Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности




Психология, педагоги- Все гуманистические идеи, ставящие инте-
ка законность ресы человека в центр общественных ин-

и правопорядок тересов, идеи демократии, прав и свобод, экономического благосостояния, свобод­ного развития граждан и другие останутся блефом вне строгого соблюдения законности и устойчивого правопорядка в общест­ве. Резко возросший "за последнее десятилетие уровень преступ­ности стал тормозом экономического и социального развития России. Укрепление законности и правопорядка превратилось в общую задачу всех структур общества и честных граждан, ибо причины преступности и нарушений законности лежат в слабо­стях практически всех сфер — экономической, культурной, нравственной, законодательной, государственного управления и |др. Свою роль играют здесь психологические и педагогические факторы, причины, слабости, возможности и работа.

На состояние законности и правопорядка отрицательно влияют дефекты правосознания и правовой психологии населе­ния, его групп и отдельных граждан. Их причины — не только в недостатках реального бытия граждан, правовой и иных сфер общества, проведенной приватизации, финансовых реформ и др. Они — и в слабостях системы образования и воспитания граждан (в частности, правового), правовой пропаганды, правовых дефек­тов народной педагогики и др. Индивидуальные причины зарож­дения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда обусловлены недостатками правовой психологии личности, ее педагогической запущенностью.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


По мере демократизации жизни общества все большую роль призвано играть не насильственное принуждение граждан к ува­жению норм права, а убежденность и привычка к их соблюдению. Поэтому главный путь к укреплению законности и правопорядка, образно говоря, проходит через умы и сердца людей, через их пси­хологию. Нужна борьба не с человеком, а за человека, победа в психологическом и педагогическом созидании, а не в каре. Психология законно- Законность и правопорядок могут быть сти, правопорядка обеспечены, когда правовой психологии

и правомерного общностей и правовой психологии граждан
поведения присущи определенные качественные ха-

рактеристики.

Правовая психология населения представляет собой социаль­но-психологический феномен, отражение в общественном соз­нании, психологии групп правовой системы государства -- за­конодательства, деятельности правоохранительных органов, уровня реальной законности, правопорядка и правовой защи­щенности граждан. Ее качественное состояние определяется правосознанием, правовым общественным (групповым) мнением, правовыми настроениями, правовыми традициями, привычками, групповыми ценностно-нормативными ориентациями и др. Сейчас правовая психология российского общества характерна пони­женным авторитетом законодательных и правоохранительных органов, правовым нигилизмом, пассивностью населения в борьбе с преступностью, расширенным кругом граждан, счи­тающих для себя приемлемым преступать закон при определен­ных обстоятельствах и др. Торжество закона в обществе воз­можно лишь при высоком уровне правовой психологии населе­ния — уровне общественной правовой культуры. Непременный путь к нему — целенаправленная, организованная, комплекс­ная, непрерывная работа, в которой ведущая роль принадлежит повсеместному укреплению законности, успешной борьбе с кор­рупцией, профилактике преступлений, исправлению отбываю­щих уголовные наказания, обеспечению защищенности граждан от преступных посягательств, активности правового просвещения и пропаганды.

Правовая психология личности — одно из системных прояв­лений ее внутреннего мира, психологии, заключающееся в стремлении и умении строить свою жизнь в согласии с нормами


7. Психология и педагогика жизни в современном обществе



права. Высокий уровень морального и интеллектуального разви­тия личности служит фундаментом правомерного повеления. Вместе с тем, для гарантии от всяких случайностей нужна еще личная правовая культура:

• знание законов и их требований;

• убежденность в безусловной необходимости правомерного повеления;

• желание вести себя только правомерно;

• умение вести себя правомерно;

• непоколебимая устойчивость к криминогенным соблазн

• мотивы активного участия в установлении правопорядка.
Русский правовед А. С. Алексеев писал:

Для того чтобы жить в праве, необходимо прежде всего, чтобы пр а-во жило в нас.

Ныне есть повышенная нужда в целенаправленном форми­ровании и самоформировании личной правовой культуры каж­дого гражданина, особенно в молодые годы. Этот процесс под­вергается сейчас серьезным испытаниям и деформациям пол. влиянием общественных перемен. Рост подростковой, юноше­ской и молодежной преступности составляет в последние годы около 70% ее общего роста. Опасность такого положения и в том, что почти половина совершивших преступление в этом возрасте становится на преступный путь до конца жизни. Люди вообще портятся легче, чем исправляются.

Береги честь смолоду — это относится и к необходимости каждому подростку, юноше, девушке, молодому человеку нико­гда и нигде не вступать в конфликт с законом, ни иод каким предлогом, даже при полной уверенности в правовой безнака­занности. Закон есть закон. Это вопрос чести, жизненный принцип достойного, цивилизованного, думающего о своем благополуч­ном будущем и правильно понимающего свободу человека.

«Свобода состоит в том, чтобы быть в зависимости только от закона», -таково мнение Вольтера. Важно понять, что закон — не путы, а благо, он не мешает, а охраняет, он не нападает, а защищает. Уважая закон, человек вправе требовать, чтобы закон защищал его от несправедливости и зла. Нельзя ждать милостей от зако­на, если ты его нарушаешь. Только кажется, что закон не дейст­вует: стоит только его преступить -- и сразу почувствуешь его страшную, неотвратимую, неумолимую силу, круьиащую все



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


жизненные планы, разрывающую все связи и окунающую в со­
вершенно иной мир — мир заключенных.
Педагогика законно- Жизнь общества содержит многочислен-
сти, правопорядка ные социально- педагогические факторы и
и правомерного влияния на население и его общественную
поведения правовую культуру. По особенно-

стям своей природы они, как и все социально-педагогические факторы (см. гл. 3). делятся на:

собственно педагогические социальные факторы: эффектив­ность всей системы формирования личности в обществе, систе­мы образования, юридического образования, воспитания населе­ния, государственных служащих, работников правоохранитель­ных органов, укрепления общественной и трудовой дисциплины, утверждения здорового образа жизни, педагогической работы правоохранительных органов, системы правового воспитания на­селения, правовой информации и пропаганды, полной реализа­ции педагогической функции средствами массовой информации и периодической печати и др.;

педагогически значимые социальные факторы. Не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказывают­ся педагогически на состоянии законности и правопорядка. Это социальные и экономические особенное™ общества и происхо­дящие в нем процессы и изменения, его мораль, законодательст­во, деятельность правоохранительных органов, реализация педа­гогической функции всеми видами культуры, средств массовой информации, периодической печати, меры по укреплению пра­вопорядка и его состояние, образ и уровень жизни, националь­ные и этнические особенности населения, социально-психологические явления (общественное мнение, настроения, традиции, обычаи, мода, слухи) и многое другое.

По рас и ростр а-н е н и о с т и, м а с ш т а б у социально-педагогические факторы и влияния бывают феде­ральными, региональными, местными, а по тесноте связи со спецификой проблем закон­ности и правопорядка — фоновыми (политическими, экономически­ми, финансовыми, производственными и т.п.), правовыми (связанные с правовой системой), криминогенными (непосредствен­ные причины и условия совершения преступлений) и крими­нальными (воспитательные и обучающие влияния криминаль­ной среды, ее субкультуры и целенаправленных мер).


 

Психология и педагогика жизни в современном обществе 249

Существенны и личностные педагогические факторы: п раво-вая образованность, правовая воспитанность, правовая обучен-ность, правовая развитость. Вместе с психологическими компо­нентами они входят в личную правовую культуру гражданина.

Правовая образованность характерна наличием у гражданина знаний, взглядов и убеждений, позволяющих правильно пони-мать и оценивать, правовую сферу общества, права и свободы, иx пределы, связи прав, свободы и ответственности (у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обя-занностей, у того и меньше прав и пр.).

Правовая воспитанность гражданина отличается:

• уважением к закону и законности, отношением к ним как
к группе высших социальных ценностей, как к нормам, утвер-

ждающим мораль и защищающим человека;

• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и неприемлемостью иного;

• стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решению проблем;

• стремлением к содействию правоохранительным органам;

• активностью в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы, жительства, удержании других людей, членов своей семьи от нарушений закона, их правовоспитании.

Правовая обученность гражданина включает:

• знание минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;

• навыки и умения правомерного поведения и решения про­блем в жизни и деятельности;

• знание возможностей, порядка и правил юридической за­щиты своих прав и интересов;

• знания и навыки правомерного обеспечения личной безо­пасности, пределов необходимой обороны.

Правовая развитость — это:

• склонность к применению ориентиров, размышлений,
оценок, выборов, решений, соответствующих требованиям пра­
вомерного поведения;

• наличие качеств, не допускающих рискованное, неосмот­
рительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее пре­
ступника поведение;



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


• мотивы к самоформированию правовой культуры.

Как показывают криминологические1 исследования, приоритет в правомерном или правонарушаюшем поведении имеет степень правовой воспитанности личности. Значимость других педагогиче­ских свойств располагается по порядку: правовая образованность — правовая обученность — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная шкала причинности. Формирование право- Нельзя породить даже тенденцию движе-

вой культуры ния к пРавомУ государству, если правовая

культура населения, его правое воспитание

и особенно правовая социализация подрастающего поколения

не имеют положительных тенденций к улучшению. Необходима

система формирования правовой культуры граждан.

Первостепенное значение имеет педагогическая оптимизация социально-педагогических факторов федерального, регионального и местного масштаба, оказывающих влияние на правовую куль­туру и правомерное поведение граждан. Это огромная по мас­штабу и сложности работа, но иного пути к правовому общест­ву нет. Чтобы люди обладали правовой культурой, надо, чтобы они жили в условиях правовой культуры, создаваемой деятель­ностью государственных органов, всех институтов и структур общества, чтобы в этой деятельности осмысленно реализовыва-лась педагогическая функция.

Взять, например, деятельность средств массовой информа­ции и периодической печати. Всякое информирование эффек­тивно, если оно укрепляет общество, возвышает людей, способ­ствует созданию правового государства, крепит убеждения в не­обходимости следования правовым нормам, веру в существова­ние справедливости в обществе, в свою защищенность, в неот­вратимость наказания за преступления. Между тем телевизион­ные передачи зачастую ведутся без ясного понимания того, ка­кой педагогический эффект они приносят. Передачи, имеющие правовоспитательное значение, переполнены негативной ин­формацией о преступлениях, а позитивная — о задержании и осуждении преступников — минимальна. Реальность же такова, что раскрываемость преступлений составляет как минимум 75%,

! Криминология — юридическая наука, изучающая причины и условия возник­новения и совершения правонарушений и преступлений.


■7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 251

т. е. подавляющее большинство преступников получаст по за-слугам. Постановка с ног на голову пропорции негативной и позитивной информации — кривое зеркало реальности, ложь, а не правда.

Негативна по преимуществу информация о деятельности правоохранительных органов, а добрых слов об их сотрудниках,

жертвуюших нередко жизнью, работающих по 12 и больше ча-сов в сутки при мизерной заработной плате, телевидению не хватает. Отрицательно правовоспитательное значение информа-ции без комментариев о благополучии и «красивой жизни» лю­тей, явно нечестным путем наживших свое богатство, о мягких

приговорах за тяжкие преступления, о прекращении уголовных Вдел явно находящихся в конфликте с законом людей «за недока-занностью», «отсутствием состава преступления», «за давно­стью», «по амнистии», «изменении показаний свидетелей» и т.п. Нередко правовая информация подается безграмотным в право­вом отношении языком, на криминальном жаргоне: убийц име­нуют «киллерами», воров и мошенников — «бизнесменами» или

«новыми русскими», террористов и бандитов — «боевиками», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными гене­ралами». Дело не только в правовой безграмотности, но и в пе­дагогической. Часть молодых людей, возможно, остановила бы от совершения преступлений даже перспектива называться «убийцей», «бандитом» или «вором» — презираемыми в народе словами, а не звучными «киллер», «боевик». Под влиянием пе­редач у многих граждан возникает убеждение, что они живут в насквозь криминальном обществе, в котором нет честных лю­дей, а правоохранительные органы абсолютно бессильны и кор­румпированы.

Исследованиями, проведенными в США, установлено, что неверие в честность политического руководства и правоприме­нительных органов, убеждения, что правительство продажно, что беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а Нравственность — капкан для простаков, выступают основой Подрыва моральных устоев населения, возникновения атмосфе­ры общего недоверия, отсутствия уважения к правовым нормам И зарождения побуждений к их нарушениям1.

Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М.. 1979. — С. 186.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


В рамках педагогической и правовой систем общества долж­на получить полноценное развитие специальная юридико- педагогическая работа, включающая:

правовое просвещение — распространение правовых знаний через систему образования;

правовое воспитание;

правовую пропаганду — распространение идей правового государства, правомерного поведения;

правовую агитацию — целенаправленное распространение информации для активизации участия граждан в укреплении правопорядка.

Будучи действенной, эта работа увеличивает число граждан, которые включаются в обеспечение правопорядка, и способст­вует формированию их правовой культуры. Мировая практика свидетельствует об оправданности начала такой работы даже в дошкольных учреждениях.

Психология и педаго- Жизньсодержит немало угроз и опасно-гика обеспечения лич- стей, требующих бдительности, осмотри-ной безопасности тельности, разумной осторожности. Воз­можны возгорания, взрывы, аварии, по­ломки, наносящие материальный, финансовый урон или травмы человеку. Ныне особенно важно не стать объектом обмана, мо­шенничества, нападения преступника.

Безопасность на работе и в быту, исключающая вероятность получения травм, связана со знанием человеком техники безо­пасности, умениями и привычками соблюдения мер безопасно­сти, здравым смыслом, бдительностью и разумной осторожно­стью. Существует психологический феномен беспечности — ан­типода бдительности — в двух разновидностях — первичной и вторичной беспечности. Первая связана с незнанием, непони­манием опасности, необходимости бдительности и осторожно­сти. Вторая — привыкание к опасности, притупление бдитель­ности, которая встречается у людей хорошо осведомленных, профессионально опытных, многократно успешно действовав­ших в условиях опасности. Гибнут, например, часто от пораже­ния электрическим током не электрики-новички, а опытные специалисты. Профессионализм — не лихачество, «игра с ог­нем», а постоянная бдительность, соответствующая степени опасности осмотрительность, осторожность. Лихачу же, как вы-


в. Психология и педагогика жизни в современном обществе



ражался известный американский летчик Д. Коллинз, впервые перелетевший Атлантику, стоит помнить, что друзьям, возмож­но, вскоре придется принести цветы на его могилу.

Сегодня актуальной стала и забота о личной безопасности. остановлено, что жертвами преступлений чаще становятся люди молодые, не обладающие опытом жизни, некомпетентные в во-просах причин и условий совершения преступлений, пренебре-гаюшие предупреждениями, плохо разбирающиеся в людях, не­осторожные, неосмотрительные, рискованные, азартные, с хо­рошими внешними данными, выглядящие материально обеспе­ченными или доступными для посягательств на них, с вызы-вающими и дразнящими манерами поведения, чрезмерно довер-чивые, легковерные, неразборчивые в знакомствах, посещаю­щие часто криминально опасные места и мероприятия (пирушки, ночные гуляния и пр.), остающиеся вдвоем в комна­те или темноте, выбирающие опасные маршруты передвижения, проявляющие слабость и беспомощность, злоупотребляющие [спиртным и наркотиками, падкие на легкий выигрыш, жадные и др. Совокупность относительно устойчивых особенностей че­ловека, определяющая- его возможность превратиться в жертву преступления, в криминологии именуется виктимностью (виктимогенностью), а соответствующее поведение — виктим-ным. В интересах каждого человека снижение своей виктимно-сти, отказ от виктимного поведения. Это достижимо использо­ванием рекомендаций юридической психологии и педагогики.

Опасность стать жертвой преступления снижается, когда человек обладает:

знаниями роли виктимного поведения и его недопустимо­сти; правил поведения, снижающих вероятность возникновения криминогенно опасных ситуаций; способов действий преступни­ков, использующих промахи жертв; способов, повышающих лич­ную безопасность, безопасность своей недвижимости, финансов, автомобиля и др.; криминогенно опасных мест и условий;

воспитанными привычками безопасного поведения в общест­венных местах, на улицах, в общении с незнакомыми лицами;

воспитанными культурными интересами, увлечениями, спосо­бами проведения досуга, исключающими попадание в «злачные Места», компании повышенного криминального риска, секты, Увлечение алкоголем и употреблением наркотиков, совершение



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


действий при общении в компаниях, повышающих опасность подвергнуться нападению;

развитой разумной осторожностью, бдительностью, на­блюдательностью, собранностью, самообладанием, находчиво­стью, быстротой реакций, ловкостью, умением разбираться в лю­дях и быть стойким к успокаивающим уговорам малознакомых и незнакомых людей;

специально освоенными приемами самозащиты, поведенчески­ми, словесными, двигательными, техническими (использование носильных защитных средств, газовых пистолетов и др.).

Вопросы и задания для самопроверки и

размышлений

1. Из каких явлений складывается психологическая сфера (подсистема, компонента) общества?

2. Что включает в себя педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов жизни и раз­вития общества?

3. Какие из приведенных в тексте первого параграфа пси­хологических и педагогических мер по решению проблем современного российского общества вы считаете важны­ми и могущими принести реальную пользу? Обоснуйте почему?

4. Приходилось ли вам задумываться над смыслом своей жизни, задавать вопросы (и отвечать на них) — зачем да­на жизнь? как прожить жизнь? каким быть? Если нет. то попытайтесь ответить на них сейчас.

5. Вспомните иерархическую модель потребностей, разра­ботанную А. Маслоу. Попытайтесь па примере 3—4 из­вестных вам молодых людей, оценив их интересы, жела­ния, увлечения, занятия на досуге и поступки, сказать, потребности какого уровня доминируют в них.

6. В §7.2 приведен перечень цивилизованных принципов жизни. Оцените их приемлемость для собственной жиз­ни. Согласны ли вы с ними? Завершите размышления оценкой того, в какой степени вы следуете им в своей жизни сейчас.


, Психология и педагогика жизни в современном обществе



7. Перечислите основные направления психологического и педагогического самообеспечения жизненного успеха че­ловека. Какие из направлений вы считаете особенно важными для себя и почему?

8. Дайте психологическую оценку любви мужчины и жен­щины. Что можно сказать о психологии человека и уров­не развития его личности, если он считает правильным выражение «займемся любовью»?

9. Каковы основные положительные и негативные факто­ры, оказывающие влияние на психологию семейной жизни и отношения супругов?

10. Что и как должно меняться в личности, привычках, по­ступках, общении молодых людей, вступивших в брак, после рождения ребенка, при выращивании детей?

11. Попробуйте дать краткую педагогическую характеристику формирования личности ребенка в семье.

12. С какими психологическими и педагогическими факто­рами связана проблема укрепления законности и право­порядка?

13. В чем заключается психология и педагогика обеспечения личной безопасности каждым человеком?

Литература

1. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.

3. Волков Г.Н. Педагогика жизни. — Чебоксары, 1989.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 2-е изд. — М., 1998.

5. Гостюшин А.В., Шубина СИ. Азбука выживания. — М., 1995.

6. Дилигенский Г.Г. Соиально-политическая психология. — М., 1996.

7. Кан-Калик В.А. Семейная педагогика. — Грозный, 1987.

8. Корчак Януш. Как любить детей: избранные педагогические произведения. — М., Воронеж, 1999.

9. Котик М.А. Психология и безопасность. — Таллинн. 1989.

10. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


11. Молодежь и наркотики: правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты: материалы к лекциям /Авт.—сост. О.Ю. Кондратьева и др. — Владимир, 1998.

12. Никитин В.А. Начала социальной педагогики. 2-е изд., — М. 1999.

13. Основы обшей и прикладной акмеологии /Под ред. А.А. Деркач. - М., 1995.

14. Основы социально-психологической теории / Под общ, ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

15. Очерки российской психологии. — М., 1994.

16. Педагогика отечественной культуры и современность. — М., 1998.

17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Крими­нальная субкультура. — Тверь, 1994.

18. Популярная психология для родителей. — М., 1997.

19. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М., 1988.

20. Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. Н.К. Гаврюшина. — М, 1994.

21. Социальная психология / Под общ. ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. — М., 1975.

22. Франки В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

23. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

24. Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. — М., 1993.

25. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. — М., 1997.

 


.

Для человека с талантом и любовью к труду не сущест­вует преград.

Я ван Бетховен


Раздел

Психология и педагогика: профессионал



Пеичи.юпш и педагогика


Глава О

Психология и педагогика

профессионального

образования

8.1. Психологические

и педагогические основы деятельности образовательного учреждения

Система образования Непрерывно и неустанно передавать опыт
в России старших поколений младшим, сохранять и

поднимать планку накопленных человече­ством знаний, развиваться по ходу жизни, опережать ее и высту­пать двигателем прогресса, способствуя направлению его в циви­лизованное, гуманное, демократическое, моральное, правовое русло — таковы извечные стратегические задачи образования.

Система профессионального образования в России построена на основе федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. как мно­гоуровневая, непрерывная и преемственная. В ней четыре уровня:

первый — начальное профессионапьное образование (срок обучения до одного года);

второй — среднее (срок обучения до двух лет);

третий — высшее (срок обучения 5—6 лет);

четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет).

Уровень высшего образования имеет три ступени:

• первая — неполное высшее образование (обучение не ме­
нее двух лет);


8. Психология и педагогика профессионального образования



вторая — высшее профессиональное образование (обу­чение 4 года, получение квалификации, степени бакалавра);

третья — высшее профессиональное образование с двумя Разновидностями: обучение 5 лет (для ряда ведомств — 4 года) с Получением квалификации (степени) дигьюмированный специа­лист, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) магистр.

Требования к минимуму содержания образования для каж­дого уровня, ступени выражены в Государственном образова­тельном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомственные компоненты).

Общие принципы Федеральный закон «Об образовании»
образования устанавливает следующие общие принци-

пы государственной политики в области обризования (ст. 2):

1) гуманистический характер образования, приоритет обще­человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобод­ного развития личности. Воспитание гражданственности, трудо­любия, уважения к правам и свободам человека, любви к окру­жающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования нацио-нальных культур, региональных культурных различий и особен­ностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы об­разования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и му­ниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер
упраачения образованием.

Педагогическая сущ- Деятельность образовательного учреж-

ность деятельности дения - школы, лицея, колледжа, учили-
образовательного уч- ща института, академии, университета -
реждения можно сравнить с производственной орга-

низацией, в которую поступает сырье, по-луфабрикат, а выпускается готовая продукция. Процессы пре­вращений первого во второе обеспечиваются производственны-

•>■



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


ми технологиями. В образовательное учреждение поступают («входят») обычные подростки, юноши, девушки, взрослые, а выпускаются («выходят») практически сложившиеся личности, образованные профессионалы. Каждое производство характерно преобладанием каких-то специфических технологий: химиче­ское — химических, атомное — физических, автомобильное — сборочных и пр. В образовательном учреждении главные — пе­дагогические и психолого-педагогические технологии. Это техно­логии детерминации и регулирования у обучающихся внутрен­них превращений, приводящих к возникновению знаний, навы­ков, умений, привычек, способностей, новых свойств и качеств личности. Это технологии целенаправленного использования осо­бых «инструментов» — педагогических и психологических воздейст­вий, средств, способов, условий. Создают и используют их люди. призванные быть искушенными в этом, — педагоги: учительский, педагогический, научно-педагогический, руководящий и обслу­живающий состав образовательного учреждения. В итоге должен быть педагогический результат: выпускник, сформированные на соответствующем уровне (ступени) личность и специалист.

По сути образовательное учреждение — это «педагогическое производство», педагогическое учреждение. Поэтому психологи­ческий и педагогический поход, использование данных психоло­гии и педагогики имеют решающее значение для понимания про­исходящего в нем и обеспечения должного функционирования.

Вспомним, что специфика целостной педагогической систе­мы — в присущих ей важнейших подсистемах: образовательной, воспитательной, обучающей и развивающей. Это не только тео­ретическое положение, ибо оно совпадает с основной законода­тельной нормой. Законом Российской Федерации «Об образо­вании» первым принципом государственной политики в области образования установлен принцип гуманистического характера образования, провозглашающий

приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья челове­ка, свободного развития личности, воспитания у обучающихся граждан­ственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (ст. 2, п. 1).

Статья 14 обязывает ориентировать образование на

обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.


8. Психология и педагогика профессионального образования



Содержание образования должно обеспечивать:

• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры об­щества;

• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• воспроизводство и развитие кадрового потенциала общее тва.
Содержание образования

должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обу­чающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

Государственные образовательные стандарты по подготовке разных специалистов предполагают, что выпускник высшего образовательного учреждения должен:

• быть знаком с основными учениями в области гуманитар­ных и социально-экономических наук, способен научно анали­зировать социально значимые проблемы и процессы, уметь ис­пользовать методы этих наук в различных видах профессиональ­ной и социальной деятельности;

• знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разра­ботке экологических и социальных проектов;

• иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможно- |сти современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций:

• быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

• иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

• владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


• уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки инфор­мации, применяемыми в сфере своей профессиональной дея­тельности;

• быть способным в условиях развития науки и изменяю­щейся социальной политики и переоценки накопленного опыта анализировать свои возможности, уметь приобретать новые зна­ния, используя современные информационные образовательные технологии;

• понимать сущность и социальную значимость своей буду­щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

• быть способным в профессиональной сфере на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их каче­ственный и количественный анализ;

• быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе нал междисциплинарными проектами.

Очевидно, что образовательные учреждения призваны ре­шать комплекс основных педагогических задач, включая фор­мирование личности. Но дело даже не в предписываемой норме, а в объективной необходимости, требованиях жизни (см. гл. 4.5). Применительно к образованию это имеет специальное зна­чение. Ведь студент может успешно овладеть программой вуза, если проявит себя как личность, обладающую желанием, по­требностью к знаниям, целеустремленностью, активностью, добросовестностью, ответственностью, волей, упорством, требо­вательностью к себе и др., а преподаватель и коллектив образо­вательного учреждения призваны помочь ему в этом.

Исторически сложилось так, что в отечественном образова­нии повышенное внимание уделяется усвоению обучающимися знаний. Однако объем знаний человечества увеличивается по­следние 10—20 лет в геометрической прогрессии, считается, что он удваивается каждые 5—7 лет. Это относится не только к зна­ниям вообще, по и к нужным современному профессионалу. По этой причине в мировой и отечественной педагогике все актив­нее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные


g. Психология и педагогика профессионального образования



сроки подготовки профессионала, лимитированный и не под­дающийся расширению бюджет учебного времени образователь­ного учреждения с угрожающе быстрым расширением знаний, проблем, задач, ситуаций, которые должен знать и уметь про­фессионально решать выпускник? Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, «мускулы» которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней зна­ний, но личности, способной самостоятельно понимать, оцени­вать, докапываться до истины в любых ситуациях профессио­нальной деятельности,, даже в тех, по которым конкретных зна­ний у него нет. Такое возможно лишь при условии, что профес­сионал — это личность, обладающая нестандартным мышлени­ем, способностью разбираться в проблемах, не пасовать перед трудностями, проявлять инициативу и самостоятельность, нахо-дить основания для правильных решений, непрерывно продол­жая учиться самостоятельно. Очевидно, что от разрешения про­тиворечия между быстро растущим объемом знаний и стабиль­ным временем образования отмахнуться невозможно и один из обязательных путей — формирование личности. Характерна и такая тенденция: при приеме на работу и назначении на опре­деленную должность все больше начинают учитывать особенно сти личности. Сейчас в разных странах оценка их в 30—85% случаев оказывается решающей.

Таким образом, деятельность образовательного учреждения, всех людей в нем, построение образовательного процесса, его нацеленность, содержание, организация и технологии обеспечи­вают решение возложенных на него задач, если они педагогиче­ски корректны и эффективны, если в них представлены подсисте­мы образования, обучения, воспитания и развития, обеспечиваю­щие целостное и гармоничное формирование профессионала-личности.

Подобный подход должен быть присущ не только всему об­разовательному учреждению, но и деятельности факультета, ка-федры, цикла, преподавателя, изучению отдельной учебной дисциплины, учению студента. Отсутствие или слабости его — изначальный порок и причина серьезных недостатков в подго­товке молодых профессионалов.


.264 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

Психологические Деятельность образовательного учреждения
и педагогические фак- насыщена взаимосвязанными педагогиче-
торы в образователь- скими и психологическими факторами. Сие-
ном процессе темная совокупность их представлена блок-

схемой образовательного процесса (рис. 8.1).

Первый блок — цели образования и подготовки специа­листов в вузе. Цель — начальный и конечный пункт любой дея­тельности. Конечный результат должен полностью соответство­вать намеченной цели. Не уяснив точно цель, не приняв се, не построив строго в соответствии с ней свою работу, можно, даже работая лучшими методами, получать наихудшие результаты (или идти не в ту сторону).

Достижение цели образования существенно связано с психо­логией его организаторов, преподавателей и студентов: отчетливым осознанием се, постоянным удержанием в мыслях, строгим под­чинением всех усилий по ее достижению, сверкой достигаемых текущих, рубежных и итоговых результатов с ее требованиями.

«Кого готовить, чему учить?» — один из основных вопросов и педагогики. Разработка цели — ответ на него. «Подготовить современного высокообразованного специалиста» — такой ответ хотя и очевиден, но не обеспечивает направляющую функцию цели. Нужна педагогически проработанная цель, отличающаяся детальным, четким перечнем достоинств, которые должен при­обрести выпускник за время пребывания в вузе. Разработать та­кую цель могут лишь люди, обладающие высокой педагогиче­ской квалификацией, умением применять требования федераль­ных законов об образовании и Государственные образователь­ные стандарты к специфике своего вуза, глубоко и конкретно понимать требования профессии к специалисту, рассчитать воз­можности удовлетворения этих требований за время полготовки. Формирование в образовательном процессе каждого элемента такой цели выступает в виде частной педагогической задачи.

Чтобы цель «заработала», надо обеспечить еще ее знание и принятие к исполнению каждым работником вуза, преподавате­лем и студентом, обучить их способам ее достижения, «провести» ее исполнение через учебный план, комплексные планы, программы, набор учебных дисциплин, методику, обес­печение. Это требует слаженной, продуманной, без перекосов педагогической работы.


1 Психология и педагогика профессионального образования



Второй блок — управленческая деятельность руково-дства, административного состава и преподавательская — научно-педагогического (последняя именуется преподаванием). Педагоги­ческая наполненность их зависит от управленческого мастерства и педагогической культуры административного и научно-Педагогического состава вуза, его умения строить и оптимизи­ровать образовательный процесс, выверяя его по цели и поло­жениям психологии и педагогики высшего и среднего профессио­нального образования — особых отраслей психологической и пе­дагогической науки. Нужно воплотить это в формы, методики, технологии, обеспечить выполнение каждой частной педагоги­ческой задачи. Основные психологические факторы этого блока: психология личности работников постоянного состава, их пе­дагогическая культура, способности, отношение к делу, к заня­тиям и студентам, авторитетность, стиль работы, климат в пе­дагогическом коллективе.

Общественные условия

Общественные условия

Рис. 8.1. Блок-схема профессионально-образовательного процесса

Ццель, Впедагогическое взаимодействие, 3 — задачи, У — учение,

П — преподавание, Р — результат, Т — педагогическая техника

Третий блок — деятельность обучающихся, студентов, име-

нуемая учением. Цель профессионально-образовательного процесса

- это и цель, стоящая перед каждым, кто поступил в вуз и лич-

но заинтересован в том, чтобы стать профессионалом. Цель



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


подготовки специалиста недостижима, если сам студент с упор­ством, трудолюбием и ответственностью не стремится стать им и приобрести все, что предусмотрено педагогической целью. Важны и уровень общеобразовательной подготовки, с которой студент приступает к учебе, его способности, сформированность личности, поведение, ответственность, упорство и трудолюбие в достижении цели, а также социально-психологическая атмосфе­ра в студенческом коллективе.

Четвертый блок — педагогическое взаимодействие. Он включает весь комплекс взаимодействий, организованных и стихийных, тех, кто осуществляет преподавание, и тех, кто учится. Психологически он насыщен взаимоотношениями этих лиц, общением, взаимным восприятием и оценками, симпатия­ми-антипатиями, совпадением целей, желаний, намерений и пр. Педагогически он связан с мастерством преподавателей в педа­гогическом общении и педагогическом сотрудничестве с обу­чающимися, в формировании их личности, в индивидуальном подходе, организации работы на занятиях и вне их.

П я Т ы й блок — макро- и микроусловия, в которых осу­ществляются преподавание и учение и происходит воплощение целей в результаты. Это особенности внешней среды, в которой находится образовательное учреждение, а также внутренней. Они могут благоприятствовать или мешать достижению цели. Среди них: социально-психологическая атмосфера в стране, от­ношение к образованию в обществе, престиж высшего образо­вания среди населения, отношение к профессионализму; орга­низация образовательного процесса в вузе, особенности лично­сти руководителей, стиль управления, уровень педагогической культуры и авторитет, уровень развития и особенности педаго­гического и студенческих коллективов, их взаимоотношения; стимулы и мотивы к творческим педагогическим поискам и но­вациям в вузе, отношение к студентам в вузе и др. Создание благоприятных педагогических и психологических условий в самом образовательном учреждении во многом зависит от тех, кто в нем работает и учится.

Шестой блок - результаты профессионально-образова­тельного процесса, каждого занятия и новации, рубежные и итоговые. В главном — это качество подготовленности выпуск­ников. Качество оценивается правильно, если сравнивается с


1.8. Психология и педагогика профессионального образования 267

целью не только глобально, но и поэлементно, по решению ка­ждой педагогической задачи. Если что-то не совпадает, необхо­димо искать причины и устранять их.

' Основные психолого- Сисиема образования в вузе эффективна педагогические уело- при определенных психолого-педагогичес-вия эффективности ких условиях.

образовательного Первое условие: деятельность со-

процесса в вузе разовательного учреждения и весь образова­тельный процесс должны быть подчинены целям, находящимся в полном соответствии с потребностями раз­вития нашего общества в начале XXI в., создания гуманного, де­мократического, правового государства и принципом интеграции нашего образования в мировое. Это условие выражается в пол­ной и правильной ориентации всего и вся в образовательном уч­реждении, на факультете, кафедре, каждого работника и студента

[на достижение цели, только цели, одной только цели и гаранти­рованного получения результата, полностью отвечающего ей.

Происходящие в нашей стране революционные перемены, а также рубеж XXI в., мировой процесс развития образования с большой ответственностью обязывают дать верный ответ на во­прос, какой должна быть цель. Образованию всегда принадлежала роль ускорителя, катализатора общественного развития и его сфер. Оно фактор долговременного развития, главный рычаг общест­венных перемен. Верно говорят: строишь планы на год — сей зер­но, строишь планы на несколько лет — сажай деревья, строишь планы на десятилетия и века — расти человека. Поэтому в цели должна реализовываться опережающая функция, цель подготовки высокообразованных профессионалов, способных двигать жизнь и практику вперед, делать все лучше, чем делается сейчас. Нельзя идти вперед, повернув голову назад. Надо готовить профессиона­лов, способных реализовать себя в самостоятельной жизни, при­чем в согласии с потребностями создания в России подлинно ци­вилизованного и интенсивно развивающегося общества, обеспечи­вающего высокий уровень жизни граждан и занимающего достой-

1ное место в мировом сообществе.

Стержень педагогической работы — целенаправленность, целе­вое управление, подлинно ориентированное на требуемый результат

|И обеспечивающий его достижение. Важно не работать в нужном Направлении и учить студентов по принципу «пригодится», но дос-



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


тигать нужного. Это имеет особое значение в профессиональном образовании и, хотя выглядит очевидным, в массовой практике редко делается с нужными строгостью и точностью. Гроша лома­ного не стоят оправдания типа «мы пахали, сеяли, работали», главное — «урожай», что «собрали», т. е. кто выпускается, что «за душой» у человека, выходящего на самостоятельную профессиональную стезю.

Второе условие: ориентация образовательного процесса на студентов — будущих профессионалов. Всякое образовательное учреждение существует для тех, кто в нем учится. Главная цель образовательного учреждения — подготовка высокообразован­ных специалистов. Главный оптимальный результат — высоко­образованный специалист. Главная мера правильности, опти­мальности и полезности любого элемента педагогической сис­темы, действия, новации — то, что они лают для подготовки студентов как граждан и профессионалов своего дела в соответ­ствии с целью. Все, что не работает на это, должно быть безжа­лостно и решительно устранено; все, чего не хватает, — внесе­но; все, что не срабатывает, не дает ожидаемого результата, — усовершенствовано и в преподавании, и в учении, и в педагоги­ческом взаимодействии, и в среде.

Третье условие: формирование в профессионально-образовательном процессе специалиста-личности — и цель, и не­пременное условие эффективности самого процесса. Если специа­лист обладает только профессиональными знаниями и умения­ми, но не образован, не воспитан, не развит, он еще не настоя­щий специалист. Великий чешский педагог Я.А. Коменский очень ярко выразился:

...можно сказать об образованном, но безнравственном человеке: что золотое кольцо в носу свиньи, то образование у человека, который отвращается от добродетелей'.

Без высокой образованности, морали, культуры «специалист» скорее всего окажется лаже вредным в трудовом коллективе, на государственной должности, проявит себя как потенциачьный бездельник, формалист, равнодушный к результатам работник, не ищущий путей повышения качества и производительности

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2 т./ Пол ред.-А.И. Пискунова и др. Т. 1. - М., 1982. - С. 298.


8. Психология и педагогика профессионального образования



труда, не заинтересованный в совершенствовании и использо­вании новых форм и методов работы, склонный к злоупотреб­лениям служебным положением, или даже мошенник, правона­рушитель. Но и само усвоение учебной программы зависит от того, каков студент как личность. Мало чему можно научить человека, если он пассивен, ленив, недобросовестен, не занима-ется упорно сам. Формирование личности отвечает и личным интересам жизни каждого студента.

Цель формирования специалиста-личности должна быть в полной мере, детально, конкретно воплощена в концепции об­разовательного учреждения, уставе, квалификационной характе­ристике и других документах, а также занять приоритетное ме­сто в педагогической концепции собственной работы каждого преподавателя. Никакой преподаватель не сможет добиться ос­воения студентами даже своей учебной дисциплины, если он не понимает, что формирование личности — не только цель, но и обязательное условие его личного успеха. Какой бы научной и специальной квалификацией он ни обладал, он мало чему мо­жет научить студентов, если самоустранится от соблюдения этого условия, если не подготовлен к формированию личности обучающихся, если не добивается нужных результатов в этом.

Внимание к этому условию важно и потому, что все, что от­носится к собственно обучению студентов, прописано и культи­вируется в образовательных учреждениях с особой детально­стью, а вопросы формирования образованности, воспитанности и развитости студентов нередко продуманы и просчитаны по­верхностно и реализуются соответственно, что наносит серьез­ный урон должной подготовленности выпускников.

Четвертое условие: максимальная интенсификация учения студентов. Ничто не может стать достоянием ума и ка­честв человека без его собственной активной деятельности. Все компоненты профессионализма — всегда продукт собственных, причем упорных и длительных усилий преподавателя и студента, учение, как верно говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский, это труд и нелегкий труд. По его словам, пас-сивный в образовательном процессе обучающий приобретает гнусную привычку сидеть часами ничего не делая и ни о чем не думая либо что-то лениво делая, но ничего путного не достигая. Ошибочно представлять преподавание как передачу знаний студентам, а их учение — как восприятие и запоминание их



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


(нечто вроде «учебной воронки», в которую «заливают» знания). Будить мысль и память, оставляя спящими чувства и совесть — педагогический примитивизм. Учение эффективно, когда пред­ставляет собой активную, педагогически и психологически на­сыщенную деятельность личности. Успехи в познавательной деятельности обучающегося, усвоении им учебного материала прямо пропорциональны характеру и силе его мотивации (личных целей, планов, интересов, потребностей, мотивов вы­бора профессии, мотивов отношения к учению и др.), мораль­ных отношений (чувства долга, ответственности, добросовестно­сти, совестливости, порядочности, честности, трудолюбия, са­мокритичности, требовательности к себе и др.), воли (целеустремленности, активности, организованности, упорства, настойчивости, работоспособности и др.). Чтобы понять, почему так или иначе учится отдельный студент, надо обратиться преж­де всего к анализу его собственной активной деятельности по овладению профессией и самоподготовки к ней.

Максимальная интенсификация учения студента требует также обучения его способам и приемам работы в образовательном учреждении, создания благоприятных условий для самостоятель­ной работы, выделения большего времени для этого. Необходи­мо заинтересовать и увлечь учебой, создать систему стимулов к формированию себя как будущего профессионала. Немаловажно обеспечить в образовательном учреждении стиль работы, при котором все думают не о том, как заставить обучающегося учиться, а о том, как создать такую обстановку, чтобы ему са­мому хотелось учиться и учиться добросовестно. Без желания учиться учение психологически приобретает для обучающегося характер внешне навязанной и чуждой его интересам работы, нужной якобы преподавателям («Поэтому-то они и заставляют меня») и от которой он пытается отлынивать, относится к ней как к неизбежному «злу», с которым надо временно смириться ради получения диплома.

Пятое условие: построение образовательного процесса на основе современных интенсивных психолого-педагогических техно­логий. За последние 10 лет у нас многое изменилось в организа­ции образования, по мало — в педагогических технологиях, формах и методах преподавания и учения. Но, как говорят, на старом моторе далеко не уедешь. Мировая практика и передо­вой опыт, имеющийся у нас, породили немало интенсивных пе­дагогических технологий, которые в основном по субъективным причинам не получили широкого распространения.


8. Психология и педагогика профессионального образования



Педагогические технологии — методические разработки, осо­бые педагогические микросистемы, состоящие из специально подобранных, обоснованных научно и скомпонованных в еди­ную упорядоченную целостность педагогических и психолого-педагогических форм, методов, способов, приемов и средств, объединенных содержанием и направленностью на решение конкретной частной задачи и обеспечивающих ее качественное решение (на рис. 8.1, Т). Поворот педагогического сознания от размышлений по поводу традиционных методов к педагогиче­ским технологиям повышает его целеустремленность, систем­ность, деловитость и внутренне структурирует образовательный процесс как совокупность параллельных и взаимосвязанных ли­ний, начинающихся с частной задачи (формирования какого-то навыка, умения, качества, способности и др.) до соответствую­щего частного результата. В системе профессионального образо­вания, отвечая требованиям целевого управления, они особенно необходимы и эффективны.

Шестое условие — осуществление руководства образова­тельным процессом преподавателями-профессионалами, людьми с высокой педагогической культурой, сознающими, что они рабо­тают в педагогическом учреждении — учреждении с особыми це­лями, ценностями, нормами, критериями эффективности, стилем и методами работы. Каждый член педагогического коллектива -основной проектировщик, главный инженер, технолог, организа­тор и чернорабочий на определенном участке образовательного процесса. Все останется написанным на бумаге, благим пожела­нием, пока он — главная действующая фигура образовательного процесса — не воплотит нужное в жизнь, не проявит свои опыт, знания, способности, не отдаст часть своей души, не одухотворит своим интеллектом и вдохновением сухую форму занятий.

Вопрос «кто учит?» — один из фундаментальных в педаго­гике. В конечном счете все остальные условия напрямую зави­сят от ответа на него.

Отечественное обра- Значение изложенного приобретает особую
зование в системе окраску при его рассмотрении в свете осо-
мировых педагогиче- бенностей мировых педагогических школ,
ских школ сложившихся исторически и распростра-

ненных в разных странах. Есть три основ­ных светских типа их: «школа знания (учебы)», «школа труда» и



Раздел III. Психология и педагогика: профессионал


«школа жизни»1. Каждый тип школы имеет свои особенности пе­дагогической системы. В рафинированном и выпукло выражен­ном виде они таковы.

Мировая педагогическая «школа знания (учебы)», которую на­зывают еще классической, сложилась в эпоху Возрождения и за­тем испытала сильное влияние трудов Яна Амоса Коменского. Провозглашаемые цели современной «школы знания»: всесторон­нее и гармоничное развитие личности, всестороннее образование обучаемых на основе обогащения их знаниями. Для ее педагогиче­ской системы также характерны: четкость регламентации всего педагогического процесса, стремление к порядку, организованно­сти, дисциплине, централизации управления, единству полходов и требований, постоянному контролю и требовательности. Не случайно эта педагогическая система прижилась и развивалась в государствах, ценящих такие же ориентиры во всех сферах, где она отвечала привычкам, традициям и психологии народа. «Школа знания» традиционна для России со времен Петра I.

Педагогическая система «школы знания» имеет немалые достоинства, что во многом объясняет причины се распростра­ненности во многих странах и живучести: традиционность и опора на богатый опыт, привычность, фундаментальность обра­зования, четкость организации и методики, управляемость, от­носительно высокий уровень порядка (что повышает ее привле­кательность), богатство (в сравнении с другими педагогически­ми школами) знаний, навыков и умений, приобретаемых обу­чаемыми, определенные успехи в развитии личности обучаемых (кругозора, миропонимания, трудолюбия, привычки к упорной, систематической и добросовестной учебе).

Однако долгая практика выявила и немалое число недостат­ков «школы знания». Она практически сводит образовательный процесс к наполнению обучаемых знаниями, а решение задач

1 Есть еще конфессиональные (религиозные, церковные) школы и так назы­ваемые альтернативные (общее для последних — леворадикальные позиции, оригинальность построения педагогической системы, отрицание традиционных методов массового образования. Это своеобразный педагогический авангардизм, который нередко выступает в виде педагогического прожектерства или антипе­дагогики. Каждая из альтернативных школ имеет свою педагогическую систему и поэтому отнести их к особому мировому типу нельзя).


В. Психология и педагогика профессионального образования 273

«всестороннего и гармоничного» воспитания и развития не кон­тролируется, не оценивается, осуществляется бессистемно, ма­лоэффективно, во многом декларативно. Педагогическая систе­ма «школы знания» оправдывает господство в образовательном учреждении авторитарного стиля, жесткого централизма, кон­троля за успеваемостью, требовательности, перегрузки учебного процесса, создает предпосылки для впадения в крайности и пе­рехода к «школе зубрежки и муштры», процветания педагогиче­ского волюнтаризма, педагогического администрирования, иг­норирования проблем мотивации увлеченной и добросовестной учебы, проявления схоластики. Она слабо готовит обучающихся к жизни в условиях современного общества и формирует неред­ко личности, мало способствующие его прогрессу, не умеющие пользоваться достоинствами гуманизма и демократии. Она ус­редняет подготовку обучающихся, ориентируется на слабых и отстающих, сдерживает развитие талантливых и их в конце кон­дов становится все меньше и меньше. Система школы заменю упрощает педагогический труд и превращает его в общедоступ­ный, открытый для не способных к нему, ведущий к снижению качественного уровня корпуса педагогов.

Мировая педагогическая «школа труда» ведет свое начало с цеховых школ средневековья, в которых производственный труд соединялся с учебой. Современная «школа труда» строится на принципах: направленности образования на практическую, трудо­вую подготовку обучаемых, подготовку их к жизни и деятельности в условиях непрерывного НТП, получение профессии- вместе с ди­пломом о соответствующей степени общей образованности; со­единения образования с активной и деловой работой на произ­водстве; образования в соединении с активной профдиагности-ческой и профориептационной работой с каждым обучающим­ся. Характерны задачи воспитания трудового подхода к жизни, привычки к труду, трудолюбия, добросовестности, дисциплини­рованности и ответственности в труде, уважения к результатам труда и к благосостоянию, достигнутому личным трудом, все­общего компьютерного обучения, овладения конкретной про­фессией.

Повышенное внимание в «школе труда» уделяется созданию условий не для словесной, а лля практической подготовки к трулу и овладению профессией. В самих учебных заведениях


274 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал

оборудуются лаборатории, мастерские и даже цеха, работа в ко­торых носит производительный характер, продукция которых идет на продажу или представляется в фирмы по предваритель­ному заказу. Дело ставится так, чтобы образовательные учреж­дения пополнялись новейшими образцами техники и прогрес­сивными технологиями, а выпускаемая продукция была бы не примитивной, а профессионально трудоемкой. Предусматрива­ется и максимальное использование возможностей региональ­ных производств, на базе которых проводятся экскурсии, встре­чи с опытными специалистами, стажировки, труд на рабочих местах под руководством наставников, участие в жизни трудо­вых коллективов для адаптации к специальной атмосфере их, постижения науки взаимоотношений и поведения в них.

Однако педагогическая система «школы труда» не сводит де­ло к узким целям профессиональной подготовки обучающихся. Признается также, что гуманитарные ориентиры имеют соци­ально-экономическую значимость, что готовить профессиональ­но значит готовить так, чтобы выпускники обладали чувством гражданской ответственности, имели социальные ценностные ориентации и этические нормы. Признается, что односторонняя профессионализация противоречит интересам общества. Утили­тарный подход к профессионализации делает ее лишь средством для достижения цели, превращает специалистов в «узколобых» профессионалов. Считается, что гуманитарно подготовленные профессионалы, работая в организациях, приносят больше пользы обществу в целом.

«Школа труда» распространена во Франции и близких к ней по историческим корням, менталитету и культуре странах (в том числе и бывших французских колониях).

У. Джемс (1842-1910)

Мировая педагогическая «школа жизни» возникла на идеях английского социолога Г. Спенсера (1820—1903), далее была развита американским педагогом У. Джемсом (1842—1910), сейчас преобладает в учебных заведениях США и в ряде других близких им по духу стран. Ее цель: подготовка молодых людей к жизни, обеспечение свободного разви­тия личности, индивидуальности и самовы­ражения. Смысл, вкладываемый в слова


8. Психология и педагогика профессионального образования






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных