Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение статуса «наследник». Понятие наследника.




Такое понятие как «наследник» появилось еще во времена, когда возникло и развивалось римское право. Тогда статус наследника могло получить любое физическое лицо, независимо от класса, в том числе и рабы. Чтобы получить такой статус, лицо должно было жить в момент смерти наследодателя. Но было и исключение из этого правила: наследниками также считались потомки наследодателя, которые родились после его смерти.

Спустя некоторое время участниками наследственных правоотношений стали и юридические лица, которые также могли получить статус наследника. В постклассический период развития римского права статус наследника могла получить и церковь.

Уже в древнем римском праве наследники делились на две категории: наследники в силу закона и наследники на основании завещания.

Наследником по завещанию могло быть назначено любое лицо или несколько лиц. В завещании наследник должен был быть ясно определен. Однако имущество можно было указывать не полностью, так как действовал принцип увеличения долей наследства и наследник по завещанию получал все имущество, а если было несколько наследников, то действовал принцип пропорционального увеличения долей.

Порядок наследования по закону в древнем римском праве основывался на агнатическом родстве, то есть на подчинении всех членов семьи их главе (домовладыке); они являлись родственниками, потому что жили и трудились совместно под властью одного домовладыки. Законы XII таблиц[3] устанавливали три разряда наследников по закону:

1. Первый разряд – лица, жившие вместе с домовладыкой, и когда он умирал, становились обладателями имущества семьи, но самое главное, они вступали в управление этим имуществом (heredessui);

2. Второй разряд – лица, которые являлись самыми ближайшими агнатами умершего (agnatiproximi). Они призывались к наследованию только в случае отсутствия наследников первого разряда;

3. Третий разряд – gentiles. Они получали наследство в случае, если не было наследников первого и второго разряда и если глава семьи не оставил завещания. Если эти лица отказывались от наследства или умирали. Не успев принять наследство, то имущество признавалось выморочным.

В классическом римском праве круг наследников не только изменился, но и расширился, и составлял четыре группы наследников по закону:

1. дети наследодателя;

2. самые ближайшие агнаты;

3. кровные родственники до шестой степени родства (в виде исключения и до седьмой степени);

4. переживший супруг.

В постклассическом римском праве система наследования по закону была упрощена и строилась не на агнатическом, а на когнатическом (кровном) родстве. По Новеллам Юстиниана наследники делились на четыре разряда:

1. нисходящие родственники: сыновья и дочери, внуки и т.д.;

2. ближайшие по степени восходящих родственников: мать, отец, дед, бабка, а также полнородные братья и сестры, и дети умерших полнородных братьев и сестер;

3. неполнородные братья и сестры;

4. боковые кровные родственники по порядку близости степеней.

Таким образом, такая сторона наследственных правоотношений, как «наследники» была воспринята гражданским правом многих других стран, в том числе и Россией, из римского наследственного права, о чем мы поговорим ниже.

Мы рассмотрим некоторые исторические периоды, чтобы увидеть, когда впервые возникло в России такое понятие как «наследники», какие группы людей оно в себя включало, как изменялась классификация этих групп.

Так, первое упоминание о наследниках в России встречается в «Русской Правде»[4], где наследники различались по иерархической лестнице. Например, у бояр и дружинников наследовали сыновья, но если сыновей не было, то наследство могли получитьи дочери (ст. 91 Русской Правды); у смердов же при отсутствии сыновей имущество поступало в пользу князя, но если были незамужние дочери, то на них выделялась некоторая часть (ст. 90 Русской Правды). При наследовании по закону, то есть без завещания, приоритет имели сыновья умершего, при этом младшие имели преимущество над старшими (ст. 100 РП). Дочери при наличии наследников не получали ничего (ст. 95 Русской Правды).

В XIV-XVвека круг наследников расширился. По Псковской судной грамоте[5] (далее по тексту – ПСГ) наследниками по закону признавались лица (родственники), которые при жизни умершего вели с ним совместное хозяйство: переживший супруг и родственники по нисходящей линии - дети, родственники по восходящей линии - родители, родственники по боковой линии - братья и сестры (ст. 88 – 91 ПСГ). В качестве законных наследников признавались и другие родственники «ближнего племени». В данный период наследником признавалась и церковь (при завещании часть земли передавалась церкви).

В 1714 году Петром I был принят Указ «О единонаследии»[6], согласно которому наследником по завещанию мог быть избран один из сыновей. При наследовании по закону главным наследником недвижимого имущества являлся старший из сыновей, остальные наследовали движимое имущество. При отсутствии сыновей наследовали дочери.

В 1832 году правила о наследовании были кодифицированы в Своде законов Российской империи[7], где наследственному праву посвящались – 5 глава I разд. и 1-5 главы II разд. книги III. Круг наследников заметно расширился. В наследовании участвовали иностранцы; дети (в том числе зачатые до смерти отца и находившиеся в утробе матери); лица, имевшие физические недостатки (глухие, немые, безумные и т.д.). Но были и такие, кто не имел права наследования: лишенные всех прав состояния и монашествующие как отрекшиеся от мира. Порядок наследования по закону был таков: ближайшее право имела нисходящая лилия – прямые потомки (сын, внук, правнук). Эти наследники делили имущество в равных частях. Пережившая супруга, как при живых детях, так и без них, получала из недвижимого имущества 1/7, а из движимого – 1/4 часть, если не было завещания. При отсутствии сыновей и нисходящих от них в наследство вступали дочери и нисходящие от них. При отсутствии нисходящих в наследство вступали боковые линии: братья, сестры и их потомки. При отсутствии боковых наступал черед ближайшей побочной линии: дядей и теток, их потомков и предков. И в последнюю очередь наследовали восходящие: отец и мать, деды и бабушки.

27 апреля 1918 года был принят Декрет ВЦИК «Об отмене права наследования»[8], который внес существенные ограничения, так допускалось наследование исключительно по закону. Декретзакрепил основополагающие принципы советского наследственного права:уравнение в наследственной правоспособности лиц обоего пола; признание за супругом права наследования на тех же основаниях, что и за детьми. Но уже в 1922 году 22 мая был принят Декрет ВЦИК «Об основах частных имущественных прав, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами»[9], который ввел вновь институт наследственного права. Этим Декретом предусматривалось наследования по завещанию и по закону супругами и прямыми нисходящими потомками.

Дальнейшее развитие наследственное право получило в Гражданском кодексе РСФСР от 31 октября 1922 года (далее по тексту – ГК РСФСР 1922 года)[10]. Многие положения ГК РСФСР 1922 года были заимствованы из Декрета ВЦИК от 22 мая 1922 года. Гражданский кодекс предусматривал весьма узкий круг наследников, который совпадал по своему составу как при наследовании по закону, так и при наследовании по завещанию. Законодатель ограничил круг наследников по закону и по завещанию только близкими родственниками - дети, внуки и правнуки; переживший супруг умершего; а также нетрудоспособные и неимущие иждивенцами (ст. 418 ГК РСФСР 1922 года). При наследовании по закону к наследованию призывались одновременно все наследники. «Стоит отметить также, что ГК РСФСР 1922 года подразделял наследников на присутствующих и отсутствующих»[11].

В 1945 году от 14 марта был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О наследниках по закону и по завещанию»[12], который внес наиболее существенные изменения в наследственное право. Так, был расширен круг наследников, теперь наследовать могли и родители, братья и сестры наследодателя. Кроме этого, впервые в отечественном праве была установлена очередность призвания к наследованию. Указ предусматривал наследников трех очередей. Наследники первой очереди – дети, супруг, нетрудоспособные родители, другие нетрудоспособные, состоявшие на иждивении у наследодателя не менее одного года до его смерти. Наследники второй очереди – трудоспособные родители. Наследники третьей очереди – братья и сестры умершего.

Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года[13] (далее по тексту – ГК РСФСР 1964 года) расширил положения Гражданского кодекса РСФСР 1922 года и преемствовал положения Указа «О наследниках по закону и по завещанию». Гражданский кодекс устанавливал две очереди наследников по закону:

· наследники первой очереди - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (в том числе усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

· наследники второй очереди - полнородные и неполнородные братья и сестры умершего, его дед и бабка, как со стороны отца, так и со стороны матери (ст. 532 ГК РСФСР 1964 года).

Также ГК РСФСР 1964 года предусматривал возможность наследования по завещанию. Наследодатель мог оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям (ст. 534 ГК РСФСР 1964 года). Но государство также могло наследовать и в других случаях, например, когда наследники по закону или по завещанию отказались от наследства в его пользу.

В настоящее время наследственные правоотношения регулируются третьей частью Гражданского кодекса Российской Федерации, принятой 26 ноября 2001 года и действующей с 1 марта 2002 года[14]. В ГК РФ также присутствует такое понятие, как «наследники». Кроме того, в Кодексе более подробно раскрыт перечень тех лиц, которые могут призываться к наследованию; детально сформулирован порядок очередности наследников по закону, сокращено число случаев наследования государством и т.д.

Ранее мы рассмотрели акты, которые регулировали наследственные правоотношения в разные исторические периоды. И вполне очевидно, что ни в одном нормативно-правовом акте не содержится легального определения понятия «наследник», как, впрочем, и в действующем Гражданском кодексе Российской Федерации.Таким образом, начиная с Древней Руси и заканчивая настоящим временем, законодатель не закрепил в официальных источниках данного понятия.

Однаков третьей части ГК РФ существует другое понятие – «недостойные наследники». Данное понятие не является новым для действующего ГК РФ, но «следует согласиться с тем, что по сравнению с ранее действовавшим законодательством (ст. 531 ГК РСФСР 1964 года) уточнена правовая квалификация действий, на основании которых наследник признается недостойным»[15], о чем речь пойдет во 2 параграфе настоящей главы.

Мы уже говорили о том, что легального определения наследников не было. Но все же попытка дать определение понятию «наследник» была предпринята в науке гражданского права.

Известный цивилист конца XIX - началаXX века Г.Ф. Шершеневич в своем знаменитом труде «Учебник русского гражданского права» следующим образом определяет понятие наследника: «Лицо, вступающее непосредственно в совокупность или в часть отношений другого вследствие его смерти, является наследником»[16].

Нельзя полностью согласиться с такой дефиницией, поскольку Г.Ф. Шершеневич слишком широко толкует понятие наследника. Отношения, в которые вступает наследник после смерти наследодателя, ясно не определены, так как под такими отношениями можно подразумевать слишком широкий комплекс взаимодействий. Г.Ф. Шершеневич ничем не ограничивает такое правовое явление.

Другие ученые, такие как, Б.С. Антимонов и К.А. Граве отмечали двойной смысл понятия «наследник»: «…Наследник, призванный к наследованию, – это возможный правопреемник наследодателя, наследник же, принявший наследство, – это действительный правопреемник наследодателя»[17].

В научном смысле такое противопоставление не дает понимания о сущности наследника. Согласно определению Антимонова и Граве абсолютно любой гражданин может быть возможным наследником и наследником, принявшим наследство.

В.В. Гущин и Ю.А. Дмитриев писали: «Наследник – это лицо, которое призывается к наследованию в связи со смертью наследодателя. В качестве наследника может выступать любой субъект гражданского права»[18].

Данными авторами излишне широко толкуется понятие наследника, а именно субъектов, которые могут выступать в качестве таковых. ГК РФ не включает в круг наследников религиозные организации, политические партии и т.д.

Согласно И.Л. Корнеевой «Наследником следует называть лицо, в пользу которого переходят имущественные права и обязанности наследодателя»[19].

Е.А. Суханов: «Наследники — лица, указанные в законе или завещании в качестве правопреемников наследодателя»[20].

Профессор Е.А. Суханов не дает общего определения наследника. Он ссылается на перечень, закрепленный законодателем в ГК РФ.

Определение И.Л. Корнеевой на наш взгляд кажется наиболее удачным. В своем определении она использует два важных понятия – понятие перехода имущественных прав и обязанностей наследодателя и понятие пользы (материальной выгоды), что и позволило ей дать общее научное понятие наследника.

Такой же точки зрения придерживается и Р.Ю. Закиров – «Наследником по общему правилу является лицо (либо организация), к которому переходят права и обязанности наследодателя в результате наследственного правопреемства»[21]. Но в отличие от И.Л. Корнеевой помимо физического лица он в качестве наследника выделяется и юридическое лицо (организацию).

На основании вышесказанного, можно выделить несколько подходов к понятию наследников:

1. Возможные наследники – лица, которые могут быть призваны к наследованию (как по завещанию, так и по закону):

· Граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства;

· Граждане, зачатые при жизни;

· Юридические лица (только по завещанию);

· Государство - Российская Федерация, субъекты Российской федерации, муниципальные образования, а также иностранные государства (в случае существования выморочного имущества).

2. Наследник, как лицо, которое приняло наследство и в пользу которого перешли имущественные права и обязанности наследодателя;

3. Двойной подход.

При этом следует учитывать круг лиц, которые утратили право наследования (недостойные наследники), предусмотренный ст. 1117 ГК РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных