояний – психологическая защита общества. Так в культурно-приемлемой форме разряжается внутренний конфликт между индивидуальными желаниями и культурными нормами, уменьшается вероятность психологических дисфункций.

Таким образом, в процессе становления человека и общества сложилась система ритуалов, способствующая укреплению социальных уз и тормозящая агрессивные устремления отдельных индивидов (внутривидовую агрессию). На смену биологическим способам регуляции отношений пришли социальные и культурные. Феномен сознания, разум сделали возможной психобиологическую регуляцию как в общности, так и индивидуально.

В завершение характеристики ИСС как стороны культуры следует заметить, что во второй половине ХХ в. появился, а в конце столетия практически сформировался новый тип культуры – виртуальный. Виртуальная реальность, создаваемая при помощи современных технических средств, превратилась в атрибут культурной действительности индустриальных стран. Не оценивая здесь негативного или позитивного отношения к этой новой культуре среди философов и психологов (от утверждений ее крайней опасности до разработки философии киберкультуры), лишь отметим, что создание виртуальной реальности естественным образом продолжает логику культурного взаимодействия человека, который создал квазиприродную среду обитания. Отметим и то обстоятельство, что формы ИСС, выбираемые человеком в современной культуре, специально не регламентируются нормами поведения в индустриальных странах. В принципе, человеку предоставлена свобода. Очевидно, трудности подобной регламентации связаны с тем, что наивысшее удовлетворение «человеку культурному» доставляет применение своих сил в любой форме человеческой деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных