Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Опросник В. Гербачевского 5 страница




Социально-психологические тесты – это социометрические методики и специализированные личностные тесты, предназначенные для измерения межличностных взаимоотношений в группах, изучения и выявления особенностей социального поведения людей в малых группах, других социальных общностях.

Личностные тесты – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях.

Тесты проективные являются составной частью личностных тестов. Это совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции. Проекция – один из механизмов психологической защиты (см. п. «Механизмы психологической защиты»). Характеризуется обогащением процессов восприятия следами памяти всех прошлых восприятий.

Представленные в главе 4 тестовые методики относятся к личностным тестам. С их помощью возможно определить уровни составляющих организаторских и коммуникативных качеств личности, таких как деловитость, доминирование, уверенность, требовательность, зависимость, сила воли, уровень притязаний и др. Процесс тестирования по данным методикам можно разделить на три этапа:

1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности тестовых методик, принятой в психодиагностической практике);

2) непосредственное проведение тестирования (при самотестировании порядок и организация проведения тестирования задается инструкцией);

3) анализ и интерпретация результатов тестирования. Далее дается краткое описание тестовых методик.

Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 6PF. Предназначен для выявления и определения степени выраженности характерологических качеств личности в биполярных координатах (доверчивость – подозрительность; практичность – мечтательность; ригидность – гибкость; зависимость – самостоятельность и т. д.).

Тип темперамента. Это тестовая методика по определению типов темперамента с помощью двухфакторной модели экстравертирован-ности и нейротизма по Г. Айзенку.

Определение коммуникативных и организаторских склонностей. Проверяется способность четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление участвовать в групповых мероприятиях, проявлять инициативу, смекалку, находчивость.

Методика определения организаторских и коммуникативных качеств по Л. П. Калининскому. С помощью данного теста-опросника определяются коммуникативные и организаторские качества и степень их выраженности (деловитость, стремление к доминированию, зависимость, отзывчивость и др.).

Проявление организаторских и коммуникативных качеств в межличностных отношениях (тест Т. Лири). Предназначен для выявления степени выраженности свойств личности по восьми психологическим тенденциям (доминантность, непреклонность, зависимость, общительность, уверенность в себе и др.).

Организаторские способности лидера – тестовая методика, определяющая развитость у испытуемого организаторских качеств.

Самооценка стиля управления. Выявляются типы стилей управления у испытуемого (авторитарный, либеральный, демократический).

Самооценка личности. Предназначена для выявления степени выраженности деловых и некоторых личностных качеств менеджера.

Методика определения локуса контроля. Предназначена для выявления локуса контроля у испытуемого, т. е. склонности человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.

Методика Q-сортировки. Методика позволяет определить основные тенденции поведения испытуемого в реальной группе (зависимость – независимость, общительность – необщительность и др.).

Методика определения силы воли. Определяет степень выраженности волевых усилий индивида.

Уровень притязаний личности. Определяет возможную степень расхождения между притязаниями и возможностями личности.

Глава 4
Психодиагностические методики по определению характерологических черт и психологических свойств личности

Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF

В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую (табл. 1).

Таблица 1

Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитывают баллы по каждому из 16 личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.

Следует иметь в виду, что Р. Кэттеллом были разработаны различные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF. Адаптированный вариант этого опросника в русском переводе приводится ниже.

Инструкция по проведению тестирования

В тесте-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (a, b, с), которая в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему представлению о себе.

Выбор вашего ответа (a, b или с)на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например, в кружок. Форма бланка приведена в конце теста-опросника.

Средний темп проработки теста – 5–6 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

 

Тест-опросник 16PF

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) верно

b) трудно сказать

с) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

а) да

b) иногда

с) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится внизу и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом

b) святым

с) тучей

4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро

b) нечто среднее

с) засыпаю с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большинство машин

b) не знаю

c) обогнать все идущие впереди

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:

а) да

b) иногда

с) нет

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспо-

рядка:

а) верно b) трудно сказать с) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:

а) да

b) иногда

с) нет

9. Я бы скорее занимался:

a) фехтованием и танцами

b) затрудняюсь сказать

c) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

а) да

b) иногда

с) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:

а) всегда

b) иногда

с) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

а) верно b)

не знаю

с) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

а) верно

b) иногда

с) нет

16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей:

а) верно

b) затрудняюсь

с) неверно

ответить

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать ре-

шения:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:

а) да

b) не знаю

с) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим

b) не знаю

с) в своем дневнике друзьям

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» – это:

а) небрежный

b) тщательный

с) приблизительный

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:

а) да

b) трудно сказать

с) нет

22. Меня больше раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

b) затрудняюсь ответить

c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаково тщательно

b) затрудняюсь сказать

c) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

а) да

b) возможно

с) нет

26. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной

b) делают то и другое поровну

c) дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:

а) да

b) иногда

с) нет

28. Мне нравится друг:

a) интересы которого имеют деловой и практический характер

b) не знаю

c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

а) верно

b) затрудняюсь ответить

с) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

а) да b)

не знаю

с) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы

b) трудно сказать

с) играть в городки

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

а) да

b) не знаю

с) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

а) да

b) трудно сказать

с) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

а) да

b) иногда

с) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

а) да

b) иногда

с) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

b) трудно сказать

c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой

37. Какое слово не связано с другими словами:

а) кошка

b) близко

с) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает

b) нечто среднее

с) не беспокоит меня совершенно

39. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти

b) не знаю

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

b) не знаю

с) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:

а) да

b) иногда

с) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

a) спокойным и любил оставаться один

b) не знаю

c) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

а) да

b) не знаю

с) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:

а) да

b) трудно сказать

с) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:

а) верно

b) затрудняюсь ответить

с) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делают большинство людей:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров

b) не знаю

c) скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

a) в деревне с одним или двумя друзьями

b) затрудняюсь сказать

c) возглавляя группу в туристическом лагере

50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишни

b) трудно сказать

с) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

а) всегда

b) иногда

с) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

b) затрудняюсь ответить

c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево:

а) к лесу

b) к растению

с) к листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко

b) иногда

с) часто

56. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть

b) не знаю

c) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:

а) скорее это так

b) не знаю

с) думаю, что нет

58. Мне больше нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

b) трудно сказать

c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем многие люди

b) не знаю

c) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

a) мастерство и изящество

b) трудно сказать

c) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

а) да

b) нечто среднее

с) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

а) да

b) не знаю

с) нет

63. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

b) затрудняюсь ответить

c) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же после того, как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

b) трудно сказать

с) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:

а) верно

b) иногда

с) неверно

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим вопросом

b) затрудняюсь ответить

c) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. п. – казалось бы, без определенной причины:

а) да

b) иногда

с) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

а) да

b) иногда

с) нет

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд – 1, 2, 3, 6, 5 – будет:

а) 10

b) 5

с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты

и головокружения без определенной причины:

а) да

b) не знаю

с) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство:

а) да

b) иногда

с) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:

а) верно

b) трудно сказать

с) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной беседе

b) затрудняюсь ответить

c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут услышать его:

а) да

b) иногда

с) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше всего хотел встретиться с:

а) Колумбом

b) не знаю

с) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие

дела:

а) да

b) иногда

с) нет

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

а) да

b) трудно сказать

с) нет

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

a) оформлять витрины

b) не знаю

c) быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает ме-

ня, я обычно:

a) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

b) не знаю

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:

а) да

b) иногда

с) нет

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

а) да

b) иногда

с) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

а) верно

b) иногда

с) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:

а) верно

b) не знаю

с) неверно

86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:

а) верно

b) иногда

с) не верно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

а) часто

b) иногда

с) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают

b) идут правильно

с) спешат

89. Мне бывает скучно:

а) часто

b) иногда

с) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:

а) верно

b) иногда

с) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:

а) да

b) не знаю

с) нет

92. Дома в свободное время я:

a) болтаю и отдыхаю

b) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:

а) да

b) иногда

с) нет

94. Я считаю, что-то, что люди говорят стихами, можно также выразить прозой:

а) да

b) иногда

с) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

а) да, в большинстве случаев

b) иногда

с) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

а) да

b) иногда

с) нет

97. Я думаю, что было бы интересно быть:

a) натуралистом и работать с растениями

b) не знаю

c) страховым агентом

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отношению к некоторым вещам, к определенным животным, местам и т. п.:

а) да

b) иногда

с) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:

а) да

b) трудно сказать

с) нет

100. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде или иметь партнера

b) не знаю

c) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

а) да

b) иногда

с) нет

102. Если я остаюсь дома один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх:

а) да

b) иногда

с) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

а) да

b) иногда

с) нет

104. Какое слово менее связано с двумя другими:

а) думать

b) видеть

с) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

a) двоюродным братом

b) племянником

с) дядей

 

Обработка результатов тестирования

1. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на Бланки для ответов. Такие матрицы приведены в некоторых методических пособиях.[7] Если таких матриц нет, то представленный на следующей странице модернизированный Бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных «сырых» баллов (в дальнейшем «баллов») по каждому из факторов теста-опросника 16PF. В таком Бланке индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, b, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга.

Студенты отмечали, что подсчет сырых баллов в таких Бланках не вызывает затруднений, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.

В Бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка.

Подсчитывают баллы по каждому из факторов суммированием подстрочных индексов1и2(т. е. баллов) при тех ответах-альтернативах (а, b, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору – своя строка).

Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) – 14. Максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) – 8. Для данного фактора на одну из альтернатив (а, b, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88,104, 105) присвоен только один балл (индекс 1). Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12.

2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD> 9 считается, что испытуемый отвечал на вопросы не искренне либо не желал сотрудничать с экспериментатором и ответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка их и интерпретация не производится.

При значении показателя MD 5–8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение экспериментатор, исходя из целей и задач психодиагностического обследования (исследования). Значение показателя MD 1–4 балла характеризует правдивость обследуемого. Далее осуществляются перевод в стены (условные баллы 10-балльной шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных исследования.

3. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от сочетания слов «стандартная десятка») распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены5и6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное). Полученные «сырые» баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10 балльной шкалы). В табл. 2 представлен такой перевод сырых баллов в стены.

Стены в свою очередь делятся на уровни: 1–4 стена – низкий уровень; 5–6 стенов – средний уровень: 7-10 стенков – высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения про филя личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис. 6.

4. Анализ и интерпретация данных тестирования. Анализируют и интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. В различных литературных источниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.

В обобщенном виде интерпретация первичных факторов теста 16PF сводится к следующему.

Фактор А. Для высоких значений фактора (8-10 стен) характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость, непринужденность поведения, готовность, к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.

Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об отсутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело скорее с предметами, вещами, чем с людьми. В делах же точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей.

Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показателей, что аффектотимия – это хорошо, а, скажем, сизотимия – плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми.

Сизотимы – там, где требуется точность, аккуратность, тщательность исполнения.

Фактор В. Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.

Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4) склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитивным, а не логически обоснованным решениям. 1–3 стена отражают низкий уровень интеллекта или снижение функций в результате психопатологии.

Фактор С. Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности. При значениях 1–3 стена отмечается капризность. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротическому состоянию (расстройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.

Фактор Е. Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условностей и авторитетов. Действуют смело и энергично. Отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих. Не признают над собой власти. В конфликтах обвиняют других.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных