Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута 13 страница




Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный

памятью, искусство, наука, которая представляет вершину.

Научное познание, таким образом, в понимании Аристотеля, представляется

как вершина всего процесса познания. Его содержанием является познание

общего. Так, собственно, возникает определенное диалектическое противоречие

между ограниченностью чувственного восприятия познавать только единичное и

возможностями научного познания постигать общее. Развитие науки и философии

во времена Аристотеля еще не давало возможности соответствующим образом

решить это противоречие. Несмотря на это, Аристотель правильно постиг тот

факт, что общее можно познать не на основе созерцания или "воспоминания", но

лишь посредством познания единичного и что мышление необходимо сопоставлять

с практической деятельностью.

Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение,

согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие.

И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных

восприятии переходит к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются

соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием.

Это и есть имманентная задача научного познания. Научное познание

(эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и

постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения

(докса). Мнение также опирается на чувства. Однако оно представляет

совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае

может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания

сводится к постижению необходимого и всеобщего.

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. факт чувственного

восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее.

Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо

предохранить от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию

логики и логических концепций.

С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем

Платоновой концепции идей, весьма последовательная для того времени.

Аристотель уже одним тем, что отводил важную роль чувственному познанию

реального мира в процессе образования общих понятий, полемизирует с

Платоном, который в этом вопросе занимал противоположную позицию. Он

показывает, что концепция Платона о мире идей не способствует пониманию

реального бытия, но скорее, наоборот, его затемняет. Более того, эта теория

во многих отношениях спорна с точки зрения логики. Аристотель (в частности,

в книге "Метафизика") подробно анализирует все противоречия, которые

содержит теория Платона, и доказывает, что суть платоновской теории является

в сущности ненаучной и мешает подлинному познанию. В. И. Ленин подчеркивал,

что "критика Аристотелем "идей" Платона является критикой идеализма как,

идеализма вообще".

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные

проблемам логики \ Проблематика логики Аристотеля - это весьма

специфический вопрос, поэтому более глубоко в данном контексте мы его

исследовать не будем. Интересную информацию о нем можно найти в работе: Со

vlte о m.oderni logice. Praha, 1981. S. 11-22. \. Логику он понимал как

орудие познания, точнее, научного познания. Отсюда название трудов

Аристотеля, посвященных логике,- "Органон" (органон - орудие) \ Этот

комплекс образован из работ: "Категории", "О выражениях", "Первые

аналитики", "Вторые аналитики", "Топики" и "О софистических

доказательствах". \. Логическое мышление Аристотеля развивалось в тесной

взаимосвязи как с его философскими воззрениями (в частности, в области

теории познания), так и с его изучением природы и общества. Оно было

вершиной логико-методологических воззрений древней философии и почти 2000

лет определяло дальнейшее развитие логического мышления. Аристотель,

собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит

заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего.

Эти законы долго принадлежали к основным законам логики высказываний. Свое

значение они не потеряли и в наше время.

Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях

невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и

его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из двух

взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть

только одно.

Важным вкладом в развитие логического мышления было и создание первой

цельной логической теории о категорическом силлогизме. Вся Аристотелева

теория силлогизма тесно связана с его общефилософскими, и в частности

методологическими, воззрениями. Она изложена в основном в работе под

названием "Первые аналитики". Огромное значение имели и взгляды Аристотеля

по вопросам дефиниций и определения, равно как и взгляды, которые в

современных терминах можно определить как касающиеся образования, построения

научных систем. В них Аристотель подходит к двум основным принципам. Первый

принцип - убеждение, что доказательство может быть доказательством лишь

тогда, когда оно реализовано необходимым числом шагов. В каждом научном

положении следует исходить из неких очевидных утверждений, которые

принимаются без каких-либо (научных) доказательств или обоснований. В

случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения

можно считать аксиомами. И второй принцип, который также тесно связан с

теорией категорического силлогизма, свидетельствует о необходимости

принимать правила, гарантирующие формальную правильность выводов. Эти два

принципа характеризуют не только значение Аристотелевой дедуктивной логики,

но и его подход к построению дедуктивной научной теории.

Как в философии, логике, так и в трудах из области естествознания

Аристотель был противником спекулятивных подходов. Несмотря на это, он в

своих космологических воззрениях в значительной степени находился под их

влиянием. Космос, по Аристотелю, так же как и Земля, которая является его

центром, имеет форму шара. Он состоит из многих концентрических небесных

сфер, в которых движутся отдельные звезды. Ближе всего к Земле находится

сфера Луны, дальше идет Солнце и другие планеты, а наиболее удалена от Земли

(и ближе всего к первому двигателю) сфера неподвижных звезд. Все, что

находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей,

которую Аристотель определяет как "сублунарную". Она состоит из уже

упомянутых четырех элементов. Все, что находится в пространстве от лунной

сферы до Солнца, планет и звезд вплоть до границ Космоса, наполнено эфиром

(этэр), пятым элементом, материей надлунных сфер. Образованные из нее

небесные тела являются неизменными и находятся в постоянном кругообразном

движении. Земля же изменяется, но остается неподвижной.

На космические взгляды Аристотеля заметное влияние оказали

предшествовавшие ему воззрения и представления. В этой области он не был

оригинальным мыслителем. Идеалистический контекст этого учения вместе с

телеологической интерпретацией и учением о первом двигателе становится

почвой для позднейшей теологической концепции мира.

Неотделимой частью творчества Аристотеля являются его воззрения на

развитие и организацию общества и учение о государстве, изложенные в

трактате "Политика". В методологическом отношении Аристотель и в этой

области остается верным своему подходу, т. е. исходит из познания

существующей действительности. Прежде чем приступить к формулировке своих

взглядов на идеальное государство; он изучил обширный материал, касающийся

истории и политического устройства целого ряда греческих полисов.

Его социальные представления, и в частности учение о государстве, были,

естественно, классово детерминированы. Аристотель был представителем

правящего класса древнего общества - класса рабовладельцев.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа (зоон политикон). Жизнь в государстве является

естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как

развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих

случаях формы организации семьи он переносит на государство.

Аристотель - последовательный защитник рабовладения, которое он считает

естественным состоянием организации общества. Он говорит, что некоторые

существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие - к

господству. Этому естественному состоянию соответствует тот факт, что одни

являются рабами, а другие - рабовладельцами. Несмотря на "увековечение"

рабства, он осознает начинающиеся кризисные явления рабовладельческого

общества. С такой же страстью, с какой он защищает рабовладельческий строй,

он выступает и против чрез мерного богатства, которое, по его мнению,

нарушает стабильность общества.

Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных

классов граждан. Первый составляют очень богатые, их противоположностью

являются крайне бедные, а между ними находится средний класс. Крайне бедные,

т. е. свободные ремесленники и работающие за плату, являются гражданами

"второй" категории. Большое богатство он считает результатом

"противоестественного способа" приобретения состояния. Этот способ, согласно

его взглядам "противен человеческому разуму и государственному устройству".

Для благополучного состояния государства особую важность представляют

средние слои. Эти слои, как правило, действительно были опорой греческих

рабовладельческих государств в эпоху их наибольшего расцвета. В их численном

увеличении и усилении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Понятия "государство" и "общество" Аристотель по сути отождествлял.

Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые

соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три

хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация

хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов.

Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию

(возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и

демократию (деформация политеи).

Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение

чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической

власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное

"идеальное государство" Платона. Идеальным он считает такое государство,

которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для

наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает

политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные)

обязаны принимать участие в делах государства.

Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на

частную собственность на орудия труда, земли и рабов. Здесь речь идет,

собственно, об идеализации афинского государства времен Перикла.

Понимание Аристотелем устройства общества тесно связано с его

воззрением на мораль. Здесь он во многом близок к Платону и Сократу. В

отличие от Платона он, однако, обосновывает свои моральные принципы

положением человека в реальном обществе и его отношением к государству.

Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей,

без которых нельзя достичь благосостояния общества.

Добродетели Аристотель разделяет на две группы. Первая - дианоэтические

(разумные) добродетели. Они относятся прежде всего к интеллектуальной и

умственной деятельности. Вторая содержит этические добродетели, относящиеся

к характеру человека. Добродетели первой группы возникают преимущественно

путем обучения, второй - результат прежде всего при-

вычки. Если речь идет о собственно поведении человека, то Аристотель

видит гарантию добродетельной жизни, в частности, в уклонении от крайностей.

Он отвергает чрезмерное обогащение, чрезмерную власть, чрезмерную роскошь и

т. д. В то же время он отвергает и идеал чрезмерной бедности, и отречение от

материальных благ (как это было у киников). Основу, уравновешенной и

благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит

принцип активной деятельности человека. При этом Аристотель отвергает

усилия, направленные на обретение власти и наслаждений. Жизнь, в которой

преобладают такие цели, он называет паразитической и характеризует ее как

"животную", свидетельствующую о "рабском образе мышления". Достойной

свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. наполненную

политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной

деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель,

следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В

отличие от Платона Аристотеле придает искусству большое значение. Это видно

уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням

человеческой познавательной деятельности \ Эстетической проблематике и

вопросам искусства посвящены труд Аристотеля "Поэтика", часть "Риторики" и

часть "Политики". \. И Аристотель в своих суждениях об искусстве

употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем

Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но

отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения)

конкретного. Поэтому нередко искусство (в частности, поэзия) бывает более

правдивым в изображении действительности, чем, например, история. Важными

для понимания Аристотелем искусства являются мысли, касающиеся

взаимоотношения содержания и формы произведения. В этом вопросе он опирается

на свое решение вопроса с отношении материи и формы, как он его разрабатывал

в своей философии. Форма как активный принцип творит из материи (как

пассивного принципа, как возможности) действительность. Однако, несмотря на

это Аристотель в вопросах художественного творчества не подчиняет строго

содержание форме. Художественность формы оценивается в соответствии с тем,

насколько выражение внутренних взаимосвязей, характерных для изображаемой

действительности, делает это изображение правдоподобным.

Воззрения Аристотеля на искусство по сравнению со взглядами Сократа и

Платона содержат значительно больше материалистических элементов. Аристотель

исходит из существования окружающего мира. Определенную роль при

формировании эстетических представлений сыграла и его в принципе

материалистическая ориентация в области теории познания.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии,

но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле

наиболее разработанной системой познания. К. Маркс и В. И. Ленин

характеризовали Аристотеля как крупнейшего ученого и мыслителя древности.

Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет

свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и

систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в

том или ином смысле большинству последующих философских систем. По своему

характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в

частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и

разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное

время его определяли как Философа с большой буквы.

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПЕРИОДОВ

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до

овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом,

когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в

Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец

свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города

попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское

влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146

г. до н. э.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса

отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание

объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической

жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются

индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и

агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко

падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма,

христианской философии.

Перипатетики. В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно

действует несколько философских школ. Наследницей философской и научной

мысли Аристотеля является школа перипатетиков. В первое время после смерти

Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и

занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. Наиболее

выдающимися из них в указанный период были Теофраст (прим. 370-28&1 до н.

э.) и Эвдем из Родоса. Когда схолархом (главным представителем) был

Теофраст, Ликей достиг небывалого расцвета. В нем было около 2000 учеников.

Учение Теофраста во многом сходно с учением Аристотеля. Диоген Лаэртский

сообщает, что он был автором ряда трактатов. В них он рассматривал проблемы

как "первой философии", так и логики, где, очевидно, непосредственно

ссылался на Аристотеля. Центром его собственной деятельности была прежде

всего область естествознания - "физика" в античном смысле слова и, в

частности, ботаника. Он описал более чем 5000 видов растений. Можно

согласиться с оценкой Теофраста Гегелем, которая в принципе характеризует и

других представителей школы перипатетиков: "...хотя он и был знаменит, он

все же может почитаться лишь комментатором Аристотеля. Аристотель

представляет собою как раз такую богатую сокровищницу философских понятий,

что в нем можно найти много материала для дальнейшей обработки...".

Эвдем из Родоса является автором ряда трудов об истории отдельных наук,

популяризирует учение Аристотеля. В области этики он, однако, усиливает

идеалистическую тенденцию, утверждает тезис о том, что наивысшее благо

заключается в духовном созерцании, т. е. в созерцании божества.

В отличие от Эвдема два других ученика Аристотеля - Аристоксен и

Дикеарх - подчеркивают и развивают материалистические тенденции в этическом

учении Аристотеля.

После смерти Теофраста школу перипатетиков возглавил Стратон из

Лампсака. Его интересы были сосредоточены на области природы, хотя среди

названий работ, которые приводит Диоген Лаэртский можно найти труды как по

логике, так и по проблемам этики. По мнению советского историка философии В.

Ф. Асмуса, Стратон критически относился к некоторым идеалистическим

элементам учения Аристотеля. Он отвергал те мысли Аристотеля, которые вели к

дуализму.

С конца III в. до н. э. школа перипатетиков уже ничего нового не

прибавляет к воззрениям Аристотеля. В большинстве случаев перипатетики

ограничиваются изданием его отдельных трудов и написанием комментариев.

Неоценимой для истории философии была деятельность Андроника Родосского

(вторая треть 1 в. до и. э.), который упорядочил и издал собрание всех в его

время существовавших трудов Аристотеля.

Среди комментаторов Аристотеля выделяется Александр из Афродизиады

(перелом II и III вв. до н. э.), который подчеркивал рационализм его учения.

Школа перипатетиков действовала вплоть до 529 г. до н. э., т. е. почти 900

лет.

Академическая философия. Наряду со школой перипатетиков в Афинах

продолжала свою деятельности и платоновская Академия. Непосредственно после

смерти Платона во главе Академии становится Спевсипп (409-339 до н. э.),

который в основном сохраняет в ней дух Платона, его идеи последнего периода

творчества. После него руководство Академией осуществляет один из самых

самобытных (исключав Аристотеля) учеников Платона - Ксенократ из Халкедона

(396-314 до н. э.). Однако и он в сущности не выходит за рамки идей Платона.

Ксенократ делил философию на диалектику, физику (философию природы) и этику

(у Платона это деление только обозначено). Он различает также три вида

познания: мышление, ощущение и представление. Мышление относится к тому, что

находится за границами небесной сферы, в то время как ощущение охватывает

вещи лишь в ее рамках. Представление является сочетанием мышления и

ощущения, преодолевающим их крайности. В его время в Академии начинает более

заметно проявляться влияние пифагорейцев.

Совсем иной способ мышления в платоновской Академии у Гераклида из

Понта и Евдокса из Книда. От оригинального платоновского учения об идеях они

отклоняются настолько, что лишь с трудом их можно назвать последователями

Платона. Гераклид, например, считал, что основой всех вещей являются

наименьшие, далее неделимые тела. Он вносит определенный вклад в область

астрономии. Элементы научного познания и рационального подхода к решению

проблем в его учении смешиваются с мистикой. Так, например, он утверждал,

что неделимые тела образуют Вселенную под воздействием божественного разума.

Евдокс также не признает платоновские идеи восстанавливает по сути

учение Анаксагора о гомеомериях.

В дальнейшем этическое учение развивал его ученик Крантор из Сол,

который выступал против воззрении киников и отстаивал тезис об умеренности

страстей. Страсти сами по себе продукт природы, они не должны быть

умерщвлены, но только умерены. Во время схолархата Аркесилая (318-214 до н.

э.) в Академии начинает усиливаться влияние скептицизма. Весьма резко

Аркесилай выступает против учения стоиков о каталептических представлениях.

Отвергал он наличие объективных критериев истины и утверждал, что мудрый

человек должен "придерживаться рассудка".

Скептические позиции занимал и Карнеад (ок. 214- 129 до н. э.),

создатель определенной версии теории вероятности (пробабилизм). Он отвергает

объективный критерий истины, будь то на уровне чувственного познания или

мышления. При этом он ссылается на то, что на уровне чувственного познания

существуют явления, известные как обман чувств, а на уровне мышления -

логические апории.

Карнеад был решительным атеистом и весьма резко выступал против

религии. Он подвергал критике стоическое обоснование существования богов и

указывал на внутренние противоречия в воззрениях тех, кто отстаивал их

существование. В этике он склонялся к естественному объяснению моральных

принципов. В связи с этим он в резкой форме критиковал не только

традиционную мораль, но и эпикурейское учение, и стоицизм. Его наиболее

выдающимся учеником был Клитомах из Карфагена (ум. прим. в 110 г. до н. э.).

В сущности он развивал и углублял учение Карнеада.

Как видно Академия все больше удалялась от оригинального платоновского

учения об идеях. Она переходила (начиная с Аркесилая) на противоположные

позиции. Этот процесс во всех направлениях завершил Карнеад. В I столетии до

н. э. академическая философия постепенно приходит к упадку.

Эпикуреизм. Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического

периода был Эпикур (342- 271 до н. э.). Его философское мышление восприняло

материалистические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную

роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомистическая

система Демокрита. Главный упор Эпикур, как почти все направления

эллинистического и позднейшего, римского периода, делает на этику. Каноника

показывает пути создания философской системы, она была изложена в трактате с

названием "Правило" (канон). Физике -учении о природе-Эпикур посвятил

трактат "О природе" (37 книг), занимался он ею и в "Письмах". Этика трактует

о выборе и об отказе, и Эпикур рассуждает об этом в книгах "Об образе

жизни", в "Письмах" и в трактате "О конечной цели".

Учение Демокрита Эпикур не принимает пассивно, но поправляет его,

дополняет и развивает. Если Демокрит характеризует атомы по величине, форме

и положению в пространстве, то Эпикур им приписывает еще одно свойство -

тяжесть. "... Следует полагать, что атомы не обладают никакими свойствами

видимых[ ]предметов, кроме как формой, весом, величиною " теми

свойствами, которые естественно связаны с формой".

Вместе с Демокритом он признает, что атомы движутся в пустоте: "...

если бы не существовало того, что мы называем пустотой, простором или

неосязаемой природой, то телам не было бы где двигаться и сквозь что

двигаться, между тем как очевидно, что они движутся". В отличие от

Демокрита, который,[ ]исходя из выдвинутого им принципа

детерминизма,[ ]приписывает атомам лишь прямолинейное движение,

Эпикур допускает и признает закономерным и определенное отклонение от

прямолинейного движения (паренклитическое движение). "Движутся атомы

непрерывно и вечно... одни - поодаль друг от друга, а другие - колеблясь на

месте, если они случайно сцепятся или будут охвачены сцепленными атомами.

Такое колебание происходит потому, что природа пустоты, разделяющей атомы,

не способна оказать им сопротивление; а твердость, присущая атомам,

заставляет их при столкновении отскакивать настолько, насколько сцепление

атомов вокруг столкновения дает им простору. Начала этому не было, ибо и

атомы и пустота существуют вечно". Эпикур излагает основные тезисы

атомистической концепции мира во многом доступнее, чем Демокрит. Абсолютный

детерминизм Демокрита не соответствовал общей концепции Эпикура,

завершающейся его этическими взглядами представлениями об общественном

устройстве. Допущение отклонения от прямолинейного движения дат возможность

более "диалектического" понимания проблемы движения.

Признание существования отклонения является, как отмечал К. Маркс,

важным моментом, в частности, при выработке понятия причинности. Понимание

причинности у Демокрита однозначно отвергало любой намек на объективное

существование случайности, что впоследствии вело к фатализму. Эпикур эту

абсолютную необходимость снимает. "В самом деле, лучше уж верить басням о

богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками,- басни дают надежду

умилостивить богов почитанием, в судьбе же заключена неумолимая

неизбежность. Точно так же и случай для него и не бог, как для толпы, потому

что действия бога не бывают беспорядочны; и не безосновательная причина,

потому что он не считает, будто случай дает человеку добро и зло,

определяющие его блаженную жизнь, а считает, что случай выводит за собой






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных