Главная | Случайная

КАТЕГОРИИ:






Экономические противоречия малого предпринимательства в промышленности тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

Введение

1 Глава 1. Внутренние и внешние условия развития малого предпринимательства в промышленности

1.1. Источники движения и развития малого предпринимательства

1.2. Внешняя и внутренняя среды малого предпринимательства

Глава 2. Экономические противоречия малого предпринимательства

2.1. Объективно высокая экономическая значимость малого предпринимательства и относительно низкая его жизнестойкость

2.2. Частные экономические противоречия малого • предпринимательства в промышленности между:

2.2.1. Размером предприятия (масштабом производства) и постоянной необходимостью увеличения разрыва между выручкой и затратами на единицу продукта/услуги;

2.2.2. Всевозрастающей экономической значимостью малого предпринимательства и сугубо личной ответственностью предпринимателя за конечные результаты хозяйственной деятельности;

2.2.3. Независимостью собственности и зависимостью предпринимательства от внешней среды;

2.2.4. Юридической независимостью малого предприятия и государственным его регулированием;

2.2.5. Хозяином-предпринимателем и наемными работниками

Глава 3. Государственная поддержка как путь смягчения экономических противоречий малого предпринимательства

3.1. Классификация видов государственной поддержки малого предпринимательства

3.2. Принципы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства

3.3. Эффективность Федеральных программ государственной поддержки малых предприятий

3.4. Направления государственной поддержки по снижению экономических противоречий малого предпринимательства

Диссертация: введение по экономике, на тему "Экономические противоречия малого предпринимательства в промышленности"

Актуальность исследования. Малое предпринимательство в промышленности -это объективно сложившийся сектор российской экономики, играющий важную роль в формировании рыночной экономики в стране. Можно утверждать, что уровень развития рыночных отношений в экономике во многом определяется уровнем развития малого предпринимательства, так как оно выполняет важные социально-экономические функции: расширение производства многих потребительских товаров и услуг; сглаживание последствий социально-экономических кризисов в стране; использование местных источников сырья; предоставление огромного количества дополнительных рабочих мест. Поэтому так важены анализ явлений, проходящих в малом предпринимательстве, выявление источников его развития и их анализ.

Как и любое явление, малое предпринимательство в промышленности имеет свои противоположные стороны, тенденции, которые, соотносясь между собой, образуют экономические и социальные противоречия. Именно эта соотношения противоположностей, то есть противоречий, исходя из закона единства и борьбы противоположностей, и являются источником движения и развития экономического явления, называемого «малым предпринимательством».

Проблема источников движения и развития экономического явления одна из центральных в науке. Философия под внутренним источником развития любого явления (предмета) понимает комплекс противоречий, при этом исходным в понимании того или иного экономического противоречия является определение его как отношения противоположных сторон, которые взаимно обусловливают и вместе с тем отрицают друг друга. Стороны экономического противоречия - это различные стороны процесса. Именно потому, что они различны, они находятся в отношении друг к другу.

В таком экономическом явлении как малое предпринимательство в промышленности множество противоречий, поэтому познание малого предпринимательства как экономического явления должно основываться прежде всего на понимании основного экономического противоречия как главного условия существования и развития малых предприятий, требующего особого рассматрения.

В экономической науке вопрос об источниках развития малого предпринимательства освещен крайне мало. Сформулировано только основное экономическое противоречие малого предпринимательства - противоречие между объективно высокой социально-экономической значимостью малого предпринимательства и относительно невысокой его жизнестойкостью. Освещения и раскрытия сути частных экономических и социальных противоречий малого предпринимательства и анализа проявлений и признаков этих противоречий в научной литературе не было. Многочисленные научные исследования малого предпринимательства касались, главным образом, его состояния в стране и в отдельных регионах либо совершенствования путей государственной поддержки малых предприятий. Проблема экономических противоречий имеет не только научный, но и практический характер. Сейчас процесс формирования государственной политики в области поддержки малого предпринимательства в промышленности и в других сферах деятельности опирается чаще всего на зарубежные разработки, которые в большинстве случаев не применимы в России из-за разного уровня экономического развития стран. Все это предопределяет актуальность темы диссертационного исследования, усиливаемую недостаточной разработанностью в литературе теоретико-методологических основ системы поддержки малого предпринимательства в России.

В свете отмеченных выше обстоятельств цель диссертации заключается в углубленном обосновании основного экономического противоречия малого предпринимательства, в определении частных экономических противоречий малого бизнеса в промышленности и анализ сторон этих противоречий, а также в обосновании важнейших аспектов федеральной программы поддержки малого предпринимательства по снижению силы социально-экономических противоречий малого предпринимательства и устранению с учетом российского и мирового опыта стимулирования малых предприятий.

Объектом исследования является процесс развития малого предпринимательства в промышленности, а предметом выступают стороны экономических противоречий малого предпринимательства, касающиеся поддержания и развития российского малого предпринимательства, субъектами которого выступают государство, общественные организации и крупный бизнес. В диссертации анализируется также опыт функционирования системы поддержки малых предприятий в зарубежных странах.

В качестве методологической основы выступили диалектический, системно-функциональный, логический методы экономического анализа, а также методы статистического анализа: метод сравнений, группировок, методы корреляционного анализа; ключевые положения трудов отечественных ученых, посвященных теории и практике предпринимательства и его государственного регулирования. К числу отечественных авторов, на труды которых в методологическом и теоретическом отношении опирался диссертант, относятся в частности ученые: А.Анчишкин, Н.Аристер, Т.Алимова, А.Афанасьев, Ю.Богатин, А.Виленский, В. Высокое, И.Ичитовкин, Н.Кетова, Н.Курганская, И.Мишурова, А.Мишин, В.Наливайский, С.Никитин, А.Орлов, Е.Попов, В.Приписнов, П.Половинкин, Л.Резниченко, В.Савченко, И.Трофимова, А.Шулус, Л.Филлион, В.Чередниченко.

Фактологической и статистической базой послужили данные Госкомстата РФ, Ростовского областного комитета по статистике: законодательные акты и нормативные документы, принимаемые на уровне Российской Федерации, субъектов РФ; публикации в периодической печати. диссертационного исследования обусловленная ее целью, состоит в следующем:

- раскрытии содержания сторон основного социально-экономического противоречия малого предпринимательства и анализе углубления его в 1995-1999 годах; формулировании частных экономических противоречий малого предпринимательства в промышленности и анализе сторон этих противоречий между: а) размером предприятия (масштабом производства) и постоянной необходимостью увеличения разрыва между выручкой и затратами на единицу продукт/услуги; б) всевозрастающей экономической значимостью малого предпринимательства и личной ответственностью за конечные результаты хозяйственной деятельности; в) независимостью собственности и зависимостью малого предпринимательства от внешней среды; г) юридической независимостью малого предпринимательства и государственным его регулированием; д) хозяином-предпринимателем и наемными работниками;

- предложены важнейшие пути совершенствования федеральной программы поддержки по снижению экономических и социальных противоречий малого предпринимательства.

Практическая значимость диссертации

Основные теоретические выводы могут применяться при разработке законодательных и нормативных документов как на региональном, так и на федеральном уровнях. Возможно практическое применение отдельных положений и разделов исследования:

- предпринимателями как при образовании малого предприятия, так и при формировании коллектива малого предприятия;

- при бизнес-планировании производственно-хозяйственной деятельности;

- научными коллективами при исследовании процессов развития малого предпринимательства и его государственного регулирования;

- в учебном процессе высшей школы при чтении курсов «Основы предпринимательства», «Организация хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса»;

- в системе подготовки и переподготовки руководителей малых предприятий;

Апробация работы. Основные результаты исследования докладывались автором на региональных научно-практических конференциях, посвященным экономическим проблемам региона в 1998 и 1999 годах, на заседании кафедры «Экономики и предпринимательства» РГЭУ, на методологическом семинаре преподавателей РГЭУ.

Материалы диссертации использовались автором

- в научно-исследовательской работе Ростовского военного института ракетных войск по теме «Малые предприятия как инструмент конверсии»;

- при защите дипломной работы на тему «Пути развития государственной поддержки малого предпринимательства в производственной сфере деятельности» в Центре подготовки специалистов «Престиж»;

- при формировании малых предприятий в сфере «науки и научного обслуживания» при РВИ РВ.

Выводы и основные положения научного исследования нашли отражение в проводимом автором курсе семинарских занятий по теме «Основы предпринимательства» в РВИ РВ.

Соискатель выступал с докладами на региональных научно-практических конференциях: «Развитие финансово-кредитного механизма в российской экономике», «Состояние и проблемы экономики в России».

По теме диссертационного исследования автором было опубликовано 4 научных работы общим объемом 2 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 12 разделов, заключения, списка используемой литературы

Диссертация: заключение по теме "Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда", Чернышев, Эдуард Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Малому предпринимательству в промышленности, как и любому экономическому явлению, присущи экономические противоречия, представляющие собой отношения противоположных сторон, то есть таких сторон малого бизнеса, которые взаимно предполагают, обуславливают и вместе с тем отрицают, исключают друг друга. Анализ экономических противоречий предполагает анализ каждой стороны конкретного противоречия и затем оценку состояния экономического противоречия в условиях рыночных отношений.

2. В научной экономической литературе сформулировано только основное экономическое противоречие малого предпринимательства, проанализированы стороны этого противоречия. Однако еще не были выявлены, не сформулированы частные экономические противоречия, что было связано с недостаточной развитостью малого предпринимательства в России, а в этих условиях довольно трудно противоречия зафиксировать, обосновать их стороны. При этом одни экономические противоречия присутствуют в зародыше, другие возникают позже. Человеческое познание не фазу и не всегда обнаруживает их.

3. Не только малое предпринимательство в промышленности надо рассматривать как процесс, но и его экономические противоречия, их надо не брать готовыми, а изучать как они возникли вместе с малым предпринимательством, какие этапы развития прошли, чем стали теперь, какова их природа, их тенденции. Экономические противоречия в зависимости от природы и условий развития малого предпринимательства бывают различного рода, разной степени зрелости. Их познание невозможно, если игнорировать требование конкретности рассмотрения.

4. Направления анализа экономической сущности малого предпринимательства в промышленности и его экономических противоречий определяются тем, что малое предпринимательство объективно существует как сеююр национальной экономики, но развивается только в рыночной экономике. Малое предприятие в условиях рыночной экономики и доминирующей частной собственности представляет собой особый тип предпринимательской деятельности, которому присущи определенные экономические противоречия отражающие, с одной стороны, особые взаимосвязанные действия процессов концентрации и специализации промышленного производства и, с другой стороны, постоянная борьба за выживание.

5. Известные недостатки малого предпринимательства в промышленности приводят к главной негативной черте малых предприятий - их экономической неустойчивости. Данная характерная черта объективно обусловила необходимость выделения и анализа внутренней и внешней сред малого предприятия. В соответствии со структурой внутренней и внешней сред малого предпринимательства в промышленности сформулированы основное экономическое противоречие и ряд частных экономических противоречий, вытекающих из него, обусловленных спецификой системы управления и руководства, состоянием отдельных элементов хозяйствования (рабочие кадры, финансы, ресурсы и т.д.), характером производственного процесса, особенностями внешних воздействий.

6. Состояние экономических противоречий малого предпринимательства в промышленности в России в значительной мере зависит от воздействия факторов внешней среды. Их негативное влияние при прочих равных условиях ведет к снижению жизнеспособности малых предприятий. Система государственной поддержки малых предприятий - это также элемент внешней среды, призванный стимулировать положительные макротенденции и одновременно блокировать отрицательные. В конечном итоге состояние экономических противоречий малого предпринимательства определяется результативностью системы его поддержки. Вместе с тем, зависимость между степенью остроты исследуемых экономических противоречий и эффективностью господдержки не следует абсолютизировать, так как в рыночной экономике, основанной на обособленности товаропроизводителей, многие макропроцессы протекают стихийно.

7. Проблема основного экономического противоречия, присущая маиому предпринимательству, впервые поднята в работах д.э.н. Шулуса А.А., который сформулировал его как противоречие между объективно высокой социально-экономической значимостью малого предпринимательства и относительно невысокой его жизнеспособностью. Первая сторона противоречия связана с функциями малого предпринимательства в рыночной экономике, вторая сторона противоречия связана с характерной чертой типичного малого предприятия - его неустойчивостью, корни которого в объективно худших (по сравнению с крупными предприятиями) условиях хозяйствования.

Основное экономическое противоречие малого предпринимательства, в полном соответствии с теорией понятия «основное противоречие», решается путем перехода малого предприятия в среднее (крупное) в результате увеличения масштаба производства. Среднее (крупное) предприятие - это уже новое качественное состояние предпринимательства, которому соответствует другая форма своего движения и развития, свои особые экономические противоречия.

Низкая эффективность малых предприятий в России обостряет основное экономическое противоречие малого предпринимательства, что связано прежде всего с факторами внешней среды. Их негативное влияние наглядно проявляется в динамике абсолютного изменения числа малых предприятий, численности постоянно занятых работников, и в ухудшении других показателей в 1995-1999 годах, что позволяют сделать вывод о снижении жизнестойкости российского малого предпринимательства в результате неэффективности государственной поддержки его, которая фактически не защищает малый бизнес от деструктивного воздействия внешних и внутренних факторов.

8. Прибыль может расти при увеличении масштабов производства или при снижении издержек производства при неизменных масштабах производства. Малое предприятие в промышленности, оставаясь в определенных размерах, чтобы не разориться, обязано постоянно снижать издержки производства. Оно может воспользоваться лишь частично эффектом масштаба производства: Малому предпринимательству, как особому размерному укладу рыночной экономики, присуще экономическое противоречие: между ограниченным размером предприятия (масштабом производства) и постоянной необходимостью увеличения разрыва между выручкой и затратами на единицу продукта/услуги.

Увеличение разрыва между выручкой и затратами на единицу продукта/услуги может достигаться постоянным анализом внешней среды, поиском сегментов рынка с повышенным спросом, внедрением инноваций, позволяющих снижать затраты на производство, реализацию продукта/услуги и увеличивать выручку. Однако осуществление всей этой производственно-хозяйственной деятельности должно происходить в условиях ограниченного размера предприятия (масштаба производства).

9. Малое предпринимательство в промышленности является специфической общественной формой рыночной экономики, которая, с одной стороны, представляет собой целостное социально-экономическое явление, сектор рыночной экономики определенного масштаба производства, носящий общественный характер. С другой стороны, малое предпринимательство - это производство в рамках отдельно взятого предприятия как механизм функционирования в целом, основанный на частной собственности предпринимателя (или малой группы лиц), несущего только личную ответственность за результаты своей деятельности. Это две стороны экономического противоречия между возрастающей экономической значимостью малого предпринимательства и сугубо личной ответственностью предпринимателя за конечные результаты хозяйственной деятельности.

Деятельность малых предприятий как важной общественной формы рыночной экономики вытекает из факта существования разномасштабных экономических задач, то есть важна роль малого бизнеса в выполнении тех функций, которые они могут выполнять более эффективно, чем крупные предприятия. Это неоднократно отмечалось многими исследователями проблем малых предприятий в России и за рубежом.

В то же время малое предприятие - это хозяйствующий субъект, экономический успех которого основывается на особых способностях владельца-предпринимателя, которому не на кого перекладывать ответственность за результаты деятельности, ему приходится расплачиваться и за ошибки федеральной государственной экономической политики и региональной власти, и за кризисы в коммерческих банках и акционерных обществах.

10. Как за рубежом, так и в России форма собственности выступает в качестве важного критерия малого предпринимательства, отражающего социально-экономическую форму присвоения факторов производства. Частная собственность предоставляет большую независимость малому предпринимателю в ведении хозяйственной деятельности, в выборе мер, обеспечивающих как можно больший разрыв между выручкой от реализации и затратами на единицу продукции/услуги с учетом влияния внутренней и внешней сред.

Для нормального развития и успешного соперничества со средним и крупным бизнесом очень важно, чтобы, прежде всего, внутренняя среда определяла жизнестойкость малого предприятия в промышленности. В странах с развитой рыночной экономикой внутренняя среда в решающей мере определяет жизнестойкость малого предприятия. В сегодняшней российской рыночной экономике соотношение влияния внутренней и внешней сред противоположное, то есть преимущества, вытекающие из независимости предпринимателя как собственника, гасятся огромной зависимостью от состояния внешней среды. Это порождает экономическое противоречие малого предпринимательства между независимостью собственности и зависимостью предпринимательства от внешней среды.

Собственник должен постоянно корректировать свой бизнес, учитывая воздействия решающих факторов внешней среды, постоянно оценивать потенциал выживания своего предприятия, придерживаться жесткого правила: выручка должна постоянно покрывать издержки производства. Если такое правило нарушается, то это сигнал, что изменилась внешняя среда предпринимательства, и надо сворачивать производство и уходить на другой рынок.

11. Наличие противоречия между юридически независимым и экономически ответственным собственником и государственным регулированием вытекает из самой сущности частного малого предпринимательства: предприниматель непосредственное владеет делом (собственностью) и сопротивляется против всякой государственной власти, против контроля за его деятельностью. На эту особенность указывают все исследователи малого предпринимательства.

Малое предпринимательство сопротивляется государственному регулированию, так как часто это регулирование неэффективно. Ведь решение об уровне воздействия на предпринимательство принимается чиновниками, которые не несут никакой ответственности перед малым предприятием (если лопнул банк, имевший государственную лицензию, то вкладчики-предприниматели не могут рассчитывать даже на те средства, которые находились на счетах банка, хотя это ведет к разорению малого предприятия). Такой безответственный государственный контроль, то есть контроль без материальной ответственности государства за огконтролируемые хозяйственные субъекты малому предпринимательству не нужен, но нужен многочисленным контролирующим органам (в Ростовской области 36 организаций и ведомств), которые ни за что не отвечают, вроде бы заняты делом, имеют формальные основания для вымогательства, используя ими же разработанные и принятые инструкции и определенную систему угроз: штраф, отзыв лицензии, временное закрытие предприятия и т.п.

В период хозяйственной реформы были скопированы западные правила госконтроля. Однако в России для их реализации сегодня нет ни условий, ни средств, поэтому введенные правила подчас не выполняются, делая страну все более коррумпированной.

Усиление противоречия между юридической независимостью малого предпринимательства как собственника и государственным его регулированием происходит по вине государства, и снижать его обязаны органы государственной власти.

12. К составу экономических противоречий малого предпринимательства в промышленности можно отнести особый характер отношений между хозяином-предпринимателем, образующим новые рабочие места, и наемным работником. Многие люди никогда не станут предпринимателями, они лишь хотят получить занятие, которое приносило бы им доход, позволяло обеспечить семью и было престижным.

Предприниматель общается с различными категориями работников: специалистами, рабочими. Каждая из этих категорий персонала по-разному соотносится с его предприятием. Отношение работников к предприятию во многом определяют успех или неудачу предпринимательского начинания. Специфика функционирования хозяина-предпринимателя в его «окружении». Между ним и персоналом малого предприятия имеет место несовпадение интересов, разное отношение к приоритетности различных вариантов деятельности, развития предприятия, но, прежде всего, выплат вознаграждения за их труд на благо фирмы. Хозяину-предпринимателю необходимо осуществлять выбор компромиссного решения на основе согласования интересов всех работников предприятия. Конечно, компромиссное решение не должно улучшать экономическое положение хозяина-предпринимателя за счет ухудшения положения персонала предприятия, находящегося с собственником в одной экономической упряжке.

На малом предприятии, как правило, главное - искусство хозяина-предпринимателя в распределении обязанностей, ответственности и вознаграждений между работниками предприятия. Нарушение этих основных принципов организации производства, труда и управления, ведет к недобросовестному отношению к делу персонала предприятия, предательству интересов фирмы, что чревато огромными экономическими потерями и даже разорением малых предприятий.

Малое предпринимательство в промышленности, с одной стороны способствует созданию среднего класса, широкого слоя хозяев-предпринимателей, заинтересованных в сохранении своего капитала, а следовательно, стремится к стабильности общества; с другой стороны, в малом предпринимательстве принимают участие наемные работники. Экономические противоречия между этими участниками производства широко отмечались классической политэкономией, которые можно характеризовать таким обобщенным выводом, как работнику «нечего терять кроме своих цепей». Преодоление вышеуказанного экономического противоречия означает снижение социальной напряженности в стране, а также способствует нравственному оздоровлению общества рыночной экономики, что возможно только на основе совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства.

13. Наряду с используемыми в настоящее время такими принципами государственной поддержки, как протекционизм, содействие развитию рыночной инфраструктуры, гарантированность и ответственность, для того чтобы малый сектор экономики мог осуществлять в полном объеме свои экономические, социальные и другие функции целесообразно дополнить еще двумя: обеспечение благоприятной внешней среды предпринимательства по следующим направлениям: защита от преступных посягательств, устранение административных барьеров, содействие кооперационным связям с крупным предпринимательством; содействие избирательной финансовой поддержке малых предприятий, при оказании которой приоритет отдается: производителям; представителям депрессивных регионов; мелким предпринимателям из числа демобилизованных из рядов армии.

14. Анализ содержания и выполнения государственных планов поддержки малого предпринимательства позволил вскрыть наиболее существенные недостатки: федеральные программы не содержат ясной концепции и принципов государственной поддержки, что находит свое выражение в рассогласованности элементов программы в части аналитических ее разделов и блоков основных мероприятий; отсутствуют обоснования приоритетов и направлений развития малого предпринимательства, отсюда вытекает противоречивость поставленных в Федеральной программе целей и практически принимаемых Постановлений правительства, Указов Президента; очень широк спектр планируемых мероприятий, ведущих к распылению и без того малых средств; программы носят рамочный характер, нет механизмов реализации программ.

15. Углубление основного экономического противоречия малого предпринимательства и анализ частных экономических противоречий требует реализации определенного комплекса мер. Чтобы система государственной поддержки малого предприятия соответствовала масштабности поставленных перед ней задач, необходимо вывести ее на качественно иные концептуально-программные, организационные параметры. В этой связи структура типовой программы поддержки могла бы быть следующей. В Федеральной программе поддержки целесообразно выделение трех разделов.

Первый раздел - регулирование внешней среды малого предпринимательства с выделением: регулирование сбытовых рынков; совершенствование отношений с государственными органами: регистрирующими, лицензирующими, контролирующими; государственное регулирование организационных расходов; поддержание хозяйственных связей между малыми, средними и крупными предприятиями; развитие законодательства в интересах производственного предпринимательства; обеспечение безопасности малых предприятий, их защита от криминальных посягательств; совершенствование налогового законодательства;

- ликвидация монополии налоговых инспекторов на информацию; отслеживание и реализация тенденций НТП, имеющих особое значение для малых производ ителей продукции.

Второй раздел - ресурсная поддержка малых предприятий с выделением:

- материально-техническое обеспечение производства;

- финансовое обеспечение ;

- кадровое обеспечение.

Третий раздел - развитие организации системы поддержки малого предпринимательства с выделением:

- организационная структура господдержки малого предпринимательства; совершенствование финансового обеспечения системы поддержки малого предпринимательства.

Диссертация: библиография по экономике, кандидат экономических наук , Чернышев, Эдуард Александрович, Ростов-на-Дону

1. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 6 июня 1995 года.

2. Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года.

3. Закон РФ №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 года.

4. Закон РФ №164-ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998 года.

5. Указ Президента РФ №730 от 29 июня 1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

6. Указ Президента РФ №1485 «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 30 ноября 1992 года.

7. Указ Президента РФ №1482 «Об упрощении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 года.

8. Указ Президента РФ № 563 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июля 1995 года.

9. Постановление Совета Министров РСФСР №406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 года.

10. Постановление Правительства РФ №268 «О Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции» от 1 апреля 1993 года.

11. Постановление Правительства РФ №409 «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 годы» от 29 апреля 1994 года.

12. Постановление Правительства РФ №1322 «О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд» от I декабря 1994 года.

13. Постановление Правительства РФ №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 года.

14. Постановление Правительства РФ №1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от 29 декабря 1994 года.

15. Постановление Правительства РФ №1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 28 октября 1995 года.

16. Постановление Правительства РФ №1184 «О Федеральном Фонде поддержки предпринимательства» от 4 декабря 1995 года.

17. Постановление Правительства РФ №1256 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы» от 18 декабря 1995 года.

18. Постановление Правительства РФ №697 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998-1999 годы» от 3 июля 1998 года.

19. Постановление Правительства РФ №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» от 29 июня 1995 года.

20. Развитие малых предприятий. Информационно-статистический бюллетень. М.гГоскомстат РФ, 1995. -№10.

21. Аристер Н., Половинкин П., Сахарнов Ю. Предпринимательство ка стратегический фактор экономического развития: препринт. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1996.

22. Афанасьев В. Общество: системность, познание, управление. М.: Госкомстат, 1981.

23. Анчишкин А. Наука техника - экономика. - М.: Экономика, 1989.

24. Богатая И.Н. Резервы и пути развития предпринимательской деятельности в промышленности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Ростов-на-Дону, 1994.

25. Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в 2-х кн. М.: Интерпракс, 1994.

26. Высокое В.В. Малый бизнес: made in Russia: Научно-практическое пособие. Ростов-на-Дону: Изд. центр ДГТУ. 1999.

27. Джуха В. Лизинг. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2000.

28. Ичитовкин Б. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991.

29. Карлик Е., Градов А. Экономическая эффективность концентрации и специализации производства в машиностроении (основы теории и методики планирования). —Л.: Машиностроение, 1970.

30. Курганская Н. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. ДГТУ. Ростов-на-Дону. 2000.

31. Курганская Н. Основы организации предпринимательской деятельности. Учебное пособие. ДГТУ. Ростов-на-Дону. 1997.

32. Ленин В.И. Избранные произведения. В 4-х т. Т.2.-М.: Политиздат, 1984.

33. Лизинг для малых предприятий. М.: РАРМП, 1996.

34. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М.: РАРМП, 1996.

35. Малый бизнес России состояние, проблемы и перспективы. Аналитический обзор. - М.:, 1996.

36. К. Маркс Ф. Энгельс «Манифесты».

37. К. Маркс, Ф. Энгельс, т. 13.

38. Мартемьянов B.C. Хозяйственное право. Том 1.-М.: Издательство БЕК ; 1994.

39. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли интернэшнл, Инк., 1995.

40. Методические вопросы определения оптимального размера промышленных предприятий. М.: Наука, 1969.

41. Мишурова И.В. Малое предпринимательство в региональной экономике: Монография /РГЭА/. Ростов-на-Дону, 2000.

42. Никитин С. Трофимова И. Зависимость эффективности производства от степени концентрации (на примере обрабатывающей промышленности США) Соревнования двух систем.-:Наука, 1988.

43. Разумнова И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М.: Наука, 1989.

44. Савченко В. Экономико-организационные основы становления государственного предпринимательства в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт-Петербург, 1997.

45. Тарасов Е. Развитие малого предпринимательства в переходный к рынку период. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: АНХ при правительстве РФ, 1993.

46. Теория и практика государственного регулирования на переломных этапах экономического развития. М.: ИМЭМО РАН, 1993.49. Fairell, M.I., 1957.

47. Философия. Основные идеи и принципы: Популярный очерк. М.: Политиздат, 1985.

48. Ховард К. Малое предпринимательство, /пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1998.

49. Хруцкий В.Е. Управленческий потенциал в промышленности США,- М.: Наука. 1988.

50. Ценообразование и рынок. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.

51. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс-Универс, 1992.

52. Алимова Т., Буев В., Голикова В., Долгопятова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей // Вопросы экономики. 1994. - №11.

53. Алимова Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса // Вопросы экономики. 1994. -№11.

54. Афанасьев В. «Анатомия» малого отечественного бизнеса // Российский экономический журнал. 1994. - №3.

55. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. - №2.

56. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизмы функционирования // Вопросы экономики. 1994. - №8.

57. Барсукова С. Контуры кадровой политики. // Малое предприятие. 2000.4.

58. Братина Е. Малый бизнес. Состояние и проблемы //Свободная мысль. -1995.-№11.

59. Гаврилова Н. О стереотипах в кредитовании малого бизнеса. И Малое предприятие. 2000. - №6.

60. Гаранькина Л. Системная поддержка малого предпринимательства: столичная модель // Российский экономический журнал. 1996. - №8.

61. Гибб А. Культура предпринимательства: риск и шансы. Проблемы теории и практики управления. 1990, №6.

62. Георгиев Ф. Государство и экономика: опыт Франции и России // Свободная мысль. №8.

63. Еремин А:-Теория и практика собственности в современной экономике // Экономист. 1994. - №10.

64. Иванова Л. Есть ли потенциал у предпринимательства. // Экономика и жизнь. 1998. - №47.

65. Караваева И. О роли государства в развитии промышленного предпринимательства // Вопросы экономики. -1996. №9.

66. Коновалова И. Зачем лоббисты малому бизнесу. // Малое предприятие. -1999.-№11.

67. Корольков В., Воробьева Г. Малый бизнес. Сертификация работ и услуг. // Малое предприятие. 1998. - №7.

68. Крайний В. Большая борьба малого бизнеса. // Финансовая Россия. 2000. - №12.

69. Ксенофонтова Н., Беляев М. Гарантийные механизмы поддержки субъектов малого бизнеса. // Коммерсант. №5.

70. Ксенофонтова Н., Шуткин А. Агентства малого и среднего бизнеса: итоги работы. // Финансовая газета. 1998. - №50.

71. Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства. Финансовая газета. 2000. - №2.

72. Лебедева И. Японский экономический феномен: роль государства // Проблемы теории и практики управления. 1995. - №1.

73. Малухов К. Малое предпринимательство наращивает общественную активность // Российский экономический журнал. 1996. - №7.

74. Малышко В. Единый налог на вмененный доход и налог на имущество. // Финансовая Россия. 1999. - №30.

75. Малышин Е. Новое о лизинге. // Малое предприятие. 1999. -№2.

76. Михайлова М. Малые предприятия как часть большой экономической политики. // Малое предприятие. 1999. - №3.

77. Мишин А! Мелкий бизнес: сущность и практика // Малый бизнес, рынок и общество. 1992. - №3-4.

78. Мягков П. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна // Российский экономический журнал. 1993. - №4.

79. Никитин С., Трофимова И. Зависимость эффективности производства от степени концентрации (на примере обрабатывающей промышленности США) // Соревнование двух систем. М.: Наука, 1998.

80. Николау-Смаковити П Малые и средние фирмы в Греции. Социально-экономические аспекты // Малый бизнес, рынок и общество. -1992. №3-4.

81. О бизнесе большом и малом // Проблемы теории и практики управления. -1990. №3.

82. Половинкин П., Савченко В. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства //Вестник МГУ. Серия 6, экономика. -1996.-№2.

83. Попов Е. Монополия и конкуренция: эволюция хозяйственного механизма капиталистического общества // Рабочий класс и современный мир. 1989. - №1.

84. Попов Е. Монополия и конкуренция: эволюция хозяйственного механизма капиталистического общества //Рабочий класс и современный мир.-1989.-№4.

85. Резниченко Л. Государство и малый бизнес в США: политика и приоритеты // Малый бизнес, рынок и общество. 1991. - №2.

86. Решение Законодательного Собрания Ростовской области №52 от 10 мая 2000 года. «Об утверждении программы государственной поддержки малого предпринимаельства в Ростовской области на 2000-2002 годы».

87. Савельев С., Михеев Ю., Крайнов В., Крайнов А. Взаимодействие малых предприятий с крупным производством. Реализация преимуществ. // Малое предприятие. -1999. -№№8-9.1.1

88. Савченко В. Феномен предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. — 1995. -№№9-10. 1996. - №№1-2.

89. Савченко В., Шулус А. Феномен государственного предпринимательства (экспериментальный спецкурс) // Российский экономический журнал. 1997. -№1.

90. А. Синягов. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист. 1994 № 9.

91. Социальный портрет мелкого и среднего предпринимательства в России // Полис. 1993. - №3.

92. Статистический бюллетень. «О деятельности малых предприятий Ростовской области за январь-июнь 1999 года и 1998 год.

93. Тнггков В. Человеческий капитал малого бизнеса. // Малое предприятие. -2000. №5.

94. Трофимова й. Концентрация и специализация производства (на примере США) // Вопросы экономики. 1991. - №11.

95. Устинова Н. Лизинговый аспект столичной системы поддержки малого предпринимательства// Российский экономический журнал. 1996. -№11-12.

96. Филлион Л. Природа малого бизнеса и ее влияния на специфику менеджерской деятельности // Малый бизнес, рынок и общество. 1992. - №1-2.

97. Цыганов А. У малого бизнеса опять новые опекуны. // Бизнес для всех.1.

98. Чередниченко В. Благополучие регионов зависит от развития мелкого и среднего бизнеса // Финансовые известия. 1995. - 20 апреля.

99. Швырков Ю. Государственное регулирование экономики // Экономист. -1996. №8.

100. Шулус А. Мелкие и средние предприятия в народном хозяйстве ФРГ // Российский экономический журнал. 1993. - №3.

101. Шулус А., Малухов К., Трофимова И. Малое предпринимательство заявляет о себе // Российский экономический журнал. 1996. - №№3-4.

102. Шурчков И. Государственная промышленная политика в переходный период // Вопросы экономики. 1993. - №9.

103. Шуткин А. Инвестирование в малое предпринимательство. // Финансовая газета. -1999. №1.

104. Bolton J.E. Small firms: Report of the Committee of Inquiry on Small Firms. UK: HMSO Cmnd. 4811, November 1971.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ ЭКОНОМИКА ПРОТИВ КОРПОРАЦИЙ | ПРОТИВОРЕЧИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!