Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дизайн визуальной информации, рекламы, тары, упаковки, фирменных графических стилей.




Внутри этих групп, разумеется, возможна своя, более подробная систематизация входящих в них объектов разных классов, групп, подгрупп, видов, подвидов и типов, определяющая специфику дизайнерского подхода к их разработке в зависимости от сферы жизнедеятельности людей, среды функционирования, различных ситуаций использования и восприятия объектов и, как уже упоминалось, от особенностей их функций, морфологии, материалов, технологий изготовления и социально-культурной сущности тех или иных вещей для людей.

Безусловно, существует внутренняя специализация в дизайне 1 - й группы типологии (как и инженерии) различных групп и видов энергетических, технологических, транспортирующих, информационных машин производственного назначения для самых разных отраслей промышленности, так же как и в дизайне разных видов приборов и инструментов (ручных, механических, электромеханических, электронно-программируемых и т. д.).

Свою внутреннюю специализацию дизайна определяет также многообразие групп и видов транспортных средств и среды транспортирования (2-я группа типологии) – в областях военного, грузового и пассажирского, общественного и индивидуального, специализированного и спортивного транспорта; в сферах воздушного, водного и наземного транспорта (собственно наземного, подземного, надземного, рельсового и безрельсового); городского, пригородного, междугородного, международного, межконтинентального и т. д.

Как известно, дизайнеры довольно давно специализируются в областях дизайна мебели (разных видов и типов, различного назначения для самых разных ситуаций и сфер жизнедеятельности людей); одежды, белья, головных уборов, обуви (также самого разного назначения); текстиля, используемого для одежды, мебели, убранства интерьеров, транспорта, спорта, туризма и т. п. – 4-я – 6-я группы типологии.

Специализация в области дизайна интерьера (самого различного назначения), а также в области графического дизайна (группы 7 и 12) привела несколько десятилетий назад к выделению из международного сообщества дизайнеров ИКСИД соответствующих его ответвлений – ИФИ и ИКОГРАДА.

Выделение из анализируемой типологии группы 8 – дизайн игр и игрушек − обусловлено спецификой подхода к этой сложной и своеобразной области дизайн-проектирования, определяемого педагогикой воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Художественно-образное и конструктивное решение игрушек разных групп, видов и типов позволяет реализовать их главное назначение, побуждая детей разных возрастных групп к игре и через игру способствуя не только их развлечению, но и физическому, психологическому, умственному, нравственному воспитанию, развитию, познанию и обучению, формированию разнообразных творческих способностей, умению общаться, чувствовать красоту вещей и отношений.

Дизайн украшений и сувенирных изделий (группа 9) выделен по принципу преобладания в подходе к разработке таких вещей художественного и знаково-коммуникативного начал по сравнению с утилитарным. Многие из подобных изделий выполняют чисто декоративную функцию – украшение человека или интерьеров помещений.

Сувенирные изделия (как чисто декоративные, так и утилитарно-декоративные) выполняют еще и памятную функцию, напоминая художественно-образными средствами о каких-либо общественно значимых, социально-культурно весомых объектах, исторических событиях, явлениях, личностях, достопримечательностях места (города, региона, страны), особенностях национальной культуры и т. п.

Спецификой дизайна разнообразных объектов городской предметной среды (группа 11) является подход к ним с позиций масштабности человеку таких вещей и сооружений (находящихся в пространстве архитектурной застройки районов, кварталов, микрорайонов города с их улицами, проспектами, площадями, скверами, парками, пешеходными зонами), учет разнообразных потребностей людей, перемещающихся в этом пространстве, гуманизация этой пространственной среды.

Особенностями подхода к дизайну разнообразных выставок, представлений, презентаций, массовых празднеств, проводимых на открытых пространствах, спортивных состязаний (группа 10) являются зрелищность, публичность, представительность и праздничность подобных общественных событий, мероприятий. При сохранении специфики каждого из этих видов дизайн-проектирования их роднит своеобразная театральность и настрой на восприятие зрителями и участниками таких социокультурных явлений, как мажорных и эмоционально впечатляющих.

Следует отметить, что в практике мирового и отечественного дизайна в течение XX века определились как тенденции с пециализации дизайнеров по отношению к определенным группам изделий, выделенным в рассматриваемой типологии (например, по отношению к определенным группам транспорта, производственных машин, приборов, инструментов или по отношению к мебели, интерьерам, одежде, текстилю, украшениям, промышленной графике, рекламе), так и тенденции универсализации дизайнерского творчества.

Многие отечественные и зарубежные дизайнеры, особенно имеющие собственные дизайн-бюро (ателье, мастерские), с одинаковым успехом разрабатывают изделия разных групп, видов и типов производственного, общественного и бытового назначения, занимаясь при этом и дизайном выставок, и интерьеров, и мебели, и упаковки, и рекламы, совмещая нередко проектную деятельность с педагогической, исследовательской, экспертной и консультативной. Все здесь зависит от уровня профессионализма дизайнера, его опыта, таланта, знаний, широты кругозора, способности решать разные проблемы и конкретные задачи методами дизайна.

 

2.4. Систематизация видов дизайна по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»

В типологии дизайн-деятельности, помимо рассмотренных выше оснований систематизации, имеет значение также группировка видов дизайна в зависимости от приоритета в них либо утилитарного, либо эстетического начала, наряду с гармонией их сочетания, а также от ориентации вида дизайна на тот или иной уровень дизайн-деятельности: предметный, включающий формы объектов, процессуальный (процессы и функции объектов) и деятельностный (стратегии, программы, отношения).

Систематизация основных видов дизайна, выделяемых по этим основаниям, приведена в табл. 1.

 

 

Т а б л и ц а 1. Систематизация видов дизайна

по отношению к категориям «утилитарное» и «эстетическое»

Уровень Аспект  
Приоритет утилитарного начала Гармония утилитарного и эстетического Приоритет эстетического начала  
Деятельностный (стратегии, программы, отношения)        
Нон - дизайн Системный дизайн Арт - дизайн  
Процессуальный (процессы и функции объектов)  
Инженерный дизайн Художественное конструирование Стайлинг  
Предметный (формы объектов)  
       

 

Нон - дизайн (non - design) исследование и программирование структур отношений между людьми, их действий, разработка стратегий, программ деятельности для тех или иных предприятий, организаций, ориентированных, например, на задачи реконструкции производства для освоения новой продукции; выработки концепций новых семейств промышленных товаров; проведения длительных рекламных компаний, деловых мероприятий; применения новых методов и средств в профессиональном обучении; организации и проведения выставок товаров и услуг; повышения эффективности торговых операций, благодаря методам дизайн-маркетинга и т. п.

В термине «не-дизайн» подчеркивается отличие этого чрезвычайно широко трактуемого вида проектной дизайн-деятельности от

 

традиционного дизайна, использующего проектно-графические (или макетно-модельные) методы визуализации результатов разработок. В нон-дизайне итогом проектирования, выработки программ, отношений, действий являются тексты, содержащие, например, сценарии, нормы, правила, программы, отражающие те или иные стратегии деятельности, позволяющие наиболее эффективными методами добиться желаемых результатов. Это вербальная, текстовая, словесно-логическая форма проектирования.

Системный дизайн – это целостное смысло- и структурообразование предметных комплексов, систем (включающих изделия разных видов и типов, совместно обслуживающие в той или иной сфере определенный комплекс потребностей людей в сфере производства, общественного быта или индивидуально-семейного быта). Дизайнеры, реализующие этот вид дизайн-деятельности, совместно с другими специалистами одновременно и взаимосвязанно разрабатывают предметно-структурные элементы и управляющие моменты системы.

На основе решения утилитарных задач и в единстве с ними посредством методики системного дизайна формируется художественно-проектный образ предметно-технической системы. Таким образом, в сложных комплексных предметно-процессуальных объектах системного дизайна достигается гармония утилитарного и эстетического начал.

Арт - дизайн («дизайн-искусство») – это вид дизайна с приоритетом эстетического начала, направленного на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Это – «проектирование эмоций», цели которого сближаются с задачами декоративного или даже изобразительного искусства. Чаще всего – это выставочный, демонстрационный дизайн, в котором функционируют не произведения изобразительного или прикладного искусства, а обычные по видовым визуальным признакам вещи. Но это образы вещей - артефактов, например, посуды, одежды, шляп, обуви, мебели, светильников и т. п. Обычно такие арт-объекты не рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или, вообще, «сняты» авторами произведений арт-дизайна.

По существу, это – декоративные уникальные композиции из тех или иных материалов (дерева, керамики, стекла, металлов, тканей, трикотажа, кожи, меха и т. п.) на тему преобразованных фантазией художника определенных видов вещей. Арт-дизайн сознательно отходит от критериев, определяющих сущность промышленного дизайна, пополняя собой ряды новых разновидностей декоративного выставочного искусства или новых стилевых направлений авангардизма в области пластических или пространственных искусств.

Инженерный дизайн − это рациональное структурообразование объекта как носителя и выразителя идей взаимодействия физических сил, направленных на выполнение определенной работы, выявляемой в тектонике структуры и формы объекта дизайна. Эстетическая выразительность таких технических конструкций, как фюзеляж самолета, корпус судна, фермы моста, крана, опоры линий электропередач, обусловлена математическими расчетами. В этих объектах дизайна «форма» действительно «следует за функцией» (и ее воплощением в точно рассчитанной конструкции), по известному выражению Луиса Салливена.

Подчеркивая в объемно-пространственной структуре и тектонике объекта его утилитарно-техническую ценность, его функциональность и конструктивность, дизайнер стремится выявить красоту целесообразности технически обусловленной формы вещи.

Ошибочны попытки распространения понятия «инженерный дизайн» на объекты чисто инженерного проектирования (отличающиеся рациональностью, оригинальностью, изобретательностью технических решений), в процессе разработки которых эстетические цели обычно специально не преследуются. Сама собой «техноформа» только вследствие рациональности ее структуры, остроумного инженерного решения не преобразуется в «антропоформу», т. е. очеловеченную методами дизайна эстетически выразительную форму [4].

Художественное конструирование – это классический «индастриал-дизайн» отдельных изделий (или их наборов, комплектов, коллекций, ансамблей), рассчитанный на мало-, средне- и крупносерийное промышленное производство, при котором дизайнер (художник-конструктор) одновременно и взаимосвязанно разрабатывает все присущие конкретному объекту утилитарные и эстетические аспекты, определяющие его структуро-, формо- и смыслообразование, в целях достижения гармонии утилитарного и эстетического начал в целостной форме объекта дизайнерского творчества.

Безусловно, весомость утилитарной и эстетической сторон сущности объекта дизайн-проектирования различна в разных группах, видах и типах изделий (см. подразд. 2.3), что находит отражение в характере их композиционно-стилевого решения, особенностях объемно-пространственной структуры, тектоники и колорита, выборе средств и приемов достижения их образности и выразительности, преобладании технического или декоративного начала в художественном образе объекта.

Но, несмотря на все эти различия, данный вид дизайна ориентирован на синтез, гармонию эстетического и утилитарного начал как необходимое условие достижения целостности формы и сущности, гармонической организованности всех элементов структуры и формы объекта дизайна.

 

Стайлинг (styling) – особый тип формально-эстетической модернизации объекта разработки, при которой изменению подвергается исключительно внешний вид изделия, что связано со сменой модели, выпускаемой в продажу вместо прототипа, при незначительном изменении функционально-эксплуатационных характеристик и технологии изготовления (или даже отсутствии таких изменений). Стайлинг придает изделию формальную новизну, внешнее отличие от прототипов и аналогов, способствуя моральному устареванию тех изделий, которые новая модель должна заменить, вытесняя с рынков сбыта.

Побуждение покупателей к приобретению новых, стилистически модных изделий взамен еще пригодных, аналогичных по назначению, но уже сознательно «морально состаренных», выходящих из моды, коммерчески выгодно промышленным и торговым предприятиям, осуществляющим массовое производство и сбыт различных групп, видов и типов товаров бытового назначения.

Поэтому стайлинг, способствующий увеличению сбыта изделий, созданных в первую очередь для успешной продажи, а не для эффективного потребления, называется также «коммерческим дизайном».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных