Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута 2 страница




условий жизни граждан греческих полисов в Малой Азии. Предшествующая

традиция здесь определяла не только содержание, но и форму досократовской

философии. Если, например, Фалес видел праматерию в воде, а всю природу

принимал как "живую", то можно обнаружить связь между этим его утверждением

и отношением к воде как к началу, характерному для древних народов

Месопотамии и Египта. Фалес, Пифагор и другие греческие философы, кроме

того, посещали страны Ближнего Востока и знакомились с духовным наследием

этих древнейших цивилизаций непосредственно.

Влияние месопотамских представлений о мире заметно также в учении так

называемых орфиков. Древнейшая греческая философия не ограничилась, однако,

этими влияниями. Греки в своих рассуждениях о сути бытия и его проявлениях

очень быстро оставили старые мифические представления. Миф в их изложении

лишь одна из возможностей объяснения- и передачи своих наблюдений и знаний о

мире. Сумма накопленного опыта, которую они расширили и упорядочили,

позволила им в новых общественных условиях, опираясь на рациональное

понимание реальности, давать ответы на вопросы, касающиеся существования

мира и человека.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ

НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Если мы абстрагируемся от наидревнейших письменных, памятников,

обнаруженных на территории Древней Индии, то тексты индусской (хараппской)

культуры (ок. 2500-1700 лет до н. э.), которые до сих пор еще полностью не

расшифрованы, являются первым источником информации о жизни (совместно с

археологическими находками) древнеиндийского общества - так называемая

ведическая литература. Речь идет об обширном наборе текстов, которые

составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.

э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по

своему содержанию относятся к этой литературе. Ведические тексты - это

литература преимущественно религиозного содержания, хотя ведические

памятники не только являются ценным источником информации о духовной жизни

своего времени, но и содержат много сведений об экономическом развитии,

классовой и социальной структурах общества, о степени познания окружающего

мира и о многом другом.

Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного

исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в

Индию, их постепенным заселением страны (сначала северных и средних

областей) и завершается возникновением первых государственных образований,

объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные

изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев

превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием,

ремеслами и торговлей, социальной структурой и иерархизацией, содержащей

четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и

монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной

власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса

непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения).

При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует

основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе генезиса

древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические

группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в

частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп

текстов. Прежде всего это четыре Веды (буквально: ведение - отсюда и

название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая

из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался

относительно длительное время и окончательно сложился к XII в. до н. э.

Несколько.более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до

н. э.) - руководства ведического ритуала, из которых важнейшее -

Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей). Конец ведического периода

представлен очень важными для познания древнеиндийского

религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к

которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь только

Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.

Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного

исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но

представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических

образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично и

мистических) спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на

мир и место человека в нем.

Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся комплекс

религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и

культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические индоевропейские

представления (восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в

Индию жили вместе с другими индоевропейскими племенами на общей территории)

индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям).

Завершается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культов

туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является

политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия богов

не является закрытой, одни и те же свойства и атрибуты попеременно

приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра - бог

грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место

занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды индус

приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжают

список божеств ригведского пантеона Сурья (бог солнца), Сома (бог

одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Ушас (богиня

утренней зари), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие.

Некоторые божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в

первые ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мир

сверхъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и людей

(ракшасы и асуры).

В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со. стремлением найти

общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы

окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок

(рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря

действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена

года; рта - это принцип, который руководит течением человеческой жизни:

рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный принцип,

иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромной

и неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".

Основой ведического культа является жертва, посредством которой

последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих

желаний. Жертва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный

результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип "даю, чтобы

ты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических

текстов, в частности брахманы, где отдельные. аспекты разработаны до

мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех сфер

жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителям

культа.

Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам и

воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в

необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их

существование. "Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного гимна и

отвечает: "О нем многие говорят, что он не существует". В другом месте

читаем: "Некоторые говорят, что Индра не существует. Кто его видел? Кто тот,

кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не знаем того, кто создал этот мир",-

констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос: "Что это было за

древо, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?"

Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает

первосущество Пуруша, которое боги принесли в жертву и из частей тела

которого возникают земля, небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди и,

наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами

гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который

является "всем- прошедшим и будущим". В послеведический период его образ

теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях

заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне

основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь,

силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих

кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний стих

(который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает.

Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный символ

первичной силы творения.

Деструкция традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется,

в частности, в космологическом гимне, называемом Насадил, который

принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не

было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и

неба, не было смерти и бессмертия, дня и ночи. Было только то единое (тад

экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного

содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого не

было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было] неразличимою

водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком уровне

безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте

только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и кама

(стремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия.

Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в

заключении, где автор спрашивает:

"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились

[только] с созданием этого [мира]... Откуда все возникло, откуда все

образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за

этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн не

является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и

формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие

возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом

толкуют этот гимн и современные исследователи.

И в более поздних ведических текстах - брахманах - встречается

высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах

развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой

возникают отдельные стихии, боги и весь мир. Процесс генезис ' часто

сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как

абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения, мира, а

его образ.лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах встречаются

положения, указывающие на различные, формы дыхания (прана) как первичные

проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных

с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из главных

проявлений жизни), спроецированных, однако, на абстрактный уровень и

понимаемых как основное проявление бытия.

Брахманы являются прежде всего практическими руководствами ведического

ритуала, культовая практика и связанные с нею мифологические изложения - это

их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой целостной

религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые

понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией брахман

во многом связан позднейший индуизм.

Упанишады (буквально: "сидеть около") \ Здесь - сидеть около

учителя, чтобы выслушать его изложение содержания данных текстов. \

образуют завершение ведической литературы. Староиндийская традиция

насчитывает их в целом 108, сегодня известно около трехсот различных

упанишад. Преобладающая масса текстов возникла в конце ведического периода

(ок. VIII-VI вв. до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются, уже

некогда модифицированы и находятся под влиянием других, более поздних

философских направлений. Старейшими и важнейшими являются Брихадараньяка,

Чхандогья, несколько более поздними-Айтарея, Кена, Каушитаки и ряд других.

В упанишадах весь комплекс ведической идеологии, в частности

абсолютизация жертвы и ее всепроникающей силы, подвергнут ревизии. Однако

упанишады не дают целостной системы представлений о мире, в них можно найти

лишь массу разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления,

интерпретации жертвенной символики (часто на мистической основе) и

спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми абстракциями, которые можно

охарактеризовать как первые формы действительно философского мышления

Древней Индии. Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое

истолкование явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия

выступает универсальный принцип-безличное сущее (брахма), отождествляемое

также с духовной сущностью каждого индивида (атман). Концепция брахмы

восходит к давним ведическим попыткам найти основу того, что сообщает жертве

ее всемогущую силу и в конечном понятии представляет универсальный

космический принцип. В упанишадах брахма является абстрактным принципом,

полностью лишенным прежних ритуальных зависимостей и предназначенным для

постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности

мира. Понятие атман используется для обозначения индивидуальной духовной

сущности, души, которая, как уже говорилось, отождествляется с универсальным

принципом мира (брахма). Эта констатация идентичности различных форм бытия,

выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего

окружающего мира являются ядром учения упанишад.

Неотделимой частью этого учения является концепция круговорота жизни (

самсара) и тесно с нею связанный закон воздаяния (карма). Учение о

круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определенная

форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое начало в анимистических

представлениях исконных жителей. Индии. Оно также связано с наблюдением

определенных циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации.

Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта

мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон кармы

диктует постоянное включение в круговорот перерождений и детерминирует

будущее рождение, которое является результатом всех деяний предшествующих

жизней. Только тот, свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия,

жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман,

кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей

жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман попадет в

телесное хранилище животного; не только варны, но и все, с чем человек

встречается в жизни, определено кармой.

Здесь представлена своеобразная попытка объяснить имущественные и

социальные различия в обществе как следствия этического результата

деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким образом, тот, кто

действует в соответствии с существующими нормами, может, согласно

упанишадам, подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.

Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности

не существуют, впрочем как не существует и человек, ограниченный

пространством и временем. Атман, когда покидает тело, сожженное на

погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно возвращаться в

этот круговорот, находить следующие воплощения, или, как говорят тексты,

идти путем отцов (питръяна). Познание (одна из центральных тем упанишад)

состоит в полном осознании тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это

единство осознает, освобождается из бесконечной цепи перерождений (самсары)

и возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная

душа возвращается к брахме, где и остается вечно, выйдя из-под влияния

кармы. Это и есть, как учат упанишады, путь богов (деваяна).

Основные тезисы упанишад бесчисленное количество раз комментируются,

развиваются и освещаются с различных точек зрения.

Упанишады в основном идеалистическое учение, однако оно не целостно в

этой основе, так как в нем встречаются взгляды, близкие к материализму. Это

относится, в частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал целостной

материалистической доктрины. Уддалака приписывает творческую силу природе.

Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и пищи

(земли). И даже атман является материальной прасущностью человека. С

материалистических позиций отбрасываются представления, согласно которым

вначале мира было не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и весь

мир явлений и существ.

Упанишады являются выдающейся попыткой поколебать монопольное положение

брахманов в идеологии и духовной жизни общества. Не случайно мыслители

упанишад в большинстве происходили из варны кшатриев, а иногда и вайшьев.

Это является следствием изменений в экономическом положении отдельных варн,

которые завершили свое формирование к концу ведического периода.

Упанишады имели большое влияние на развитие последующего мышления в

Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится исходным положением

для всех последующих религиозных и философских учений, за исключением

материалистических. Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые

более поздние философские школы, прежде всего веданта.

УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА

В середине 1-го тысячелетия до н. э. в староиндийском обществе начинают

происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и

ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между

членами отдельных варн и каст, меняется положение непосредственных

производителей. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и

теряет свое влияние институт племенной власти. Возникают первые большие

государственные образования. В III в. до н. э. под властью Ашоки в рамках

единого монархического государства объединяется практически вся Индия.

Важным компонентом социальной и экономической системы остается община, в

которой происходят, однако, некоторые изменения. Углубляется имущественная

дифференциация между членами общин, и все заметнее выделяется верхний слой,

который сосредоточивает в своих руках экономическую и политическую силу;

возрастает число зависимых граждан и наемных работников.

Это также и время поисков в религиозно-философской сфере. Традиционный

ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не соответствуют

новым условиям. Возникает ряд новых доктрин, принципиально независимых от

идеологии ведического брахманизма, отбрасывающих привилегированное положение

брахманов в культе и по-новому подходящих к вопросу о месте человека в

обществе. Вокруг глашатаев новых учений постепенно образуются отдельные

направления и школы, естественно с различным теоретическим подходом к

насущным вопросам. Из множества новых школ всеиндийское значение приобретают

прежде всего учения джайнизма и буддизма.

Джайнизм. Основателем джайнистского учения считается Махавира

Вардхамана (жил в VI в. до н. э., более точной даты нет), происходил из

богатого кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). В возрасте 28 лет он

покидает родной дом, чтобы после 12 лет аскезы и философских рассуждений

прийти к принципам нового учения. Потом он занимался проповеднической

деятельностью. Сначала он нашел учеников и многочисленных последователей в

Бихаре, однако вскоре его учение распространилось по всей Индии. Вардхаману

называют также Джина (Победитель- имеется в виду победитель над круговоротом

перерождений и кармой). Согласно джайнистской традиции, он был только

последним из 24 учителей - тиртхакаров (творцов пути), учение которых

возникло в далеком прошлом. Джайнистское учение длительное время

существовало лишь в виде устной традиции, и сравнительно поздно (в V в. н.

э.) был составлен канон. Поэтому не всегда легко отличить изначальное ядро

джайнистской доктрины от позднейших интерпретаций и дополнений.

Джайнистское учение, в котором (как и в других индийских системах)

религиозные спекуляции смешиваются с философскими рассуждениями,

провозглашает дуализм. Сущность личности человека двояка - материальная (

аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма,

понимаемая как тонкая материя, которая образует тело кармы и дает

возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с

душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно

сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Джайнисты подробно

разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые

имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на

главные свойства души, которые она, согласно джайнистам, приобрела, будучи

совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в

круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых

и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут самсары. Джайнисты

верят, что человек при помощи своей духовной сути может контролировать

материальную суть и управлять ею. Лишь он сам решает, что добро и зло и к

чему отнести все то, что встречается ему в жизни. Бог - это всего лишь душа,

которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи

перерождений. В джайнистской концепции бог не рассматривается как бог-творец

или бог, который вмешивается в человеческие дела.

Освобождение души из-под влияния кармы и самсары возможно лишь при

помощи аскезы и совершения благих деяний. Поэтому джайнизм уделяет большое

внимание разработке этики, традиционно называемой три драгоценности (

триратна). В ней говорится о правильном понимании, обусловленном правильной

верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и,

наконец, о правильной жизни. Первые два принципа касаются прежде всего веры

и знания джайнистского учения. Правильная жизнь, в понимании джайнистов, по

сути большая или меньшая степень аскезы. Принципам, различным ступеням и

формам аскезы посвящается много места в текстах. Путь освобождения души от

самсары - сложный и многофазный. Целью является личное спасение, ибо человек

может освободиться лишь сам и никто ему не может помочь. Этим объясняется

эгоцентрический характер джайнистской этики. В этических принципах,

разработанных прежде всего для членов джайнистских общин, подробно изложены

различные клятвы, даваемые монахами и монахинями. В них абсолютизированы, в

частности, принципы непричинения зла живым существам, принципы, касающиеся

полового воздержания, отстранения от мирского богатства; определяются нормы

деятельности, поведения и т. д.

Составной частью джайнистского канона являются также различные

умозрительные построения, например об упорядочении мира. Космос, согласно

джайнистам, вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

Представления об упорядочении мира исходят из науки о душе, которая

постоянно ограничивается материей кармы. Души, которые ею в большей степени

обременены, помещаются наиболее низко и, по мере того как они избавляются от

кармы, постепенно поднимаются выше и выше, пока не достигнут наивысшей

границы. Кроме того, канон содержит и рассуждения об обеих основных

сущностях (джива-аджива), об отдельных компонентах, из которых состоит

космос, о так называемой среде покоя и движения, о пространстве и времени.

Содержатся в нем кроме всего прочего и мифологические предания, которые

касаются жизни и свершений отдельных тиртханкаров, и легенды, связанные с

личностью Вардхаманы, и описания преисподней и серединного мира (нашей

Земли).

С течением времени в джайнизме сформировалось два направления, которые

отличались, в частности, пониманием аскезы. Ортодоксальные взгляды

отстаивали дигамбары (буквально: одетые воздухом, т. е. отвергающие одежду),

более умеренный подход провозглашали шветамбары (буквально: одетые в белое).

Влияние джайнизма постепенно падало, хотя он сохранился в Индии и поныне.

Буддизм. В VI в. до н. э. в Северной Индии возникает буддизм - учение,

основателем которого был Сиддхартха Гаутама (примерно 583-483 до н. э.), сын

правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала). В возрасте 29

лет (вскоре после того, как у него родился сын), не удовлетворенный жизнью,

он покидает семью и уходит в "бездомность". После многих лет бесполезной

аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный

жизненный путь, который отвергает крайности. Согласно традиции, впоследствии

он был назван Будда (буквально: Пробужденный) \ Будда - буквально

"пробужденный", иногда неточно переводиться как "просвещенный",

"просветленный" \. В течение жизни у него было много последователей.

Вскоре возникает многочисленная община монахов и монахинь; его учение

приняли и большое количество людей, ведущих светский образ жизни, которые

стали придерживаться отдельных принципов доктрины Будды.

Буддийская доктрина долго существовала лишь в устной традиции, а

канонические тексты были записаны через несколько столетий после

возникновения учения. Со временем буддийская традиция окружила жизнь Будды

множеством легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно

приобретала божественный характер.

Не легко реконструировать самую древнюю форму буддийского учения, тем

не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно

основы доктрины, которую провозглашал сам Пробужденный.

Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда

провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Согласно

им, существование человека неразрывно связано со страданием. Рождение,

болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным,

невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию (1). Причиной

страдания является жажда (тршна), ведущая через радости и страсти к

перерождению, рождению вновь (2). Устранение причин страдания заключается в

устранении этой жажды (3). Путь, ведущий к устранению страданий,- благой

восьмеричный путь - заключается в следующем: правильное суждение, правильное

решение, правильная речь, правильная жизнь, правильное стремление,

правильное внимание и правильное сосредоточение. Отвергается как жизнь,

посвященная чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания

(4).

Согласно буддийской традиции, эти идеи составляли содержание первой

проповеди Будды в Варанаси. Эта проповедь не отличается ясностью концепции,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных