Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личностные, метапредметные и предметные результаты




Личностные результаты:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- построение речевых высказываний о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- формулирование собственного мнения и позицию.
Познавательные УУД:
- проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям
- устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметные результаты:

- формирование общего представления о музыкальной картине мира;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- способность к восприятию музыки и выражению своего отношения к музыкальным произведениям

Освоение музыкального языка первоклассниками происходит в игровой форме. Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

 

Содержание учебного предмета.

Первая четверть – «Как можно услышать музыку?»

«Внутренняя музыка».

Колыбельная.

Сказку складываем, музыкой сказываем.

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

Играем вместе.

Родная речь.

Точки, черточки, крючки, дуги и круги…

Сказанное слово и несказанное.

Не перескоровыговоришь?

Поём вместе.

Портреты заговорили и запели.

Петр Ильич Чайковский.

Детские годы.

Здесь живёт музыка П.И.Чайковского.

«Волшебный тот цветок…»

 

Вторая четверть – «Как можно услышать музыку?»

Петр Ильич Чайковский.(продолжение)

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

Михаил Иванович Глинка.

«Бряцайте, струны золотые…»

Руслан и Людмила.

О, поле, поле…

Слава!

Мелодия жизни.

Заветное слово.

Кака начинается музыка?

Вольфганг Амадей Моцарт.

Моцарт сочиняет.

 

Третья четверть – «Какможно услышать музыку?»

Сергей Сергеевич Прокофьев.

Детство композитора.

Дорогой Щелкунчик!

Путешествие во времени и прострвнстве.

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Солнцеворот.

Тренируем свою «внутреннюю музыку».

Две песни.

Ждём весну, встречаем птиц.

 

Четвёртая четверть – «Какможноуслышать музыку

Первый цикл включает произведения П.И.Чайковского, а также песни Р.Шумана.

В центре второго цикла – музыка И. Саца к сказке «Синяя птица», русские народные песни и другие произведения.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, былина) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Учебно-тематический план.

№п/п Тема: «Как можно услышать музыку?» Кол-во часов.
  1четверть. 8 часов
1. Введение в проблему рождения музыки.  
2. «Что значит слышать музыку?»  
3. Колыбельная песня.  
4. Родные корни: родная речь и музыкальный язык.  
5. Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток.  
6. В мире сказочных мелодий русских композиторов.  
7. Играем в сказку.  
8. Идем в поход.  
  2-я четверть. 8 часов
1. Музыкальные краски осени.  
2. Звучащий образ Родины.  
3. Былина.  
4. Преданья старины глубокой.  
5. Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.  
6. Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.  
7. Поход в музыкальный зоопарк.  
8. И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония).  
  3-я четверть. 9 часов
1. Что может музыка?  
2. Зима в музыке.  
3. Музыка и движение.  
4. Где живут ноты  
5. Музыка передает характер сказочных героев.  
6. Музы не молчали.  
7. Русские обряды - Масленица.  
8. Природа просыпается. Весна в музыке.  
9. Музыка и стихи о маме.  
    4-я четверть. 8 часов
1. В детском музыкальном театре (балет).  
2. В детском музыкальном театре (опера).  
3. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония).  
4. Русские народные инструменты.  
5. На концерте.  
6. Музыкальная прогулка по выставке.  
7. Легко ли стать музыкантом?  
8. Что значит услышать музыку?  
  Итого: 33 часа

 

Календарно – тематическое планирование.

 

№п/п Тема: «Как можно услышать музыку?» Кол–во часов Дата по плану Дата по факту
  1четверть. 9 ч    
1. Введение в проблему рождения музыки.      
2. «Что значит слышать музыку?»      
3. Колыбельная песня.      
4. Родные корни: родная речь и музыкальный язык.      
5. Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток.      
6. В мире сказочных мелодий русских композиторов.      
7. Играем в сказку.      
8. Идем в поход.      
9. Музыкальные краски осени      
  2-я четверть. 7 ч    
1. Звучащий образ Родины.      
2. Былина.      
3. Преданья старины глубокой.      
4. Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.      
5. Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях.      
6. Поход в музыкальный зоопарк.      
7. И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония).      
  3-я четверть. 9 ч    
1. Что может музыка?      
2. Зима в музыке.      
3. Музыка и движение.      
4. Где живут ноты      
5. Музыка передает характер сказочных героев.      
6. Музы не молчали.      
7. Русские обряды - Масленица.      
8. Природа просыпается. Весна в музыке.      
9. Музыка и стихи о маме.      
  4-я четверть. 8 ч    
1. В детском музыкальном театре (балет).      
2. В детском музыкальном театре (опера).      
3. Легко ли стать музыкальным исполнителем? (симфония).      
4. Русские народные инструменты.      
5. На концерте.      
6. Музыкальная прогулка по выставке.      
7. Легко ли стать музыкантом?      
8. Что значит услышать музыку?      
  Итого: 33 часа    

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№№ уроков Тема урока, цель. Элементы содержания Музыкальный материал Основные виды учебной деятельности
         
I четверть (9 часов)
«Как можно услышать музыку»   Помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл, затанцевал. Введение в проблему рождения музыки. Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор». Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.
«Что значит «слышать музыку»? Помочь понять, что «слышать» значит внимать, погружаться. Помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и т.д. Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка». Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять об истоках музыкального искусства.
Колыбельная песня. Выявить жанровое начало (песня), как способ передачи состояния человека. Колыбельность – начало познания музыки и жизни. Выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека. Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…» Распозновать основные жанры народной и профессиональной музыки. Эмоционально образно воспринимать музыкальные произведения.
Родные корни: родная речь, и музыкальный язык. Развитие образно – игрового видения. Развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения. Загадки, скороговорки, заклички. «Щетина у чушки, чешуя у щучки». Сл. народные, муз. В. Усачовой. Размышлять об истоках происхождения музыки. Различать звуки по высоте.
Родные корни: интонирование народных хороводов, прибауток. Развитие образно – игрового видения.   Хороводы, заклички, прибаутки. «Арина грибы мариновала» Муз. В. Усачевой. «По-за городу гуляет» Размышлять об истоках происхождения песни. Учиться слышать ритм в песне.
В мире сказочных мелодий русских композиторов. Ввести учащихся в сферу народного, композиторского музицирования. Воссоздать самостоятельно музыкально – созидательный процесс. А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок». Различать сферу народного и композиторского музицирования. Выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).
Играем в сказку. Развитие образно – игрового восприятия музыки. Овладевать навыками музыкально – ритмических движений на примере игры. Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской. Характеризовать специфику музыки. Образно воспринимать, определять своё отношение к музыкальным явлениям действительности.
Идём в поход. Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию. Импровизируем отправление в поход, нахождение в лесу и возвращение. Д.Б.Кабалевский «Кавалерийская», А.Филиппенко, стихи В.Кукловской «Мы на луг ходили» Различать характер музыки.
Музыкальные краски осени. Обобщить музыкально-жизненные впечатления детей. Помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени. А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой). Размышлять о многообразии музыкальных образов и способов их развития. Выразительно исполнять песни.
II четверть (7 часов)
Звучащий образ Родины. Пробуждать чувство гордости за свою Родину.   Познакомить с символами нашей Родины. П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России». Слушать Гимн России, как символ нашей Родины. Выразительно исполнять народные песни.
Былина. Проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины. Былинность, как художественное явление. «Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна». Распознавать «музыкально-поэтический» жанр былина. Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения.
Преданья старины глубокой. Дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре. Музыка переносит нас в далёкое прошлое, помогает прикоснуться к нашей истории. Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора. Различать основные жанры народной и профессиональной музыки. Выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений.
Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях. Подметить тончайшие нюансы человеческих чувств. Вслушаться в богатейшие интонации детского говора, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения. Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой». Распознавать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Передавать настроение музыки в пении и музыкально-пластическом движении. Определять характер героев и их настроение.
Детская жизнь, отраженная композиторами в своих произведениях. Показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства. Знакомство с распорядком дня детишек, которые жили в ХIХ веке. П.И.Чайковский «Детский альбом». Определять названия изученных произведений и их авторов. Сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах).
Поход в музыкальный зоопарк. Познакомить с музыкой К.Сен-Санса «Карнавал животных» Проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического. К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»). Осознавать, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.
И шелест к шороху спешит (бумажная симфония). Развитие музыкальности детей. Способность к импровизационному творчеству в совместном музицированнии. «Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова. Характеризовать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель». Определять настроение музыки, услышать и передать его другим людям.
III четверть (9 часов)
Что может музыка? Помочь детям почувствовать безграничные возможности музыки. Отображение внутреннего мира человека и окружающей его жизни. П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»). Приводить примеры изученных жанров музыки. Определять и сравнивать характер музыкальных произведений.
Зима в музыке. Помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить». В музыке можно услышать «холод и тепло». А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз». Различать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Понимать, что музыка умеет изображать картины природы.
Музыка и движение. Показать способность музыки передавать движение. На музыкальных примерах показать способность музыки двигаться вверх и вниз, медленно и быстро. Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки». Различать многообразие музыкальных образов и способы их развития.
Где живут ноты. Познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом. Ноты помогают композитору сочинять новые песни. Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек». Определять ноты, темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).
Музыка передаёт характер сказочных героев. Показать способность музыки описывать характер сказочных героев. Если внимательно слушать музыку, то она о многом может нам рассказать. В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки». Распознавать наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка.
Музы не молчали. Показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат. Музы воспевают храбрость и отвагу, а песни и стихи – это память о военной славе наших предков и современников. «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1). Находить в музыке образы отважных, сильных богатырей.
Русские обряды – масленица. Показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Рассказ о празднике Масленица. «Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни. Распозновать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Исполнять народные песни.
Природа просыпается. Весна в музыке. Показать способность музыки изображать просыпающуюся природу. Слушание и обсуждение музыки рисующей весеннюю природу. Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап». Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, вовремя начинать и заканчивать песни.
Музыка и стихи о маме. Познакомить с музыкой выражающей самые нежные чувства. Сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности. Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс». Слушать в музыке тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.
IV четверть (8 часов)
Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет). Познакомить детей с балетом и правилами поведения в театре.   Способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь. C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»). Создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения.
В детском музыкальном театре (опера). Познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре. Играем мини оперу. С. Прокофьева «Великан». C.Прокофьев. Опера «Великан». Усваивать правила поведения в оперном театре.
Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония). Способствовать слышать, чувствовать и оценивать симфоническую музыку. Помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья». Различать понятия, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр.
Русские народные инструменты. Познакомить с тембрами народных инструментов. Слушание тембров народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки). В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян). Различать, что такое опера, балет, хор, солисты.
На концерте. Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». Импровизируем музыкальный театр, слушаем и исполняем концертную музыку. А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон». Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте.
Музыкальная прогулка по выставке. Способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков. Импровизируем поход на выставку. М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт». Усваивать понятия музыкальность, мелодия.
Легко ли стать музыкантом? Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом. Музыкант – не только композитор и исполнитель, но и слушатель. И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт». Анализировать средства музыкального языка произведений.
Что значит услышать музыку? Обобщить знания по теме года. Обобщение темы года. Знать как можно услышать музыку и что это значит? Ф.Шуберт «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой, И.-С.Бах «Прелюдия До-мажор». Определять роль музыки в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных