Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Легальная и нелегальная жизнь на уроке




Когда по ходу упражнения ученики попеременно выполняют роли судящих и судимых, то их внимание невольно концентрируется именно на выполнении роли судящего, которая дает возможность почувствовать себя более сильным, умеющим, знающим. А при таком самочувствии схватывание нового происходит гораздо легче и активнее, чем в роли подсудного.

Уже в младшем возрасте дети стараются как можно чаще менять роль маленького, слабого ученика, на роль поучающего-судьи, который знает, когда, что и как делать не следует. Ребенок выбирает меньшого (куклу, друга, любимую бабушку) и перед ним с упоением разыгрывает роль старшого, как бы повторяя, закрепляя и проверяя недавно полученные из окружающей жизни знания, тренируясь в уверенности их использования.

Самостоятельное судейство подростков в описываемом упражнении освободило педагога от выяснения отношений с учениками, от необходимости использовать свою силу для “подавления инакомыслия”. Недоразумение выяснилось как бы само собой, в результате чего у всех подростков возник еще один личностный критерий: молча.

Увеличение числа критериев — это прогресс. В представлениях подростков уже возникает некая перспектива. И уже не преподаватель сообщает им о том, что они движутся вперед и движутся успешно, а они сами это открывают, ощущают, видят. Обычно ученики во время урока не являются полноправными хозяевами своей жизни. Она наполняется содержанием по чьему-либо усмотрению (учителей, администрации, авторов учебников и программ и так далее), сама находясь в это время как бы в страдательной форме существования. Поэтому ученики начинают распоряжаться своей жизнью тайком от учителя — “считать ворон”, разговаривать с соседом, писать записки, рисовать.

В ситуациях же, сходных с теми, что возникли в нашем упражнении со стульями, жизнь учеников на занятии начинает заполняться собственными открытиями – то критериев, то своих сил, то возможностей соседа... Это позволяет хозяйской самостоятельности ожить и стать легальной. В уроке исчезает страдательность. Несмотря на то, что сами упражнения или задания по-прежнему предлагаются учителем, по его усмотрению, его, неведомым детям, планам, расчетам — как и на обычных уроках.

Легальность чувства “хозяина своей жизни” в каждой минуте урока, сливаясь с ощущением наполненности этой жизни интимно-личностными открытиями, наблюдениями и умозаключениями, создают эффект резонанса, умножающего и сами силы учеников и их представления о значительности этих сил. И это умножение возникает благодаря тому, что учител признает личные устремления каждого из учеников. И тогда эти устремления становятся в их собственных глазах общественно значимыми, осмысленными, полезными.

Когда же ученики вынуждены скрывать стремление по-хозяйски распоряжаться своей жизнью и поэтому вести на уроке жизнь скрытую, партизанскую — резонанса не происходит. Это, в свою очередь, может усугублять негативную направленность их сил. И, соответственно, – учительских тоже.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных